Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства сельского хозяйства
Саратовской области
от 20 августа 2013 г. N 212-пр
"Приложение
к приказу министерства сельского хозяйства
Саратовской области
от 29 марта 2013 г. N 87-пр
Ведомственная целевая программа
"Развитие садоводства и питомниководства в Саратовской области на 2014-2016 годы"
1. Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие садоводства и питомниководства в Саратовской области на 2014-2016 годы"
Наименование главного распорядителя средств областного бюджета - органа исполнительной власти области |
министерство сельского хозяйства Саратовской области |
Наименование Программы |
"Развитие садоводства и питомниководства в Саратовской области на 2014-2016 годы" (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта об утверждении Программы |
приказ министерства сельского хозяйства Саратовской области от 29 марта 2013 г. N 87-пр |
Основание разработки Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" |
Цели и задачи Программы |
цели Программы создание экономических и технологических условий устойчивого развития садоводства и питомниководства. Для достижения намеченных целей необходимо решение следующих задач. Задачи Программы: расширение площадей питомников плодовых и ягодных культур интенсивного типа; увеличение площадей промышленных насаждений ягодных культур (земляника) интенсивного типа |
Численность целевой группы населения области, на которую ориентирована Программа |
целевой группой, на которую ориентирована Программа, является все население области 2503,6 тыс. человек |
Целевые индикаторы (показатели) эффективности реализации Программы |
показатели Программы: 1. Площади питомников плодовых и ягодных культур интенсивного типа (нарастающим итогом) 2014 год - 14,5 га; 2015 год - 22,0 га; 2016 год - 27,5 га; 2. Площади промышленных насаждений ягодных культур (земляника) интенсивного типа (нарастающим итогом) 2014 год - 12,5 га; 2015 год - 20,0 га; 2016 год - 27,5 га; 3. Довести к 2016 году: - площадь молодых многолетних плодовых и ягодных насаждений до 1,3 тыс. га; - валовое производство плодово-ягодной продукции до 14,2 тыс. тонн. |
Характеристика мероприятий Программы |
реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли садоводства и питомниководства, направленных на достижение поставленной цели - оказание поддержки из областного бюджета в форме субсидий на возмещение части затрат: на приобретение базисного посадочного материала для создания маточных насаждений питомников плодово-ягодных культур, в том числе: создание маточно-черенкового сада плодовых культур; - создание маточника ягодных культур; - создание маточника клоновых подвоев; - создание маточника земляники; на закладку интенсивных насаждений ягодных культур (земляника); на приобретение технологического оборудования для садоводства и питомниководства, сельскохозяйственной техники, прививочных комплексов. |
Сроки реализации Программы |
2014-2016 годы |
Объемы финансового обеспечения Программы (с разбивкой по годам и источникам) |
объем финансирования на реализацию Программы на период 2014-2016 гг. составляет в ценах соответствующих лет 35000,0 тыс. рублей, в том числе: - за счет областного бюджета - 10500,0 тыс. рублей, из них по годам: 2014 г. - 3500,0 тыс. руб., 2015 г. - 3500,0 тыс. руб., 2016 г. - 3500,0 тыс. руб. Реализация Программы осуществляется в пределах средств ГРБС (главного распорядителя бюджетных средств), распорядителям которых является министерство сельского хозяйства области в соответствии с законом области об областном бюджете; - за счет внебюджетных средств - 24500,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 г. - 8167,0 тыс. руб., 2015 г. - 8167,0 тыс. руб., 2016 г. - 8166,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Увеличение площадей питомников плодовых и ягодных культур интенсивного типа с 14,5 га в 2014 году до 27,5 га в 2016 году, будет приобретено саженцев 231,0 тыс. шт. 2. Увеличение площадей промышленных насаждений ягодных культур (земляника) интенсивного типа с 12,5 га в 2014 году до 27,5 га в 2016 году, будет приобретено саженцев 200,0 тыс. шт. 3. Довести к 2016 году: - площадь молодых многолетних плодовых и ягодных насаждений с 0,9 тыс. га в 2014 году до 1,3 тыс. га. Будет посажено саженцев 231,0 тыс. шт.; - валовое производство плодово-ягодной продукции с 12 тыс. тонн в 2014 году до 14,2 тыс. тонн; - выручку от реализации растениеводческой продукции с 96,0 млн руб. в 2014 году до 134,9 млн руб. 4. Увеличить численность рабочих мест с 2014 по 2016 годы на 94 единицы. |
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Программа направлена на модернизацию отрасли садоводства и питомниководства, увеличение площадей под питомниками плодовых и ягодных культур, увеличение производства посадочного материала и расширение площадей промышленных насаждений ягодных культур (земляника) интенсивного типа. Проведение мероприятий Программы позволит значительно увеличить поставки на рынок области качественного районированного посадочного материала и плодово-ягодной продукции.
