Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению комитета государственного
регулирования тарифов Саратовской области
от 28 января 2011 г. N 2/2
Итоги работы комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области за 2010 год и задачи на 2011 год
Общие положения
Государственная политика Российской Федерации в области регулирования тарифов и стоимости услуг естественных монополий реализуется через двухуровневую систему управления федеральную и региональную.
На федеральном уровне, тарифы и стоимость услуг естественных монополий регулирует Федеральная служба по тарифам, а на региональном - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, к полномочиям которых отнесено тарифное регулирование.
Во исполнение федерального законодательства в Саратовской области органом, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов, является комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, осуществляющий свою деятельность в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года N 169-П "Вопросы комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области" и обладающий правами юридического лица.
В соответствии с возложенными полномочиями комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области осуществляет регулирование тарифов и услуг энергоснабжающих организаций в сфере производства, распределения и передачи тепловой энергии, передачи электрической энергии, устанавливает сбытовые надбавки гарантирующим поставщикам, цены на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, плату за технологическое присоединение к электрическим сетям для территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы, разработку региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, установление предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги и контроль за их применением, расчет критериев доступности для населения платы за коммунальные услуги, расчет предельных размеров оптовых и розничных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, а также осуществляет контроль за применением регулируемых цен (тарифов), надбавок и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования.
Для определения основных направлений деятельности комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области и принятия соответствующих решений образован коллегиальный орган - Правление государственного регулирования тарифов Саратовской области, возглавляет которое председатель комитета.
В 2010 году состоялось 20 заседаний Правления государственного регулирования тарифов, на которых принято 231 постановление и 39 распоряжений.
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области осуществляет тарифное регулирование энергоснабжающих организаций на основе действующего законодательства и видит свои основные цели в следующем:
достижение баланса экономических интересов производителей и потребителей товаров (услуг) субъектов естественных монополий;
проведение единой ценовой политики в отношении субъектов естественных монополий;
повышение эффективности и инвестиционной привлекательности субъектов естественных монополий.
О предельных уровнях тарифов
В соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ от 14 апреля 1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию на региональном потребительском рынке утверждаются в рамках предельных уровней тарифов, устанавливаемых ФСТ России. На 2011 год ФСТ России установлены следующие предельные уровни тарифов:
- Приказом Федеральной службы по тарифам от 7 октября 2010 года N 245-э/З "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2011 год" предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению: минимальный 228 коп./кВтч., максимальный 230 коп./кВт ч.
- Приказом Федеральной службы по тарифам от 19 ноября 2010 года N 318-э/1 "Об утверждении предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам РФ на 2011-2015 годы" предельные минимальные уровни тарифов на услуги по передаче по диапазонам напряжения в среднем по региону.
- Приказом Федеральной службы по тарифам от 7 октября 2010 года N 243-э/1 "О предельных уровнях тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2011 год" предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, производимую в комбинированном режиме в среднем по Саратовской области в размере: минимальный 497,38 руб./Гкал и максимальный 511,32 руб./Гкал.
- Приказом Федеральной службы по тарифам от 7 октября 2010 года N 244-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год" установлена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию в среднем по Саратовской области в размере 113,9%.
Электрическая энергия
Формирование тарифов на электрическую энергию на каждый последующий год осуществляется Комитетом в соответствии с показателями Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) по региону, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. На 2011 год основные показатели баланса приняты в следующих объемах:
- электропотребление региона - 12524,24 млн. кВтч.
- потери в сетях ОАО "Федеральная сетевая компания" - 384,56 млн. кВтч.
- потребление электрической энергии населением - 2134,07 млн. кВтч.
- потери электроэнергии в сетях - 1699,133 млн. кВтч. полезный отпуск потребителям зафиксирован на уровне - 8244,687 млн. кВтч.
Субъектный состав оптового рынка, осуществляющий покупку электрической энергии для нашего региона на 2011 год остался без изменений относительно 2010 года: ОАО "Саратовэнерго", ООО "Русэнергоресурс", ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ", ЗАО "ЕЭСнК", ООО "Дизаж-М", ООО "СПГЭС", ОАО "Межрегионэнергосбыт", ООО "ТД Энергосервис", ОАО "ВСК-энерго".
На розничном рынке области работают три гарантирующих поставщика электрической энергии: ОАО "Саратовэнерго", ООО "СПГЭС", ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ", регулирование которых осуществляет комитет в рамках своих полномочий.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию подлежат сбытовые надбавки только для гарантирующих поставщиков, а цены на электрическую энергию (мощность) поставляемую энергосбытовыми организациями, не являющихся гарантирующими поставщиками, являются свободными и не подлежат государственному регулированию, кроме тарифов для населения и приравненных к нему категориям потребителей.
