Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Закону Саратовской области
"О межбюджетных отношениях
в Саратовской области"
Порядок и методика
распределения дотаций из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)
16 января 2008 г., 28 июля 2009 г., 3 февраля 2010 г.
1. Основные показатели, используемые в настоящей методике
Бюджетная обеспеченность муниципального района (городского округа) - отношение индекса налогового потенциала к индексу бюджетных расходов муниципального района (городского округа).
Индекс налогового потенциала муниципального района (городского округа) - отношение налогового потенциала муниципального района (городского округа) в расчете на одного жителя к аналогичному показателю в среднем по всем муниципальным районам (городским округам).
Налоговый потенциал муниципального района (городского округа) - оценка доходов, которые могут быть получены бюджетом муниципального района (городского округа), исходя из уровня развития, структуры экономики и (или) налоговой базы, налоговых источников, закрепленных за данным муниципальным районом (городским округом).
Индекс бюджетных расходов муниципального района (городского округа) - показатель, отражающий насколько больше (меньше) бюджетных средств в расчете на одного жителя по сравнению со средним по всем муниципальным районам (городским округам) уровнем необходимо затратить для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в данном муниципальном районе (городском округе) с учетом объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставляемых бюджетных услуг.
2. Расчет бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа)
2.1 Бюджетная обеспеченность муниципального района (городского округа) рассчитывается по формуле:
формула расчета
БО_j = ИНП_j/ИБР_j, где
БО_j - бюджетная обеспеченность j-го муниципального района (городского
округа);
ИНП_j - индекс налогового потенциала j-го муниципального района
(городского округа);
ИБР_j - индекс бюджетных расходов j-го муниципального района (городского
округа).
2.2. Расчет индекса налогового потенциала муниципального района (городского округа)
Индекс налогового потенциала муниципального района (городского округа) рассчитывается по формуле:
формула расчета
ИНП_j = ((НП_j - С(МР)_j)/Н_j)/((НП - С(МР))/Н), где
ИНП_j - индекс налогового потенциала j-го муниципального района
(городского округа);
НП_j - налоговый потенциал j-го муниципального района (городского
округа);
С(МР)_j - размер субсидии из бюджета j-го муниципального района
(городского округа) в областной бюджет, рассчитанный в
соответствии с приложением 5 к настоящему Закону;
НП - суммарный налоговый потенциал всех муниципальных районов
(городских округов) области;
С(МР) - общий объем субсидий из бюджетов муниципальных районов
(городских округов) в областной бюджет;
Н_j - численность постоянного населения j-го муниципального района
(городского округа);
Н - численность постоянного населения области.
Расчет налогового потенциала муниципального района (городского округа) производится по репрезентативной системе налогов в разрезе отдельных видов налогов исходя из показателей уровня экономического развития (базы налогообложения) муниципального района (городского округа), прогноза поступлений данного налога с территории всех муниципальных районов и городских округов в консолидированный бюджет области, а также норматива отчислений от данного налога в бюджеты муниципальных районов (городских округов).
Репрезентативная система налогов включает основные налоги, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов (городских округов), и отражает доходные возможности, которые учитываются при распределении финансовых средств в рамках межбюджетного регулирования. Прочие виды налоговых и неналоговых доходов, не входящие в репрезентативную систему, не учитываются при расчете бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
Состав репрезентативной системы налогов, перечень экономических показателей, характеризующих налоговую базу по видам налогов, а также источники информации приведены в таблице 1.
Таблица 1
Состав репрезентативной системы налогов для расчета налогового потенциала муниципального района (городского округа)
Наименование налога | Экономический показатель, характеризующий налоговый потенциал |
Источник информации |
1 | 2 | 3 |
Налог на доходы физических лиц |
фонд оплаты труда в целом по экономике |
министерство экономического развития и торговли области |
Единый сельскохозяйственный налог |
база налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу |
Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области (по согласованию), министерство сельского хозяйства области |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
оборот розничной торговли |
министерство экономического развития и торговли области |
Налоговый потенциал муниципального района (городского округа) по отдельному налогу рассчитывается по формуле:
формула расчета
НП_ji = БН_ji * (ПД_i/БН_i) * N_i, где
НП_ji - налоговый потенциал j-го муниципального района (городского
округа) по i-му налогу;
БН_ji - база налогообложения (экономический показатель, характеризующий
налоговый потенциал) j-го муниципального района (городского
округа) по i-му налогу в планируемом году;
БН_i - суммарная база налогообложения (экономический показатель,
характеризующий налоговый потенциал) области по i-му налогу в
планируемом году;
ПД_i - прогноз поступлений i-го налога в консолидированный бюджет
области в планируемом году;
N_i - норматив отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских
округов) от i-го налога в соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации.
Налоговый потенциал муниципального района (городского округа) рассчитывается по формуле:
формула расчета
НП_j = СуммаНП_ji, где
НП_j - налоговый потенциал j-го муниципального района (городского
округа);
НП_ji - налоговый потенциал j-го муниципального района (городского округа)
по i-му налогу (суммирование производится по всем налогам,
входящим в репрезентативную систему налогов).
Рассчитанные оценки налогового потенциала не являются планируемыми или рекомендуемыми показателями доходов бюджетов муниципальных районов (городских округов) и используются только для расчета индекса налогового потенциала и сопоставления бюджетной обеспеченности в целях межбюджетного регулирования.
2.3. Расчет индекса бюджетных расходов муниципальных районов (городских округов)
Для расчета индекса бюджетных расходов муниципальных районов (городских округов) используется репрезентативная система расходных обязательств, которая включает основные виды расходных обязательств, связанных с решением вопросов местного значения муниципальных районов (городских округов).
Перечень вопросов местного значения, определяющих структуру репрезентативной системы расходных обязательств муниципальных районов (городских округов), а также перечень показателей, определяющих потребителей бюджетных услуг, и применяемые к ним коэффициенты удорожания приведены в таблице 2.
Таблица 2
Вопросы местного значения, определяющие структуру репрезентативной системы расходных обязательств муниципальных районов (городских округов), и показатели для расчета их индекса бюджетных расходов
Вопросы местного значения | Наименование расходов |
Категория потреби- телей бюджетных услуг |
Коэффициент удорожания |
Формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района (городского округа), контроль за исполнением данного бюджета |
расходы на местное самоуправление |
все население |
коэффициент масштаба |
Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района (городского округа) |
расходы на содержание дошкольных учреждений |
дети до 6 лет |
коэффициент дисперсности расселения; коэффициент стоимости коммунальных услуг для бюджетных учреждений; коэффициент уровня урбанизации |
Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации |
расходы на содержание общеобразова- тельных учреждений, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций на образовательный процесс из областного бюджета |
дети в возрасте 7-16 лет |
коэффициент дисперсности расселения; коэффициент стоимости коммунальных услуг для бюджетных учреждений |
Организация оказания на территории муниципального района (городского округа) скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлиниче- ских и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов |
расходы на содержание учреждений здравоохранения |
все население |
коэффициент дисперсности расселения; коэффициент возрастной структуры населения; коэффициент стоимости коммунальных услуг для бюджетных учреждений; коэффициент уровня урбанизации |
Прочие расходы на решение вопросов местного значения |
прочие расходы | все население |
коэффициент дисперсности расселения; коэффициент уровня урбанизации |
Расчет индекса бюджетных расходов муниципальных районов (городских округов) осуществляется с использованием показателей в соответствии с таблицей 3.
Законом Саратовской области от 3 февраля 2010 г. N 8-ЗСО в настоящую таблицу внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Таблица 3
Показатели для расчета индекса бюджетных расходов муниципальных районов (городских округов)
Наименование показателя | Источник информации |
Численность постоянного населения муниципальных районов (городских округов) области на 1 января текущего года |
территориальный орган Росстата по Саратовской области (по согласованию) |
Численность детей в возрасте до 6 лет по муниципальным районам (городским округам) на 1 января текущего года |
территориальный орган Росстата по Саратовской области (по согласованию) |
Численность детей в возрасте до 16 лет по муниципальным районам (городским округам) на 1 января текущего года |
территориальный орган Росстата по Саратовской области (по согласованию) |
Численность постоянного населения старше трудоспособного возраста по муниципальным районам (городским округам) на 1 января текущего года |
территориальный орган Росстата по Саратовской области (по согласованию) |
Численность городского населения муниципальных районов (городских округов) на 1 января текущего года |
территориальный орган Росстата по Саратовской области (по согласованию) |
Численность постоянного населения муниципальных районов (городских округов), проживающего в населенных пунктах с численностью населения менее 500 человек, на 1 января текущего года |
территориальный орган Росстата по Саратовской области (по согласованию) |
Средневзвешенные тарифы на водоснабжение по муниципальным районам (городским округам) и в целом по области |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
Средневзвешенные тарифы на теплоснабжение по муниципальным районам (городским округам) и в целом по области |
комитет государственного регулирования тарифов области |
Индекс бюджетных расходов муниципальных районов (городских округов) рассчитывается по формуле:
формула расчета
ИБР_j = Сумма_i (а_i * ИБР_ji), где
ИБР_j - индекс бюджетных расходов муниципальных районов (городских
округов);
а_i - доля i-го вида расходов в составе репрезентативной системы
расходных обязательств по всем муниципальным районам (городским
округам) области. Определяется исходя из фактических или
прогнозных данных;
ИБР_ji - индекс бюджетных расходов j-го муниципального района (городского
округа) по i-му виду расходов репрезентативной системы
расходных обязательств.
Индекс бюджетных расходов муниципального района (городского округа) по отдельному виду расходных обязательств, входящему в состав репрезентативной системы расходов, рассчитывается по формуле:
формула расчета
ИБР_ji = (П_ji * К(1)_ji*...* К(n)_ji/Н_j)/(Сумма_i(П_ji * К(1)_ji *...* К(n)_ji)/Н), где
ИБР_ji - индекс бюджетных расходов j-го муниципального района
(городского округа) по i-му виду расходов, входящему в
состав репрезентативной системы расходов;
П_ji - численность потребителей бюджетных услуг j-го
муниципального района (городского округа) по i-му виду
расходов, входящему в состав репрезентативной системы
расходов согласно таблице 2, на 1 января текущего года;
К(1)_ji*...* К(n)_ji - коэффициенты удорожания стоимости предоставления
бюджетных услуг, отражающие факторы, влияющие на
стоимость предоставляемых бюджетных услуг по i-му виду
расходов, входящему в состав репрезентативной системы
расходов, в расчете на одного потребителя бюджетных
услуг в j-м муниципальном районе (городском округе);
H_j - численность постоянного населения j-го муниципального
района (городского округа) на 1 января текущего года;
Н - численность постоянного населения области на 1 января
текущего года.
