Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 27 декабря 2011 г. N 750-П
Областная программа
"Повышение инвестиционной привлекательности Саратовской области" на 2012-2015 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
областная программа "Повышение инвестиционной привлекательности Саратовской области" на 2012-2015 годы (далее - Программа) |
Цель Программы |
улучшение инвестиционного климата в области, обеспечивающее приток прямых иностранных и российских инвестиций в производственную деятельность на территории области и достижение устойчивого социально-экономического развития за счет эффективной инвестиционной политики |
Задачи Программы |
1. Развитие механизмов административной среды и совершенствование нормативной правовой базы. 2. Подготовка развитой инфраструктуры для комфортной реализации инвестиционных проектов. 3. Формирование и развитие финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций. 4. Развитие взаимодействия субъектов предпринимательства. Поддержка продвижения на рынок инновационной продукции. 5. Формирование благоприятных тарифных условий для привлечения инвестиций. 6. Кадровое обеспечение инвестиционного процесса. 7. Формирование положительного имиджа области и продвижение бренда области |
Целевые индикаторы программы |
1. Объем инвестиций в основной капитал. 2. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал. 3. Объем иностранных инвестиций. 4. Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций. 5. Доля инновационной продукции в общем объеме выпуска промышленной продукции. 6. Количество компаний резидентов в индустриальных парках. 7. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек |
Разработчик Программы |
министерство инвестиционной политики области |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Стратегической целью Саратовской области на долгосрочную перспективу является вхождение области в число регионов - лидеров по уровню валового регионального продукта (далее - ВРП) на душу населения. Однако без реализации масштабной инвестиционной программы развитие области будет невозможным. Поэтому в настоящее время первоочередная задача заключается в выходе Саратовской области на лидирующие позиции по темпам роста инвестиций в основной капитал. Среднее отношение процента прироста инвестиций к проценту прироста ВРП за последние 5 лет составило 1,768. Но для достижения устойчивого экономического роста порядка 5 процентов в год необходим ежегодный прирост прямых инвестиций на уровне 8-9 процентов.
Вместе с тем при сложившейся возрастной структуре основного капитала, его физическом и моральном износе прогнозируемые в среднесрочной перспективе темпы роста инвестиций являются недостаточными для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов, достижения стратегических целевых значений и решения задач, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года.
Необходим опережающий ввод производственных мощностей с высокой производительностью рабочих мест.
Выделяется несколько общих моментов при формировании инвестиционной политики, способствующих привлечению инвестиций:
концентрация государственной поддержки на приоритетных направлениях развития области;
организация парковых зон опережающего развития; заключение соглашений о сотрудничестве между областью и инвестором, в которых прописаны обязательства каждой стороны, в том числе по развитию инфраструктуры;
максимальное сокращение сроков начала реализации инвестиционного проекта;
создание институтов развития, направленных на привлечение инвестиций и действующих по принципу "одного окна".
Среди мер государственной поддержки инвестора наиболее распространенной формой является предоставление в соответствии с законодательством субсидий из средств областного бюджета хозяйствующим субъектам, реализующим инвестиционные проекты на территории области. Также наиболее распространенными мерами государственной поддержки являются предоставление государственных гарантий и налоговых льгот инвесторам.
Комплексность и последовательность при реализации мер инвестиционной поддержки позволяет добиться мощного синергетического эффекта, качественно улучшающего инвестиционный климат, и обеспечить кардинальный рост инвестиций, создание новых высокопроизводительных рабочих мест и рост налоговых поступлений.
В области функционируют региональные институты развития:
ОАО "Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области";
НО "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области";
залоговый фонд Саратовской области;
ОАО "Ипотечная корпорация Саратовской области".
