Соглашение
между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных
организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей
и работодателей Саратовской области на 2011-2012 годы
13 декабря 2010 г.
Настоящее соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением срока действия
См. соглашение между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2013-2015 годы
См. также городское трехстороннее соглашение на 2012-2014 годы между администрацией муниципального образования "Город Саратов", координационным Советом организаций профсоюзов муниципального образования "Город Саратов" и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2012-2014 годы
Правительство Саратовской области (далее - Правительство), Федерация профсоюзных организаций Саратовской области (далее - Профсоюзы), Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области (далее - Работодатели), совместно именуемые в дальнейшем "Стороны", заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее региональное трехстороннее соглашение на 2011-2012 годы (далее - Соглашение), регулирующее социально-трудовые отношения и устанавливающее общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в Саратовской области, и совместные действия Сторон по их реализации.
В условиях сложившейся экономической ситуации Стороны в числе приоритетных целей Соглашения предусматривают проведение в 2011-2012 годах социально-экономической политики, направленной на модернизацию и инновационное развитие экономики области, обеспечение устойчивого экономического роста, повышение уровня и качества жизни населения, сокращение бедности, решение проблемы обеспечения населения жильем, обеспечение гарантий занятости населения, сохранение здоровья и жизни работников в процессе их трудовой деятельности на основе принципов социального партнерства.
Стороны, подписавшие Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, Соглашением о сотрудничестве между полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, Координационным Советом отделений Российского Союза промышленников и предпринимателей Приволжского федерального округа, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Приволжского федерального округа на 2010-2012 годы, а также отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями федерального уровня.
I. Развитие экономики, стимулирование производства и предпринимательства
Стороны:
1.1. Проводят политику, направленную на трансформацию экономики к инновационному социально ориентированному типу развития, ее модернизацию, создание благоприятной среды для предпринимательской деятельности, развитие высокотехнологичных и базовых отраслей промышленности, агропромышленного комплекса, обновление транспортной инфраструктуры, укрепление экономического и финансового положения организаций, рост бюджетных доходов, увеличение занятости на базе инновационного обновления и повышения инвестиционной активности.
1.2. Разрабатывают и реализуют программы развития области и отдельных отраслей ее экономики.
1.3. Способствуют сохранению деятельности предприятий и трудовых коллективов, находящихся на территории области.
1.4. В случае необходимости осуществляют меры, направленные на предотвращение и защиту от рейдерства, скупки акций и имущества организаций области с целью их закрытия или банкротства.
Правительство и Работодатели:
1.5. Проводят работу по продвижению продукции областных товаропроизводителей за пределы области и Российской Федерации, в том числе путем участия в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях.
1.6. Осуществляют подготовку предложений по оптимизации затрат на организацию товаропродвижения продукции саратовских товаропроизводителей на основе снижения доли участия посредников в товаропроводящих сетях Саратовской области.
1.7. Принимают меры в пределах своей компетенции по разработке и внедрению инновационных и современных информационных технологий, механизмов сертификации продукции, позволяющих увеличить рост производства и выпуск конкурентоспособной продукции.
1.8. Способствуют реализации инвестиционных проектов в промышленности и агропромышленном комплексе с созданием новых высокопроизводительных рабочих мест. Создают необходимые условия для внедрения энергосберегающих технологий.
Правительство:
1.9. В пределах своей компетенции принимает меры по сдерживанию роста тарифов локальных монополистов, не допускает необоснованного повышения цен и тарифов, регулируемых на областном уровне.
1.10. Разрабатывает и совершенствует нормативно-правовую базу для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в область.
1.11. Проводит работу по информатизации органов исполнительной власти области, осуществляет модернизацию функционирования системы органов исполнительной власти области в соответствии с концепцией электронного правительства.
1.12. Ежегодно заключает двухсторонние Соглашения о сотрудничестве с крупными предприятиями и организациями в целях социально-экономического развития области.
1.13. Во взаимодействии с федеральными органами власти принимает меры по сохранению и развитию транспортной инфраструктуры.
1.14. Обеспечивает участие области в реализации федеральных и областных целевых программ.
1.15. Разрабатывает нормативно-правовую базу по вопросам регулирования и поддержки предпринимательской деятельности. Реализует мероприятия в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в области.
1.16. Развивает систему компенсаций процентных ставок за счет средств областного бюджета за использование привлеченных банковских средств для организаций агропромышленного комплекса.
1.17. Содействует развитию социальной инфраструктуры села, повышению качества продовольственной продукции и ее конкурентоспособности.
1.18. Создает необходимые условия для устойчивого снабжения организаций и населения жилищно-коммунальными услугами, экономии бюджетных средств.
1.19. Разрабатывает прогнозные продовольственные балансы области по основным видам продукции.
1.20. Содействует в соответствии с законодательством работодателям по загрузке производственных мощностей предприятий, увеличению и своевременному осуществлению оборонного заказа.
Работодатели и Профсоюзы:
1.21. Предусматривают в коллективных договорах обязательства по развитию производства, выпуску конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, повышению спроса на нее как на внутреннем, так и на внешнем рынке, росту производительности труда, улучшению финансового состояния.
