Соглашение между Правительством Саратовской области,
Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области
(ассоциация профсоюзов) и Союзом товаропроизводителей и
работодателей Саратовской области на 2002-2004 годы
Настоящее соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением срока действия
См. Соглашение между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2005-2007 гг.
В целях сохранения согласия в обществе и создания на основе принципов социального партнерства необходимых условий развития отраслей экономики, социальной и правовой защиты трудящихся, жителей области Правительство Саратовской области (далее - Правительство области), Федерация профсоюзных организаций Саратовской области (ассоциация профсоюзов) (далее - Профсоюзы), Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области (далее - Работодатели), действуя в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области, заключили настоящее трехстороннее Соглашение на 2002-2004 годы (далее - Соглашение).
Стороны признают, что нормой для оценки их деятельности является:
повышение уровня жизни населения Саратовской области, увеличение продолжительности жизни людей;
создание благоприятных условий для деятельности отечественных предприятий товаропроизводящей сферы, рост объемов производства, снижение доли убыточных предприятий;
обеспечение здоровых и безопасных условий труда на производстве и правопорядка в обществе, развитие и укрепление социальной сферы.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением, заключаемым между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, и отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями федерального уровня.
Соглашение является основой для планирования и осуществления деятельности Саратовской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальных образованиях области, а также двухсторонних комиссий по подготовке и заключению коллективных договоров предприятий и организаций области.
См. Закон Саратовской области от 23 июля 2004 г. N 42-ЗСО "Об областной (региональной) трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"
I. Развитие социального партнерства
Стороны:
1.1. Признают необходимым дальнейшее развитие системы социального партнерства в Саратовской области и совершенствование ее нормативно-правовой базы.
1.2. Рассматривают настоящее Соглашение как основу для переговоров в отраслях, на предприятиях, в организациях. Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности граждан.
1.3. Обязуются способствовать заключению региональных отраслевых соглашений, расширять практику заключения новых видов соглашений.
1.4. Содействуют развитию социального партнерства и заключению соглашений на территориях муниципальных образований.
1.5. Организуют экономическое соревнование на предприятиях и в организациях области с подведением итогов и применением форм морального и материального стимулирования (Доска Почета, Книга Почета, Галерея Славы и др.).
1.6. Оказывают необходимую организационную и методическую помощь субъектам социального партнерства и их представителям при подготовке коллективных договоров.
1.7. Для улучшения информационного и организационно-методического обеспечения системы социального партнерства оказывают поддержку работе регионального тарифного регистра.
1.8. При подготовке проекта областного бюджета, составления# финансовых планов организаций и смет профсоюзов предусматривают средства для реализации взятых на себя настоящим Соглашением обязательств.
1.9. Обязуются совершенствовать формы взаимодействия с контрольно-надзорными органами в целях усиления и обеспечения эффективного государственного и профсоюзного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании, занятости, банкротстве, приватизации, коллективных договорах и соглашениях.
1.10. Обязуются способствовать предотвращению коллективных трудовых споров и участвовать в их разрешении в соответствии с действующим законодательством.
Правительство области:
1.11. Обеспечивает представление сторонами для предварительных консультаций проектов законов Саратовской области, других нормативных правовых актов, подготовленных органами исполнительной власти области по вопросам социально-трудовых отношений.
1.12. Обеспечивает участие представителей профсоюзов в работе коллегий, комиссий, рабочих групп, образованных в органах исполнительной власти области, при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией социально-экономических интересов работников и жителей области.
Работодатели:
1.13. Способствуют формированию организационных структур работодателей в городах и районах области.
1.14. Участвуют в работе по заключению отраслевых тарифных соглашений.
1.15. Обеспечивают заключение коллективных договоров в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" в организациях независимо от форм собственности.
1.16. Обеспечивают гарантии деятельности на предприятиях профсоюзных организаций, их выборных органов, а также освобожденных и неосвобожденных членов выборных профсоюзных органов в соответствии с действующим законодательством и законодательством о профессиональных союзах.