1.1. Анализ ситуации и потенциал развития садоводства и питомниководства
В Российской Федерации рекомендуемый медициной уровень рационального потребления плодово-ягодной продукции составляет 90-100 кг на человека в год (приказ Минздравсоцразвития России от 2 августа 2010 г. N 593н), фактический уровень потребления за последние три года по РФ составил около 53 кг на человека в год, в Саратовской области 32,5 кг. В зарубежных странах потребление фруктов значительно выше и составляет в Италии - 187 кг, Франции - 135 кг, США - 127 кг, Германии - 126 кг фруктов на человека в год.
В России за счет собственного производства обеспечивается только 14,8 кг плодово-ягодной продукции на человека в год, или 15,6% рекомендуемого уровня потребления.
Саратовская область характеризуется исторически сложившимся садоводством, наличием значительной территории, пригодной для возделывания садов. Регион характеризуется большим количеством тепла и света, продолжительным вегетационным периодом. Сумма активных температур в регионе варьирует от 2400°С до 2900°С, что вполне достаточно для формирования высоких урожаев плодов и ягод при возделывании рекомендованных для области сортов плодовых культур - яблони, груши, вишни, сливы, абрикоса и большинства ягодников.
Кроме запаса земельных угодий регион характеризуется наличием значительных водных ресурсов - бассейн реки Волга. Организация орошения позволяет нивелировать имеющийся дефицит влаги в летний период (сумма осадков за вегетационный период - 208 мм).
Устойчивое развитие отрасли садоводства и питомниководства в Саратовской области и в России в целом, увеличение темпов роста производства плодово-ягодной продукции могут быть обеспечены за счет увеличения темпов роста площади закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений в сельскохозяйственных организациях, увеличения урожайности плодовых и ягодных культур при условии долговременного роста объемов ее внутреннего потребления, а также импортозамещения (сокращение импорта плодово-ягодной продукции).
В последние десятилетия в садоводстве Саратовской области, как и в садоводстве России в целом, наблюдается сокращение площадей под многолетними насаждениями. Значительная часть садов находится в запущенном состоянии или возделываются на низком уровне агротехники. В настоящий период площади под насаждениями свыше 25 лет составляют 81%, 20-25 лет - 6 %, 15-20 лет - 5% и лишь 8% под молодыми насаждениями.
В структуре плодово-ягодных насаждений в настоящее время 67% составляют сады населения. Доля сельскохозяйственных организаций в общей площади многолетних насаждений не превышает 33%, при среднегодовой урожайности по России, в том числе и по Саратовской области, за последние пять лет не превышает 40 ц/га, что в 4-6 раз ниже потенциально возможной для имеющихся природно-климатических условий.
Основные причины сокращения площадей:
- отсутствие современной системы питомниководства, которая является основой для успешного развития отрасли садоводства;
- слабое финансовое состояние садоводческих хозяйств, вследствие чего неполное выполнение плана агротехнических работ в садах и невозможность ведения расширенного воспроизводства;
- высокая изношенность материально-технической базы хозяйств.
Указанные выше причины, а также отсутствие координации между участниками процесса привели к снижению производства сертифицированного посадочного материала плодовых и ягодных культур в питомниках. В результате из стран ближнего и дальнего зарубежья завозится и реализуется посадочный материал, не соответствующий национальным стандартам. Сорта плодовых и ягодных культур в большинстве случаев не адаптированные к природно-климатическим условиям, сильно страдают от летних засух и суровых зим, поражаются болезнями и вредителями, способствуют накоплению вирусных и фитоплазменных заболеваний. Сады, заложенные таким материалом, малопродуктивны, недолговечны и являются основой для вырождения отрасли;
- низкая обеспеченность хозяйств специальной сельскохозяйственной техникой и технологическим оборудованием для садоводства, высокий уровень морального и физического износа имеющихся средств механизации привели к тому, что степень механизации работ в садоводстве находится на уровне 10-15%. Имеющаяся в хозяйствах техника выработала свой ресурс эксплуатации (износ более 96%).
В связи с острой нехваткой собственных оборотных средств хозяйства не имеют возможности приобретать современную специализированную технику и оборудование, в том числе зарубежного производства.
Для дальнейшей активной закладки садов хозяйствам необходимо проводить раскорчевку старых садов постамортизационного периода.
Старые, заброшенные сады являются источником распространения заболеваний и вредителей на плодоносящие и молодые плодовые и ягодные многолетние насаждения, поэтому необходимо систематически вести работы по раскорчевке выбывающих из оборота садов и рекультивации этих площадей. Затраты хозяйств на раскорчевку старых садов постамортизационного периода составляют в среднем 90-120 тыс. рублей на 1 га.
Таблица 1
Экономические показатели за 2010-2013 гг.
Целевые индикаторы |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Площадь плодоносящих многолетних плодовых и ягодных насаждений, га |
2300 |
2400 |
2400 |
2400 |
Площадь молодых многолетних плодовых и ягодных насаждений, га |
500 |
700 |
700 |
700 |
Валовой сбор плодово-ягодной продукции, тыс. тонн |
1,8 |
4,6 |
11,4 |
11,5 |
Площадь питомников плодовых и ягодных культур, га |
|
5,0 |
7,0 |
7,0 |
Площадь интенсивных насаждений ягодных культур (земляника), га |
|
3,0 |
5,0 |
5,0 |
Производство посадочного материала плодово-ягодных культур, тыс. шт. |
30 |
30 |
45 |
58 |
Производство посадочного материала земляники, тыс. шт. |
100 |
300 |
300 |
400 |
1.2. Характеристика проблемы
Несмотря на позитивные изменения в развитии садоводства и питомниководства Саратовской области, имеется ряд неблагоприятных факторов, которые сдерживают развитие подотрасли.
К неблагоприятным факторам, сдерживающим развитие сельского хозяйства Саратовской области и других субъектов Российской Федерации, относятся:
а) рыночные - диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
Исторически сложившийся диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию по отношению к промышленной продукции и энергоносителям не только не сокращается, но и имеет тенденцию к увеличению;
б) макроэкономические - ухудшение условий конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции в условиях увеличения импорта продовольствия;
в) финансово-экономические - недостаточный объем средств федерального и областного бюджетов, направляемых на поддержку развития сельского хозяйства и социальное обустройство села;
г) управленческие - отсутствие долгосрочной стратегии развития экономики и сельского хозяйства России, учитывающей региональные аспекты и взаимосвязанной с бюджетными параметрами.
К актуальным проблемам развития подотрасли садоводства и питомниководства в Саратовской области относятся:
а) рыночные - резкие колебания цен на продукцию и сезонность производства;
б) финансово-экономические - финансовая неустойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей, их низкая инвестиционная привлекательность, труднодоступность кредитных ресурсов и недостаток залогового обеспечения, неразвитость ипотечного кредитования, ограниченный объем средств областного бюджета, направляемых на поддержку развития сельского хозяйства и социальное обустройство села;
в) производственные - опережающее уменьшение основных производственных фондов по сравнению с их вводом, низкие темпы внедрения современных технологий;
г) организационно-управленческие и кадровые - недостаточное внедрение управленческих технологий, информационных технологий и инноваций, дефицит квалифицированных управленческих и специальных кадров, отток молодых специалистов;
д) социальные - непривлекательные условия жизни в сельских поселениях, невысокий уровень жизни сельского населения, недостаточное качество услуг социальной инфраструктуры, снижение рождаемости, отток молодежи.
На решение вышеназванных проблем и направлена ведомственная целевая Программа.
Раздел 2. Основные цели и задачи Программы
Продовольственная безопасность является одним из главных приоритетов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Данное положение определено стратегией национальной безопасности Российской Федерации, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) определены основные цели государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе:
- обеспечение потребности населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства;
- повышение конкурентоспособности российского аграрного комплекса;
- эффективное импортозамещение на рынке и создание развитого экспортного потенциала;
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения.
Программа призвана стать инструментом для устойчивого развития подотрасли садоводства в регионе и будет способствовать достижению стратегической цели развития агропромышленного комплекса - обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации.
Цели Программы:
создание экономических и технологических условий устойчивого развития садоводства и питомниководства.
Для достижения намеченных целей необходимо решение следующих задач.
Задачи Программы:
расширение площадей питомников плодовых и ягодных культур интенсивного типа;
увеличение площадей промышленных насаждений ягодных культур (земляника) интенсивного типа.
Раздел 3. Описание ожидаемых конечных результатов реализации Программы и целевые индикаторы Программы
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
Целевые индикаторы и ожидаемые количественные показатели реализации Программы по годам отражены в приложении N 1.
Достижение планируемых показателей будет обеспечено за счет:
- восстановления системы питомниководства с постепенным переходом на выращивание сертифицированного посадочного материала плодовых и ягодных культур в необходимых объемах, в том числе за счет проведения мероприятий:
- создание маточно-черенкового сада плодовых культур;
- создание маточника ягодных культур;
- создание маточника клоновых подвоев;
- создание маточника земляники;
- ежегодной закладки промышленных интенсивных насаждений ягодников с использованием инновационных технологий;
- ежегодного приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями технологического оборудования для садоводства и питомниководства, сельскохозяйственной техники, приборов, прививочных комплексов.
