Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 15 июля 2010 г. N 306-П в наименование настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Модернизация и санация многоквартирных
домов в Саратовской области на 2007-2010 годы"
Областная целевая программа
"Модернизация и санация многоквартирных домов в Саратовской области на 2007-2011 годы"
9 ноября 2007 г., 16 января, 28 мая, 29 июля, 24 декабря 2008 г., 9 сентября 2009 г., 15 июля 2010 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 15 июля 2010 г. N 306-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт областной целевой программы "Модернизация и санация многоквартирных домов в Саратовской области на 2007-2011 годы"
Наименование Программы - областная целевая программа "Модернизация и
санация многоквартирных домов в Саратовской
области на 2007-2011 годы" (далее - Программа)
Основания для разработки - Жилищный кодекс Российской Федерации;
Программы Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года
N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации";
федеральная целевая программа "Жилище" на
2002-2010 годы;
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N
131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации";
постановление Правительства Российской
Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об
утверждении Положения о признании помещения
жилым помещением, жилого помещения непригодным
для проживания и многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу";
постановление Госстроя России от 27 сентября
2003 года N 170 "Об утверждении Правил и
норм технической эксплуатации жилищного
фонда";
постановление Правительства Саратовской
области от 23 ноября 2004 года N 255-П "О
Концепции преобразований в
жилищно-коммунальном комплексе Саратовской
области на 2004-2007 годы";
постановление Правительства Российской
Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об
утверждении Правил содержания общего имущества
в многоквартирном доме и Правил изменения
размера платы за содержание и ремонт жилого
помещения в случае оказания услуг и выполнения
работ по управлению, содержанию и ремонту
общего имущества в многоквартирном доме
ненадлежащего качества и (или) с перерывами,
превышающими установленную продолжительность"
Государственный заказчик - министерство строительства и жилищно-
Программы коммунального хозяйства области
Разработчик Программы - министерство строительства и
жилищно-коммунального хозяйства области
Цели Программы - содействие качественному преобразованию
сложившейся застройки населенных пунктов для
целей эффективной организации на территории
муниципальных образований области электро-,
тепло-, газо- и водоснабжения населения,
водоотведения, снабжения населения топливом
Задачи Программы - создание организационных, правовых и
финансовых предпосылок для разработки
механизма привлечения бюджетных и внебюджетных
финансовых ресурсов, в том числе инвестиций,
для решения проблемы модернизации и санации
многоквартирных домов;
обеспечение условий для снижения издержек и
повышения качества предоставления
жилищно-коммунальных услуг, внедрение
ресурсосберегающих технологий на объектах
жилищного фонда, оснащение многоквартирных
домов приборами учета и регулирования
энергоресурсов;
приведение жилищного фонда, находящегося на
территории области, в соответствие с
требованиями, которым должны отвечать жилые
помещения согласно федеральному
законодательству;
финансовая поддержка управляющих организаций,
товариществ собственников жилья, жилищных
кооперативов, жилищно-строительных
кооперативов или иных специализированных
потребительских кооперативов, лиц,
уполномоченных собственниками помещений в
многоквартирных домах в случаях участия их в
реализации мероприятий Программы
Срок реализации - 2007-2011 годы
Программы
Исполнители основных - министерство строительства и жилищно-
мероприятий Программы коммунального хозяйства области, органы
местного самоуправления (по согласованию),
управляющие организации, товарищества
собственников жилья, жилищные кооперативы,
жилищно-строительные кооперативы или иные
специализированные потребительские
кооперативы, лица, уполномоченные
собственниками помещений в многоквартирных
домах (по согласованию)
Объем и источники - Общий объем финансирования мероприятий
финансирования Программы Программы - 365600 тыс. рублей,
в том числе:
из областного бюджета - 64600 тыс. рублей;
внебюджетные средства (прогнозно) - 301000
тыс. рублей
Планируемые показатели - снижение расходов граждан по оплате жилого
выполнения Программы помещения и коммунальных услуг;
оснащение общедомовыми приборами учета и
регулирования энергоресурсов до 100 процентов
многоквартирных домов на территории области
Управление реализацией и - организация управления и контроль за
контроль за исполнением исполнением Программы осуществляется
Программы министерством строительства и
жилищно-коммунального хозяйства области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 15 июля 2010 г. N 306-П в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Модернизация и санация многоквартирных домов на территории области осуществляются с учетом принципов государственной политики совершенствования и развития сложившейся застройки, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, совершенствования финансовых механизмов обеспечения государственной поддержки собственников жилых помещений при осуществлении ими управления многоквартирными домами.