Реализуются нормативные правовые акты, стимулирующие привлечение инвестиций в экономику области и, прежде всего, в модернизацию существующих и создание новых производств на инновационной технической и технологической основах:
Закон Саратовской области от 28 июля 1997 года N 50-ЗСО "Об инновациях и инновационной деятельности";
Закон Саратовской области от 25 ноября 2002 года N 109-ЗСО "О введении на территории Саратовской области транспортного налога";
Закон Саратовской области от 24 ноября 2003 года N 73-ЗСО "О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций";
Закон Саратовской области от 23 июля 2004 года N 39-ЗСО "О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области";
Закон Саратовской области от 2 октября 2006 года N 92-ЗСО "О залоговом фонде Саратовской области";
Закон Саратовской области от 28 июня 2007 года N 116-ЗСО "О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области";
Закон Саратовской области от 28 июня 2007 года N 118-ЗСО "О порядке проведения общественных слушаний при установлении публичных сервитутов на земельные участки в Саратовской области";
Закон Саратовской области от 1 августа 2007 года N 131-ЗСО "О ставках налога на прибыль организаций в отношении инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Саратовской области";
Закон Саратовской области от 28 апреля 2010 года N 62-ЗСО "Об участии Саратовской области в государственно-частном партнерстве";
постановление Губернатора Саратовской области от 22 февраля 2007 года N 26 "О создании Совета по инвестициям при Губернаторе Саратовской области";
постановление Правительства Саратовской области от 27 августа 2007 года N 305-П "Об утверждении примерной формы инвестиционного договора, формы инвестиционного свидетельства, письменного заявления инвестора, порядка ведения реестра инвестиционных договоров и его формы";
постановление Правительства Саратовской области от 22 февраля 2007 года N 63-П "О ежегодном областном конкурсе "Инвестор года";
постановление Правительства Саратовской области от 2 июня 2006 года N 178-П "Об областной комиссии по проведению конкурса на право заключения концессионных соглашений".
За 2010 год Саратовская область продемонстрировала один из лучших показателей роста инвестиций - по сравнению с 2009 годом объем инвестиций вырос на 112,3 процента.
В 2009 году объем инвестиций в основной капитал по данным Федеральной службы государственной статистики снизился почти на 10 процентов, что объясняется кризисными явлениями в экономике страны. Несмотря на это, в 2010 году объем инвестиций в основной капитал в области составил 78073,2 млн рублей (рис. 1).
"Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал в Саратовской области, 2005-2010 годы, млн рублей"
"Рис. 2. Отношение % прироста инвестиций к % прироста валового регионального продукта по Саратовской области"
Росту инвестиций в Саратовской области, помимо эффективного инвестиционного законодательства, способствовал целый комплекс естественных и социально-экономических преимуществ, связанных, прежде всего, с выгодным геополитическим положением.
В первую очередь стоит отметить, что Саратовская область - один из наиболее крупных субъектов Российской Федерации.
Близость к Москве, наличие Государственной границы с Республикой Казахстан с выходом в Центральную и Среднюю Азию, Китай свидетельствуют о выгодном географическом положении Саратовской области.
В области выявлено большое количество месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых. Также на территории области добываются полезные ископаемые - нефть, газ, сырье для производства строительных материалов (мел, мергель, пески, цементное сырье, кирпично-черепичные глины), сера, цеолиты, горючие сланцы, агроруды.
Область обладает ресурсами и сравнительными преимуществами обеспечения продовольственной безопасности страны. Объем земельного фонда области составляет 10 млн га. Учитывая типы почв (преимущественно черноземы) и климатические условия, важную роль в экономике области играет агропромышленный сектор. В то же время экономика области достаточно хорошо диверсифицирована.
Существуют конкурентные преимущества, которые предстоит усиливать. К ним относятся промышленно-технологический потенциал, развитое сельское хозяйство, квалификация кадров и система образования, транспортно-логистическая сеть, включая дороги, инфраструктура, культурная среда.
Саратовская область отличается от многих регионов России высокой концентрацией научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, высших учебных заведений, высокотехнологичных предприятий: 6 институтов РАН, 21 НИИ, 19 проектных институтов, 14 вузов, множество техникумов, колледжей, профтехучилищ.
Значимым преимуществом области является развитая сеть дистрибьюторов, уровень развития предпринимательства и услуг для бизнеса. Они обеспечивают для инвестора доступ на рынки сбыта как области, так и регионов в радиусе 500-600 км с численностью населения свыше 30 млн человек.