Раздел 4. Перечень и характеристика основных мероприятий Программы
Программой предусмотрено субсидирование части затрат на создание питомника, закладка интенсивных насаждений ягодных культур, приобретение технологического оборудования для садоводства и питомниководства, сельскохозяйственной техники, приборов, прививочных комплексов.
Программой предлагается предоставлять субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющим площади плодовых насаждений на начало текущего года не менее 3 га, а садов интенсивного типа, хмельников, питомников, ягодных кустарниковых насаждений - не менее 1 гектара. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители должны иметь проект на закладку плодового сада. Разрабатывать проекты на закладку садов должны учреждения, в уставе которых предусмотрен данный вид деятельности. В Саратовской области разработку проектов с 2010 года проводит ООО НПП "Опытная станция садоводства". Закладка садов по проекту обеспечит внедрение в производство научных достижений и инновационных технологий в области садоводства, с применением качественного сертифицированного посадочного материала, адаптированного к местным условиям, что снизит риск гибели насаждений от воздействия неблагоприятных погодно-климатических явлений (приложение N 2).
Раздел 5. Ресурсное обеспечение Программы
Потребность средств на финансирование мероприятий Программы на 2014-2016 гг. составит 35001,0 тыс. рублей,
из них:
за счет средств областного бюджета - 10500,0 тыс. руб.;
за счет средств внебюджетных источников (прогнозно) - 24501,0 тыс. руб.
Потребность средств на финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета по годам составит:
2014 год - 3500,0 тыс. руб.;
2015 год. - 3500,0 тыс. руб.;
2016 год - 3500,0 тыс. руб.
Итого 10500,0 тыс. руб.
За счет средств внебюджетных источников по годам составит (прогнозно):
2014 год - 8167,0 тыс. руб.;
2015 год - 8167,0 тыс. руб.;
2016 год - 8167,0 тыс. руб.
Итого 24501,0 тыс. руб.
Финансирование из бюджетов осуществляется при условии софинансирования сельхозтоваропроизводителями из собственных средств.
В целях увеличения производства плодово-ягодной продукции требуется осуществление государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей Саратовской области (компенсация части затрат) из средств областного бюджета.
Порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета определяются Правительством области ежегодно.
Раздел 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации целевой Программы, общая оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценка рисков её реализации
6.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели
Реализация Программы будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства и успешного развития, приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач, являются увеличение площадей закладки питомников интенсивного типа, увеличение производства собственного посадочного материала, адаптированного к местным условиям для полного обеспечения хозяйств и населения области, а также увеличение площадей насаждений ягодных культур (земляника) интенсивного типа.
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития садоводства и питомниководства. Это позволит в перспективе провести полное импортозамещение в снабжении садоводческой продукцией не только населения области, но и частично соседних регионов.
6.2. Социальные и экономические последствия реализации Программы
Описание социальных и экономических результатов реализации Программы, общая оценка вклада Программы в достижение цели, оценка рисков ее реализации
1. Создание питомников нового типа позволит перейти на собственное производство посадочного материала плодовых и ягодных культур в объеме 251 тыс. штук, в том числе: в 2014 году - 71 тыс. штук, 2015 году - 80 тыс. штук, и в 2016 году - 100 тыс. штук посадочного материала.
2. Создание маточников ягодных культур позволит обеспечить товаропроизводителей посадочным материалом ягодных культур (земляника) к 2014 году - 440 тыс. штук, к 2015 году в количестве 490 тыс. штук, и к 2016 году в количестве 550 тыс. штук.
3. Ежегодная закладка промышленных интенсивных насаждений земляники с использованием инновационных технологий позволит увеличить производство этой высокоурожайной культуры с 50 т в 2014, до 150 т ягод к 2016 году.
4. Приобретение специализированной садовой техники позволит укрепить и модернизировать материально-техническую базу и организовать своевременное проведение комплекса агротехнических мероприятий, в том числе в интенсивных насаждениях.
Реализация Программы будет способствовать:
повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства;
ускоренному развитию приоритетных отраслей сельского хозяйства и решению тактической задачи - развитие подотрасли садоводства;
развитие подотрасли садоводства и питомниководства позволит добиться более полного обеспечения населения свежей плодово-ягодной продукцией собственного производства, будет способствовать достижению продовольственной безопасности региона и страны.
Реализация Программы обеспечит создание новых рабочих мест, будет способствовать привлечению в отрасль молодых высококвалифицированных кадров, что особенно актуально для развития сельскохозяйственного производства. Успешное развитие садоводства и питомниководства позволит увеличить поступление финансовых средств от налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, в том числе местные бюджеты с 11,2 млн рублей в 2014 году до 14.0 млн рублей в 2016 году, или на 25,4%.
Эффективность Программы предусмотрено оценивать по темпам роста закладки площадей многолетних плодовых и ягодных насаждений, расширение площадей молодых и плодоносящих садов, увеличение урожайности и валового производства плодово-ягодной продукции к среднему значению показателей за три предыдущих года. Выполнение мероприятий Программы в полном объеме обеспечит ежегодный рост показателей на уровне 9% и выше. Наиболее высокими темпами планируется увеличение площадей закладки интенсивных садов в связи с тем, что они вступают в период товарного плодоношения на 4-5 год и окупаются на 6-7 год вегетации (таблица 2).
Источником получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются государственные формы статистической отчетности, утвержденные Росстатом.
Таблица 2
Расчет экономической эффективности Программы
Целевые индикаторы |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2016 к 2012 г. |
Валовой сбор плодово-ягодной продукции, тыс. тонн |
1,8 |
4,6 |
11,4 |
11,5 |
12,0 |
12,9 |
14,2 |
в 1,24 раза |
Производство посадочного материала плодово-ягодных культур, тыс. шт. |
30 |
30 |
45 |
58 |
71 |
80 |
100 |
в 2,2 раза |
Производство посадочного материала земляники, тыс. шт. |
100 |
300 |
300 |
400 |
440 |
490 |
550 |
в 1,38 раза |
Выручка от реализации растениеводческой продукции, тыс. рублей |
|
|
91,2 |
92,0 |
96,0 |
116,1 |
134,9 |
в 1,48 раза |
Выручка от реализации посадочного материала, тыс. рублей |
|
|
6,2 |
10,6 |
11,8 |
14,8 |
17,3 |
в 2,8 раза |
Рентабельность производства, % |
|
|
17,9 |
35 |
45 |
68 |
77 |
в 4,3 раза |
6.3. Оценка рисков реализации Программы
Наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства в области на 2014-2016 годы могут помешать риски, связанные с климатическими условиями и сложившиеся под воздействием негативных факторов, а также имеющиеся в аграрном секторе социально-экономические проблемы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
- недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т.д.);
- увеличение импорта продовольствия;
б) внутренние риски:
- организационные риски, несвоевременная подготовка кадров в области садоводства и питомниководства;
- производственные и технологические риски.
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
Раздел 7. Оценка эффективности реализации Программы в течение всего срока ее реализации, базирующаяся на системе целевых индикаторов Программы
Оценка состояния целевых индикаторов основана на балльном принципе и отражает степень достижения показателя результата реализации Программы при фактически достигнутом уровне расходов областного бюджета за отчетный период (год). Для оценки состояния целевого индикатора используется матрица оценки:
Состояние целевого индикатора на конец отчетного периода |
Оценка состояния целевого индикатора |
||
при росте уровня расходов* |
при сохранении уровня расходов |
при снижении уровня расходов |
|
Положительное изменение запланированного значения целевого индикатора (рост/снижение) |
1 |
2 |
3 |
Достижение запланированного значения целевого индикатора |
0 |
1 |
2 |
Отрицательное изменение запланированного значения целевого индикатора (рост/снижение) |
0 |
0 |
1 |
_____________________________
* Под расходами понимается объем средств, выделенных главному распорядителю средств из областного бюджета в отчетном году на реализацию Программы.
Оценка состояния целевого индикатора определяется путем установления соответствия между:
фактическим уровнем расходов главного распорядителя средств в отчетном периоде и объемом ассигнований, первоначально утвержденным в областном бюджете на реализацию Программы в отчетном году;
фактически полученным значением целевого индикатора в отчетном периоде и плановым значением целевого индикатора в отчетном периоде.