Профсоюзы:
1.17. При поддержке работодателей и органов местного самоуправления проводят работу по созданию профсоюзных органов в организациях независимо от их форм собственности в целях развития коллективно-договорного регулирования социально-культурных отношений.
1.18. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов, трудовым коллективам по вопросам социального партнерства, урегулирования коллективно-трудовых споров.
1.19. Делегируют своих представителей в создаваемые Правительством области постоянно действующие комиссии и рабочие группы.
1.20. Выступают инициаторами и добиваются заключения коллективного договора в каждой организации, имеющей профсоюзный орган, вносят в них предложения по изменению и дополнению, осуществляют контроль за их выполнением.
II. Развитие экономики, стимулирование производства и предпринимательства
2.1. Реализация целевых областных программ по приоритетным направлениям социально-экономического развития Саратовской области
Стороны взаимодействуют в реализации следующих социально значимых областных программ:
Программы социально-экономического развития Саратовской области на период до 2004 года, утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 12 сентября 2001 года N 57-2544;
Программы развития промышленности Саратовской области на 2001-2005 годы, утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 23 мая 2001 года N 54-2437;
Программы улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 2001-2003 годы, утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 51-2343;
областной программы "Дети Саратовской области" на 2001-2003 годы, утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 21 июня 2000 года N 43-1866;
областной программы "Развитие образования на 2001-2005 годы", утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 27 декабря 2000 года N 49-2297;
областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта на 2001-2005 годы", утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 23 мая 2001 года N 54-2408;
Концепции развития агропромышленного комплекса Саратовской области до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 7 августа 2000 года N 80-П;
Концепции развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 21 сентября 2000 года N 97-П.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2006 г. N 371-П названное постановление признано утратившим силу
Правительство области:
2.1.1. Обеспечивает участие области в реализации федеральных целевых и адресной инвестиционной программ.
2.1.2. Продолжает работу с Правительством Российской Федерации по снижению тарифов в топливно-энергетическом комплексе, в том числе для энергоемких предприятий.
2.1.3. Вносит в областную Думу предложения по совершенствованию законодательства в сфере защиты интересов местных товаропроизводителей.
2.1.4. Разрабатывает механизм реализации принятых нормативных правовых актов для создания условий и дальнейшего развития малого и среднего бизнеса.
2.1.5. Оказывает активное содействие организациям в погашении долгов по выполненным государственным заказам и принимает меры к своевременной оплате работ по областному и муниципальному заказам.
Работодатели:
2.1.6. Принимают меры по обеспечению устойчивого экономического роста производства. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия по развитию производства, стабилизации финансового состояния, созданию и сохранению рабочих мест, расширению рынков сбыта.
2.1.7. Организуют за счет собственных средств подготовку и повышение квалификации работников организаций.
2.1.9. Обеспечивают включение представителей профсоюзов в коллегиальные органы управления организаций.
Профсоюзы:
2.1.9. Анализируют поступающие от трудовых коллективов и отдельных членов профсоюзов предложения по улучшению работы организаций, их финансовому оздоровлению и направляют сторонам Соглашения.
2.1.10. Содействуют стабилизации работы организаций путем обсуждения вопросов производственной деятельности на профсоюзных собраниях, заседаниях профсоюзного актива, направления предложений в администрацию организации, органы государственной власти и местного самоуправления.
2.1.11. Осуществляют контроль и правовую защиту трудящихся в вопросах приема и увольнения, рабочего времени, трудовой дисциплины, предоставления льгот и компенсаций.
2.2. Расширение инвестиционной деятельности
Правительство области:
2.2.1. Разрабатывает и совершенствует нормативно-правовую базу и содействует созданию благоприятного климата для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в область.
2.2.2. Формирует информационную базу инвестиционных проектов организаций области и содействует организациям в продвижении этих проектов.
2.2.3. Обеспечивает финансирование строительства объектов, предусмотренных областной инвестиционной программой, в пределах ассигнований, утвержденных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Работодатели:
2.2.4. Разрабатывают и реализуют инвестиционные и инновационные проекты и программы развития и совершенствования форм хозяйствования.
