Решение Саратовского областного суда от 5 июля 2010 г.
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 г. N 32-Г10-20 решение Саратовского областного суда от 5 июля 2010 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба Правительства Саратовской области - без удовлетворения
Саратовский областной суд в составе:
судьи С.Е.Д.
при секретаре М.М.М.,
с участием прокурора С.С.В.,
адвоката П.Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Е.Н.И. и К.С.Н. о признании недействующим в части Приложения N 2 к постановлению Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 г. N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", установил:
Постановлением Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 г. N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (в редакции постановлений Правительства Саратовской области от 03.08.2009 N 343-П, от 26.08.2009 N 411-П, от 22.03.2010 N 91-П, от 22.04.2010 N 138-П, от 25.05.2010 N 191-П, с изменениями, внесенными решениями Саратовского областного суда от 16.11.2009, 17.11.2009) (далее по тексту - Постановление N 270-П) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года.
Постановление N 270-П имеет приложения в виде таблиц, в числе которых Приложение N 2, устанавливающее средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Саратовской области;
Указанное постановление и внесенные в него изменения опубликованы в официальном издании Саратовской области - "Собрание законодательства Саратовской области" N 15 за июль 2009 года, N 18 и 20 за август 2009 года и является действующим.
Исходя из содержания указанного выше Приложения N 2 в строке N 38 по Энгельсскому муниципальному району утвержден средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земли по седьмому виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры) в сумме 5 678 руб. 35 коп. (л.д. 14).
Заявители Е.Н.И. и К.С.Н. обратились в суд с заявлением о признании недействующим данного Приложения N 2 в части утверждения среднего уровня кадастровой стоимости одного квадратного метра земли по седьмому виду разрешенного использования в сумме 5 678 руб. 35 коп. в строке N 38.
В обоснование заявленного требования указали, что являются сособственниками нежилых зданий, расположенных в г. Энгельсе Саратовской области на земельном участке площадью 2 414 кв.м. с кадастровым номером 64:50:03 20 11:0004, который предоставлен им по договору N 3506 от 4 апреля 2001 г. на условиях аренды, дополнительного соглашения от 6 февраля 2009 г. и договора замены стороны в обязательстве от 20 января 2009 г. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 23 января 2009 г. кадастровая стоимость земельного участка составляет 15 388 718 руб. 92 коп. Арендная плата за пользование земельным участком составляет 289 986 руб. 49 коп. в год.
Считают кадастровую стоимость земельного участка завышенной и экономически необоснованной, поскольку рыночная стоимость земельного участка более чем в 10 раз ниже установленной кадастровой стоимости, что, по их мнению, приводит к необоснованному завышению арендной платы за пользование земельным участком и нарушает их право на внесение законной установленной арендной платы. Полагают, что окончательная кадастровая оценка земель проведена без учета уровня рыночных цен на земельные участки.
В судебном заседании заявители и их представитель адвокат П.Л.В. заявление поддержали и дополнительно пояснили, что незаконность Постановления N 270-П в оспариваемой части заключается также в том, что Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области в Правительство области представлены результаты кадастровой оценки, согласно которым по Энгельсскому муниципальному району средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земли по седьмому виду разрешенного использования составляет 6 374 руб. 78 коп. Вместе с тем, Правительство области без какого-либо экономического обоснования утвердило средний уровень кадастровой стоимости в размере 5 678 руб. 35 коп.
В судебном заседании представитель Правительства Саратовской области М.В.С. заявленные требования не признал и пояснил, что Постановление N 270-П принято Правительством Саратовской области в пределах его компетенции, с соблюдением порядка проведения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, установленного федеральным законодательством, в том числе, с соблюдением процедуры, предусмотренной пунктами 9 и 10 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель. Правительство Саратовской области, исходя из политических соображений, руководствуясь положениями целесообразности в условиях финансового кризиса, утвердило удельные показатели по некоторым кадастровым кварталам и муниципальным районам в более низком размере, чем представлено на утверждение Управлением Роснедвижимости.
Управление Роснедвижимости представило средний удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка по данному муниципальному району в сумме 6 132,25 руб./кв.м., а Правительство области утвердило его в сумме - 5 678,35 руб./кв.м. При этом Правительство руководствовалось соображениями целесообразности, не желая обострять социальную напряженность в области, полагая возможным утвердить результаты не выше представленных на утверждение Управлением Роснедвижимости по области, поскольку к исключительной компетенции Правительства области относится утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель под свою ответственность.
