Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 24 декабря 2012 г. N 782-П в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Раздел 3. Система (перечень) программных мероприятий
Реализация Программы предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в области ресурсов сельскохозяйственного сырья, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности.
Стимулирование развития пищевой и перерабатывающей промышленности планируется осуществлять за счет средств областного, федерального бюджетов и внебюджетных источников.
За счет средств областного бюджета и средств, поступивших из федерального бюджета в виде субсидии, предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, предприятиям потребительской кооперации, сельхозтоваропроизводителям всех организационно-правовых форм, сельскохозяйственным потребительским кооперативам при условии проведения реконструкции и модернизации или строительства нового производства первичной переработки сельскохозяйственного сырья, производства пищевых продуктов;
возмещается часть затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009-2015 годах на строительство, реконструкцию и модернизацию производства;
компенсируется часть стоимости приобретаемого технологического и санитарно-гигиенического оборудования, специализированного автотранспорта и оборудования для охлаждения и хранения животноводческого сырья и готовой продукции.
Часть четвертая утратила силу.
Часть пятая утратила силу.
См. текст части пятой раздела 3
Основные направления развития предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности носят сырьевой характер. Главным принципом группировки предприятий является сложившаяся технологическая однородность предприятий в рамках отдельных отраслей. Согласно указанному принципу предполагается дальнейшее развитие в области следующих направлений переработки сельскохозяйственной продукции:
переработка скота и мяса;
переработка молока;
переработка зерна;
переработка сахарной свеклы;
переработка подсолнечника.
Участниками Программы по согласованию являются предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, сельхозтоваропроизводители всех форм собственности, сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Система программных мероприятий включает в себя меры по увеличению объемов переработки продукции животноводства и растениеводства.
В целях реализации Программы формируется реестр инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории области. Отбор инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов и включение проектов в реестр осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 25 февраля 2011 года N 104-П "О порядке и условиях отбора инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса области".
3.1. Переработка скота и мяса
Мясная промышленность области является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей по переработке сельхозпродукции. Она представлена 130 предприятиями по производству мясных продуктов, из них 7 предприятий имеют производственные мощности по первичной переработке скота. По состоянию на 1 января 2010 года мощности предприятий мясной промышленности по переработке скота составляли 14 тыс. тонн мяса в год. Кроме этого в области имеется 37 убойных пунктов мощностью 20 тыс. тонн в год.
Следует отметить, что за последние 5 лет были модернизированы и переоборудованы мясоперерабатывающие предприятия, мощности которых по сравнению с 2000 годом увеличились в 5 раз и в настоящее время составляют 100 тыс. тонн колбасных изделий, 15 тыс. тонн мясных полуфабрикатов и 20 млн. условных банок консервов. В последние 3 года было введено в эксплуатацию четыре предприятия мясной промышленности, в том числе в 2007 году - ООО "Митэк" в г. Энгельсе, в 2008 году - два предприятия: ООО "Рамфуд Поволжье" (Калининский мясокомбинат, первичная переработка скота), мясокомбинат "Родина" (производство сырокопченых колбас и деликатесных изделий в г. Энгельсе), в 2009 году пущен мясоперерабатывающий цех СПССК "Феникс". В целях повышения конкурентоспособности продукции и расширения рынков сбыта будет продолжена модернизация и реконструкция ООО "Агротэк", ООО "Дубки", ООО "Регионэкопродукт Поволжье", ООО "Митэк" и ряда других предприятий.
Остается сложным вопрос по первичной переработке скота. В связи с этим одним из приоритетных направлений Программы является строительство новых мясохладобоен и реконструкция имеющихся предприятий по забою скота в муниципальных районах области. До 2015 года планируется увеличение мощности по переработке скота на 23,1 тыс. тонн.
Такие предприятия как ООО "АГРОТЭК ГРУПП", ООО "Регионэкопродукт Поволжье", ООО "Дымок" планируют строительство современных мясохладобоен общей мощностью 15 тыс. тонн и одновременное приобретение оборудования для разделки и упаковки мяса, что позволит наладить производство натуральных мясных полуфабрикатов, повысить конкурентоспособность продукции и соответственно расширить рынки сбыта товарного мяса.