Для увеличения инвестиционного потенциала области предполагается сосредоточить усилия на притоке капитала, в первую очередь, в промышленность и на основе промышленного роста во все сектора экономики. При этом отраслевые секторы выбираются не по технологическому принципу, а по принципу цепочки добавленной стоимости, ориентированные на имеющиеся в России ликвидные и платежеспособные рынки сбыта: продукты питания, АПК, строительство и жилье, сырьевые отрасли, оборона и безопасность, обеспечение здоровья, знания и информация.
Область ставит перед собой задачу создания вертикально интегрированных кластеров путем стимулирования как инвестиций, так и спроса на продукцию кластера в целом по вертикали.
В области существует положительный опыт реализации масштабных инвестиционных проектов, в том числе иностранными компаниями: компания "ТНК-British Petroleum" (переработка и сбыт нефтепродуктов); предприятие концерна "BOSH" ООО "Бош Пауэр Тулз" (производство профессиональных электроинструментов); компания Henkel, ОАО "Хенкель-Юг" (производство моющих средств и товаров бытовой химии); компания British-American Tobacco, ОАО "БАТ-СТФ" (производство табачной продукции); концерн Holcim, ОАО "Вольскцемент" (цементная промышленность); компания "Metro Cash & Carry" (торговый комплекс); компания "Volga Gas pis" (разведка, добыча, переработка и реализация запасов углеводородного сырья); компания Fresenius Medical Deutschland GmbH (строительство диализного центра); компания Brenco (выпуск буксовых конических подшипников кассетного типа).
В целом объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику области в 2010 году, по данным Федеральной службы государственной статистики составил 150,5 млн долларов США прямых иностранных инвестиций.
Проблема административных барьеров является одним из существенных ограничителей экономического роста в России в целом и требует широкого комплекса мер, именно поэтому целью является сокращение количества разрешительных процедур, необходимых для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности, сокращение сроков получения разрешений, требуемых на различных этапах реализации инвестиционных проектов, в 2-3 раза.
За последние два года уже достигнуты определенные успехи: сроки прохождения инвестиционных проектов через все процедуры согласования в области сократились в несколько раз (с трех лет до семи месяцев). Для дальнейшей работы в этом направлении планируется разработать четкие, поэтапные регламенты в каждой отрасли экономики, включая участие в этой процедуре органов местного самоуправления.
В 2010 году объем инвестиций в основной капитал на душу населения в области составил 30,440 тыс. рублей, что гораздо выше уровня 2005 года, когда значение показателя достигало 13,647 тыс. рублей.
Обострение конкурентной борьбы за инвестора между регионами требует интенсификации процесса создания благоприятного инвестиционного климата.
В настоящее время невозможно эффективно решить проблему привлечения долгосрочных инвестиций в экономику области только за счет использования действующих рыночных механизмов. Это может быть осуществлено на основе программно-целевого метода, применение которого позволит обеспечить решение проблемы и рационально использовать ресурсы. Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях привлечения инвестиций, достигнуть положительной динамики в установленные сроки реализации Программы.
Необходимость комплексного решения проблем программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами:
масштабность, сложность и многообразие проблемы создания благоприятного климата, предполагающие разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным задачам, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов;
потребность в координации деятельности органов исполнительной власти области.
Рациональный, взвешенный подход к использованию ряда преимуществ, безусловно, дает возможность экономике области получить новые стимулы для динамичного развития, что в конечном итоге позволит обеспечить рост качества жизни населения Саратовской области.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - улучшение инвестиционного климата в области, обеспечивающее приток прямых иностранных и российских инвестиций в производственную деятельность на территории области и достижение устойчивого социально-экономического развития за счет эффективной инвестиционной политики.
Задачи:
1. Развитие механизмов административной среды и совершенствование нормативной правовой базы.
2. Подготовка развитой инфраструктуры для комфортной реализации инвестиционных проектов.
3. Формирование и развитие финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций.
