Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к программе внедрения современных
информационных систем в здравоохранение
Саратовской области на 2011-2012 годы
Мероприятия
по информатизации системы здравоохранения Саратовской области
27 декабря 2011 г.
1. Персонифицированный учет оказания медицинских услуг, возможность ведения электронной медицинской карты.
На реализацию данных мероприятий запланировано 346629,0 тыс. рублей, в том числе в 2011 году - 137922,3 тыс. рублей, в 2012 году - 208706,7 тыс. рублей.
1.1. Формирование проектов на монтаж локальных вычислительных сетей в лечебно-профилактических учреждениях Саратовской области.
В 2011 году запланировано за счет ассигнований Федерального фонда обязательного медицинского страхования проектирование локальных вычислительных сетей в учреждениях, работающих в системе обязательного медицинского страхования (129 учреждений), в остальных 30 учреждениях проектирование локальных вычислительных сетей запланировано на 2012 год за счет средств областного бюджета.
1.2. Закупка компьютерной техники, серверного оборудования, принтеров и многофункциональных печатающих устройств.
Для внедрения прикладных информационных систем федерального и регионального сегмента системы планируется приобретение однотипных персональных компьютеров для рабочих мест пользователей системы. Планируется дополнительно оснастить более 4000 рабочих мест. В качестве рабочих станций в лечебно-профилактических учреждениях области запланировано использование более 3270 персональных компьютеров, функционирующих по принципу "Тонкий клиент" с защитой от несанкционированного доступа, со встроенным Веб-браузером. Общий парк персональных компьютеров лечебных учреждений на конец 2012 года составит более 7500 штук.
Функциональность закупаемой компьютерной техники предполагает наличие встроенных либо подключаемых устройств для считывания универсальных электронных карт. Данными устройствами будут оснащены все рабочие места в регистратурах и приемных отделениях лечебных учреждений, всего около 800 рабочих мест.
Закупка сканеров штрих-кодов не запланирована, так как наличие необходимого минимума таких устройств уже обеспечено. Считывание штрих-кодов посредством сканеров модели Metrologic MS 1690 USB Focus используется в течении 3 последних лет во всех лечебно-профилактических учреждениях области.
Для обеспечения внедрения и функционирования подсистем федерального сегмента системы планируется во всех лечебно-профилактических учреждениях области обеспечить поставку необходимого минимума по 7-10 персональных компьютеров.
В учреждениях, в которых планируется полномасштабное развертывание медицинских информационных систем, обеспечивается 100 процентов потребность в компьютерной техники, а также закупаются сервера (приложение N 2 к настоящей Программе).
При закупке компьютерной техники планируется использовать общесистемное и базовое программное обеспечение, распространяемое по свободной лицензии.
Приобретение общесистемного и базового программного обеспечения, распространяемого под иными лицензиями, кроме свободной, за счет средств субсидий Федерального фонда обязательного медицинского страхования планируется исключительно в случае наличия на рынке аналогов общесистемного и базового свободного программного обеспечения, распространяемых под иными лицензиями, кроме свободной, с более низкой стоимостью первых пяти лет владения.
1.3. Закупка принтеров и многофункциональных устройств в лечебно-профилактические учреждения области.
Планируется поставка 2348 принтеров и многофункциональных устройств в 159 учреждениях, участвующих в программе внедрения современных информационных систем в здравоохранение.
1.4. Монтаж локальных вычислительных сетей в учреждениях здравоохранения области, настройка активного сетевого оборудования.
Планируемый объем работ предполагает 100-процентное обеспечение всех учреждений области, входящих в программу информатизации локальными вычислительными сетями. Всего будет смонтировано более 8500 портов локальных вычислительных сетей, обеспечена пусконаладка активного сетевого оборудования.
Реализация данного мероприятия послужит фундаментом для дальнейшего тиражирования медицинских информационных систем и обеспечения полномасштабного перехода к ведению историй болезни в электронной форме.
В рамках выполнения мероприятия планируется также предусмотреть создание в стационарных учреждениях здравоохранения области точек подключения Wi-Fi, что позволит организовать удаленное общение близких и родственников пациентов, с которыми невозможно очное общение, посредством видеосвязи.
Затраты сформированы на основе анализа ряда ранее разработанных проектов монтажа локально-вычислительных сетей, а также ранее выполненных аналогичных работ.
В расчетную стоимость за 1 порт локальных вычислительных сетей включены все работы и материалы, в том числе активное и пассивное сетевое оборудование, WAN маршрутизаторы, коммутаторы и др.
В части материалов и пассивного сетевого оборудования - кабель (витая пара и волоконно-оптический), розетки, распаечные коробки, кросс и патч-панели, шкафы, металлические и пластиковые лотки и короба, ПВХ-трубы, разьемы#, коннекторы, стяжки и прочий крепеж и материалы в необходимом количестве.
В части работ: прокладка кабеля (внутри и вне зданий), монтаж розеток, коробов, кроссов, шкафов, кабельных трасс, тестирование сети и строительные работы непосредственно связанные с монтажом (пробивка стен и межэтажных перекрытий, организация межэтажных каналов, разборка (установка) фальшпотолков и т.п.).
Закупка активного сетевого оборудования будет осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями по составу и техническим требованиям к сетевому телекоммуникационному оборудованию учреждений системы здравоохранения, с учетом требований по защите информации.
1.5. Создание защищенной сети передачи данных учреждений здравоохранения области (по основному и резервному каналам связи).
Цель мероприятия - создание единой защищенной сети передачи данных (VPN), охватывающей всех участников информационного обмена здравоохранения в Саратовской области.
VPN-сеть будет организована посредством шифрования каналов путем установки в локальных вычислительных сетях лечебно-профилактических учреждений области ViPNet-координаторов (hw1000 или аналог), а также путем установки на единичные рабочие места в лечебно-профилактических учреждениях области, не охваченные единой защищенной локальной вычислительной сетью, программных средств ViPNet-Клиент.
Посредством данной сети будет обеспечено функционирование федеральных и региональных компонентов системы, размещенных централизовано на федеральном центре обработки данных и центре обработки данных министерства здравоохранения области.
Создание VPN-сети будет осуществляться в 2 этапа:
1 этап - подключение всех лечебно-профилактических учреждений области к сети Интернет со скоростью передачи данных не менее 2 Мбит/сек.;
2 этап - закупка и пусконаладка средств криптозащиты в лечебно-профилактических учреждениях области и центре обработки данных министерства здравоохранения области, подключение всех лечебно-профилактических учреждений области по оптиковолоконным каналам связи.
Информация о подключении учреждений здравоохранения к каналам передачи данных на текущий момент и планируемые показатели на 2012 год указаны в приложении N 3 к настоящей Программе.
1.6. Модернизация и дооснащение регионального центра обработки данных.
В целях обеспечения функционирования информационных систем, размещенных непосредственно на инфраструктуре учреждений, необходима также закупка аппаратного и системного программного обеспечения, серверных лицензий на использование систем управления базами данных (СУБД) MS SQL и ORACLE. Приобретение и настройка сертифицированных средств защиты от несанкционированного доступа. Финансирование на данные цели предусматривается из средств областного бюджета.
1.7. Приобретение (или аренда по модели "SaaS") единой медицинской информационной системы для лечебно-профилактических учреждений области (без ограничения числа пользователей).
В целях внедрения медицинских информационных систем планируется приобретение (аренда) медицинской информационной системы для ее внедрения в 2012 году в 52 крупнейших лечебно-профилактических учреждениях области (приложение N 2 к настоящей Программе), 37 стационаров и 15 поликлиник, которые позволят автоматизировать работу более 7800 специалистов учреждений здравоохранения.
Планируется централизованное размещение медицинской информационной системы на базе центра обработки данных министерства здравоохранения области и организация их удаленного использования пользователями учреждений посредством стандартных интернет-браузеров или в терминальном режиме.
Основные функции внедряемой типовой медицинской информационной системы:
"Регистрация и учет обслуживаемых граждан";
"Запись пациентов на обслуживание, управление занятостью ресурсов и распределение потоков пациентов в лечебно-профилактическом учреждении";
"Деятельность приемного отделения стационара";
"Ведение электронных медицинских карт пациентов";
"Введение электронных стационарных карт пациентов";
"Учет временной нетрудоспособности";
"Управление питанием пациентов в стационаре";
"Управление аптечной деятельностью в стационаре";
"Управление коечным фондом";
"Управление взаиморасчетами за оказанную медицинскую помощь";
"Анализ деятельности и формирование отчетности".
Расчет стоимости произведен на основе анализа рынка и с учетом возможности удаленного использования МИС неограниченного числа пользователей в каждом лечебно-профилактическом учреждении области, что позволит оптимизировать и значительно сократить затраты на дальнейшее тиражирование и масштабирование медицинской информационной системы в оставшиеся лечебно-профилактические учреждения области по сравнению с затратами при приобретении лицензий на каждое рабочее место.
