Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 6 сентября 2010 г. N 418-П
Долгосрочная областная целевая программа
"Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Саратовской области" на 2011-2013 годы
18 марта 2011 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 18 марта 2011 г. N 134-П в паспорт настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт программы
Наименование Программы |
Долгосрочная областная целевая программа "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Саратовской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Саратовской области от 20 августа 2010 года N 275-Пр "О разработке проекта областной целевой программы "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Саратовской области" на 2011-2013 годы"
|
Государственный заказчик Программы
|
министерство социального развития области |
Основные разработчики Программы
|
министерство социального развития области, министерство образования области
|
Цель и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели |
цель Программы - профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних. Задачи Программы: обеспечение эффективной реабилитации и социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем раннего выявления семейного неблагополучия; организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей. Оценочные показатели: количество семей, находящихся в социально опасном положении; количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; уровень безнадзорности, детской преступности; распространенность зависимых состояний
|
Сроки и этапы реализации Программы
|
2011-2013 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы |
министерство социального развития области, министерство образования области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области, министерство культуры области, министерство здравоохранения области
|
Перечень подпрограмм |
"Дети и семья", "Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей"
|
Объемы и источники обеспечения Программы |
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 653652,1 тыс. рублей, из них: в 2011 году - 109638,4 тыс. рублей; в 2012 году - 263243,6 тыс. рублей; в 2013 году - 280770,1 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В результате реализации Программы планируется рост: с 75 до 82 процентов доли учреждений социального обслуживания семьи и детей, разработавших и обеспечивших внедрение инновационных технологий социальной работы; с 30,8 до 31 процента удельного веса семей с детьми, получивших государственные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей; с 87 до 92 процентов доли выпускников государственных учреждений, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, от общего числа выпускников государственных воспитательных учреждений; с 76 до 78 процентов удельного веса несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию, возвращенных в семью либо переданных под опеку; на 10 процентов числа несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию в условиях семейных воспитательных групп; на 20 процентов количества семей, достойно воспитывающих своих и приемных детей, ставших призерами и участниками областных мероприятий; на 5 процентов доли охвата семей с детьми информационно-пропагандистскими мероприятиями; на 6 процентов числа клиентов учреждений социального обслуживания семьи и детей, принявших участие в профилактических мероприятиях по ненасильственным формам общения; на 6 процентов доли специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, повысивших квалификацию. В результате реализации Программы планируется снижение: с 0,9 до 0,7 процента доли семей, находящихся в социально опасном положении; с 1,01 до 0,8 процента удельного веса безнадзорных детей от общего числа детского населения; с 7,5 до 6,5 процента доли несовершеннолетних, повторно поступивших в учреждения социального обслуживания семьи и детей; с 82 процентов до 80 процентов доли социальных сирот среди выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Охват всеми формами отдыха и оздоровления не менее 45 тысяч детей, 100 процентов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников интернатных учреждений
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за исполнением Программы осуществляется министерством социального развития области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ". |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В текущем году завершается реализация областной целевой программы "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы, утвержденной Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 года N 152-ЗСО (далее - программа "Дети Саратовской области"). Настоящая Программа является продолжением направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" подпрограммы "Дети и семья" и подпрограммы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков" программы "Дети Саратовской области".
Цель программы "Дети Саратовской области" - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - не потеряла своей актуальности. Социальная значимость проблем профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних, а также организации отдыха и оздоровления детей говорит о необходимости их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.
Реализация направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" программы "Дети Саратовской области" во многом позволила снизить остроту проблемы детской безнадзорности.
В результате реализации системы мероприятий подпрограммы "Дети и семья" программы "Дети Саратовской области" в 2007-2009 годах задача по снижению удельного веса безнадзорных детей к общему числу детского населения не только решена, но и получены сверх ожидаемые результаты:
удельный показатель безнадзорности снизился на 0,57 процента (против запланированных 0,3 процента);
с 30 процентов до 47,9 процента вырос удельный вес безнадзорных детей, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних;
на 3 процента выросло число детей, прошедших реабилитацию в условиях семейных воспитательных групп;
с 2006 года вдвое снижено количество детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;
в 3,5 раза снижено количество несовершеннолетних, систематически пропускающих занятия в образовательных учреждениях области без уважительных причин;
сняты с учета в службах системы профилактики в связи с улучшением жизненной ситуации: в 2007 году - 985 семей, в 2008 году - 827 семей.
Реализация мероприятий подпрограммы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков" программы "Дети Саратовской области" позволила:
организовать отдых и оздоровление ежегодно более 15 тысяч детей в возрасте от 7 до 15 лет, нуждающихся в особой заботе государства;
охватить различными досуговыми мероприятиями свыше 100 тысяч человек.
Вместе с тем, продолжают оставаться актуальными следующие проблемы.
Мероприятиями по укреплению материально-технической базы учреждений социальной помощи семье и детям в 2007 году в рамках программы "Дети Саратовской области" охвачены 24 учреждения социальной помощи семье и детям, в том числе: 7 из 11 специализированных учреждений для несовершеннолетних, 12 из 16 центров социальной помощи семье и детям "Семья", в которых состояли на социальном патронаже 81,3 процента семей (6523 семьи) и 80,5 процента детей (10672 человека).
В соответствии с системой мероприятий подпрограммы "Дети и семья" программы "Дети Саратовской области" в 2009 году также планировалось существенное оснащение этих учреждений необходимым медицинским, бытовым и спортивным оборудованием, оборудованием для профессиональной подготовки и трудовой реабилитации с целью создания необходимых условий для работы с детьми и подростками. Однако в связи с существенным снижением объемов финансирования программы "Дети Саратовской области" желаемые результаты достигнуты не в полном объеме. По той же причине не в полной мере сегодня отвечают современным требованиям и нормативно-правовое, информационно-аналитическое, научно-методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.
За три года реализации мероприятий направления "Дети-сироты" программы "Дети Саратовской области" реабилитацию в условиях семейных воспитательных групп прошли 397 детей, оставшихся без попечения родителей. Данное мероприятие вошло в подпрограмму "Дети и семья" настоящей Программы и предполагает реабилитацию в семейных условиях 600 несовершеннолетних ежегодно. В рамках мероприятий, направленных на развитие форм реабилитации этой группы детей, в 2007-2008 годах были оснащены мебелью и оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом 5 служб специализированных учреждений министерства социального развития области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; приобретено компьютерное оборудование в семейные воспитательные группы ГУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Забота" г. Балаково". В 2009 году ассигнований на реализацию данного мероприятия не выделялось.
Известно, что дети-сироты представляют собой основную группу граждан по социальному риску, так как адаптированность их к взрослой, самостоятельной жизни крайне низка. В рамках подпрограммы "Дети-сироты" программы "Дети Саратовской области" в 2007-2009 годах шло создание служб психолого-педагогического сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов (оснащение данных учреждений оборудованием для комнат психологической разгрузки).
По итогам трех лет в рамках данного мероприятия в 2007-2010 годах освоено 700 тыс. рублей из запланированных 1,2 млн. рублей. Поэтому в рамках подпрограммы "Дети и семья" настоящей Программы предлагается продолжить постинтернатное социально-правовое и психолого-педагогическое сопровождение 150 выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках пилотного проекта "Журавушка" на базе ГУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Возвращение" г. Саратова.