1.22. Организуют экономическое соревнование подразделений, конкурсы профессионального мастерства на предприятиях и в организациях с подведением итогов и применением форм морального и материального стимулирования.
1.23. Регулярно информируют работников о реализации планов социально-экономического развития предприятия.
Работодатели:
1.24. Обеспечивают включение представителей профсоюзов в коллегиальные органы управления организаций, обсуждают с органами профсоюзов и иными представительными органами работников планы социально-экономического развития организаций.
Профсоюзы:
1.25. Изучают производственную и социально-экономическую ситуацию в организациях, анализируют и обобщают поступающие от трудовых коллективов и отдельных членов профсоюзов предложения по улучшению работы организаций и направляют их в органы управления организаций, органы государственной власти и местного самоуправления.
1.26. Содействуют стабилизации работы организаций путем обсуждения вопросов производственной деятельности на профсоюзных собраниях, заседаниях профсоюзных органов. Содействуют работодателям по созданию в коллективах условий для творческого, производительного труда.
II. Обеспечение занятости населения и развитие кадрового потенциала
Стороны
2.1. Считают необходимым осуществлять политику, направленную на сохранение и увеличение высокооплачиваемых рабочих мест, развитие кадрового потенциала организаций, ориентацию системы профессионального образования на подготовку кадров, востребованных экономикой, обеспечение занятости для выпускников учреждений профессионального образования, впервые выходящих на рынок труда.
Правительство:
2.2. Разрабатывает и реализует региональную политику и программы в области содействия занятости населения и развития кадрового потенциала области, совершенствует нормативную правовую базу с целью повышения эффективности их реализации.
2.3. Осуществляет мониторинг ситуации на рынке труда, информирует население о ситуации на рынке труда, представляет профсоюзам и работодателям аналитическую информацию о состоянии рынка труда и качественном составе безработных граждан.
2.4. Оказывает содействие трудоустройству выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в организации всех форм собственности.
2.5. Не допускает при проведении структурных преобразований в отраслях образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания массовых сокращений работников, заранее планирует трудоустройство высвобождаемых работников.
2.6. Организует информационно-разъяснительную работу по вопросам трудового законодательства с работодателями, специалистами кадровых служб и работниками.
2.7. Проводит в организациях, предполагающих массовое сокращение работников, информационно-консультационную работу по вопросам содействия трудоустройству, в т.ч. через профессиональное обучение профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
2.8. Принимает решение об изменении типа существующего государственного учреждения области после обсуждения этого вопроса на заседании выборного органа первичной профсоюзной организации или иных представительных органов работников.
2.9. Создает условия для обеспечения соответствия образовательных результатов областной системы начального и среднего профессионального образования требованиям регионального рынка труда.
Правительство и Работодатели:
2.10. Разрабатывают и реализуют областные целевые программы в сфере занятости населения и развития кадрового потенциала области.
2.11. Разрабатывают прогнозы потребности в трудовых ресурсах в отраслевом, профессионально-квалификационном и территориальном разрезах, осуществляют ежегодное формирование областного заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе начального профессионального образования, создают условия для обеспечения соответствия образовательных результатов областной системы начального и среднего профессионального образования требованиям регионального рынка труда.
Работодатели и Профсоюзы:
2.12. Включают в коллективные договоры обязательства по сохранению и созданию новых рабочих мест, развитию персонала, обеспечению условий для привлечения и работы молодых специалистов, предоставлению дополнительных гарантий высвобождаемым работникам; предусматривают в отраслевых соглашениях и коллективных договорах критерии массового высвобождения.
Работодатели:
2.13. Принимают участие в договорных отношениях с учреждениями профессионального образования по подготовке специалистов с последующим трудоустройством, обеспечивают прохождение производственной практики для студентов и учащихся, развивают институт наставничества.
2.14. На условиях софинансирования из областного бюджета создают рабочие места для проведения оплачиваемых общественных и временных работ, стажировки выпускников образовательных учреждений, специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов.
2.15. Создают рабочие места для инвалидов согласно установленной квоте и трудоустраивают их самостоятельно или по направлению органов службы занятости населения.
2.16. Создают и развивают систему внутрипроизводственного обучения и службы по развитию кадров на предприятиях области, организуют опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового высвобождения.
2.17. Информируют выборный профсоюзный орган не позднее чем за три месяца о предстоящей реорганизации, сокращении штатов организации, причинах такого решения, социально-экономическом положении организации и перспективах его улучшения, проводят консультации по вопросам обеспечения в ходе реорганизации прав работников, установленных законодательством и коллективным договором.
2.18. Своевременно информируют органы службы занятости населения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), предстоящем высвобождении работников, введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, приостановке производства.
Профсоюзы:
2.19. Участвуют в работе комиссий всех уровней по решению вопросов развития персонала и занятости населения, привлечения иностранной рабочей силы, а также в комиссиях, создаваемых в организациях для аттестации и установления уровня квалификации работников, в связи с банкротством, ликвидацией, преобразованием, реорганизацией организаций.