Предполагается либо приобретение исключительных прав на медицинскую информационную систему, либо долгосрочную аренду по модели SAAS (на срок не менее 4-5 лет).
Указанные в приложении N 2 к настоящей Программе лечебно-профилактические учреждения обеспечивают оказание медицинской помощи и переход к электронным медицинским картам для значительной доли (около 40 процентов) населения области, их состав соответствует требованиям Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по минимальным объемам внедрения медицинских информационных систем в областных, городских, районных стационарных и амбулаторных учреждениях.
1.8. Настройка, внедрение и сопровождение работы МИС в ЛПУ области, модернизация использующихся систем, интеграция с федеральными информационными ресурсами.
Объемы работ предполагают обучение навыкам использования медицинских информационных систем более 7800 специалистов 52 учреждений здравоохранения, с учетом оснащения в 2011-2012 годах более 4000 автоматизированных рабочих мест врачей в лечебно-профилактических учреждениях области.
Затраты на выполнение данного мероприятия сформированы из расчета стоимости настройки медицинских информационных систем в каждом ЛПУ, а также услуг по внедрению, обучению пользователей, запуску систем в эксплуатацию, сопровождению и интеграции с федеральными системами персонифицированного учета оказанной медицинской помощи и ведению единой интегрированной медицинской карты (всего планируется обучить работе с медицинскими информационными системами более 7800 пользователей).
В данном мероприятии учтены также расходы на модернизацию ранее внедренных систем в 5 учреждениях и их интеграцию в единое информационное пространство.
1.9. Внедрение лабораторной информационной системы для государственного учреждения здравоохранения "Диагностический центр Саратовской области", организация единого хранилища результатов медицинских исследований (изображений), предоставление доступа всем заинтересованным лечебно-профилактическим учреждениям области.
Комплексное внедрение системы в диагностический центр позволит обеспечить его оперативное взаимодействие с лечебными учреждениями области при проведении исследований для направляемых из лечебно-профилактических учреждений области пациентов, создаст единое хранилище медицинских изображений.
Выполнение мероприятия включает следующие работы:
установку системы на компьютерах пользователей и на серверах учреждения;
настройку рабочих мест (настройка политики безопасности, настройка справочников, медицинских протоколов, статистических отчетов, организация импорта реестров прикреплений) согласно действующим бизнес-процессам;
обучение всех пользователей и технического персонала;
интеграция с приборами по протоколу DICOM;
подключение лабораторного оборудования и оборудования функциональной диагностики;
настройка PACS для хранения изображений по протоколу DICOM;
настройка прибора для работы с DICOM сервером (сохранение и получений изображений);
обучение пользователей;
опытная эксплуатация системы;
запуск системы в промышленную эксплуатацию.
1.10. Обеспечение бесперебойного функционирования сетевого и серверного оборудования, телекоммуникационной инфраструктуры в учреждениях здравоохранения (за счет средств консолидированного бюджета области).
В связи с отсутствием в муниципальных районах области специалистов необходимой квалификации для обеспечения технического обслуживания телекоммуникационной инфраструктуры и серверного оборудования возникает необходимость организации таких работ централизовано на базе государственного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр".
Централизация расходов на техническое обслуживание инфраструктуры позволит оптимизировать данные затраты в каждом лечебно-профилактическом учреждении области, а также сосредоточит на базе государственного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр" для этих целей высококвалифицированных специалистов.
1.11. Обеспечение необходимого уровня защиты персональных данных в соответствии с законодательством (оснащение рабочих мест в лечебно-профилактических учреждениях области техническими средствами защиты от несанкционированного доступа, обучение специалистов, подготовка нормативной базы, аттестация информационных систем персональных данных).
2. Внедрение системы записи к врачу в электронном виде, подсистемы выдачи направлений на прием врача-специалиста, диагностические исследования и госпитализацию, а также мониторинга сроков ожидания плановой медицинской помощи.
На реализацию данных мероприятий запланировано 14962,5 тыс. рублей, в том числе в 2011 году - 9162,5 тыс. рублей, в 2012 году - 5800,0 тыс. рублей.
2.1. Закупка и установка в лечебно-профилактических учреждениях области информационных киосков.
123 информационных киоска, установленных в лечебных учреждениях области, обеспечат дополнительную информационную открытость учреждений, позволят организовать доступ граждан к сайтам лечебно-профилактических учреждений области, содержащим информацию о медицинских услугах и графике приема врачей, обеспечит самостоятельную запись пациентов на прием к врачу посредством подсистемы "электронная регистратура".
2.2. Внедрение информационной системы электронной записи к врачу.
