Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Саратовской городской Думы
от 30 сентября 2010 г. N 55-654
Программа
комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Саратов" на 2011-2015 гг.
Паспорт Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Саратов" на 2011-2015 гг.
Наименование программы: |
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Саратов" на 2011-2015 гг. (далее - Программа)
|
Основания для разработки Программы: |
Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Устав муниципального образования "Город Саратов". Решение Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-240 "Об утверждении Генерального плана города Саратова"
|
Основные разработчики Программы: |
Комитет по экономике администрации муниципального образования "Город Саратов", комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", организации коммунального комплекса
|
Цель Программы: |
Развитие систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов, в целях обеспечения потребностей жилищно-гражданского строительства, повышения качества оказываемых услуг, улучшения экологической ситуации
|
Задачи Программы: |
- реализация проектных решений Генерального плана города Саратова; - строительство и модернизация систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов; - обеспечение возможности подключения к системам коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости; - замена устаревшего и изношенного оборудования; - внедрение новых технологий; - привлечение инвестиций из различных источников финансирования для развития систем коммунальной инфраструктуры; - снижение износа объектов коммунальной инфраструктуры; - снижение издержек и повышение качества коммунальных услуг
|
Срок реализации Программы:
|
2011 - 2015 гг. |
Объемы финансирования: |
Прогнозный объем финансирования Программы составляет 13438,326 млн. руб., в том числе: 2011 г. - 1369,711 млн. руб., 2012 г. - 2261,602 млн. руб., 2013 г. - 3028,751 млн. руб., 2014 г. - 3454,026 млн. руб., 2015 г. - 3324,236 млн. руб.
|
Исполнители Программы:
|
Организации коммунального комплекса города Саратова |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: |
Реализация мероприятий по развитию систем водоснабжения и водоотведения позволит к 2015 году: - обеспечить возможность подключения к системам водоснабжения и водоотведения объектов жилищно-гражданского строительства г. Саратова в объеме 3105,394 тыс. м2; - обеспечить устойчивую работу систем водоснабжения и водоотведения с учетом возрастающего к 2015 году на 41969,59 м3 в сутки количества потребляемой воды и приема стоков для вновь застраиваемых и реконструируемых объектов; - осуществить строительство централизованного водоснабжения и водоотведения вновь застраиваемых жилых микрорайонов; - проложить 161,448 км водопроводных сетей; - проложить 62,465 км канализационных сетей; - снизить степень износа основных фондов предприятия МУПП "Саратовводоканал" на 55 %; - снизить аварийность на водопроводных сетях до 2,5 повреждений на 1 км в год; - снизить аварийность на канализационных сетях до 4,3 повреждений на 100 км в год; - уменьшить потери при транспортировке воды до потребителей на 2,7 %; - провести модернизацию и замену технологического оборудования очистных сооружений и насосных станций на более производительное и современное; - повысить качество услуг водоснабжения и водоотведения; - снизить эксплуатационные расходы на электричество, требуемое для перекачки воды, на 5,3%, а также на реагенты, необходимые в процессе водоподготовки; - обеспечить требование всех экологических нормативов в связи с применением новых эффективных технологий очистки сточных вод и обработки осадка; - осуществить выполнение энергосберегающих мероприятий; - увеличить процент населения города, обеспеченного централизованным водоснабжением и водоотведением, на 9%. Реализация мероприятий по развитию объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), позволит к 2015 году: - ввести в эксплуатацию 56,43 га площади полигонов ТБО, в том числе: - 3 очередей полигона ТБО в Александровском карьере г. Саратова - 12,3 га; - 5-й очереди Волжского полигона ТБО - 22 га; - 2-й очереди (2, 3 этапы) полигона в п. Елшанка Ленинского района г. Саратова - 22,13 га; - ввести в эксплуатацию 3 мусоросортировочные станции на полигонах по утилизации ТБО; - вывезти на полигоны твердые бытовые отходы в количестве 9200 тыс. м3
|
Система организации контроля за исполнением Программы: |
Контроль за исполнением Программы осуществляется Саратовской городской Думой, администрацией муниципального образования "Город Саратов". |
Введение
Город Саратов - крупный хозяйственно-административный и культурный центр с населением 827,2 тыс. человек и широкой сетью промышленных предприятий.