2.20. Поддерживают работодателей по загрузке производственных мощностей, стабилизации работы предприятий и организаций, сохранению и увеличению числа рабочих мест, повышению квалификации и профессионализма работников, ведут с работодателями конструктивный диалог с целью уменьшения количества высвобождаемых работников, способствуют снятию возникающей социальной напряженности в трудовых коллективах.
2.21. Осуществляют мониторинг неполной занятости на предприятиях, где работают комитеты профсоюзов, входящие в Федерацию профсоюзных организаций области. Информируют о полученных данных органы службы занятости населения, контрольно-надзорные органы.
2.22. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюза по вопросам занятости населения и социальных гарантий безработным, осуществляют контроль и правовую защиту трудящихся в вопросах приема, перевода и увольнения, изменения условий трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, трудовой дисциплины, материальной ответственности, трудовых гарантий и компенсаций. Принимают меры по повышению правовой грамотности работников по этим вопросам.
2.23. Оказывают помощь семьям работников, потерявших работу вследствие реорганизации, сокращения штатов организации и т.д.
III. Заработная плата
Стороны:
3.1. Осуществляют последовательную политику, направленную на повышение реальной заработной платы, поддержание экономически оправданной и социально приемлемой дифференциации заработной платы работников с учетом уровня квалификации и объема работы, повышение доли работников с заработной платой выше прожиточного минимума трудоспособного населения.
3.2. Принимают меры по увеличению минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума и исключению из него компенсационных и стимулирующих выплат.
3.3. Принимают меры для повышения производительности труда.
3.4. Ежегодно, при формировании областного бюджета на очередной финансовый год, на областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассматривают вопрос о заключении регионального соглашения об установлении в области минимальной заработной платы на предстоящий год (с учетом возможностей областного бюджета, состояния экономики области, ситуации на рынке труда).
3.5. Принимают меры по увеличению среднемесячной заработной платы по области с темпами роста, опережающими уровень ее роста в целом по Российской Федерации.
Правительство:
3.6. Разрабатывает и реализует меры по сокращению дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетного и внебюджетного секторов экономики.
3.7. При формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривает расходы на повышение (индексацию) уровня заработной платы работников государственных учреждений.
3.8. В рамках координационной комиссии по вопросам заработной платы, проводит работу с работодателями области по повышению уровня оплаты труда и своевременной выплате заработной платы.
3.9. Разрабатывает рекомендации для органов местного самоуправления Саратовской области по установлению систем оплаты труда работников муниципальных учреждений.
3.10. При подготовке областного бюджета на очередной финансовый год обеспечивает рассмотрение на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопрос об оплате труда работников бюджетной сферы.
3.11. Совершенствует законодательство по новым системам оплаты труда работников бюджетной сферы в направлении доведения минимального оклада до минимального размера оплаты труда.
Работодатели и Профсоюзы:
3.12. Добиваются установления в организациях внебюджетного сектора экономики тарифной ставки первого разряда, минимального должностного оклада на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
3.13. Предусматривают в коллективных договорах, локальных нормативных актах организаций порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги не реже одного раза в год и не ниже роста прожиточного минимума, накопленного по сравнению с датой последней индексации.
3.14. Принимают меры по приведению условий коллективных договоров в соответствие с отраслевыми тарифными соглашениями.
3.15. Предусматривают в коллективных договорах:
- размер денежной компенсации заработной платы в случае ее задержки;
- вопросы, связанные с защитой пенсионных прав работников;
- ограничения выплаты заработной платы в виде натуральной формы оплаты труда в фиксированном размере.
Работодатели:
3.16. Обеспечивают повышение реального содержания заработной платы работников путем индексации заработной платы не ниже уровня инфляции.
Дополнительным соглашением к Соглашению между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2011-2012 годы от 13 декабря 2010 г. пункт 3.17 раздела III настоящего Соглашения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного дополнительного соглашения
3.17. Принимают меры по обеспечению в 2012 году темпов прироста заработной платы в организациях реального сектора экономики области, имеющих уровень заработной платы ниже среднего по области показателя, не менее чем на 15%, в остальных организациях реального сектора экономики области - не менее чем на 10%.
3.18. При обращении любой из Сторон информируют о размерах заработной платы и её задолженности, принимаемых мерах по погашению долгов.
Профсоюзы:
3.19. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением работодателем законодательства о труде, в том числе по выполнению коллективных договоров, режима рабочего времени и отдыха, оплаты труда, предоставления льгот и гарантий.
3.20. Рассматривают заявления работников по вопросам оплаты труда и принимают по ним соответствующие меры, ставят перед государственными контрольно-надзорными органами вопрос о привлечении к ответственности нарушителей трудового законодательства, оказывают необходимую правовую помощь в отстаивании законных прав и интересов работников, в том числе в судебном порядке, предоставляют членам профсоюза консультации по вопросам заработной платы и её налогообложения.
3.21. Осуществляют с участием работодателей в организациях внебюджетного сектора экономики выборочный мониторинг уровня тарифной ставки первого разряда, минимального размера оплаты труда организаций с целью оценки динамики их приближений к прожиточному минимуму. Информируют о результатах мониторинга членские организации, координационные советы профсоюзов городов и районов, объединение работодателей, орган исполнительной власти области в сфере труда.
