Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 9 сентября 2011 г. N 492-П
Долгосрочная областная целевая программа
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2012-2015 годы"
22 марта, 30 октября, 19, 29 декабря 2012 г., 4 апреля, 3 октября, 9, 11, 31 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 г. N 803-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2012-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Саратовской области от 26 апреля 2011 года N 98-Пр "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2012-2015 годы" |
Государственный заказчик Программы |
управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства области |
Основные разработчики Программы |
управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство здравоохранения области, комитет капитального строительства области, комитет по информатизации области, управление делами Правительства области, органы местного самоуправления области (по согласованию), организации области (по согласованию) |
Цели, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели |
целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий для повышения уровня защищенности населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера. Задачи Программы: создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112); реконструкция региональной системы оповещения населения области о ЧС природного и техногенного характера на основе применения современных технологий и оборудования; абзац четвертый утратил силу размещение и содержание имущества гражданской обороны, создание резерва средств индивидуальной защиты и спасательных средств длительного хранения в целях гражданской обороны и для защиты населения при ЧС природного и техногенного характера; защита населенных пунктов от затоплений, подтоплений и оползневых процессов; мероприятия по предупреждению ЧС на критически важных и потенциально опасных объектах; реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в городах и районах области. Важнейшие оценочные показатели: снижение числа погибших в ЧС на 33 процента; снижение числа пострадавших в ЧС на 23 процента; увеличение суммы предотвращенного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий ЧС с 5,8 до 8,9 млрд. рублей ежегодно; абзацы пятый-тринадцатый утратили силу повышение сохранности имущества гражданской обороны с 50 до 100 процентов; увеличение защищенности населения от затоплений, подтоплений, влияния паводковых вод с 62 до 91 процента |
Сроки реализации Программы |
2012-2015 годы |
Исполнители основных мероприятий |
управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство здравоохранения области, комитет по информатизации области, управление делами Правительства области, органы местного самоуправления области (по согласованию), организации области (по согласованию) |
Объемы и источники обеспечения Программы |
общий объем финансового обеспечения Программы составляет 2402957,1 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 730393,0 тыс. рублей; 2013 год - 659984,3 тыс. рублей; 2014 год - 567108,9 тыс. рублей; 2015 год - 445470,9 тыс. рублей, из них за счет средств: областного бюджета - 771147,5 тыс. рублей, или 32,0 процента от общего объема, в том числе: 2012 год - 288182,6 тыс. рублей; 2013 год - 284458,8 тыс. рублей; 2014 год - 92009,0 тыс. рублей; 2015 год - 106497,1 тыс. рублей; местных бюджетов (прогнозно) - 440550,6 тыс. рублей, или 18,3 процентов от общего объема, в том числе: 2012 год - 103294,4 тыс. рублей; 2013 год - 112242,4 тыс. рублей; 2014 год - 112131,4 тыс. рублей; 2015 год - 112882,4 тыс. рублей; внебюджетных источников (прогнозно) - 1191259,0 тыс. рублей, или 49,6 процента от общего объема, в том числе: 2012 год - 338916,0 тыс. рублей; 2013 год - 263283,1 тыс. рублей; 2014 год - 362968,5 тыс. рублей; 2015 год - 226091,4 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
снижение числа погибших в ЧС на 33 процента; снижение числа пострадавших в ЧС на 23 процента; увеличение суммы предотвращенного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий ЧС с 5,8 до 8,9 млрд. рублей ежегодно; абзацы четвертый-пятый утратили силу повышение сохранности имущества гражданской обороны с 50 до 100 процентов; увеличение защищенности населения от затоплений, подтоплений, влияния паводковых вод с 62 до 91 процента |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за исполнением Программы осуществляет управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства области совместно с министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ" |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, происшествия на воде, а также техногенные аварии и террористические акты являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности России.
На протяжении последних лет в области наблюдается тенденция неуклонного снижения количества чрезвычайных ситуаций и погибших в них людей, что является свидетельством высокой эффективности предупредительных мероприятий и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Однако природные и техногенные риски чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу населению и объектам экономики области. Особенно актуален вопрос обеспечения защищенности населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.