Город расположен на правом берегу реки Волги. Общая площадь городских земель составляет 38197 га. Территория характеризуется полого-холмистым рельефом с большим перепадом высот - более 100 м. Характерное расположение города накладывает особенности в эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры.
Тенденции последнего времени свидетельствуют о том, что в городе активно развивается жилищно-гражданское строительство с освоением как старых, раннее занятых площадей, так и новых микрорайонов. Все это подтверждает необходимость системного, программного подхода к обеспечению развития систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов.
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Саратов" на 2011-2015 гг. разработана на основании и во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и предусматривает развернутый план действий, направленный на обеспечение потребностей жилищно-гражданского строительства, повышение качества оказываемых услуг, улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования "Город Саратов".
Разработка Программы вызвана необходимостью освоения новых территорий для комплексного строительства, создания условий для привлечения инвестиций, обеспечения ресурсосбережения, создания современной системы ценообразования.
Программа станет основанием для осуществления бюджетной политики муниципального образования "Город Саратов" в сфере развития коммунальной инфраструктуры, привлечения целевых средств областного и федерального бюджетов, средств инвесторов.
Программа разработана в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года N 25-240 "Об утверждении Генерального плана города Саратова" на основе прогнозных данных об объемах и локализации жилищно-гражданского строительства, данных о текущем состоянии и перспективах функционирования систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов.
На основании Программы будут формироваться инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов.
См. Инвестиционную программу по развитию систем водоснабжения и водоотведения МУПП "Саратовводоканал" на период 2011-2013 годы, утвержденную решением Саратовской городской Думы от 25 ноября 2010 г. N 57-690
Результатом реализации Программы будет строительство новых и модернизация существующих систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов. В результате повысится качество предоставляемых услуг, улучшится экологическая ситуация на территории города, будет обеспечена возможность осуществления массового жилищно-гражданского строительства.
1. Развитие систем водоснабжения и водоотведения
Системы водоснабжения и водоотведения являются важнейшей неотъемлемой частью коммунальной инфраструктуры и имеют решающее значение в обеспечении жизнедеятельности и развития городского хозяйства.
Необходимость дальнейшего строительства и модернизации систем водоснабжения и водоотведения обусловлена потребностями жилищно-гражданского строительства, ужесточающимися требованиями к качеству услуг, экологическим последствиям их предоставления.
Качественные и количественные параметры процесса развития систем водоснабжения и водоотведения определены на основе анализа их текущего состояния и проблем функционирования, объемов и локализации жилищно-гражданского строительства.
1.1. Система водоснабжения
Подавляющее большинство потребителей получают услугу холодного водоснабжения от МУПП "Саратовводоканал".
В состав городского коммунального водопровода входят две основные системы водоснабжения: хозяйственно-питьевая и промышленная.
Хозяйственно-питьевое водоснабжение города осуществляется из поверхностного источника - среднего бьефа Волгоградского водохранилища реки Волги. Исходная вода из трех водозаборов насосными станциями I подъема и дополнительного подъема на ВК-3 подается на очистные сооружения водопроводных комплексов ВК-2, ВК-3, ВК-4. Первоначально вода поступает в смесители (ВК-2, ВК-3) и вертикальные отстойники (ВК-4). В смесители подаются реагенты: раствор коагулянта, хлор для обеззараживания исходной воды и раствор флокулянта в паводковый период. Скоагулированные взвешенные вещества в отстойнике выпадают в осадок, а осветленная вода поступает на скорые фильтры. Профильтрованная вода самотеком перетекает в резервуары чистой воды. Из резервуаров чистой воды питьевая вода насосными станциями второго подъема через разветвленные магистральные водоводы и повысительные станции подается в разводящие водопроводные сети к потребителям.
Система водоснабжения состоит из следующих функциональных элементов:
- водопроводные комплексы (ВК-2, ВК-3, ВК-4). Суммарная производительность - 631 тыс. м3/сутки. Производительность ВК-2 - 175 тыс. м3/сутки, ВК-3 - 450 тыс. м3/сутки, ВК-4 - 6 тыс. м3/сутки;
- водопроводные перекачные насосные станции (ВПНС). На сетях водопровода города задействовано 54 повысительные насосные станции суммарной производительностью около 549,0 тыс. м3/сутки, в том числе 6 головных насосных станций: "Вольская", "Поливановская", "Жасминная", "Нитрон", "САЗ", "Техстекло", обеспечивающие 500,0 тыс. человек городского населения питьевой водой. На насосных станциях установлено 139 единиц насосного оборудования, 603 единицы запорной арматуры;
- водопроводные сети. В настоящее время протяженность водопроводных сетей составляет 1405,76 км, в т.ч.:
диаметром до 400 мм - 988,76 км,
диаметром от 400 и выше - 417,0 км.
На водопроводных сетях установлено:
водопроводных колодцев - 11007 шт.,
задвижек - 10240 шт.,
пожарных гидрантов - 2397 шт.,
водоразборных колонок - 683 шт.
Техническое состояние системы водоснабжения
Техническое состояние системы водоснабжения характеризуется высокой степенью износа зданий, водопроводных сетей и технологического оборудования. Динамика износа за последние три года приведена в таблице 1.
Табл. 1
Динамика износа объектов системы водоснабжения
Наименование объекта |
Процент износа |
||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|
ВК-2 |
59 |
62 |
60 |
ВК-3 |
62 |
63 |
66 |
ВК-4 |
42 |
50 |
55 |
ВПНС |
39 |
39 |
40 |
Водопроводные сети |
76 |
77 |
78 |
В целом ряде случаев высокая степень износа зданий и оборудования приводит к ситуациям, сопряженным с риском возникновения техногенных аварий. Так, на водопроводных комплексах номер два и три в результате разрушения гидроизоляции железобетонных емкостных сооружений нарушена их герметизация, что приводит к увеличению утечки воды. Из-за осадочных явлений здания и сооружения подвержены деформации.
Аварийность на водопроводных сетях превышает 3 аварии на 1 км сетей в год.
Ликвидация последствий аварий в условиях городской прокладки вызывает в ряде случаев затраты, превосходящие стоимость прокладки новых трубопроводов.
Основные проблемы функционирования системы водоснабжения:
- высокая степень износа зданий и оборудования функциональных элементов системы;
- недостаточная степень техногенной надежности;
- использование устаревших технологий водоочистки;
- небезопасный метод обеззараживания исходной воды;
- высокая ресурсоемкость производства;
- отсутствие резерва мощности;
- низкая степень автоматизации производственных процессов;
- низкая энергоэффективность оборудования;
- низкая надежность источника энергоснабжения;
- высокие показатели аварийности на сетях;
- высокие потери воды при транспортировке;
- отсутствие резервных и кольцевых водопроводных линий;
- отсутствие резервного источника водоснабжения.
1.2. Система водоотведения
Подавляющее большинство потребителей получают услугу водоотведения от МУПП "Саратовводоканал".
Система водоотведения г. Саратова осуществляет сбор, транспортировку, очистку, обеззараживание сточных вод, поступающих от населения и промышленных предприятий города, и сброс очищенной воды в реку Волгу. Централизованным водоотведением охвачено 70% территории г. Саратова.
Все канализационные стоки города выводятся на очистные сооружения городской станции аэрации (ГСА), расположенные в Залетаевском овраге.
Городская станция аэрации обеспечивает полный цикл биологической очистки сточных вод. Стоки проходят первичную механическую очистку от плавающих веществ в здании решеток, после чего в горизонтальных песколовках происходит осаждение песка. Далее в первичных радиальных отстойниках производится осаждение взвешенных веществ, находящихся в сточной воде, а осветленная вода поступает по распределительному каналу в четырехкоридорные аэротенки, где проходит биологическую очистку от органических примесей активным илом. Жизнедеятельность активного ила поддерживается подачей воздуха в аэротенк воздуходувной станцией. Далее вода с избыточным активным илом поступает во вторичные радиальные отстойники, в которых происходит осаждение ила, а осветленная вода поступает по сбросному каналу в лоток Паршаля, где обеззараживается хлорной водой и подается по сбросным трубопроводам в распределительный рассеивающий водовыпуск d 1400 мм протяженностью 2,7 км, проложенный по дну р. Волги.
Образовавшийся в первичных радиальных отстойниках осадок перекачивается в резервуары-смесители, куда также перекачивается избыточный ил из вторичных отстойников. Осадок влажностью 94-96% вместе с флокулянтом подается на пресс-фильтры, на которых производится его обезвоживание до 75-78%. Обезвоженный осадок отгружается автотранспортом на I очередь площадок складирования осадка в Татищевском районе.
Осажденный в песколовках песок гидроэлеватором перекачивается на песковые площадки, где после дренажа и просушки естественным способом также отгружается на площадки складирования осадка в Татищевском районе.
В состав системы водоотведения входят:
- напорно-самотечные коллекторы. В настоящее время протяженность канализационных сетей и коллекторов составляет 805,36 км, в т.ч.:
диаметром до 500 мм - 619,76 км;
диаметром от 500 мм и выше - 185,6 км (из них 32,8 км - коллекторы шахтной проходки).
На канализационных сетях установлено 30585 колодцев и 55 шахт глубиной до 55 метров;
- перекачные канализационные насосные станции. В целях обеспечения пропуска сточных вод эксплуатируется 18 наносных станций (построены в 60-х - 70-х годах), имеющих 366 единиц установленного оборудования. Общая производительность канализационных насосных станций составляет 220 тыс. м3/сутки;
- городская станция аэрации (ГСА). Производительность городской станции аэрации 640 тыс. м3/сутки.
Техническое состояние системы водоотведения
Техническое состояние системы водоотведения характеризуется высокой степенью износа зданий, канализационных сетей и технологического оборудования. Динамика износа за последние три года приведена в таблице 2.
Табл. 2
Динамика износа объектов системы водоотведения
Наименование объекта |
Процент износа |
||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|
Канализационные сети |
77 |
68 |
70 |
Канализационно-насосные станции |
50 |
52 |
59 |
Городская станция аэрации |
71 |
73 |
72 |
Аварийность на канализационных сетях превышает 5 аварий на 100 км сетей в год.
За 26 лет эксплуатации емкостных сооружений городской станции аэрации из-за усиленной коррозии произошло разрушение железобетонных конструкций стен и днищ, оборудование пришло в негодность и требует полной замены.
Основные проблемы функционирования системы водоотведения:
- высокая степень износа зданий и оборудования функциональных элементов системы;
- недостаточная степень техногенной надежности;
- небезопасная система обеззараживания стоков;
- отсутствие резерва мощности;
- низкая степень автоматизации производственных процессов;
- низкая энергоэффективность оборудования;
- применяемые технологии не обеспечивают очистку стоков до значений предельно допустимой концентрации по меди, фосфатам, азоту;
- отсутствие дублирующих коллекторов;
- критическое состояние люкового хозяйства.
Анализ состояния систем водоснабжения и водоотведения выявил ряд проблем, носящих системный характер и оказывающих решающее влияние как на обеспечение отдельных качественных и количественных параметров систем водоснабжения и водоотведения, так и на работоспособность систем в целом: высокая степень износа зданий, сооружений, оборудования, водопроводных и канализационных сетей, применение устаревших технологий (в том числе экологически опасных), низкая производительность и энергоэффективность оборудования, высокие непроизводственные потери ресурсов, низкая степень автоматизации производственных процессов.
По результатам проведенного анализа сформирован план мероприятий Программы, направленный на решение проблем систем водоснабжения и водоотведения (Приложение 1).
Мероприятия сформированы с учетом потребности муниципального образования "Город Саратов" в услугах водоснабжения и водоотведения, требуемого уровня качества и надежности работы систем водоснабжения и водоотведения при соразмерных затратах и экологических последствиях.
1.3. Оценка прироста нагрузки систем водоснабжения и водоотведения
Оценка прироста нагрузки систем водоснабжения и водоотведения в связи с необходимостью обеспечения потребностей жилищно-гражданского строительства выполнена в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года N 25-240 "Об утверждении Генерального плана города Саратова" на основе прогнозных данных об объемах и локализации жилищно-гражданского строительства, приведенных в таблице 3.
Табл. 3
Информация о прогнозируемых объемах жилищно-гражданского строительства и требуемом приросте нагрузки систем водоснабжения и водоотведения
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Итого |
Объемы жилищно-гражданского строительства, тыс. м2 |
373,689 |
674,977 |
690,876 |
682,926 |
682,926 |
3105,394 |
Прирост нагрузки, м3/сутки |
5372,14 |
9125,8 |
9172,93 |
9149,36 |
9149,36 |
41969,59 |
На основании оценки прироста нагрузки систем водоснабжения и водоотведения и в связи с необходимостью обеспечения потребностей жилищно-гражданского строительства, с учетом основных планировочных направлений застройки города разработаны мероприятия, направленные на обеспечение потребностей в услугах водоснабжения и водоотведения строящихся и реконструируемых объектов. Вышеназванные мероприятия также включены в план мероприятий Программы (Приложение 1).
Реализация плана мероприятий Программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения позволит:
- обеспечить возможность подключения к системам водоснабжения и водоотведения объектов жилищного и гражданского строительства г. Саратова в объеме 3105394 м2 за период: 2011-2015 годы;
- обеспечить устойчивую работу систем водоснабжения и водоотведения с учетом возрастающего к 2015 году на 41969,59 м3 в сутки количества потребляемой воды и приема стоков для вновь застраиваемых и реконструируемых объектов;
- осуществить строительство централизованного водоснабжения и водоотведения вновь застраиваемых жилых микрорайонов;
- проложить 161,448 км водопроводных сетей;
- проложить 62,465 км канализационных сетей;
- снизить степень износа основных фондов предприятия на 55%;
- снизить аварийность на водопроводных сетях до 2,5 повреждений на 1 км в год;
- снизить аварийность на канализационных сетях до 4,3 повреждений на 100 км в год;
- уменьшить потери при транспортировке воды до потребителей на 2,7%;
- обеспечить надежность и бесперебойность работы объектов водоснабжения и водоотведения;
- заменить технологическое оборудование очистных сооружений и насосных станций на более производительное и современное;
- повысить качество услуг водоснабжения и водоотведения;
- снизить на 5,3% эксплуатационные расходы на электричество, требуемое для перекачки, а также на реагенты, необходимые в процессе водоподготовки;
- исключить возможность срыва водоснабжения и водоотведения в отдельных микрорайонах из-за поломки оборудования;
- обеспечить требование всех экологических нормативов в связи с применением новых, эффективных технологий очистки сточных вод и обработки осадка;
- осуществить выполнение природоохранных и энергосберегающих мероприятий;
- увеличить процент населения города, обеспеченного централизованным водоснабжением и водоотведением, на 9%.
2. Развитие объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация утилизации и переработки бытовых отходов относится к вопросам местного значения.
В настоящее время утилизация твердых бытовых отходов от всех категорий потребителей осуществляется на трех полигонах:
- полигон в п. Гуселка-2 (Волжский район) мощностью 1250,0 тыс. м3 ТБО в год;
- полигон в п. Елшанка (Ленинский район) мощностью 340,0 тыс. м3 ТБО в год;
- полигон в Александровском карьере (Заводской район) мощностью 250,0 тыс. м3 ТБО в год.
Основные проблемы функционирования полигонов:
- чрезмерно быстрое переполнение существующих полигонов из-за большого объема и малой плотности размещаемых отходов;
- отрицательные факторы для окружающей среды: выделение неприятного запаха, разброс отходов ветром, самопроизвольное возгорание полигонов, бесконтрольное образование метана и неэстетичный вид;
- отсутствие площадей, пригодных для размещения полигонов, на удобном расстоянии от города.
В целях улучшения санитарного состояния города ведется строительство новых очередей действующих полигонов по утилизации твёрдых бытовых отходов в Ленинском, Заводском и Волжском районах города. Строительство ведётся в соответствии с рабочими проектами, разработанными специализированными организациями, на основании данных проектной документации и в соответствии со СНиПами и СанПиНами.