Потребность в оздоровлении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, различными формами отдыха и оздоровления в рамках программы "Дети Саратовской области" удовлетворена на 37 процентов; материально-техническая база ряда оздоровительных учреждений имеет высокую степень износа и не всегда соответствует установленным стандартам. За три года реализации мероприятий программы "Дети Саратовской области" по укреплению материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей освоено 24620,2 тыс. рублей из 60630,0 тыс. рублей, первоначально утвержденных в программе, или 1/3.
Накопленный опыт программно-целевого метода осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации программных мероприятий, наличие не решенных в рамках программы "Дети Саратовской области" проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках настоящей Программы.
Наиболее вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей в Саратовской области могут стать:
несистемное решение задач по улучшению положения детей, стоящих перед органами исполнительной власти области;
нерациональное использование бюджетных ресурсов при решении приоритетных задач улучшения положения детей, выделяемых в перспективных программах социально-экономического развития России;
ухудшение условий социализации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних;
увеличение доли детей, находящихся на государственном обеспечении в учреждениях интернатного типа;
снижение воспитательного потенциала семей, воспитывающих несовершеннолетних, распространение социального сиротства, социального неблагополучия среди семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В перспективе эти риски снизят эффективность ранее предпринимавшихся усилий по улучшению положения детей и повлекут увеличение расходов для повышения уровня охраны здоровья, образования детей, функционирования региональной системы социального обслуживания семьи и детей.
2. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Цель Программы - профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних.
Задачи Программы:
обеспечение эффективной реабилитации и социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем раннего выявления семейного неблагополучия;
организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей.
Достижение поставленной цели будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.
3. Система (перечень) программных мероприятий
Программа содержит комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на улучшение положения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе посредством организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей.
Перечень программных мероприятий сформирован в соответствии с приоритетными направлениями долгосрочной политики социальной поддержки населения, определенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-Р (далее - Концепция), а также приоритетными задачами, определенными Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. на совещании по организации летнего отдыха детей и подростков 8 июня 2010 года.
Постановлением Правительства Саратовской области от 18 марта 2011 г. N 134-П в раздел 4 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 653652,1 тыс. рублей, из них:
в 2011 году - 109638,4 тыс. рублей;
в 2012 году - 263243,6 тыс. рублей;
в 2013 году - 280770,1 тыс. рублей.
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за исполнением Программы осуществляется министерством социального развития области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
6. Оценка эффективности реализации Программы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения целей Программы и ее результативность
Оценка реализации Программы будет осуществляться в соответствии с количественными показателями оценки эффективности реализации подпрограмм "Дети и семья", "Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей".
Достижение количественных показателей будет способствовать достижению качественных показателей, характеризующих работу всей системы государственной поддержки детей.
Реализация Программы позволит достичь следующих целевых ориентиров социальной политики:
повысить статус семьи;
увеличить число социально успешных семей;
повысить уровень ответственности родителей за воспитание детей;
сократить масштабы социального сиротства;
увеличить объем и повысить качество государственных услуг, оказываемых семьям, женщинам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
сократить число семей, находящихся в социально опасном положении;
сократить число правонарушений, совершенных несовершеннолетними;
увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи;
обеспечить эффективную социализацию детей-сирот и интеграцию их в общество;
снизить численность несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем, наркотическими средствами и психотропными веществами;
вовлечь несовершеннолетних в организованные формы досуга, отдыха;
обеспечить отдых, оздоровление и занятость детей и подростков, нуждающихся в особой заботе государства.
Подпрограмма "Дети и семья" долгосрочной областной целевой программы
"Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Саратовской области" на 2011-2013 годы
18 марта 2011 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 18 марта 2011 г. N 134-П в паспорт настоящей подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы
|
"Дети и семья" |
Государственный заказчик подпрограммы
|
министерство социального развития области |
Основные разработчики подпрограммы
|
министерство социального развития области |
Цель и задачи подпрограммы |
цель подпрограммы - обеспечение эффективной реабилитации и социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем раннего выявления семейного неблагополучия. Задачи подпрограммы: отработка пилотных моделей профилактики и раннего выявления семейного неблагополучия; повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям; обеспечение межведомственного взаимодействия в вопросах социального сопровождения и жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников государственных учреждений; пропаганда семейных ценностей и лучших семейных традиций через организацию областных мероприятий; проведение информационно-просветительской работы, направленной на формирование общественного мнения о позитивных установках семейного воспитания; повышение уровня профессиональной компетенции специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей
|
Сроки реализации подпрограммы
|
2011-2013 годы |
Исполнители основных мероприятий подпрограммы
|
министерство социального развития области, министерство образования области, министерство здравоохранения области
|
Объемы и источники обеспечения подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 192874,8 тыс. рублей, из них: в 2011 году - 13054,8 тыс. рублей; в 2012 году - 86942,1 тыс. рублей; в 2013 году - 92877,9 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
В результате реализации подпрограммы планируется рост: с 75 до 82 процентов доли учреждений социального обслуживания семьи и детей, разработавших и обеспечивших внедрение инновационных технологий социальной работы; с 30,8 до 31 процента удельного веса семей с детьми, получивших государственные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей; с 87 до 92 процентов доли выпускников государственных учреждений, получивших государственные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, от общего числа выпускников государственных воспитательных учреждений; с 76 до 78 процентов удельного веса несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию, возвращенных в семью либо переданных под опеку; на 10 процентов числа несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию в условиях семейных воспитательных групп; на 20 процентов количества семей, достойно воспитывающих своих и приемных детей, ставших призерами и участниками областных мероприятий; на 5 процентов доли охвата семей с детьми информационно-пропагандистскими мероприятиями; на 6 процентов числа клиентов учреждений социального обслуживания семьи и детей, принявших участие в профилактических мероприятиях по ненасильственным формам общения; на 6 процентов доли специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, повысивших квалификацию. В результате реализации подпрограммы планируется снижение: с 0,9 до 0,7 процента доли семей, находящихся в социально опасном положении; с 1,01 до 0,8 процента удельного веса безнадзорных детей от общего числа детского населения; с 7,5 до 6,5 процента доли несовершеннолетних, повторно поступивших в учреждения социального обслуживания семьи и детей; с 82 до 80 процентов доли социальных сирот среди выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
Система организации контроля за исполнением подпрограммы |
контроль за исполнением подпрограммы осуществляет министерство социального развития области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ". |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
На начало 2010 года в области проживало 441934 ребенка, или 17,2 процента населения области.
В числе детского населения области высока доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 2 процента (в 2006 году эта категория детей составляла 2,9 процента от детского населения).
Порядка 82 процентов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются "социальными сиротами", что означает, что у них имеется, по крайней мере, один из родителей.
С целью обеспечения социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия на территории области создана и эффективно работает сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, которая включает в себя: 5 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; 3 социальных приюта для детей и подростков; 16 центров социальной помощи семье и детям "Семья", из которых 4 осуществляют реализацию программ социальной реабилитации в условиях круглосуточного пребывания в учреждении; 38 отделений по работе с семьей в центрах социального обслуживания населения области.