С 1 января 2011 года установление цен (тарифов) для конечных потребителей электрической энергии (кроме населения) в ценовых зонах оптового рынка действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем на 2011 год комитетом не установлены конечные тарифы (тарифные меню) на электрическую энергию поставляемую потребителям (кроме населения) гарантирующими поставщиками.
Оплата электрической энергии потребителями в текущем году будет производиться по формуле расчёта цены, в составе которой для потребителя регулируемыми и неизменными в течение года останутся только услуги по передаче электрической энергии, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков и инфраструктурные услуги, а цена покупки электрической энергии на оптовом рынке будет определяться ежемесячно по данным НП "АТС".
Ежемесячно информировать потребителей о прогнозном уровне нерегулируемой цены и формировать предельный уровень нерегулируемых цен (тарифное меню) для своих потребителей будут гарантирующие поставщики. Вся информация будет публиковаться на официальных сайтах гарантирующих поставщиков.
Комитет в рамках своих полномочий будет осуществлять мониторинг уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию и контроль за применением оптовых цен гарантирующими поставщиками.
На 2011 год комитетом установлены единые котловые услуги по передаче электрической энергии и дифференцированные по потребителям сбытовые надбавки гарантирующим поставщикам электрической энергии.
В рамках тарифного регулирования на 2011 год Комитетом проведена экспертиза расчетных материалов и рассчитаны индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для 68 сетевых предприятий области.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, сформированы с учетом затрат всех отрегулированных территориальных сетевых организаций, дифференцированы по уровням напряжения и группам потребителей ("прочие" и "население").
Для реализации отношений между сетевыми организациями и с целью развития конкуренции на рынке электроэнергии области применено два варианта взаиморасчетов: "котел - сверху", "котел - снизу", взаиморасчеты между держателем котловых тарифов и сетевыми организациями могут производиться как по двухставочному так и по одноставочному тарифу.
Кроме того, следует отметить, что в связи с тем, что филиал ОАО "МРСК Волги" - "Саратовские распределительные сети" с 01.01.2011 г. перешел на долгосрочный метод регулирования - метод доходности инвестированного капитала на период 2011-2015 гг., комитетом в установленные сроки поданы в ФСТ предложения и согласованы основные параметры RAB - регулирования, рассчитаны и установлены прогнозные долгосрочные единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
При регулировании на 2011 год необходимая валовая выручка региональной сетевой компании ОАО "МРСК Волги" принята ростом 113% по отношению к 2010 году, рост затрат сетевых организаций в среднем по области составил - 107%, сбытовых компаний - 110%.
Инвестиционные программы, прошедшие экспертизу в соответствующих структурах Правительства области (Минэкономика, мининвест, минстрой и ЖКХ, минпром) и получившие положительное заключение, учтены по следующим организациям:
- филиал ОАО "МРСК Волги" - "Саратовские распределительные сети" - 1926,3 млн. рублей (в соответствии с параметрами RAB -регулирования)
- ЗАО "СПГЭС" - 22,785 млн. рублей (источник - прибыль),
- ОАО "Саратовэнерго" - 9,18 млн. рублей (источник - прибыль)
Тариф на электрическую энергию, поставляемую населению, утвержден комитетом на уровне 2,28 руб./кВтч (109,1% роста к 2010 году) -для городского населения и 1,60 руб./кВтч - для сельского населения (и домов с электроплитами). Кроме того, утвержден перечень потребителей, приравненных к группе "Население". Дополнительно к категории население отнесены гаражно-строительные и гаражные кооперативы, и хозяйственные постройки граждан (погреба, сараи и т.д.)
Тарифы на электрическую энергию для населения, как и в предыдущие годы, учитывают наличие перекрестного субсидирования и установлены ниже уровня экономически обоснованных тарифов.
Перекрестное субсидирование остается основной проблемой тарифообразования в электроэнергетике, в результате которого бремя платежей за электроэнергию, отпускаемую населению по льготным тарифам, ложится на плечи промышленных потребителей.
Исходя из этого, и учитывая окончательную либерализацию рынка электрической энергии, комитетом не принимались решения об установлении льготных тарифов для бюджетных потребителей, сельхозтоваропроизводителей и прочих категорий потребителей.
Тепловая энергия
Тарифы на тепловую энергию на 2011 год установлены 133 (из 141) теплоснабжающим организациям области. Средний рост тарифов по муниципальным округам и районам области составил от 103 до 112,5%.
В отношении всех предприятий применен единый подход по расчету затрат на топливо, электроэнергию (т.е. учтены нормативные удельные расходы топлива, энергии и воды и регулируемые государством цены на них), проиндексирована заработная плата, учтены минимально необходимые затраты на материалы, ремонтные работы, общехозяйственные расходы.