Выслушав доводы заявителей и их представителя адвоката П.Л.В., представителя Правительства Саратовской области М.В.С., исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора С.С.В., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, о которых возник спор, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Так, в соответствии со статьей 65, частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (в ред. постановлений Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. N 206, от 14 декабря 2006 г. N 767, от 17 сентября 2007 г. N 590) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28 июня 2007 г. N 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Регламент).
Регламент определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель (пункт 1 Регламента).
Исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 Регламента).
По результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации. Отчет содержит следующие сведения: использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9 Регламента).
Пункты 9.4., 9.5., 9.6., 9.8., 9.9., 11 Регламента устанавливают, что Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (предварительная проверка). В случае соответствия Отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет один экземпляр Отчета на бумажном и электронном носителях на проверку в Роснедвижимость. После получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из содержания Регламента следует, что только при условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной в соответствии с его требованиями.
Судом установлено, что заявители Е.Н.И. и К.С.Н. являются сособственниками нежилых зданий, расположенных на земельном участке площадью 2 414 кв.м. с кадастровым номером 64:50:03 20 11:0004, который предоставлен им по договору N 3506 от 4 апреля 2001 г на условиях аренды, дополнительного соглашения от 6 февраля 2009 г. и договора замены стороны в обязательстве от 20 января 2009 г. (т. 1 л.д. 16-24). Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 23 января 2009 г. кадастровая стоимость земельного участка составляет 15 388 718 руб. 92 коп. (т. 1 л.д. 47). Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 3 марта 2010 г. кадастровая стоимость земельного участка составляет 13 707 536 руб. 90 коп. (т. 1 л.д. 46).
В соответствии с приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 6 февраля 2007 года N П/0017 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году" (в редакции приказа от 28 февраля 2007 года) на территориальные органы Роснедвижимости была возложена обязанность провести работы по государственной кадастровой оценке в составе земель населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, 27 июня 2007 г. между комитетом по управлению имуществом Саратовской области и Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный проектно-изыскательный институт земельно-кадастровых съемок" Поволжский филиал (далее - ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ) были заключены договоры на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Саратовской области, в том числе г. Саратова и Энгельсского района Саратовской области, неотъемлемой частью которых являлись технические задания (конкурсная документация т. 2 л.д. 50-73).
По результатам проведения указанных работ ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ года был составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 г. - далее Отчет (т. 1 л.д. 105-247).
Указанный отчет утвержден директором ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ 18 февраля 2009 г., о чем имеется отметка на его титульном листе (т. 1 л.д. 105).
Согласно извещению Управления Роснедвижимости по Саратовской области от 19 февраля 2008 г. N 4-367 проведена предварительная проверка этого отчета, в результате которой установлено, что его состав соответствует условиям технического задания, и он направлен на проверку в Роснедвижимость. (т. 2 л.д. 169).
Из акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 18-27 февраля 2009 г., письма Управления Роснедвижимости по Саратовской области от 23 марта 2009 г. N 4-556 следует, что Отчет являлся предметом проверки Роснедвижимости; по результатам проверки Роснедвижимостью принято решение о соответствии Отчета Методическим указаниям; Управление Роснедвижимости по Саратовской области представило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области на утверждение в Правительство Саратовской области в виде проекта постановления Правительства Саратовской области с приложениями N 1, 2, 3 (т. 1 л.д. 102-104).
Постановлением Правительства Саратовской области от 2 апреля 2009 г. N 121-П в приложении N 2 утвержден средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Саратовской области, который относительно Энгельсского муниципального района по 7 виду разрешенного использования земель составляет 5678,35 (т. 1 л.д. 14).
18 мая 2009 г. рабочей группой по рассмотрению результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области принято решение о согласовании проекта постановления о внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 2 апреля 2009 г. N 121-П с учетом рекомендаций Управления Роснедвижимости по Саратовской области (протокол N 1 заседания рабочей группы по рассмотрению результатов государственной кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов Саратовской области (том 2 л.д. 170-171).
