Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
к Закону Саратовской области
"Об областных целевых программах"
Областная целевая программа
"Старшее поколение" на 2005-2007 годы
6 марта, 25 апреля, 6 июня, 2 августа, 11 сентября, 1 октября 2007 г.
См. областную целевую программу "Старшее поколение" на 2008-2010 гг., утвержденную Законом Саратовской области от 2 августа 2007 г. N 144-ЗСО
О районной целевой программе "Старшее поколение" на 2006-2008 гг. см. решение районного Собрания объединенного муниципального образования Балтайского района Саратовской области от 28 декабря 2005 г. N 61
Законом Саратовской области от 1 октября 2007 г. N 202-ЗСО в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования, но не ранее вступления в силу закона области об областном бюджете, предусматривающего выделение финансовых средств на реализацию названного Закона
Паспорт областной целевой программы "Старшее поколение" на 2005-2007 годы
Наименование Программы - областная целевая программа "Старшее
поколение" на 2005-2007 годы (далее -
Программа)
Основание для разработки - распоряжение Правительства области от
Программы 31 марта 2004 года N 87-Пр "О подготовке
областной целевой программы "Старшее
поколение" на 2005-2007 годы"
Государственный заказчик - министерство здравоохранения и
Программы социальной поддержки области
Основные разработчики - министерство здравоохранения и
Программы социальной поддержки области, министерство
культуры области, министерство образования
области, министерство информации и
общественных отношений области
Цель и задачи Программы - цель Программы - повышение качества и
доступности услуг, оказываемых гражданам
пожилого возраста учреждениями социальной
сферы области.
Основные задачи Программы:
создание условий для самореализации
пожилых граждан в жизни общества,
удовлетворения их
культурно-образовательных потребностей;
обеспечение равного доступа граждан
пожилого возраста к медицинской и
специальной гериатрической помощи с учетом
состояния здоровья, способности к
самообслуживанию, семейного положения;
оказание поддержки семьям, осуществляющим
уход за пожилыми гражданами;
оптимизация сети и развитие материально-
технической базы учреждений, оказывающих
социальные услуги гражданам пожилого
возраста;
разработка и внедрение новых форм
организации, методов и технологий
социального обслуживания пожилых граждан;
обеспечение подготовки, переподготовки и
повышения квалификации специалистов,
оказывающих услуги гражданам пожилого
возраста
Сроки реализации - 2005-2007 годы
Программы
Исполнители основных - министерство здравоохранения и
мероприятий Программы социальной поддержки области, министерство
культуры области, министерство образования
области, министерство информации и
общественных отношений области,
министерство информации и печати области,
управление делами Правительства
области, государственное учреждение
"Главное управление
капитального строительства
Саратовской области", Саратовская
областная общественная организация
ветеранов (пенсионеров) войны, труда,
Вооруженных Сил и правоохранительных
органов (по согласованию), Саратовский
государственный технический университет
(по согласованию), комитет капитального
строительства области
Объем и источники - общий объем финансирования из областного
финансирования Программы бюджета на реализацию мероприятий
Программы - 49747,546 тыс. рублей, в том
числе:
в 2005 году - 17657,5 тыс. рублей;
в 2006 году - 16497,5 тыс. рублей;
в 2007 году - 15592,546 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - создание благоприятных условий для
результаты реализации полноценного участия пожилых граждан в
Программы жизни общества путем увеличения объемов
услуг по их медицинской, психологической и
социокультурной реабилитации;
обеспечение равного доступа к получению
социальных услуг на дому гражданами
пожилого возраста, проживающими в
городской и сельской местности;
повышение уровня комфортности проживания
и качества услуг, предоставляемых пожилым
гражданам в стационарных учреждениях
социального обслуживания населения
Система организации - контроль за исполнением Программы
контроля за исполнением осуществляется министерством
Программы здравоохранения и социальной поддержки
области совместно с министерством
экономического развития и торговли
области.
Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Одной из особенностей современной демографической ситуации в Саратовской области является увеличение доли лиц пожилого возраста. По состоянию на 1 января 2004 года численность лиц старше трудоспособного возраста составляла 592965 человек, или 22,1 процента от общей численности постоянного населения области. Динамика постарения населения отчетливее выражена в сельской местности: в 2002 году среди сельских жителей пожилые люди составляли 23 процента, среди жителей городов - 21,9 процента.
На территории области проживают более 22,5 тыс. участников и инвалидов Великой Отечественной войны, около 70 тыс. одиноких или одиноко проживающих граждан пожилого возраста.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в пенсионном и предпенсионном возрасте по-прежнему характеризуют значительную часть пожилых людей. Сохраняется проблема более короткой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами (в настоящее время женщины живут дольше мужчин на 12 лет). Уровень заболеваемости у граждан в возрасте от 60 до 74 лет почти в 2 раза выше, а у лиц в возрасте 75 лет и старше в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста.
