Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации МО г. Энгельс
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
от 28 сентября 2011 г. N 846
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования город Энгельс на период с 2011 по 2020 годы"
Паспорт Программы
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
2.1. Краткая социально-экономическая характеристика муниципального образования город Энгельс.
В соответствии с решением Энгельсского городского Совета от 29 ноября 2005 года N 15/01 "Об утверждении Устава муниципального образования город Энгельс" муниципальное образование город Энгельс образовано Законом Саратовской области от 27 декабря 2004 года N 106-ЗСО и наделено статусом городского поселения, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.
Площадь муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - муниципальное образование город Энгельс) - 121,06 кв.км.
В территориальный состав муниципального образования город Энгельс входят населенные пункты: город Энгельс, поселок Плодосовхоз, поселок Прибрежный.
На 1 января 2010 года численность постоянного населения муниципального образования город Энгельс составила 209000 чел. Численность трудоспособного населения составляет 133426 чел.
Структуру органов местного самоуправления муниципального образования город Энгельс составляют: Энгельсский городской Совет депутатов, Глава муниципального образования город Энгельс, администрация муниципального образования город Энгельс, контрольно-счетная комиссия муниципального образования город Энгельс.
Экономика
Муниципальный продукт (далее по тексту - МП) муниципального образования город Энгельс составил в 2007 году 22,62 млрд. руб., в 2008 году - 24,13 млрд. руб., и в 2009 году - 23,24 млрд. руб.
Экономика муниципального образования город Энгельс представлена двумя примерно равноценными секторами хозяйственной деятельности:
- первичный сектор (обрабатывающая промышленность, строительство, энергетика) - наиболее мощное звено в хозяйственном комплексе. В первую очередь, это относится к весьма сложной по своей структуре обрабатывающей промышленности, особенно машиностроению, значение которых выходит далеко за пределы не только города, но и области в целом;
- вторичный сектор (транспорт, связь, финансы, торговля, образование, здравоохранение, рекреационная деятельность и другие виды производственных и социальных услуг) обеспечивает функционирование первичного сектора экономики.
Доходная часть бюджета муниципального образования город Энгельс на 1 января 2010 года исполнена в сумме 553,4 млн. руб. Расходная часть бюджета муниципального образования город Энгельс Саратовской области по состоянию на 1 января 2010 года исполнена в сумме 540,6 млн. рублей. Наибольший удельный вес в расходах бюджета занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство - 62,2% от общих расходов или 336,3 млн. руб. На финансирование социальной сферы направлено 0,8% или 4,5 млн. руб.
Промышленность
Промышленность является доминирующей отраслью сферы материального производства муниципального образования город Энгельс.
Число действующих крупных и средних организаций по видам экономической деятельности:
- добыча полезных ископаемых - 2 ед.;
- обрабатывающие производства - 175 ед.;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 39 ед.
Ряд промышленных предприятий муниципального образования город Энгельс входит в число крупнейших предприятий Саратовской области, каждое производя продукции более чем на 1 млрд. рублей в год. К их числу относятся: ООО "Хенкель - Юг", ОАО "Трансмаш", ОАО "Роберт Бош Саратов", ОАО "Завод металлоконструкций", ЗАО "Энгельсский трубный завод". На их долю приходится более 45% от общего объема отгруженной продукции района. В перечне сложных проблем, стоящих перед промышленным сектором экономики муниципального образования город Энгельс, выделяется высокая степень износа основных фондов.
Объем отгруженной продукции собственного производства, работ и услуг крупными и средними промышленными предприятиями в 2009 году составил 85 млрд. руб.
Строительство
Строительным комплексом в 2009 году введено в эксплуатацию 160,2 тыс. кв.м жилья. Из общего объема введенного жилья 601 индивидуальный жилой дом, общей площадью 77,9 тыс. кв.м, построен населением за счет собственных средств и кредитов.
Объем подрядных работ по крупным и средним предприятиям в 2009 году составил 3318,1 млн. руб.
Потребительский рынок
На территории муниципального образования город Энгельс действуют 1389 объектов потребительского рынка. Объекты розничной торговли в количестве 783 ед. (общей площадью более 162,5 тыс. кв.м) составляют 56,4% всего потребительского рынка.