В 2009 году численность несовершеннолетних, получивших социальную помощь в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, выросла на 13 процентов и составила 145934 человека (в 2007 году - 107993 человека, в 2008 году - 129067 человек).
В структуре учреждений социального обслуживания семьи и детей 12 районов области работают семейные воспитательные группы. Количество семейных воспитательных групп за три года (2007-2009 годы) снизилось со 166 до 144, однако количество детей, прошедших социальную реабилитацию в семейных условиях, возросло с 500 до 517 человек.
В стационарных отделениях специализированных учреждений для несовершеннолетних за 2009 год прошли социальную реабилитацию 1815 человек (в 2007 году - 1826 человек, в 2008 году - 1677 человек), из них 1194 человека (66 процентов от общего числа) переданы в родные семьи, 160 - под опеку, 5 - в приемные семьи, 386 детей устроено в государственные учреждения, 1 ребенок усыновлен.
За 2009 год выявлено и учтено 2035 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2007 году - 2166 человек, в 2008 году - 1911 человек), из них устроены в учреждения на полное государственное обеспечение 508 детей, в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, а также другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение - 55 человек, переданы под опеку (попечительство) 1049 человек, в приемную семью - 24 человека, на усыновление - 120 человек, возвращены родителям - 240 человек.
По состоянию на 1 января 2010 года в области проживало 9793 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 6060 детей находились под опекой, 1779 человек воспитывались в интернатных учреждениях, из них: в детских домах - 577 человек, в школах-интернатах для детей-сирот - 466 человек, в интернатах общего типа - 44 человека, в школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья - 692 человека.
С целью комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечения условий для их полноценной жизни и интеграции в социум с 1998 года реализуются областные целевые программы "Дети Саратовской области".
Реализация программно-целевых мероприятий по созданию условий для улучшения положения детей способствовала налаживанию межведомственного взаимодействия и выработке общих подходов органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления к решению острых проблем детей, сосредоточению финансовых ресурсов на решении наиболее актуальных проблем детства.
Реализация программ позволила ежегодно улучшать качественные показатели здоровья и социального положения детей и, в первую очередь, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За 2007-2009 годы на исполнение мероприятий подпрограммы "Дети и семья" по направлению "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" программы "Дети Саратовской области" из областного бюджета выделено около 100 млн. рублей.
Мероприятия реализовывались по следующим направлениям:
разработка и внедрение новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
создание условий для эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет повышения ресурсного обеспечения учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
научно-методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
проведение областных мероприятий, направленных на поддержку и развитие лучших семейных традиций, для детей "группы риска".
Благодаря согласованной работе всех заинтересованных министерств и ведомств меры, направленные на улучшение положения семьи и детей, дали свои результаты.
По итогам 2009 года в 1,5 раза превышен показатель Приволжского федерального округа по удельному весу семей, получивших государственные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей (в Саратовской области 30,8 процента, в Приволжском федеральном округе - 20,7 процента).
Обеспечен 100-процентный охват семей и детей, находящихся в социально опасном положении, профилактическими мероприятиями.
За период реализации программы "Дети Саратовской области" (с 2007 по 2009 годы) удельный вес безнадзорных детей снизился с 1,6 до 1,03 процента от общего числа детей (в среднем по России - 2,4 процента). По этому показателю область занимает 4 место в Приволжском федеральном округе.
С 30 до 47,9 процента за тот же период вырос удельный вес безнадзорных детей, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.
На 3 процента выросло число детей, прошедших реабилитацию в условиях семейных воспитательных групп.
Вдвое снижено количество детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.
В 3,5 раза снижено количество несовершеннолетних, систематически пропускающих занятия в образовательных учреждениях области без уважительных причин.
В 2009 году на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состояло 4395 несовершеннолетних (в 2008 году - 4687 человек).
Несмотря на достигнутые позитивные результаты, острота ряда проблем детства не снижается.
Учитывая, что увеличение числа детей-сирот происходит на фоне сокращения общей численности детского населения области, тенденция роста доли сирот в составе детского населения крайне тревожна. Так, если в 2004 году дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляли 1,76 процента от детского населения области в возрасте до 17 лет, то в 2009 году дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составили 2,2 процента.
Основными причинами роста сиротства детей являются семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей. О масштабах социального неблагополучия свидетельствует высокое число удовлетворенных исков по делам о лишении родительских прав. По данным управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Саратовской области в 2009 году было удовлетворено 993 иска о лишении родительских прав, что на 63 больше, чем в 2008 году.
Численность осужденных по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) "Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего" в 2009 году составила 104 человека (в 2007 году - 110 человек, в 2008 году - 112 человек).
В сфере профилактического воздействия только органов внутренних дел в 2009 году находилось более 2 тысяч родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. На 1,2 процента возросло число родителей и лиц, их замещающих, привлеченных к административной ответственности по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) "Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних".
Число детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, в 2009 году увеличилось по сравнению с 2008 годом на 23 человека (или 2,1 процента) и достигло 1115 человек. Из них у 69 процентов детей (770 человек) оба родителя лишены родительских прав.
В 2009 году продолжилось сокращение численности семей, находящихся в социально опасном положении, и детей, проживающих в них.
"Численность семей, находящихся в социально опасном положении"
Сокращение количества семей, находящихся в социально опасном положении, не снимает актуальности и остроты проблемы невнимательного и беспечного отношения родителей к детям.
За 2009 год инспекторами по делам несовершеннолетних на 7,3 процента больше (в сравнении с 2008 годом) привлечено взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе (часть 1 статьи 6.10 КоАП РФ), и на 12,9 процента больше - за вовлечение в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (часть 2 статьи 6.10 КоАП РФ).
На 78,6 процента больше выявлено фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий самими родителями (часть 3 статьи 6.10 КоАП РФ). Следователями и дознавателями расследовано 127 уголовных дел за вовлечение подростков в преступность и антиобщественную деятельность путем обещаний, обмана и угроз (статьи 150, 151 УК РФ), что на 17 процентов меньше, чем в 2008 году.
За 2009 год выявлено 455 случаев нарушения Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года N 104-ЗСО "Об административной ответственности на территории Саратовской области" (далее - Закон). Из них 447 правонарушений по статье 2.2 Закона "Допущение родителями (лицами, их заменяющими) или лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, пребывания детей без их сопровождения в ночное время в общественных местах", 7 правонарушений по статье 2.3 Закона "Допущение пребывания несовершеннолетнего в ночное время в досуговых заведениях без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей".
За появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, потребление алкоголя, пива и наркотических средств по статье 20.22 КоАП РФ привлечено к ответственности 1953 родителя (в 2008 году - 2020 человек).
В 2009 году на 33,3 процента больше по сравнению с 2008 годом привлечено к ответственности подростков за потребление наркотических средств в общественных местах по части 3 статьи 20.20 КоАП РФ (148 человек), на 58,3 процента - за незаконный оборот наркотиков по статье 6.8 КоАП РФ (19 человек), на 2,2 процента - за потребление наркотиков и психотропных веществ по статье 6.9 КоАП РФ (46 человек).
За 2009 год число несовершеннолетних, состоящих под наблюдением в связи с употреблением психоактивных веществ, по сравнению с 2008 годом увеличилось на 12 процентов и составило 1143 человека (в 2007 году - 905 человек, в 2008 году - 1020 человек).