3.22. Регулярно информируют первичные организации профсоюзов о размере средней заработной платы в области, уровне инфляции, величине прожиточного минимума.
3.23. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты с денежной компенсацией, предусмотренной коллективным договором, но не ниже ее размера, установленного действующим законодательством.
IV. Охрана труда и экологическая безопасность
Стороны:
4.1. Реализуют областные целевые программы "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2010-2012 годы и "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы". Разрабатывают с участием заинтересованных лиц программу улучшения условий и охраны труда области на последующий период.
4.2. Осуществляют меры по повышению уровня информированности работников о состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях области.
4.3. Организуют и проводят ежегодные областные конкурсы состояния условий и охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях области и "Лучший специалист по охране труда Саратовской области".
4.4. Содействуют развитию сети организаций, оказывающих услуги в области охраны труда для предприятий и организаций.
4.5. Принимают меры по формированию у работников сознательного отношения к соблюдению требований охраны труда на каждом рабочем месте, личной ответственности за свое здоровье и безопасность.
Правительство:
4.6. В расходах на содержание органов исполнительной власти области и областных государственных учреждений предусматривает средства на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
4.7. Во взаимодействии с Саратовским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляет меры по повышению экономической заинтересованности работодателей по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
4.8. Осуществляет развитие и совершенствование областного мультиагентного Интернет-портала по охране труда.
4.9. Содействует в пределах своей компетенции внедрению сертификации организации работ по охране труда в целях создания здоровых и безопасных условий труда на основе их фактической и достоверной оценки.
4.10. Содействует своевременному обследованию при подготовке к летнему оздоровительному сезону территорий лагерей и других мест массового отдыха детей на предмет санитарно-эпидемиологической безопасности.
4.11. Осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих государственному экологическому контролю, находящихся на территории области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
4.12. Участвует в обеспечении населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории области.
4.13. Оказывает содействие контрольно-надзорным органам в осуществлении в полном объеме функций по государственному надзору и контролю за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов об охране труда на территории Саратовской области, учитывает их информацию при разработке долгосрочных областных целевых программ и планов мероприятий по улучшению состояния охраны труда в области.
Работодатели и Профсоюзы:
4.14. Включают в коллективные договоры мероприятия по улучшению условий, охраны труда и экологической безопасности.
4.15. Развивают институт уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях области. Предусматривают в коллективных договорах предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов, членам совместных комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием условий труда, определяют для них меры морального и материального поощрения в соответствии с коллективными договорами и соглашениями.
Работодатели:
4.16. Принимают необходимые меры по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,25 процентов суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
4.17. Проводят в установленные сроки аттестацию рабочих мест по условиям труда. Обеспечивают участие представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в работе аттестационных комиссий, своевременное и в полном объеме выполнение планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, разработанных по результатам аттестации.
4.18. Предоставляют в соответствии с соглашениями и коллективными договорами дополнительные, по сравнению с законодательством, компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на тяжелых работах.
4.19. Принимают меры по снижению и исключению на производстве тяжелого физического труда и, в первую очередь, среди работающих женщин.
4.20. В целях сокращения количества рабочих мест, условия труда на которых не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, внедряют оборудование и технологические процессы, исключающие воздействие на работника неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса. Принимают меры по выводу из эксплуатации морально устаревшего и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работающих.
4.21. Проводят за счет собственных средств обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и внеочередные медицинские обследования работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения осмотров. Обеспечивают выделение средств на проведение курса гигиенического обучения и оплату личных медицинских книжек работников в соответствии с действующим законодательством.
4.22. Информируют работников о профессиональных рисках по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
4.23. Организуют производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением профилактических мероприятий в целях обеспечения безопасных условий труда.
4.24. Обеспечивают санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников с оборудованием необходимого качества помещений для приема пищи, гардеробных, душевых, комнат психологической разгрузки.
4.25. Выделяют при необходимости средства на проведение дополнительных профилактических прививок работников целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
4.26. Принимают меры по созданию специальных рабочих мест за счет собственных средств для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей на данном предприятии.
4.27. Разрабатывают и реализуют мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
4.28. Обеспечивают соблюдение установленных норм и правил в области охраны окружающей среды.
4.29. Обеспечивают организацию и проведение производственного экологического контроля.
4.30. Внедряют национальные и международные стандарты по управлению системой охраны труда.
Профсоюзы:
4.31. Во взаимодействии с государственными органами осуществляют общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, предоставлением компенсаций за работу во вредных условиях, выполнением мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
4.32. Организуют обучение и проверку знаний по охране труда профсоюзного актива.
4.33. Участвуют в создании совместных комитетов (комиссий) по охране труда в организациях области
4.34. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве, отстаивают (в том числе, в судебных органах) интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
4.35. Защищают права и законные интересы членов профсоюзов по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.
4.36. Добиваются включения в коллективные договоры мероприятий по охране труда. Осуществляют контроль за ходом их выполнения.
V. Социально-экономическая защита работающих женщин
Стороны:
5.1. Разрабатывают и реализуют систему мер государственной и общественной поддержки, защиты прав и интересов женщин, детей, участвуют в реализации программ, направленных на решение проблем материнства и детства.