Социальная сфера
На территории муниципального образования город Энгельс находятся специализированные медицинские учреждения областного уровня, учреждения сферы образования и культуры.
Здравоохранение
Система здравоохранения на территории муниципального образования город Энгельс представлена различными видами учреждений: поликлиниками, больницами, врачебными амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами, аптеками, станциями и больницей скорой медицинской помощи и др. На территории муниципального образования город Энгельс расположены: больница скорой медицинской помощи, городская больница, перинатальный центр, детская больница, районная больница, четыре поликлиники, две детские поликлиники, станция скорой медицинской помощи, центр медицинской профилактики, стоматологическая поликлиника.
Образование
Образовательная сеть на территории муниципального образования город Энгельс представлена 31-м дошкольным образовательным учреждением, 48-ю дневными государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, 5-ю средними специальными учебными заведениями и 2-мя ВУЗами.
На территории муниципального образования город Энгельс работают 5 средних специальных учебных заведений. В них обучается 5,6 тыс. учащихся. При условии сохранения современного уровня охвата контингента лиц школьного возраста общеобразовательным процессом в системе государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений количество учащихся прогнозируется в диапазоне от 21,3 тыс. до 24,9 тыс. чел. к 2025 году.
Физкультура и спорт
Сеть физкультурно-спортивных объектов муниципального образования город Энгельс представляет собой систему, состоящую из трех основных подразделений: сооружения сети общего пользования, сооружения общеобразовательных учреждений и объекты различных видов общественного обслуживания.
Муниципальное имущество
Балансовая стоимость муниципального имущества муниципального образования город Энгельс по состоянию на 1 января 2010 года составила 3676409385 рублей.
Площадь объектов, находящихся в муниципальной собственности:
Наименование показателя |
Кв.м |
Площадь объектов, находящихся в муниципальной собственности - всего, в том числе: |
577765,01 |
- жилищный фонд |
553330,90 |
- казна (без жилищного фонда) |
6202,70 |
- в оперативном управлении |
5455,42 |
- в хозяйственном ведении |
12775,99 |
Количество земельных участков, расположенных в границах муниципального образования город Энгельс, являющихся объектами налогообложения, - 20759 единиц.
Жилищный комплекс
Общий жилищный фонд муниципального образования город Энгельс составляет 4797,1 тыс. кв.м. Количество жилых домов 16060, в том числе многоквартирных - 1170, из них в собственности ЖСК и ТСЖ - 115. Частных домовладений - 14890.
2.2. Анализ энергопотребления за 2007-2010 годы и основные целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Годовое потребление первичных видов энергетических ресурсов муниципальным образованием город Энгельс за последние два года снизилось с 342,74 до 336,58 тыс. т условного топлива (далее по тексту - у.т.). При этом, энергоемкость МП возросла за тот же период с 14,20 кг у.т./тыс. руб. до 14,48 кг у.т./тыс. руб. Анализ данных по потреблению ТЭР за последние годы свидетельствует о небольшом ежегодном росте потребления ТЭР со среднегодовым темпом 2,0-2,5%. Исключение составил 2009 год, в котором произошел спад потребления ТЭР.
В структуре потребления ТЭР преобладающее значение занимает# природный газ. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов всеми категориями потребителей в 2009 году характеризуется следующими показателями: на электроэнергию приходится 38,03 тыс. т у.т. (8,5% общего потребления энергоресурсов); на тепловую энергию - 105,09 тыс. т у.т. (23,5% общего потребления энергоресурсов) и природный газ - 334,45 тыс. т у.т. (68,0% общего потребления энергоресурсов).
Основными потребителями топливно-энергетических ресурсов на территории муниципального образования город Энгельс являются предприятия ЖКХ, население, бюджетные организации.
Бюджетные учреждения, расположенные на территории муниципального образования город Энгельс потребляют около 0,4% тепловой энергии и 0,45% электроэнергии. Доля тепловой энергии, потребляемой бюджетными учреждениями по приборам учета, составляет 16,5%. Основными потребителями ТЭР в бюджетной сфере являются объекты образования, на остальные объекты приходится значительно меньшая доля.
Доля тепловой энергии, потребляемой жилыми домами, составляет 39,9%, в т.ч. многоквартирными домами - 28,5%. Доля электроэнергии, потребляемой жилыми домами, составляет 30,8%, в т.ч. многоквартирными домами - 25,8%.