По данным мониторинга наибольшую опасность в масштабах области по суммарному материальному ущербу представляет паводок. Высокие паводки при половодьях повторяются примерно один раз в четыре года. При определенных метеорологических условиях (осадки, температура и др.) основными паводкоопасными территориями может оказаться 21 район области, где в зонах возможного затопления может оказаться до 56 населенных пунктов с населением около 19 тыс. человек, а также более 5000 гектаров сельскохозяйственных угодий, до 15 участков линий электропередачи общей протяженностью 86,84 км, 9 участков автомобильных дорог протяженностью около 42 км, 1 участок железнодорожного полотна протяженностью около 100 км и 48 автомобильных мостов. Материальный ущерб может составить более 10 млн рублей.
Наиболее значимый ущерб возможен вследствие затопления и повреждения коммуникаций (автодорог, линий электропередачи), строений и гидротехнических сооружений. Помимо этого, из-за загрязнения и обмеления русел рек возрастают уязвимость строений и, соответственно, опасность для жизни людей, проживающих в паводкоопасных районах.
Подтверждением данных мониторинга являются последствия прохождения паводка на территории области в 2011 году и как итог:
значительно превышающие норму запасы воды в снежном покрове и сложившиеся гидрометеорологические условия способствовали тому, что весеннее половодье 2011 года в бассейнах рек оказалось существенно выше нормы, а в некоторых случаях уровни воды превышали неблагоприятные и опасные отметки. Ухудшению паводковой обстановки способствовали значительно превышающие норму осадки в виде дождя и большая глубина промерзания почвы;
в зоне затопления общей площадью 1,668 км2 на территории 20 муниципальных образований области оказались 418 жилых домов, в которых проживает 1320 человек, что привело к нарушению условий их жизнедеятельности. Паводковыми водами были повреждены 6 автомобильных мостов, 68 участков автомобильных дорог общей протяженностью 7,284 км;
на территории области в границах 6 муниципальных районов (Дергачевского, Марксовского, Новоузенского, Перелюбского, Пугачевского, Озинского) распоряжением Губернатора Саратовской области от 11 апреля 2011 года N 233-р был установлен режим ЧС. Ущерб от паводка в этих районах составил 88,352 млн рублей.
На территории области представлен широкий комплекс экзогенных геологических процессов, среди которых наиболее опасными являются оползни и переработка берегов водохранилищ. Практически ежегодно в области регистрируются новые оползневые участки. Причина оползневой деятельности на территории области связана как с природными факторами, так и техногенным воздействием на природный ландшафт. Развитие оползневых процессов ведет к тому, что в зону действия попадают здания жилого и социального назначения, опоры линий электропередач.
Саратовская область является крупным индустриальным регионом Приволжского федерального округа и России в целом. В структуре промышленного комплекса области наибольший удельный вес принадлежит электроэнергетике, машиностроению, химической и нефтехимической, пищевой промышленности.
В настоящее время в области функционирует 261 потенциально опасный объект, из которых: радиационно опасных - 3, биологически опасных - 1, химически опасных - 47, пожаровзрывоопасных - 169, гидродинамически опасных - 41.
Большая часть этих объектов представляет не только экономическую и социальную значимость для области и страны в целом, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживают свыше 600 тыс. жителей, что составляет более 23 процентов населения области.
Высокую угрозу представляет крупнейший на территории Российской Федерации радиационно опасный объект - Балаковская АЭС. В случае гипотетической аварии в 30-километровую зону вокруг станции попадает 44 населенных пункта с общей численностью населения более 227 тыс. человек. Примерный ущерб может превысить 55 млрд рублей.
В области функционирует 47 химически опасных объектов с общим количеством аварийно-химически опасных веществ (АХОВ) около 50 тыс. тонн (включая линейную часть аммиакопровода, проходящего по территории 15 районов области), в зонах повышенной химической опасности расположены 5 городов области с численностью населения около 1,4 млн человек. На многих объектах замена морально и физически устаревших средств обнаружения и контроля химических аварий произведена не в полном объеме; уровень технического контроля, управления автоматической противоаварийной защитой технологических процессов и дежурно-диспетчерской службы крайне низок.
Значительное влияние на аварийность с последующим возникновением чрезвычайных ситуаций оказывает износ основных производственных фондов химически опасных объектов, который составляет в среднем 50 процентов, но наиболее изношено оборудование на очистных сооружениях и водозаборах систем водоснабжения и канализации, а от его технического состояния зависит гарантированное и качественное обеспечение водой населения области. Чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства, вызывают социальную напряженность в обществе.
На территории области имеется 169 пожаровзрывоопасных объектов, на которых производятся, хранятся, транспортируются пожаровзрывоопасные вещества, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и взрыву. К таким объектам относятся как промышленные предприятия, так и трубопроводный и железнодорожный транспорт. Степень износа основных производственных фондов этих предприятий достаточно высока и превышает 50 процентов.
Среди большого количества объектов экономики и жизнеобеспечения области особое место занимают критически важные для национальной безопасности объекты инфраструктуры. В области проводится работа по реализации практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов, создана система надзора и контроля за разработкой и реализацией неотложных и долгосрочных мер, направленных на решение этой задачи, которая на современном этапе остается одной из приоритетных задач развития страны.
В комплексе мероприятий, обеспечивающих защиту населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, важное место занимают оперативное реагирование и управление силами ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оповещение населения и органов местного самоуправления об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы. Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач для обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации. Одним из методов решения этой проблемы будет создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 894 в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации начиная с 2008 года назначен номер "112". В указанном постановлении определен перечень экстренных оперативных служб, состоящий из четырех действующих экстренных оперативных служб (пожарная охрана, полиция, скорая медицинская помощь и аварийная служба газовой сети) и двух новых служб ("Антитеррор" и служба реагирования в ЧС). В целях реализации этого постановления необходимо провести комплекс системно-технических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб, обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения в адрес экстренных оперативных служб.
Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления до 31 декабря 2012 года рекомендовано:
завершить работу по созданию дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) муниципальных образований;
обеспечить разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для создания, развития и организации эксплуатации системы-112.
Работа по совершенствованию системы связи и оповещения была начата в рамках областных целевых программ "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2002-2006 годы" и "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007-2010 годы", что позволило повысить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации и доведения информации об угрозе или факте чрезвычайных ситуаций до населения области.
Вместе с тем в настоящее время остро стоит проблема реконструкции региональной системы оповещения населения (далее - РСО), которая обусловлена использованием в составе комплекса технических средств аппаратуры оповещения типа 5Ф88 и АДУ ЦВ.
Оснащение РСО аппаратурой данного типа было произведено в 1963 году. На сегодняшний день выпуск аппаратуры аналогичного типа промышленными предприятиями прекращен. Весь комплекс технических средств оповещения физически и морально устарел, оборудование требует постоянного ремонта и регулировки, запасные части промышленностью не выпускаются. В течение последних лет процент отказов оборудования при проведении технических проверок вырос до 25.
При сохранении существующего положения к концу 2011 года не исключена потеря возможности централизованного оповещения населения области о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Основные факторы снижения эффективности функционирования РСО:
использование в составе системы оповещения аппаратуры оповещения, не отвечающей требованиям и выработавшей установленный эксплуатационный ресурс;
невозможность по техническим причинам сопряжения системы оповещения области с локальными системами оповещения потенциально опасных объектов;
прекращение выпуска предприятиями аппаратуры оповещения аналогичного типа и комплектующих изделий к ней, что значительно затрудняет поддержание всей системы оповещения в постоянной готовности к задействованию;
интенсивное сокращение в сельской местности основного средства информирования населения - сетей проводного вещания;
нерегулярное и недостаточное финансирование работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию аппаратуры системы оповещения.
Представленный выше перечень рисков природных и техногенных опасностей, характерных для территории области, подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы и необходимость ее решения, что может быть достигнуто в рамках долгосрочной областной целевой программы.
Постановлением Правительства Саратовской области от 4 марта 2004 года N 49-П "О реконструкции территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Саратовской области" утвержден План поэтапной реконструкции территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Саратовской области на 2005-2009 годы, предусматривающий расходы в сумме более 114 млн рублей.
