Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 1 июня 2010 г. N 206-П
Долгосрочная областная целевая программа
"Социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы" на 2010-2012 годы
16 ноября, 30 декабря 2010 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 16 ноября 2010 г. N 584-П в паспорт настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы" на 2010-2012 годы (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы
|
поручение Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 25 февраля 2009 года Пр-444
|
Государственный заказчик
|
министерство социального развития области |
Основные разработчики Программы |
министерство социального развития области, министерство занятости, труда и миграции области, министерство здравоохранения области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области
|
Цель, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели |
цель Программы - социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. Основные задачи Программы: развитие системы социальной профилактики правонарушений, направленной на ресоциализацию лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы; содействие в трудоустройстве лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы; профилактика и лечение заболеваний, представляющих опасность для окружающих, среди лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы; обеспечение качества и доступности социальных услуг для граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, путем укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения области в соответствии с нормативами и ГОСТами. Основными оценочными показателями являются: обеспеченность проживания граждан из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов; улучшение условий проживания и оказания социально-реабилитационных услуг гражданам из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в 5 центрах социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства; доля несовершеннолетних, охваченных индивидуальными программами социальной реабилитации, направленными и снижение числа антиобщественных действий, от общей численности несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области; уровень трудовой занятости несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, в органах внутренних дел; количество трудоустроенных граждан из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы; число осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, получивших информационные и профориентационные услуги службы занятости населения; охват диспансерным наблюдением ВИЧ-инфицированных граждан, граждан, больных туберкулезом, отбывших наказание в виде лишения свободы; охват первичным и повторным флюорографическим обследованием лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы
|
Сроки реализации Программы
|
2010-2012 годы |
Исполнители основных мероприятий |
министерство социального развития области, министерство занятости, труда и миграции области, министерство информации и печати области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, министерство здравоохранения области, Главное управление внутренних дел по области (по согласованию), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по области (по согласованию), управление Федеральной миграционной службы по области (по согласованию)
|
Объемы и источники обеспечения Программы |
общий объем затрат на реализацию Программы из средств областного бюджета составляет 35384,9 тыс. рублей, из них: в 2010 году - 0,0 тыс. рублей, в 2011 году - 22383,4 тыс. рублей; в 2012 году - 13001,5 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
реализация программных мероприятий в полном объеме позволит: удовлетворить в полном объеме потребность граждан из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, на размещение в специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов; улучшить условия проживания и оказания социально-реабилитационных услуг гражданам из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в 5 центрах социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства; увеличить долю несовершеннолетних, охваченных индивидуальными программами социальной реабилитации, направленными на снижение числа антиобщественных действий, от общей численности несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, с 80 до 90 процентов; повысить уровень трудовой занятости несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, в органах внутренних дел, с 88,5 процента до 98 процентов; увеличить количество трудоустроенных граждан из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, со 140 до 150 человек в год; увеличить число осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, получивших информационные и профориентационные услуги службы занятости населения, с 1400 до 1600 человек в год; повысить охват диспансерным наблюдением ВИЧ-инфицированных граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, с 73,5 процента до 80 процентов; повысить охват диспансерным наблюдением больных туберкулезом, отбывших наказание в виде лишения свободы, с 64,4 процента до 75 процентов; повысить охват первичным флюорографическим обследованием лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, с 95,3 процента до 100 процентов; повысить охват повторным флюорографическим обследованием лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, с 77,2 процента до 95 процентов
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль исполнения Программы осуществляется министерством социального развития области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ". |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Динамичное развитие и будущее Саратовской области зависят, прежде всего, от здоровья граждан, их уверенности в завтрашнем дне, наличие или отсутствие которой неразрывно связано с обеспечением правопорядка и общественной безопасности.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена значительными масштабами социально-экономического ущерба, наносимого области преступлениями и правонарушениями.
Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии, сводится к криминализации общества, деформации общественных ценностей.
Экономический ущерб проявляется в увеличении потенциала теневой экономики и криминального мира, а также в значительных затратах бюджетных средств на содержание, лечение осужденных.
Одним из наиболее опасных видов преступности была и остается рецидивная преступность. С 2006 года в 10 раз выросла доля лиц, осужденных за преступления, совершенные в период отбывания наказания без лишения свободы (с 0,151 до 1,65 процента от общего числа прошедших по учетам).