За 2009 год в ГУЗ "Саратовская областная психиатрическая больница" пролечено 462 несовершеннолетних (в 2008 году 529 человек), из них 47 человек признаны безнадзорными.
Оказание специализированной медицинской помощи несовершеннолетним затрудняется возрастными особенностями физического и психического развития - у подростков катастрофически быстро формируется зависимость, нарастают патологические изменения личности, что приводит к социальной дезадаптации и большому риску криминализации подростков.
Негативные экономические тенденции, наблюдающиеся в настоящее время, приводят к тому, что все больше семей оказывается на грани перехода из категории благополучных, так называемых функциональных, в категорию семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что количество получателей ежемесячного пособия на ребенка за последние 3 года возросло на 17 процентов (со 135750 человек до 158761 человека), на 16 процентов выросло число детей, на которых выплачивается пособие (со 182955 человек до 211573 человек).
Переход семьи из категории функциональных в категорию неблагополучных может спровоцировать безработица. В настоящее время каждый пятый безработный воспитывает несовершеннолетних детей. В числе безработных, имеющих детей, 9,5 процента составляют многодетные и одинокие родители.
Фактором риска также являются изменения в брачной структуре населения. В брачном составе населения увеличивается численность и доля лиц, никогда не состоявших в браке. Создание брачных союзов к возрасту 25 лет уже перестало быть нормой, разделяемой большинством населения, что говорит о переходе от ранней модели брачности к более поздней. Сама семья стала традиционно малодетной.
Регистрируемые браки становятся менее стабильными. В 2009 году распалось 12,2 тысячи семей (в 2007 году - 11,5 тысячи семей, в 2008 году - 12,1 тысячи семей).
Из-за разводов родителей в неполных семьях ежегодно остается более 7 тысяч детей (в 2007 году - 7757 детей, в 2008 году - 7763 ребенка).
Неполные семьи, включая вдовствующих и разведенных, составляют 18,6 процента от общего числа семей с несовершеннолетними детьми, что на 4 процента больше, чем в 2008 году. Одинокие матери составляют 8,9 процента (в 2008 году - 6,6 процента).
Таким образом, в сложившейся ситуации особую значимость приобретают вопросы решения проблем семьи, находящейся в стадии кризиса, совершенствования системы профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, детской безнадзорности, укрепления института семьи.
Раннее выявление семейного неблагополучия позволяет минимизировать затраты и усилия специалистов, необходимые для восстановления семьи, обеспечения соблюдения прав ребенка. Организация работы с семьями, находящимися на ранней стадии кризиса, позволяет сохранить детям кровную семью, сократить число случаев лишения родительских прав.
Зачастую данная работа оказывается малоэффективной ввиду позднего выявления семейного и детского неблагополучия, отсутствия комплексной работы с семьей на ранней стадии кризиса. Помощь семьям и детям представляет собой набор отдельных услуг, не выстроена как единый процесс реабилитации.
В недостаточной степени используются современные технологии профилактической работы. В целях максимального приближения специалистов к клиентам, сокращения сроков оказания первичной помощи необходимо дальнейшее развитие участкового принципа работы социальных служб. Современные технологии социальной работы с семьей предполагают перенос акцентов с непосредственно ребенка на работу со всей семьей через организацию сети социальных контактов, а также активную поддержку родителей - "родительская пирамида".
Организация сети социальных контактов - профилактический метод, позволяющий семье укрепить связи как внутрисемейные, так и с ближайшим окружением, предотвратить изъятие ребенка из семьи и помещение его в государственные учреждения. Сетевая работа предполагает, что ответственность за судьбу ребенка берет его ближайшее социальное окружение. Работа по методу строится по нескольким этапам, каждый из которых направлен на восстановление утерянных контактов людей, ответственных за судьбу ребенка.
Основным методом активной поддержки семьи является обучение родителей конструктивному взаимодействию с детьми на разных этапах развития ребенка. Профилактические программы ориентированы на потребности семьи в разные этапы ее жизни. Метод семейно центрирован, основная роль отводится не специалисту, который непосредственно работает с ребенком, а родителям, которым нужно будет рассказать о том, как им лучше взаимодействовать со своим ребенком и каким образом строить повседневную жизнь.
На основе указанных технологий в рамках подпрограммы планируется отработка пилотных моделей профилактики и раннего выявления семейного неблагополучия с целью последующей трансляции наиболее хорошо зарекомендовавших себя технологий на другие учреждения.
Принципиальное отличие настоящей подпрограммы "Дети и семья" от ранее действовавших программ заключается в том, что выбор пилотных учреждений для отработки инновационных технологий работы с семьей будет осуществляться на конкурсной основе.
С целью максимального приближения государственных услуг к семье планируется дальнейшее развитие сети социальных служб. В условиях очередности в дошкольные учреждения акцент будет сделан на открытие в учреждениях социального обслуживания семьи и детей отделений дневного пребывания. С целью создания в учреждениях условий, приближенных к домашним, а также базы для внедрения новых социальных технологий требуется дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей.
В целях дальнейшего расширения и повышения качества государственных услуг, организации социальной помощи семьям, проживающим в отдаленных сельских районах, по месту жительства необходимо приобретение автотранспорта, оснащение учреждений современным коррекционно-реабилитационным оборудованием, методическим инструментарием.
Одним из направлений семейной политики является пропаганда семейных традиций, лучшего опыта семейного воспитания, формирование в обществе уважения к материнству и детству. В перечень программных мероприятий включены областные акции по ежегодному чествованию семей, достойно воспитывающих своих и приемных детей. К Новому году и Рождеству ежегодно около 100 тысяч детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, будут обеспечены подарками. К началу нового учебного года до 28 тысяч детей будут обеспечены ранцами с наборами школьно-письменных принадлежностей.
Важнейшей задачей, реализацию которой планируется осуществить в рамках программных мероприятий, является система подготовки кадров.
В 2010 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей: социально-реабилитационных центрах, приютах для детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации, центрах социальной помощи семье и детям "Семья", отделениях социальной помощи семье и детям центров социального обслуживания населения работали 2090 специалистов. В 2007-2008 годах в рамках областных целевых программ "Содействие развитию персонала в Саратовской области" на 2005-2007 годы" и "Развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2008-2010 годы курсы профессиональной переподготовки прошли 110 специалистов и руководителей учреждений помощи семье и детям, или 5 процентов от работающих специалистов. В 2009 году средства на повышение квалификации специалистов в рамках областной целевой программы "Развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2008-2010 годы не выделялись.
Учитывая, что стоимость обучения одного специалиста на краткосрочных курсах при высших учебных учреждениях области составляет 10-12 тысяч рублей, в рамках областной целевой программы "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала в Саратовской области" на 2009-2011 годы, утвержденной Законом Саратовской области от 4 декабря 2008 года N 330-ЗСО, в 2011 году повышение квалификации смогут пройти не более 58-70 человек, что не обеспечит подготовку и переподготовку специалистов всех учреждений.
В то же время перестройка работы учреждений социального обслуживания семьи и детей, использование новых технологий отечественного и зарубежного опыта социальной работы требует постоянного обновления знаний специалистов, повышения их профессионального уровня.