Решение проблем энергосбережения в предыдущий период осуществлялось областной целевой программой "Энергоэффективность Саратовской области" на 2006-2010 годы, в которой получили развитие следующие направления:
- модернизация систем теплоснабжения;
- модернизация систем наружного освещения;
- оснащение потребителей приборами контроля и системами учета энергоресурсов в организациях и учреждениях бюджетной сферы, жилищном секторе.
Настоящая Программа в отличие от программ предыдущих лет направлена на системную работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Мероприятия Программы охватывают жилищно-коммунальное хозяйство и бюджетную сферу и должны стать инструментом повышения эффективности использования энергоресурсов.
В настоящее время очевидны следующие проблемы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности:
- значительный износ основных фондов систем энергообеспечения до 60 процентов, высокая аварийность оборудования, обусловленная исчерпанием его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной;
- значительная протяженность тепловых и водяных сетей;
- повышенные потери при производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов;
- низкая платежеспособность потребителей и ограниченность бюджетных средств для совершенствования муниципальных схем и систем энергоснабжения;
- отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения;
- нехватка специалистов, имеющих необходимые профессиональные навыки и профильную подготовку в сфере эффективного и рационального использования энергии.
Реализация мероприятий Программы направлена на расширение и активизацию деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности, вовлечение в этот процесс и поддержку инициатив муниципальных структур, всех слоев населения и хозяйствующих субъектов, внедрение и распространение на местах практики комплексного и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
Энергоёмкость МП на территории муниципального образования город Энгельс в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в большинстве развитых стран. Уровни энергоёмкости производства промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2-2,0 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5-4,0 раза. Удельный расход энергии на отопление 1 кв.м площади жилых зданий в 2007-2010 годах практически не изменился и (при приведении к сходным климатическим условиям) оставался в 1,5 раза выше, чем в странах Западной Европы.
Муниципальное образование город Энгельс располагает техническим потенциалом повышения энергоэффективности, который составляет более 40% от уровня потребления энергии. Повышение энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов экономического роста.
Низкая энергоэффективность порождает низкую конкурентоспособность промышленного производства. В условиях экономического кризиса 2008-2009 годов высокие удельные расходы энергоресурсов в промышленности дополнительно возросли из-за падения загрузки производственных мощностей более быстрыми темпами, чем снижалось энергопотребление. В итоге доля энергетических издержек в структуре себестоимости промышленности выросла, а конкурентоспособность промышленного производства упала, что существенно осложняет её выход из кризиса.
Низкая энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы порождает высокую нагрузку коммунальных платежей на муниципальный бюджет и снижает финансовую стабильность. Более 60% расходов местного бюджета уходит на оплату в той или иной форме жилищных и коммунальных услуг, предоставляемых неэффективными коммунальными системами общественных зданий, жилых домов с высокими тепловыми потерями.
Низкая энергоэффективность приводит к перерасходу топлива, порождает высокий уровень загрязнения окружающей среды и выбросов парниковых газов, наносит вред здоровью населения.
Реализации потенциала энергосбережения мешают барьеры, которые имеют очень разную природу: ценовые и финансовые; барьеры, связанные со структурой и организацией экономики и рынка; институциональные барьеры; социальные; культурные; поведенческие и так далее. Практически все они устранимы с помощью целевых мер политики по повышению энергоэффективности.
При комплексном подходе к реализации энергосберегающих мероприятий должна быть выполнена намеченная в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" цель по снижению к 2020 году энергоёмкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом.
Повышение энергоэффективности всех предприятий, учреждений, жилищного фонда требует выработки и последовательного воплощения долгосрочной государственной стратегии в этой области, координации усилий органов исполнительной и законодательной власти, совместной работы федеральных, региональных органов власти и местного самоуправления, крупного, среднего и малого бизнеса, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия всех участников процесса.
Задача кардинального повышения уровня энергоэффективности может быть решена только программно-целевыми методами.