По состоянию на 1 января 2011 года из областного бюджета на реализацию мероприятий вышеуказанного плана средства не выделялись. Со времени принятия постановления сметная стоимость разработки проектно-сметной документации на реконструкцию РСО в 2010 году увеличилась с 2,8 млн. рублей до 8 млн рублей, включая НДС. Ориентировочная сметная стоимость строительства составит 240 млн рублей.
Ввиду ограниченных возможностей области в финансировании в Программу включена реконструкция РСО до муниципальных районов, то есть до районных центров.
Эффективное решение задач по предупреждению и ликвидации ЧС, а также первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения невозможно без оперативного привлечения заблаговременно созданных резервов материально-технических ресурсов.
Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предполагает создание данных резервов в натуральном виде в объемах, необходимых для ликвидации возможных ЧС.
В настоящее время областной резерв материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС создан не в полном объеме (от 40 до 60 процентов в зависимости от вида).
Рациональное размещение и качественное содержание накопленного имущества позволит обеспечить его своевременную выдачу населению. Для размещения и хранения имущества и собственных запасов, накопленных в области, приобретаемых по Программе, необходимо 13 складских помещений емкостью 1000 м2 каждое.
В настоящее время имущество, накопленное в составе мобилизационного резерва для целей гражданской обороны и защиты неработающего населения области в случае чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, находится на ответственном хранении на 8 специализированных складах Правительства области и 322 объектах экономики - пунктах ответственного хранения (далее - ПОХ).
Специализированные склады Правительства области введены в эксплуатацию в период с 1969 по 1985 год. За время эксплуатации из-за недофинансирования капитальный ремонт на складах не проводился, текущий ремонт производился в ограниченном объеме, что привело к разрушению зданий складов и невозможности обеспечения качественной сохранности имущества гражданской обороны. Требуется ремонт всех складских помещений, ориентировочная сумма затрат составляет 13 млн. рублей.
Заключение договоров на хранение областного имущества нецелесообразно ввиду дороговизны - стоимость услуг по хранению одного места может достигать 111,578 тыс. рублей в год, при этом общая стоимость составит 35,147 млн. рублей в год.
Емкости областных складов для принятия хранящегося на пунктах ответственного хранения имущества недостаточно. В связи с этим необходимо строительство двух типовых складов средней площадью 1500 м2 каждый суммарной стоимостью 100,4 млн. рублей в городах Балаково и Энгельсе, которые являются радиационно и химически опасными административно-территориальными единицами.
В целях обеспечения транспортировки хранимого имущества для проведения лабораторных испытаний, поверки, градуировки, технического обслуживания и погрузо-разгрузочных работ необходимо приобретение 3 единиц техники общей стоимостью 3,456 млн. рублей.
Качественному и эффективному проведению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах повышенного риска и объектах систем жизнеобеспечения будут способствовать наличие и оперативное привлечение страхового фонда документации (далее - СФД).
В соответствии с федеральным законодательством:
территориальные страховые фонды документации являются собственностью субъектов Российской Федерации, создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отвечают за создание, хранение и использование в установленном порядке территориального фонда;
микрофильмирование и сохранение документации территориальных фондов финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Проведенными мероприятиями по созданию страхового фонда документации в рамках областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007-2010 годы" удалось заложить основы страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения области: организовано материально-техническое и программное обеспечение мероприятий по созданию страхового фонда документации; осуществлено микрофильмирование аварийного комплекта документов объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения (100242 листа, приведенных к формату А-4).
На новом этапе необходимо создать информационный банк данных страхового фонда документации; осуществить перевод страхового фонда документации в виде микрофильмов на электронные носители информации с целью повышения оперативности действий спасательных служб при ликвидации чрезвычайной ситуации, что позволит до минимума сократить время поиска информации и принятия нужного решения в чрезвычайной ситуации.
Мероприятия по развитию службы спасения области для предупреждения и оперативного решения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций начаты в рамках областных целевых программ "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2002-2006 годы" и "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007-2010 годы".
Оснащение подразделений службы спасения области современными средствами спасения только за период действия областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007-2010 годы" позволило по сравнению с 2006 годом в 2 раза увеличить количество спасенных людей на воде, на 5,6 процента - в быту, более чем в 2 раза возросло проведение аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях и т.д.