Строительство полигона в Ленинском районе п. Елшанка ведётся с 1998 года. Общая площадь земельного участка, отведенного под строительство полигона, составляет 43,85 га. Полигон рассчитан на прием 12000,0 тыс. м3 ТБО в неуплотненном состоянии. Среднегодовой прием ТБО на полигон в неуплотненном виде составляет 340,0 тыс. м3. В 2010 году планируется ввод в эксплуатацию 1-го этапа 2-й очереди мощностью 720,0 тыс. м3 ТБО в неуплотненном виде. В настоящее время необходимо разработать проектно-сметную документацию на 2-й, 3-й этапы 2-й очереди полигона ТБО. Стоимость проектных работ составляет 4,48 млн. руб. Сметная стоимость строительства 2-го, 3-го этапов 2-й очереди полигона ТБО составляет 135,09 млн. руб. Строительство полигона ТБО позволит ввести дополнительные площади для утилизации ТБО, планируемый объем приема ТБО - 540 тыс. м3 в год в неуплотненном виде (97,2 тыс. тонн).
На данном полигоне с целью рационального использования природных ресурсов, извлечения ценных компонентов из ТБО планируется построить мусоросортировочный комплекс (МСК) мощностью до 150 тыс. тонн в год (800,0 тыс. м3 ТБО в неуплотненном виде). Ввод в эксплуатацию МСК позволит уменьшить объем утилизируемых ТБО до 50% за счет отбора полезных фракций, компактирования остатков на прессе. В связи с этим срок эксплуатации 1-го этапа 2-й очереди полигона увеличится с 2,1 до 4,2 лет. Планируемая стоимость строительства МСК составляет 28,81 млн. руб.
В соответствии с проектно-сметной документацией с 2002 года ведётся строительство полигона в Александровском карьере Заводского района общей площадью 52,1 га. Полигон рассчитан на приём 6000 тыс. м3 неуплотнённых ТБО в течение 25 лет. Весь участок складирования ТБО разделен на 4 равные очереди. В 2005 году введена в эксплуатацию 1-я очередь полигона ёмкостью 1500 тыс. м3 неуплотненных ТБО площадью 4,09 га. В 2008 году начато строительство 2-ой очереди площадью 4,09 га, ёмкостью 1500 тыс. м3 неуплотненных ТБО. Остаток сметной стоимости строительства полигона составляет 324,18 млн. руб. (с учетом средств, предусмотренных на 2010 год).
В настоящее время 1-я очередь полигона твердых бытовых отходов в Александровском карьере Заводского района г. Саратова заполнена на 78%. Необходимо продолжение строительства 2-й очереди полигона ТБО, а также строительство 3-й, 4-й очередей. С целью увеличения срока эксплуатации очередей на 4 года на полигоне планируется строительство мусоросортировочного комплекса мощностью 50 тыс. тонн (240-250 тыс. м3 неуплотненных ТБО) в год. С введением в строй МСК объем утилизируемых ТБО уменьшится на 20%. Сметная стоимость строительства объекта - 31,2 млн. руб.
В 2010 году планируется ввести в эксплуатацию 4-ю очередь полигона ТБО в Волжском районе п. Гуселка-2. Эксплуатация данной очереди будет производиться по 2013 г. Для дальнейшего расширения полигона необходимо разработать проектно-сметную документацию на 5-ю очередь полигона ТБО. Ориентировочная сумма затрат на разработку проектно-сметной документации составляет 10,28 млн. руб. Сметная стоимость строительства полигона площадью 22 га мощностью 1250,0 тыс. м3 ТБО в неуплотненном виде (250 тыс. т) в год составляет 507,07 млн. руб. Также на полигоне планируется строительство мусоросортировочного комплекса мощностью 1000,0 тыс. м3 ТБО в неуплотненном виде (200 тыс. тонн) в год. Ориентировочная сумма затрат на строительство МСК составляет 281,27 млн. руб. Строительство комплекса позволит увеличить эксплуатацию 5-й очереди полигона с 15 до 20 лет.