Полученные оценки суммируются по соответствующим целевым индикаторам, и определяется итоговая сводная оценка состояния целевых индикаторов по следующей форме:
Наименование целевого индикатора |
Оценка состояния целевого индикатора (баллов) |
1. Площади питомников плодовых и ягодных культур интенсивного типа |
состояние целевого индикатора |
2. Площади промышленных насаждений ягодных культур (земляника) интенсивного типа |
состояние целевого индикатора |
3. Площадь молодых многолетних плодовых и ягодных насаждений |
состояние целевого индикатора |
4. Валовое производство плодово-ягодной продукции |
состояние целевого индикатора |
5. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест |
состояние целевого индикатора |
6. Выручка от реализации продукции |
состояние целевого индикатора |
Итоговая сводная оценка |
сумма баллов по строкам |
Эффективность Программы определяется по следующей форме:
Вывод об эффективности Программы |
Итоговая сводная оценка (баллов) |
||
Эффективность Программы снизилась по сравнению с предыдущим годом |
менее X |
||
Эффективность Программы находится на уровне предыдущего года |
X |
||
Эффективность Программы повысилась по сравнению с предыдущим годом |
более X |
Х - итоговая сводная оценка состояния целевых индикаторов Программы за предыдущий год. В случае если Программа не реализовывалась в предыдущем году, то значение X принимается равным количеству целевых индикаторов оцениваемой Программы.
Раздел 8. Методика оценки эффективности расходования бюджетных средств
Анализ динамики целевых индикаторов программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного прироста объемов производства плодово-ягодной продукции (таблица 3)
Таблица 3
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
2014-2016 |
|||||
2012 (факт) |
2013 прогноз |
2014 |
2015 |
2016 |
||||
Ежегодный прирост валового сбора плодово-ягодной продукции |
тыс. тонн |
|
0,1 |
0,5 |
0,9 |
1,3 |
2,8 |
|
Выручка от реализации продукции растениеводства |
млн руб. |
91,2 |
92,0 |
96,0 |
116,1 |
134,9 |
347 |
|
Ежегодный прирост выручки от реализации продукции растениеводства (дельта ТП) |
млн руб. |
|
0,8 |
4,0 |
20,1 |
18,8 |
43,7 |
|
Финансирование Программы из областного бюджета и внебюджетных источников |
всего |
тыс. руб. |
|
|
11667,0 |
11667,0 |
11666,0 |
35000,0 |
в т.ч. из областного бюджета |
тыс. руб. |
|
|
3500,0 |
3500,0 |
3500,0 |
10500,0 |
|
Показатели эффективности |
Э_общ |
% |
|
|
41,1 |
172,3 |
164,1 |
124,9 |
Э_б |
% |
|
|
137,1 |
574,3 |
537,1 |
416,2 |
Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств Э_б составляет 416,2%. Последействие затраченных бюджетных средств будет проявляться после завершения Программы минимум 3-4 года.
Анализ динамики целевых индикаторов и объемов финансирования Программы предлагается проводить по годам.
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Росстатом, а также ведомственной отчетности.
Оценку эффективности реализации Программы предполагается проводить на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения показателей производства.
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Росстатом, а также ведомственной отчетности.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона.
Раздел 9. Меры по обеспечению эффективности реализации Программы
Государственная поддержка мероприятий настоящей Программы увязана с устойчивым развитием сельских территорий Саратовской области.
Финансовые средства в рамках Программы будут направлены на развитие садоводства и питомниководства в хозяйствах муниципальных районов Саратовской области, которые имеют и развивают социальную и инженерную инфраструктуру.
В настоящее время в области предусматривается государственная поддержка мероприятий по строительству и приобретению жилья для граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности; строительство общеобразовательных учреждений и фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики; учреждений культурно-досугового типа; распределительных газовых сетей и локальных водопроводов. Рассматривается возможность поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов и грантовой поддержки местных инициатив по решению отдельных общественно значимых вопросов местного значения.
Все муниципальные районы области на основе рекомендаций Государственной программы приступили к разработке муниципальных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, содержащих мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий.
Во всех муниципальных районах области разработаны и утверждены схемы территориального планирования, которые размещаются на официальных сайтах администраций муниципальных районов области.
В целях повышения привлекательности агропромышленного комплекса области для выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования; закрепления на селе молодых специалистов; стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей области на вовлечение в производственный процесс молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, принят Закон Саратовской области от 28.10.2011 года N 148-ЗСО "О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Саратовской области", в рамках которого молодым специалистам, окончившим образовательные учреждения среднего или (и) высшего профессионального образования и трудоустроившимся в сельскохозяйственной организации или являющимися индивидуальными предпринимателями - главами крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляется единовременная денежная выплата и выплачивается ежегодное денежное пособие.
При реализации крупных инвестиционных проектов осуществляется создание современной инженерной инфраструктуры, инвесторами решаются жилищные вопросы для привлекаемых специалистов.
В результате реализации мероприятий настоящей Программы в области будет дополнительно создано 94 рабочих места, что позволит повысить уровень занятости сельского населения.
Продукция отрасли востребована как на внутриобластном, так и на межрегиональных рынках, является конкурентоспособной и рентабельной.
