Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 29 июля 2013 г. N 371-П
Концепция
профилактики употребления психоактивных веществ в Саратовской области до 2020 года
Основные понятия, используемые в Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в Саратовской области до 2020 года (далее - Концепция):
алкоголизм (хронический алкоголизм) - заболевание, обусловленное зависимостью от употребления алкоголя;
алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;
спиртосодержащая продукция - пищевая или не пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции;
антинаркотическая (антиалкогольная) пропаганда - деятельность физических и юридических лиц, осуществляемая с целью формирования у граждан негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств, психотропных веществ, употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции и установки на ведение здорового образа жизни;
наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;
наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;
наркологическое заболевание (расстройство) - особое психофизическое болезненное состояние в результате токсического воздействия больших доз алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, характеризующееся малообратимыми или необратимыми изменениями психики;
наркологическая помощь - комплекс мероприятий по диагностике, консультированию, лечению, медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, осуществляемых специализированными учреждениями, организациями в соответствии с лицензией на указанные виды медицинской деятельности;
психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;
психоактивные вещества - алкоголь, опиоиды, каннабиноиды, седативные средства и гипнотические препараты, кокаин, другие психостимуляторы, галлюциногены и летучие растворители, за исключением табака и кофеина;
токсикомания - заболевание, характеризующееся зависимостью от употребления токсических веществ;
токсические вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, природные материалы, вызывающие зависимость, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, а также Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года и Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.
Введение
Проблема потребления психоактивных веществ, особенно алкоголя, в России является не только социальной проблемой, но и серьезной угрозой для экономики и безопасности страны. Антиалкогольная и антинаркотическая политика России реализуется в рамках государственных мер, нацеленных на улучшение демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни и сокращение уровня смертности населения.
Наркологические проблемы, сложившиеся в последние десятилетия в России, представляют реальную угрозу национальной безопасности страны, поскольку имеют прямое отношение к значимому снижению числа призывников на срочную военную службу, сокращению трудового потенциала государства, как результат ранней смертности и инвалидизации населения, угрожают экономике страны и стабильному развитию общества. Потребление психоактивных веществ негативно сказывается на здоровье, уровне рождаемости и культуре общественных связей населения страны, что требует принятия незамедлительных и комплексных мер по профилактике указанного явления.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области, в частности такими, как Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690, Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р.
В этих документах основная роль профилактической работы возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Настоящая Концепция призвана обеспечить комплексный подход к организации и проведению в Саратовской области мероприятий по профилактике потребления психоактивных веществ, определяет систему комплексного лечения и реабилитации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями. Концепция рассчитана на период до 2020 года и ее результатом должно стать снижение физического, психического, социального и экономического вреда, причиняемого населению немедицинским потреблением психоактивных веществ.
Наркологическая ситуация в Саратовской области
Саратовская область относится к числу регионов, где проблема наркотизации населения стоит очень остро, что обусловлено близостью границы области с государствами Центральной Азии, большим притоком мигрантов из Средней и Центральной Азии, возможностью культивации наркосодержащих растений в нашей климатической зоне и рядом других факторов.
На всех видах наркологического учета в Саратовской области на начало 2012 года состоит 44221 человек, что составляет 1,8 процента от общего числа населения области, из них 38378 человек состоит на диспансерном учете и 5843 человека - в группе риска.
Общее количество взятых на учет по всем наркологическим нозологиям в 2011 году составило 5198 человек, из них 3224 человека взято на диспансерный учет и 1974 человека - на профилактический.
При этом необходимо отметить, что специалисты Министерства здравоохранения Российской Федерации считают, что число лиц, имеющих проблемы с наркотиками и обращающихся за медицинской помощью, соотносится с истинным числом больных наркоманией как 1:7, только по приблизительным подсчетам наркотики употребляют с разной периодичностью от 5,6 до 12,3 процента лиц репродуктивного возраста. На официальном наркологическом учете по области в настоящее время состоит 6361 человек, злоупотребляющий наркотическими веществами, из них 3793 человека - на диспансерном учете и 2568 - под наблюдением в группе риска. Заболеваемость наркоманией в области составила 12,3 на 100 тысяч населения.
В 2011 году на диспансерный учет взято 643 человека, в 2010 году - 587 человек. Таким образом, по сравнению с 2010 годом показатель вырос на 10 процентов.
Заболеваемость хроническим алкоголизмом в Саратовской области составляет 89,6 на 100 тысяч населения, на учет взято 2258 человек. По сравнению с 2010 годом (85,2) показатель вырос на 5 процентов. В настоящее время на диспансерном учете состоит 32923 человека с заболеванием хроническим алкоголизмом. Всего в областных психиатрических и психоневрологических учреждениях развернуто 475 наркологических коек.
С 2009 года на территории области функционирует Центр наркологии мощностью 110 коек, созданный на базе ГУЗ "Саратовская областная психиатрическая больница". При ГУЗ "Балаковский психоневрологический диспансер" с 2007 года открыто амбулаторное отделение реабилитации.
В области работает 81 психиатр-нарколог, из них 30 процентов оказывают помощь детскому и подростковому населению. Обеспеченность населения Саратовской области наркологами составляет 0,35 на 10 тысяч населения.
Основные задачи Концепции
Снижение уровня потребления психоактивных веществ и сокращение спроса на них путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы с приоритетом мероприятий первичной профилактики.
Существенное сокращение масштабов последствий незаконного оборота наркотиков.
Совершенствование межведомственного сотрудничества по предупреждению употребления психоактивных веществ.
Основные мероприятия по реализации Концепции осуществляются в сфере профилактики потребления психоактивных веществ и совершенствования системы оказания наркологической помощи больным наркоманией и алкоголизмом в Саратовской области.
Принципы реализации Концепции
Законность - проведение всех лечебных и профилактических мероприятий с неукоснительным соблюдением юридических норм и конституционных прав граждан.
Системность - формирование единой стратегии антинаркотической деятельности в Саратовской области на основе мониторинга наркоситуации.
Разработка и реализация областных программ, направленных на профилактику потребления психоактивных веществ.
Комплексность - организация всестороннего межведомственного взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти области, органов здравоохранения, образования, культуры, правоохранительных органов, общественных и религиозных организаций.
Правовая основа Концепции
Правовую основу антинаркотической политики в Саратовской области составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах";
Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года";
Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров";
постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 485 "Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 202-р;
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N 929 н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "наркология";
приказ Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями";
Закон Саратовской области "О профилактике наркомании в Саратовской области";
постановление Правительства Саратовской области от 18 октября 2010 года N 480-П "О долгосрочной областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2011-2013 годы";
постановление Правительства Саратовской области от 2 сентября 2011 года N 476-П "О долгосрочной областной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на 2012-2014 годы";
приказ Министерства здравоохранения Саратовской области от 30 марта 2011 года N 389 "О порядке оказания психиатрической и наркологической помощи в Саратовской области и маршрутизации пациентов".
Субъекты, участвующие в реализации Концепции
В реализации Концепции участвуют в пределах компетенции следующие субъекты:
антинаркотическая комиссия Саратовской области;
антинаркотические комиссии при муниципальных районах и образованиях области (по согласованию);
органы исполнительной власти Саратовской области;
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (по согласованию);
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию);
органы местного самоуправления муниципальных районов, поселений и городских округов (по согласованию);
учредители средств массовой информации (по согласованию); официально зарегистрированные общественные организации, в том числе религиозные (по согласованию).
Организацию межведомственного взаимодействия и координацию деятельности по реализации Концепции осуществляет антинаркотическая комиссия Саратовской области.
Основные направления деятельности в реализации Концепции
Концепция реализуется по следующим направлениям:
формирование в гражданском обществе негативного отношения к потреблению психоактивных веществ;
пропаганда здорового образа жизни среди всех возрастных групп населения области;
проведение постоянной антинаркотической и антиалкогольной пропаганды через средства массовой информации для повышения уровня осведомленности населения области о негативных последствиях потребления психоактивных веществ и о наступлении уголовной ответственности за участие в незаконном обороте наркотических веществ, улучшение правовой грамотности населения по антиалкогольному и антинаркотическому законодательству;
включение в основные и дополнительные образовательные программы общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования разделов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами;
разработка мероприятий, направленных на целевые аудитории с охватом следующих возрастных и социальных групп:
а) дети и подростки в возрасте до 17 лет включительно (обучающиеся, воспитываемые в образовательных учреждениях области и отбывающие наказание в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы);
б) молодежь в возрасте до 30 лет включительно;
в) работающее население;
г) призывники и военнослужащие;
осуществление мероприятий по сокращению объемов продажи наркотиков;
раннее и своевременное выявление лиц, потребляющих психоактивные вещества и склонных к их потреблению;
выявление причин и условий, способствующих потреблению психоактивных веществ;
постоянный мониторинг алкоситуации и наркоситуации;
внедрение в практику наиболее эффективных методов лечения, профилактики и реабилитации лиц с наркологической патологией;
постоянное укрепление материально-технической базы наркологической службы области и ее кадрового состава, совершенствование структуры службы;
своевременное обучение и переподготовка медицинских и педагогических работников, медицинских психологов и специалистов социальных служб;
создание условий для обучения, профессиональной переподготовки и трудоустройства лиц, прошедших курс лечения и реабилитации;
стимулирование развития и государственная поддержка деятельности волонтерского молодежного антиалкогольного, антинаркотического трезвеннического движения, общественных антинаркотических объединений и трезвеннических организаций, занимающихся профилактикой потребления психоактивных веществ, продвигающих идеи трезвого здорового образа жизни.