2. Цель и задачи подпрограммы, сроки и этапы ее реализации
Цель подпрограммы - обеспечение эффективной реабилитации и социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем раннего выявления семейного неблагополучия.
Задачи подпрограммы:
отработка пилотных моделей профилактики и раннего выявления семейного неблагополучия;
повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям;
обеспечение межведомственного взаимодействия в вопросах социального сопровождения и жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников государственных учреждений;
пропаганда семейных ценностей и лучших семейных традиций через организацию областных мероприятий;
проведение информационно-просветительской работы, направленной на формирование общественного мнения о позитивных установках семейного воспитания;
повышение уровня профессиональной компетенции специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Постановлением Правительства Саратовской области от 18 марта 2011 г. N 134-П в раздел 3 настоящей подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3. Система (перечень) мероприятий подпрограммы
Подпрограмма содержит комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на улучшение положения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с приложением к подпрограмме.
Основные направления мероприятий подпрограммы:
1. Отработка на конкурсной основе пилотных моделей профилактики и раннего выявления семейного неблагополучия с целью последующей трансляции наиболее хорошо зарекомендовавших себя технологий на другие учреждения.
В рамках пилотных проектов планируется:
создание на базе 10 учреждений социального обслуживания семьи и детей служб уличных социальных работников с целью организации работы по месту жительства;
последовательное внедрение в практику работы 12 социозащитных учреждений служб экстренной психологической помощи семьям с детьми, проживающим в сельской местности, и по месту жительства. Принцип работы мобильных бригад позволит преодолевать на селе дефицит таких специалистов, как юристы, психологи, логопеды, решить вопросы раннего диагностирования семейного неблагополучия. В настоящее время мобильные бригады работают в структуре 7 учреждений социального обслуживания населения области. Одна мобильная бригада обслуживает не менее 1 тысячи семей ежегодно;
расширение сферы государственных услуг, предоставляемых консультативными пунктами. Практика показывает, что около 40 процентов обращений семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, относятся к сфере юриспруденции. Решение вопросов по регулированию правовых отношений, оформлению юридических документов требует от специалистов наличия современной нормативно-правовой базы и ее постоянного обновления. Оснащение консультативных пунктов данным оборудованием позволит расширить возможности правового сопровождения для 9 тысяч семей;
вовлечение в решение проблем профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства потенциала добровольческого движения. Опыт учреждений социальной помощи семье и детям Балаковского, Красноармейского, Балашовского, Вольского муниципальных районов по взаимодействию с общественными объединениями, нацеленными на поддержку социально значимых инициатив, дает положительный эффект. В рамках программных мероприятий предусматривается создание условий еще в 10 учреждениях социального обслуживания семьи и детей для поддержки волонтерского движения. Предполагается, что участие добровольцев в реализации социальных программ по формированию здорового образа жизни, профилактике правонарушений, алкоголизма и наркомании в подростковой среде позволит охватить не менее 5 тысяч детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
организация социального сопровождения детей и женщин, подвергшихся насилию в семье. Только в 2009 году в социальные приюты области поступило 11 несовершеннолетних с выявленными фактами физического насилия, за 6 месяцев 2010 года зарегистрировано уже 9 подобных случаев. Ежегодно в кризисном отделении центра социальной помощи семье и детям г. Саратова курс реабилитации проходят до 100 женщин и детей, подвергшихся насилию в семье. За психологической помощью на подростковые "Телефоны доверия" ежегодно обращаются свыше 200 несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению в семье или обществе;
создание и обеспечение деятельности областной методической площадки по разработке и внедрению инновационных технологий в сфере социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также аккумулированию опыта работы социозащитных учреждений по внедрению основ ювенальной технологии;
отработка модели организации социального сопровождения несовершеннолетних, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с вовлечением до 70 процентов детей и подростков данной категории;
организация деятельности служб по работе с женщинами "группы риска", направленной на профилактику отказов от новорожденных детей, а также по социальному сопровождению молодых родителей и семей, имеющих детей до 1 года. На каждом из этапов специалистами определяются специфические формы работы, а также структуры по межведомственному взаимодействию. Реализация мероприятия позволит включить в проект не менее 7 тысяч молодых семей и 500 беременных женщин "группы риска";
отработка модели постинтернатного социально-правового и психолого-педагогического сопровождения выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с охватом не менее 150 человек ежегодно;
оснащение на базе 10 социозащитных учреждений пунктов проката детских бытовых товаров первой необходимости, что позволит частично снизить проблему жизнеобеспечения детей не менее чем для 400 малообеспеченных семей, а также семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ежегодно.
Всего в рамках подпрограммы планируется реализовать не менее 18 проектов на базе 33 учреждений социального обслуживания населения области с охватом около 50 процентов семей с детьми, состоящих на социальном обслуживании в учреждениях.
2. В рамках решения задачи по повышению эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям, планируется:
открыть отделения дневного пребывания в 4 учреждениях социального обслуживания населения области;
оснастить оборудованием для игровой, познавательной, досуговой, трудовой, психолого-педагогической реабилитации, а также технологическим, кухонным, бытовым оборудованием, мебелью, компьютерами, оргтехникой, автотранспортом 30 отделений помощи семье и детям центров социального обслуживания населения, 6 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
оснастить 6 учреждений социального обслуживания семьи и детей коррекционно-реабилитационным, медицинским, в том числе физиотерапевтическим, оборудованием;
обеспечить развитие деятельности семейных воспитательных групп путем приобретения мебели, бытового, коррекционно-реабилитационного, спортивно-игрового оборудования;
обеспечить лечебные учреждения области тест-системами для определения употребления наркотических средств несовершеннолетними, что позволит выявить зависимые состояния детей и подростков;
укрепить материально-техническую базу ГОУ ДОД "Областной центр дополнительного образования для детей "Поиск", ГОУ ДОД "Областной детский экологический центр". ГОУ ДОД "Областной детский экологический центр" - единственное в области учреждение дополнительного образования, осуществляющее непрерывное дополнительное экологическое образование детей и молодежи (дошкольников, школьников, детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитанников интернатных учреждений, учащихся средних специальных учреждений, студентов высших учебных заведений), работает в режиме учебного заведения с 1938 года.
Для реализации учебной, учебно-исследовательской, экскурсионной, опытнической, просветительской и практической деятельности ГОУ ДОД "Областной детский экологический центр" располагает достаточной учебной базой, создававшейся в течение десятилетий: аквамир, оранжерея, мини-зоопарк, мини-музей, коллекции под открытым небом (пришкольный опытный участок, систематикум, дендрарий, плодово-ягодный сад, участок цветочно-декоративных растений).
В 2009-2010 учебном году в центре работали 72 детских объединения, которые посещали 1070 учащихся.
За последние 3 года в международных, всероссийских, региональных, областных фестивалях, конкурсах, выставках и конференциях приняло участие 76 учащихся, на 50 процентов увеличилось число участников конкурсов, фестивалей и выставок, удостоенных дипломов лауреатов, а также отмеченных грамотами и спецпризами.
Материально-техническая база ГОУ ДОД "Областной детский экологический центр" требует капитальных вложений, зимняя и летняя водопроводные сети, функционирующие более 50 лет, вышли из строя, необходима их замена. Здания отделов и лабораторий, мини-зоопарка капитально не ремонтировались со дня их постройки (1960-1970 годы).
ГОУ ДОД "Областной центр дополнительного образования для детей "Поиск" функционирует с 1998 года.
Ежегодно центр проводит 18 областных массовых мероприятий и 16 конкурсов различной направленности, в которых принимают участие более 12000 обучающихся со всех районов Саратовской области. Мероприятия проводятся с целью выявления и развития одаренности и интеллектуально-творческих возможностей детей и имеют четыре направления:
научно-техническое и спортивно-техническое (областные соревнования по судомодельному и авиамодельному спорту, конкурсы стендового моделирования, фотоконкурсы, конкурсы детского творчества по противопожарной тематике);
туристско-краеведческое (туристские слеты, Деревягинские чтения по древней истории Саратовского края, краеведческая конференция "Отечество. Саратовский край в истории России", смотр школьных музеев "Хранитель памяти", туристские соревнования школьников по пешеходному туризму, экскурсии, учебно-тренировочные занятия, походы, экспедиции);
художественно-эстетическое (фольклорно-этнографический праздник "Рождественские встречи", литературно-краеведческие праздники, слет юных журналистов "Серебряное перо Губернии", конкурсы рисунков);
естественно-научное (подготовка школьников к олимпиадам по математике, информатике).
Центр является научно-методической и консультационной площадкой. На его базе проводятся областные семинары для руководителей творческих объединений и специалистов учреждений дополнительного образования области. В 2009-2010 учебном году проведено 10 областных семинаров.
Воспитанники ГОУ ДОД "Областной центр дополнительного образования детей "Поиск" ежегодно принимают участие в массовых мероприятиях, проводимых на уровне Приволжского федерального округа и Российской Федерации, где достойно представляют Саратовскую область и традиционно становятся призерами. Только в 2009-2010 учебном году 54 обучающихся стали победителями Всероссийских и межрегиональных конкурсов и олимпиад, из них 15 обучающихся завоевали призовые места.
При этом материально-техническая база областных учреждений дополнительного образования требует укрепления, обновления и совершенствования. На протяжении последних десяти лет средства из областного бюджета на эти цели не выделялись.
3. В целях пропаганды семейных ценностей и лучших семейных традиций планируется организация и проведение областных мероприятий для детей, нуждающихся в особой заботе государства, приуроченных к:
Новому году и Рождеству;
Международному дню семьи;
Международному дню защиты детей;
Дню знаний;
Международному дню матери.
С целью повышения статуса семьи, социальной значимости отцовства и материнства планируется:
обеспечить ежегодную смену экспозиции на Доске почета Саратовской области "Лучшие семьи Губернии";
осуществить поощрение лиц, награжденных Почетным знаком Губернатора Саратовской области "За достойное воспитание детей". Это 20 человек ежегодно из числа родителей, усыновителей, приемных родителей, работников социальных служб;
провести областной конкурс "Семейный олимп" с участием не менее 4 тысяч семей ежегодно и областную акцию "Отцовская опора сегодня" для 3 тысяч человек;
организовать и провести слет семей, награжденных правительственными наградами за достойное воспитание детей, и семей-победителей областного конкурса "Лучшая семья года";
организовать торжественное награждение лучших семей области медалью "За любовь и верность".
4. В рамках проведения информационно-просветительской работы, направленной на формирование общественного мнения о позитивных установках семейного воспитания, планируется:
проведение межведомственной конференции "Состояние семьи - критерий состоятельности государства" с участием 200 человек, дискуссионного клуба "Гражданский брак: за и против";
организация и проведение информационно-просветительской кампании по повышению общественного престижа семьи, формированию у населения позитивных репродуктивных установок и пропаганды здорового образа жизни, осознанного родительства.
5. Для повышения уровня профессиональной компетенции специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей планируется проведение на базе зональных методических площадок семинаров, конференций, "круглых столов".
С целью создания на территории области единого информационного пространства по вопросам социальной адаптации выпускников интернатных учреждений планируется обеспечение деятельности Ресурсного центра по межведомственному взаимодействию учреждений социального обслуживания семьи и детей и органов опеки и попечительства муниципальных районов области с последующим обучением на его базе специалистов.
Ресурсный центр открыт на базе ГУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Возвращение" г. Саратова. Деятельность центра направлена на развитие в области семейных форм реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в социально опасное положение. Центр взаимодействует с органами опеки и попечительства и координирует работу в этом направлении 32 учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Являясь новой структурной единицей, центр не имеет необходимого оснащения и оборудования. В настоящее время в центре используется оборудование других структурных подразделений ГУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Возвращение" в ущерб их деятельности.
Постановлением Правительства Саратовской области от 18 марта 2011 г. N 134-П в раздел 4 настоящей подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 192874,8 тыс. рублей, из них:
в 2011 году - 13054,8 тыс. рублей;
в 2012 году - 86942,1 тыс. рублей;
в 2013 году - 92877,9 тыс. рублей.
5. Организация управления реализацией подпрограммы и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за исполнением подпрограммы осуществляется министерством социального развития области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
Постановлением Правительства Саратовской области от 18 марта 2011 г. N 134-П в раздел 6 настоящей подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
6. Оценка эффективности реализации подпрограммы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения целей подпрограммы, и ее результативность
Оценка реализации подпрограммы будет осуществляться в соответствии с показателями, представленными в таблице.
Система показателей и индикаторов эффективности реализации подпрограммы
Цель и задачи подпрограммы |
Перечень целевых показателей, индикаторов |
Фактическое значение на момент разработки подпрограммы |
Изменение значений по годам реализации подпрограммы |
Целевое значение на момент окончания действия подпрограммы |
||
2011 |
2012 |
2013 |
||||
Цель подпрограммы: Обеспечение эффективной реабилитации и социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем раннего выявления семейного неблагополучия |
|
|
|
|
|
|
Задача 1. Отработка пилотных моделей профилактики и раннего выявления семейного неблагополучия |
доля учреждений социального обслуживания семьи и детей, разработавших и обеспечивших внедрение инновационных технологий социальной работы, % |
75,0 |
75,0 |
79,0 |
82,0 |
82,0 |
доля учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепивших материально-техническую базу в рамках программных мероприятий, % |
60,0 |
60,0 |
65,0 |
82,0 |
82,0 |
|
Задача 2. Повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям |
доля семей, находящихся в социально опасном положении, % |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
удельный вес безнадзорных детей от общего числа детского населения, % |
1,01 |
1,01 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
|
удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, % |
30,8 |
30,8 |
30,9 |
31,0 |
31,0 |
|
доля несовершеннолетних, повторно поступивших в детские социозащитные учреждения, % |
7,5 150 человек |
7,5 150 человек |
7,0 140 человек |
6,5 130 человек |
6,5 130 человек |
|
Задача 3. Обеспечение межведомственного взаимодействия в вопросах социального сопровождения и жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников государственных учреждений |
доля социальных сирот среди выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, % |
82,0 |
82,0 |
81,0 |
80,0 |
80,0 |
доля выпускников государственных учреждений, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, от общего числа выпускников государственных воспитательных учреждений, % |
87,0 |
87,0 |
90,0 |
92,0 |
92,0 |
|
удельный вес несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию, возвращенных в семью либо переданных под опеку, % |
76% 1700 человек |
76% 1700 человек |
77% 1722 человека |
78% 1744 человека |
78% 1744 человека |
|
число несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию в условиях семейных воспитательных групп, человек |
450 |
450 |
480 |
500 |
500 |
|
Задача 4. Пропаганда семейных ценностей и лучших семейных традиций через организацию областных мероприятий |
количество семей, достойно воспитывающих своих и приемных детей, ставших призерами и участниками областных мероприятий,человек |
2 500 |
2700 |
2900 |
3000 |
не менее 2500 человек ежегодно |
Задача 5. Проведение информационно-просветительской работы, направленной на формирование общественного мнения о позитивных установках семейного воспитания |
доля охвата семей с детьми информационно-пропагандистскими мероприятиями от общего числа семей, проживающих в области, % |
75,0 |
75,0 |
78,0 |
80,0 |
80,0 |
число клиентов учреждений социального обслуживания семьи и детей, принявших участие в профилактических мероприятиях по ненасильственным формам общения, человек |
3500 |
3500 |
3600 |
3700 |
3700 |
|
Задача 6. Повышение уровня профессиональной компетенции специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей |
доля специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, повысивших квалификацию, от общего числа работающих специалистов, % |
73,0 |
73,0 |
76,0 |
79,0 |
79,0 |
Постановлением Правительства Саратовской области от 18 марта 2011 г. N 134-П настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
Приложение
к подпрограмме "Дети и семья"
долгосрочной областной целевой программы
"Профилактика семейного неблагополучия и
социального сиротства несовершеннолетних
в Саратовской области" на 2011-2013 годы
Перечень
мероприятий подпрограммы "Дети и семья" областной целевой программы "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Саратовской области" на 2011-2013 годы
18 марта 2011 г.