2.2.5. Принимают меры по выпуску конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, повышению спроса на нее как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
2.3. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
Правительство области:
2.3.1. Совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации по Саратовской области ежегодно разрабатывает и реализует комплексные мероприятия содействия занятости населения области.
2.3.2. Вносит предложения в областную Думу о стимулировании работодателей, сохраняющих и создающих в организациях новые рабочие места.
2.3.3. При подготовке проекта областного бюджета на соответствующий год предусматривает средства на реализацию программ содействия занятости населения, в том числе по обеспечению занятости молодежи, подростков и инвалидов.
2.3.4. Организует работу по квотированию рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу по направлению службы занятости населения инвалидов, выпускников общеобразовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, высших учебных заведений, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве.
2.3.5. Предоставляет профсоюзам и работодателям аналитическую информацию о состоянии рынка труда и качественном составе безработных граждан, способствует ее публикации в средствах массовой информации.
Работодатели:
2.3.6. Своевременно информируют администрации муниципальных образований, территориальные органы федеральной государственной службы занятости населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации и профсоюзные комитеты организаций о предстоящем высвобождении работников и сообщают об имеющихся вакансиях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.3.7. По направлению федеральной государственной службы занятости населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации трудоустраивают на квотируемые рабочие места граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве.
2.3.8. Включают в коллективные договоры мероприятия, предусматривающие сохранение рабочих мест, переподготовку (обучение) новым профессиям высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, предоставление им других льгот и компенсаций, сверх установленных законодательством.
2.3.9. Организуют прохождение производственной практики для учащихся профессиональных училищ, средних специальных учебных заведений и студентов высших учебных заведений, возрождают институт наставничества.
2.3.10. Обеспечивают замещение не менее 25 процентов вакантных должностей специалистов выпускниками высших и средних специальных учебных заведений.
Профсоюзы:
2.3.11. Участвуют на паритетных началах в работе комиссий всех уровней по решению вопросов занятости населения, а также в комиссиях, создаваемых в организациях в связи с их банкротством, ликвидацией, преобразованием, реорганизацией и др.
2.3.12. Совместно с работодателями разрабатывают конкретные меры по обеспечению занятости работников, предоставлению льгот и компенсаций, сверх установленных законодательством, работникам, попадающим под сокращение, и добиваются включения их в коллективные договоры и соглашения.
III. Уровень жизни населения и условия труда
3.1. Доходы, заработная плата и уровень жизни населения
Стороны осуществляют последовательную политику, направленную на повышение реальных доходов населения, создание условий для повышения удельного веса заработной платы в общих доходах населения, последовательное приближение минимальной заработной платы в организациях всех форм собственности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения, уменьшая долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Стороны в рамках законодательства Российской Федерации и Саратовской области принимают меры по выводу минимального размера оплаты труда (с учетом премий, доплат и надбавок) в учреждениях, организациях всех форм собственности на уровень:
2002-2003 годы - 60 процентов от величины областного прожиточного минимума;
2004 год - 100 процентов.
Стороны обеспечивают введение размеров тарифных ставок первого разряда согласно отраслевым тарифным соглашениям Российской Федерации в организациях всех форм собственности.
Правительство области:
3.1.1. Разрабатывает проект концепции по реформированию системы оплаты труда в Саратовской области.
3.1.2. При подготовке консолидированного бюджета области на очередной финансовый год рассматривает на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопрос о соотношении средней заработной платы работников бюджетной сферы и величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
3.1.3. Проводит мониторинг структуры доходов и расходов различных социальных групп населения с целью разработки мероприятий по снижению их дифференциации.
3.1.4. Обеспечивает своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий и социальных льгот, предусмотренных законодательством.
3.1.5. Обеспечивает погашение задолженности по заработной плате работникам бюджетных учреждений и организаций областного подчинения и обеспечивает контроль за погашением задолженности муниципальными образованиями области, в том числе по компенсациям на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений.
3.1.6. Обеспечивает своевременное повышение заработной платы в организациях бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета, в случае ее повышения согласно действующему законодательству, организует выполнение органами местного самоуправления федерального законодательства о повышении заработной платы организациям, финансируемым из местных бюджетов.
3.1.7. В соответствии с действующим законодательством производит индексацию заработной платы в случае снижения жизненного уровня работников бюджетных организаций по отношению к работникам производственной сферы.
3.1.8. Осуществляет мониторинг выплаты заработной платы во внебюджетном секторе экономики, принимает меры по недопущению ее задержек.
3.1.9. Обеспечивает в 2002 году погашение задолженности по премированию передовиков сельского хозяйства области за 1997-2000 годы.
Работодатели:
3.1.10. Инициируют включение в соглашения и коллективные договоры положений отраслевых тарифных соглашений в части оплаты труда.
3.1.11. Предусматривают в коллективных договорах положения о необходимости поддержания тарифной части заработка в общем размере заработной платы не ниже величины, отраженной в отраслевых тарифных соглашениях.
3.1.12. Своевременно выплачивают заработную плату работникам. В случае ее задержки производят индексацию в соответствии с действующим законодательством. Принимают меры по погашению задолженности по заработной плате прошлых лет.
3.1.13. Не допускают получения заработной платы руководителями предприятий при ее невыплате рядовым работникам, предусмотрев это обязательство в коллективных договорах.
Профсоюзы:
3.1.14. Добиваются отражения в коллективных договорах справедливого и обоснованного распределения средств, направляемых на потребление между профессионально-квалификационными категориями работников, с учетом сложности и качества труда.
3.1.15. Инициируют включение в коллективные договоры положений по оплате труда отраслевых тарифных соглашений и способствуют их реализации.
3.1.16. В заключаемых соглашениях и коллективных договорах добиваются строгого соблюдения Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в части повышения минимальных размеров оплаты труда.
3.1.17. Отстаивают и защищают интересы, права и льготы трудовых коллективов, предусмотренные соглашениями и коллективными договорами.
3.1.18. Осуществляют регулярно общественный контроль за целевым использованием средств, предназначенных на оплату труда, обеспечением своевременной выплаты заработной платы и ликвидации задолженности по ней, оказывают необходимую правовую помощь в отстаивании законных прав и интересов работников, в т.ч. в судебном порядке.
3.1.19. Рассматривают заявления и обращения трудящихся по вопросам оплаты труда и принимают по ним соответствующие решения, ставят вопросы перед компетентными государственными органами о привлечении к ответственности нарушителей трудового законодательства.
3.1.20. Совершенствуют и повышают эффективность механизмов досудебной защиты трудовых и социальных прав работников.
3.2. Охрана труда
Стороны:
3.2.1. Реализуют Программу улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 2001-2003 годы, обеспечивают финансирование мероприятий Программы, разрабатывают с участием заинтересованных органов программу улучшения условий и охраны труда в области на последующий период.
3.2.2. Осуществляют меры по повышению уровня информированности работников о состоянии условий и охраны труда, травматизма и профзаболеваемости в организациях области.
3.2.3. Организуют и проводят ежегодные смотры-конкурсы состояния условий и охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях области по отраслевому принципу.
Правительство:
3.2.4. Обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда, осуществляет государственное управление охраной труда в регионе.
3.2.5. Развивает и совершенствует систему обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций на территории области.
3.2.6. Обеспечивает разработку региональной информационно-справочной системы по охране труда.
3.2.7. Контролирует качество аттестации рабочих мест по условиям труда.
3.2.8. Оказывает содействие контрольно-надзорным органам в осуществлении в полном объеме функций по государственному надзору и контролю за соблюдением законов и других нормативных правовых актов об охране труда на территории Саратовской области, учитывает их информацию при разработке долгосрочных программ и планов мероприятий по улучшению состояния охраны труда в области.
3.2.9. Разрабатывает и осуществляет меры по экономической заинтересованности работодателей по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии с Федеральным Законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Работодатели:
3.2.10. Обеспечивают соблюдение в организациях требований Федерального Закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Закона Саратовской области "Об охране труда" и других нормативных правовых актов по охране труда.
Законом Саратовской области от 30 мая 2002 г. N 48-ЗСО Закон Саратовской области от 25 июля 1997 г. N 47-ЗСО "Об охране труда" признан утратившим силу
3.2.11. Активно способствуют развитию института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях области. Обеспечивают предоставление оплачиваемого времени членам совместных комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием условий и охраны труда в соответствии с коллективными договорами и соглашениями.
3.2.12. Осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,12 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,8 процента суммы эксплуатационных расходов. В бюджетной сфере инициируют выделение средств на охрану труда в размере не менее 0,8 процента от фонда оплаты труда.
3.2.13. Проводят в установленные сроки и с высоким качеством аттестацию рабочих мест по условиям труда.
3.2.14. Предоставляют в соответствии с соглашениями и коллективными договорами дополнительные по сравнению с законодательством компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.
3.2.15. Внедряют оборудование и технологические процессы, исключающие воздействие на работника неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса. Принимают меры по выводу из эксплуатации морально устаревшего и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работающих.
3.2.16. Создают условия для осуществления контроля за соблюдением законов и других нормативных правовых актов государственной инспекцией труда в Саратовской области, другими органами надзора и контроля; предусматривают в коллективных договорах предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным профсоюзных комитетов по охране труда и членам совместных комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием условий труда.
3.2.17. Проводят за счет собственных средств обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и внеочередные медицинские обследования работников в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения осмотров, обеспечивают выделение средств на проведение курса гигиенического обучения и оплату личных медицинских книжек работников.
3.2.18. За счет собственных средств создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Профсоюзы:
3.2.19. Во взаимодействии с государственными органами осуществляют общественный контроль за соблюдением норм и правил охраны труда, применением компенсаций за работу во вредных условиях.
3.2.20. Добиваются включения в коллективные договоры мероприятий по охране труда. Осуществляют контроль за ходом их выполнения.
3.2.21. Организуют обучение и проверку знаний по охране труда профсоюзного актива, руководителей и специалистов организаций области, а также разработку, издание и распространение справочно-методической литературы по охране труда.
3.2.22. Участвуют в создании совместных комитетов (комиссий) по охране труда в организациях области.
3.2.23. Руководствуясь действующим законодательством, принимают активное участие в расследовании несчастных случаев на производстве, отстаивают (в том числе, в судебных органах) интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
IV. Развитие социальной сферы
4.1. Экологическая безопасность
Правительство области:
4.1.1. Обеспечивает в установленном порядке проведение государственной экологической экспертизы всех предплановых, предпроектных и проектных материалов по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории области, независимо от их ведомственной принадлежности.
4.1.2. Осуществляет контроль за качеством подготовки лицензиатов к экологически безопасному ведению работ.
4.1.3. Проводит своевременное обследование и подготовку к летнему оздоровительному сезону территорий лагерей и других мест массового отдыха детей на безопасность экологической сферы.
4.1.4. Обеспечивает функционирование элементов (по отдельным природным средам) и формирование единой областной системы экологического мониторинга.
Работодатели:
4.1.5. Разрабатывают и внедряют мероприятия по оздоровлению экологической обстановки в организациях.
Профсоюзы:
4.1.6. Осуществляют контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по экологической безопасности в организациях, а в случае выявления нарушений предлагают работодателям устранить их и информируют об этом соответствующие государственные органы.
4.2. Охрана материнства и детства
4.2.1. Стороны обеспечивают:
реализацию правовых гарантий социальной защиты семьи, женщин и детей, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Саратовской области;
отдых и оздоровление детей и подростков в соответствии с областной программой "Дети Саратовской области" на 2001-2003 годы с долевым участием организаций в финансировании загородных детских оздоровительных лагерей;
льготное содержание детей малообеспеченных категорий граждан в детских дошкольных учреждениях;
сохранение действующих детских дошкольных учреждений, учреждений культуры, образования, спортсооружений, подростковых и молодежных клубов, санаториев-профилакториев и загородных оздоровительных лагерей, принятие необходимых мер по их возможно полному использованию по назначению.
