Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Пугачевского муниципального района
Саратовской области
от 25 декабря 2009 г. N 2331
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Пугачевского муниципального района
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Пугачевского муниципального района (далее - Порядок) разработан в целях выявления коррупционных факторов в проектах муниципальных нормативных правовых актов и устанавливает процедуру проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов.
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные термины и понятия:
а) антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее по тексту антикоррупционная экспертиза) - деятельность уполномоченного органа, направленная на предотвращение включения или выявление в тексте проекта муниципального нормативного правового акта коррупциогенных факторов;
б) коррупциогенность - закреплённый в проекте муниципального нормативного правового акта механизм правового регулирования, создающий условия для возникновения коррупционных действий и (или) решений субъектов правоприменения в процессе реализации ими своих прав и исполнения возложенных на них обязанностей;
в) коррупциогенный фактор - нормативная правовая конструкция (отдельное нормативное предписание или их совокупность), которая сама по себе или во взаимосвязи с иными нормативными положениями либо управленческими обыкновениями создаёт риск совершения субъектами, реализующими нормативные предписания, коррупционных действий (коррупционные риски).
г) коррупционное проявление - препятствующее осуществлению прав и свобод физических и юридических лиц решение или действие должностного лица, муниципального служащего, руководителя муниципального учреждения, вызванное наличием коррупционных факторов.
д) уполномоченный орган - юридический отдел администрации Пугачевского муниципального района (должностное лицо, специалист), органа местного самоуправления, уполномоченное на проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов.
е) нормативный правовой акт - акт, изданный в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления или должностным лицом, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
1.3. Задачами антикоррупционной экспертизы является выявление и описание коррупциогенных факторов в проектах муниципальных нормативных правовых актов, в том числе внесение предложений и рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действий таких факторов.
1.4. При подготовке проекта муниципального нормативного правового акта структурное подразделение администрации Пугачевского муниципального района или заинтересованная организация, осуществляющие подготовку проекта муниципального нормативного правового акта (далее по тексту - разработчик), не должны допускать включения в текст проекта муниципального нормативного правового акта норм, содержащих типичные коррупционные факторы, перечисленные в пункте 4 настоящего Порядка.
1.5. Коррупционными факторами признаются положения проектов нормативных правовых актов, которые могут способствовать проявлению коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать и провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы.
2. Проведение антикоррупционной экспертизы
2.1. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в срок до 10 рабочих дней.
2.2. Юридический отдел администрации Пугачевского муниципального района проводит антикоррупционную экспертизу в отношении проектов нормативных правовых актов, подготовку которых осуществляют структурные подразделения администрации Пугачевского муниципального района.
2.3. При согласовании проектов нормативных правовых актов, подготовку которых осуществляют иные органы местного самоуправления, юридический отдел администрации Пугачевского муниципального района вправе дать заключение на предмет наличия в проекте коррупционных факторов и вернуть его в орган местного самоуправления, который осуществлял подготовку данного проекта, для внесения соответствующих изменений.
2.4. Проекты нормативных правовых актов, вносящие изменения в действующие нормативные правовые акты, подвергаются антикоррупционной экспертизе в том же порядке, что и первоначальный акт.
2.5. Сотрудник уполномоченной службы, проводящий антикоррупционную экспертизу, оценивает коррупциогенные факторы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, в их совокупности, степень их влияния на уровень коррупциогенности проекта нормативного правового акта, рассматривает возможность устранения или уменьшения действия данных факторов и принимает решение о согласовании или подготовке заключения на проект нормативного правового акта.
2.6. В случае выявления в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов, устранение или уменьшение действия которых невозможно, сотрудник уполномоченной службы обосновывает это в отношении каждого фактора в отдельности.
2.7. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы сотрудник уполномоченной службы не обязан предлагать новую редакцию положений проекта нормативного правового акта, содержащих коррупциогенные факторы.
Сотрудник уполномоченной службы вправе предложить конкретные формулировки отдельных положений проекта нормативного правового акта.
2.8. Все выявленные в ходе проведения антикоррупционной экспертизы коррупционные факторы должны быть устранены из проекта нормативного правового акта к моменту его принятия.
3. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы
3.1. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы на проекте нормативного правового акта уполномоченным органом принимается одно из следующих решений:
- о наличии в проекте нормативного правового акта норм, содержащих коррупционные факторы;
- об отсутствии в проекте нормативного правового акта норм, содержащих коррупционные факторы.
3.2. В случае если юридический отдел принимает решение о наличии в проекте нормативного правового акта норм, содержащих коррупционные факторы, такое решение направляется разработчику, для внесения в него соответствующих изменений в целях устранения коррупционных факторов.
3.3. В случае отсутствия коррупциогенных норм в представленном проекте нормативного правового акта, заключение подписывается должностным лицом, и проект акта с визами заинтересованных руководителей структурных подразделений направляется на подпись главе администрации Пугачевского муниципального района.
3.4. В случае возникновения разногласий при согласовании проекта муниципального нормативно правового акта о наличии в нем коррупциогенных факторов решение данного вопроса выносится на комиссию по противодействию коррупции администрации Пугачевского муниципального района.
4. Коррупционные факторы
4.1. В ходе антикоррупционной экспертизы выявляются и оцениваются следующие коррупционные факторы:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятие нормативного правового акта сверх компетенции -нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;
к) существование собственно пробела в правовом регулировании - отсутствие в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
л) отсутствие административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
м) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
н) отсутствие запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствие превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
о) отсутствие мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствие норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
п) отсутствие указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих);
р) нарушение режима прозрачности информации - отсутствие норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций;
с) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
4.2. Перечень коррупционных факторов, приведенных в настоящем Порядке, является исчерпывающим.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 25 декабря 2009 г. N 2331 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.