Постановлением Правительства Саратовской области от 20 мая 2009 года N 202-П в Приложение N 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 2 апреля 2009 г. N 121-П внесены изменения, Приложение N 2 к нему изложено в новой редакции согласно Приложению N 1, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель в разрезе населенных пунктов муниципальных районов (городских округов) Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 г. согласно Приложению N 2.
Из письма Управления Роснедвижимости по Саратовской области от 1 июня 2009 г. N 4-1271 Губернатору Саратовской области следует, что Управлением Роснедвижимости по Саратовской области была проведена проверка приложений к Постановлению Правительства Саратовской области от 20 мая 2009 года N 202-П, в ходе которой были выявлены следующие недостатки: допущена техническая ошибка при применении среднего УПКСЗ земель сельскохозяйственного назначения для 15 вида разрешенного использования в г. Саратове и в ряде муниципальных районов Саратовской области; средние УПКСЗ по муниципальным районам в основном определены неправильно; допущена техническая ошибка по формированию перечня объектов оценка (земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет по состоянию на 1 января 2007 года) по г. Саратову и Саратовскому району; в Александрово-Гайском районе пропущен один населенный пункт; отсутствуют сведения о кадастровой стоимости земельных участков, стоящих на государственном кадастровом учете по состоянию на дату оценки - 1 января 2007 г. (т. 2 л.д. 172-174).
Правительство Саратовской области, утверждая в Постановлении N 270-П (с последующими изменениями) результаты государственной оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, в том числе в Приложении N 2 об установлении среднего уровня кадастровой стоимости 1 кв. м. земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Саратовской области оспариваемые заявителями, признало утратившими силу постановления Правительства Саратовской области от 2 апреля 2009 года N 121-П и от 20 мая 2009 года N 202-П.
Исходя из положений Регламента, основным доказательством определения кадастровой стоимости земельных участков является отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
Между тем в Отчете, приобщенном к материалам дела по ходатайству представителя Правительства Саратовской области, отсутствуют сведения о том, что средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов Саратовской области в разрезе муниципальных районов (городских округов) Саратовской области по седьмому виду разрешенного использования составляет 5 678 руб. 35 коп.
Выпиской из отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года - подтверждено (том 9, книга 1, "Расчет средних по муниципальным районам (городским округам) значений УПКСЗ), что по Энгельсскому муниципальному району по седьмому виду разрешенного использования средний удельный показатель кадастровой стоимости земли составляет 6 374 руб. 78 коп. (т. 2 л.д. 1-3).
Таким образом, Правительство области без какого-либо экономического обоснования утвердило среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земли по Энгельсскому муниципальному району по седьмому виду разрешенного использования в размере 5 678 руб. 35 коп.
Вопреки требованиям части 1 статьи 249 ГПК РФ Правительство Саратовской области и его представитель не представили суду доказательств в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием утверждения в Приложении N 2 к Постановлению N 270-П среднего уровня кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов Саратовской области в разрезе муниципальных районов (городских округов) Саратовской области по седьмому виду разрешенного использования в размере 5 678 руб. 35 коп., т.е. доказательств законности утверждения этого показателя.
В силу изложенного суд приходит к выводу о том, что Управление Роснедвижимости по Саратовской области письмом от 23 марта 2009 года N 4-556 (т. 1 л.д. 102-103) представило в Правительство Саратовской области на утверждение сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области), прошедшие проверку в Роснедвижимости на соответствие Методическим указаниям. В составе этих сведений средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка, арендаторами которого являются заявители Е.Н.И. и К.С.Н., были определены в тех же размерах, которые указаны в Отчете.
Однако в Приложении N 2 к Постановлению N 270-П Правительство Саратовской области утвердило средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м. земель населенных пунктов по седьмому виду разрешенного использования по Энгельсскому муниципальному району, на территории которого расположен земельный участок заявителей (кадастровый номер N 64:50:03 20 11:4), сумме 5678,35 руб.,/кв.м), не соответствующий среднему уровню кадастровой стоимости одного квадратного метра данного земельного участка, представленного ему на утверждение Управлением Роснедвижимости - в сумме 6 374,78 руб.,/кв.м.
Согласно положений Регламента и пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, представленные ему на утверждение в виде проекта акта данного органа исполнительной власти Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации, в отношении которых была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям.
Поскольку Правительством Саратовской области в Приложении N 2 к Постановлению N 270-П утвержден иной средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м. земель населенных пунктов по седьмому виду разрешенного использования по Энгельсскому муниципальному району, чем это было согласовано с Роснедвижимостью, такое утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель может быть признано законным только при наличии заключения Роснедвижимости о соответствии данных результатов Методическим указаниям.
Между тем Правительством Саратовской области суду не представлены доказательства, подтверждающие, что приведенный выше средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м. земель населенных пунктов по седьмому виду разрешенного использования по Энгельсскому муниципальному району в Приложении N 2 к Постановлению N 270-П был утвержден при наличии заключения Роснедвижимости об их соответствии Методическим указаниям. Не имеется таких доказательств и в материалах дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что процедура проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области была нарушена, средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м. земель населенных пунктов по седьмому виду разрешенного использования по Энгельсскому муниципальному району в сумме 5678,35 руб.,/кв.м., установлен произвольно, без соблюдения установленной процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель и утверждения ее результатов, в связи с чем Приложение N 2 к Постановлению N 270-П в этой части не соответствует федеральному законодательству.
По общему правилу, сформулированному в подпункте 7 пункта 1 статьи 1, пунктах 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату в форме земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и арендной платы; для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка; для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законом установлена возможность применения кадастровой стоимости земельного участка для определения налоговой базы земельных участков, являющихся объектами налогообложения, а также для расчета арендной платы за земельные участки.
Установление в нормативном правовом акте, не соответствующем требованиям закона, средних значений удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра в кадастровом квартале, в который входит земельный участок, собственником которого являются заявители, свидетельствует о недостоверности этих результатов кадастровой оценки, что нарушает права указанных заявителей на уплату законно установленного размера арендной платы.
Оспаривая правильность расчетов, заявитель указывает на то обстоятельство, что при определении кадастровой стоимости одного квадратного метра земли, не учтены факторы расположения земельного участка: его нахождение за пределами г. Энгельса, его реальная рыночная стоимость. Однако, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость. Также в Земельном кодексе РФ не указано, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть максимально приближена к его рыночной стоимости. В силу изложенного этот довод заявителя не может быть принят во внимание.
Доводы представителя Правительства Саратовской области М.В.С. о том, что Постановление N 270-П в оспариваемой части принято Правительством Саратовской области в пределах его компетенции, с соблюдением порядка проведения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, установленного федеральным законодательством, утверждение данных показателей, частично отклоняющихся от отчета об определении кадастровой стоимости в сторону уменьшения, федеральному законодательству не противоречит, прав заявителей не нарушает, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных в решении нормативных правовых актов, противоречат обстоятельствам, установленным судом при рассмотрении, а в подтверждение их обоснованности доказательств не представлено.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку установлено, что Приложение N 2 к Постановлению N 270 в части утверждения среднего уровня кадастровой стоимости 1 кв. м. земель населенных пунктов по седьмому виду разрешенного использования по Энгельсскому муниципальному району в сумме 5678,35 руб.,/кв.м., противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушает права заявителей, имеется основание к признанию его в этой части недействующим.
Определяя момент, с которого оспариваемое положение Приложения N 2 к Постановлению N 270-П, должно быть признано недействующим, суд учитывает, что данный нормативный правовой акт до рассмотрения дела судом в течение определенного времени применялся и на основании этого акта были реализованы права и обязанности организаций. В силу этого имеются основания к признанию его недействующим и не подлежащим применению с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-197, 253 ГПК РФ, решил:
заявление Е.Н.И. и К.С.Н. удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу Приложение N 2 к постановлению Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (в редакции постановлений Правительства Саратовской области от 3 августа 2009 года N 343-П и от 28 августа 2009 года N 411-П) в части утверждения в строке N 38 среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м. земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Саратовской области в разрезе 7 группы разрешенного использования по Энгельсскому муниципальному району в сумме 5 678 руб. 35 коп.
Решение суда после вступления в законную силу в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 (с последующими изменениями) "О средствах массовой информации" подлежит опубликованию в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы, представления через Саратовский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Саратовского областного суда от 5 июля 2010 г.
Текст решения предоставлен Саратовским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст решения опубликован в "Собрании законодательства Саратовской области" N 28, сентябрь 2010 г., стр. 7564 (подписано в печать 7 октября 2010 г., выход в свет 8 октября 2010 г.)
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании