Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 19 августа 2010 г. N 381-П
Долгосрочная областная целевая программа
"Система химической и биологической безопасности Саратовской области на 2010-2013 годы"
29 декабря 2012 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 г. N 834-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Система химической и биологической безопасности Саратовской области на 2010-2013 годы" (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Саратовской области от 23 июля 2010 года N 213-Пр "О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы"
|
Государственный заказчик Программы
|
министерство промышленности и энергетики области |
Основные разработчики Программы |
министерство промышленности и энергетики области; министерство экономического развития и торговли области; министерство здравоохранения области; министерство социального развития области; министерство сельского хозяйства области; министерство занятости, труда и миграции области; Главное управление МЧС России по Саратовской области (по согласованию); Средне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию); Управление Федеральной службы в сфере природопользования по Саратовской области (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области (по согласованию); Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области (по согласованию)
|
Цель и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели |
целью Программы является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на окружающую среду и население Саратовской области. Достижение цели обеспечивается реализацией следующих основных задач: совершенствование законодательства Саратовской области по вопросам химической и биологической безопасности; реализация механизмов привлечения внебюджетных финансовых, материальных и иных ресурсов для обеспечения химической и биологической безопасности Саратовской области в рамках государственно-частного партнерства; создание условий для обеспечения контроля и мониторинга состояния окружающей среды и здоровья населения в зоне влияния опасных объектов с целью обеспечения областных органов исполнительной власти достоверной информацией о состоянии окружающей среды; предупреждение возникновения источников и очагов химического и биологического заражения путем постоянного мониторинга опасных химических и биологических факторов; укрепление материально-технической базы учреждений и организаций Саратовской области, осуществляющих деятельность в области обеспечения химической и биологической безопасности; снижение потенциально возможных масштабов химического и биологического заражения и суммарных площадей зон защитных мероприятий путем проведения комплекса мер в отношении источников химической и биологической опасности; осуществление модернизации и технического перевооружения опасных химических и биологических объектов; разработка и внедрение современных технологий утилизации и обезвреживания опасных промышленных, биологических и медицинских отходов; ликвидация химически и биологически опасных техногенных образований и промышленных отходов, сокращение количества источников химической и биологической опасности; повышение защищенности работников промышленных предприятий, организаций, учреждений и населения Саратовской области от негативного влияния опасных химических и биологических веществ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, путем обеспечения современными средствами защиты; снижение негативного воздействия продуктов сгорания попутного нефтяного газа на окружающую среду путем увеличения объемов его использования до 95 процентов; повышение готовности органов управления здравоохранением, территориальной службы медицины катастроф, областных лечебно-профилактических учреждений и формирований к работе в условиях возникновения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; обеспечение условий для осуществления деятельности по подготовке специалистов и руководителей в области обеспечения химической и биологической безопасности; совершенствование содержания образовательного процесса средней и высшей школы, повышение уровня экологических знаний, основ промышленной безопасности и безопасности жизнедеятельности. Основные оценочные показатели: разработанные законодательные акты и нормативные документы (шт.); внебюджетные средства для обеспечения химической и биологической безопасности области в рамках государственно-частного партнерства (руб.); доля обеспеченности паспортами безопасности химически и биологически опасных объектов (%); площадь мониторинга химического и биологического воздействия на окружающую среду (%); выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками загрязнения (тыс. тонн); доля содержания бензола в выхлопных газах (%); доля содержания ароматических углеводородов в топливе (%); износ основных производственных фондов 56 основных химически и биологически опасных предприятий (%); внедрение современных технологий утилизации и обезвреживания опасных промышленных, биологических и медицинских отходов (шт.); отходы лечебно-профилактических учреждений (тонн); отходы производства серной кислоты на промышленной площадке ООО "Балаковский завод волоконных материалов" (тыс. тонн); непригодные и запрещенные к применению пестициды (тонн); средства защиты органов дыхания (тыс. шт.); медицинские средства защиты (%); доля утилизации попутного нефтяного газа (%); оборудование для проведения биохимических и токсикологических исследований (%); специалисты и руководители промышленных предприятий в области химической и биологической безопасности (чел.); специализированные учебные пособия и программно-аналитические средства (%)
|
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа будет реализована в 2010-2013 годах в один этап. В течение 4 лет будет осуществлен ряд мероприятий, в том числе контроль и координация взаимодействия на всех уровнях законодательной, исполнительной власти Саратовской области и федеральных органов, повышение уровня кадровой подготовки, развитие нормативно-методической, научно-производственной и материально-технической базы, а также разработка современных технологий и реализация пилотных проектов, направленных на решение широкого спектра проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности. В рамках Программы предусмотрено проведение на территории Саратовской области мониторинга опасных химических веществ и биологических агентов, а также разработка предложений по первоочередным мерам в отношении опасных химических и биологических объектов и территорий их дислокации
|
Исполнители основных мероприятий |
министерство промышленности и энергетики области; министерство здравоохранения области; министерство транспорта и дорожного хозяйства области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; министерство образования области; комитет охраны окружающей среды и природопользования области; Главное управление МЧС России по Саратовской области (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию); Управление Федеральной миграционной службы по Саратовской области (по согласованию); администрация муниципального образования "Город Саратов" (по согласованию); администрация Балаковского муниципального района (по согласованию); комитет транспорта области; управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства области
|
Объемы и источники обеспечения Программы |
общий объем финансирования Программы в 2010-2013 годах составит 11927943,5 тыс. руб., в том числе на: 2010 год - 2679142,0 тыс. руб.; 2011 год - 1576989,5 тыс. руб.; 2012 год - 6474527,0 тыс. руб.; 2013 год - 1338635,0 тыс. руб.; из них за счет средств: федерального бюджета (прогнозно) - 578720,0 тыс. руб. (или 4,9 процента от общего объема финансирования), в том числе: 2010 год - 35500,0 тыс. руб.; 2011 год - 511140,0 тыс. руб.; 2012 год - 47540,0 тыс. руб.; 2013 год -127540,0 тыс. руб.; областного бюджета - 143865,5 тыс. руб. (или 1,2 процента от общего объема финансирования), в том числе: 2010 год - 5000,0 тыс. руб.; 2011 год - 137865,5 тыс. руб.; 2012 год - 100,0 тыс. руб.; 2013 год - 900,0 тыс. руб.; местных бюджетов (прогнозно) - 44210,0 тыс. руб. (или 0,3 процента от общего объема финансирования), в том числе: 2010 год - 20390,0 тыс. руб.; 2011 год - 11740,0 тыс. руб.; 2012 год - 6040,0 тыс. руб.; 2013 год - 6040,0 тыс. руб.; внебюджетных средств (прогнозно) - 11161148,0 тыс. руб. (или 93,6 процента от общего объема финансирования), в том числе на: 2010 год - 2618252,0 тыс. руб.; 2011 год - 916244,0 тыс. руб.; 2012 год - 6420847,0 тыс. руб.; 2013 год - 1204155,0 тыс. руб.