Подпрограмма "Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей"
долгосрочной областной целевой программы "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Саратовской области" на 2011-2013 годы
18 марта 2011 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 18 марта 2011 г. N 134-П в паспорт настоящей подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей"
|
Государственный заказчик подпрограммы
|
министерство социального развития области |
Основные разработчики подпрограммы |
министерство социального развития области, министерство образования области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области
|
Цель, задачи подпрограммы |
цель подпрограммы - организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей. Задачи подпрограммы: сохранение инфраструктуры детского отдыха, укрепление материально-технической базы загородных оздоровительных учреждений; совершенствование подготовки кадров для работы с детьми в оздоровительных учреждениях; создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей
|
Сроки и этапы реализации подпрограммы
|
2011-2013 годы |
Исполнители основных мероприятий подпрограммы |
министерство социального развития области, министерство образования области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области, министерство культуры области
|
Объемы и источники обеспечения подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы из областного бюджета составляет 460777,3 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 96583,6 тыс. рублей; в 2012 году - 176301,5 тыс. рублей; в 2013 году - 187892,2 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
сохранение инфраструктуры детского отдыха; охват всеми формами отдыха и оздоровления не менее 45 тысяч детей, 100 процентов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников интернатных учреждений области
|
Система организации контроля за исполнением подпрограммы |
контроль за исполнением подпрограммы осуществляет министерство социального развития области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ". |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Одним из направлений социальной поддержки детей, нуждающихся в особой заботе государства, и в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, традиционно является организация отдыха и оздоровления детей.
На реализацию подпрограммы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков" областной целевой программы "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы в 2007-2009 годах из областного бюджета выделено 290 млн. рублей.
В рамках подпрограммы осуществлены мероприятия по следующим направлениям:
укрепление материально-технической базы загородных оздоровительных учреждений;
организационно-правовое и санитарно-медицинское обеспечение оздоровительной кампании;
совершенствование подготовки кадров для работы с детьми в оздоровительных учреждениях.
В 2007-2009 годах в рамках подготовки материально-технической базы учреждений к летнему сезону проведен ремонт 3 областных центров реабилитации (ГУ "Центр реабилитации и социальной адаптации инвалидов "Отрадное", ГУ "Центр реабилитации "Ударник", ГУ "Центр реабилитации "Пугачевский"), 4 загородных лагерей министерства образования области ("Радуга", им. В.Дубинина, "Юность", "Азимут"), 3 загородных оздоровительных учреждений министерства по развитию спорта, физической культуры и туризма области ("Звездный", "Молодежный", им. Ю.А.Гагарина).
Выделены субсидии на проведение ремонта 16 муниципальных загородных учреждений.
Приобретено игровое, спортивное оборудование и инвентарь для 12 учреждений социального обслуживания населения области.
В 2007-2009 годах организован отдых и оздоровление:
более 6,3 тысячи человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, детей из малообеспеченных семей, в том числе многодетных, неполных семей, семей вынужденных переселенцев, детей военнослужащих, погибших, ставших инвалидами при исполнении боевых задач. Из них для 470 детей организованы коллективные поездки по городам России;
168 детей из семей, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, состоящих на диспансерном учете;
20 детей, больных сахарным диабетом, по путевкам "Мать и дитя".
С 2007 года в области внедрены малозатратные формы детского отдыха и оздоровления. Ежегодно на базе порядка 50 учреждений социального обслуживания населения области работали досуговые группы, в которых курс социальной реабилитации проходили около 6 тысяч социально дезадаптированных несовершеннолетних (48 процентов составляли несовершеннолетние, проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении).
Более чем для 3,2 тысячи человек организован семейный отдых, направленный на укрепление внутрисемейных связей (из них для 390 человек - по однодневным путевкам по городам России).
С целью организации отдыха и оздоровления детей работников учреждений бюджетной сферы выделены средства на удешевление путевок в детские оздоровительные учреждения для более 3,2 тысячи детей работников государственных учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры. Кроме того, выделены субсидии на удешевление путевок для 1370 детей работников муниципальных учреждений здравоохранения, 422 детей работников культуры.
Организован отдых и оздоровление 6319 воспитанников детских домов и интернатов области, 765 подростков-сирот, обучающихся в системе начального профессионального образования.
В трех оздоровительно-образовательных спортивных центрах, подведомственных министерству по развитию спорта, физической культуры и туризма области, оздоровлен 2 441 воспитанник спортивных школ области.
Для 966 детей в оздоровительных учреждениях организованы профильные смены, в том числе для воспитанников областных кадетских школ-интернатов, юных пожарных, "трудных" подростков.
В целях совершенствования подготовки кадров для работы с детьми в оздоровительных учреждениях проведены ежегодные областные семинары по организации летнего отдыха, на которых прошли подготовку 325 специалистов социозащитных учреждений.
На базе педагогических учебных заведений подготовлено 450 вожатых в детские оздоровительные учреждения.
В целях методической поддержки летней оздоровительной кампании изданы и распространены среди специалистов учреждений социального обслуживания населения области методические пособия "Организация работы с детьми и подростками в летний период", "Азбука летнего лагеря", "Лето - это маленькая жизнь".
В 2007 году проведен межлагерный фестиваль детского творчества "Летняя мозаика".
Специалистами областных музеев в рамках программы "Летний калейдоскоп" проведены 972 музейных мероприятия для 65 тысяч детей, отдыхающих в летних оздоровительных лагерях и на детских площадках области.
Специалистами областного государственного учреждения культуры Дворец культуры "Россия" проведено 320 мероприятий, которые посетили около 40 тысяч детей ("круглые столы", вечера-огоньки, лектории, концертные и игровые программы, спектакли).
