Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства Саратовской области
от 19 февраля 2007 г. N 48-П
Положение
об Экспертном Совете по проведению общественной экспертизы нормативно-правовых актов при Правительстве Саратовской области
О проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов см. Закон Саратовской области от 29 декабря 2006 г. N 155-ЗСО
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет принципы, формы и порядок взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления Саратовской области с общественными объединениями, некоммерческими организациями в части совершенствования законодательства области путем проведения экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, принятых Саратовской областной Думой, Правительством Саратовской области, а также нормативно-правовых актов и проектов, принятых органами местного самоуправления Саратовской области.
2. Целью экспертизы является оценка нормативно-правовых актов и их проектов с точки зрения их эффективности, целесообразности и справедливости.
3. Настоящее Положение разработано во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов Саратовской области.
4. Понятия, используемые в Положении:
Общественная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов (далее общественная экспертиза) - система действий и решений, направленных на установление соответствия нормативно-правовых актов гарантированным Конституцией Российской Федерации правам и законным интересам жителей Саратовской области.
Нормативно-правовые акты - нормативно-правовые акты, принятые Саратовской областной Думой, Правительством Саратовской области, органами местного самоуправления Саратовской области.
Экспертный Совет по проведению общественной экспертизы нормативно-правовых актов Саратовской области (далее - Экспертный Совет) - консультативный орган по проведению общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов на территории области.
Профильные комиссии - постоянно действующие органы, которые создаются из членов Экспертного Совета для организации проведения общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, а также мониторинга правоприменительной практики по определенным направлениям.
Рабочие группы - временные органы, создаваемые из членов Экспертного Совета, для проведения общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов по отдельным направлениям.
Член Экспертного Совета - представитель общественного объединения, некоммерческой организации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством на территории Саратовской области.
Президиум Экспертного Совета - постоянно действующий орган Экспертного Совета, осуществляющий общее руководство порядком проведения общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, поступивших в Экспертный Совет.
Результат экспертизы рабочей группы - документ, отражающий мнение двух третей от общего количества членов рабочей группы по результатам проведения экспертизы нормативно-правового акта или его проекта.
Заключение Экспертного Совета - итоговый документ, отражающий оценку простого большинства членов Экспертного Совета нормативно-правового акта (проекта), который направляется в орган, принимающий решение об утверждении проекта нормативно-правового акта.
II. Задачи Экспертного Совета
5. Основными задачами Экспертного Совета являются:
проведение экспертизы нормативно-правовых актов;
проведение экспертизы проектов нормативно-правовых актов;
осуществление мониторинга реализации нормативно-правовых актов, действующих на территории области;
утверждение проекта заключения Совета, представленного профильной комиссией или рабочей группой.
6. В рамках своих полномочий Экспертный Совет:
поручает профильной комиссии, ответственной за подготовку проекта заключения Экспертного Совета, ознакомить членов Совета с результатом заключения в установленные сроки;
поручает председателю президиума направить заключение Экспертного Совета разработчикам нормативно-правового акта для ознакомления;
принимает решение о принятии и исключении членов Совета по представлению президиума Экспертного Совета;
оказывает содействие в проведении общественной экспертизы общественным объединениям, действующим на территории области, чьи представители входят в состав Экспертного Совета.
III. Организация деятельности Экспертного Совета
7. Организация и проведение мероприятий в рамках общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления осуществляются Экспертным Советом.
8. Обеспечение организации проведения заседаний Экспертного Совета, информирование членов Экспертного Совета о времени и месте проведения заседаний Экспертного Совета возлагается на орган исполнительной власти области в сфере общественных отношений.
9. Регламент деятельности Экспертного Совета утверждается простым большинством голосов членов Экспертного Совета.
10. Заседания Экспертного Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
11. Экспертный Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Губернатора области, органов государственной власти области, а также настоящим Положением.
12. Состав Экспертного Совета формируется на основании предложений общественных объединений, некоммерческих организаций, направляемых в орган исполнительной власти в сфере общественных отношений.
13. Состав Экспертного Совета утверждается Правительством Саратовской области.
14. Члены Экспертного Совета осуществляют свою деятельность на общественных началах.
15. Президиум Экспертного Совета может привлекать в соответствии с законодательством к работе в Экспертном Совете независимых экспертов.
IV. Руководящие органы Экспертного Совета
16. Состав президиума Экспертного Совета (далее - президиум) утверждается Правительством области и состоит из председателя президиума, заместителя председателя президиума, секретаря президиума, шести членов президиума.
17. Председатель президиума:
руководит работой Совета;
проводит заседания Совета;
определяет повестку дня заседаний Совета;
осуществляет взаимодействие Совета с органами законодательной и исполнительной власти области, органами местного самоуправления, общественными объединениями, учреждениями или поручает разовое представительство другим членам президиума;
регулярно информирует членов Совета о своем взаимодействии с другими органами и организациями;
контролирует выполнение решений Совета;
подписывает заключение и протокол заседания Совета.