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
в результате реализации Программы будет достигнуто: общая величина предотвращенного социально-экономического ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций от 166 до 237 млрд. руб.; снижение негативного влияния выхлопных газов автотранспорта за счет перехода на использование топлива стандарта Евро-4 (снижение доли содержания бензола в выхлопных газах с 3 до 1 процента и ароматических углеводородов с 60 до 42 процентов); сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками загрязнения с 500 тыс. тонн до 485 тыс. тон в год; снижение показателя износа основных производственных фондов 56 основных химически и биологически опасных предприятий с 70 до 60 процентов; обезвреживание 1388 тонн отходов лечебно-профилактических учреждений (347 тонн ежегодно); обезвреживание и утилизация более 0,8 млн. тонн цинксодержащих промышленных отходов и 0,6 тыс. тонн отходов производства серной кислоты на промышленной площадке ООО "Балаковский завод волоконных материалов"; абзац восьмой утратил силу Информация об изменениях:См. текст абзаца восьмого увеличение доли утилизации попутного нефтяного газа с 63,5 до 95 процентов; увеличение площади мониторинга химического и биологического воздействия на окружающую среду с 20 до 35 процентов за счет создания сети стационарных постов наблюдения; создание запаса средств индивидуальной защиты в количестве около 1,5 млн. шт. для повышения защищенности работников промышленных предприятий, организаций, учреждений и населения Саратовской области; повышение оснащенности лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием для проведения биохимических и токсикологических исследований биологических жидкостей пострадавших в зонах возможного опасного химического и биологического заражения с 40 до 80 процентов; повышение обеспеченности областных лечебно-профилактических учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, средствами индивидуальной защиты органов дыхания и медицинскими средствами защиты с 10 до 80 процентов; увеличение доли обеспеченности паспортами безопасности химически и биологически опасных объектов с 50 до 100 процентов
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ". |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения
программными методами
Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации от 29 марта 2006 года N Пр-502 была реализована постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года N 791, утвердившим федеральную целевую программу "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)". Указанным постановлением рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных целевых программ учитывать положения федеральной целевой программы.
Областная целевая программа "Система химической и биологической безопасности Саратовской области на 2010-2013 годы" разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года N 791 с учетом основных положений федеральной целевой программы.
Обеспечение химической и биологической безопасности на территории Саратовской области может быть достигнуто путем организации эффективного механизма координации деятельности и своевременного эффективного выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти области санитарно-противоэпидемических, ветеринарных, фитосанитарных и инженерно-технических мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами и направленных на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с выбросами химически и биологически опасных веществ, существенное снижение негативного влияния вредных и опасных химических и биологических факторов и уменьшение их воздействия на население и окружающую среду.
Состояние дел в различных сферах обеспечения химической и биологической безопасности позволяет сделать вывод, что защищенность населения и окружающей среды на территории Саратовской области от воздействия опасных биологических и химических факторов не доведена до уровня, при котором отсутствуют риски причинения им вреда. На фоне значительного ухудшения санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки, а также наблюдающейся тенденции снижения потенциала химической и биохимической промышленности Российской Федерации в Саратовской области, как в одном из основных промышленно развитых субъектов Российской Федерации, существуют явные биологические и химические угрозы для окружающей среды и безопасности населения.
Реальную опасность представляют следующие факторы:
наличие и хранение на территории области химически и биологически опасных веществ, продуктов детоксикации химического оружия, около 1200 тонн;
наличие предприятий, относящихся к химически опасным и биологически опасным объектам, 53 предприятия;
изношенность оборудования основных производственных фондов химически опасных предприятий в среднем до 70 процентов;
наличие на территории области разветвленной сети железных и автомобильных дорог, по которым круглосуточно транспортируются химически опасные вещества, общий грузооборот составляет около 120 млн. тонн, из которых более 50 процентов относятся к химически опасным грузам, железнодорожные магистрали проходят через крупные города или в непосредственной близости от них, в результате чего в густонаселенных районах области существует потенциальная угроза очагов химического заражения;
недостаточная техническая оснащенность и использование устаревшего оборудования на предприятиях водоснабжения до 70 процентов;
отсутствие современных очистных сооружений для бытовых и промышленных сточных вод;
снижение общего уровня профессиональной подготовки технического и обслуживающего персонала;
трансграничные заносы на территорию области известных и неизвестных ранее неэндемичных патогенов и экопатогенов;
применение на территории области опасных и особо опасных биологических агентов и химических веществ в террористических целях;
наличие на территории области непригодных и запрещенных к применению пестицидов и ядохимикатов более 500 тонн;
скопление в поселениях области большого количества безнадзорных животных, ухудшающих санитарно-эпидемическую обстановку;
образование биологических, медицинских отходов лечебно-профилактических учреждений и лекарственных средств с просроченным сроком годности на территории области, в среднем около 400 тонн;
наличие на территории области значительных количеств иловых осадков сточных вод, более 1,5 миллионов тонн;
накопление на территории области отходов гальванических производств;
наличие шламонакопителей нефтяных отходов;
образование отходов на промышленных предприятиях 1-го, 2-го и 3-го классов опасности, более 400 тыс. тонн;
наличие захоронений высокотоксичных и ядовитых веществ, не соответствующих требованиям санитарных норм и законодательству, наносящих экологический ущерб окружающей природной среде, например промышленная площадка бывшего Балаковского ордена Трудового Красного знамени производственного объединения "Химволокно" им. В.И.Ленина.
Прогноз основных опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера показывает, что на территории области сохраняется высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера.
Целью политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему.
Основой политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является разработка, внедрение, совершенствование и упрочение системы химической и биологической безопасности в Саратовской области.
Реализацию политики по обеспечению химической и биологической безопасности планируется осуществить путем создания единой системы обеспечения химической и биологической безопасности Саратовской области, предусматривающей категорирование, прогнозирование, предупреждение и парирование угроз химической и биологической природы, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в результате воздействия опасных химических и биологических факторов окружающей среды.
В Саратовской области в настоящее время функционирует 250 потенциально опасных объектов, из которых 53 относятся к химически опасным объектам (ХОО), 1 объект, относящийся к биологически опасным объектам.
В зонах повышенной химической опасности расположены 6 городов и поселков области с численностью более 1,4 млн. человек.
Серьезную опасность представляют ХОО, на которых используются хлор и аммиак (ООО "Саратоворгсинтез", водопроводные комплексы, хладокомбинаты). Общее количество опасных веществ, используемых (хранимых) на ХОО, составляет: хлора - 256 тонн, аммиака - 3947 тонн, нитрилакриловой кислоты - 2000 тонн, синильной кислоты - 22 тонн, сероуглерода - 360 тонн, реакционных масс на объекте по УХО - около 12 тыс. тонн.
По территории Саратовской области проходит магистральный аммиакопровод Тольятти-Одесса протяженностью 547 км с множеством пересечений малых рек, в том числе р. Волги. Остаточный ресурс аммиакопровода, по заключению лабораторных испытаний, установлен до августа 2010 года.
Аммиакопровод проходит по территории 15 муниципальных районов области. На участке 720-745 км трасса аммиакопровода проходит вдоль магистрального газопровода. Наиболее опасными объектами и участками на магистральном аммиакопроводе являются места пересечения аммиакопровода с газопроводами, нефтепроводами, автодорогами, железными дорогами и переходы через водоемы, в секциях которых находится от 250 до 500 тонн жидкого аммиака; насосные и раздаточные станции, где может скапливаться до 100 тонн жидкого аммиака.
Внимания требуют объекты, осуществляющие поставку питьевой воды и прием стоков от населения и объектов экономики. Особенно ГУП СО "Облводоресурс", в структуру которого входит пятнадцать филиалов, обеспечивающих население области питьевой водой, три из которых химически опасные объекты - филиалы предприятия в Пугачевском, Красноармейском и Ершовском районах. Основная опасность эксплуатируемых объектов обусловлена применением хлора - аварийно химически опасного вещества, находящегося в оборудовании и технологической схеме под избыточным давлением 0,07 МПа. Наиболее вероятными причинами возникновения аварийной ситуации могут быть ошибки производственного персонала, нарушение герметичности трубопроводов, отказы арматуры, переполнение хлорных сосудов (контейнеров), разгерметизация аппаратов из-за дефектов изготовления и др. Наиболее опасным вариантом развития аварии является разгерметизация контейнера или трубопровода с выбросом хлора из оборудования с образованием и распространением токсичного облака и последующей интоксикацией людей.