Рост тарифов на тепловую энергию в основном обусловлен следующими факторами:
- снижением полезного отпуска в целом по региону на 3%, что принято ФСТ России при формировании предельного индекса;
- ростом ЕСН при обычной системе налогообложения на 31%, при упрощенной - в 2,4 раза;
- ростом регулируемых цен на природный газ - 15%) и конечных цен на электроэнергию - на 16%;
- прогнозируемым ростом потребительских цен - на 107,9%;
- техническим состоянием имущественного комплекса;
- наличием в составе тарифов арендной платы;
- необходимостью выполнения ремонтных работ и т.д.
Кроме того, в состав тарифов включены средства на инвестиции в размере 172,08 млн. рублей (с учётом налога на прибыль), в том числе по ОАО "Волжская ТГК" - 137,5 млн. рублей и ОАО "ЭГТС" - 34,58 млн. рублей.
По итогам тарифного регулирования средний уровень тарифа на тепловую энергию, отпускаемую с коллекторов ТЭЦ ОАО "Волжская ТГК" определён на уровне 501,86 руб./Гкал (с учетом покупки от ТЭЦ-1), что составляет 109,5% роста к уровню 2010 года.
Общее НВВ ОАО "Волжская ТГК" по области на 2011 год составляет 6,4 млрд. руб. и при эффективном использовании доходов является объективной для производства и передачи тепловой энергии.
Определение затрат на содержание внутриквартальных тепловых сетей гг. Саратов и Балаково производилось с учетом их износа, затраты на ремонтные работы учтены в полном объеме, согласно расчетам предприятия. Конечные тарифы для потребителей ОАО "Волжская ТГК" на 2011 год установлены в следующих размерах (с учетом НДС):
Наименование |
Тариф 2011 года |
Рост к тарифу 2010 года % |
Саратов |
1171,29 |
111,1 |
Балаково |
1019,56 |
109,7 |
Энгельс |
945,30 |
111,1 |
Средний рост тарифов на тепловую энергию для потребителей области составил 111,1%.
Природный газ
В соответствии с действующим законодательством все составляющие розничной цены на природный газ для населения (оптовая цена + тарифы на транспортировку газа + плата за снабженческо-сбытовые услуги) утверждаются на федеральном уровне - Федеральной службой по тарифам.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29 ноября 2010 года N 353-э/2 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению" установлено, что повышение цен для населения в 2011 году будет проводиться два раза в год: на 5% с 1 января и на 9,5% с 1 апреля. При этом абсолютная величина оптовой цены на газ для населения области составит: с 1 января - 2084 руб./тыс. куб.м.; с 1 апреля - 2282 руб./тыс. куб.м. (без учёта НДС).
Приказом ФСТ России от 9 ноября 2010 года N 294-э/16 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа, на территории Саратовской области" установлены тарифы для населения на транспортировку газа по газораспределительным сетям области, а также плата за снабженческо-сбытовые услуги с 1 января и с 1 апреля 2011 года.
В связи с чем, комитетом принято решение об изменении розничных цен на газ для населения области также два раза в год.
При расчете транспортной составляющей учтены тарифы на услуги по транспортировке газа, оказываемые населению Саратовской области газораспределительными организациями, Плата за снабженческо-сбытовые услуги, средняя стоимость транспортировки газа в транзитном потоке для населения по сетям ООО "Приволжскгазстрой" и ОАО "Газсбытсервис" с 1 января и с 1 апреля 2011 года.
Исходя из вышеизложенного, средние розничные цены на газ для населения области составят: 3289,1 руб./тыс. куб.м. (в 1 квартале); 3619,1 руб./тыс. куб.м. (во 2-4 кварталах) (с учетом НДС).
Структура природного газа по направлениям потребления принята на уровне 2010 года, а именно: приготовление пищи и горячее водоснабжение - 16%; отопление помещений, потребление газа при наличии приборов учета расхода газа, в случае использования для учета объема потребления газа одного прибора учета при одновременном использовании газа по нескольким направлениям его потребления - 84%>.
Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 7 декабря 2010 года N 18/1 "Об установлении розничных цен на газ, реализуемый населению Саратовской области, на 2011 год" установлены розничные цены на природный газ, реализуемый населению Саратовской области, по направлениям: пищеприготовление и отопление помещений.
Прокуратурой Саратовской области 21 декабря 2010 года была проведена проверка соблюдения законности установления розничных цен на газ, реализуемый населению области на 2011 год, по результатам которой нарушений не выявлено.
Рост конечных тарифов на газ для прочих потребителей в 2011 году в среднем по области составит 115%.
Приказом ФСТ России от 10 декабря 2010 года N 412-э/2 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям РФ (кроме населения)" установлена оптовая цена по Саратовской области в размере 2922 руб. за тыс. куб.м. (без НДС). Рост к оптовой цене 2010 года составил 115% (2010 год 2541 руб. за тыс. куб.м.).