Садоводство и питомниководство является одной из важных подотраслей сельского хозяйства, соответствует природно-климатическим особенностям и традиционным формам ведения сельскохозяйственного производства.
В рамках Программы предусматриваются мероприятия по технологической модернизации подотрасли.
На реализацию мероприятий Программы предусмотрено привлечение финансовых средств из внебюджетных источников в сумме 24,501 млн рублей.
Раздел 10. Механизм управления реализацией Программы
Комплексное управление Программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования - министерство сельского хозяйства Саратовской области.
Система управления реализацией Программы:
- ответственным за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач Программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в Программе, является отдел развития растениеводства;
- координацию деятельности подразделений министерстве сельского хозяйства области, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий, осуществляет отдел развития отраслей растениеводства и отдел инвестиционной политики и целевых программ;
- реализацию каждого мероприятия Программы и соответственно реализацию Программы осуществляет отдел развития отраслей растениеводства и отраслевые отделы министерства сельского хозяйства области;
- финансирование программных мероприятий осуществляет отдел финансирования, государственной поддержки и бюджетных отношений в агропромышленном комплексе;
- мониторинг реализации Программы осуществляют отдел развития отраслей растениеводства, отдел экономического анализа и планирования, отдел инвестиционной политики и целевых программ, отдел кадровой политики, отдел по развитию продовольственных рынков, хранению сельскохозяйственной продукции и интервенций, отдел государственной поддержки и бюджетных отношений в агропромышленном комплексе;
- ответственными за формирование отчетности о ходе реализации Программы являются отдел развития отраслей растениеводства, отдел инвестиционной политики и целевых программ; отдел экономического анализа и планирования, отдел финансирования, государственной поддержки и бюджетных отношений в агропромышленном комплексе.
Финансирование предусмотренных Программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств областного бюджета. Контроль за реализацией программных мероприятий будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области N 590-П "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
Правовые основания расходных обязательств областного бюджета в финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в результате подписания соглашений между Минсельхозом России и Правительством Саратовской области при включении области в число участников Программы.
Приложение N 1
к ведомственной целевой программе
"Развитие садоводства и питомниководства
в Саратовской области на 2014-2016 годы"
Система целевых индикаторов (показателей)
эффективности реализации программ
N п/п |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение целевого индикатора (показателя) по годам |
||||
базовое значение 2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
целевое значение |
|||
1 |
Площади питомников плодовых и ягодных культур интенсивного типа |
га |
7 |
14,5 |
22,0 |
27,5 |
27,5 |
2 |
Площади промышленных насаждений ягодных культур (земляника) интенсивного типа |
га |
5 |
12,5 |
20,0 |
27,5 |
27,5 |
3 |
Площадь молодых многолетних плодовых и ягодных насаждений |
га |
700 |
900 |
1100 |
1300 |
1300 |
4 |
Валовое производство плодово-ягодной продукции |
тыс. т |
11,4 |
12,0 |
12,9 |
14,2 |
14,2 |
|
в т.ч. земляники |
тыс. т |
0,03 |
0,05 |
0,07 |
0,15 |
0,15 |
5 |
Количество создаваемых (сохраняемых) мест |
|
|
29 |
31 |
34 |
94 |
6 |
Выручка от реализации продукции |
тыс. руб. |
92,0 |
96,0 |
116,1 |
134,9 |
134,0 |
|
в т.ч. земляники |
тыс. руб. |
2,4 |
4,0 |
5,6 |
12,0 |
12,0 |
Приложение 2
к ведомственной целевой программе
"Развитие садоводства и питомниководства
в Саратовской области на 2014-2016 годы"
Система мероприятий Программы
Цель, задачи, наименование мероприятий |
Источники финансового обеспечения |
Объем финансового обеспечения (тыс. рублей) |
в том числе по годам |
Показатели результативности выполнения мероприятий |
|||||||
2014 |
2015 |
2016 |
Наименование показателя (единица измерения) |
Базовое значение 2012 |
2014 |
2015 |
2016 |
Целевое значение |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Цель |
Создание экономических и технологических условий устойчивого развития садоводства и питомниководства |
||||||||||
Задача 1. |
Расширение площадей питомников плодовых и ягодных культур интенсивного типа |