Решение основных задач Программы носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и её развития на новой технологической базе.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" показатели эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за 2007-2009 годы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергоэффективности муниципального образования город Энгельс до 2020 года рассчитаны по методике, разработанной Министерством регионального развития Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
При расчете значений целевых показателей в сопоставимых условиях учитывается изменение структуры и объемов потребления энергетических ресурсов, связанных с проведением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В основу расчета целевых показателей энергоэффективности положено условие снижения энергоемкости муниципального продукта к 2020 году на 40% относительно уровня 2007 года.
Расчет значений целевых показателей Программы муниципального образования город Энгельс выполнен в соответствии с методикой, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 7 июня 2010 г. N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях".
Расчет целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности произведен по следующим группам:
Группа А - общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Группа В - целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);
Группа С - целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе;
Группа D - целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;
Группа Е - целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры;
Группа F - целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе.
Расчет целевых показателей Программы приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
3. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
В муниципальном образовании город Энгельс, как и по всей Саратовской области, сохраняется тенденция неэкономного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Продолжается рост тарифов на ТЭР, при этом, по отдельным прогнозным оценкам тарифы на углеводородное сырье, включая топливо, к 2015 году достигнут европейского уровня. Положение осложняется увеличением потребления ТЭР населением и учреждениями бюджетной сферы.
На повышение эффективности энергоиспользования негативное влияние оказывают повсеместно допускаемые значительные потери энергоресурсов. Недостаточно налажен контроль и учет использования топлива, тепловой и электрической энергии в отраслях экономики, на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и в бюджетной сфере.
Программа, разрабатываемая на основании Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направлена на создание системы технических, нормативных правовых, финансово-экономических и организационных механизмов энергосбережения для обеспечения перехода экономики муниципального образования город Энгельс на энергосберегающий путь развития, повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры, сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, снижение годового потребления энергоресурсов в бюджетной сфере за счет энергосбережения, сокращение расходов местного бюджета на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений, увеличение внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, улучшение социально-бытовых условий жизни населения на основе использования комплекса инвестиционных механизмов и мер государственной поддержки. В Программе сформированы конкретные направления реализации энергосберегающей политики, механизмы финансирования инвестиционных проектов, меры по стимулированию потребителей энергоресурсов. Программа призвана стать комплексным инструментом проведения в жизнь энергосберегающей политики в муниципальном образовании город Энгельс и решения задач повышения энергоэффективности в бюджетной сфере и жилищном комплексе.
Цели Программы:
- обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий на основе широкомасштабного внедрения энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности экономики муниципального образования город Энгельс и снижения энергоёмкости муниципального продукта на 40% по сравнению с 2007 годом;
- ускорение перехода коммунального комплекса и объектов бюджетной сферы на энергоэффективные технологии, снижение потребления энергоресурсов за счет энергосбережения в среднем на 3-5% ежегодно, улучшение социально-бытовых условий жизни населения;
обеспечение надежного бесперебойного энергоснабжения объектов муниципального образования; сокращение потребления ТЭР объектами бюджетной сферы и жилищно-коммунального комплекса за счет применения современного энергоэффективного оборудования и технологий;
привлечение финансовых средств из различных источников в сферу модернизации энергообеспечения района;
вовлечение различных групп населения в энергосбережение.
Осуществление данной Программы позволит решить следующие задачи:
создание системы технических мер, нормативного правового, финансово-экономического и организационного механизмов энергосбережения для обеспечения на этой основе перехода экономики муниципального образования город Энгельс на энергосберегающий путь развития;
переход к энергосберегающим технологиям в обеспечении энергоресурсами населения; сокращение потерь энергоресурсов при транспортировке до потребителя;
снижение удельных показателей потребления электрической и тепловой энергии, природного газа и воды;
завершение оснащения объектов бюджетной сферы и других потребителей энергоресурсов приборами и системами учета энергоресурсов;
повышение уровня технических знаний у населения и отдельных категорий работников бюджетной сферы в вопросах экономии энергии;
стимулирование внедрения энергосберегающих мероприятий;
повышение качества жизни населения, снижение доли затрат на энергообеспечение;
уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.
Для достижения целей Программы муниципальными органами управления энергетическим хозяйством предусматривается в рамках действующего законодательства:
- проведение активной энергосберегающей политики;
- формирование системы управления энергосбережением.
