Решение Саратовского областного суда от 26 июня 2009 г. N 3-77/2009
(извлечение)
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего - С.Е.Д., при секретаре М.М.М., с участием прокурора С.А.Д.
рассмотрев гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "ИнформБУТЭК" о признании недействующим в части приложения N 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 2 апреля 2009 года N 121-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", установил:
Постановлением Правительства Саратовской области от 30 ноября 2007 года N 423-П в приложениях N 1 и 2 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Саратовской области.
Постановлением Правительства Саратовской области N 75-П от 3 марта 2009 года "О признании утратившими силу приложений N 1 и 2 к постановлению Правительства Саратовской области от 30 ноября 2007 года N 423-П" результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области признаны утратившими силу.
В дальнейшем постановлением Правительства Саратовской области от 2 апреля 2009 года N 121-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" вновь утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Данное постановление опубликовано в официальном печатном издании "Собрание законодательства Саратовской области" N 7 за апрель 2009 г. и вступило в действие с момента опубликования.
ЗАО "ИнформБУТЭК" обратилось в Саратовский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Саратовской области от 2 апреля 2009 года N 121-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" в части утверждения в приложении N 1 среднего удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра, для кадастрового квартала 64:48:05 03 71, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:05 03 71:0064 и 64:48:05 03 71:0065, входящих в этот квартал, в размере 9 918,20 руб./кв.м.
В обоснование требований заявитель указал, что ЗАО "ИнформБУТЭК" является собственником указанных земельных участков и в соответствии с налоговым законодательством является плательщиком земельного налога. Оспариваемым постановлением Правительства Саратовской области утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 г. Данным постановлением, для земель кадастрового квартала 64:48:05 03 71, куда входят и земельные участки, принадлежащие заявителю, в строке N 1068 Приложения N 1, утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости в разрезе 7 вида разрешенного использования в размере 9 918,20 руб. за кв.м., в результате чего кадастровая стоимость принадлежащих заявителю земельных участков увеличилась в 1,9 раза по сравнению с кадастровой стоимостью 2003 года. Заявитель полагает что, кадастровая оценка указанных земельных участков не имеет под собой экономической основы, является произвольной и завышенной, поскольку при ее расчете использованы недостоверные сведения о рыночной стоимости 60 земельных участков-аналогов. Рыночная стоимость этих участков, указанная в отчете 6Н/07, завышена по отношению к стоимости указанных участков, приведенной в журнале "Жилье мое", как источнике информации.
Кадастровая оценка произведена с существенным нарушением "Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316, "Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 и "Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. N п/0152, что нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности и способствует необоснованному завышению размера земельного налога уплачиваемого заявителем.
В дополнительном заявлении (том 2 л.д. 167-169) заявитель привел доводы о том, что статьей 391 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Считает, что изменение ставки налога в течение налогового периода не допускается, ссылаясь при этом на статью 396 Налогового кодекса РФ, говорящую об установлении кадастровой стоимости на календарный год по состоянию на 1 января года. Указывает, что Правительством области на налоговый период 2009 года ставка устанавливалась дважды - постановлением N 423-П и постановлением N 121-П, поскольку постановление N 423-П было отменено постановлением N 75-П. Считает, что оспариваемое постановление принято с очевидными нарушениями установленной процедуры, в том числе сроков и имело целью злоупотребление правом, то есть Правительство Саратовской области опубликовало те же ставки, которые уже отменялись как незаконные, в результате чего заявитель лишен возможности обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного государственными органами. Кроме того, приводит доводы о том, что в связи с неопределенностью, которую внесло Правительство Саратовской области своими частыми изменениями нормативных актов, устанавливающих кадастровую оценку земли, ЗАО "ИнформБУТЭК" и другие налогоплательщики вынуждены уплачивать земельный налог в нарушение порядка, установленного Налоговым кодексом РФ; заявитель был лишен возможности свободно распорядиться земельными участками, в частности, продать или заложить, в связи с неопределенностью кадастровой стоимости; а также о том, что в нарушение "Технических рекомендаций" среди 12 соисполнителей отчета о кадастровой стоимости не было ни одного риэлтора.
Правительство Саратовской области, возражая против заявления, указало, что оспариваемое постановление принято Правительством области в пределах его компетенции, установленной федеральными и областными нормативными правовыми актами, не противоречит федеральному закону и не нарушает прав заявителя.
Выслушав объяснения представителя заявителя Г.Т.А., представителя Правительства Саратовской области А.А.Н., изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Саратовской области С.А.Д., полагавшего требование заявителя оставить без удовлетворения, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.