Обеспечение подразделений службы спасения области современными средствами спасения и жизнеобеспечения позволит повысить эффективность и качество проведения аварийно-спасательных работ, дооснастить необходимым аварийно-спасательным оборудованием структурные подразделения службы в городах Саратове, Балаково, Балашове, Вольске, Марксе, Ершове, Аткарске, Ртищево, что приведет к сокращению времени реагирования на чрезвычайные ситуации, повысит качество оказания первой медицинской помощи на догоспитальном периоде непосредственно в зоне ЧС.
Создание и совершенствование эффективной всеобъемлющей системы управления рисками чрезвычайных ситуаций области на территориальном уровне позволит информационно объединить ресурсы различных органов исполнительной власти области в мощную структуру с централизованным доступом к информации. Это сократит время доступа к прогнозам возникновения чрезвычайных ситуаций, прогнозам их развития, повысит достоверность прогнозирования и оперативность принятия правильных управленческих решений. В рамках предыдущих областных целевых программ удалось достичь следующего:
разработаны программные средства моделирования зон затопления при паводках и разрушениях гидротехнических сооружений, зон возможного заражения при авариях на объектах с аварийно химически опасными веществами, разработаны цифровые электронные карты, на которые наносятся результаты моделирования для последующего применения при принятии решения о предупреждении и ликвидации ЧС;
расширены функциональные возможности геоинформационной системы с целью прогноза последствий аварийных взрывов топливовоздушных смесей, оценки последствий аварий на пожаровзрывоопасных объектах и лесных пожаров;
дополнительно стали возможными расчет и нанесение зон затопления, построение трехмерных моделей рельефа местности, прогнозирование последствий разрушения гидротехнических сооружений;
произведены доработка расчетных моделей по количеству пострадавших, а также объединение имеющихся на карте составных частей нефте- и газопроводов в один линейный объект.
Вследствие отсутствия финансирования мероприятий по созданию цифровых электронных карт территорий области и прикладных программных средств системы управления рисками чрезвычайных ситуаций в 2009-2010 годах осталось невыполненным:
оцифровка топокарт городов и районных центров области необходимых масштабов;
не в полном объеме созданы базы данных о потенциально опасных, критически важных объектах, объектах здравоохранения и жизнеобеспечения;
не в полном объеме осуществлена разработка алгоритмов и специальных программных средств.
Все это негативно влияет на эффективность системы информационного обеспечения принятия управленческих решений в рамках Саратовской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - СТП РСЧС).
Создание цифровых электронных карт районов масштаба 1:25000, административных центров, категорированных городов Саратовской области в масштабе 1:10000 необходимо в связи с:
развитием геоинформационных технологий и сопряжением их с системами ГЛОНАСС;
повышением требований в области защиты населения и территорий по отработке картографических материалов;
доработкой и совершенствованием специального программного обеспечения и семантики геоинформационной системы.
Наиболее эффективно проблема создания системы управления рисками чрезвычайных ситуаций области может быть решена в рамках территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Следовательно, развитие системы управления рисками чрезвычайных ситуаций области невозможно без одновременного совершенствования территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и наоборот. Выполнение этой программной задачи предоставляет возможность решения различного рода задач при управлении рисками и определения показателя оценки безопасности административно-территориальной единицы области.
Целью политики в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого для государства риска.
Поэтому проблема снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области носит характер первостепенной важности, и ее решение относится к приоритетной сфере обеспечения национальной безопасности области и страны в целом.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, планируется поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам задач.
Основной задачей деятельности органов исполнительной власти области в сфере снижения рисков ЧС природного и техногенного характера является обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения, сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития области с учетом планов реализации экономических и инфраструктурных проектов на период до 2020 года.
Характер проблемы требует долговременной стратегии, реализация которой находит наиболее полное осуществление при применении программно-целевых методов. Необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при решении задач снижения рисков чрезвычайных ситуаций может быть достигнут только при использовании программно-целевых методов.
