Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 7 июля 2009 г. N 272-П
Долгосрочная областная целевая программа
"Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2010-2012 годы
9 сентября 2009 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 9 сентября 2009 г. N 450-П в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2010-2012 годы (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Саратовской области от 18 мая 2009 года N 107-Пр "О подготовке областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2010-2012 годы"
|
Государственный заказчик Программы
|
министерство занятости, труда и миграции области |
Основные разработчики Программы |
министерство занятости, труда и миграции области, Государственная инспекция труда в Саратовской области (по согласованию), управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - управление Роспотребнадзора по Саратовской области) (по согласованию), органы исполнительной власти области, Федерация профсоюзных организаций Саратовской области (по согласованию), Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области (по согласованию), государственное учреждение - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию), ФГУН "Саратовский НИИ сельской гигиены" Роспотребнадзора (по согласованию), Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина (по согласованию), Саратовский государственный социально-экономический университет (по согласованию), Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И.Вавилова (по согласованию), Саратовская государственная академия права (по согласованию)
|
Цель и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели |
Цель Программы - защита здоровья работника и обеспечение охраны труда. Задачи Программы: снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; повышение качества условий труда на рабочих местах; организация обучения по охране труда; пропаганда здоровых и безопасных условий труда. Важнейшие оценочные показатели Программы: уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работников на предприятиях основных видов экономической деятельности, подлежащих государственному статистическому наблюдению (чел.); финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в расчете на одного работника (руб.); количество рабочих мест, на которых проведена аттестация в текущем году (тыс. ед.), в том числе: в областных учреждениях здравоохранения, в областных учреждениях образования, в областных учреждениях социального обслуживания населения, в областных учреждениях культуры; удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (%); число руководителей, специалистов, представителей общественного контроля, прошедших обучение по охране труда в обучающих организациях (тыс. чел.); подготовка специалистов по охране труда по программам дополнительного профессионального образования для органов исполнительной власти области и их подведомственных учреждений, а также подготовка экспертов по осуществлению экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (чел.); количество специалистов по охране труда предприятий и организаций области, принявших участие в тренингах по оказанию первой помощи пострадавшим работникам, семинарах по охране труда (чел.); выпуск методических, информационно-справочных материалов (ед.); распространение информационных листовок среди работников и размещение стикеров в общественном транспорте (ед.); число трансляций социальной рекламы на телевидении и светодиодных экранах (ед.); число посещений мультиагентного Интернет-портата Саратовской области по охране труда (ед.)
|
Срок и этапы реализации Программы |
2010-2012 годы, в том числе: I этап - 2010 год; II этап - 2011 год; III этап - 2012 год
|
Исполнители основных мероприятий Программы |
министерство занятости, труда и миграции области, органы исполнительной власти области, Государственная инспекция труда в Саратовской области (по согласованию), управление Роспотребнадзора по Саратовской области (по согласованию), государственное учреждение - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию), ФГУН "Саратовский НИИ сельской гигиены" Роспотребнадзора (по согласованию), Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (по согласованию), Федерация профсоюзных организаций Саратовской области (по согласованию), Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области (по согласованию), обучающие организации, организации, оказывающие услуги в области охраны труда, аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда, работодатели (по согласованию)
|
Объем и источник исполнения Программы |
объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета составляет 22,988 млн. рублей (2010 год - 9,408 млн. рублей, 2011 год - 6,66 млн. рублей, 2012 год - 6,920 млн. рублей)
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
улучшение условий труда, предупреждение и снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, сокращение государственных расходов, связанных со страховыми выплатами пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за исполнением Программы осуществляют министерство занятости, труда и миграции области, министерство экономического развития и торговли области, министерство финансов области, межведомственная комиссия по охране труда при Правительстве Саратовской области. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является неотъемлемой частью государственной политики в области социально-трудовых отношений. Претворение ее в жизнь предусматривает совместные действия органов государственной власти области, органов надзора и контроля, местного самоуправления, объединений работодателей и профессиональных союзов.
Для реализации государственной политики по охране труда в области были приняты целевые программы улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 1998-2000, 2001-2003, 2004-2006 и 2007-2009 годы.