В 2011 году запуск системы электронной записи к врачу запланирован в базовых отделениях 116 лечебно-профилактических учреждениях области, оказывающих амбулаторную помощь, в 2012 году планируется тиражирование системы на все отделения лечебно-профилактических учреждений области (124 отделения в 116 лечебно-профилактических учреждениях области), ее интеграция с медицинскими информационными системами, с федеральным сегментом удаленной записи к врачу и выдачи направлений, интеграцию с базой данных застрахованных лиц Территориального фонда медицинского обязательного страхования Саратовской области.
3. Обмен телемедицинскими данными, внедрение систем электронного документооборота.
На реализацию данных мероприятий запланировано 18063,1 тыс. рублей в 2012 году.
3.1. Создание центров для обеспечения телемедицинских консультаций, внедрение федеральной системы телемедицинских консультаций.
В рамках выполнения данного мероприятия планируется оснастить техническими средствами организации телемедицинских консультаций 10 учреждений, среди них учреждения детства и родовспоможения и межрайонные центры.
Кроме этого планируется обеспечить модернизацию оборудования в головном центре телемедицины области - областной клинической больнице. Приоритет отдается межрайонным центрам по кардиологии, а также связи перинатальных центров в районах области с областным перинатальным центром. Работе с федеральным сегментом системы телемедицинских консультаций планируется обучить представителей всех лечебно-профилактических учреждений области.
3.2. Внедрение систем электронного документооборота.
Обеспечение юридически значимого административного электронного документооборота с использованием электронных цифровых подписей (ЭЦП) является одним из ключевых факторов повышения качества управления региональным здравоохранением. Внедрение системы электронного документооборота предполагает автоматизацию 3 рабочих мест в 160 учреждениях и одном обособленном подразделении, в министерстве здравоохранения области, настройку системы и обучение пользователей. Администрирование системы планируется организовать специалистами государственного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр".
Дополнительно предусмотрены затраты на приобретение серверной части системы. В стоимость также включены затраты на приобретение ключей электронно-цифровой подписи.
Планируется централизованное размещение системы на базе центра обработки данных министерства здравоохранения области и организация ее удаленного использования пользователями учреждений посредством стандартных интернет-браузеров или в терминальном режиме.
3.3. Модернизация автоматизированной системы льготного лекарственного обеспечения (выдачи и обслуживания льготных рецептов), перевод на "облачные технологии" и эксплуатацию в центре обработки данных министерства здравоохранения области.
В рамках выполнения мероприятия планируется создание единого информационного пространства для 118 учреждений здравоохранения при организации льготного лекарственного обеспечения как федеральных, так и региональных льготников, от планирования потребностей в медикаментах, формирования государственного заказа до контроля хода обеспечения выписанных льготных рецептов. Размещение системы предполагается централизовано в центре обработки данных министерства здравоохранения области с предоставлением удаленного доступа к функциям системы для всех участников системы льготного лекарственного обеспечения, запланировано обучение пользователей.
4. Ведение единого регистра медицинских и фармацевтических работников.
На реализацию данных мероприятий запланировано 8900,0 тыс. рублей в 2012 году.
4.1. Обучение пользователей ЛПУ и первоначальное наполнение справочников и словарей федерального сегмента системы.
4.2. Внедрение единой системы кадрового учета.
Внедрение единой системы кадрового учета осуществляется в рамках создания регионального информационного ресурса. В рамках данного мероприятия будет обеспечена интеграция систем кадрового учета с федеральной системой ведения регистра кадровых и фармацевтических работников.
При реализации мероприятия информационная единая система учета кадров в здравоохранении будет установлена и внедрена в 160 организациях и министерстве здравоохранения области.
5. Ведение паспорта лечебно-профилактического учреждения области.
На реализацию данных мероприятий запланировано 12707,0 тыс. рублей, в том числе в 2011 году - 1011,00 тыс. рублей, в 2012 году - 11696,0 тыс. рублей.
5.1. Обучение пользователей лечебно-профилактических учреждений области и первоначальное наполнение справочников и словарей федерального сегмента системы.
5.2. Модернизация и внедрение единых информационных систем финансово-хозяйственной деятельности, интеграция с федеральным информационным ресурсом.
Модернизация используемых систем бухгалтерского учета в министерстве здравоохранения области и во всех учреждениях здравоохранения (всего 160 организаций), переход к использованию "облачных вычислений" в сфере автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, интеграция с федеральным информационным ресурсом обеспечит достоверность, оперативность и полноту формирования паспортов лечебно-профилактических учреждений области, прозрачность и оперативность взаиморасчетов за оказанную медицинскую помощь.