Состояние СТП РСЧС на сегодняшний день не в полной мере обеспечивает комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Проблема может быть решена только программно-целевым методом на основе существующих механизмов регулирования и практического обеспечения мер защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Решение проблемы снижения рисков чрезвычайных ситуаций традиционными методами без использования методов целевого планирования может привести к увеличению сроков достижения необходимых результатов и объемов финансирования в 3-5 раз.
Все вышеприведенные факты подтверждают актуальность рассматриваемой проблемы и необходимость общегосударственного подхода к ее решению, что должно обеспечить координацию действий различных органов исполнительной власти области. Это может быть достигнуто в рамках долгосрочной областной целевой программы.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 г. N 835-П в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
2. Основные цель и задачи Программы, сроки ее реализации
Целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий для повышения уровня защищенности населения и территорий области от ЧС природного и техногенного характера.
Задачи Программы:
создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112);
реконструкция региональной системы оповещения населения области о ЧС природного и техногенного характера на основе применения современных технологий и оборудования;
абзац четвертый утратил силу
размещение и содержание имущества гражданской обороны, создание резерва средств индивидуальной защиты и спасательных средств длительного хранения в целях гражданской обороны и для защиты населения при ЧС природного и техногенного характера;
защита населенных пунктов от затоплений, подтоплений и оползневых процессов;
мероприятия по предупреждению ЧС на критически важных и потенциально опасных объектах;
реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в городах и районах области.
Сроки реализации Программы: 2012-2015 годы.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 г. N 835-П в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3. Система (перечень) программных мероприятий
В рамках реализации Программы планируется осуществить комплекс следующих мероприятий:
1. Развитие инфраструктуры системы управления рисками чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 894 номер "112" назначен единым номером вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации начиная с 2008 года. В указанном постановлении определен перечень экстренных оперативных служб, которые входят в систему-112.
Система-112 предназначена для обеспечения простоты доступа населения области к службам оперативного реагирования через единый номер "112" и выполнения следующих основных функций:
прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях) по единому номеру "112" от населения и систем мониторинга важных объектов, обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу;
передача в экстренные оперативные службы сообщений о вызовах в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования, а также возможность их подключения к разговору при первичном звонке обратившегося;
автоматическое определение номера позвонившего лица, получение от оператора связи имеющихся данных о местонахождении абонентского устройства с этим номером, а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову;
автоматический дозвон до позвонившего лица в случае внезапного прерывания соединения;
регистрация и документирование всех входящих и исходящих звонков по номеру "112" (запись, архивирование, поиск, передача и др.);
анализ поступающей информации о происшествиях;
ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале и завершении экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях), а также о его основных результатах;
оптимальное использование сил и средств экстренных служб при реагировании на вызовы (сообщения о происшествиях);
формирование статистических отчетов по поступившим вызовам (сообщениям о происшествиях);
поддержка единого информационного пространства для всех участников системы;
контроль и управление силами реагирования;
возможность приема вызовов (сообщений о происшествиях) на 5 иностранных языках (французский, английский, немецкий, испанский, китайский) в городе Саратове и в иных муниципальных образованиях области.
Эффективность от внедрения системы-112, в первую очередь, выражается в сокращении времени реагирования на поступивший вызов и сведении к минимуму возможных ошибок персонала дежурных и диспетчерских служб, а также в предоставлении оператору информации всеми доступными средствами (голосовой связью, видео-, текстовыми сообщениями, картографическими данными, автоматическими сигналами датчиков) и возможности сортировать и искать необходимую информацию с наименьшими временными затратами. Задействованные силы и средства используются в высшей степени рационально и эффективно.
Организационная структура системы-112 включает три уровня:
федеральный - Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС);
региональный - Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) региона, ситуационный центр органа государственной власти, центр обработки вызовов (ЦОВ)/ЕДДС;
муниципальный - ЕДДС, функциональная структура.
Мероприятия по внедрению системы-112 на территории области ранее не проводились, однако во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" необходимо завершить полномасштабное развертывание системы-112 на всей территории области до конца 2017 года.
Мероприятия раздела включают создание системы обеспечения вызова оперативных служб (система-112) в целях повышения оперативности действий экстренных оперативных служб вследствие сокращения времени реагирования с 1 часа до 30-40 минут, что позволит уменьшить безвозвратные потери населения в чрезвычайных ситуациях на 33 процента, а материальный ущерб - на 53 процента.