Правовое регулирование общественных отношений, о которых возник спор, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (с последующими изменениями) и иными нормативными правовыми актами.
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 того же Кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила). В соответствии с пунктом 4 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Согласно пункту 5 государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Пункт 8 Правил устанавливает, что оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с пунктом 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, а Приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Судом установлено, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области проведено в рамках действовавших на тот период административных процедур, выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществлен по результатам конкурса из числа лиц, имевших лицензию на оценочную деятельность, что соответствует требованиям, установленным вышеназванным Приказом Росземкадастра.
Суд находит несостоятельным довод заявителя о том, что сведения о рыночной стоимости объектов-аналогов, указанные в таблице 2 отчета 6Н/07 об оценке рыночной стоимости земельных участков, предназначенных для размещения торговых, офисных, производственных зданий и помещений по городам Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года" искажены и не соответствуют сведениям, опубликованным в информационных источниках.
К материалам дела приобщен указанный отчет (том 1 л.д. 130-174), из содержания которого следует, что рыночная стоимость земельных участков - аналогов, принятая во внимание при расчете удельного показателя кадастровой стоимости земли кадастрового квартала, в который входят земельные участки заявителя (том 1 л.д. 139-146) соответствует информации опубликованной в журналах "Жилье мое" (электронная версия приобщена к материалам дела). С данным обстоятельством согласилась в судебном заседании представитель заявителя Г.Т.Г.
Суд также учитывает, что на момент принятия постановления N 121-П от 2 апреля 2009 года "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" Правительство Саратовской области располагало положительным заключением Роснедвижимости, что подтверждается извещением от 23 марта 2009 года N 4-558. (том N 1 л.д. 127-128).
Из акта Роснедвижимости по проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков (т. 1 л.д. 129) следует, что каких-либо нарушений при определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области (от 18 февраля 2009 года) не выявлено.
Не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела утверждение заявителя о нарушении сроков принятия оспариваемого постановления; незаконности повторного утверждения результатов кадастровой оценки; наличии, с точки зрения заявителя, неопределенности в уплате налога в результате отмены и несвоевременного повторного утверждения результатов кадастровой оценки; невозможности (после отмены первичных результатов кадастровой оценки земельных участков) свободно распорядиться земельными участками, в частности, продать или заложить, в связи с неопределенностью кадастровой стоимости.
Указанные обстоятельства не могут являться основанием к отмене нормативного правового акта.
Не является убедительным довод заявителя о несоответствии оспариваемого постановления нормам налогового законодательства Российской Федерации, в виду невозможности изменения налоговой ставки в течение налогового периода. Оспариваемым постановлением не изменяется налоговая ставка, а устанавливается кадастровая стоимость земельных участков земель населенных пунктов в Саратовской области. Более того, суд учитывает, что, исходя из объяснений в судебном заседании представителя заявителя Г.Т.Г., размер удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков с принятием оспариваемого постановления не изменился и соответствует размеру удельного показателя, указанному в приложении N 1 предыдущего постановления Правительства области N 423-П. В силу этого налоговая ставка по причине принятия оспариваемого постановления измениться не могла.
Не может быть принято во внимание и утверждение о том, что в работе по кадастровой оценке земель населенных пунктов Саратовской области принимали участие оценщики Р.В.В., и П.С.С. (том 1 л.д. 178), не имевшие на момент проведения оценки диплома оценщика. Как следует из материалов дела, отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков составлен и утвержден 18 февраля 2009 года (том 1 л.д. 175). Диплом оценщика выдан Р.В.В. 23 октября 2007 года, П.С.С. - 18 декабря 2008 года.
Не является обоснованным утверждение в судебном заседании представителя заявителя (со ссылкой на Технические рекомендации) о незаконности результатов кадастровой оценки по тем основаниям, что в работе по кадастровой оценке не принимали участие риэлторы. Как следует из содержания Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом от 29 июня 2007 г. N П/0152 Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, подобного требования они не содержат.
Убедительных доводов о том, что кадастровая оценка проведена с существенным нарушением "Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", "Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" и "Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" заявителем суду не приведено.
На основании изложенного, суд не находит предусмотренных законом оснований для признания постановления Саратовской области N 121-П от 2 апреля 2009 года "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" недействующим.
Руководствуясь статьями 253, 194-198 ГПК РФ, суд решил:
заявление закрытого акционерного общества "ИнформБУТЭК" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Саратовский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Саратовского областного суда от 26 июня 2009 г. N 3-77/2009
Текст решения предоставлен Саратовским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании