Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 22
к Закону Саратовской области
"Об областных целевых программах"
Областная целевая программа
"Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области" на 2006-2007 годы
28 июня 2007 г.
Об областной целевой программе "Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области" на 2008-2009 годы" см. Закон Саратовской области от 11 сентября 2007 г. N 165-ЗСО
Законом Саратовской области от 28 июня 2007 г. N 108-ЗСО в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Паспорт областной целевой программы "Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области" на 2006-2007 годы
Наименование Программы - областная целевая программа "Развитие
институтов гражданского общества в
Саратовской области" на 2006-2007 годы
(далее - Программа)
Основание для разработки - распоряжение Правительства области от 12
Программы сентября 2005 года N 264-Пр "О подготовке
проекта областной целевой программы
"Развитие институтов гражданского общества в
Саратовской области" на 2006-2007 годы"
Государственный заказчик - министерство информации и общественных
Программы отношений области, комитет общественных
отношений области, комитет общественных
связей и национальной политики области
Основные разработчики - министерство информации и общественных
Программы отношений области, общественные объединения
области
Цели и задачи Программы - целями Программы являются:
создание на территории области условий для
повышения эффективности и финансовой
устойчивости деятельности негосударственных
некоммерческих организаций;
расширение и повышение эффективности участия
негосударственных некоммерческих организаций
в процессах выработки решений органов
государственной власти области и органов
местного самоуправления.
Задачи Программы:
расширение участия негосударственных
некоммерческих организаций на рынке
социальных услуг области, поддержка
общественно значимых программ и проектов;
развитие инфраструктуры негосударственного
некоммерческого сектора области;
создание благоприятных условий для развития
благотворительности;
развитие взаимодействия между
негосударственными некоммерческими
организациями области и средствами массовой
информации;
развитие механизмов, позволяющих населению
области принимать непосредственное участие в
решении социальных проблем;
формирование правовой базы и механизмов
общественного контроля за деятельностью
органов государственной власти области и
местного самоуправления, а также
общественной экспертизы решений данных
органов
Сроки и этапы реализации - 2006-2007 годы
Программы
Исполнители основных - министерство информации и общественных
мероприятий Программы отношений области, комитет общественных
отношений области, комитет общественных
связей и национальной политики области,
общественные объединения и иные
негосударственные некоммерческие организации
(по согласованию), редакции средств массовой
информации (на конкурсной основе)
Объем и источники - общий объем финансирования Программы
финансирования Программы составляет 19,9 млн. рублей, из них:
9,9 млн. рублей - средства областного
бюджета;
10 млн. рублей - средства внебюджетных
источников (прогнозно);
2006 год - 5,9 млн. рублей, в том числе 3,4
млн. рублей - средства областного бюджета;
2007 год - 14 млн. рублей, в том числе 6,5
млн. рублей - средства областного бюджета
Ожидаемые конечные - увеличение количества негосударственных
результаты реализации некоммерческих организаций, осуществляющих
Программы постоянную деятельность на территории
области в рамках уставных целей, более чем
на 50 организаций;
отработка конкурсных технологий поддержки
программ и проектов негосударственных
некоммерческих организаций за счет бюджетных
средств;
реализация более 20 программ и проектов
негосударственных некоммерческих
организаций, направленных на решение
конкретных социальных проблем;
оказание негосударственными некоммерческими
организациями различных социальных услуг
более 5000 человек;
привлечение к выполнению программных
мероприятий более 2000 добровольцев;
повышение социальной активности
представителей бизнеса;
укрепление взаимодействия негосударственных
некоммерческих организаций со средствами
массовой информации;
формирование правовой базы и отработка
механизмов общественного контроля и
общественной экспертизы решений органов
государственной власти области и органов
местного самоуправления;
привлечение негосударственными
некоммерческими организациями и издателями
средств массовой информации для выполнения
программных мероприятий более 10 млн. рублей
из внебюджетных источников;
обеспечение свободного доступа к информации
о ходе реализации Программы, в том числе для
людей с ограниченными физическими и (или)
финансовыми возможностями
Система организации - контроль за реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляется министерством информации и
Программы общественных отношений области, комитетом
общественных отношений области, комитет
общественных связей и национальной политики
области совместно с министерством
экономического развития и
торговли области в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации и
постановлением Правительства области от 3
июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки
и реализации областных целевых программ".