18. Заместитель председателя президиума выполняет обязанности председателя президиума в его отсутствие.
19. Секретарь президиума:
информирует членов Совета о времени и месте проведения заседания;
осуществляет подготовку рабочих материалов;
обеспечивает ознакомление членов Совета с материалами, выносимыми на рассмотрение Совета;
ведет и подписывает протокол заседания Совета;
доводит решения Совета до сведения законодательного и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления;
осуществляет контроль за соблюдением сроков поступления проектов заключений рабочих групп в Экспертный Совет и их соответствием требованиям, установленным к оформлению;
выполняет иную организационную работу по поручению председателя президиума.
20. Члены президиума:
принимают участие в работе Совета и проведении экспертизы;
вносят на обсуждение Совета предложения для включения в повестку дня заседания по различным вопросам, относящимся к компетенции Совета;
выносят решения по обсуждаемым проблемам;
выполняют поручения, принятые на заседании Экспертного Совета;
участвуют в подготовке заключения Экспертного Совета;
имеют право на получение в установленном порядке в органах законодательной и исполнительной власти, а также в органах местного самоуправления и других организациях необходимой информации для проведения экспертизы.
21. Задачи президиума:
подготовка предложений по проведению общественной экспертизы;
определение формы экспертизы и порядка ее проведения;
организационное обеспечение работы Экспертного Совета, профильных комиссий и рабочих групп.
22. Президиум Экспертного Совета принимает решение о проведении общественной экспертизы в случае, предусмотренном пунктом 37 раздела IX настоящего Положения.
V. Профильные комиссии Экспертного Совета
23. По отдельным направлениям своей деятельности Совет из числа своих членов может создавать профильные комиссии для организации проведения общественной экспертизы реализации нормативно-правовых актов в отдельной сфере социально-экономической жизни общества, а также разрабатываемых проектов нормативно-правовых актов.
24. Для проведения экспертизы отдельных нормативно-правовых актов или их проектов профильная комиссия формирует рабочие группы. При необходимости профильная комиссия может привлекать в установленном порядке для участия в рабочих группах представителей общественных объединений, не вошедших в Экспертный Совет, независимых экспертов, представителей органов исполнительной власти и местного самоуправления, ответственных за разработку проекта нормативно-правового акта.
25. По результатам проведенной рабочими группами экспертизы профильные комиссии составляют проект заключения, а также осуществляют иные функции и полномочия в соответствии с настоящим Положением.
26. Профильная комиссия осуществляет мониторинг исполнения рекомендаций Экспертного Совета, принятых по результатам деятельности комиссии.
27. Численность профильной комиссии должна быть не менее восьми человек.
28. Председатель профильной комиссии:
организует работу профильной комиссии, контролирует деятельность ее рабочих групп и сроки проведения общественной экспертизы;
вправе запрашивать необходимую информацию у разработчиков проектов соответствующих нормативно-правовых актов;
осуществляет взаимодействие профильной комиссии с президиумом Совета;
разрабатывает проект заключения Совета, который утверждается профильной комиссией;
представляет проект заключения Экспертного Совета на заседание Совета.
VI. Член Экспертного Совета
29. Член Экспертного Совета имеет право:
рассматривать тексты нормативно-правовых актов и их проектов, поступивших в Экспертный Совет;
участвовать в деятельности рабочих групп Экспертного Совета и заседаниях Экспертного Совета;
голосовать по вопросам, включенным в повестку заседания Экспертного Совета;
выражать свое особое мнение относительно нормативно-правовых актов или их проектов;
вносить в план работы Экспертного Совета предложения по проведению профильных мероприятий (общественных слушаний, круглых столов, социологических исследований и др.), необходимых для проведения текущей работы Экспертного Совета.
30. Член Экспертного Совета обязан:
готовить предложения по поручению Экспертного Совета;
содействовать реализации решений Экспертного Совета;
выполнять решения Экспертного Совета.
VII. Процедура проведения общественной экспертизы
31. Председатель президиума вправе запрашивать у Саратовской областной Думы, Правительства Саратовской области, органов местного самоуправления программы (планы) подготовки проектов нормативно-правовых актов.
32. Полученный список проектов нормативно-правовых актов органов государственной власти Саратовской области либо органов местного самоуправления председатель президиума выносит для рассмотрения на ближайшее заседание Экспертного Совета.
33. Экспертный Совет утверждает итоговый список нормативно-правовых актов, проектов нормативно-правовых актов (далее - итоговый список), которые будут проходить общественную экспертизу. Итоговый перечень проектов утверждается открытым голосованием. Нормативно-правовой акт или его проект вносится в итоговый список, если за проведение общественной экспертизы проголосовало простое большинство членов Экспертного Совета.