Часть пятая утратила силу.
Часть шестая утратила силу.
В муниципальных районах области планируется строительство новых и реконструкция имеющихся птицефабрик.
Планируется реконструкция и модернизация убойных цехов и строительство новых мясохладобоен в районах области.
При условии успешной реализации мероприятий Программы мощность предприятий мясной промышленности по первичной переработке скота увеличится на 23,1 тыс. тонн. Это позволит забить в специализированных цехах весь скот, произведенный в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских фермерских хозяйствах.
В личных подсобных хозяйствах выращивают скот в первую очередь для обеспечения собственного потребления, что составляет 70 тыс. тонн мяса. Для собственных нужд населения используется мясо, как правило, подворного забоя.
Таблица 4
Производство мяса в убойной массе в хозяйствах всех форм собственности и ввод мощностей по переработке
(тыс. тонн)
При условии успешной реализации мероприятий Программы будет решена проблема промышленного забоя скота.
За счет средств областного бюджета и средств, поступивших из федерального бюджета в виде субсидии, предполагается компенсировать часть стоимости приобретаемого технологического, холодильного и санитарно-гигиенического оборудования, специализированного автотранспорта предприятиям мясной промышленности, сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности и сельскохозяйственным потребительским кооперативам при условии проведения реконструкции и модернизации производства мясной продукции и цехов первичной переработки, строительства нового производства.
3.2. Переработка молока
В Саратовской области имеется 26 предприятий молочной промышленности и 10 цехов, перерабатывающих молоко непосредственно в сельхозорганизациях, производственные мощности которых позволяют переработать более 500 тыс. тонн молока в год. В 2009 году ими произведено молочной продукции на сумму 2,7 млрд. рублей. Приоритетными направлениями развития молочной промышленности является развитие сетей молокоприемных пунктов, реконструкция и модернизация предприятий молочной промышленности.
Молокоперерабатывающие предприятия закупают почти весь объем молока, произведенного в сельхозпредприятиях и крестьянско-фермерских хозяйствах. Предприятия отрасли на сегодня недостаточно используют ресурсы личных подсобных хозяйств, так как существует проблема с реализацией молочных продуктов, особенно в летнее время. За 2010-2012 годы введено в действие 25 молокоприемных пунктов, что на сегодняшний день обеспечивает потребность предприятий в молоке сырье. Строительство новых молокоприемных пунктов и модернизация существующих будет осуществляться по мере увеличения реализации молочных продуктов и соответственно увеличения объемов закупки сырья. Затраты на содержание молокоприемных пунктов, сбор и первичную переработку молока у населения выше чем в сельхозпредприятиях в среднем на 4 рубля за кг. На территории области имеется 83 молокоприемных пункта для сбора и охлаждения молока, что недостаточно. Программой планируется строительство новых и реконструкция действующих молокоприемных пунктов в районах области.
В целях увеличения объемов переработки молока, производимого в малых формах хозяйствования, а также безусловного приведения процесса сбора молока в соответствие с требованиями Федерального закона от 12 июня 2008 года N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", Программой предусматривается организация молокоприемных и молокоперерабатывающих пунктов в муниципальных районах области, особенно в удаленных от крупных молокоперерабатывающих предприятий.
В 2010 году введены в эксплуатацию молокоперерабатывающие предприятия модульного типа в Дергачевском, Балашовском и Ртищевском муниципальных районах производственной мощностью 26 тонн переработки молока в сутки.
На 2011-2012 годы намечено строительство молокоперерабатывающих предприятий малого бизнеса в Базарно-Карабулакском, Краснокутском, Озинском, Питерском и Новобурасском муниципальных районах с объемом инвестиций соответственно 30 млн. рублей, 8 млн. рублей, 2,5 млн. рублей, 8 млн. рублей и 8 млн. рублей.
