Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 28 сентября 2011 г. N 529-П
Долгосрочная областная целевая программа
"Профилактика терроризма в Саратовской области" на 2011-2013 годы
30 декабря 2011 г., 27 марта, 21 декабря 2012 г., 29 мая, 31 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 г. N 810-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Профилактика терроризма в Саратовской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Саратовской области от 14 марта 2011 года N 55-Пр "О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы "Профилактика терроризма в Саратовской области" на 2011-2013 годы |
Государственный заказчик Программы |
управление регионального мониторинга, прогнозирования и организации противодействия терроризму Правительства области, управление по взаимодействию с правоохранительными органами Правительства области |
Основные разработчики Программы |
министерство здравоохранения области, министерство социального развития области, министерство образования области, министерство по развитию спорта и физической культуры области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области, управление регионального мониторинга, прогнозирования и организации противодействия терроризму Правительства области, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию) |
Цель и задачи Программы |
целью Программы является предупреждение террористических проявлений на территории области. Основные задачи Программы: усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы; совершенствование системы профилактических мер антитеррористической направленности; совершенствование антитеррористической защищенности объектов транспорта и транспортной инфраструктуры |
Важнейшие оценочные показатели |
в результате реализации мероприятий Программы улучшится техническая оснащенность объектов социальной сферы для предотвращения возникновения террористической угрозы, оснащенность системами видеонаблюдения областных социальных учреждений составит 13,5 процента |
Сроки реализации Программы |
реализация Программы будет осуществлена в течение 2011-2013 годов |
Исполнители основных мероприятий Программы |
министерство здравоохранения области, министерство социального развития области, министерство образования области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области, комитет транспорта области, управление регионального мониторинга, прогнозирования и организации противодействия терроризму Правительства области, управление по взаимодействию с правоохранительными органами Правительства области, управление по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства области, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), администрации муниципальных районов, городских округов, поселений области (по согласованию), предприятия и организации транспортного комплекса области (по согласованию) |
Объемы и источники обеспечения Программы |
для реализации программных мероприятий на 2011-2013 годы необходимо 36438,8 тыс. рублей, из них: 2012 год - всего 315,0 тыс. рублей, в том числе областной бюджет - 315,0 тыс. рублей; 2013 год - всего 36123,8 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 745,8 тыс. рублей; внебюджетные средства (прогнозно) - 35378,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
реализация мероприятий Программы позволит снизить возможность совершения террористических актов на территории области, создать систему технической защиты объектов социальной сферы, увеличив число объектов образования, социальных учреждений, обеспеченных системами видеонаблюдения и ограждениями территорий, с 69 до 78 объектов |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за исполнением программных мероприятий осуществляется управлением по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства области совместно с министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ" |
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 г. N 810-П в раздел I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Терроризм в настоящее время стал не просто крупным "проблемным направлением", негативно влияющим на многие важные аспекты развития государства. Терроризм стал бедой. Российская Федерация, столкнувшаяся в 90-е годы прошлого столетия с прямой масштабной атакой терроризма, была вынуждена отразить эту атаку сначала военными средствами, а потом и начать систематическую работу по профилактике терроризма и всеми другими, невоенными методами. В стратегической перспективе после снятия прямой военной угрозы целостности государства и прекращения масштабных боевых действий именно профилактические, а не силовые методы противодействия терроризму приобретают решающее, определяющее успех значение.
Серьезные изменения в устремлениях террористических формирований, а также в потенциальных и реальных последствиях их деятельности выдвигают целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия терроризму на всех уровнях и во всех аспектах этого противодействия, в том числе в сфере профилактики терроризма, борьбы с носителями террористических угроз, а также в области минимизации последствий террористических актов.
Руководством страны были приняты адекватные террористическим угрозам меры, направленные на построение общегосударственной системы противодействия терроризму.
На областном уровне осуществляет свою деятельность антитеррористическая комиссия в Саратовской области.
Реализована долгосрочная областная целевая программа "Профилактика терроризма и экстремизма в Саратовской области" на 2008-2010 годы, благодаря которой на 15 объектах социальной сферы были установлены ограждения территорий, системы видеонаблюдения, стационарные металлодетекторы. Общий объем финансирования программных мероприятий в 2008-2010 годах составил 6922,8 тыс. рублей.
События последних двух лет (повторный подрыв Невского экспресса в ноябре 2009 года, в марте 2010 года два подрыва в Московском метрополитене, взрыв в аэропорту "Домодедово" в январе 2011 года), а также поступающая в правоохранительные органы информация об активизации деятельности бандформирований по планированию террористических актов не только в регионах Южного, Северо-Кавказского федеральных округов, но и в других регионах Российской Федерации, свидетельствуют о необходимости продолжения осуществления антитеррористической деятельности планово, программно-целевым методом.
Одним из приоритетных направлений профилактической антитеррористической деятельности остается усиление материально-технической защищенности объектов социальной сферы. По-прежнему проблемными остаются вопросы, связанные с выполнением мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, требующих вложения значительных финансовых средств (установка систем видеонаблюдения, кнопок тревожной сигнализации и пр.).
Рассматривая объекты социальной сферы как потенциальные объекты террористических устремлений, становится очевидным, что выбранная в области политика на повышение уровня материально-технической защищенности объектов указанной категории совершенно правильна и очевидна необходимость не только продолжения, но и усиления данного направления деятельности.
На сегодняшний день действующее законодательство, к сожалению, не содержит единых критериев соответствия объектов с массовым пребыванием населения требованиям безопасности, в том числе антитеррористической защищенности. Предусмотрены лишь паспорта безопасности для критически важных и потенциально опасных объектов, розничных рынков. Постановлением Правительства Саратовской области от 31 мая 2010 года N 194-П "О мерах по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием населения, расположенных на территории Саратовской области" утверждено Положение о паспорте антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием населения, расположенных на территории Саратовской области.
Положением определено, что паспорт является информационно-справочным документом, в котором указывается состояние антитеррористической защищенности объекта.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 мая 2010 года N 194-П определено, что паспортизации подлежат объекты с массовым пребыванием населения (социальные учреждения, учреждения здравоохранения, образования, спорта и культуры), находящиеся в государственной собственности области. Указанный нормативный правовой акт не распространяет свое действие на объекты, находящиеся в муниципальной, федеральной или частной собственности.
По состоянию на 1 апреля 2011 года паспортизации подлежали 287 объектов с массовым пребыванием населения. На все объекты указанной категории оформлены и согласованы паспорта антитеррористической защищенности объекта.
Критериев соответствия каким-либо требованиям по материально-техническому оснащению объекта, равно как и определение самих требований, указанное Положение не содержит.
В связи с этим на практике достаточно трудно определить соблюдение всех требований безопасности. Органы исполнительной власти области при выборе объектов для Программы руководствовались общими представлениями о соответствии антитеррористической защищенности (наличие систем видеонаблюдения, кнопок тревожной сигнализации, периметрального ограждения, шлагбаума, стационарных и ручных металлодетекторов и т.д.) и рекомендациями органов пожарного надзора, органов внутренних дел, уровнем материально-технического оснащения.
Так, например, в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Саратовской области" на 2008-2010 годы на трех объектах (спортивный комплекс "Нефтяник", спортивный комплекс "Теннисный центр "Кристалл", спортивный комплекс "Заря") были установлены стационарные и ручные металлодетекторы, камеры видеонаблюдения, кнопки тревожной сигнализации. Однако с учетом особенностей объектов (территориального расположения, планировки зданий и помещений и др.) установленного оборудования недостаточно для полного обеспечения объектов от террористических угроз. В связи с этим в рамках Программы планируется установить на перечисленных спортивных объектах дополнительные металлодетекторы, кнопки тревожной сигнализации, автоматические турникеты и др.
Министерству социального развития области подведомственны 155 учреждений и лишь на пяти объектах имеется система видеонаблюдения. Министерству образования области подведомственны 110 объектов, из них только 64 учреждения имеют ограждения территорий, 25 объектов образования имеют частичное периметральное ограждение и 17 образовательных учреждений не имеют ограждений. Фасады четырех объектов образования расположены на центральных улицах и установить периметральное ограждение не представляется возможным.