Программой также предусмотрен механизм
общественного контроля за ее реализацией";
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Продолжающиеся исторические преобразования в России наряду с реформами социально-экономической и политической сфер в корне изменили и систему взаимоотношений человека, общества и государства.
Государство будет сильным, а его управление эффективным, если оно имеет социальным фундаментом доверие граждан, их заинтересованность и участие в решении актуальных проблем. Основой формирования такой системы выступают независимые объединения граждан, совокупность которых согласно общемировой традиции принято называть "третьим сектором".
Классификацию субъектов "третьего сектора" определили принятый в 1995 году Федеральный закон "Об общественных объединениях" и принятый в 1996 году Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Согласно им все эти субъекты именуются некоммерческими организациями, поскольку они в качестве основной цели своей деятельности не имеют извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками, а направляют ее на достижение уставных общественно полезных целей. К последним относятся социальные, благотворительные, культурные, образовательные и научные цели, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан.
Поскольку государственные и муниципальные учреждения по целям своей деятельности также признаются некоммерческими организациями, для обозначения субъектов "третьего сектора" принято использовать определение "негосударственные".
Наиболее распространенной формой негосударственных некоммерческих организаций являются общественные объединения, которые, в свою очередь, делятся на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности и политические партии.
К иным негосударственным некоммерческим организациям относятся фонды, некоммерческие партнерства, негосударственные и немуниципальные учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения некоммерческих организаций (ассоциации и союзы).
Из перечисленных форм на членстве основаны: общественные организации, политические партии, некоммерческие партнерства, а также ассоциации и союзы.
Как отмечено ранее, негосударственные некоммерческие организации создаются в целях, совпадающих с задачами государства по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека. Поэтому в Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 39) закреплено, что создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность поощряются государством.
Однако многочисленные исследования позволяют сделать вывод о том, что значимые результаты развития "третьего сектора" и, как следствие, всего гражданского общества в России отсутствуют. Вклад негосударственных некоммерческих организаций в валовой внутренний продукт, по данным Фонда "Институт экономики города", составляет менее одного процента. Такое положение вызвано рядом причин, одной из которых является отсутствие эффективных механизмов участия организаций "третьего сектора" в реализации социальной политики государства.
Анализ программных документов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти показывает, что со становлением независимого негосударственного некоммерческого сектора связано большинство осуществляемых в настоящее время реформ, более того, их успех напрямую зависит от развития институтов гражданского общества.
"Третий сектор" в области является разобщенным и при наличии нескольких объединений негосударственных некоммерческих организаций характеризуется отсутствием устойчивых связей между ними. Большинство организаций не имеет широкой общественной поддержки, постоянных источников финансирования и испытывает трудности с техническим обеспечением своей деятельности.
Вследствие этих и других причин реальный рейтинг общественных объединений как партнеров в осуществлении социальной политики для органов исполнительной власти области, местного самоуправления и бизнеса в настоящее время довольно низок. Примеры успешного взаимодействия встречаются редко.
Для эффективного решения задач по развитию в области институтов гражданского общества необходимо применить программно-проектный подход, ориентированный на достижение конкретных результатов. Это соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также положениям Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах и Закона Саратовской области от 13 марта 2001 года N 9-ЗСО "О государственной поддержке общественных объединений в Саратовской области".
Программа реализуется на основе следующих принципов:
партнерства органов государственной власти области и негосударственных некоммерческих организаций при формировании и реализации мероприятий государственной политики области в социальной сфере;
равноправного сотрудничества органов государственной власти области, коммерческих организаций, негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации;
финансовой и иной поддержки на конкурсной основе деятельности негосударственных некоммерческих организаций, направленной на решение актуальных проблем социального развития области;
гласности и открытости;
контроля со стороны органов государственной власти области за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, предоставленных негосударственным некоммерческим организациям в соответствии с Программой.
Реализация Программы не распространяется на политические партии, иные политические объединения, профсоюзы, объединения коммерческих организаций, а также религиозные объединения.