Таким образом, большинство химически опасных объектов в Саратовской области составляют предприятия, использующие в технологических циклах хлор и аммиак. К ним, помимо указанных выше, относятся предприятия перерабатывающей промышленности и предприятия химии: ФГУП "Консервный завод", ООО "Балаковские минеральные удобрения", ЗАО "Молоко Поволжья", ОАО "Балаковский завод волоконных материалов", ОАО Пивкомбинат "Балаковский", ЗАО "Волжский дизель им. Маминых", ООО "Балашовский мясоконсервный комбинат", ООО "Балашовский маслосыродельный комбинат", ООО "Саратоворгсинтез", ООО "ТПФ "Океан", ОАО "Жировой комбинат", ООО "Саратовский молочный комбинат", ОАО Гормолзавод "Вольский", ЗАО "Купец и К", ООО "Тиграновское", И.П.Ермолаева В.С., ОАО "Маслокомбинат "Ершовский", ООО "Атикс Маркс", ОАО "Маслодел", ОАО "Пивзавод "Марксовский", ОАО "Новобурасский молочный завод", ОАО "Новоузенский мясокомбинат", ЗАО "Молочный завод "Петровский", ООО "Пугачевское молоко", ОАО "Горизонт", КФХ "Кабов В.А.", ЗАО "Маслодельный завод Хвалынский", ОАО "Молочный комбинат Энгельсский", ООО "Маслосырбаза Энгельсская", ООО "Архок", ОАО "Агрофирма Энгельсская", филиал ФГУП "ГосНИИОХТ" "Шиханы".
Помимо используемых большинством химически опасных объектов области в производственном процессе хлора и аммиака на отдельных предприятиях области используются и другие АХОВ. В технологическом процессе ООО "Саратоворгсинтез" используются нитрилакриловая и синильная кислота, ООО "Балаковские минеральные удобрения" - олеум и серная кислота, ООО "Балаковский завод волоконных материалов" - серная кислота и сероуглерод, в филиале ФГУП "ГосНИИОХТ" "Шиханы" хранятся ирританты и другие опасные химические вещества.
Учитывая то, что значительное количество объектов было построено и введено в эксплуатацию 30-40 лет назад, на сегодняшний день средний процент износа основных производственных фондов химически опасных объектов составляет более 50 процентов. Наиболее изношено оборудование на очистных сооружениях и водозаборах водоканалов. Их износ достигает 70 процентов. Поэтому достаточно велик риск возникновения химических аварий на объектах вследствие старения основных фондов, частых остановок производственных объектов по различным причинам, недостаточного выделения финансовых средств на амортизационные расходы и приобретение нового оборудования, а также на переподготовку и обучение персонала.
Поэтому без разработки и реализации комплексных превентивных мер количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами ежегодно будет расти.
Отсутствие целевого финансирования будет способствовать необратимому выводу из промышленной цепочки основных производственных фондов и, прежде всего, критически важных для экономики Саратовской области объектов, в том числе функционирующих в особых условиях и социально значимых для населения.
Для реконструкции большинства опасных химических и биологических объектов необходима разработка современных технологий. В противном случае будет наблюдаться дальнейший рост технологической и производственной составляющих химической и биологической опасности.
Отдельное место среди источников химической опасности занимает 1202 объект по уничтожению химического оружия, расположенный на территории ЗАТО - п. Михайловский, где накоплено около 12 тыс. тонн химически опасных веществ - продуктов детоксикации кожно-нарывных отравляющих веществ (люизита, иприта и их двойных и тройных смесей).
Самыми массовыми по количеству хранимых химически опасных веществ являются мышьяксодержащие реакционные массы щелочного гидролиза люизита и арсенит натрия гидролизный (АНГ) - продукт детоксикации люизита, завозимый на территорию области с объекта по уничтожению химического оружия в г. Камбарка Удмуртской Республики.
Несмотря на высокий класс опасности (2 класс опасности) хранящихся мышьяксодержащих веществ, они являются особо ценным сырьем для получения оксида мышьяка, мышьяка и другой мышьяксодержащей продукции, используемой в стекольной, оптико-волоконной, радиоэлектронной, металлургической промышленности.
В настоящее время в отношении продуктов детоксикации иприта и двойных, тройных смесей иприта и люизита проведены работы по их термическому обезвреживанию и битумированию.
С целью организации промышленной переработки мышьяксодержащих реакционных масс щелочного гидролиза люизита и арсенита натрия гидролизного на 1202 объектах УХО ведутся научно-исследовательские работы по уточнению параметров технологического процесса переработки АНГ в мышьяксодержащую продукцию.
В рамках выполнения Программы предусматриваются меры по созданию условий и поддержке Департамента реализации конвенционных обязательств Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия в решении задачи организации переработки мышьяксодержащих продуктов детоксикации люизита в продукцию народно-хозяйственного значения.
Особого внимания в плане обеспечения химической безопасности Саратовской области заслуживают мероприятия, планируемые к проведению на 1202 объектах УХО, связанные с ликвидацией последствий хранения и уничтожения химического оружия (боевых кожно-нарывных отравляющих веществ).
Проектом по ликвидации последствий хранения и уничтожения химического оружия предусматриваются комплекс мероприятий по дегазации производственных зданий и сооружений, санации грунта загрязненных участков территории. После проведения работ по санации территории и грунта негативное воздействие 1202 объектов УХО на окружающую среду будет сведено к минимуму.
Кроме этого, источником химической опасности является находящийся на территории ЗАТО Шиханы бывший объект по разработке химического оружия - филиал федерального государственного унитарного предприятия "ГосНИИОХТ" "Шиханы", где ведутся работы по ликвидации последствий деятельности по разработке химического оружия.
Серьезным источником биологической опасности на территории Саратовской области является федеральное государственное учреждение здравоохранения "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" (ФГУЗ РосНИПЧИ "Микроб"), который включен в Перечень критически важных объектов Российской Федерации. Институт осуществляет экспериментальные, диагностические и производственные работы, связанные с использованием биологических патогенных агентов (БПА) 1-4 групп патогенности (опасности). Износ производственных фондов составляет 30 процентов.
Источником химической опасности также может служить загрязнение химически опасными веществами почв, воздушного и водного бассейнов Саратовской области.
Загрязнение воздушного бассейна химическими веществами является одной из главных проблем области. На территории области в атмосферный воздух ежегодно продолжает поступать более 400 наименований загрязняющих веществ (ЗВ) различных классов опасности. В подавляющем большинстве источники выбросов сосредоточены в промышленных центрах области.
Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников на территории области в 2009 году составили 120,9 тыс. тонн.
Среди городов области лидерами по количеству выбросов загрязняющих веществ в атмосферу являются 5 городов: Саратов, Балаково, Энгельс, Вольск, Балашов.