В интересах решения указанных задач предусматривается осуществить координацию деятельности органов исполнительной власти муниципального образования город Энгельс с органами исполнительной власти Энгельсского муниципального района, Правительством Саратовской области и энергоснабжающими организациями, обеспечивая:
- оптимизацию объемов потребления энергоносителей;
- введение в действие системы финансово-экономических рыночных механизмов, мер стимулирования, государственно-частной финансовой поддержки энергосбережения;
- принятие необходимых нормативных актов муниципального уровня с целью повышения эффективности развития жилищно-коммунального комплекса.
Сроки реализации Программы: 2011-2020 годы, в том числе:
- I этап - 2011-2015 годы - обеспечение перехода на энергоэффективный путь развития;
- II этап - 2016-2020 годы - развитие по энергоэффективному пути.
Ежегодно параметры реализации и целевые показатели - индикаторы Программы уточняются. Не позднее конца 2014 года параметры реализации Программы для второго этапа должны быть уточнены.
4. Система программных мероприятий
Специфика повышения энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере (организация управления и принятия решений, степень и возможности регулирования, структура и схожесть технических и институциональных решений) требует выделения следующих направлений по реализации программных мероприятий:
- повышение энергоэффективности в теплоснабжении и коммунальном хозяйстве;
- повышение энергоэффективности в организациях бюджетной сферы и сферы услуг;
- повышение энергоэффективности в жилищном секторе.
С учётом сведений для расчета целевых показателей Программы (приложение N 1 к настоящей Программе) и расчета целевых показателей Программы (приложение N 2 к настоящей Программе) для каждого из направлений сформирована система мероприятий и целевых показателей повышения энергоэффективности с выделением этапов реализации Программы в 2015 году и 2020 году.
4.1. Повышение энергоэффективности в теплоснабжении и коммунальном хозяйстве.
Мероприятия, реализуемые на объектах теплоснабжения и в коммунальном хозяйстве к 2020 году, должны обеспечить: снижение удельного расхода топлива на котельных до 169,0 кг у.т./Гкал; снижение удельного расхода электроэнергии на котельных до 12,0 кВт.ч/Гкал; снижение доли потерь в тепловых сетях до 12,5%; существенное повышение эффективности системы уличного освещения за счёт доведения доли энергоэффективных светильников до 95%.
Мероприятия включают:
- оснащение современными энергосберегающими светильниками уличного освещения (по 200 светильников ежегодно);
- установка двухставочных приборов учёта;
- переход на двухставочный тариф учёта электроэнергии;
- оснащение приборами учета ТЭР.
За счёт реализации этого комплекса мер в теплоснабжении и коммунальном хозяйстве годовая экономия первичной энергии достигнет: к 2015 году - 7,29 тыс. т у.т.; к 2020 году - 12,03 тыс. т у.т., а суммарная экономия первичной энергии: в 2011-2015 годах - 36,45 тыс. т у.т.; в 2011-2020 годах - 60,12 тыс. т у.т.
Перечень мероприятий Программы по повышению энергоэффективности в теплоснабжении и коммунальном хозяйстве приведен в приложении N 3 к настоящей Программе.
4.2. Повышение энергоэффективности в организациях бюджетной сферы и сферы услуг.
Мероприятия, реализуемые на объектах бюджетной сферы и сферы услуг, обеспечивают решение задачи снижения удельного расхода энергии на 1 кв.м площади этих объектов на 15% к 2015 году и на 24,5% к 2020 году.
Мероприятия включают:
- проведение энергетического аудита объектов;
- модернизацию источников тепла, теплотрасс и теплоснабжения зданий;
- модернизацию систем освещения зданий и территорий;
- обеспечение теплозащиты ограждающих конструкций зданий и учреждений бюджетной сферы;
- модернизацию приборов учета и регулирования потребления энергоносителей.
За счёт реализации этого комплекса мер в бюджетной сфере и сфере услуг годовая экономия первичной энергии достигнет к 2015 году - 0,6 тыс. т у.т., к 2020 году - 1,4 тыс. т у.т., а суммарная экономия первичной энергии составит в 2010-2015 годах - 1,6 тыс. т у.т., в 2010-2020 годах - 7,2 тыс. т у.т.
Перечень мероприятий Программы по повышению энергоэффективности в организациях бюджетной сферы и сферы услуг приведен в приложении N 3 к настоящей Программе.
4.3. Повышение энергетической эффективности в жилищном секторе.