Правительство области:
4.2.2. Принимает меры:
по оздоровлению и восстановительному лечению беременных женщин, детей-инвалидов и часто, длительно болеющих детей за счет бюджетных и внебюджетных средств в рамках утвержденных областных целевых программ;
по строительству и техническому оснащению предприятий, производящих продукты детского питания, в соответствии с ежегодной областной инвестиционной программой.
4.2.3. Решает вопросы о введении льготных тарифов на электроэнергию для детских оздоровительных лагерей, спортивно-оздоровительных, студенческих лагерей, подростковых клубов по месту жительства.
4.2.4. Осуществляет контроль за исполнением постановления администрации Саратовской области от 18 мая 1992 года N 111 "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях".
4.2.5. Принимает меры по погашению задолженности по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, за 1998-2000 годы, обеспечивает своевременную текущую выплату по этим пособиям.
4.2.6. Выделяет средства на приобретение новогодних подарков для детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных и неполных семей, а также оказывает содействие в обеспечении новогодними подарками детей работников бюджетных организаций социальной сферы.
4.2.7. Совместно с президиумом Совета Федерации профсоюзных организаций области разрабатывает программу летнего оздоровления и отдыха детей, подростков в загородных оздоровительных лагерях, на детских площадках при школах, подростковых клубах и центрах социального обслуживания населения районов.
4.2.8. Выделяет средства на организацию отдыха и оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа учащейся молодежи в системе начального, среднего и высшего профессионального образования.
4.3. Социальная поддержка населения
Правительство области:
4.3.1. Проводит согласованную политику повышения уровня социальных гарантий для населения области, обеспечивает выполнение федеральных законов по соблюдению прав граждан на социальную защиту, принимает меры по реализации Концепции развития системы адресной социальной помощи населению Саратовской области.
4.3.2. В случаях резкого повышения темпов инфляции и снижения в связи с этим уровня реальных доходов населения принимает с учетом мнения профсоюзов меры экономического и организационного характера по сдерживанию роста цен на основные продукты питания, товары повседневного спроса и социально значимые услуги.
4.3.3. В рамках своих полномочий осуществляет государственное регулирование и контроль за ценами и тарифами на газ природный, сжиженный, топливо твердое и керосин, реализуемые населению; на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта городского и пригородного сообщения; ритуальные услуги; услуги систем водоснабжения и канализации; за торговыми наценками на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; тепло и электроэнергию. Обеспечивает осуществление контроля за предоставлением льгот, установленных федеральными и областными законами, всеми организациями области независимо от форм собственности.
4.3.4. Пересматривает в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" мероприятия по проведению реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве, отодвигая срок окончательного перехода на стопроцентное возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги с 2003 года на 2008 год.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ вышеназванный Закон признан утратившим силу с 1 марта 2005 г.
4.3.5. Обеспечивает совместно с органами местного самоуправления:
соблюдение федерального и областного стандартов предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц;
проведение в обязательном порядке экспертизы экономической обоснованности тарифов перед принятием решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
4.3.6. Осуществляет жилищное строительство в объемах, предусмотренных лимитами капитальных расходов на 2002-2004 годы, обеспечивает адресность предоставления гражданам субсидий на строительство или приобретение жилья в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.
4.3.7. Принимает меры по совершенствованию системы оплаты жилья и коммунальных услуг, дифференциации ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения.
4.3.8. Обеспечивает совместно с органами местного самоуправления области предоставление населению области субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. При подготовке проектов местных бюджетов на очередной финансовый год обеспечивает выделение отдельной строкой средств на предоставление населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
4.3.9. Содействует в разработке мероприятий по освобождению населения от уплаты пени за просроченные коммунальные платежи в случаях задержек выплаты заработной платы.
4.3.10. Обеспечивает совместное с органами местного самоуправления области предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующими нормативными правовыми актами специалистам образования, здравоохранения и культуры, проживающим и работающим в сельской местности.
4.3.11. Осуществляет постоянный контроль за целевым использованием средств, предусмотренных в местных бюджетах на платежи за водо-, газо-, электроснабжение государственных и муниципальных учреждений социальной сферы.