Основными предприятиями, вносящими свой вклад в загрязнение атмосферного воздуха, являются:
предприятия трубопроводного транспорта (ООО "Газпром трансгаз Саратов") - 72,6 тыс. т, или 60,1 процента;
предприятия, осуществляющие производство и распределение электроэнергии, газа и воды (ОАО "Волжская ТГК", филиал ООО "Газпром ПХГ" Песчано-Уметское ПХГ, филиал ООО "Газпром ПХГ" Степновское ПХГ, филиал ООО "Газпром ПХГ" Елшанское ПХГ и пр.) - 9,4 тыс. т, или 7,7 процента;
обрабатывающие производства (ООО "Саратоворгсинтез", ОАО "Саратовский нефтеперерабатывающий завод", ОАО "Вольскцемент", ООО "Балаковские минеральные удобрения", ОАО "Саратовский институт стекла", ООО "Предприятие Индустрия-Плюс", ОАО "Завод силикатного кирпича", ЗАО "Волгацемент", ОАО "Саратовстройстекло") - 28,9 тыс. т, или 23,9 процента;
добыча полезных ископаемых (ОАО "Нижневолжскнефтегаз", ОАО "Саратовнефтегаз" и пр.) - 4,1 тыс. т, или 4,8 процента.
Из перечисленных предприятий наибольшего внимания в плане обеспечения химической безопасности заслуживает ООО "Газпром трансгаз Саратов", осуществляющее залповые выбросы метана при проведении регламентных, диагностических, ремонтных и планово-профилактических работ на участках магистрального газопровода. Основная масса этого вещества выбрасывается за пределами территорий городов и крупных населенных пунктов.
Серьезная проблема обеспечения химической безопасности в г. Балаково связана с загрязнением значительной площади земельного участка в результате предыдущей длительной деятельности бывшего Ордена Трудового Красного знамени производственного объединения федерального значения "Химволокно" им. В.И.Ленина (более 3 млн. тонн отходов производственной деятельности). Ее решение требует значительных финансовых затрат и непосредственной поддержки Правительства Российской Федерации.
Загрязнение почв на территории промышленных предприятий области происходит в основном вследствие выбросов вредных химических соединений. Основными источниками загрязнения почв являются строительные отходы, гальвано- и нефтешламы, осадки очистных сооружений, сельскохозяйственные отходы и тяжелые металлы.
Основными источниками загрязнения почвы области являются бытовой мусор, строительные отходы, гальвано- и нефтешламы, осадки очистных сооружений, сельскохозяйственные отходы. Основными загрязняющими веществами являются нефтепродукты, а также тяжелые металлы - свинец и кадмий.
Основными участками повышенного загрязнения тяжелыми металлами являются земельные участки промышленной зоны ОАО "Завод автономных источников тока" и территория, примыкающая к промзоне ОАО "Электроисточник".
Превышение допустимого уровня содержания нефтепродуктов в почвах и грунтах наблюдается на объектах, принадлежащих ОАО "ТНК-ВР" (ОАО "Саратовский НПЗ" и ОАО "Саратовнефтепродукт"), ОАО "Саратовнефтегаз", ОАО "ЛукОйл-Нижневолжскнефтепродукт" и ОАО "Саратовское речное транспортное предприятие".
Основной причиной загрязнения поверхностных водоемов области является сброс загрязняющих веществ со сточными водами, что приводит к ухудшению общего состояния водоемов. В 2009 году в поверхностные водоемы области сброшено 243,4 млн. м3 сточных вод (в 2008 году - 266,2 млн. м3). Объем сброса загрязненных сточных вод уменьшился на 140,6 млн. м3 (на 71,4 процента) и составил 56,4 млн. м3, в том числе без очистки - 18,0 млн. м3 (в 2008 году - 24,1 млн. м3), недостаточно очищенных - 38,4 млн. м3 (в 2008 году - 172,9 млн. м3).
При этом поверхностные объекты являются основными источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения для 80 процентов населения области. Основной объем сброса сточных вод приходится на бассейн р. Волга (95,9 процента). Основными загрязняющими отраслями являются организации коммунального комплекса (МУПП "Саратовводоканал", МУП "Балаково-Водоканал", МУП "Энгельс-Водоканал", ГУП области "Облводоресурс" и пр.), предприятия по производству тепловой и электрической энергии (ОАО "Волжская ТГК" и пр.), а также химическая и нефтехимическая промышленность (ООО "Саратоворгсинтез", ОАО "Саратовский нефтеперерабатывающий завод", ОАО "Балаковорезинотехника", ООО "Балаковские минеральные удобрения" и пр.).
Характерными загрязняющими веществами в 2009 году являлись железо, марганец, алюминий, азот аммонийный, азот нитритный, фосфаты, фенолы и нефтепродукты. Зафиксировано высокое содержание в поверхностных водах растворенных пестицидов.
Степень очистки сточных вод, отводимых в водные объекты, находится в прямой зависимости от эффективности работы очистных сооружений. Неэффективная работа очистных сооружений приводит к увеличению в водных объектах концентрации ряда опасных веществ, в том числе тяжелых металлов и органики. Отсутствуют современные, эффективные канализационные очистные сооружения в городах Вольск, Красный Кут, Красноармейск, Аркадак, Аткарск, в Пугачевском, Перелюбском, Ивантеевском, Дергачевском, Новобурасском, Балтайском, Калининском, Краснокутском районах и других населенных пунктах.
Ситуация с качеством питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной (более 40 процентов населения сталкивается с проблемой качества воды). Отсутствуют водоочистные сооружения на хозяйственно-питьевых водопроводах в Перелюбском, Питерском, Федоровском, Дергачевском, Краснокутском, Краснопартизанском, Балаковском районах.
Загрязнение вредными химическими веществами атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, питьевой воды и почвы, а через них и пищи, свидетельствует о том, что проблема обеспечения химической безопасности является одной из важнейших в области охраны здоровья населения.
Промышленные отходы наряду с выбросами и сбросами загрязняющих веществ являются одним из главных источников химической опасности. Негативное воздействие отходов выражается, прежде всего, в поступлении в природную среду вредных химических и токсичных веществ, входящих в их состав и ведущих к загрязнению почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха.
В 2009 году в Саратовской области образовалось 3,6 млн. тонн отходов 1-5 классов опасности (без учета отходов жилого сектора), в том числе: 1 класса опасности - 0,07 тыс. тонн отходов, 2 класса - 2,27 тыс. тонн, 3 класса - 313,3 тыс. тонн, 4 класса - 3017,1 тыс. тонн и 5 класса - 274,5 тыс. тонн.
Промышленные отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности предприятий, включают в себя отходы гальванических производств и осадки очистных сооружений, содержащие тяжелые металлы, пестициды с истекшим сроком годности и ядохимикаты, запрещенные к применению, нефтешламы и т.д.
Основной вклад в образование промышленных отходов области (более 70 процентов) вносит ООО "Балаковские минеральные удобрения", на котором образуется фосфогипс, относящийся к IV классу опасности для окружающей природной среды. В 2009 году на предприятии образовалось 2790,5 тыс. тонн фосфогипса.
Основная масса образовавшихся промышленных отходов - 3290,5 тыс. тонн (91,3 процента от образовавшегося количества) - направлена на хранение. Всего по состоянию на 1 января 2010 года в могильниках, хранилищах, отвалах и других объектах, принадлежащих предприятиям области, накоплено более 42,8 млн. тонн производственных отходов, из которых 41,1 млн. тонн - фосфогипс.
При этом многие крупные предприятия области сохраняют практику размещения высокоопасных отходов, запрещенных к вывозу на свалки и полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), на собственных объектах длительного хранения, которые эксплуатируются с нарушением действующего законодательства.