4. Развитие взаимодействия субъектов предпринимательства. Поддержка продвижения на рынок инновационной продукции.
5. Формирование благоприятных тарифных условий для привлечения инвестиций.
6. Кадровое обеспечение инвестиционного процесса.
7. Формирование положительного имиджа области и продвижение бренда области.
3. Система программных мероприятий
Достижение цели и решение задач Программы осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса мероприятий. Система мероприятий Программы строится в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип комплексности. Комплексная реализация Программы предполагает связанное и последовательное осуществление ее мер и координацию деятельности органов исполнительной власти области.
2. Принцип публичности предполагает широкое вовлечение и открытое обсуждение предпринимателями, инвесторами, финансовыми организациями и банками, экспертным сообществом, населением, а также масштабное информационно-презентационное освещение работы по формированию благоприятного инвестиционного имиджа области, хода реализации инвестиционных процессов.
3. Принцип компетентности предполагает предоставление ведущих ролей на всех этапах инвестиционных процессов профессиональным бизнес-участникам и экспертному сообществу, высокую конкуренцию стратегий, концепций, подходов и мнений.
4. Принцип согласованности предполагает достижение высокой степени согласованности между основными участниками инвестиционного процесса.
5. Принцип использования естественных преимуществ области требует обоснованности и гармоничности предлагаемых стратегий и проектов, естественное использование сильных сторон и конкурентных преимуществ области.
6. Принцип сбалансированности и практической обоснованности стратегии развития области предполагает недопущение однонаправленного и чрезмерно специализированного развития экономики области.
7. Принцип эффективности предполагает учет соизмеримости затрачиваемых и используемых финансовых, инфраструктурных, человеческих, природных ресурсов с ожидаемым позитивным результатом и негативными последствиями.
8. Принцип концентрации на привлечении ключевых ("якорных") инвесторов предполагает аккумулирование усилий на инвесторах, формирующих промышленный или технологический кластер, а также стратегию на привлечение иностранных инвестиций как комплексного решения вопросов получения технологий, финансирования, современного управления, развития рынка труда, развития спроса на полуфабрикаты и комплектующие.
Мероприятия по развитию механизмов административной среды и совершенствованию нормативной правовой базы предполагают:
мониторинг, изменение, а в случае необходимости разработку пакета документов с целью устранения барьеров, препятствующих инвестиционной деятельности и привлечению инвестиций, в том числе нормативной правовой базы по государственно-частному партнерству, упрощению порядка предоставления преференций потенциальным субъектам инвестиционной деятельности на инвестиционные цели;
мониторинг эффективности работы элементов областной инвестиционной инфраструктуры и определение направлений повышения ее эффективности, в том числе разработка регламента взаимодействия органов исполнительной власти области, направленного на обеспечение реализации приоритетных инвестиционных проектов области по принципу "одного окна", что позволит сократить сроки проведения подготовительных, согласительных и разрешительных процедур при подготовке и реализации инвестиционных проектов на территории области;
функционирование регионального центра государственно-частного партнерства;
реализация мероприятий по обеспечению информационного сопровождения инвестиционной деятельности и получению обратной связи от субъектов инвестиционной деятельности о существующих инвестиционных барьерах и препятствиях.
Одним из мероприятий является создание в области новых индустриальных парков, которые подразумевают собой обустроенные территории с развитой транспортной, инженерной, деловой инфраструктурой. Инвесторы получат комфортные условия для ведения бизнеса на подготовленном участке с подведенными коммуникациями, дорожными развязками. Таким образом, достигается значительное снижение производственных издержек частных инвесторов и, соответственно, возрастает инвестиционная привлекательность территории.
Для отслеживания деятельности индустриальных парков будет создана управляющая компания индустриальными парками области. Эта компания возьмет на себя функции управления, обслуживания, эксплуатации и содержания инфраструктурных объектов, расположенных на территории индустриальных парков.
Существует возможность повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность области за счет проводимой кластерной политики. С помощью постоянного обмена информацией, построения совместных программ развития, системно отработанной кооперации кластер становится мощным инструментом влияния на рыночные процессы, повышения конкурентоспособности отрасли и территории в целом.