Мероприятия позволят снизить удельный расход энергии в расчёте на 1 кв.м площади жилых домов.
Мероприятия включают:
- проведение энергетического аудита зданий;
- обеспечение теплозащиты ограждающих конструкций зданий;
- оснащение жилого фонда приборами учета потребления энергоносителей;
- оснащение системами регулирования подачи теплоэнергии в жилые дома;
- создание автоматизированных систем сбора и мониторинга показателей потребления энергоносителей в жилищном секторе;
- оснащение современными энергосберегающими светильниками мест общего пользования жилого фонда;
- перевод жилых зданий с низкоэффективным централизованным отоплением на индивидуальное квартирное отопление.
За счёт реализации этого комплекса мер в жилищном секторе годовая экономия первичной энергии достигнет: к 2015 году - 2,6 тыс. т у.т., к 2020 году - 5,8 тыс. т у.т., а суммарная экономия первичной энергии: в 2011-2015 годах - 6,4 тыс. т у.т., в 2011-2020 годах - 28,8 тыс. т у.т.
Перечень мероприятий Программы по повышению энергоэффективности в жилищном секторе приведен в приложении N 3 к настоящей Программе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Необходимый объём финансирования Программы (прогнозно) - 538698,0 тыс. рублей (в ценах 2010 года).
Основными источниками финансирования Программы являются собственные и привлеченные средства собственников жилых помещений, организаций управляющих жилищным фондом, частных организаций, а также средства федерального, областного и бюджетов муниципальных образований.
Реализация Программы предусматривает государственную поддержку, которая осуществляется на основе софинансирования мероприятий Программы из средств федерального и областного бюджетов.
Российская Федерация осуществляет софинансирование расходных обязательств Саратовской области, муниципального образования город Энгельс в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Средства федерального бюджета, предусмотренные указанным федеральным законом, предоставляются в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Саратовская область осуществляет софинансирование расходных обязательств муниципального образования город Энгельс в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах средств, предусмотренных законом Саратовской области о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных поселений на соответствующий финансовый год и на плановый период. Средства областного бюджета, предусмотренные указанным законом, предоставляются в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Саратовской области.
Источники финансирования Программы и распределение денежных средств по годам представлены в таблице 5.1.
Таблица 5.1. Источники финансирования Программы (тыс. руб.)
Источники финансирования по годам: |
Всего |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
федеральный бюджет (прогнозно) |
40622 |
62 |
10 |
110 |
220 |
220 |
8500 |
8400 |
8400 |
7400 |
7300 |
областной бюджет (прогнозно) |
140356 |
486 |
590 |
600 |
840 |
840 |
28700 |
28200 |
28000 |
27000 |
25100 |
местный бюджет (прогнозно) |
77234 |
1314 |
10060 |
1720 |
2320 |
2620 |
12000 |
12000 |
11800 |
11700 |
11700 |
внебюджетные средства (прогнозно) |
280486 |
59350 |
46727 |
18800 |
25917 |
29692 |
20000 |
20000 |
20000 |
20000 |
20000 |
Всего: |
538698 |
61212 |
57387 |
21230 |
29297 |
33372 |
69200 |
68600 |
68200 |
66100 |
64100 |
Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией Программы на территории муниципального образования город Энгельс осуществляет администрация муниципального образования город Энгельс.
Текущее управление реализацией Программы на территории муниципального образования город Энгельс осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Энгельс.
Контроль хода реализации мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ и муниципальном образовании город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Энгельс от 13 сентября 2010 года N 633.
Механизм реализации Программы заключается в планировании, реализации и мониторинге выполнения программных мероприятий Заказчиком, контроле за достижением целевых индикаторов и показателей и выделенных ресурсов для реализации мероприятий Программы.
В механизме реализации Программы на всех стадиях предусмотрено использование современной системы экспертизы, позволяющей отбирать наиболее перспективные проекты для финансирования, проводить независимую экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, предложивших лучшие условия исполнения заказов, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов в структурообразующих направлениях Программы основываются на принципах объективности, компетентности и независимости.