Данные по образованию, хранению и видам отходов 1-3 класса опасности приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Образование, хранение отходов 1-3 классов опасности по видам отходов (отчетные данные по форме N 2 ТП (отходы)
Наименование отходов |
Класс опас- ности |
Предприятие |
Образование, 2008 год, тонн |
Отработанные щелочные АКБ, бракованные источники тока. Отходы литиевого производства. Отходы, содержащие кадмий. Отходы гальванического производства, шлам зачистки гальванических ванн |
2 |
ЗАО ОЗ "НИИХИТ", ОАО "Литий-элемент", ЗАО "НИИХИТ-2", ОАО "НПП "Контакт" |
28,678 |
Гальванические шламы. Шлам очистки котлов |
2 |
ФГУП "НПЦАП" - ПО "Корпус", ОАО "356 Авиационный ремонтный завод", ОАО "Волжская ТГК" |
160,273 |
Лекарственные препараты и реагенты, потерявшие потребительские свойства |
2 |
Медицинские учреждения, аптеки |
5,842 |
Отходы, содержащие никель, керосин, бензин отработанный, перхлорэтилен отработанный, остатки ацетона, потерявшего потребительские свойства |
3 |
ЗАО "НИИХИТ-2", ООО "Экокомлекс-Тантал", ЗАО ОЗ "НИИХИТ" |
86,796 |
Масла отработанные |
3 |
ОАО "Балаковорезинотехника", ООО "Газпром трансгаз Саратов" |
79,877 |
Отходы катализаторов и контактных масс, отработанные ванадиевые катализаторы. Отходы растворов вискозы и коагулянтов вискозы |
3 |
ООО "Балаковские минеральные удобрения", ООО "Саратов-оргсинтез", ООО "Балаковский завод волоконных материалов", ООО "Синтетическое нитроновое волокно" |
646,961 |
Шлам шлифовальный маслосодержащий. Шлам очистки трубопроводов и емкостей. Шлам минеральных масел. Шлам осадочных ванн |
3 |
ОАО "СПЗ", ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ", ОАО "РЖД", ООО "Экокомплекс-Тантал", ООО "Балаковский завод волоконных материалов" |
3723,887 |
Помет куриный свежий Навоз от свиней свежий |
3 |
ОАО "Птицефабрика им. К.Маркса", УФСИН России по Саратовской области |
12362,29 |
Гальванические шламы. Шлам станции нейтрализации. Шлам очистных сооружений |
3 |
ФГУП "НПП "Алмаз", ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ", ОАО Энергокомплекс", ОАО "СЭПО-ЗЭМ", ОАО "НПП "Контакт", ОАО "СПЗ" |
1329,881 |
Пыль стирального порошка. Иловый осадок от очистки подземных емкостей синтетических моющих средств. Отход дихлорметана. Отход сульфата натрия |
3 |
ООО "Хенкель-Юг" |
223,592 |
Пыль фенолформальдегидной смолы |
3 |
ОАО "Балаковорезинотехника" |
119,351 |
Углеводородный отход от очистки (осушки) газа |
3 |
ООО "Газпром ПХГ" |
752,037 |
На перечисленных предприятиях должны быть предусмотрены меры по разработке и внедрению технологий по утилизации специфических видов отходов: осадков сточных вод очистных сооружений, отходов гальванических производств, отходов животноводческих и птицеводческих комплексов, а также биологических и медицинских отходов, представляющих собой особую опасность для населения.
Образование одного из самых массовых промышленных отходов на территории области связано с образованием на очистных сооружениях канализации жидких отходов - осадков сточных вод.
Только лишь на территории ООО "Саратоворгсинтез" сосредоточено более 1 млн. тонн иловых осадков сточных вод. Осадки городских очистных сооружений представляют собой органические (до 80 процентов) и минеральные (около 20 процентов) примеси, выделенные из воды в результате механической, биологической и физико-химической очистки. В состав осадков сточных вод входят вещества, обладающие общетоксическим, токсикогенетическим, эмбриотоксическим, канцерогенным и другими негативными свойствами.
Осадки часто содержат высокие концентрации тяжелых металлов, а также патогенную микрофлору, яйца гельминтов и т.п. Хранящиеся на иловых картах и отвалах осадки очистных сооружений, как правило, относятся к 3 или 4 классу опасности отходов.
Расположение вблизи водоемов и значительные объемы осадков (0,5-1 процент от расхода очищаемых стоков), наличие в них тяжелых металлов и загнивающих органических веществ, санитарное неблагополучие и другие факторы обуславливают необходимость обезвоживания, стабилизации, обеззараживания, обезвреживания и ликвидации осадков.
Ликвидация иловых осадков, складированных на территории предприятий, эксплуатирующих ОСК, и ближних пригородов, улучшит санитарные условия, снизит антропогенную нагрузку на природную среду, поднимет культуру производства, оздоровит социально-экологическую и экономическую обстановку в регионе.
Исходя из технологических процессов разных гальванических производств (линия цинкования, никелирования, хромирования, анодирования и др.), основными наиболее опасными ингредиентами гальванических отходов являются цинк, никель, хром, олово, висмут, свинец, кадмий, ртуть, железо, медь и др.
В связи с разнообразием химических элементов, обнаруживаемых в гальванических отходах производств разных отраслей промышленности, возникает гигиеническая проблема обращения с ними с целью предупреждения влияния их агентов на окружающую среду и здоровье населения.
В одних случаях отходы гальванических производств используются в качестве добавок при изготовлении строительных материалов (железобетонные блоки и плиты, кирпич и др.), в других - вывозятся на полигоны ТБО, в-третьих - накапливаются в емкостях на территории промышленных предприятий и т.д.
В целом решение проблемы утилизации отходов гальванических производств, образующихся на территории области, является актуальной задачей.
Отдельная проблема - отходы нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, представляющие собой нефтесодержащие шламы и отработанные буровые растворы.
Разработка нефтяных, газоконденсатных и газовых месторождений, подготовка нефти, газа и газового конденсата, их транспортирование и хранение связаны с образованием значительного количества нефтесодержащих отходов - нефтешламов разного химического состава.
При всем многообразии характеристик различных нефтяных отходов в самом общем виде все нефтешламы могут быть разделены на три основные группы в соответствии с условиями их образования - грунтовые, придонные и резервуарного типа. Первые образуются в результате проливов нефтепродуктов на почву в процессе производственных операций либо при аварийных ситуациях. Придонные шламы образуются при оседании нефтеразливов на дне водоемов, а нефтешламы резервуарного типа - при хранении и перевозке нефтепродуктов в емкостях разной конструкции.
Нефтешламы являются опасными отходами, поэтому они требуют захоронения или специальной переработки (утилизации).
Буровые растворы - растворы, содержащие большое разнообразие веществ. В основном это глины, утяжелители и химические реагенты. Утяжелители - тонкомолотые тяжелые материалы: баритовый концентрат, магнетитовый концентрат, молотый мел. Химические реагенты: углещелочной, торфощелочной, лигниновый, конденсированная сульфит-спиртовая барда и т.д.
В связи с тем, что некоторые химические реагенты способны образовывать пены в растворе, для предупреждения этого явления применяют реагенты - пеногасители: соапсток, высшие жирные спирты, костный жир, стеариновую кислоту, полиэтиленовую крошку и др. И все перечисленное - лишь малая часть тех веществ, которые входят в состав буровых растворов.