Выполнение намеченных Программой мероприятий по реконструкции и модернизации производства позволит увеличить производство молочных продуктов, повысить ее конкурентоспособность, увеличить загрузку имеющихся мощностей, что позволит полностью переработать молоко на промышленных предприятиях, за исключением молока, используемого сельским населением для личного потребления.
За счет средств областного бюджета и средств, поступивших из федерального бюджета в виде субсидии, предполагается компенсировать часть стоимости приобретаемого технологического и холодильного оборудования, специализированного автотранспорта предприятиям молочной промышленности, сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности и сельскохозяйственным потребительским кооперативам при условии проведения реконструкции и модернизации производства молочной продукции и пунктов первичной переработки молока, строительства нового производства.
3.3. Переработка зерна
В области 52 хлебоприемных предприятия и элеватора, производственные мощности которых позволяют принять в период заготовки до 3200 тыс. тонн зерна и других культур, подработать, просушить и сохранить для дальнейшей переработки.
В целях увеличения производственных мощностей по первичной подработке и хранению зерна Программой планируется модернизация действующих и строительство новых элеваторных комплексов. Ведется реконструкция производственных мощностей ОАО "Пугачевский элеватор", ОАО "Новоузенский элеватор". Планируется строительство элеваторных комплексов для хранения и подработки маслосемян в Аткарском и Марксовском районах. Сумма инвестиций составит 300 млн рублей.
Часть третья утратила силу
Часть четвертая утратила силу
В результате производственные мощности по первичной подработке и хранению зерна и маслосемян подсолнечника на предприятиях области увеличатся на 73 тыс. тонн.
Одной из острейших проблем в данной отрасли является то, что выращенное зерно не в полной мере перерабатывается. Перед предприятиями мукомольно-крупяной отрасли ставится задача к 2015 году довести переработку зерна до 40 процентов.
Программой предусматривается увеличение производственных мощностей предприятий мукомольно-крупяной промышленности на 12 процентов. В Балашовском районе на модернизацию мукомольного производства инвестируется 26,5 млн. рублей, в г. Саратове - 56,5 млн. рублей.
Поддержку предприятиям мукомольно-крупяной промышленности, сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности, сельскохозяйственным потребительским кооперативам предполагается осуществлять посредством компенсации части стоимости приобретаемого технологического оборудования при условии реконструкции, модернизации производства по переработке зерна и строительства нового производства.
3.4. Переработка сахарной свеклы
Целью осуществления мероприятий по развитию сахарной промышленности области является обеспечение дальнейшего роста объемов производства сахара из сахарной свеклы до уровня максимального обеспечения сахаром потребностей внутреннего регионального рынка, сокращение зависимости от импортного сахара-сырца, повышение эффективности функционирования всего свеклосахарного подкомплекса области.
Потребность населения области в сахаре составляет 54 тыс. тонн. За счет переработки сахарной свеклы, выращиваемой в области, потребность в сахаре погашается на 49-58 процентов. Недостающее количество сахара в область завозится. Решение проблемы обеспечения потребности области сахаром можно решить путем проведения реконструкции и модернизации действующего сахарного комбината с увеличением мощности по переработке сахарной свеклы, а также строительства еще одного сахарного завода.
Производством сахара в области занимается ООО "Балашовский сахарный комбинат". После проведения реконструкции и модернизации производства мощность комбината по переработке свеклы будет увеличена в 2015 году в 2,5 раза по сравнению с проектной мощностью и составит 4,5 тыс. тонн в сутки.
Для достижения поставленной цели необходимо создать условия для увеличения объема производства сахара, производимого из выращенной в области сахарной свеклы, а также для привлечения инвестиций в свеклосахарный подкомплекс области.
В результате реализации мероприятий по модернизации и реконструкции действующего сахарного производства, внедрения ресурсосберегающей технологии по сушке и грануляции свекловичного жома увеличится налогооблагаемая база, вырастет объем производства сахара. В итоге увеличится объем налоговых поступлений, вырастет среднемесячная заработная плата в отрасли.