Совершенствование системы профилактики потребления психоактивных веществ
Наркологическая ситуация в Саратовской области требует улучшения системы профилактических мер против потребления психоактивных веществ, которые невозможны без воспитательной и пропагандистской работы по формированию здорового трезвого образа жизни, системы здорового питания, негативного отношения к антисоциальным явлениям, а также раннего и своевременного выявления потребителей и проведения профилактических мероприятий среди потребителей психоактивных веществ для предотвращения развития зависимости.
Основными задачами профилактической работы являются:
разработка и организация реализации целевых программ, направленных на снижение спроса на психоактивные вещества;
осуществление профилактической работы среди населения;
создание условий для развития досуга, способствующего укреплению психического и физического здоровья населения.
Профилактическая деятельность, направленная против употребления психоактивных веществ, должна строиться на комплексной основе и обеспечиваться совместными усилиями органов государственной власти и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Основной следует считать нацеленность профилактических мероприятий на контингент школьного и студенческого возраста, так как именно эта возрастная группа подвержена негативному влиянию психоактивных веществ.
Профилактическая медицинская модель должна быть ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и алкоголизма, предусматривать в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье.
Образовательная модель должна быть направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании, алкоголизма.
Главной целью психосоциальной модели является необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков и алкогольных напитков.
Комплексная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании структурно включает:
1) общую (первичную) профилактику в отношении лиц, не имеющих опыта употребления психоактивных веществ, а также лиц, их употребляющих, но у которых еще не возникла зависимость;
2) вторичную профилактику в отношении лиц со сформировавшейся зависимостью от психоактивных веществ;
3) третичную профилактику или реабилитацию больных алкоголизмом, наркоманией, прошедших курс лечения.
Общая (первичная) профилактика.
Включает в себя выявление и запрещение пропаганды употребления психоактивных веществ и установление правовых и иных барьеров ее распространения в рамках законодательства.
Выявление потребителей психоактивных веществ на ранних этапах в ходе проведения скрининговых обследований в рамках профосмотров и обследований путем тестирования на наркотики.
Информирование в целях первичной профилактики.
В информационном сопровождении профилактической работы по снижению употребления психоактивных веществ выделяются следующие направления:
формирование негативного отношения общества к употреблению психоактивных веществ;
информационная помощь людям группы риска.
Разработка новых более эффективных форм и технологий ведения антинаркотической и антиалкогольной пропаганды с помощью средств массовой коммуникации с учетом целевых аудиторий используемых ресурсов, новейших технологических достижений, данных научных исследований, современных вызовов.
Межведомственный характер планирования и реализации на территории области рекламных кампаний антинаркотической и антиалкогольной направленности, привлечение к этой работе профильных специалистов, научных учреждений и общественных организаций, бизнес-структур, средств массовой информации.
Поддержка общественных инициатив по продвижению идей трезвости, антинаркотического и антиалкогольного образа мышления, развенчанию традиций употребления алкоголя, устойчивых позитивных представлений и мифов о роли алкоголя, формированию среди молодежи моды на трезвый образ жизни.
Информирование о негативных последствиях потребления психоактивных веществ, наступления уголовной ответственности за участие в незаконном обороте наркотических веществ, правовых последствиях злоупотребления алкоголем и другое.
Информационно-разъяснительная кампания, направленная на повышение осведомленности населения об организации и формах наркологической помощи на территории области, формах и методах ее оказания, ее доступности и безопасности, широкое информирование жителей о возможности обращения за помощью, распространение контактной информации. Создание в сети Интернет единого справочного портала, аккумулирующего всю информацию о системе наркологической помощи жителям области, справочных и консультативных службах, лечебных учреждениях, частной практике, рекомендациях находящимся в кризисном состоянии и их близким, возможностях анонимной помощи.
Вторичная профилактика (медицинская).
Целью вторичной профилактики является преодоление физической и психической зависимости от алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, токсических и психотропных веществ.
Задачами вторичной профилактики являются:
диагностика типа и степени зависимости, а также факторов, предрасполагающих к возникновению зависимости, провоцирующих и поддерживающих эту зависимость;
осуществление комплекса мероприятий, направленных на проведение детоксикации, оказание неотложной наркологической помощи, преодоление физической и психической зависимости, а также лечение заболеваний, сопутствующих алкоголизму, наркомании и токсикомании;
формирование среды, поддерживающей трезвый здоровый образ жизни, в ближайшем окружении лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
Вторичная профилактика потребления психоактивных веществ осуществляется на уровне специализированных медицинских учреждений.