||||||||||
1. Возмещение части затрат на приобретение базисного посадочного материала для создания маточных насаждений питомников плодово-ягодных культур, в том числе: |
всего |
15000,0 |
5000,0 |
50000,0 |
5000,0 |
Площадь питомников плодовых и ягодных культур интенсивного типа |
7,0 |
14,5 |
22,0 |
27,5 |
27,5 |
областной бюджет |
4500,0 |
1500,0 |
1500,0 |
1500,0 |
|||||||
федеральный бюджет (прогнозно) |
|
|
|
|
|||||||
средства внебюджетных источников (прогнозно) |
10500,0 |
3500,0 |
3500,0 |
3500,0 |
Количество приобретенного посадочного материала |
87 |
135 |
183 |
231 |
231 |
|
1.1. Создание маточно-черенкового сада плодовых культур |
всего |
2000,0 |
667,0 |
667,0 |
666,0 |
Площадь маточно-черенкового сада плодовых |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
5,0 |
областной бюджет |
600,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
|||||||
федеральный бюджет (прогнозно) |
|
|
|
|
Количество приобретенного посадочного материала, т. шт. |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
|
средства внебюджетных источников (прогнозно) |
1400,0 |
467,0 |
467,0 |
466,0 |
|||||||
1.2. Создание маточника ягодных культур |
всего |
3000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
Площадь маточника ягодных культур |
1,0 |
2,5 |
4,0 |
5,5 |
5,5 |
областной бюджет |
900,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
|||||||
федеральный бюджет (прогнозно) |
|
|
|
|
Количество приобретенного посадочного материала, т. шт. |
2 |
4 |
6 |
8 |
8 |
|
средства внебюджетных источников (прогнозно) |
2100,0 |
700,0 |
700,0 |
700,0 |
|
|
|
|
|
|
|
1.3. Создание маточника клоновых подвоев |
всего |
5000,0 |
1667,0 |
1666,0 |
1667,0 |
Площадь маточника клоновых подвоев |
2,0 |
4,5 |
7,0 |
9,5 |
9,5 |
областной бюджет |
1500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
|||||||
федеральный бюджет (прогнозно) |
|
|
|
|
Количество приобретенного посадочного материала, т. шт. |
4 |
9 |
14 |
19 |
19 |
|
средства внебюджетных источников (прогнозно) |
3500,0 |
1167,0 |
1166,0 |
1167,0 |
|
|
|
|
|
|
|
1.4. Создание маточника земляники |
всего |
5000,0 |
1666,0 |
1667,0 |
1667,0 |
Площадь маточника земляники |
2,0 |
4,5 |
5,0 |
7,5 |
7,5 |
областной бюджет |
1500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
|||||||
федеральный бюджет (прогнозно) |
|
|
|
|
Количество приобретенного посадочного материала, т. шт. |
80 |
120 |
160 |
200 |
200 |
|
средства внебюджетных источников (прогнозно) |
3500,0 |
1166,0 |
1167,0 |
1167,0 |
|||||||
всего |
15000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
|
|
|
|
|
|
|
Задача 2. Увеличение площадей промышленных насаждений ягодных культур (земляника) интенсивного типа | |||||||||||
2. Возмещение части затрат на закладку интенсивных насаждений ягодных культур (земляника) |
всего |
15000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
Площади интенсивных насаждений ягодных культур (земляника) |
5,0 |
12,5 |
20,0 |
27,5 |
27,5 |
областной бюджет |
4500,0 |
1500,0 |
1500,0 |
1500,0 |
|||||||
федеральный бюджет (прогнозно) |
|
|
|
|
Количество приобретенного посадочного материала, т. шт. |
200 |
500 |
800 |
1100 |
1100 |
|
средства внебюджетных источников (прогнозно) |
10500,0 |
3500,0 |
3500,0 |
3500,0 |
|
|
|
|
|
|
|
3. Возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение технологического оборудования для садоводства и питомниководства, сельскохозяйственной техники, приборов, прививочных комплексов |
всего |
5000,0 |
1667,0 |
1667,0 |
1666,0 |
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
1500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет (прогнозно) |
|
|
|
|
Приобретение технологического оборудования для садоводчества и питомниководства, сельскохозяйственной техники, приборов, прививочных комплексов. |
|
|
|
|
|
|
средства внебюджетных источников (прогнозно) |
3500,0 |
1167,0 |
1167,0 |
1166,0 |
|
1 |
2 |
3 |
|
||
Улучшение материально-технической базы сельскохозяйственных производителей для развития садоводства |
30% |
37% |
44% |
51% |
51% |
||||||
Всего по Программе |
всего |
35000,0 |
11667,0 |
11667,0 |
11666,0 |
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
10500,0 |
3500,0 |
3500,0 |
3500,0 |
|||||||
федеральный бюджет (прогнозно) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
средства внебюджетных источников (прогнозно) |
24500,0 |
8167,0 |
8167,0 |
8166,0 |
|
|
|
|
|
|
<< Назад |
||
Содержание Приказ министерства сельского хозяйства Саратовской области от 20 августа 2013 г. N 212-пр "О внесении изменений в приказ... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.