Компенсация части стоимости технологического оборудования предполагается за счет средств областного бюджета и средств, поступивших из федерального бюджета в виде субсидии, предприятиям сахарной промышленности, сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности, сельскохозяйственным потребительским кооперативам при условии проведения реконструкции и модернизации производства сахара и свеклоприемных пунктов, строительства нового производства.
Таблица 5
Производство сахарной свеклы в Саратовской области за 2005-2009 годы и прогноз до 2015 года
Годы |
Площадь, тыс. га |
Урожайность, ц/га |
Валовой сбор (после доработки), тыс. тонн |
2008 |
6,1 |
309,5 |
157,2 |
2009 |
4,9 |
193,1 |
85,6 |
2010 (прогнозно) |
7,0 |
209,7 |
146,8 |
2011 (прогнозно) |
9,0 |
215,0 |
193,0 |
2012 (прогнозно) |
10,0 |
220,0 |
220,0 |
2013 (прогнозно) |
12,0 |
225,0 |
270,0 |
2014 (прогнозно) |
12,8 |
250,0 |
320,0 |
2015 (прогнозно) |
14,0 |
250,0 |
350,0 |
Сокращение посевных площадей сахарной свеклы в 2007-2009 годах связано в первую очередь с тем, что во многих свеклосеющих хозяйствах наблюдался недостаток финансовых средств на приобретение свеклоуборочной техники, пестицидов и минеральных удобрений. К 2015 году планируется рост объемов сахарной свеклы увеличить в 4,1 раза, что полностью обеспечит потребность в сырье сахарного комбината.
Компенсация части стоимости оборудования предполагается за счет средств областного бюджета и средств, поступивших из федерального бюджета в виде субсидии, предприятиям сахарной промышленности, сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности, сельскохозяйственным потребительским кооперативам при условии проведения реконструкции и модернизации производства сахара и свеклоприемных пунктов, строительства нового производства. За счет средств федерального (прогнозно) и областного бюджетов возмещается часть затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий сахарной промышленности.
3.5. Переработка подсолнечника
Масложировая отрасль области - одна из бюджетообразующих отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, на ее долю приходится до 35 процентов от общего объема производимой пищевой продукции.
Таблица 6
Производство масла растительного в 2005-2011 годах и прогноз на 2012-2015 годы
Годы |
Производство масла растительного (тыс. тонн) |
2005 |
117,6 |
2006 |
204,0 |
2007 |
233,1 |
2008 |
196,9 |
2009 |
180,1 |
2010 |
175,9 |
2011 |
167,3 |
2012 (прогнозно) |
190,0 |
2013 (прогнозно) |
194,0 |
2014 (прогнозно) |
200,0 |
2015 (прогнозно) |
210,0 |
Предприятия масложировой отрасли области планируют в 2010-2015 годах проведение реконструкции и модернизации предприятий, направленных на увеличение объема переработки подсолнечника и производства растительного масла, проведение мероприятий по установке энергосберегающего оборудования, строительство элеваторного комплекса для хранения маслосемян подсолнечника.
В г. Балаково с 2012 года реализуется проект строительства маслоэкстракционного завода мощностью по переработке подсолнечника 470 тыс. тонн в год.
За счет средств областного бюджета и средств, поступивших из федерального бюджета в виде субсидии, предполагается компенсировать часть стоимости приобретенного технологического оборудования предприятиям масложировой промышленности, сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности, сельскохозяйственным потребительским кооперативам при условии проведения реконструкции и модернизации производственных мощностей, строительства нового производства.
Постановлением Правительства Саратовской области от 20 марта 2013 г. N 131-П наименование подраздела 3.6 настоящего приложения изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
3.6. Переработка и хранение плодов и овощей
Для обеспечения населения области свежей овощной продукцией по рациональным нормам потребления требуется ежегодно производить не менее 310 тыс. тонн картофеля, 323 тыс. тонн овощей. Одной из проблем является задача сохранности выращенной плодоовощной продукции и картофеля и обеспечения населения этими продуктами в зимний и весенний периоды.