5.3. Создание сайтов учреждений здравоохранения, входящих в программу информатизации, интеграция с медицинскими системами.
Реализация данного мероприятия позволит обеспечить информационное взаимодействие граждан с лечебно-профилактическими учреждениями области, а также положительную динамику по ряду ключевых индикаторов и показателей программы модернизации здравоохранения, в том числе наличие на сайтах лечебно-профилактических учреждений области следующей информации:
о видах предоставляемых услуг, детальной схеме медицинской организации, графиках работы врачей, квалификации и опыте работа персонала;
самые распространенные заболевания, методы их профилактики;
пропаганда здорового образа жизни;
рекомендации по профилактическим осмотрам в зависимости от пола и возраста гражданина.
Затраты на реализацию данного мероприятия сформированы из расчета не более 39 тыс. рублей на лечебно-профилактическое учреждение области.
6. Ведение паспорта здравоохранения Саратовской области.
На реализацию данных мероприятий запланировано 7220,0 тыс. рублей, в том числе в 2011 году - 3380,0 тыс. рублей, в 2012 году - 3840,0 тыс. рублей.
6.1. Создание регионального медицинского портала (за счет средств областного бюджета).
Создание регионального медицинского портала направлено на:
предоставление возможности получения свежей новостной информации о событиях медицины, последних исследованиях в различных областях, пропаганду здорового образа жизни;
предоставление возможности получать информацию о работающих на территории области лечебно-профилактических учреждениях, их адресах, телефонах, руководителях, видах медицинской деятельности согласно лицензии и пр.;
предоставление возможности пользователям через единый информационный портал получать информацию о расписании врачей, телефонах и адресах медицинского учреждения, секторе медицинских услуг, в том числе и уникальных, стоимости на стандартные медицинские услуги, профилях отделений и подразделениях, сервисных услугах, оказываемых учреждением, и пр.;
информирование о правах пациента, о порядке оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан (участники Великой Отечественной войны, дети-инвалиды, льготники);
информирование о льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан (участники Великой Отечественной войны, дети-инвалиды, льготники), перечень и адреса аптечных учреждений, отпускающих лекарственные средства льготникам;
информирование о перечне жизненно важных лекарственных средств;
предоставление информации о ценах на лекарственные препараты в аптеках области;
предоставление возможности открытого обсуждения качества медицинских услуг в городе и области;
создание механизма открытой конкуренции между медицинскими организациями и учреждениями за счёт стандартизированного подхода при предоставлении информации о различных медицинских организациях и учреждениях области и, как следствие, улучшение качества медицинского обслуживания населения;
анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений области;
создание практических предпосылок для реализации концепции свободного выбора гражданами лечащего врача, появление инструмента для объективной оценки качества медицинских услуг и загруженность отдельных врачей.
6.2. Внедрение системы контроля и мониторинга здравоохранения, статистической отчетности для государственного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр", подключение к системе всех учреждений здравоохранения области.
Функционирующая система сбора, обработки и анализа оперативной и статистической отчетности для государственного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр" требует серьезной модернизации и перехода на современные интернет-технологии с формированием единого информационного пространства всех участников системы здравоохранения региона, создания централизованного хранилища данных в центре обработки данных министерства здравоохранения области, внедрения современных методов анализа информации.
Приобретение и первоначальная настройка системы, опытная эксплуатация и обучение персонала государственного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр" планируется в 2011 году, в 2012 году запланировано тиражирование системы на все 160 учреждений, в том числе министерство здравоохранения области, и обучение пользователей.
6.3. Внедрение и обеспечение функционирования региональной системы мониторинга программы здравоохранения области, интеграция с федеральным сегментом системы, внедрение системы ведения паспорта здравоохранения области.
Целями создания системы являются:
формирование единого информационного пространства для учреждений здравоохранения области, участвующих в программе модернизации здравоохранения;
мониторинг хода работ в лечебно-профилактических учреждениях области по модернизации здравоохранения;
повышение оперативности, эффективности и качества управления проектом модернизации здравоохранения области;
снижение трудоемкости как на этапе первичного заполнения данных, так и на этапе обработки информации, формировании отчетности и аналитических данных;
повышение качества собираемой информации и детализации сведений за счет получения информации от первоисточника и ее дальнейшей актуализации;
повышение информационной открытости и прозрачности расходования средств в рамках модернизации здравоохранения;
интеграция регионального сегмента системы с федеральным сегментом и создание единого общероссийского информационного пространства по мониторингу модернизации здравоохранения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.