5.2. Содействуют улучшению положения женщин на рынке труда, принимают меры по повышению их профессионального статуса. Создают условия по социальной адаптации на рынке труда безработных женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за детьми до 3-х лет, обеспечивают повышение их квалификации, обучение и переобучение по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда.
5.3. Обеспечивают права работающих женщин, имеющих детей, на охрану труда и сохранение здоровья.
5.4. В целях улучшения условий труда для работающих женщин, имеющих детей, содействия их профессиональному росту определяют победителей в рамках конкурса "Лучшее предприятие для работающих мам".
Правительство и Работодатели:
5.5. Организуют опережающее профессиональное обучение женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с перспективой их вывода с вредного производства.
Работодатели:
5.6. Предусматривают в коллективных договорах (с учетом производственных условий) меры социальной защиты женщин, в том числе применение гибких графиков работы, сокращенной рабочей недели женщин, имеющих детей до 14 лет; профессиональное обучение и переобучение женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности в связи с рождением и воспитанием детей, и другие.
5.7. Обеспечивают предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, в летнее или другое удобное для них время года.
5.8. Принимают меры по включению в коллективные договоры положений, предусматривающих предоставление оплачиваемого дня отдыха (1 сентября) женщинам, имеющим детей - учеников начальной школы.
Профсоюзы:
5.9. Содействуют через коллективные договоры расширению прав женщин на обучение, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством, на отдых и оздоровление.
VI. Социальная поддержка населения
Стороны
6.1. Проводят согласованную политику, направленную на совершенствование законодательства области по вопросам социальной поддержки населения, сохранение реального уровня льгот, повышение уровня социальных гарантий для населения области, обеспечение выполнения законов о соблюдении прав граждан на социальную поддержку, формирование здорового образа жизни.
6.2. Принимают меры по снижению размера частичной оплаты гражданами нормативной стоимости путевки, установленной в Саратовской области, в учреждения отдыха детей и их оздоровления для детей работников бюджетной сферы.
Правительство и Работодатели:
6.3. Создают условия для обеспечения безбарьерной среды для инвалидов (доступ к объектам социальной инфраструктуры и услугам, оказываемым населению).
Правительство:
6.4. Осуществляет исполнение законодательства Российской Федерации и области о социальной поддержке отдельных категорий граждан области и организует выполнение на территории области приоритетных национальных проектов.
6.5. Обеспечивает участие некоммерческих организаций области в системе оказания государственных социальных услуг.
6.6. Обеспечивает модернизацию областной системы здравоохранения, в том числе развитие новых медицинских технологий, детской медицины, повышение доступности и качества медицинской помощи.
6.7. Проводит работу по дальнейшему совершенствованию и актуализации потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения области в целях повышения уровня жизни с учетом действующего законодательства.
6.8. Обеспечивает предоставление мер социальной поддержки в форме ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами области.
6.9. Развивает систему ипотечного кредитования в целях повышения доступности приобретения жилья для населения Саратовской области.
6.10. Во взаимодействии с органами местного самоуправления области осуществляет контроль соблюдения управляющими организациями прав граждан на качественные жилищные и коммунальные услуги, законность и обоснованность установления их оплаты.
6.11. Разрабатывает нормативно-правовые акты и предусматривает средства на финансирование санаторно-курортного лечения работников бюджетной сферы с учетом возможностей областного бюджета.
6.12. Разрабатывает нормативно-правовые акты и предусматривает при формировании областного бюджета средства на организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха в каникулярное время).
6.13. Выделяет средства на организацию отдыха и оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа учащейся молодежи в системе начального, среднего профессионального образования.
6.14. Предусматривает меры по увеличению фактического числа мест в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе за счет нового строительства детских садов и реконструкции действующих.
Поддерживает вариативные формы дошкольного образования, в том числе систему негосударственных детских учреждений и семейных детских садов.
Создает дошкольные группы в общеобразовательных школах.
6.15. Обеспечивает подготовку проекта постановления Правительства области о внесении изменений в областную целевую программу "Развитие образования" на 2009-2011 годы в части стимулирования дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы.
6.16. Разрабатывает механизмы реализации проектов развития общеобразовательных школ.
6.17. Разрабатывает и реализует программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов.
6.18. Создает кризисные центры для оказания помощи в случаях семейного насилия.
6.19. Выделяет средства на приобретение новогодних подарков детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (семьи, имеющие доходы, не превышающие величину прожиточного минимума, установленного в области), а также детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Оказывает содействие в обеспечении новогодними подарками детей работников государственных бюджетных учреждений социальной сферы.
6.20. Обеспечивает предоставление частичной компенсации удорожания стоимости питания обучающихся в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, а также в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Саратовской области "Об образовании".
6.21. Предусматривает средства в рамках стипендиального фонда на материальную поддержку особо нуждающихся обучающихся в государственных областных учреждениях профессионального образования.
6.22. Принимает меры по повышению уровня стипендиального обеспечения учащихся и студентов областных государственных учреждений начального и среднего профессионального образования.
6.23. Принимает меры по повышению единовременного денежного пособия выпускникам учреждений высшего и среднего профессионального образования, прибывшим на работу в сельскую местность.