В настоящее время в овощеводческих хозяйствах области имеется 32 овощехранилища емкостью 46,2 тыс. тонн, из них 27 овощехранилищ емкостью 28 тыс. тонн подлежат реконструкции и модернизации. В результате потери скоропортящейся овощной продукции и картофеля при хранении и транспортировке составляют до 30-40 процентов от объема их производства. Для решения этой проблемы необходима реализация мероприятия по созданию логистических центров, реконструкции и модернизации имеющихся овощехранилищ, развитию консервной промышленности области. Задача логистического центра - комплексная система заготовки, хранения, предпродажной подготовки и реализация овощеводческой продукции и картофеля.
В 2012 году открыт логистический центр (ИП Полях М.В.) в г. Энгельсе мощностью 8 тыс. тонн единовременного хранения овощной продукции. Центр работает со многими фермерскими хозяйствами области и сетевой торговлей.
В 2013-2015 годах планируется строительство еще 2 логистических (оптово-распределительных) центров, 8 овощехранилищ, а также реконструкция действующих хранилищ.
К 2015 году будет обеспечена сохранность в осенне-весенний период овощной продукции до 100 тыс. тонн.
В области имеется 6 консервных заводов, занимающихся переработкой овощей и фруктов, в том числе ОАО "Черемшанское" г. Хвалынска, ООО "Широко-Карамышский консервный завод" Лысогорского района, ООО "Покровский консервный завод" Энгельсского района, ООО "Базарно-Карабулакский консервный завод", ОАО "Плодовое" г. Вольска и ФГУП "Консервный завод" ФСИН России.
Консервные заводы проводят большую работу по техническому перевооружению предприятий, закупке и установке новых линий. В планах предприятий - увеличение мощности по переработке сельскохозяйственной продукции, расширение ассортимента продукции.
Поддержку предприятиям перерабатывающих отраслей предполагается осуществлять посредством компенсации части стоимости технологического оборудования при условии реконструкции, модернизации консервного производства и овощехранилищ, а также строительства новых консервных производств, овощехранилищ и логистических центров.
3.7. Хлебопекарная и другие отрасли
Хлеб является наиболее массовым продуктом питания, обеспечивающим около 30 процентов физиологической потребности человека в пищевых веществах и энергии, а также удобным продуктом для обогащения различными пищевыми и биологически активными добавками направленного действия. Саратовская область, как и многие регионы России, находится в зоне экологического неблагополучия, поэтому создание хлебных изделий так называемого "здорового" ассортимента актуально как для профилактического, так и для лечебного питания.
Реализация мероприятий по модернизации и реконструкции хлебопекарных и кондитерских предприятий в муниципальных районах области будет способствовать уменьшению материально-технических затрат и энергетических ресурсов на производство хлеба, кондитерских изделий, снижению их себестоимости, а также улучшению качества и расширению ассортимента продукции, более полному удовлетворению потребности населения.
Для насыщения потребительского рынка области продовольственными товарами в необходимом ассортименте требуется развитие всех отраслей пищевой промышленности. Программой предусматриваются мероприятия по реконструкции и модернизации предприятий рыбоперерабатывающей, пивоваренной и ликероводочной отраслей промышленности. В результате реконструкции и модернизации производства к 2015 году увеличатся мощности по производству пива в 2 раза, пищевой рыбной продукции на 11 процентов, водки и ликероводочных изделий на 20 процентов.
Поддержку предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности, сельскохозяйственным потребительским кооперативам предполагается осуществлять посредством компенсации части стоимости оборудования при условии реконструкции, модернизации производства пищевых продуктов и строительства нового производства.
Реализация предусмотренных Программой мероприятий позволит повысить качество и конкурентоспособность производимой предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности продукции, снизить ее себестоимость. В свою очередь это будет способствовать росту производства пищевой продукции, насыщению потребительского рынка области качественными продуктами питания, произведенными местными производителями, более полному сохранению и переработке сельскохозяйственной продукции, выращенной в области.
Перечень программных мероприятий по развитию пищевых и перерабатывающих предприятий в разрезе отраслей указан в приложении N 1 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.