Из приведенных данных видно, что буровые растворы высокотоксичны и попадание их в окружающую среду даже в небольших количествах представляет серьезную опасность. Сброс отработанных буровых растворов в открытые водоемы или поглощающие скважины не только сильно загрязняет водные источники и подземные пресные воды, но и губит живые организмы водоемов. Оставшиеся во взвешенном состоянии механические примеси в отработанных буровых растворах обычно образуют стойкие, трудно разрушаемые эмульсии. Вредные вещества, диффундирующие по биогеоценотическим составляющим, в итоге попадают в организм человека.
Поэтому выбор эффективной техники и технологии обезвреживания и утилизации отработанных буровых растворов является сложной задачей.
Требует решения проблема утилизации и обезвреживания запрещенных и непригодных к использованию в сельском хозяйстве пестицидов.
В настоящее время по результатам инвентаризации, проведенной в 2008 году в рамках областной целевой программы "Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области" на 2006-2008 годы, непригодные и запрещенные к применению пестициды, их смеси, загрязненная тара, смет-грунта 1, 2, 3, 4 классов опасности находятся в 13 районах области в общем количестве 496,9 тонны, в том числе в Аткарском - 90,9 тонны, Базарно-Карабулакском - 2,4 тонны, Вольском - 62,2 тонны, Красноармейском - 10,2 тонны, Калининском - 44,4 тонны, Новоузенском - 80,8 тонны, Федоровском - 100,9 тонны, Аркадакском - 53,4 тонны, Ершовском - 30 тонн, Балаковском - 15,4 тонны, Озинском - 1,9 тонны, Духовницком - 1,2 тонны, Ртищевском - 3 тонны.
Мероприятия по обезвреживанию этих опасных отходов ввиду отсутствия денежных средств в муниципальных районах области не проводятся.
Учитывая вышеизложенное, в целях снижения угрозы загрязнения окружающей природной среды и вероятности причинения вреда здоровью населения области необходимо проведение мероприятий по обезвреживанию имеющихся запрещенных и непригодных к использованию в сельском хозяйстве пестицидов.
В Саратовской области интенсивно ведутся работы по разработке нефтяных и газоконденсатных месторождений, в связи с чем в качестве источника химической опасности необходимо выделить процесс утилизации добываемого природного, попутного и нефтяного газа путем сжигания.
В 2009 году в Саратовской области путем сжигания было утилизировано более 300 млн. м3 газа, в том числе попутного и нефтяного - 100 млн. м3.
Продукты сгорания природного, попутного и нефтяного газа оказывают негативное влияние на окружающую среду. В результате их сжигания в атмосферу выбрасываются окись углерода, окислы азота, углеводородов, серы и сажа. Поступление в атмосферный воздух значительных объемов этих веществ изменяет его состав, приближая концентрации токсических веществ к опасным по биологическому воздействию на человека, животных, растения. Поступающие в окружающую среду продукты сгорания газа представляют собой потенциальную угрозу нормальному функционированию человеческого организма на физиологическом уровне.
К предприятиям, вносящим основной вклад в общий объем сжигаемого природного, попутного и нефтяного газа, относятся ОАО "Саратовнефтегаз" и ОАО "Нежневолжскнефтегаз".
Государственная политика Российской Федерации в настоящее время направлена на решение проблемы эффективного использования попутного нефтяного газа, что позволит существенно снизить негативное влияние продуктов его сгорания на окружающую среду и человека. Правительство Российской Федерации утвердило сроки достижения 95-процентного уровня использования попутного нефтяного газа (ПНГ). Целевой показатель сжигания ПНГ на факельных установках с 2012 года и последующие годы установлен на уровне не более 5 процентов. В Правительство Российской Федерации внесен проект постановления, предлагающий переход к обязательной норме для нефтяных компаний по утилизации 95 процентов добываемого ПНГ с 2012 года.
Поэтому решение проблемы утилизации ПНГ с внедрением современных перспективных технологий, обеспечивающих снижение негативного воздействия продуктов сгорания на окружающую среду, является актуальной задачей, которая может быть решена путем создания опытно-испытательного центра для отработки технологий утилизации и переработки попутного нефтяного газа в продукцию народно-хозяйственного назначения - "Центр газо-химических технологий".
Необходимо отметить, что к числу наиболее значимых загрязнителей окружающей среды, идентифицируемых на территории Саратовской области (взвешенные вещества (пыль), оксид углерода, оксид серы, оксиды азота, формальдегид, углеводороды, фенол и его производные, полиароматические углеводороды и тяжелые металлы), за которыми ведется наблюдение, следует также отнести устойчивые экотоксиканты, например, диоксины и диоксиноподобные соединения.
В большую группу диоксинов и диоксиноподобных соединений входят как сами трициклические ароматические соединения: полихлорированные дибензо-p-диоксины (ПХДД) и дибензофураны (ПХДФ), так и полихлорированные бифенилы (ПХБ), поливинилхлорид (ПВХ) и ряд других веществ, содержащих в своей молекуле атомы хлора.
Отличительной чертой представителей этих соединений является чрезвычайно высокая устойчивость к химическому и биологическому разложению. Они способны сохраняться в окружающей среде, концентрироваться в биомассе и переноситься по пищевым цепям. Эти вещества являются супертоксикантами, универсальными клеточными ядами, поражающими всё живое.
Следует отметить, что термическое уничтожение одноразовой посуды, пищевой пленки, углеводородных пластиков (пакеты и пр.) влечет за собой образование канцерогенных полиароматических углеводородов (ПАУ); резины - помимо ПАУ, канцерогенно опасную сажу с окислами серы; поролон, нейлон, синтетические ткани и покрытия, полиуретаны - цианиды; горение линолеума (в особенности, антистатического), изоляционных материалов, пластмассовых игрушек, полиэтиленовой тепличной пленки дает в общей сложности до 70 наименований токсических веществ, самые неблагоприятные из которых - диоксины. В целом сжигание любых ПВХ-композиций влечёт за собой выделение большого числа диоксинов.
Есть эти вещества в выбросах металлообрабатывающей промышленности, в пыли, уносимой ветром с полигонов токсичных отходов, в выхлопных газах автомобильных двигателей. Возможно возникновение диоксинов и диоксиноподобных соединений на предприятиях нефтеперерабатывающей, хлорной промышленности, при обеззараживании хлором воды, содержащей фенолы. В этом плане химически опасны фенолсодержащие стоки промышленных предприятий. Не менее опасны пожары на свалках ТБО, в частности горение всевозможных синтетических материалов.
Несмотря на то, что при проведении специальных исследований указанные стойкие органические загрязнители определяются в объектах внешней среды практически повсеместно, до сих пор в стране и, следовательно, в Саратовской области, не создана необходимая методическая и материально-техническая база для их количественного определения и мониторинга.
Поэтому необходимо проведение работ по усовершенствованию существующих и созданию новых аналитических методов и систем мониторинга, предназначенных для методологического, технического и инструментального решения задач, связанных с обеспечением химической безопасности.
В соответствии с федеральной целевой программой "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года N 791, обеспечение химической безопасности нацелено, прежде всего, на решение проблем, связанных с антропогенным воздействием на население и окружающую среду. Основной подход к снижению химической опасности многочисленных объектов, включая повышение их антитеррористической устойчивости, базируется на принципе естественной безопасности, присущей самим объектам.
Федеральной целевой программой определены 4 стратегии обеспечения химической безопасности:
уменьшение объемов опасных веществ;
замена веществ менее опасными;
использование веществ в менее опасном состоянии;
проектирование объектов с наименьшим уровнем сложности, менее чувствительных к ошибкам или несанкционированным воздействиям.
Кроме того, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 года N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", направленного на предупреждение и предотвращение террористических проявлений, связанных с применением или угрозой применения химических, токсических, отравляющих, сильнодействующих и ядовитых веществ, особое внимание должно уделяться обеспечению превентивной защиты персонала объектов и населения с помощью эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты человека.
Значительный ущерб безопасности области может нанести несоответствие защитных возможностей индивидуальных и коллективных средств защиты реально существующим и возможным опасностям, обусловленным появлением в качестве потенциальных трансграничных поражающих факторов суперэкотоксикантов нового поколения, отравляющих веществ, промышленных токсичных веществ и материалов, новых биологических агентов, а также токсичных веществ, отличающихся направленностью действия и требующих одновременного применения различных технологий для их нейтрализации.
В настоящее время население Саратовской области недостаточно обеспечено необходимыми средствами индивидуальной защиты от опасных химических веществ. Заложенные на хранение средства предназначены для защиты населения от боевых отравляющих веществ в военное время и могут быть лишь ограниченно использованы в мирное время (при техногенных авариях, природных катастрофах и террористических актах на потенциально опасных объектах).
Необходимость решения проблемы обеспечения биологической безопасности обусловлена возможностью завоза и распространения в область случаев особо опасных инфекций с приграничных территорий Республики Казахстан, где имеются природные очаги чумы. Также сохраняется угроза завоза и распространения с приграничных территорий таких особо опасных инфекций как холера, сибирская язва. В связи с активным развитием туризма существует реальная возможность завоза особо опасных и других актуальных инфекционных заболеваний на территорию области из зарубежных стран.
Потенциально опасным объектом на территории области в случае террористических актов является ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб", деятельность которого непосредственно связана с использованием культур возбудителей особо опасных инфекций. Данная ситуация требует проведения защитных мероприятий, которые предусмотрены федеральной целевой программой "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)".
Эпидемиологическая ситуация в Саратовской области, как и в целом на территории Российской Федерации, в 2009 году оставалась напряженной. Всего зарегистрировано более 635 тысяч случаев инфекционных заболеваний, что на 25,6 процента больше, чем в 2008 году. Рост инфекционной заболеваемости произошел, как и в целом по стране, за счет увеличения заболеваемости ОРВИ и гриппом.
Благополучная эпидемиологическая ситуация сохраняется по ряду таких инфекционных заболеваний, как острые вирусные гепатиты В (снижение на 13,3 процента) и С (снижение на 26,5 процента), коклюш (снижение в 2,3 раза), краснуха (снижение в 68 раз), бактериальная дизентерия (снижение на 37,9 процента), скарлатина (снижение на 26,3 процента), ветряная оспа (снижение на 12,3 процента), ГЛПС (снижение на 30 процентов), чесотка (снижение на 12,9 процента). Отсутствовала в 2009 году заболеваемость дифтерией и корью.
С целью своевременной лабораторной диагностики особо опасных инфекционных заболеваний и идентификации возбудителя необходимо оснащение и функционирование лабораторий по диагностике карантинных инфекций с использованием современных технологий на базе ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области". Для оказания медицинской помощи больным с особо опасными инфекциями и своевременной изоляции необходимо обеспечение готовности госпитальной базы, которая определена Планом оперативного взаимодействия по проведению противоэпидемических мероприятий в случаях возникновения карантинных инфекций и массовых инфекционных заболеваний на территории Саратовской области, утвержденным заместителем Председателя Правительства Саратовской области.
По данным управления ветеринарии Правительства области, с учетом ситуации по инфекционным заболеваниям животных в ряде иностранных государств и отдельных субъектах Российской Федерации на территории области существует вероятность возникновения таких особо опасных и социально значимых инфекционных заболеваний животных, как ящур, сибирская язва, эмкара, классическая и африканская чума, рожа свиней, паратиф, лептоспироз, туберкулез, бруцеллез, грипп птиц и других заболеваний сельскохозяйственных животных.
Ввиду наличия природных очагов высокопатогенного гриппа птиц в отдельных регионах мира и Российской Федерации сохраняется угроза заноса данного заболевания и других инфекционных заболеваний птиц на территорию области, особенно возрастающая в периоды сезонных миграций диких перелетных птиц.
В Саратовской области на протяжении ряда лет сохраняется тенденция роста уровня заболеваемости животных бешенством. В 2008 году выявлено 239 неблагополучных пунктов по бешенству животных, в которых зарегистрировано 305 больных животных различных видов, что превышает даже очень высокий уровень заболеваемости 2007 года, когда было зарегистрировано 278 заболевших животных в 203 пунктах.
Основным источником инфекции являются дикие плотоядные животные, на долю которых приходится более 50 процентов заболевших. Для снижения заболеваемости животных и населения бешенством во всех районах области подвергнуто вакцинации 356,1 тыс. голов сельскохозяйственных животных и 154 тыс. собак и кошек, а также выполнен достаточно большой объем работ по оральной антирабической вакцинации диких плотоядных животных. Вместе с тем, снижение заболеваемости животных бешенством не может быть достигнуто одним только проведением мероприятий по вакцинации животных. Необходима реализация комплексной системы мер профилактики данной инфекции.
В целях совершенствования защиты животных и населения от заболевания бешенством требуется решение органами власти различных уровней вопроса об упорядочении содержания собак и кошек и ликвидации бродяжничества безнадзорных непродуктивных животных в городах и населенных пунктах области, для чего необходимо принятие соответствующей областной нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу. Учитывая актуальность данных проблем не только для Саратовской области, но и для большинства субъектов Российской Федерации, необходимо принятие федерального закона о содержании домашних животных и национальной программы по предупреждению бешенства.
Таким образом, вследствие усиливающегося негативного влияния химических и биологических факторов на население и окружающую среду, увеличения риска возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных химических и биологических объектах возрастают угрозы для жизнедеятельности населения, проживающего на территории Саратовской области.
Снижение общего уровня профессиональной подготовки технического и обслуживающего персонала может стать одной из ключевых причин нарушения правил и порядка обеспечения физической защиты опасных объектов, хранения, обращения и утилизации опасных материалов.
Решение всего спектра проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности, предусматривается только в тесном взаимодействии федеральных и региональных органов исполнительной власти, ведущих научных организаций и предприятий области.
Отсутствие в области интегрированных автоматизированных банков данных, характеризующих химические и биологические угрозы, не позволяет обеспечить эффективное планирование комплексных мер противодействия им. Это снижает эффективность управления и регулирования в области обеспечения безопасности населения, других объектов биосферы и техносферы в условиях нарастания угроз химического и биологического характера.
Отсутствие системного подхода к созданию многоуровневой комплексной системы химической и биологической безопасности, обеспечивающей защиту человека и окружающей среды от воздействия поражающих факторов химической и биологической природы, а также действенных мер по ее повсеместному внедрению, способствует сохранению высокого уровня негативного влияния указанных факторов на здоровье и жизнь человека.
Для управления такой сложной системой, как система химической и биологической безопасности, в настоящее время недостаточно информации и материальных ресурсов. С этой целью ставится задача осуществить комплекс программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным этапам, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, привлеченным из различных отраслей знаний.
2. Основная цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Целью долгосрочной областной целевой программы "Система химической и биологической безопасности Саратовской области на 2010-2013 годы" является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на окружающую среду и население Саратовской области.