Части девятая-одиннадцатая утратили силу.
См. текст частей девятой-одиннадцатой пункта 1
В рамках Программы планируется установка 6 ПИОН, 4 ПУОН и 3 информационных бегущих строк.
Развитие ЦУКС Саратовской области подразумевает модернизацию системы оперативного управления, а именно:
организацию многоканальной связи;
организацию сбора, отображения и хранения оперативной информации о силах и средствах Саратовской территориальной подсистемы РСЧС (СТП РСЧС) и общей обстановке на территории области, что расширит функциональные возможности системы, повысит ее отказоустойчивость к сбоям.
2. Реализация системы мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области подразумевает выполнение следующих мероприятий:
абзацы второй-седьмой утратили силу
См. текст абзацев второго-седьмого пункта 2
рациональное размещение и качественное содержание накопленного имущества гражданской обороны для защиты населения при ЧС природного и техногенного характера и в целях гражданской обороны;
создание резерва средств индивидуальной защиты в целях обеспечения средствами индивидуальной защиты личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для ликвидации радиационных и химических аварий на территории области;
оснащение подвижного пункта управления средствами коротковолновой радиорелейной, проводной связи и звуковещательным оборудованием в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России "Обеспечение деятельности оперативных групп с мобильных пунктов" для повышения оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации и взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
абзац одиннадцатый утратил силу
См. текст абзаца одиннадцатого пункта 2
оснащение ОГУ "Служба спасения Саратовской области" средствами навигации и связи, необходимыми при выполнении задач по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
оснащение учебно-материальной базы ОГУ "Служба спасения Саратовской области" необходимыми средствами для подготовки личного состава;
приобретение для подразделений ОГУ "Служба спасения Саратовской области" современных образцов водолазного оборудования и средств доставки водолазных групп;
абзац пятнадцатый утратил силу
развитие учебно-материальной базы областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Саратовской области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 4 апреля 2013 г. N 172-П в подраздел 3 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3. Повышение защищенности критически важных, потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения:
выполнение мероприятий по текущему ремонту сооружений инженерной защиты области снижают риск подтоплений, затоплений и оползневых процессов, но полностью не исключают их, поэтому осуществление технической эксплуатации и текущего ремонта сооружений инженерной защиты необходимо продолжить;
обеспечение бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг по тепло-, водоснабжению и водоотведению населению в Аткарском, Вольском, Воскресенском, Дергачевском, Духовницком, Балашовском, Ивантеевском, Саратовском, Екатериновском, Ершовском, Калининском, Красноармейском, Новоузенском, Озинском, Пугачевском, Самойловском, Ртищевском, Энгельсском, Краснопартизанском, Федоровском, Хвалынском районах области и ЗАТО Михайловский, ЗАТО Шиханы;
повышение защищенности критически важных, потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения. В этом подразделе своими мероприятиями по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера участвуют крупные объекты области: филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Балаковская атомная станция", филиал ОАО "РусГидро" - "Саратовская ГЭС", ООО "Саратоворгсинтез", ОАО "Саратовский нефтеперерабатывающий завод", ОАО "Саратовнефтепродукт", ОАО "Саратовоблгаз", ОАО "Саратовгаз", ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт". Мероприятия, запланированные критически важными, потенциально опасными объектами и объектами жизнеобеспечения, являются частью инвестиционных программ, программ по промышленной безопасности направленных на улучшение условий труда, предупреждение и ликвидацию ЧС, а также разработку планов ремонтных работ.
Система (перечень) программных мероприятий изложена в приложении к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 3 октября 2013 г. N 524-П в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, федерального бюджета (прогнозно), местных бюджетов (прогнозно) и внебюджетных источников (прогнозно).
Общий объем финансирования Программы составляет 2402957,1 тыс. рублей, из которых средств областного бюджета - 771147,5 тыс. рублей, или 32,0 процента от общего объема финансирования, местных бюджетов (прогнозно) - 440550,6 тыс. рублей, или 18,3 процентов от общего объема финансирования, внебюджетных источников (прогнозно) - 1191259,0 тыс. рублей, или 49,6 процента от общего объема финансирования.