В настоящее время обстановка осложняется тем, что в определенной своей части рецидивные преступления становятся более опасными и профессиональными. Социальный вред рецидивной преступности проявляется в том, что преступники-рецидивисты своим примером оказывают вредное влияние на неустойчивых людей, особенно из числа молодежи, вовлекая их в преступную деятельность.
По сравнению с 2008 годом в 2009 году по Саратовской области почти на 70 процентов увеличилось количество грабежей, совершенных подростками, более чем вдвое - причинение тяжких телесных повреждений.
В 2009 году 36,6 процента всех правонарушений несовершеннолетних составили правонарушения, предусмотренные статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - появление в общественных местах в состоянии опьянения (в 2007 году - 31,6 процента, в 2008 году - 35,9 процента), 18,7 процента - по части 1 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах (в 2007 году - 14,8 процента, в 2008 года - 17,6 процента), 9,1 процента - по статье 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - мелкое хулиганство (в 2007 году - 31,6 процента, в 2008 году - 35,9 процента).
Особенно отрицательно на уровне рецидивной преступности сказывается трудовая и бытовая неустроенность лиц, освобожденных из мест лишения свободы. За период с 2007 года по 2009 год службами занятости поставлены на учет 766 человек, трудоустроено 313 человек. 73 человека участвовали в общественных работах, 88 человек направлены на переобучение.
В среднем каждый третий освобожденный утратил родственные связи, нуждается в бытовом устройстве, материальной и медицинской помощи. Не имея жилья, средств к существованию и встречая значительные трудности с устройством на работу, многие из них встают на путь решения своих личных проблем противоправными действиями.
В целях профилактики рецидивной преступности необходимо создать условия, которые помогут данной категории граждан адаптироваться в обществе.
В исправительных учреждениях Саратовской области содержится более 15 тысяч осужденных к лишению свободы, более 7 тысяч граждан, осужденных без лишения свободы, находятся на учете уголовно-исполнительных инспекций области.
Сохраняется тенденция ухудшения социально-демографической и психолого-педагогической характеристик осужденных в местах лишения свободы. Большинство лиц, отбывающих наказание, педагогически запущенные, с низким уровнем образования, нравственно опустошенные. Ежегодно увеличивается число осужденных с крайне низким образовательным уровнем (не более 4-7 классов общеобразовательных 11-летних школ или специальных школ интернатного типа для детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии), неграмотных, не имеющих семьи, постоянного места жительства, страдающих различными социально значимыми заболеваниями.
Распространенность среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы, заболеваний, представляющих опасность для окружающих, значительно осложняет эпидемиологическую ситуацию в области. Так, в 2009 году число жителей области, отбывших наказание в виде лишения свободы, больных ВИЧ составило 196 человек (в 2007 году - 276 человек, в 2008 году - 283 человека). Из них доля лиц, взятых на диспансерный учет, в 2009 году составила 73,5 процента (в 2008 году - 52,3 процента, в 2007 году - 23,2 процента).
Лица, страдающие туберкулезом или ВИЧ/СПИДом, после освобождения из мест лишения свободы несвоевременно обращаются в медицинские учреждения для постановки их на диспансерный учет, организации им необходимого обследования и лечения. Обеспечение четкой преемственности в работе УФСИН и лечебно-профилактических учреждений области по своевременной передаче информации об освобожденных, нуждающихся в лечебной помощи, позволяет решить данную проблему и организовать своевременное проведение лечебно-диагностических и противоэпидемических мероприятий.
Решение вопросов социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, осуществляется на базе учреждений социального обслуживания населения.
В системе социальной защиты в настоящее время на территории области действуют 44 центра социального обслуживания населения (ЦСОН), куда бывшие заключенные наравне с другими гражданами могут обратиться за помощью. Для лиц, остро нуждающихся в социальной помощи, в структуре центров функционируют отделения срочного социального обслуживания, которые включают в себя социальные услуги, предусмотренные федеральным перечнем гарантированных государством услуг, в том числе содействие в получении льгот, выплат, пособий, предоставление одежды, обуви, продуктов питания.