Вхождение предприятий в кластер выявляет огромные резервы, так как кластерные промышленные структуры являются наиболее успешной и эффективной моделью индустриальной организации.
Развитая транспортная инфраструктура - основа инвестиционной привлекательности области. От транспортной инфраструктуры зависит развитие и углубление межрегиональных связей, формирование полноценного внутреннего рынка и рациональное освоение наших природных ресурсов, эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. Проблемы недостаточной плотности имеющейся дорожной сети и ее высокой степени изношенности, представляющие собой серьезное препятствие для развития экономических отношений с другими регионами, решаются долгосрочной областной целевой программой "Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010-2015 годы". В программе предусмотрен комплексный подход к решению проблемы развития сети автодорог, обеспечивающих транспортные потребности населения и предприятий области.
В современных условиях для решения проблемы улучшения инвестиционного климата приобретает особую важность формирование и развитие финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций. Мероприятия для эффективного содействия привлечению финансовых средств, в том числе внешнего финансирования, благодаря развитию системы взаимодействия с инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми учреждениями и организациями, лизинговыми компаниями, позволят обеспечить реализацию инвестиционных проектов, имеющих приоритетный для экономики характер.
Существенным фактором формирования благоприятной конкурентной среды для инвесторов и предпринимателей является ускоренное развитие малого и среднего бизнеса. Поддержка развития малого и среднего, в том числе инновационного предпринимательства будет осуществляться в соответствии с долгосрочной областной целевой программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" на 2012-2015 годы.
Инновации, являясь резервом экономического развития, позволят обеспечить реализацию неиспользованных ранее возможностей роста производства, улучшения показателей его эффективности, расширения способности производства адекватно соответствовать общественным потребностям. Для решения задач инновационного развития реализуется областная инновационная научно-техническая программа "Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы".
Немаловажная роль отводится в Программе мероприятиям по: повышению квалификации работников органов исполнительной власти области, работающих в сфере привлечения инвестиций;
содействию инвесторам в подборе квалифицированного персонала; продвижению на российском и международном рынке инвестиций особо значимых инвестиционных проектов, реализуемых (планируемых к реализации) в области, инвестиционных площадок области;
проведению семинаров, круглых столов и иных мероприятий по проблемам инвестирования в экономику области, в том числе межрегиональных и международных;
участию инвестиционных проектов области в инвестиционных программах региональных, межрегиональных, федеральных и международных финансовых институтов;
участию области в форумах, выставках, ярмарках, направленных на повышение инвестиционной привлекательности области.
Перечень мероприятий приведен в приложении к Программе.
4. Целевые индикаторы
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2015 год |
Среднегодовой объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд рублей |
67,7 |
78,1 |
122 |
Инвестиции, среднегодовой темп роста, в процентах |
80,2 |
112,3 |
114,1 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности, характеризующим промышленное производство, млрд рублей |
209,9 |
251,8 |
562,5 |
в процентах к 2009 году в сопоставимых ценах |
100 |
113 |
174 |
Продукция сельского хозяйства, млрд рублей |
64,0 |
69,7 |
122,9 |
Среднегодовой темп роста, в процентах |
100 |
77,4 |
125,1 |
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство инвестиционной политики области.
В ходе реализации Программы министерство инвестиционной политики области:
осуществляет межведомственную координацию работ по выполнению программных мероприятий;
проводит мониторинг реализации Программы и составляет итоговые отчеты, которые представляются в Правительство области;
подготавливает предложения по корректировке Программы;
определяет наиболее эффективные формы и процедуры организации работ по реализации Программы;
оценивает эффективность реализации Программы.
Исполнители программных мероприятий осуществляют текущее управление реализацией Программы и ежеквартально, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют отчеты об исполнении мероприятий в министерство инвестиционной политики области, а по итогам реализации Программы в срок до 1 марта 2016 года представляет информацию о достижении целевых индикаторов реализации Программы для ее оценки и обобщения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.