Анализ проводимых с 1997 года преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве области показывает, что планируемый переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунального хозяйства в связи со сложным социальным положением граждан-потребителей не завершен. Несмотря на то, что в настоящее время население области оплачивает 100 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, исходя из установленных цен и тарифов, данные платежи потребителей не возмещают в достаточной мере расходы предприятий жилищно-коммунального хозяйства на выполнение мероприятий по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. В условиях экономической и финансовой неустойчивости практически весь жилищный фонд, переданный гражданам в собственность путем приватизации за последние десять лет, находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Жилищно-строительные кооперативы, построенные до 1993 года, предприятия и организации различных форм собственности, в ведении которых находился жилищный фонд, были не в состоянии обеспечить надлежащее содержание многоквартирных домов.
В соответствии с принятым в 2004 году Жилищным кодексом Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных домах помимо прав и обязанностей в отношении помещений в таких домах несут обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по осуществлению капитального ремонта многоквартирных домов. В настоящий момент более 200 категорий граждан являются получателями мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, порядка 9 процентов семей являются получателями адресной социальной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с действующим законодательством собственникам жилых помещений не предоставляются льготы и субсидии на проведение капитального ремонта. Вместе с тем статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Жилищный фонд области по состоянию на 1 января 2006 года составляет 58,9 млн. кв.м, его состояние указано в таблице 1. Всего в области - 423254 жилых дома, из них 50763 - многоквартирных (две квартиры и более). Площадь многоквартирных домов составляет 36,8 млн. кв.м.
Наряду с Программой установка приборов учета осуществлялась в рамках реализации постановлений Правительства Саратовской области от 26 марта 2008 года N 130-П "Об утверждении областной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2008 году", от 28 мая 2008 года N 218-П "Об утверждении областной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2008 году N 2", от 26 февраля 2009 года N 62-П "Об утверждении областной адресной программы "Поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета на 2009-2011 годы", от 26 февраля 2009 года N 63-П "Об утверждении областной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2009 году". В период с 2008 по 2009 год доля жилищного фонда, оборудованного коллективными (общедомовыми) приборами учета холодного водоснабжения, увеличилась с 15 до 62 процентов, теплоснабжения - с 5 до 25 процентов, газоснабжения - с 37 до 38 процентов, электроснабжения - с 21 до 28 процентов. По Программе в 2008-2009 годах было установлено 693 прибора учета потребления коммунальных ресурсов.
В связи с ограниченным объемом бюджетных средств 100-процентное оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов необходимо осуществлять за счет различных источников, в том числе с привлечением финансовых средств кредитных организаций.
В целях продолжения системного и последовательного реформирования жилищно-коммунального хозяйства, снижения финансовой нагрузки на население области необходимо продление на 1 год реализации Программы по оснащению многоквартирных домов приборами учета потребления коммунальных ресурсов.
Таблица 1
Состояние жилищного фонда
Распределение жилищного фонда | Число зданий (количество/процент) |
Площадь квартир (тыс. кв.м) |
По годам постройки: | ||
до 1920 г. | 53199 (13 процентов) | 7652,3 |
1921-1945 гг. | 45101 (11 процентов) | 6474,9 |
1946-1970 гг. | 169208 (39 процентов) | 22956,8 |
1971-1995 гг. | 130345 (31 процент) | 18247,7 |
после 1995 г. | 25401 (6 процентов) | 3531,8 |
По проценту износа: | ||
от 0 до 30 процентов | 183877 (43 процента) | 25311,3 |
от 31 до 65 процентов | 212315 (51 процент) | 30026,4 |
свыше 65 процентов | 18135 (4 процента) | 2354,5 |
свыше 70 процентов | 8927 (2 процента) | 1177,3 |
В течение длительного времени мероприятия по капитальному ремонту, в том числе модернизации и санации общего имущества многоквартирных домов, проводились в недостаточных объемах. По состоянию на 1 января 2006 года недоремонт жилищного фонда на территории области составляет 5,3 млн. кв.м, или 1,79 млрд. руб. В настоящее время планово-предупредительный ремонт сетей и конструктивных элементов многоквартирных домов полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на проведение планового ремонта.
Несвоевременное принятие мер по восстановлению эксплуатационной способности конструктивных элементов и инженерного оборудования привели к тому, что по состоянию на 1 января 2006 года суммарный объем непригодного для проживания жилья (ветхого и аварийного) в области составляет 2,6 млн. кв.м общей площади, или 3,8 процента и 0,5 процента от общей площади жилищного фонда области соответственно, в нем живет более 86,7 тыс. человек, и эти цифры постоянно увеличиваются.