В рамках программных мероприятий планируется на 9 объектах установить системы видеонаблюдения, кнопки тревожной сигнализации, на части данных объектов - стационарные и ручные металлодетекторы и др. Но даже после такого усиления материально-технической базы объектов нельзя говорить об их полной защищенности. На многих объектах требуется установление шлагбаума, ограждения и др.
В то же время оградить население области от террора только лишь повышением уровня материально-технической укрепленности объектов невозможно. Необходима элементарная бдительность каждого гражданина во всех проявлениях повседневной жизни.
В последние годы наметилась некоторая тенденция к снижению количества преступлений, зарегистрированных правоохранительными органами по фактам заведомо ложных сообщений об акте терроризма. Так, если в 2008 году было зарегистрировано 34 подобных преступления, то в 2009 году их количество сократилось до 26, однако уже в 2010 году было зарегистрировано 30 подобных фактов. За 5 месяцев 2011 года зарегистрировано 11 аналогичных преступлений.
Но при общей тенденции к снижению заведомо ложных сообщений об акте терроризма наблюдается некоторое увеличение подобных преступлений, совершенных несовершеннолетними. В 2008 году не было ни одного несовершеннолетнего, совершившего "акт телефонного терроризма", но в 2009 году - 2 человека, в 2010 году - 3 человека. За 5 месяцев 2011 года уже двое подростков привлечены к уголовной ответственности по статье 207 Уголовного кодекса Российской Федерации "Заведомо ложное сообщение об акте терроризма".
Все это свидетельствует о необходимости более активной профилактической работы среди учащихся, направленной на пропаганду законопослушного образа жизни, разъяснения отрицательных (и моральных, и материальных) последствий подобных хулиганских действий как для самого подростка, так и для его родных и близких.
Транспортный комплекс является одной из ключевых отраслей Саратовской области. Состояние безопасности транспортной инфраструктуры - один из основных показателей безопасности населения. Поэтому вопросы исполнения законодательства в области транспортной безопасности являются приоритетными.
В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" ведется работа по созданию единой государственной системы обеспечения транспортной безопасности.
Реализация основных положений Федерального закона "О транспортной безопасности" выделяет 5 этапов: идентификация потенциально опасных объектов транспортной инфраструктуры, за которой следует категорирование ее потенциально опасных объектов, затем определение нормативных требований по обеспечению транспортной безопасности, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Цикл завершает планирование и реализация мер по обеспечению безопасности объектов транспорта.
Результатом мероприятий по категорированию объектов транспортной инфраструктуры будет включение соответствующих объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в реестр и направление в адрес заинтересованного лица уведомления о присвоении объектам или транспортным средствам соответствующих категорий. После присвоения категории уполномоченной организацией будет осуществлена оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры согласно законодательству о транспортной безопасности, по результатам которой будет разработан и утвержден План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
В настоящее время в целях обеспечения безопасности населения на транспорте и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры проводится оснащение инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности автовокзалов, автостанций и автотранспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, объектов и транспортных средств городского наземного электрического транспорта, объектов и транспортных средств железнодорожного транспорта, воздушного транспорта и водного транспорта.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 г. N 810-П в раздел II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
II. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации
Целью Программы является предупреждение террористических проявлений на территории области.
Основными задачами Программы определены усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы и совершенствование системы профилактических мер антитеррористической направленности.
Для достижения первой задачи планируется установка ограждений территорий областных образовательных учреждений и систем видеонаблюдения в областных социальных учреждениях.
Для совершенствования системы профилактических мер антитеррористической направленности будут проведены обучающие семинары для работников организаций транспортного комплекса по вопросам проведения мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте, семинары для муниципальных служащих органов местного самоуправления области по вопросам организации противодействия терроризму на территории муниципального образования.
Формирование и реализация комплекса организационных и технических мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры, позволит обеспечить достаточный уровень защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
Реализация программных мероприятий даст возможность решить стоящие перед всеми заинтересованными государственными органами и гражданским обществом проблемы в сфере обеспечения региональной безопасности. Осуществляемое межведомственное взаимодействие позволит продолжить тенденцию по повышению уровня антитеррористической защищенности области.