6.24. Устанавливает на конкурсной основе ежегодное денежное поощрение лучшим педагогическим работникам учреждений образования.
6.25. Сохраняет и обеспечивает в пределах своей компетенции для школьников, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования, студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования дневной формы обучения, пенсионеров и других льготных категорий граждан льготную стоимость месячных проездных билетов для проезда на городском транспорте общего пользования.
6.26. Организовывает и проводит областные мероприятия:
конкурс "Студенческий лидер";
конкурс на лучшее студенческое общежитие;
фестиваль "Студенческая весна";
студенческий форум;
конкурс на лучший оздоровительно-спортивный лагерь;
конкурс на лучшее детское дошкольное образовательное учреждение.
Работодатели и Профсоюзы:
6.27. Выделяют средства из фондов организаций и профсоюзных денежных фондов для организации отдыха работников и членов их семей. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях социальные льготы для работающих, в том числе материальную и иную помощь инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, ветеранам труда и неработающим пенсионерам.
6.28. Принимают меры по включению в коллективные договоры предприятий и организаций положений, предусматривающих поддержку семей, в том числе:
- материальную и иную помощь многодетным и неполным семьям, матерям-одиночкам;
- частичную или полную компенсацию стоимости содержания детей в детских дошкольных учреждениях;
- выдачу беспроцентной ссуды нуждающимся молодым семьям для приобретения жилья и покупки предметов домашнего обихода на условиях, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом;
- оказание дополнительной материальной помощи при рождении ребенка;
- выплату дополнительных ежемесячных пособий матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
- оплату путевок в детские оздоровительные лагеря;
- оказание к 1 сентября матерям-одиночкам, вдовам ежегодной материальной помощи на каждого ребенка (для подготовки детей в дошкольные и учебные заведения);
- обеспечение бесплатными новогодними подарками детей дошкольного и школьного возраста.
6.29. Предусматривают в коллективных договорах отчисление профсоюзам средств (в процентах к фонду заработной платы) для проведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы в трудовых коллективах.
Работодатели:
6.30. Не допускают закрытия, использования не по назначению, обеспечивают материальное укрепление объектов социально-культурной сферы, спортивных объектов, загородных оздоровительных лагерей, находящихся на балансе организаций. Осуществляют своевременную подготовку оздоровительных лагерей к отдыху детей, подростков в летний и зимний периоды, принимают участие в комплектовании оздоровительных лагерей кадрами.
Профсоюзы:
6.31. Обобщают обращения работников по вопросам социальной поддержки населения, вносят в федеральные и областные органы государственной власти предложения по совершенствованию действующего законодательства в этой сфере, содействуют разрешению обоснованных заявлений и жалоб членов профсоюзов.
6.32. Участвуют в соответствии с законодательством через представителей в управлении государственными внебюджетными фондами (фондами социального и обязательного медицинского страхования).
6.33. Рассматривают разрабатываемые на федеральном уровне законопроекты, затрагивающие социально-трудовые права граждан, направляют в органы власти свои предложения по этим законопроектам. Инициируют при необходимости проведение в рамках областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений консультаций по этим законопроектам с целью выяснения и сближения позиций сторон.
6.34. Организуют в каникулярное время на базе здравниц и оздоровительных лагерей, находящихся в собственности профсоюзов, отдых и оздоровление детей и подростков, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, попечителей и опекунов.
VII. Обязательное пенсионное страхование
Стороны:
7.1. Принимают меры по погашению просроченной задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование.
7.2. Принимают меры по повышению пенсионной грамотности населения Саратовской области.
7.3. Инициируют создание в организациях комиссий по защите прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
7.4. Участвуют в решении вопросов добровольного пенсионного обеспечения.
7.5. Участвуют в проведении Всероссийского конкурса "Лучший страхователь года по обязательному пенсионному страхованию".
Правительство:
7.6. Создает условия для развития накопительных принципов формирования пенсий и стимулирования добровольных платежей на пенсионное обеспечение жителей Саратовской области в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
7.7. Содействует внедрению электронного документооборота при взаимодействии страхователей с Пенсионным фондом Российской Федерации.
7.8. Рассматривает вопросы модернизации обязательного пенсионного страхования на заседаниях постоянно действующих совещаний при заместителях Председателя Правительства области.
7.9. Заслушивает в установленном порядке руководителей организаций, являющихся должниками по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, на координационной комиссии по вопросам заработной платы области.
7.10. Содействует отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области в регистрации в системе обязательного пенсионного страхования неработающих граждан, в том числе детей.
7.11. Участвует в актуализации общегосударственной базы данных "Ветераны".
Работодатели:
7.12. Осуществляют обязательное пенсионное страхование работников и проводят мероприятия по добровольному пенсионному обеспечению застрахованных лиц в порядке, установленном федеральными законами. Предусматривают в коллективном договоре специальный раздел "Обязательное и добровольное пенсионное страхование".
7.13. В целях дополнительного пенсионного обеспечения работников участвуют в создании и функционировании корпоративных пенсионных систем, заключают договоры с негосударственными пенсионными фондами.
7.14. Создают совместно с профсоюзными организациями на предприятии комиссию по пенсионным вопросам.