В целях усиления социальной защищенности пожилых граждан, создания условий для их активного участия в жизни общества на территории области реализуется областная целевая программа "Старшее поколение" на 2002-2004 годы. За 2002-2003 годы общий объем финансирования указанной Программы из средств областного бюджета составил 7,5 млн. рублей.
Реализация указанной Программы позволяет ежегодно привлекать в область дополнительные финансовые средства из федерального бюджета (на 2004 год в рамках федеральной целевой программы "Старшее поколение" предусмотрено финансирование в объеме свыше 170 млн. рублей).
В рамках реализации федеральной адресной инвестиционной программы на капитальное строительство и реконструкцию 8 объектов социальной защиты населения в 2004 году выделены лимиты федерального бюджета в объеме 16,5 млн. рублей, в 2005 году на эти цели планируется привлечь более 11 млн. рублей.
В 2002-2003 годах введены в эксплуатацию Белогорновский дом-интернат на 50 мест, корпус Центра ветеранов войны и труда на базе санатория "Черемшаны-1" в Хвалынском районе, завершена реконструкция второй очереди Подлесновского дома-интерната на 80 мест. Завершается строительство жилого комплекса для ветеранов в Озинском районе, социально-реабилитационного отделения Центра социального обслуживания населения в Хвалынском районе и корпуса специального дома-интерната в г. Новоузенске.
В 2003 году в 47 центрах социального обслуживания населения необходимые виды помощи получили более 400 тыс. нуждающихся жителей области. Свыше 47 тыс. больных, престарелых, одиноких граждан получали весь комплекс необходимых услуг на дому.
В стационарных учреждениях области открыто 13 отделений милосердия на 475 мест, 3 геронтологических отделения на 114 койко-мест.
В 2003 году данными учреждениями обслуживалось 4125 пожилых граждан и инвалидов.
Повысился уровень оснащенности учреждений социального обслуживания населения автотранспортом, новым технологическим оборудованием, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, техническими средствами, облегчающими уход за гражданами пожилого возраста.
С целью обеспечения доступности социальных услуг для пожилых граждан, проживающих в сельской местности, при центрах социального обслуживания населения организованы выездные ремонтно-строительные бригады, открыты парикмахерские, мастерские по ремонту бытовой техники, обуви, организованы службы "социальное такси".
В учреждениях социального обслуживания реализуются более 30 инновационных социальных проектов, в том числе пилотный проект ТАСИС* "Укрепление демократии через развитие неправительственных организаций социальной сферы" (Лысогорский район), проект "Внедрение мониторинга результативности в сфере надомного обслуживания", реализуемый Балашовским центром социального обслуживания населения совместно с Фондом "Институт экономики города" (г. Москва).
Анализ выполнения мероприятий, предусмотренных действующей Программой, показывает, что ряд проблем, несмотря на принимаемые меры, остается нерешенным.
Из-за недостаточности финансирования мероприятий действующей Программы из бюджетов всех уровней в ряде городов и районов области не удалось открыть социально-реабилитационные отделения для пожилых людей и инвалидов (с временным и постоянным проживанием), провести реконструкцию и ремонт зданий центров социального обслуживания.
В центрах социального обслуживания населения не созданы в необходимом количестве организационно-методические отделения, которые должны решать задачи по обеспечению своевременного перевода учреждений к бюджетированию, ориентированному на результат, и реализации мер, направленных на развитие рынка социальных услуг.
Центры социального обслуживания населения Аткарского, Перелюбского районов, обеспечивающие предоставление необходимых услуг гражданам пожилого возраста, не имеют отдельных помещений. Остается низкой обеспеченность ряда учреждений автотранспортом.
В результате уровень обеспеченности пожилых граждан отдельными социальными услугами значительно различается по муниципальным образованиям и населенным пунктам области. Сохраняется очередность на надомное социальное обслуживание (на 1 января 2004 года - 2062 человека, в том числе на социально-медицинское обслуживание - 708 человек).
В целях обеспечения качества надомного обслуживания пожилых граждан, а также ликвидации очередности на социально-бытовое и социально-медицинское обслуживание (в первую очередь в сельских районах), необходимо: открытие дополнительных отделений социально-медицинского обслуживания; создание геронтологических отделений, служб психологической помощи пожилым людям при центрах социального обслуживания населения, служб сиделок.
Существует острая необходимость в улучшении условий проживания в 6 домах-интернатах общего типа и 6 домах-интернатах психоневрологического профиля.
Сохранение тенденции увеличения числа граждан, утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянной посторонней помощи и лечении, требует открытия отделений милосердия на базе домов-интернатов.
С целью создания условий для продления активного долголетия пожилых граждан на базе домов-интернатов необходимо открыть геронтологические отделения с повышенным уровнем медицинской, бытовой и досуговой комфортности.