Мероприятия по строительству полигонов и мусоросортировочных станций, стоимость проектных и строительных работ приведены в Приложении 2.
В целом объем финансирования на строительство объектов, используемых для утилизации ТБО, составляет 1322,38 млн. руб., в том числе по полигону ТБО в п. Елшанка - 168,38 млн. руб., по полигону ТБО в п. Александровка - 355,38 млн. руб., по Волжскому полигону ТБО - 798,62 млн. руб.
Показатели прироста нагрузок по утилизации ТБО приведены в таблице 4.
Табл. 4
Нагрузка по утилизации ТБО
N п/п |
Полигоны ТБО |
Утилизация твердых бытовых отходов по годам, тыс. м3 |
Итого за 2011-2015 гг., тыс. м3 |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
1. |
Волжский полигон по утилизации ТБО |
1250,0 |
1250,0 |
1250,0 |
1250,0 |
1250,0 |
6250,0 |
2. |
Полигон по утилизации ТБО в Ленинском районе |
340,0 |
340,0 |
340,0 |
340,0 |
340,0 |
1700,0 |
3. |
Полигон по утилизации ТБО в Александровском карьере, Заводской район |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
1250,0 |
|
Итого |
1840,0 |
1840,0 |
1840,0 |
1840,0 |
1840,0 |
9200,0 |
По итогам реализации мероприятий по развитию объектов, используемых для утилизации ТБО, будет введено в эксплуатацию 56,43 га площади полигонов ТБО, 3 мусоросортировочные станции (МСК). За период с 2011-2015 гг. на полигоны будет вывезено 9200 тыс. м3 ТБО, в том числе объем ТБО на утилизацию составит 7654 тыс. м3, на вторичную переработку - 1546 тыс. м3.
Реализация мероприятий Программы будет являться шагом к построению полноценной системы комплексного управления отходами, способной на высоком уровне решать проблемы в сфере обращения с отходами, возникающими на современном этапе развития города.
Табл. 5
3. Сводная оценка финансовых потребностей Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на 2011-2015 гг.
N п/п |
Перечень систем коммунальной инфраструктуры |
Общая потребность в финансировании Программы, млн. руб. |
Потребность в финансировании по годам, млн. руб. |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
1. |
Водоснабжение |
7984,431 |
889,826 |
1296,079 |
2037,525 |
1962,721 |
1798,280 |
2. |
Водоотведение |
4131,515 |
265,005 |
672,403 |
677,266 |
1249,325 |
1267,516 |
3. |
Утилизация ТБО |
1322,38 |
214,88 |
293,12 |
313,96 |
241,98 |
258,44 |
|
Итого |
13438,326 |
1369,711 |
2261,602 |
3028,751 |
3454,026 |
3324,236 |
Общая потребность в финансировании Программы на период 2011-2015 гг. составляет 13438,326 млн. руб.
Основными источниками финансирования являются:
- средства, полученные организациями коммунального комплекса от платы за подключение в соответствии с их инвестиционными программами, а также собственные и кредитные средства;
- средства федерального и областного бюджетов;
- средства бюджета муниципального образования "Город Саратов";
- средства инвесторов.
Заключение
Принятие Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Саратов" на 2011-2015 гг. и выполнение предусмотренных ею мероприятий позволит обеспечить:
- развитие систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов, в соответствии с потребностями муниципального образования "Город Саратов";
- создание условий для развития жилищного сектора и осуществления комплексного освоения земельных участков под жилищно-гражданское строительство;
- повышение качества предоставляемых организациями коммунального комплекса услуг при соразмерных затратах и экологических последствиях;
- улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования "Город Саратов";
- принятие инвестиционных программ и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, инвестиционных надбавок к тарифам с учетом обеспечения доступности данных услуг для потребителей;
- осуществление бюджетной политики муниципального образования "Город Саратов" в сфере развития коммунальной инфраструктуры, привлечение целевых средств областного и федерального бюджетов, средств инвесторов;
- повышение степени автоматизации производства организаций коммунального комплекса, модернизацию оборудования и применение современных технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.