Объединения работодателей и коммерческие организации могут выступать партнерами Программы и оказывать содействие в ее реализации.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Стратегическая цель Программы - развитие институтов гражданского общества в области.
Цели Программы:
создание на территории области условий для повышения эффективности и финансовой устойчивости деятельности негосударственных некоммерческих организаций;
расширение и повышение эффективности участия негосударственных некоммерческих организаций в процессах выработки решений органов государственной власти области и местного самоуправления.
Задачи Программы:
расширение участия негосударственных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг области, поддержка общественно значимых программ и проектов;
развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора области;
создание благоприятных условий для развития благотворительности;
развитие взаимодействия между негосударственными некоммерческими организациями области и средствами массовой информации;
развитие механизмов, позволяющих населению области принимать непосредственное участие в решении социальных проблем;
формирование правовой базы и механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной власти области и местного самоуправления, а также общественной экспертизы решений данных органов.
Программа рассчитана на 2006-2007 годы (без деления на этапы).
3. Механизм выполнения программных мероприятий
Для решения поставленных задач Программой предусматривается выполнение системы мероприятий в соответствии с приложением к Программе.
Законом Саратовской области от 28 июня 2007 г. N 108-ЗСО в подраздел 3.1 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
3.1. Поддержка социально значимых некоммерческих проектов
Ежегодно будет организовываться областной конкурс социальных и культурных проектов (далее - конкурс). По его итогам будет оказываться финансовая поддержка осуществления проектных инициатив негосударственных некоммерческих организаций, направленных на решение конкретных социальных проблем. Положение о проведении областного конкурса социальных и культурных проектов (далее - положение о конкурсе) утверждается Правительством области.
Механизм организации конкурса предусматривает два этапа:
1-й этап - комитет общественных отношений области, комитет общественных связей и национальной политики области один раз в год определяет на конкурсной основе негосударственную некоммерческую организацию - организатора вышеуказанного конкурса и предоставляет этой организации субсидию из областного бюджета в следующей сумме: в 2006 году- 3 млн. рублей, в 2007 году - 3,42 млн. рублей;
2-й этап - организация, определенная в рамках 1-го-этапа, проводит в соответствии с положением о конкурсе: в 2006 году - один конкурс, в 2007 году - два конкурса (в первом и во втором полугодиях).
Определение победителей будет осуществлять коллегиальный орган, сформированный на одну треть из представителей органов государственной власти области, на одну треть - из представителей бизнеса, на одну треть - из представителей общественности.
Размер финансирования одного проекта по итогам конкурса предусматривается до 300 тыс. рублей.
Срок реализации проекта - не более 12 месяцев.
Вклад победителя конкурса (софинансирование) должен составить не менее 25 процентов бюджета проекта. Вклад победителя конкурса может включать денежный эквивалент собственных ресурсов, необходимых для реализации проекта (в том числе стоимостную оценку труда добровольцев), и иные целевые поступления.
Участниками конкурса могут быть негосударственные некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на территории области, в том числе общественные объединения, государственные и муниципальные учреждения. К участию в конкурсе не допускаются религиозные объединения и политические партии.
Законом Саратовской области от 28 июня 2007 г. N 108-ЗСО в подраздел 3.2 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
3.2 Развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора области
В рамках данного направления планируется создать условия для развития инфраструктурных организаций негосударственного некоммерческого сектора через ежегодный конкурс проектов "Развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора Саратовской области".
Под инфраструктурой негосударственного некоммерческого сектора понимается комплекс взаимосвязанных организационных структур, составляющих и (или) обеспечивающих основу для эффективного и устойчивого функционирования негосударственных некоммерческих организаций.
К таким организационным структурам относятся ресурсные центры, предоставляющие на безвозмездной основе консультационные, информационные и иные услуги негосударственным некоммерческим организациям.
Под негосударственным некоммерческим сектором области понимается совокупность негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории области, в отношении которых органы государственной власти области и органы местного самоуправления не являются единственными учредителями, либо созданных без участия органов государственной власти области и органов местного самоуправления.