34. Одновременно с утверждением итогового списка председатель президиума выносит решение о направлении утвержденных для проведения общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов в рабочие группы, созданные в соответствии с разделом V.
35. В решении о проведении общественной экспертизы проекта нормативно-правового акта указывается рабочая группа и сроки представления проекта заключения на Экспертный Совет в зависимости от сроков рассмотрения проекта нормативно-правового акта уполномоченным органом. Общее время, предоставляемое рабочей группе на проведение общественной экспертизы и представление проекта заключения в Экспертный Совет, не может превышать 20 рабочих дней со дня поступления проекта нормативно-правового акта на рассмотрение рабочей группы.
36. Руководитель рабочей группы в соответствии с утвержденным итоговым списком проектов нормативно-правовых актов в течение двух дней со дня утверждения итогового списка подготавливает запросы от Экспертного Совета в органы, являющиеся разработчиками проектов соответствующих нормативно-правовых актов, на предмет получения необходимых материалов для проведения общественной экспертизы, которые подписываются председателем президиума.
37. После поступления в Экспертный Совет указанных выше документов председатель президиума незамедлительно направляет их руководителю рабочей группы.
38. В случае поступления в Экспертный Совет обращения от Председателя областной Думы, Губернатора области, руководителя органа исполнительной власти, руководителя органа местного самоуправления о проведении экспертизы нормативно-правового акта или от общественного объединения, некоммерческой организации решение о включении проекта нормативно-правового акта в утвержденный список проектов нормативно-правовых актов Экспертного Совета принимается президиумом Экспертного Совета. Президиум также принимает решение о передаче такого проекта в профильную комиссию для проведения общественной экспертизы.
39. Работа по общественной экспертизе проекта нормативно-правового акта проходит непосредственно в рабочей группе профильной комиссии. Профильная комиссия, ответственная за подготовку проекта заключения Совета, обеспечивает проведение заседания рабочей группы не позднее чем через пять дней со дня получения руководителем рабочей группы материалов, необходимых для проведения общественной экспертизы, но не позднее срока подачи заключения рабочей группы в Совет, который устанавливается решением Совета в зависимости от сроков рассмотрения проекта нормативно-правового акта уполномоченным органом.
40. Работу по проведению общественной экспертизы рабочей группой организует руководитель рабочей группы по согласованию с председателем профильной комиссии.
41. Члены рабочей группы осуществляют экспертизу проектов нормативно-правовых актов по следующим критериям:
учет интересов различных слоев и групп населения, а также природно-климатической, этнокультурной и демографической специфики области;
соблюдение принципа сохранения духовного и материального благополучия и здоровья населения;
учет имеющегося опыта других субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в сфере, регулируемой проектом нормативно-правового акта;
актуальность;
коррупциогенность;
соответствие приоритетам социально-экономического развития области;
соответствие федеральному и региональному законодательству.
42. Проект заключения рабочей группы считается принятым профильной комиссией, если за него проголосовало две трети членов профильной комиссии.
43. Члены Совета, голосовавшие против проекта заключения, имеют право вносить в него дополнения, которые являются его неотъемлемой частью.
44. Проект заключения Экспертного Совета выносится на заседание Совета и должен содержать:
название профильной комиссии;
фамилию, имя, отчество председателя профильной комиссии и руководителя рабочей группы;
время и дату заседаний рабочей группы;
проект заключения Совета, утвержденный профильной комиссией;
особое мнение членов рабочей группы, если таковое имеется;
материалы, использованные для проведения общественной экспертизы.
45. Проект заключения Совета считается утвержденным, если за него проголосовало более половины членов от общего количества членов Экспертного Совета.
46. Экспертный Совет:
в случае утверждения проекта заключения, представленного рабочей группой, уполномочивает председателя направить такое заключение в орган власти, который являлся разработчиком проекта соответствующего нормативно-правового акта;
в случае отклонения проекта заключения принимает решение о прекращении процедуры общественной экспертизы либо о повторном ее проведении;
в случае повторного отклонения проекта заключения Совета принимает решение о прекращении процедуры общественной экспертизы.
47. Заключение Экспертного Совета составляется рабочей группой, принявшей его, и подписывается председателем президиума и руководителем рабочей группы в течение двух дней со дня его утверждения Советом.
48. Заключение Экспертного Совета в течение суток с момента его подписания направляется секретарем президиума в соответствующие органы, являющиеся разработчиками проектов соответствующих нормативно-правовых актов.
49. Заключение Экспертного Совета должно содержать:
название проекта нормативно-правового акта, который прошел общественную экспертизу;
время проведения экспертизы;
выводы.
VIII. Заключительные положения
50. Экспертное заключение носит рекомендательный характер и учитывается органами государственной власти области и местного самоуправления Саратовской области при принятии ими соответствующего решения.
51. Заседание президиума и заседание Экспертного Совета протоколируются. Протокол изготавливается в трехдневный срок и подписывается членами президиума Совета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.