Социальную поддержку лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и лицам без определенного места жительства оказывают 5 центров социально-трудовой реабилитации (г.г. Балашов, Балаково, Ртищево, Саратов, Энгельс) общей коечной мощностью 209 койко-мест. В целях жизнеустройства лиц с явными признаками инвалидности на базе ГУ "Центр социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства" г. Саратова функционирует медико-социальное отделение на 40 койкомест. За 2009 год услугами центров социально-трудовой реабилитации воспользовались 815 человек, освободившихся из мест лишения свободы (в 2008 году - 796 человек, в 2007 году - 535 человек).
Стационарное обслуживание пожилых граждан и инвалидов из числа лиц, отбывших наказание в исправительных учреждениях, осуществляется на базе ГУ "Новоузенский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 105 койко-мест, фактически проживает 115 человек. В 2009 году из них проживало 65 человек, освободившихся из мест лишения свободы, из них 34 - пожилые граждане, 31 - инвалиды II группы (в 2008 году в учреждении проживало 59 человек данной категории, в том числе 27 пожилых граждан, 32 инвалида II группы; в 2007 году - 42 человека, в том числе 19 пожилых граждан, 23 инвалида II группы).
Существующее количество мест не решает проблем по размещению всех желающих на проживание в данном учреждении. Очередность по состоянию на начало 2010 года составляет 50 человек. Для решения указанной проблемы в 2008-2009 годах в рамках Социальной программы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлялась реконструкция общежития под жилой корпус специального дома-интерната на 63 места. До конца 2010 года жилой корпус планируется ввести в эксплуатацию. В связи с этим необходимо укрепить материально-техническую базу учреждения.
Организация социальной адаптации несовершеннолетних, в том числе освободившихся из мест лишения свободы, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, осуществляется на базе учреждений социального обслуживания детей и семьи. В настоящее время в области функционируют 8 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и социальных приютов для детей и подростков; 16 центров социальной помощи семье и детям "Семья"; 44 отделения помощи семье и детям при ЦСОН, которые обеспечивают реализацию мер по социальному сопровождению несовершеннолетних, попавших в систему уголовного правосудия. В 2009 году из 49 несовершеннолетних, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Саратовской области, 43 человека обратились за поддержкой в областные учреждения социальной помощи семье и детям.
Всего за 2009 год численность граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, составила 5614 человек, из них 49 несовершеннолетних, 334 женщины, 322 инвалида, 88 лиц без определенного места жительства. Ожидается, что в 2010 году данный показатель составит 5800 человек, из них 25 несовершеннолетних, 360 женщин, 310 инвалидов, 90 лиц без определенного места жительства.
В связи с тем, что ежегодно из учреждений УФСИН России по Саратовской области освобождаются тысячи граждан, необходим системный подход к вопросам социальной адаптации лиц данной категории, усиление взаимодействия между структурами УФСИН России по Саратовской области и органами исполнительной власти области.
Для предоставления социальных услуг в стационарных и нестационарных условиях необходимо реализовать комплекс мероприятий, ориентированных на ресоциализацию лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, путем дальнейшего укрепления материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания.
Все это обусловливает необходимость программно-целевого метода решения проблемы.
Наиболее вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, могут стать:
секторальное решение вопросов социализации граждан указанной категории;
"распыление" бюджетных ресурсов;
ухудшение условий социализации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в учреждениях социального обслуживания населения.
В перспективе эти риски снизят эффективность ранее предпринимавшихся усилий.
Основными рисками, связанными с программно-целевым методом решения проблемы, являются финансовые риски - финансирование запланированных мероприятий не в полном объеме и рост инфляции выше прогнозного уровня.
2. Основная цель и задачи Программы, сроки ее реализации
Цель Программы - социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Основные задачи Программы:
развитие системы социальной профилактики правонарушений, направленной на ресоциализацию лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы;
содействие в трудоустройстве лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы;
профилактика и лечение заболеваний, представляющих опасность для окружающих, среди лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы;
обеспечение качества и доступности социальных услуг для граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, путем укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения области в соответствии с нормативами и ГОСТами.
Сроки реализации Программы 2010-2012 годы.
3. Система (перечень) программных мероприятий
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, по следующим направлениям:
обеспечение безопасных условий пребывания в учреждениях социального обслуживания граждан за счет проведения мероприятий по восстановлению эксплуатационных свойств зданий и помещений, благоустройству территорий учреждений, повышению антитеррористической защищенности учреждений;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения области, оказывающих услуги гражданам из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в соответствии с нормативами и ГОСТами;
организация социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в том числе несовершеннолетних;
содействие в трудоустройстве лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, в том числе путем организации обучения и переподготовки по специальностям, востребованным на рынке труда;
содействие в улучшении состояния здоровья лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы;
повышение информированности лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, о возможностях социальной реабилитации;
информационно-методическое сопровождение работы по социальной реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;
повышение квалификации специалистов, работающих с лицами, вернувшимися из мест лишения свободы.