В рамках реализации действующей программы в 2007-2008 годах особое внимание уделялось социальной рекламе, использованию для пропаганды безопасности труда ресурсов PR-индустрии и средств массовой информации. Начиная с 2007 года, в области проводится Неделя безопасности труда, приуроченная к Всемирному дню охраны труда 28 апреля. В 2008-2009 годах в рамках Недели проведены: областное совещание по вопросу "Аспекты управления охраной труда в современных условиях", практический семинар-тренинг по ведению коллективных переговоров в сфере охраны и безопасности труда совместно со специалистами Академии труда и социальных отношений (г. Москва), а также информационная акция под девизом "Труд тоже нуждается в охране" с распространением цветных листовок о необходимости соблюдения требований охраны труда, о предупреждении профессиональных рисков у работников массовых профессий сельскохозяйственного производства.
Размещена социальная реклама на тему охраны труда на телевидении и светодиодных экранах в центральных районах г. Саратова, в виде листовок-стикеров расклеена в троллейбусах и трамваях наиболее популярных маршрутов г. Саратова.
В рамках областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2007-2009 годы проведена аттестация более 5 тыс. рабочих мест по условиям труда в 80 областных учреждениях здравоохранения, социального обслуживания населения, образования и культуры.
Для повышения экономической заинтересованности работодателей в снижении профессионального риска в области продолжает расширяться практика установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также финансирование Фондом социального страхования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Так, в 2007-2008 годах установлены скидки к страховым тарифам 17 организациям, надбавки - 125 организациям, 309 организациям области профинансировано проведение обязательных медосмотров, аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране труда, приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты и др. на сумму свыше 40,8 млн руб.
В рамках реализации программы ежегодно разрабатывается и издается ежегодный аналитический доклад Правительству области о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях, в учреждениях и организациях. Доклад размещается на сайте министерства занятости, труда и миграции области, мультиагентном Интернет-портале Саратовской области по охране труда, направляется в Правительство области, Саратовскую областную Думу, органы надзора и контроля, отраслевые министерства, Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области, Федерацию профсоюзных организаций Саратовской области, администрации муниципальных районов, другие заинтересованные организации.
Последовательная и системная работа по реализации мероприятий предыдущих и действующей программ улучшения условий и охраны труда в Саратовской области способствовала снижению в 2,9 раза уровня производственного травматизма (с 5,2 случая на 1000 работающих в 1997 году до 1,8 случая в 2008 году), росту объема финансирования охраны труда почти в 25 раз (с 255,2 руб. на каждого работающего в 1997 году до 6313,6 руб. в 2008 году). Уровень производственного травматизма в нашей области на 28 процентов ниже, чем в среднем по России (2,5 случая на 1000 работающих). В Приволжском федеральном округе по данному показателю наша область занимает третье место, по объему финансирования охраны труда в расчете на 1 работающего - второе место.
Важно подчеркнуть, что средства областного бюджета являются лишь катализатором для привлечения средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в области, в том числе социально ответственного бизнеса. Благодаря совместной работе сторон социального партнерства общий объем финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в целом по области в 2008 году составил около 2 млрд. руб.
Во взаимодействии с министерством сельского хозяйства области, администрациями муниципальных образований, руководителями сельскохозяйственных предприятий, Государственной инспекцией труда в Саратовской области и управлением Роспотребнадзора по Саратовской области за годы реализации программ улучшения условий и охраны труда удалось добиться снижения производственного травматизма со смертельным исходом на предприятиях сельского хозяйства с 42 человек в 2001 году до 5 в 2008 году, т.е. более чем в 8 раз.
Однако состояние условий и охраны труда на ряде предприятий и организаций области остается неудовлетворительным. В Саратовской области в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудятся около 51 тыс. человек, или 22,3 процента к общей численности занятых добычей полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в строительстве, на транспорте и связи (по России в целом - 24,9 процента).
Неблагоприятные условия труда, подрывающие здоровье работников в процессе трудовой деятельности, производственный травматизм и профессиональные заболевания входят в ряд важнейших факторов, сокращающих продолжительность жизни населения области. По подсчетам ученых создание достойных условий труда может увеличить продолжительность жизни работающего до 8 лет. Неудовлетворительные условия труда продолжают оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии. Ежегодно в области регистрируется около 100 случаев профессиональных заболеваний, получают травмы на производстве около тысячи человек, около 100 человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья или профзаболевания. Существенно выше среднеобластного показателя (1,8 случая на 1000 работающих) уровень производственного травматизма на предприятиях строительства - 3,4 случая, обрабатывающих производств - 2,7, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 1,9.
Обеспечение безопасности труда работников на предприятиях нередко производится по остаточному принципу. Недобросовестные работодатели пытаются со ссылкой на финансовый кризис экономить на охране труда, что негативно влияет на состояние условий труда, заставляет работников рисковать собственным здоровьем и жизнью ради сохранения места работы.