Согласно проведенному за период с 2001 по 2005 год мониторингу ежегодный прирост ветхого и аварийного жилищного фонда составляет порядка 162 тыс. кв.м, т.е. объем ветхого и аварийного жилищного фонда растет ежегодно на 0,3 процента.
Таким образом, к 2010 году площадь ветхого и аварийного жилищного фонда может увеличиться на 646 тыс. кв.м, что потребует значительных бюджетных ассигнований на расселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Проведение комплекса мероприятий по модернизации и санации многоквартирных домов, кроме предупреждения прироста ветхого и аварийного жилищного фонда, необходимо также для обеспечения комфортного и безопасного проживания граждан в многоквартирных домах.
В настоящее время все большую остроту приобретает проблема ремонта и замены лифтов и лифтового оборудования. Темпы износа лифтового хозяйства в области превышают темпы его обновления. Нормативный срок эксплуатации пассажирских лифтов, установленный межгосударственным стандартом ГОСТ 22011-95, составляет 25 лет. В лифтовом хозяйстве области находится в эксплуатации 5336 лифтов. Лифтовой парк с начала его существования в области не обновлялся, 1590 лифтов, отработавших назначенный срок, не обеспечивают должной надежности и безопасности при эксплуатации.
В настоящее время требуются кардинальные меры по улучшению технического состояния лифтов, иначе процесс их разрушения станет необратимым и безопасность населения не будет должным образом обеспечиваться.
Часть двенадцатая утратила силу.
См. текст части двенадцатой раздела 1
Еще одной проблемой является отсутствие системы учета потребления коммунальных ресурсов. Доля жилищного фонда, оборудованного коллективными приборами учета холодного водоснабжения, составляет 15 процентов, теплоснабжения - 5 процентов, газоснабжения - 37 процентов, электроснабжения - 21 процент.
Отсутствие приборов учета приводит к сверхнормативному потреблению коммунальных услуг, что ложится бременем на бюджеты муниципальных образований и не стимулирует граждан к экономии энергетических ресурсов и надлежащему содержанию внутридомовых инженерных систем.
Оснащение приборами учета энергоресурсов позволит вести учет потребления и взимания платы с населения за фактическое потребление коммунальных услуг.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации в части управления многоквартирными домами, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, на территории области должны быть созданы условия для управления многоквартирными домами.
По состоянию на 1 января 2007 года структура управления многоквартирными домами выглядит следующим образом:
15502 дома - в управлении товариществ собственников жилья (31 процент);
496 - в управлении жилищно-строительных кооперативов (1 процент);
2517 - в управлении управляющих организаций различных организационно-правовых форм (5 процентов);
69 - в непосредственном управлении собственников (0,1 процента);
35261 - в управлении предприятий и учреждений муниципальной формы собственности (63 процента).
Сохраняется необходимость в оказании собственникам помещений в многоквартирных домах содействия в реализации различных способов управления многоквартирными домами. В связи с этим необходимо оказание содействия в решении вопросов инвентаризации и регистрации имущественного комплекса многоквартирного дома. Однако реализация данных мер затруднена из-за отсутствия достаточных ресурсов. В органах местного самоуправления отсутствует первичная техническая документация по объектам жилищного фонда, не сформированы в установленном порядке земельные участки под многоквартирными домами.
Часть девятнадцатая утратила силу.
См. текст части девятнадцатой раздела 1
Программа окажет позитивное влияние на состояние жилищного фонда на территории области, социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие области.
Участие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в реализации указанной Программы предполагается через совершенствование нормативной правовой базы в жилищной сфере, стимулирование проведения ряда организационных мероприятий по возможным объемам муниципальных гарантий, а также через непосредственное использование средств областного бюджета для решения основных задач Программы.
Постановлением Правительства Саратовской области от 15 июля 2010 г. N 306-П в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
2. Основные цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
содействие качественному преобразованию сложившейся застройки населенных пунктов для целей эффективной организации на территории муниципальных образований области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:
создание организационных, правовых и финансовых предпосылок для разработки механизма привлечения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов, в том числе инвестиций, для решения проблемы модернизации и санации многоквартирных домов;
обеспечение условий для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, внедрение ресурсосберегающих технологий на объектах жилищного фонда, оснащение многоквартирных домов приборами учета и регулирования энергоресурсов;
приведение жилищного фонда, находящегося на территории области, в соответствие с требованиями, которым должны отвечать жилые помещения согласно федеральному законодательству;
финансовая поддержка управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, лиц, уполномоченных собственниками помещений в многоквартирных домах в случаях участия их в ре
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.