Коэффициенты удорожания стоимости предоставления бюджетных услуг рассчитываются по следующим формулам:
1) коэффициент масштаба:
формула расчета
К(М)_j = 0,6 + 0,4 * (Н_ср/Н_j), где
К(М)_j - коэффициент масштаба для j-го муниципального района (городского
округа);
Н_j - численность постоянного населения j-го муниципального района
(городского округа) на 1 января текущего года;
Н_ср - средняя численность постоянного населения муниципальных районов
(городских округов) области на 1 января текущего года,
рассчитываемая как отношение численности населения области к
общему количеству муниципальных районов и городских округов
области;
2) коэффициент дисперсности расселения:
формула расчета
К(Д)_j = 1 + Н(М)_j/Н_j, где
К(Д)_j - коэффициент дисперсности расселения в j-м муниципальном районе
(городском округе);
НМ_j - численность постоянного населения j-го муниципального района
(городского округа), проживающего в населенных пунктах с
численностью населения менее 500 человек, на 1 января текущего
года;
Н_j - численность постоянного населения j-го муниципального района
(городского округа) на 1 января текущего года;
3) коэффициент уровня урбанизации:
формула расчета
К(У)_j = 1 + Н(Г)_j/Н_j, где
К(У)_j - коэффициент уровня урбанизации j-го муниципального района
(городского округа);
Н(Г)_j - численность городского населения j-го муниципального района
(городского округа) на 1 января текущего года;
Н_j - численность постоянного населения j-го муниципального района
(городского округа) на 1 января текущего года;
4) коэффициент возрастной структуры населения:
формула расчета
К(В)_j = (1 + (Н(Д)_j + Н(Ст)_j/Н_j))/(1 + (Н(Д) + Н(Ст)/Н)), где
К(В)_j - коэффициент возрастной структуры населения j-го муниципального
района (городского округа);
Н(Д)_j - численность постоянного населения j-го муниципального района
(городского округа) в возрасте до 16 лет на 1 января текущего
года;
Н(Ст)_j - численность постоянного населения j-го муниципального района
(городского округа) старше трудоспособного возраста на 1 января
текущего года;
Н(Ст)_j - численность постоянного населения j-го муниципального района
(городского округа) на 1 января текущего года;
Н(Д) - численность постоянного населения области в возрасте до 16 лет
на 1 января текущего года;
Н(Ст) - численность постоянного населения области старше трудоспособного
возраста на 1 января текущего года;
Н - численность постоянного населения области на 1 января текущего
года;
5) коэффициент стоимости коммунальных услуг бюджетным учреждениям:
формула расчета
К(КУ)_j = 0,9 + 0,1 * (0,8 * Т(т)_j/Т(т) + 0,2 * Т(в)_j/Т(в)), где
К(КУ)_j - коэффициент стоимости коммунальных услуг бюджетным
учреждениям в j-ом муниципальном районе (городском округе);
Т(т)_j - тариф на теплоснабжение для бюджетных учреждений по j-му
муниципальному району (городскому округу);
Т(т) - средний тариф на теплоснабжение для бюджетных учреждений в
области;
Т(в)_j - тариф на водоснабжение для бюджетных учреждений по j-му
муниципальному району (городскому округу);
Т(в) - средний тариф на водоснабжение для бюджетных учреждений в
области.
Рассчитанные оценки индекса бюджетных расходов не являются планируемыми или рекомендуемыми показателями, определяющими расходы бюджетов муниципальных районов (городских округов), и используются только для расчета бюджетной обеспеченности в целях межбюджетного регулирования.
3. Определение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), заменяемых дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов (городских округов)
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), заменяемых дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов (городских округов), рассчитывается по формуле:
формула расчета
Д(НДФЛ) = d * ПД(НДФЛ), где
Д(НДФЛ) - объем областного фонда финансовой поддержки муниципальных
районов (городских округов) в части, предоставляемой в виде
дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы
физических лиц в бюджеты муниципальных районов (городских
округов);
ПД(НДФЛ) - прогноз поступлений налога на доходы физических лиц в
консолидированный бюджет области в планируемом году;
d - доля поступлений налога на доходы физических лиц в
консолидированный бюджет области, передаваемая по дополнительным
нормативам отчислений в бюджеты муниципальных районов
(городских округов) взамен дотаций из областного бюджета на
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов
(городских округов).
Определяется с учетом требований Бюджетного кодекса Российской
Федерации.
Законом Саратовской области от 28 июля 2009 г. N 94-ЗСО в пункт 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения по формированию областного бюджета на 2010 и последующие финансовые годы
4. Распределение дотаций из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)
Распределение дотаций из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется с учетом возможности применения в переходный период показателей прогнозируемых доходов и расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов) с целью частичной компенсации потерь бюджетов, связанных с переходом к настоящей методике.