Специалистами государственного учреждения культуры "Областная библиотека для детей и юношества им. А.С.Пушкина" организована работа выездных читальных залов, проведено 61 мероприятие для 2 тысяч ребят, отдыхающих в 10 оздоровительных лагерях области.
Государственным учреждением культуры "Саратовский областной методический киновидеоцентр" и его филиалами обслужено 33 детских оздоровительных лагеря области, 35 оздоровительных площадок, состоялось 144 киносеанса, обслужено около 12 тысяч кинозрителей.
Театрами и концертными организациями области в летний период 2007-2009 годов показано 343 спектакля и концерта для более 46 тысяч юных зрителей.
Таким образом, реализация подпрограммы позволила организовать отдых и оздоровление в среднем ежегодно более 16 тысяч детей в возрасте от 7 до 15 лет, нуждающихся в особой заботе государства. Различными досуговыми мероприятиями охвачено свыше 100 тысяч человек.
Вместе с тем, продолжают оставаться актуальными следующие проблемы:
потребность в оздоровлении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, различными формами отдыха и оздоровления удовлетворена на 37 процентов;
материально-техническая база ряда оздоровительных учреждений имеет высокую степень износа и не всегда соответствует установленным стандартам (требуется капитальный ремонт 3 загородных оздоровительных учреждений министерства образования области и 3 - министерства по развитию спорта, физической культуры и туризма области);
для обеспечения качественного отдыха и организации досуга детей требуется приобретение спортивного, игрового оборудования и инвентаря;
не решен вопрос по перевозке несовершеннолетних к местам летнего отдыха. Из имеющегося в муниципальных районах области 600 единиц автотранспорта для перевозки детей 90 процентов составляют школьные автобусы, которые нельзя арендовать ввиду возможного нецелевого использования;
профессиональный уровень сотрудников не всегда соответствует установленным требованиям для работы с детьми. Низкий уровень оплаты труда не позволяет привлечь к работе с детьми в детских оздоровительных учреждениях профессиональных педагогов. Кроме того, специфика работы требует специальной подготовки кадров.
Организация отдыха и оздоровления детей и подростков является одной из важнейших задач государства. На совещании по организации летнего отдыха детей и подростков 8 июня 2010 года Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым определены приоритетные направления в этой сфере:
максимально сохранить инфраструктуру учреждений детского отдыха;
в пределах объемов выделяемого финансирования укрепить их материально-техническую базу;
создать благоприятные условия для развития творческих способностей детей и подростков;
апробировать малозатратные формы семейного отдыха;
обеспечить совершенствование подготовки педагогических кадров, задействованных в работе с воспитанниками учреждений детского отдыха.
2. Цель и задачи подпрограммы, сроки и этапы ее реализации
Цель подпрограммы - организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей.
Задачи подпрограммы:
сохранение инфраструктуры детского отдыха, укрепление материально-технической базы загородных оздоровительных учреждений;
совершенствование подготовки кадров для работы с детьми в оздоровительных учреждениях;
создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей.
Постановлением Правительства Саратовской области от 18 марта 2011 г. N 134-П в раздел 3 настоящей подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3. Система (перечень) мероприятий подпрограммы
Подпрограмма содержит комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на улучшение положения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через организацию детского отдыха согласно приложению к подпрограмме.
Основные направления мероприятий подпрограммы:
1. Подготовка материально-технической базы оздоровительных учреждений к летней оздоровительной кампании.
В рамках данного направления планируется:
проведение ремонта 3 загородных оздоровительных лагерей министерства образования области, 3 загородных оздоровительных центров министерства по развитию спорта, физической культуры и туризма области;
создание на базе ГАУ "Детский оздоровительный лагерь - центр подготовки юных автомобилистов "Орленок" центра по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
приобретение 20 единиц автотранспорта, приспособленного для перевозки детей, для организации доставки детей к местам отдыха и обратно;
приобретение и установка спортивного и игрового оборудования в ГУ "Центр реабилитации "Отрадное", а также в учреждения социального обслуживания населения, на базе которых работают детские оздоровительные лагеря с дневным пребыванием;
оборудование на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей пунктов проката спортивного и туристского снаряжения.
2. Организационно-правовое и санитарно-медицинское обеспечение оздоровительной кампании, в рамках которого планируется организация отдыха и оздоровления ежегодно:
не менее 9 тысяч детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе 50 детей-инвалидов, больных сахарным диабетом, на базе санаторных учреждений;
600 детей-сирот, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования;
100 процентов (1850 человек) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа воспитанников интернатных учреждений, в том числе не менее 200 человек - на Черноморском побережье.
В рамках развития малозатратных форм детского отдыха и оздоровления планируется организация детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей на базе учреждений социального обслуживания населения области и коллективных экскурсионных поездок по городам России с общим охватом не менее 5 тысяч человек ежегодно.
Будет продолжена практика организации профильных смен. В целях продолжения учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процессов планируется организация профильных смен для 1923 воспитанников образовательных учреждений спортивной направленности, 300 воспитанников кадетских школ, 450 подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел и комиссиях по делам несовершеннолетних.
3. Информационно-методическое обеспечение летней оздоровительной кампании, подготовка кадров для работы с детьми в оздоровительных учреждениях. В рамках данного направления планируется:
проведение ежегодного областного мероприятия "Ярмарка - лето" для организации подбора персонала в детские оздоровительные учреждения;
организовать обучение ежегодно не менее 150 специалистов учреждений социального обслуживания детей и семьи по вопросам организации отдыха и оздоровления детей и подростков;
проведение ежегодной конференции по вопросам организации летней оздоровительной кампании для обеспечения межведомственной координации работы.
4. Проведение в оздоровительных учреждениях области культурно-досуговых и спортивных мероприятий с вовлечением не менее 140 тысяч детей и подростков ежегодно.
Постановлением Правительства Саратовской области от 18 марта 2011 г. N 134-П в раздел 4 настоящей подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 460777,3 тыс. рублей, в том числе:
в 2011 году - 96583,6 тыс. рублей;
в 2012 году - 176301,5 тыс. рублей;
в 2013 году - 187892,2 тыс. рублей.
5. Организация управления реализацией подпрограммы и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за исполнением подпрограммы осуществляется министерством социального развития области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
Постановлением Правительства Саратовской области от 18 марта 2011 г. N 134-П в раздел 6 настоящей подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
6. Оценка эффективности реализации подпрограммы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения целей подпрограммы, и ее результативность
Оценка реализации подпрограммы будет осуществляться в соответствии с показателями, представленными в таблице.
Система показателей и индикаторов эффективности реализации подпрограммы
Постановлением Правительства Саратовской области от 18 марта 2011 г. N 134-П настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
Приложение
к подпрограмме "Организация и обеспечение
отдыха и оздоровления детей"
долгосрочной областной целевой программы
"Профилактика семейного неблагополучия и
социального сиротства несовершеннолетних
в Саратовской области" на 2011-2013 годы
Перечень
мероприятий подпрограммы "Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей" областной целевой программы "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Саратовской области" на 2011-2013 годы
18 марта 2011 г.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 6 сентября 2010 г. N 418-П "О долгосрочной областной целевой программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.