Конкурс проектов "Развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора области" проводится ежегодно негосударственной некоммерческой организацией (далее - организатор конкурса), определяемой на конкурсной основе в порядке, установленном комитетом общественных отношений области, комитетом общественных связей и национальной политики области.
Положение о конкурсе утверждается организатором конкурса по согласованию с комитетом общественных отношений области, комитетом общественных связей и национальной политики области. При этом указанным положением должно быть установлено, что победители конкурса определяются коллегиальным органом, на одну треть состоящим из представителей органов исполнительной власти области, на одну треть - из представителей бизнеса и на одну треть - из представителей общественности.
Комитет общественных отношений области, комитет общественных связей и национальной политики области предоставляет организатору конкурса субвенцию на проведение конкурса в размере 1,1 млн. рублей, из них 1 млн. рублей - для финансирования проектов победителей конкурса и 0,1 млн. рублей - на расходы организатора конкурса.
Организатор конкурса:
разрабатывает и утверждает по согласованию с комитетом общественных отношений области, комитетом общественных связей и национальной политики области положение о конкурсе;
организует консультирование по вопросам подготовки заявок на участие в конкурсе;
организует прием, регистрацию и рассмотрение заявок на участие в конкурсе с привлечением независимых экспертов;
обеспечивает информационную поддержку проведения конкурса;
финансирует реализацию проектов победителей конкурса;
организует прием и проверку программных и финансовых отчетов о реализации проектов победителей конкурса;
организует оценку эффективности реализации проектов победителей конкурса с участием представителей органов исполнительной власти области, бизнеса и общественности;
в обобщенном виде представляет результаты реализации проектов победителей конкурса для опубликования в средствах массовой информации и на сайте "Гражданское общество в Саратовской области", в том числе в целях распространения лучшей практики деятельности гражданских организаций;
публикует отчет о реализации проектов победителей конкурса;
осуществляет долевое финансирование проведения конкурса за счет средств из внебюджетных источников.
Обязательным условием предоставления организатору конкурса субвенции за счет средств областного бюджета является проведение аудиторской проверки бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организатора конкурса по итогам финансового года, в котором ему предоставлена субсидия, аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), согласованной (согласованным) с комитетом общественных отношений области, комитетом общественных связей и национальной политики области.
Размер финансовой поддержки реализации одного проекта по итогам конкурса - до 300 тыс. рублей.
Срок реализации проекта - не более 7 месяцев.
Вклад победителя конкурса должен составить не менее 20 процентов бюджета проекта.
Вклад победителя конкурса может включать денежный эквивалент собственных ресурсов, необходимых для реализации проекта (в том числе стоимостную оценку труда добровольцев), и иные целевые поступления.
Таким образом, ежегодно будет организовываться конкурс проектов "Развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора Саратовской области", по итогам которого будет оказана поддержка не менее четырем проектам негосударственных некоммерческих организаций на общую сумму 1 млн. рублей в год. При этом эти организации обеспечат собственный вклад в реализацию своих проектов в размере не менее 250 тыс. рублей.
Предусматривается ряд мер по развитию навыков эффективного взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций между собой, распространение лучшей практики деятельности гражданских организаций. Для этого будет задействован сайт "Гражданское общество в Саратовской области".
В рамках областного конкурса социальных и культурных проектов и (или) конкурса проектов "Развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора Саратовской области" планируется поддержать один или несколько проектов по развитию на территории области добровольческого движения (в первую очередь молодежи), что будет способствовать укреплению инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора.
3.3 Создание благоприятных условий для развития благотворительности
Для решения этой задачи будут предприняты меры по совершенствованию законодательства области о благотворительности и снижению административных барьеров, препятствующих свободе выбора приоритетов и форм осуществления благотворительной деятельности коммерческими организациями.
Будет обеспечено развитие механизмов, способствующих устойчивому сотрудничеству негосударственных некоммерческих организаций и бизнеса, в том числе различных форм продвижения и поощрения социальной активности предприятий.
Законом Саратовской области от 28 июня 2007 г. N 108-ЗСО в подраздел 3.4 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
3.4 Развитие взаимодействия между негосударственными некоммерческими организациями области и средствами массовой информации
Ежегодно будет организовываться конкурс проектов "Гражданская журналистика", в рамках которого будут поддерживаться совместные проекты негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации, направленные на решение конкретных общественно значимых проблем с активным участием граждан.