Данные по объему финансового обеспечения Программы по источникам финансирования мероприятий приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Данные по объему финансового обеспечения Программы по источникам финансирования и распределению финансовых средств
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 г. N 803-П в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Организацию управления реализацией Программы осуществляет государственный заказчик в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ".
Контроль за исполнением Программы осуществляет управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства области совместно с министерством экономического развития и инвестиционной политики области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 г. N 835-П в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
6. Оценка эффективности реализации Программы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения целей Программы и ее результативность
В целом реализация мероприятий Программы позволит значительно снизить ущерб от чрезвычайных ситуаций, повысить эффективность систем информационного обеспечения функционирования областной территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, также согласно расчетам увеличится качество мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, возрастет экономический эффект от вложенных затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Экономическая эффективность мероприятий Программы в связи со спецификой решаемых проблем может быть представлена как соотношение предотвращенного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий чрезвычайной ситуации и затрат на реализацию этих мероприятий. Нижняя экспертная оценка ущерба (прямого и косвенного) от чрезвычайных ситуаций в год составляет 1,5 процента валового внутреннего продукта (5 млрд. 505 млн. рублей). Согласно исследованиям, проведенным специалистами Института макроэкономических исследований Министерства экономического развития Российской Федерации, соотношение между прямым и косвенным ущербом при чрезвычайных ситуациях составляет 1:10. Исходя из мировой практики наиболее развитых в экономическом плане государств отношение средств, вложенных в предупреждение чрезвычайных ситуаций, к предотвращенному ущербу составляет 7-10 процентов, следовательно, в худшем (пессимистическом) случае при вложении 3,578 млрд. рублей (объем финансирования Программы) сумма ожидаемого предотвращенного ущерба ежегодно составит 8,9 млрд. рублей. Выделение указанных средств возможно лишь путем консолидации финансовых средств из всех источников финансирования (прогнозно), что запланировано в рамках Программы.
Такие важные показатели, характеризующие стабильность функционирования социально-экономической системы, как снижение числа пострадавших и погибших граждан в ЧС, в ходе реализации Программы могут составить 33 и 23 процента соответственно по сравнению с отчетным периодом 2010 года (таблица N 2). Более того, в некоторых чрезвычайных ситуациях такие потери удастся полностью предупредить. В расчет принималось, что в 2009-2010 годах все пострадавшие и погибшие в ЧС на территории области - это погибшие и пострадавшие в результате транспортных аварий.
Целевые показатели и индикаторы:
снижение числа погибших в ЧС на 33 процента;
снижение числа пострадавших в ЧС на 23 процента;
увеличение суммы предотвращенного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий ЧС с 5,8 до 8,9 млрд рублей ежегодно;
абзацы пятый-тринадцатый утратили силу
повышение сохранности имущества гражданской обороны с 50 до 100 процентов;
увеличение защищенности населения от затоплений, подтоплений, влияния паводковых вод с 62 до 91 процента.
Система показателей и индикаторов эффективности реализации Программы приведена в таблице N 2.
Таблица N 2
Система показателей и индикаторов эффективности реализации Программы
Перечень целевых показателей, индикаторов |
Фактическое значение на момент разработки Программы (2011 год) |
Изменение значений по годам реализации Программы |
Целевое значение на момент окончания действия Программы |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
повышение сохранности имущества гражданской обороны, процентов |
50 |
50 |
75 |
75 |
100 |
100 |
увеличение фактического запаса средств индивидуальной защиты областного резерва, процентов |
40 |
40 |
40 |
52 |
55 |
55 |
увеличение защищенности населения от затоплений, подтоплений, влияния паводковых вод, процентов |
62 |
68 |
75 |
82 |
91 |
91 |
снижение числа погибших в ЧС, человек/процентов |
9/100 |
9/100 |
8/89 |
7/78 |
6/67 |
6/67 |
снижение числа пострадавших в ЧС, человек/процентов |
26/100 |
26/100 |
24/92,3 |
22/84,6 |
20/77 |
20/77 |
повышение укомплектованности материально-технической базы ГУ "Центр медицины катастроф Саратовской области", процентов |
30 |
30 |
60 |
60 |
100 |
100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.