4.3.12. Содействует в установленном порядке решению вопросов предоставления жилой площади социального использования для переселения жильцов из домов, находящихся в муниципальной собственности, признанных аварийными.
4.3.13. В целях социальной поддержки квалифицированных кадров из числа специалистов учреждений здравоохранения, образования и культуры принимает меры по разработке и реализации программы "Строительство жилья для работников бюджетной сферы на 2002-2005 годы".
4.3.14. Не допускает закрытия, перепрофилирования и передачи коммерческим организациям учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, физической культуры и спорта.
4.3.15. Принимает меры по обеспечению завершения строительства домов ЖСК, включенных в перечень кооперативов, которым предоставляется компенсация удорожания стоимости строительства жилых домов.
4.3.16. Принимает меры по разработке и реализации областных программ социальной поддержки малоимущих категорий населения, обеспечивает их финансирование и адресную направленность.
4.3.17. Предусматривает в областном бюджете средства на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и перевозки льготных категорий населения в городском и пригородном сообщении всех видов транспорта (кроме такси) в соответствии с действующим законодательством.
4.3.18. Сохраняет и обеспечивает в пределах своей компетенции для школьников, учащихся ПТУ, студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования дневной формы обучения и пенсионеров льготный проезд на городском транспорте.
4.3.19. Обеспечивает предоставление частичной компенсации удорожания стоимости питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, финансируемых из областного бюджета в размере 1,5 процента в день от минимального размера заработной платы. Обеспечивает контроль за предоставлением такой выплаты в вышеуказанных учреждениях, финансируемых из местных бюджетов.
4.3.20. Устанавливает дополнительные стипендии для учащихся средне-специальных учебных заведений, студентов и аспирантов учреждений высшего профессионального образования за особые отличия в учебе, научной работе и общественной деятельности.
4.3.21. Создает условия для реализации гражданами своих прав на получение образования, обеспечивая соблюдение принципа равных начальных возможностей независимо от материального благополучия семей, увеличивая объемы ассигнований для учреждений образования, финансируемых из областного бюджета, а также содействуя увеличению ассигнований для учреждений образования, финансируемых из местных бюджетов.
4.3.22. Обеспечивает сохранение права каждого жителя области на гарантированную бесплатную медицинскую помощь в соответствии с существующими стандартами в рамках Программы государственных гарантий обеспечения жителей Саратовской области бесплатной медицинской помощью.
4.3.23. Выделяет средства на санаторно-курортное лечение остро нуждающихся студентов в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
4.3.24. Оказывает содействие в развитии садоводческих товариществ. Рассматривает вопросы: о снижении в летний период платы за проезд всеми видами транспорта общего пользования в пригородном сообщении; об использовании тарифов на электроэнергию по нормам сельской местности.
4.3.25. Осуществляет финансирование мероприятий по социальной защите студенческой молодежи из числа сирот, инвалидов, матерей-одиночек, ветеранов боевых действий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, других остро нуждающихся студентов в пределах ассигнований, утвержденных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
4.3.26. Предоставляет в пределах своих полномочий студентам высших учебных и учащимся средних специальных учебных заведений и детям из многодетных семей право централизованного бесплатного посещения музеев 1 раз в месяц.
Стороны:
4.3.27. Организуют проведение Спартакиад трудящихся.
Профсоюзы и работодатели:
4.3.28. Выделяют средства из фондов организаций и профсоюзных бюджетов для организации отдыха работников и членов их семей.
4.3.29. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях социальные льготы для работающих, в том числе материальную и иную помощь, многодетным и неполным семьям, матерям-одиночкам, неработающим пенсионерам, частичную и полную компенсацию стоимости содержания детей в детских дошкольных учреждениях.
Работодатели:
4.3.30. Обеспечивают отчисление профсоюзам средств для проведения социально-культурной и иной работы в трудовых коллективах в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективными договорами и соглашениями.