Программа будет осуществлена в течение 2011-2013 годов.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 мая 2013 г. N 266-П в раздел III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
III. Система (перечень) программных мероприятий
Программа включает мероприятия по приоритетным направлениям в сфере профилактики терроризма:
совершенствование системы профилактических мер антитеррористической направленности;
усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы.
Совершенствование системы профилактических мер антитеррористической направленности
В целях реализации указанного направления Программы запланировано проведение следующих мероприятий:
организация обучающих семинаров для работников организаций транспортного комплекса по вопросам проведения мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте;
обучающие семинары для муниципальных служащих органов местного самоуправления области по вопросам организации противодействия терроризму на территории муниципального образования;
проведение лекций и бесед в общеобразовательных учебных заведениях области по профилактике среди несовершеннолетних преступлений, связанных с заведомо ложными сообщениями об угрозе террористического акта;
объектовые командно-штабные тренировки с персоналом областных лечебно-профилактических учреждений по вопросам противодействия терроризму;
проведение категорирования, оценки уязвимости и разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы
В целях реализации указанного направления Программы запланировано проведение следующих мероприятий:
абзац второй утратил силу
абзац третий утратил силу
См. текст абзаца третьего части первой подраздела
установка кнопок тревожной сигнализации и систем видеонаблюдения в областных лечебно-профилактических учреждениях;
установка систем видеонаблюдения в областных социальных учреждениях;
установка систем видеонаблюдения, кнопок тревожной сигнализации, металлодетекторов на объектах транспортной инфраструктуры.
Система (перечень) программных мероприятий приведена в приложении N 1 к Программе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 г. N 810-П в раздел IV настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета.
Для реализации программных мероприятий на 2011-2013 годы необходимо 36438,8 тыс. рублей, из них:
2012 год - всего 315,0 тыс. рублей, в том числе областной бюджет - 315,0 тыс. рублей;
2013 год - всего 36123,8 тыс. рублей, в том числе:
областной бюджет - 745,8 тыс. рублей;
внебюджетные средства (прогнозно) - 35378,0 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 г. N 810-П в раздел V настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
V. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за исполнением программных мероприятий осуществляется управлением по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства области совместно с министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ".
Оперативное управление Программой осуществляет управление регионального мониторинга, прогнозирования и организации противодействия терроризму Правительства области, управление по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства области.
В ходе реализации Программы отдельные ее мероприятия в установленном порядке могут уточняться, а объем финансирования корректироваться с учетом утвержденных расходов областного бюджета на соответствующий год.
При отсутствии финансирования мероприятий Программы государственный заказчик и исполнители (по согласованию) вносят предложения об изменении сроков их реализации.
Исполнители Программы (по согласованию) ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство экономического развития "и инвестиционной политики области отчет об исполнении программы по форме согласно приложению N 4 к Положению о порядке реализации долгосрочных областных целевых программ, утвержденному постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П.
Государственный заказчик по итогам II и III квартала (нарастающим итогом с начала года) не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство экономического развития и инвестиционной политики области отчет об исполнении Программы в разрезе всех предусмотренных источников и результатах выполнения программных мероприятий.
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы могут быть освещены в средствах массовой информации, рассмотрены на заседаниях антитеррористической комиссии в Саратовской области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 г. N 810-П в раздел VI настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
VI. Оценка эффективности реализации Программы с перечнем целевых показателей и индикаторов
С целью предупреждения террористических проявлений на территории области и в рамках усиления антитеррористической защищенности объектов социальной сферы планируется:
абзац второй утратил силу
абзац третий утратил силу
довести долю областных учреждений социальной защиты населения, обеспеченных системами видеонаблюдения, до 13,5 процента (в 2012 году - 6,5 процента объектов, в 2013 году - 13,5 процента объектов);
довести долю областных образовательных учреждений, обеспеченных ограждениями территорий, в 2013 году до 61 процента.
В рамках повышения бдительности специалистов организаций транспортного комплекса области обучение пройдут все 100 процентов сотрудников, ответственных за организацию и проведение работы по противодействию терроризму на транспорте (в 2011 году - 32 процента, в 2012 году - 21 процент, в 2013 году - 22 процента).
Оценка эффективности реализации Программы с перечнем целевых показателей и индикаторов приведена в приложении N 2 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.