Для обеспечения устойчивой и бесперебойной работы учреждений социального обслуживания и укрепления материальной базы вновь создаваемых отделений необходимо приобретение медицинского и технологического оборудования, что позволит облегчить уход за ослабленными больными, повысить социальную активность лиц пожилого возраста.
Требуют серьезной экономической, социальной, психологической поддержки семьи, обеспечивающие постоянный уход за престарелыми членами семей. Существует острая потребность в обеспечении этих семей техническими средствами, облегчающими уход за пожилыми людьми.
Необходимо дальнейшее развитие волонтерского и добровольческого движения молодежи в поддержку пожилых граждан.
Повышение качества, расширение перечня оказываемых пожилым гражданам услуг и внедрение новых форм организации социального обслуживания сдерживаются недостатком квалифицированных кадров.
Решение указанных задач необходимо осуществлять на основе взаимодействия органов исполнительной власти области, местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в рамках областной целевой программы.
Основные цель и задачи Программы
Основной целью Программы является повышение качества и доступности услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста учреждениями социальной сферы области.
В рамках Программы предусматривается решение следующих основных задач:
создание условий для самореализации пожилых граждан в жизни общества, удовлетворения их культурно-образовательных потребностей;
обеспечение равного доступа лиц пожилого возраста к медицинской и специальной гериатрической помощи с учетом состояния здоровья, способности к самообслуживанию, семейного положения;
оказание поддержки семьям, осуществляющим уход за пожилыми гражданами;
оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги пожилым людям;
разработка и внедрение новых форм организации, методов и технологий социального обслуживания пожилых граждан;
обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников и специалистов других профессий, оказывающих услуги гражданам пожилого возраста;
укрепление взаимодействия с общественными объединениями, благотворительными организациями, семьями и добровольцами в деятельности по предоставлению пожилым гражданам и инвалидам социальных услуг.
Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2005-2007 годы.
Законом Саратовской области от 1 октября 2007 г. N 202-ЗСО в настоящий раздел внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования, но не ранее вступления в силу закона области об областном бюджете, предусматривающего выделение финансовых средств на реализацию названного Закона
Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования из областного бюджета на реализацию Программы составит 49747,546 тыс. рублей, в том числе:
в 2005 году - 17657,5 тыс. рублей;
в 2006 году - 16497,5 тыс. рублей;
в 2007 году - 15592,546 тыс. рублей.
Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения
Организационное управление реализацией Программы осуществляет министерство здравоохранения и социальной поддержки области.
Контроль за исполнением Программы осуществляется министерством здравоохранения и социальной поддержки области совместно с министерством экономического развития и торговли области с участием министерства финансов области.
Ежегодно до 1 февраля министерство здравоохранения и социальной поддержки области представляет в министерство экономического развития и торговли области, министерство финансов области информацию о ходе реализации Программы за прошедший год.
Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы
Реализация в полном объеме мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
открыть в центрах социального обслуживания населения 20 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому и в результате ликвидировать очередь нуждающихся в социально-медицинских услугах;
увеличить численность обслуживаемых пожилых граждан в отделениях дневного пребывания на 27 процентов по сравнению с 2003 годом (более 23 тыс. в год), создать условия для развития их индивидуальных способностей, реализации творческого потенциала;
создать условия для проведения семинаров на базе 13 организационно-методических отделений с целью обучения новым формам и методам обслуживания более 11 тыс. работников центров социального обслуживания населения;
обеспечить доступ более 10 тыс. нуждающихся в психологической поддержке граждан, проживающих в социально-реабилитационных отделениях, а также семей, обеспечивающих уход за пожилыми гражданами, к услугам квалифицированных специалистов-психологов;
увеличить в 6 раз по сравнению с 2003 годом количество услуг, оказываемых гражданам пунктами проката медицинской и реабилитационной техники;
расширить спектр и повысить качество медицинской, социальной, психологической помощи в учреждениях социальной сферы за счет укрепления их материальной базы, строительства новых современных объектов;
привлечь к работе в учреждениях социального обслуживания населения квалифицированных специалистов в соответствии с потребностью, обеспечить своевременную переподготовку и повышение квалификации кадров, в том числе на базе ведущих учебных заведений России (не менее 25 человек ежегодно).
Количественные показатели эффективности реализации в полном объеме мероприятий, предусмотренных Программой, приведены в приложении 1.
Программа является составной частью системы мер социального обеспечения граждан пожилого возраста, проживающих в Саратовской области. Общим итоговым результатом реализации этих мер является устойчивое повышение качества жизни пожилых граждан, в первую очередь улучшение показателей, характеризующих здоровье, продолжительность жизни, уровень благосостояния и обеспеченность базовыми социальными услугами.
------------------------------
* ТАСИС - сокращенное латинское название комплекса программ технологического содействия Евросоюза странам СНГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.