7.15. Принимают меры по предоставлению индивидуальных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с использованием электронно-цифровой подписи по телекоммуникационным каналам связи.
7.16. Обеспечивают сохранность и своевременно передают на архивное хранение документы по стажу, работе во вредных условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, заработной плате работников.
7.17. Обновляют Перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей работников, для которых установлено льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством.
7.18. Предоставляют в Пенсионный фонд Российской Федерации списки работников, уходящих на пенсию в ближайшие 2 года, и полный пакет документов, необходимых для назначения пенсии работнику, за 1 месяц до возникновения у него права на трудовую пенсию.
7.19. Не допускают введение по инициативе работодателя неполного рабочего дня для работников, занятых на работах, дающих право на льготную пенсию, так как неполная рабочая неделя с полным рабочим днем приносит меньший ущерб правам работников.
Профсоюзы:
7.20. Добиваются включения в коллективный договор специального раздела "Обязательное пенсионное страхование" и осуществляют общественный контроль за его выполнением.
7.21. Участвуют в работе комиссий предприятий по пенсионным вопросам.
7.22. Оказывают организационную помощь представителям Пенсионного фонда Российской Федерации в работе консультационного пункта Пенсионного фонда Российской Федерации на предприятии и при проверке по вопросам реализации пенсионного законодательства.
7.23. Осуществляют контроль за деятельностью предприятий по выполнению законодательства о персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования, ведению и хранению документов, подтверждающих право работников на досрочное пенсионное обеспечение. Представляют интересы членов профсоюзов в судах по пенсионным вопросам.
7.24. Обеспечивают участие представителей профсоюзных организаций в деятельности межведомственных комиссий при администрациях муниципальных образований.
7.25. Принимают участие в заседаниях комиссии отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области по реализации обязательного пенсионного страхования в области.
VIII. Развитие социального партнерства
Стороны:
8.1. Проводят работу по дальнейшему развитию системы социального партнерства в Саратовской области и совершенствованию ее нормативно-правовой базы. Обеспечивают реализацию статьи 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
8.2. Способствуют заключению региональных отраслевых соглашений и вовлечению в их действие всех работодателей.
8.3. Содействуют развитию социального партнерства и заключению соглашений в муниципальных образованиях области.
8.4. Поддерживают инициативы работодателей в области корпоративной социальной ответственности, способствуют расширению практики подготовки организациями социальных корпоративных отчетов.
Обеспечивают проведение регионального этапа Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности".
8.5. Оказывают необходимую организационную и методическую помощь субъектам социального партнерства и их представителям при заключении коллективных договоров и их уведомительной регистрации.
Обеспечивают проведение ежегодного областного конкурса "Коллективный договор - основа защиты социально-трудовых прав граждан".
8.6. Для улучшения информационного и организационно-методического обеспечения системы социального партнерства оказывают поддержку работе регионального электронного регистра автоматизированной информационной аналитической системы "Социальное партнерство Саратовской области".
8.7. При подготовке проекта областного бюджета, составлении финансовых планов организаций и смет профсоюзов предусматривают средства для реализации взятых на себя в соответствии с настоящим Соглашением обязательств.
8.8. Совершенствуют формы взаимодействия с контрольно-надзорными органами в целях усиления и обеспечения эффективного государственного и профсоюзного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании, пенсионном обеспечении, коллективных договорах и соглашениях.
8.9. Принимают меры по урегулированию коллективных трудовых споров.
8.10. Проводят работу по созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в негосударственном секторе экономики. Создают молодежные комиссии и советы молодых специалистов при профкомах.
8.11. Принимают меры по повышению социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности, вовлечению российских сетевых компаний и транснациональных компаний в систему социального партнерства.
Правительство:
8.12. Обеспечивает в установленном порядке участие профсоюзов и работодателей в разработке и обсуждении проектов законов Саратовской области, программ социально-экономического развития, других нормативных правовых актов в сфере труда, подготовленных органами исполнительной власти области.
8.13. Обеспечивает участие представителей профсоюзов в работе коллегий, комиссий, рабочих групп, образованных в органах исполнительной власти области, при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией социально-экономических интересов работников.
Работодатели и Профсоюзы:
8.14. Обеспечивают в организациях заключение и контроль выполнения коллективных договоров. Отчитываются об их выполнении на собраниях и конференциях трудовых коллективов.
8.15. Принимают меры по направлению на финансирование выплат и расходов социального характера не менее 2 процентов от объема реализации выпускаемой продукции.
8.16. Способствуют формированию организационных структур объединений работодателей и работников в городах и районах области.
8.17. Предусматривают в коллективных договорах дополнительные гарантии деятельности на предприятиях профсоюзных организаций, их выборных органов, а также освобожденных и неосвобожденных членов выборных профсоюзных органов по сравнению с действующим трудовым законодательством и законодательством о профессиональных союзах.
На предприятиях и в организациях внебюджетной сферы, имеющих профсоюзную организацию численностью 100 и более человек, оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации производится за счет средств работодателя на условиях, установленных коллективным договором.
Профсоюзы:
8.18. Проводят в организациях работу по созданию профсоюзных организаций.