Общий размер дотации бюджету муниципального района (городского округа) из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) рассчитывается по формуле:
формула расчета
Д(ФФПМР(ГО))_j = Д(БО)_j + Д(К)_j, где
Д(ФФПМР(ГО))_j - общий размер дотации бюджету j-го муниципального
района (городского округа) из областного бюджета на
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов
(городских округов);
Д(БО)_j - размер дотации бюджету j-го муниципального района
(городского округа) из областного бюджета муниципальных
районов (городских округов) на выравнивание уровня
расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов
(городских округов);
Д(К)_j - размер дотации бюджету j-го муниципального района
(городского округа) из областного бюджета на частичную
компенсацию потерь бюджета, связанных с переходом
к настоящей методике.
Размер дотации из областного бюджета на выравнивание уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) рассчитывается по формуле:
формула расчета
T
БО j
Д = ФФПМР(ГО) * (1 - k) * -----------------, где
j сумма от j до Т
j
ФФПМР(ГО) - общий объем дотаций из областного бюджета на выравнивание
бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских
округов) без учета дотаций, заменяемых дополнительными
нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц в
бюджеты муниципальных районов (городских округов);
k - доля дотаций из областного бюджета на выравнивание бюджетной
обеспеченности муниципальных районов (городских округов),
распределяемых с использованием показателей прогнозируемых
доходов и расходов бюджетов муниципальных районов (городских
округов). Определяется с учетом требований части 5 статьи 2
Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О
внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в
части регулирования межбюджетных отношений";
Т_j - объем средств, необходимый для доведения уровня бюджетной
обеспеченности j-го муниципального района (городского округа)
до уровня, выбранного в качестве критерия выравнивания, в
планируемом году.
Общий объем дотаций из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) без учета дотаций, заменяемых дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов (городских округов), рассчитывается по формуле:
формула расчета
Д х П
ФФПМР(ГО) = _______, где
100
Д - прогноз налоговых, неналоговых доходов областного бюджета и дотаций
из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности;
П - доля налоговых, неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из
федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности,
направляемая на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных районов (городских округов), устанавливаемая законом
области об областном бюджете с учетом обеспеченности областного
бюджета доходными источниками (в процентах).
Объем средств, необходимый для доведения бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) до уровня, выбранного в качестве критерия выравнивания, рассчитывается по формуле:
формула расчета
Т_j = ПД(МР)(ГО)/Н * (БО(max) - БО_j) * ИБР_j * Н_j, где
ПД(МР)(ГО) - прогноз доходов бюджетов муниципальных районов (городских
округов) в планируемом году;
БО(max) - уровень бюджетной обеспеченности, установленный в качестве
критерия выравнивания;
БО_j - бюджетная обеспеченность j-го муниципального района
(городского округа);
ИБР_j - индекс бюджетных расходов j-го муниципального района
(городского округа);
Н_j - численность постоянного населения j-го муниципального района
(городского округа) на 1 января текущего года;
Н - численность постоянного населения области на 1 января
текущего года.
Дотации из областного бюджета на частичную компенсацию потерь бюджетов, связанных с переходом к настоящей методике, получают бюджеты муниципальных районов (городских округов), объем расчетных доходов которых с учетом доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц и дотаций из областного бюджета на выравнивание уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) ниже расчетных расходов в планируемом году.
Размер указанной дотации рассчитывается по формуле:
формула расчета
ПР - ПД
K j j
Д = k * ФФПМР(ГО) * -------------------------, где
j сумма от j до (ПР - ПД )
j j
ПР_j - прогноз расходов бюджета j-го муниципального района
(городского округа), имеющего право на получение указанной
дотации, связанных с решением вопросов местного значения
муниципального района (городского округа), в планируемом
году;
ПД_j - прогноз доходов бюджета j-го муниципального района
(городского округа), имеющего право на получение указанной
дотации, с учетом доходов по дополнительным нормативам
отчислений от налога на доходы физических лиц и дотаций из
областного бюджета на выравнивание уровня расчетной бюджетной
обеспеченности муниципальных районов (городских округов)
в планируемом году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.