Третичная профилактика.
Проводится с целью социальной реабилитации лиц, прошедших курс лечения, и направлена на возвращение их к здоровому трезвому образу жизни, формирование и удержание ремиссии, изменение социального окружения.
Совершенствование системы реабилитации наркологических больных
Для достижения длительных ремиссий наркологического заболевания необходим этап социально-реабилитационных мероприятий, направленных на ресоциализацию больного с формированием устойчивых социальных ориентиров, трудовых навыков и навыков нормативного социального общения и поведения. Для этого необходимо открытие специализированных реабилитационных подразделений в структуре наркологических учреждений, а также использование потенциала общественных организаций, работающих в сфере реабилитации алкозависимых и наркозависимых.
Цель реабилитации - формирование нормативного личностного и социального статуса больного на основе раскрытия и развития его интеллектуального, нравственного, эмоционального, творческого потенциала. Задачи реабилитации определяются необходимостью достижения ее конечной цели с учетом важнейших аспектов жизненной ситуации больного - медицинских, личностных, социальных, путем их активной направленной реорганизации.
Задачи реабилитации могут быть сформулированы следующим образом:
формирование у больного осознанной и стабильной установки на окончательный отказ от немедицинского приема психоактивных веществ, на активное включение в лечебно-реабилитационный процесс;
осуществление комплекса лечебных и психолого-психотерапевтических мероприятий, направленных на снижение патологического влечения к психоактивным веществам, предотвращение рецидивов болезни;
ограничение поведенческих, аффективных, интеллектуально-мнестических расстройств, развившихся или усугубившихся в процессе болезни, и укрепление здоровья пациентов на основе обучения навыкам ведения здорового образа жизни;
повышение социального уровня больного, восстановление системы позитивных семейных и средовых связей.
Эффективная реабилитация наркологических больных должна осуществляться на основе постоянного конструктивного взаимодействия собственно медицинских структур и учреждений образования, профессиональной подготовки и переподготовки, занятости, социальной защиты населения, охраны правопорядка, юридической помощи с четким разграничением сфер их компетенции.
Реабилитационной помощи предшествует прохождение больными обследования и лечения в стационарах или амбулаторных отделениях психоневрологических учреждений.
Мониторинг наркологической ситуации
Для решения задач, определенных в Концепции, необходима современная система мониторинга алкоситуации и наркоситуации, в основе которой в первую очередь должно лежать раннее выявление и учет лиц, потребляющих психоактивные вещества. Это позволит привести данные официальной статистики к реальным цифрам, снизить латентную составляющую наркомании и алкоголизма до минимума и своевременно организовать соответствующую профилактическую работу.
Создание, внедрение и совершенствование системы мониторинга показателей уровня и структуры злоупотребления населением алкогольной продукцией, заболеваемости и смертности вследствие употребления алкоголя предусматривается осуществлять на основе систематизации аналитических данных, отображенных в сводной межведомственной отчетности.
Внедрение и функционирование системы наблюдения за развитием ситуации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией на основании достоверных статистических сведений, полученных в ходе осуществления мониторинга развития наркоситуации, позволит оценивать эффективность организации профилактической работы и целесообразность принимаемых мер, своевременно выявлять негативные тенденции развития наркоситуации, прогнозировать развитие наркоситуации и вырабатывать предложения по ее улучшению.
В качестве исходных информационных ресурсов должны выступать сведения, полученные из официальных источников государственного статистического наблюдения.
Оценка показателей профилактической деятельности
В целях объективной оценки результативности профилактической деятельности употребления психоактивных веществ необходима разработка и внедрение четких критериев эффективности деятельности организаций, участвующих в реализации Концепции.
Основными критериями эффективности деятельности организаций, участвующих в реализации Концепции, являются следующие показатели:
снижение уровня употребления алкогольной и наркотической продукции на душу населения;
повышение уровня вовлечения детей и молодежи в занятия спортом;
снижение уровня заболеваемости и смертности от наркомании и алкоголизма;
улучшение качества материально-технической базы наркологических служб области и эффективности практик лечения и реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией.
Заключительные положения
В системе здравоохранения Саратовской области проблеме противодействия незаконному потреблению психоактивных веществ уже не один год отводится приоритетное место. Наркологическая служба постоянно развивается и совершенствуется, обозначенные проблемы решаются программными методами, но поскольку наркологические заболевания - это сложные и тяжелые социальные болезни, которые требуют комплексного подхода, необходимы усилия всех общественных сил, направленные на пропаганду здорового образа жизни и внедрение иных профилактических мер по защите подрастающего поколения от потребления психоактивных веществ.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 29 июля 2013 г. N 371-П "О Концепции профилактики употребления психоактивных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.