8.19. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов, трудовым коллективам по вопросам социального партнерства, урегулирования коллективных трудовых споров, участия работников в управлении организацией.
8.20. Делегируют своих представителей в создаваемые Правительством области и другими органами исполнительной власти комиссии и рабочие группы, коллегии.
Работодатели:
8.21. Оказывают содействие областным организациям профсоюзов по созданию в их организациях первичных профсоюзных организаций.
8.22. Обеспечивают участие представителей профсоюзов в работе совещаний, планерок и других органов оперативного управления организаций.
IX. Порядок организации и контроля выполнения Соглашения
9.1. Стороны договорились о регулярном (не реже 1 раза в год) рассмотрении хода выполнения Соглашения на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и согласованном систематическом его освещении в средствах массовой информации.
9.2. Стороны договорились, что критериями для оценки результатов реализации Соглашения является динамика изменения следующих основных социально-экономических показателей развития экономики и уровня жизни населения:
1. Индекс производства промышленной продукции.
2. Индекс производства сельскохозяйственной продукции.
3. Ввод жилья.
4. Прибыль и доля убыточных крупных и средних организаций по видам экономической деятельности.
5. Расходы областного и консолидированного бюджета области на социальную сферу.
6. Общий коэффициент рождаемости.
7. Общий коэффициент смертности.
8. Естественный прирост (убыль) населения.
9. Начисленная среднемесячная заработная плата (номинальная в целом по экономике и по видам экономической деятельности и соотношение с прожиточным минимумом трудоспособного населения).
10. Просроченная задолженность по заработной плате.
11. Средний размер назначенных пенсий (номинальный, соотношение с прожиточным минимумом пенсионера).
12. Прожиточный минимум в среднем на душу населения, в том числе по социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).
13. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.
14. Соотношение доходов 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченного населения.
15. Соотношение заработной платы 10 процентов самых высокооплачиваемых и 10 процентов самых низкооплачиваемых работников (раз в год по данным единовременных обследований).
16. Индекс потребительских цен, в том числе на оплату жилого помещения, оплату коммунальных услуг.
17. Численность работающих в экономике всего, на крупных и средних предприятиях в разрезе видов экономической деятельности.
18. Уровень регистрируемой безработицы (от экономически активного населения, %).
19. Число безработных на одну вакансию, заявленную организациями в органы службы занятости населения (на конец периода).
20. Удельный вес работников, занятых на работах со вредными и опасными условиями труда, в том числе женщин.
21. Производственный травматизм, в том числе со смертельным исходом.
22. Размер ежемесячного пособия на ребенка гражданам, проживающим на территории области.
23. Стандарт максимально допустимой доли расходов семей на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
24. Коэффициент роста (снижения) задолженности страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
9.3. Стороны предоставляют по взаимному запросу материалы, необходимые для контроля за исполнением Соглашения.
9.4. В случае реорганизации Сторон Соглашение сохраняет действие на весь период, на который оно было заключено, и ответственность за его выполнение возлагается на правопреемников в соответствии с действующим законодательством.
9.5. Разногласия, связанные с реализацией Соглашения, разрешаются на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области.
9.6. Внесение изменений и дополнений в Соглашение возможно по согласованию Сторон на основании решения областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
9.7. Областные организации профсоюзов и объединения работодателей, не участвующие в подписании Соглашения, имеют право присоединиться к Соглашению в течение всего срока его действия.
9.8. Каждая из Сторон после подписания Соглашения разрабатывает собственные мероприятия, обеспечивающие выполнение принятых обязательств.
9.9. В месячный срок после подписания Соглашения его текст публикуется Правительством области в "Саратовской областной газете".
9.10. Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 года и действует до 31 декабря 2012 года.
от Правительства
Губернатор Саратовской области |
П.Л.Ипатов |
"___" __________ 2010 года
от Профсоюзов
Председатель |
М.В.Ткаченко |
"___" __________ 2010 года
от Работодателей
Председатель |
М.А.Фатеев |
"___" __________ 2010 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительство Саратовской области, Федерация профсоюзных организаций Саратовской области, Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области заключили региональное трехстороннее соглашение на 2011-2012 годы, регулирующее социально-трудовые отношения и устанавливающее общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в Саратовской области и совместные действия по их реализации.
В числе приоритетных целей соглашения предусматриваются проведение в 2011-2012 годах социально-экономической политики, направленной на модернизацию и инновационное развитие экономики области, обеспечение устойчивого экономического роста, повышение уровня и качества жизни населения, сокращение бедности, решение проблемы обеспечения населения жильем, обеспечение гарантий занятости населения, сохранение здоровья и жизни работников в процессе их трудовой деятельности на основе принципов социального партнерства.
Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 года и действует до 31 декабря 2012 года.
Соглашение между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2011-2012 годы
Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 г. и действует до 31 декабря 2012 г.
Текст Соглашения опубликован в газете "Саратовская областная газета" от 28 декабря 2010 г. N 220 (2692)
Настоящее соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением срока действия
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное соглашение к Соглашению между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2011-2012 годы от 13 декабря 2010 г.
Изменения вступают в силу со дня подписания названного дополнительного соглашения