Приказом ФСТ России от 9 ноября 2010 года N 294-э/16 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа, на территории Саратовской области" установлены тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям области, а также плата за снабженческо-сбытовые услуги для прочих потребителей газа.
Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги
Постановлением Правительства Саратовской области N 526-П от 1 ноября 2010 года на 2011 год установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по Саратовской области в размере 115%, что соответствует рекомендациям Правительства РФ.
Фактически во всех муниципальных образованиях области, где есть услуга центрального отопления, рост размера платы граждан на 2011 год составил в пределах от 110 до 112%.
В тех муниципальных образованиях, где у населения газовое отопление, рост размера платы составляет до 114%, за счет роста расходов на газовое отопление в размере 115%.
По итогам тарифного регулирования комитетом проведен мониторинг увеличения платы граждан за коммунальные услуги при неизменных нормативах потребления и совокупном наборе коммунальных услуг. Фактически сложившийся рост платы граждан за коммунальные услуги составил в 2011 году 111%.
Предельные оптовые и розничные надбавки на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП
Постановлением Правительства Саратовской области аптеки от 27 февраля 2010 г. N 65-п "Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" установлены размеры предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов:
Лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов |
оптовая надбавка, % |
розничная надбавка, % |
до 50 рублей включительно |
17 |
37 |
свыше 50 рублей до 500 рублей включительно |
14 |
30 |
свыше 500 рублей |
10 |
18 |
Наркотические и психотропные лекарственные средства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств |
25 |
45 |
В Саратовской области лицензию на фармацевтическую деятельность имеет 401 организация.
Комитетом проводится ежемесячный анализ информации о ценах на лекарственные препараты оптовых организаций, представленной аптечными учреждениями в рамках мониторинга Управления Росздравнадзора с последующей проверкой документов аптечных организаций.
В 4 квартале 2010 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Медико-фармацевтическая компания" в г. Балаково. В результате проверки по установленному факту нарушения порядка применения розничной надбавки от цены приобретения препаратов было вынесено предписание, которое исполнено проверяемой организацией в установленные сроки.
Контрольные мероприятия в отношении аптечных учреждений, представляющих информацию о ценах на ЖНВЛП в рамках мониторинга, комитетом не проводятся в связи с осуществлением контроля за ценообразованием аптек Управлением Росздравнадзора.
Возбуждено 1 административное производство по результатам рассмотрения полученной из Управления Росздравнадзора по Саратовской области информации о выявленном превышении размера розничной торговой.
Контрольно-правовая работа
Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области в 2010 году рассмотрено 9 обращений депутатов, 206 жалоб и заявлений граждан по вопросам применения тарифов на электрическую (тепловую) энергию и розничных цен на газ для населения области.
В течение 2010 года сотрудниками комитета проведено 15 проверок установленного порядка ценообразования с целью осуществления контроля за применением регулируемых тарифов на тепловую и электрическую энергию.
В 2010 году комитет принимал участие в 20 судебных процессах по вопросам государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета иска, и в одном судебном разбирательстве в качестве ответчика.
Государственные услуги комитетом не предоставляются. В 2010 году комитетом разработаны и находятся на согласовании проекты административных регламентов по следующим функциям:
- регламент по рассмотрению споров, связанных с применением платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям и (или) тарифных ставок, установленных для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок);
регламент по исполнению государственной функции по установлению платы за технологическое присоединение к региональным распределительным электрическим сетям;
- регламент по осуществлению государственного контроля за применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы;
- регламент по осуществлению государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В 4 квартале 2010 года комитетом установлены нормативы потребления коммунальных услуг для населения ЗАТО Шиханы при отсутствии у потребителей приборов учета с использованием расчетного метода.
Задачи на 2011 год
1. Обеспечить работу по недопущению необоснованного роста тарифов в следующем периоде регулирования.
2. Продолжить работу по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии у потребителей приборов учета в Саратовской области на экономически обоснованном уровне.
3. Использовать в 2011 году систему долгосрочного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, основанной на привлечении инвестиций для строительства, модернизации и реконструкции сетей инженерно-технической инфраструктуры области.
4. В рамках процесса тарифного регулирования совместно с заинтересованными структурами осуществлять контроль за принятием и реализацией организациями коммунального комплекса программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
5. В рамках работы по проверке соблюдения административного законодательства осуществлять выездные проверки в муниципальные образования Саратовской области, энергоснабжающие организации которых осуществляют хозяйственную деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения утвержденных тарифов.
6. Осуществлять в установленном порядке взаимодействие со средствами массовой информации.
7. Обеспечить открытость и доступность информации о решениях, принимаемых комитетом, юридическим и физическим лицам.
<< Назад |
||
Содержание Постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 28 января 2011 г. N 2/2 "Об итогах... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.