Информационное обеспечение работ по повышению энергоэффективности в сфере потребления энергоресурсов на муниципальном уровне предусматривает:
- создание системы сбора исходных данных по использованию энергоресурсов на муниципальном уровне,
- контроль технических и финансовых результатов выполнения Программы;
- мониторинг энергопотребления в муниципальной бюджетной сфере, включая учёт и распределение выделяемых энергоресурсов;
- разработку системы поддержки принятия решений по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности для руководителей предприятий и организаций.
Одной из важнейших составляющих управления процессом энергосбережения является проведение мониторинга выполнения программных мероприятий.
Целями мониторинга являются:
- получение систематизированной информации о выполнении программных мероприятий по энергосбережению, внедрению современных приборов учёта и регулирования расхода энергоресурсов, поиск резервов экономии топлива и энергии;
- выявление динамики показателей энергоэффективности в отраслях экономики и бюджетной сфере, определение положительных тенденций и "узких мест";
- анализ выполнения целевых показателей Программы для выработки соответствующих рекомендаций по их достижению и реализации необходимых технических решений.
Данные мониторинга используются для подготовки решений заказчика, выработки рекомендаций хозяйствующим субъектам.
Для информационного обеспечения Программы предусматривается выполнение следующих первоочередных мероприятий:
- создания и введения в действие системы информационного обеспечения мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- разработки и осуществления мер по широкой популяризации экономии энергоресурсов среди населения и в бизнесе, поддержки деятельности общественных организаций в этой сфере.
Заказчиком совместно с исполнителями Программы формируется детализированный организационно-финансовый план выполнения мероприятий по реализации Программы, обеспечивающих реализацию типовых проектов Программы. План уточняется не реже одного раза в год, на основе оценки результативности мероприятий Программы и достижения целевых показателей. Выбор исполнителей мероприятий Программы, финансируемых за счёт бюджетных средств, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также на основе конкурентного отбора инвестиционных проектов, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
7. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы
Принципиальными особенностями Программы являются комплексность и дифференцирование мероприятий по секторам: теплоснабжение и коммунальное хозяйство, организации бюджетной сферы и сферы услуг, и жилищный сектор.
Конкретные количественные и качественные оценки социальных, экологических и экономических результатов реализации Программы определены по каждому мероприятию.
Анализ мероприятий, планируемых при выполнении Программы, показал, что при их реализации не происходит ухудшения исходного состояния окружающей среды и не требуется проведение восстановительных и рекультивационных работ.
Экономическая эффективность мероприятий Программы в связи со спецификой решаемых проблем может быть прямой и косвенной.
При этом под результатами реализации программных мероприятий понимается достижение следующих показателей, определяющих её# эффективность:
- снижение к 2020 году энергоёмкости муниципального продукта муниципального образования город Энгельс за счёт реализации мероприятий программы на 40%;
- снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном комплексе, бюджетной сфере и жилом секторе не менее чем на 15% (к 2015 году) и на 23,7% (к 2020 году);
- обеспечение за счёт реализации мероприятий Программы годовой экономии первичной энергии в размере не менее 58,25 тыс. т у.т. на первом этапе в 2015 году и 120,64 тыс. т у.т. на втором этапе в 2020 году;
- обеспечение за счёт реализации мероприятий Программы суммарной экономии ТЭР в объеме 145,00 тыс. т у.т. на первом этапе в 2015 году и 457,24 тыс. т у.т. за весь срок реализации Программы (2011-2020 годы);
- получение годовой экономии при приобретении энергоресурсов всеми потребителями, ЖКХ и бюджетной сферы: в 2015 году - 193 млн. рублей; в 2020 году - 434 млн. рублей (в текущих ценах);
- обеспечение суммарной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов: в 2011-2015 годах - 486 млн. рублей; в 2011-2020 годах - 2173 млн. рублей (в текущих ценах);
- достижение годового снижения выбросов парниковых газов к 2015 году - 64,56 тыс. т экв. СО2, к 2020 году - 148,34 тыс. т экв. СО2.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, базируется на основных положениях Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня 1999 года N ВК-477) и постановления Правительства Саратовской области от 16 ноября 2009 года N 572-П "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения" и определяется экономией бюджетных средств на оплату энергоносителей учреждениями бюджетной сферы и муниципальными предприятиями, а также снижением расходов на дотирование энергопотребления населением. Суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов составит в 2011-2015 годах - 0,58 млн. рублей и в 2011-2020 годах - 2,61 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.