Решение Волжского районного суда г. Саратова от 24 марта 2011 г. N 2-758/11
См. кассационное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 июня 2011 г. N 33-2556/2011
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Юдиной С.В.,
при секретаре Абушаевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям прокурора г. Саратова Абляева Руслана Джамилевича об оспаривании решения Саратовской городской Думы от 07.07.2010 г. N 53-632 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством", заинтересованное лицо Саратовская городская Дума, администрация муниципального образования "Город Саратов", комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", установил:
Прокурор г. Саратова обратился в суд с заявлением о признании недействующими с момента вступления в законную силу решения суда пунктов 1.4, 2.6, 2.8, 3.1, 3.4 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством", утвержденного решением Саратовской городской Думы N 53-632 от 07.07.2010 года. Свои требования он мотивировал тем, что п. 1.4 Положения, которым запрещается возведение объектов капитального строительства, противоречит п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, которым не предусмотрены дополнительные разрешения и процедуры согласования, независимо от того, для каких целей изначально предоставлялся земельный участок. Пункты 2.6 и 2.8 Положения, предусматривающие в случае поступления двух и более заявлений проведение торгов в форме аукциона по продаже земельного участка или заключения договора аренды, с обязательным представлением документа, послужившего основанием для постановки на государственный кадастровый учет, противоречат положениям пунктов 2-6 ст. 34 Земельного кодекса РФ, которыми не предусмотрено проведение торгов в форме аукциона, в случае инициирования процедуры оформления земельного участка по заявлению гражданина. Пункт 3.1 Положения, регламентирующий предоставление земельных участков исключительно на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, противоречит нормам ст.ст. 27, 34 Земельного кодекса РФ, которыми не исключается предоставление земель в собственность. Пункт 3.4. Положения, устанавливающий предельные сроки договора аренды земельного участка, противоречит ст. 610 ГК РФ, т.к. такие сроки могут устанавливаться законом, к которому данное решение не относится.
Абляев Р.Д. обратился в суд с заявлением о признании недействующим в полном объеме Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Саратовской городской Думы N 53-632 от 07.07.2010 года, с момента принятия. В обоснование своих требований указал, что постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N 2727 от 10.11.2010 г. ему отказано в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 16 кв.м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. 32-й Стрелковой дивизии, кадастровый номер N 64:48:01 01:54:32 для целей, не связанных со строительством, на основании Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Саратовской городской Думы N 53-632 от 07.07.2010 года. Считает, что данным Положением нарушены его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и Федеральными законами, а именно, п. 2.8 противоречит п. 5 ст. 34 ЗК РФ, п. 3.1 и п. 3.2 противоречит ч. 3 ст. 447 ГК РФ, п. 3.4 Положения противоречит ч. 3 ст. 610 ГК РФ. Кроме того, считает, что решение принято некомпетентным органом, за пределами его полномочий, т.к. данные правоотношения находятся в компетенции Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства Абляевым Р.Д. дополнены требования, согласно которым он полагает, что п. 2.6 Положения противоречит п. 1 ст. 37 Земельного кодекса РФ. Также считает, что пунктом 3.3 Положения регламентирована установка нестационарных торговых объектов в границах территорий общего пользования на территории муниципального образования, а не порядок предоставления земельных участков. Просил признать недействующим Положение в полном объеме с момента его принятия.
Абляев Р.Д. и его представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя и его представителя.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Саратова заявленные требования поддержал, дал показания, аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Саратовской городской Думы возражал против удовлетворения заявления прокурора и Абляева Р.Д., показал, что указанное решение принято органом в соответствии с действующим законодательством в рамках компетенции. Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусмотренный ст. 34 ЗК РФ, не изменен.
Представители привлеченных в качестве заинтересованного лица администрации МО "Город Саратов", комитета по землепользованию и градостроительству администрации МО "Город Саратов" в судебном заседании возражали против заявлений прокурора и Абляева Р.Д., поскольку считают, что решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, нарушений закона при его принятии не допущено, т.к. на органы местного самоуправления возложена обязанность по определению процедуры и критериев предоставления земельных участков. Данное Положение не регламентируёт порядок предоставления земельных участков, а определяет лишь процедуру и критерии. Кроме того, полагают, что Положение не может быть признано недействующим в полном объеме, т.к. отказ в предоставлении права аренды Абляеву Р.Д. для размещения отдельно стоящего объекта торговли связан с порядком проведения открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, установленного п. 2.6 и 2.8 данного Положения, которыми может быть нарушено право Абляева Р.Д.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявления прокурора и Абляева Р.Д. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с требованиями ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
На основании п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым или опубликованным нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Исходя из смысла ч. 4 ст. 78 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.03 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ч. 4 ст. 7 названного Федерального закона
В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявления должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
В соответствии с п.п. 3, 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3, 25 ст. 6 Устава МО "Город Саратов" к вопросам местного значения города относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города; утверждение генерального плана города, правил землепользования и застройки; утверждение подготовленной на основе генерального плана города документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города.
Согласно ст. 23 Устава МО "Город Саратов" Городская Дума является представительным органом местного самоуправления города.
К исключительной компетенции городской Думы является, в частности, определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также принятие правил землепользования и застройки на территории города (ст. 24 ч. 1 п. 5, ст. 24 ч. 2 п. 6).
Решением Саратовской городской Думы N 53-632 от 07.07.2010 г. утверждено Положение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством".
Указанное Положение разработано в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, и применяется к правоотношениям по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования "Город Саратов", а также к правоотношениям по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 1.4 Положения установлено, что на земельном участке, предоставленном для целей, не связанных со строительством, запрещается возведение объектов капитального строительства.
Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Запрет органа местного самоуправления на возведение на земельном участке, предоставленном им лицу для целей, не связанных со строительством, объекта капитального строительства не противоречит положениям ст. 7 ЗК РФ, т.к. принятие данного решения отнесено к компетенции органа местного самоуправления и возведение капитального строения на земельном участке, отведенном для целей, не связанных со строительством, ведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.
В связи с чем указанный пункт Положения соответствует требованиям закона.
В соответствии с п. 2.6 Положения при наличии двух и более заявлений о предоставлении земельного участка администрация в течение четырнадцати рабочих дней по окончании срока на подачу заявлений, указанных в пункте 2.3 Положения, принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении лиц, подавших заявления о предоставлении земельного участка.
В силу п. 2.7 Положения торги (аукционы) по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
В порядке п. 2.8 Положения, в случае если заинтересованное лицо обращается с заявлением о предоставлении права на земельный участок, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет, обязательным приложением к такому заявлению являются документы, послужившие основанием для постановки на государственный кадастровый учет (проект границ земельного участка, схема расположения земельного участка).
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении права на такой земельный участок администрация принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовывает сообщение о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления (за плату или бесплатно), местоположения земельного участка, его площади и разрешенного использования. Предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии с нормами Положения.
В соответствии с п. 3.2 Положения размещение автостоянок и нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в порядке, определенном действующим законодательством.
Суд находит, что п.п. 2.6-2.8, 3.2 Положения противоречат пунктам 2-6 ст. 34 Земельного кодекса РФ, устанавливающим порядок предоставления гражданам земельных участков, для целей, не связанных со строительством, которым не предусмотрено проведение торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка, независимо от количества заявлений граждан на предоставление земельного участка.
Доводы заинтересованных лиц о том, что указанные положения являются ничем иным, как установлением органом местного самоуправления процедуры предоставления земельных участков, суд находит несостоятельными, т.к. считает данные условия порядком, установленным органом, не наделенным данными полномочиями.
Пункт 3.2 Положения, кроме того, противоречит ч. 2 ст. 607 ГК РФ, которая устанавливает, что только законом, а не нормативным актом органа местного самоуправления, могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков, а также ч. 3 ст. 447 ГК РФ, в соответствии с которым только законом может быть установлен перечень договоров о продаже вещи или имущественного права, которые могут быть заключены только путем проведения торгов.
Кроме того, требование, изложенное в п. 2.8 Положения, о предоставлении документов, послуживших основанием для постановки на государственный кадастровый учет (проект границ земельного участка, схема расположения земельного участка), противоречит п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ, предусматривающий принятие решения в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка. Требование документов, не предусмотренных Законом, нарушает права граждан, обратившихся с заявлением о предоставлении права на земельный участок.
Несмотря на то, что заявителями не оспаривается п. 2.7 Положения, суд считает возможным признать его не соответствующим требованиям закона, во взаимосвязи п. 2.6 и 2.8 Положения.
Также суд полагает, что п. 3.1 Положения, согласно которому предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется исключительно на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, за исключением предоставления таких земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, противоречит нормам Земельного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 ЗК РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
В силу ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (ч. 4 ст. 28).
Кроме того, предоставление в собственность земельных участков для целей, не связанных со строительством в порядке ст. 34 ЗК РФ, прямо предусмотрены п.п. 2, 5 и 6 ст. 34 ЗК РФ, в соответствии с которыми орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Таким образом, п. 3.1 Положения нарушается законное право заявителя на приобретение земельного участка в собственность.
Пункт 3.3 Положения, регламентирующий установку нестационарных торговых объектов в границах территорий общего пользования на территории муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с Положением об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы, не может нарушать права и охраняемые законом интересы Абляева Р.Д., т.к. не содержит никаких ограничений, установленных данным решением Саратовской городской Думы.
Не может суд согласиться с доводами прокурора о несоответствии п. 3.4 Положения, устанавливающего сроки договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, ст. 610 ГК РФ, по следующим основаниям:
В силу ч. 1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок (ч. 2).
В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается (ч. 3).
Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.
Статьей 22 Земельного кодекса РФ, а также иными нормами земельного законодательства не установлены сроки договора аренды, в связи с чем определение срока договора аренды данным Положением является критерием предоставления земельного участка для каждого конкретного вида его разрешенного использования.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон. Муниципальное образование "Город Саратов" как собственник земельных участков, как сторона в договоре аренды может реализовать право определения существенного условия договора - срока аренды.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при производстве по делам об оспаривании нормативных правовых актов постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" даны разъяснения относительно субъектного состава лиц, которые вправе обратиться с данным заявлением. При этом, в силу ст. 3 и 4 ГПК РФ по общему правилу, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Абляеву Р.Д. отказано в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 16 кв.м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. 32-й Стрелковой дивизии, кадастровый номер N 64:48:01:01:54:32, по тем основаниям, что осуществление размещения автостоянок и нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно через открытые аукционы по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В связи с чем права заявителя Абляева Р.Д. на приобретение права аренды на земельный участок нарушены оспариваемым им п. 3.2 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей не связанных со строительством. Поэтому решение Саратовской городской Думы не может быть оспорено им в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативно-правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного суд считает необходимым признать недействующими с момента вступления в законную силу решение суда пункты 2.6, 2.7, 2.8, 3.1, 3.2 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 г. N 53-632, в остальной части заявлений прокурору и Абляеву Р.Д. отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд решил:
признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда пункты 2.6, 2.7, 2.8, 3.1, 3.2 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 г. N 53-632, в остальной части заявлений - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме 31.03.2011 г.
Судья |
С.В.Юдина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волжского районного суда г. Саратова от 24 марта 2011 г. N 2-758/11
Текст решения опубликован в газете "Саратовская панорама - спецвыпуск" от 8 августа 2011 г. N 83 (747)