Основными причинами производственного травматизма в области являются:
неудовлетворительная организация производства работ,
нарушение трудовой и производственной дисциплины,
недостатки в обучении работников безопасным приемам труда,
неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест,
нарушение правил дорожного движения,
воздействие движущихся,
вращающихся предметов и деталей и др.
В целях дальнейшего снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, развития имеющихся позитивных тенденций в сфере охраны труда необходимо продолжить работу в рамках настоящей Программы, которая сформирована как единый комплекс взаимосвязанных организационных, методических, исследовательских, производственных, санитарно-гигиенических, медицинских, учебно-пропагандистских и других мероприятий. Реализация Программы обеспечит преемственность и развитие результатов предыдущих областных целевых программ по охране труда.
Улучшение условий труда, создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, наряду с другими факторами помогут улучшить демографическую ситуацию в области.
Основанием для разработки Программы являются статья 216 Трудового кодекса Российской Федерации, распоряжение Правительства Саратовской области 18 мая 2009 года N 107-Пр "О подготовке областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2010-2012 годы".
Программа, подготовленная на основе анализа состояния условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях области, отражает современные подходы к данной проблеме и предполагает комплексное взаимодействие всех социальных институтов в решении вопросов охраны труда и сохранения здоровья работников. Программа сформирована как единый комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
2. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Цель Программы - защита здоровья работника и обеспечение охраны труда.
Задачи Программы:
снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
повышение качества условий труда на рабочих местах;
организация обучения по охране труда;
пропаганда здоровых и безопасных условий труда.
Реализация Программы осуществляется с 2010 по 2012 годы.
I этап - 2010 год;
II этап - 2011 год;
III этап - 2012 год.
3. Система (перечень) программных мероприятий
Достижение цели и решение поставленных задач осуществляется через комплекс мероприятий. Система программных мероприятий представлена в приложении.
Постановлением Правительства Саратовской области от 9 сентября 2009 г. N 450-П в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств областного бюджета и составляет 22,988 млн. рублей.
По годам финансирование составляет:
(млн. рублей)
Год |
Из областного бюджета |
2010 |
9,408 |
2011 |
6,66 |
2012 |
6,920 |
Суммы расходуемых средств ежегодно уточняются в соответствии с законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Вопросы обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для выполнения Программы, решаются самостоятельно исполнителями соответствующих мероприятий.
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Организацию выполнения Программы осуществляет государственный заказчик - министерство занятости, труда и миграции области. Контроль за ходом реализации Программы будет проводиться в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
Государственный заказчик Программы ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в министерство экономического развития и торговли области и министерство финансов области сведения о финансировании Программы и фактическом использовании денежных средств, предусмотренных Программой. Ежегодно государственный заказчик Программы подготавливает и до 1 февраля каждого года представляет в министерство экономического развития и торговли области, министерство финансов области информацию о ходе реализации Программы за прошедший год, а также предложения о внесении в нее изменений, продлении ее срока действия, завершении или прекращении.
Отраслевые органы исполнительной власти области и другие исполнители ежегодно до 15 января представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в министерство занятости, труда и миграции области.
6. Оценка эффективности реализации Программы
При разработке Программы особое внимание уделено оптимизации затрат на ее реализацию при одновременной ориентации на достижение социально-экономического эффекта при осуществлении программных мероприятий (согласно таблице). Социально-экономический эффект от выполнения Программы будет заключаться в:
снижении производственного травматизма не менее чем на 10 процентов, что создаст предпосылки для снижения уровня смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте;
сокращении удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, с 22,3 процента в 2008 году до 20,0 процентов в 2012 году.
Снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости повлечет также сокращение косвенных убытков, к которым можно отнести стоимость амбулаторного (поликлинического) лечения, а также условные материальные потери в результате недополученной продукции за время болезни, потери вследствие простоев оборудования, расходы, связанные с расследованием несчастных случаев, и другие.
Общеэкономический эффект от внедрения мероприятий по улучшению условий и охраны труда проявится в увеличении доходов организаций, а также налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате уменьшения потерь организаций, связанных с производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью, расходов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части сокращения страхового тарифа и использования части средств социального страхования на профилактику производственного травматизма и профзаболеваний.
Постановлением Правительства Саратовской области от 9 сентября 2009 г. N 450-П в настоящую таблицу внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
Система показателей и индикаторов эффективности реализации Программы
<< Назад |
Приложение. >> Система программных мероприятий |
|
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 г. N 272-П "О долгосрочной областной целевой программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.