4.3.31. Не допускают закрытия, перепрофилирования и использования не по назначению социально-бытовых и культурных объектов, находящихся на балансе организаций, загородных оздоровительных лагерей, осуществляют их своевременную подготовку к отдыху детей, подростков в летний и зимний периоды, принимают участие в комплектовании лагерей кадрами.
Профсоюзы:
4.3.33. Обобщают обращения граждан, членов профсоюзов по вопросам социально-трудовых отношений, вносят в федеральные и областные органы государственной власти предложения по совершенствованию действующего законодательства в этой сфере, содействуют разрешению законных заявлений и жалоб членов профсоюзов.
4.3.34. Участвуют в разработке и реализации программ социальной направленности.
4.3.35. Обеспечивают социальную защиту работающих через заключение коллективных договоров и соглашений и осуществляют контроль за их выполнением.
4.3.36. Участвуют в деятельности рабочих групп по исполнению в организациях Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
4.3.37. Участвуют в соответствии с законодательством через представителей в управлении государственными внебюджетными социальными фондами (фондами социального и медицинского страхования, пенсионным фондом).
4.3.38. Организуют в каникулярное время на базе здравниц и оздоровительных лагерей, находящихся в пользовании профсоюзов, отдых и оздоровление детей и подростков, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, попечителей и опекунов.
V. Порядок организации и контроля выполнения Соглашения
5.1. Стороны признают настоящее Соглашение в качестве нормативного документа, устанавливающего основные принципы регулирования социально-трудовых отношений на областном уровне для решения вопросов социально-экономической политики, и обязуются соблюдать достигнутые данным Соглашением договоренности, а также нести предусмотренную законодательством ответственность за невыполнение его положений.
5.2. В случае реорганизации сторон настоящее Соглашение сохраняет действие на весь период, на который оно было заключено, и ответственность за его выполнение возлагается на правопреемников в соответствии с действующим законодательством.
5.3. Контроль за исполнением настоящего Соглашения осуществляется Сторонами и Саратовской областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия).
5.4. Стороны предоставляют по взаимному запросу материалы, необходимые для контроля за исполнением настоящего Соглашения.
5.5. Стороны договорились о регулярном (не реже 1 раза в полугодие) рассмотрении хода выполнения Соглашения на заседаниях Комиссии и согласованном систематическом его освещении в средствах массовой информации.
5.6. Разногласия, связанные с реализацией Соглашения, разрешаются на заседании Комиссии в соответствии с существующим законодательством Российской Федерации и Законом Саратовской области "О социальном партнерстве".
5.7. Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение возможно по согласованию сторон на основании решения Комиссии.
5.8. Областные объединения профсоюзов и работодателей, не имеющие своих представителей в составе Комиссии, имеют право присоединиться к настоящему Соглашению в течение всего срока его действия, а также участвовать в реализации его мероприятий после оформления процедуры присоединения в установленном порядке.
5.9. В течение срока действия Соглашения и при условии выполнения другими Сторонами обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также отраслевыми и территориальными соглашениями и коллективными договорами, Профсоюзы воздерживаются от организации забастовок, а Работодатели - от массовых увольнений работников, ликвидации организаций или их необоснованной реорганизации.
5.10. Каждая из Сторон в месячный срок после подписания настоящего Соглашения разрабатывает собственные планы мероприятий, обеспечивающие выполнение принятых обязательств. Копии представляются Сторонам, подписавшим Соглашение.
5.11. В недельный срок после подписания настоящего Соглашения текст его публикуется в средствах массовой информации.
5.12. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует по 31 декабря 2004 года.
Губернатор Саратовской области |
Д.Ф.Аяцков |
Председатель Федерации профсоюзных
организаций Саратовской области |
Е.С.Рогожин |
Председатель Союза
товаропроизводителей и работодателей
Саратовской области |
В.Г.Слепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области (ассоциация профсоюзов) и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2002-2004 годы
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует по 31 декабря 2004 г.
Текст Соглашения опубликован в газете "Саратовские вести - СП" от 18 января 2002 г. N 10 (442) и от 19 января 2002 г. N 11 (443)
Настоящее соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением срока действия