Организация оказания лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, бесплатной медицинской помощи осуществляется в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Саратовской области гражданам Российской Федерации.
Постановлением Правительства Саратовской области от 16 ноября 2010 г. N 584-П в раздел 4 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем затрат на реализацию Программы за счет средств областного бюджета составляет 35384,9 тыс. рублей, из них: 2010 год - 0,0 тыс. рублей; 2011 год - 22383,4 тыс. рублей; 2012 год - 13001,5 тыс. рублей.
Объемы финансирования программных мероприятий из средств областного бюджета согласовываются государственным заказчиком с исполнителями соответствующих мероприятий и подлежат ежегодному уточнению.
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Контроль исполнения Программы осуществляется министерством социального развития области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
6. Оценка эффективности реализации Программы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения целей программы и ее результативность
Реализация в полном объеме мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
восстановить эксплуатационные свойства зданий и помещений, благоустроить территории, повысить уровень антитеррористической защищенности учреждений;
повысить доступность и качество социальных услуг за счет укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения области, предоставляющих социальные услуги гражданам из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы;
внедрить новые технологии социального сопровождения лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы;
увеличить количество трудоустроенных лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
улучшить состояние здоровья, снизить количество социально опасных заболеваний у лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Основные показатели и индикаторы эффективности реализации Программы приведены в таблице.
Система показателей и индикаторов эффективности реализации Программы
Задачи Программы |
Перечень целевых показателей, индикаторов |
Фактическое значение на момент разра- ботки Программы |
Изменение значений по годам реализации |
Целевое значение на момент окончания действия Программы |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||||
Цель: социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы |
|
|
|
|
|
|
Задача 1. развитие системы социальной профилактики правонарушений, направленной на ресоциализацию лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы |
доля несовершеннолетних, охваченных индивидуальными программами социальной реабилитации, направленными на снижение числа антиобщественных действий, от общей численности несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, процентов |
80,0 |
83,0 |
87,0 |
90,0 |
90,0 |
повышение квалификации специалистов, работающих с несовершеннолетними, вернувшимися из мест лишения свободы, человек |
10 |
25 |
25 |
30 |
30 |
|
Задача 2. содействие в трудоустройстве лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы |
количество трудоустроенных граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, человек |
140 |
140 |
145 |
150 |
150 |
уровень трудовой занятости несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, в органах внутренних дел, процентов |
88,5 |
92.0 |
96,0 |
98,0 |
98,0 |
|
число осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, получивших информационные и профориентационные услуги службы занятости населения, человек |
1400 |
1500 |
1550 |
1600 |
1600 |
|
Задача 3 профилактика и лечение заболеваний, представляющих опасность для окружающих, среди лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы |
охват диспансерным наблюдением ВИЧ-инфицированных граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, процентов |
73,5 |
75,0 |
78,0 |
80,0 |
80,0 |
постановка на диспансерный учет больных туберкулезом, отбывших наказание в виде лишения свободы, процентов |
64,4 |
68,0 |
71,0 |
75,0 |
75,0 |
|
охват флюорографическим обследованием лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в том числе: в I полугодие после освобождения, процентов; во II полугодие после освобождения, процентов |
95,3 |
97,5 |
99,0 |
100,0 |
100,0 |
|
77,2 |
82,5 |
88,5 |
95,0 |
95,0 |
||
Задача 4. обеспечение качества и доступности социальных услуг для граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, путем укрепления материально-техни- ческой базы учреждений социального обслуживания населения области в соответствии с нормативами и ГОСТами |
обеспеченность проживания граждан из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов, койкомест |
65 |
65 |
95 |
95 |
95 |
улучшение условий проживания и оказания социально-реабилитационных услуг гражданам из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в 5 центрах социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства, человек |
815 |
847 |
880 |
920 |
920 |
Постановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2010 г. N 691-П в раздел 7 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
7. Перечень мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы" на 2010-2012 годы
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 1 июня 2010 г. N 206-П "О долгосрочной областной целевой программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.