Основными задачами Программы являются:
совершенствование законодательства Саратовской области по вопросам химической и биологической безопасности;
реализация механизмов привлечения внебюджетных финансовых, материальных и иных ресурсов для обеспечения химической и биологической безопасности Саратовской области в рамках государственно-частного партнерства;
создание условий для обеспечения контроля и мониторинга состояния окружающей среды и здоровья населения в зоне влияния опасных объектов с целью обеспечения органов исполнительной власти области достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
предупреждение возникновения источников и очагов химического и биологического заражения путем постоянного мониторинга опасных химических и биологических факторов;
укрепление материально-технической базы учреждений и организаций области, осуществляющих деятельность в области обеспечения химической и биологической безопасности;
снижение потенциально возможных масштабов химического и биологического заражения и суммарных площадей зон защитных мероприятий путем проведения комплекса мер в отношении источников химической и биологической опасности;
осуществление модернизации и технического перевооружения опасных химических и биологических объектов;
разработка и внедрение современных технологий утилизации и обезвреживания опасных промышленных, биологических и медицинских отходов;
ликвидация химически и биологически опасных техногенных образований и промышленных отходов, сокращение количества источников химической и биологической опасности;
повышение защищенности работников промышленных предприятий, организаций, учреждений и населения области от негативного влияния опасных химических и биологических веществ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций путем обеспечения современными средствами защиты;
снижение негативного воздействия продуктов сгорания попутного нефтяного газа на окружающую среду путем увеличения объемов его использования до 95 процентов;
повышение готовности органов управления здравоохранением, территориальной службы медицины катастроф, областных лечебно-профилактических учреждений и формирований к работе в условиях возникновения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
обеспечение условий для осуществления деятельности по подготовке специалистов и руководителей в области обеспечения химической и биологической безопасности; совершенствование содержания образовательного процесса средней и высшей школы, повышение уровня экологических знаний, основ промышленной безопасности и безопасности жизнедеятельности.
Программа будет реализована в 2010-2013 годах в один этап. В течение четырех лет будет осуществлен ряд мероприятий, в том числе контроль и координация взаимодействия на всех уровнях законодательной, исполнительной власти области и федеральных органов, повышение уровня кадровой подготовки, развитие нормативно-методической, научно-производственной и материально-технической базы, а также разработка современных технологий и реализация пилотных проектов, направленных на решение широкого спектра проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности. В рамках Программы предусмотрено проведение на территории области мониторинга опасных химических веществ и биологических агентов, а также разработка предложений по первоочередным мерам в отношении опасных химических и биологических объектов и территорий их дислокации.
3. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 1 к Программе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 г. N 834-П в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением (прогнозно) средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных средств.
Общий объем финансирования Программы в 2010-2013 годах составит 11927943,5 тыс. рублей, из которых средства федерального бюджета (прогнозно) составляют 578720,0 тыс. рублей, или 4,9 процента от общего объема финансирования, областного бюджета - 143865,5 тыс. рублей, или 1,2 процента от общего объема финансирования, местных бюджетов (прогнозно) - 44210,0 тыс. рублей, или 0,3 процента от общего объема финансирования, внебюджетных средств (прогнозно) - 11161148,0 тыс. рублей, или 93,6 процента от общего объема финансирования.
Данные по объему финансового обеспечения Программы по источникам финансирования, а также направлениям программных мероприятий приведены в таблицах N 2, 3.
Таблица N 2
Данные по финансовому обеспечению Программы по источникам финансирования
Таблица N 3
Данные по финансовому обеспечению Программы по направлениям программных мероприятий
5. Организация управления реализации Программы и контроль за ходом её выполнения
Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком.
Общий контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляется Правительством области, министерством экономического развития и торговли области, министерством здравоохранения области, министерством сельского хозяйства области, министерством промышленности и энергетики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции, оказание услуг для государственных нужд области, заключаемых государственным заказчиком Программы со всеми исполнителями мероприятий Программы.
Реализация Программы и контроль за ходом программных мероприятий осуществляется совместно с общественными объединениями. Предусматривается заключение соглашения о взаимодействии между органами государственной власти области и общественными объединениями, а также ежегодное проведение общественных слушаний о ходе реализации Программы.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 г. N 834-П в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
6. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы
Реализация мероприятий, планируемых в рамках долгосрочной областной целевой программы "Система химической и биологической безопасности Саратовской области на 2010-2013 годы", обеспечит решение задач, определенных Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации, утвержденными поручением Президента Российской Федерации от 4 декабря 2003 года N Пр-2194, а также модернизацию базовых элементов системы обеспечения химической и биологической безопасности на территории Саратовской области.
Социально-экономический эффект от реализации Программы оценивался в соответствии с методикой федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)" путем сравнения затрат, необходимых для ликвидации возможного ущерба, с затратами, осуществляемыми на профилактические (превентивные) мероприятия, в соответствии с которой отношение средств, вложенных в предупреждение чрезвычайных ситуаций, к средствам, необходимым для предотвращения ущерба, составляет 7-10 процентов, что соответствует социально-экономическому эффекту от 10 до 14,28 рубля на каждый вложенный рубль.
Предварительная оценка ожидаемой эффективности реализации Программы проведена по критериям социальной, экономической и экологической значимости планируемых результатов.
К числу ожидаемых показателей эффективности реализации Программы относятся следующие показатели:
общая величина предотвращенного социально-экономического ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций от 166 до 237 млрд. рублей;
снижение негативного влияния выхлопных газов автотранспорта за счет перехода на использование топлива стандарта Евро-4 (снижение доли содержания бензола в выхлопных газах с 3 процентов до 1 процента и ароматических углеводородов с 60 до 42 процентов);
сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками загрязнения с 500 тыс. тонн до 485 тыс. тон в год (ежегодным нарастающим итогом: 2011 год - сокращение на 11,7 тыс. тонн, 2012 год - на 11,9 тыс. тонн, 2013 год - на 12,5 тыс. тонн);
снижение показателя износа основных производственных фондов 54 основных химически и биологически опасных предприятий с 70 до 60 процентов;
обезвреживание 1388 тонн отходов лечебно-профилактических учреждений (347 тонн ежегодно);
обезвреживание и утилизация более 0,8 млн. тонн цинксодержащих промышленных отходов и 0,6 тыс. тонн отходов производства серной кислоты на промышленной площадке ООО "Балаковский завод волоконных материалов" (2011-2013 годы);
увеличение доли утилизации природного, попутного и нефтяного газа с 63,5 до 95 процентов;
увеличение площади мониторинга химического и биологического воздействия на окружающую среду с 20 до 35 процентов за счет создания сети стационарных постов наблюдения;
создание запаса средств индивидуальной защиты в количестве около 1,5 млн. шт. для повышения защищенности работников промышленных предприятий, организаций, учреждений и населения области;
повышение оснащенности лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием для проведения биохимических и токсикологических исследований биологических жидкостей пострадавших в зонах возможного опасного химического и биологического заражения с 40 до 80 процентов (ежегодным нарастающим итогом: 2011 год - до 55 процентов, 2012 год - до 55 процентов, 2013 год - до 80 процентов);
повышение обеспеченности областных лечебно-профилактических учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций медицинскими средствами защиты (индивидуальными противохимическими пакетами с 40 до 80 процентов, перевязочными индивидуальными пакетами с 44 до 80 процентов, индивидуальными медицинскими аптечками с 40 до 80 процентов;
увеличение доли обеспеченности паспортами безопасности химически и биологически опасных объектов с 50 до 100 процентов (с 108 до 210 объектов).
Система показателей и индикаторов эффективности реализации Программы приведены в приложении N 2 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.