Конкурс проектов "Гражданская журналистика" проводится ежегодно негосударственной некоммерческой организацией (далее - организатор конкурса), определяемой на конкурсной основе в порядке, установленном комитетом общественных отношений области, комитетом общественных связей и национальной политики области.
Положение о конкурсе утверждается организатором конкурса по согласованию с комитетом общественных отношений области, комитетом общественных связей и национальной политики области. При этом указанным положением должно быть уставлено, что победители конкурса определяются коллегиальным органом, на одну треть состоящим из представителей органов исполнительной власти области, на одну треть - из представителей бизнеса и на одну треть - из представителей общественности.
Комитет общественных отношений области, комитет общественных связей и национальной политики области предоставляет организатору конкурса субвенцию на проведение конкурса в размере 1,1 млн. рублей, из них 1 млн. рублей - для финансирования проектов победителей конкурса и 0,1 млн. рублей - на расходы организатора конкурса.
Организатор конкурса:
разрабатывает и утверждает по согласованию с комитетом общественных отношений области, комитетом общественных связей и национальной политики области положение о конкурсе;
организует консультирование по вопросам подготовки заявок на участие в конкурсе;
организует прием, регистрацию и рассмотрение заявок на участие в конкурсе с привлечением независимых экспертов;
обеспечивает информационную поддержку проведения конкурса;
финансирует реализацию проектов победителей конкурса;
организует прием и проверку программных и финансовых отчетов о реализации проектов победителей конкурса;
организует оценку эффективности реализации проектов победителей конкурса с участием представителей органов исполнительной власти области, бизнеса и общественности;
в обобщенном виде представляет результаты реализации проектов победителей конкурса для опубликования в средствах массовой информации и на сайте "Гражданское общество в Саратовской области", в том числе в целях распространения лучшей практики деятельности гражданских организаций;
публикует отчет о реализации проектов победителей конкурса;
осуществляет долевое финансирование проведения конкурса за счет средств из внебюджетных источников.
Обязательным условием предоставления организатору конкурса субвенции за счет средств областного бюджета является проведение аудиторской проверки бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организатора конкурса по итогам финансового года, в котором ему предоставлена субсидия, аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), согласованной (согласованным) с комитетом общественных отношений области, комитетом общественных связей и национальной политики области.
Размер финансовой поддержки реализации одного проекта по итогам конкурса - до 300 тыс. рублей.
Срок реализации проекта - не более 6 месяцев.
Вклад победителя конкурса должен составить не менее 50 процентов бюджета проекта.
Вклад победителя конкурса может включать денежный эквивалент собственных ресурсов, необходимых для реализации проекта (но не более 25 процентов бюджета проекта), и стоимостную оценку площади (эфирного времени), использованной средством массовой информации для реализации проекта.
Таким образом, ежегодно будет организовываться конкурс проектов "Гражданская журналистика", по итогам которого будет оказана поддержка не менее четырем совместным проектам негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации на общую сумму 1 млн. рублей в год. При этом эти организации обеспечат собственный вклад в реализацию своих проектов в размере не менее 1 млн. рублей.
3.5 Развитие механизмов, позволяющих населению принимать непосредственное участие в решении социальных проблем
В рамках решения данной задачи предполагается осуществление ряда мер по повышению информированности населения о деятельности негосударственных некоммерческих организаций, обеспечению граждан знаниями и навыками, необходимыми для активного участия в общественной жизни.
В международной компьютерной сети "Интернет" будет создан сайт "Гражданское общество в Саратовской области", включающий ленту новостей, разделы, посвященные организационно-правовым вопросам создания и работы негосударственных некоммерческих организаций, потенциальным источникам их финансирования, возможностям участия в деятельности и получения поддержки от существующих гражданских организаций и другие.
Регулярно в областных печатных и электронных средствах массовой информации будут размещаться информационные и аналитические материалы о развитии в области институтов гражданского общества.
Особое внимание при обеспечении свободного доступа к информации, полученной в ходе выполнения программных мероприятий, в том числе указанной выше, будет уделяться доведению е
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.