Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства сельского
хозяйства Саратовской области
от 3 июня 2013 г. N 146-пр
Ведомственная целевая Программа
"Развитие товаропроизводящей инфраструктуры социального питания и продовольственной помощи в Саратовской области" на 2013-2015 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
ведомственная целевая программа "Развитие товаропроизводящей инфраструктуры социального питания и продовольственной помощи в Саратовской области" на 2013-2015 годы (далее - Программа) |
Наименование главного распорядителя средств областного бюджета - органа исполнительной власти области |
министерство сельского хозяйства Саратовской области |
Наименование, дата и номер правового акта об утверждении Программы |
приказ министерства сельского хозяйства Саратовской области от 03.06.2013 N 146-пр |
Основание разработки Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы |
Цели и задачи Программы |
Цель: качественное улучшение обеспечения питанием отдельных категорий жителей области, нуждающихся в социальном питании путем развития и модернизации всех элементов производственной инфраструктуры и товаропроводящей сети агропромышленного комплекса области. Задача: рост производства продуктов питания для обеспечения социального питания путем создания новых и развития существующих производств глубокой переработки растительного и животного сырья и производства полуфабрикатов, формирования сети производственно-логистических центров, обеспечивающих производство и транспортировку продуктов питания для социального питания, а также формирования системы продовольственной помощи |
Численность целевой группы населения области, на которую ориентирована Программа |
2503,3 тыс. человек (население области на 01.01.2013 года), в том числе численность населения области, входящего в систему социального и специализированного питания, оценивается в 1446,7 тыс. человек. |
Целевые индикаторы (показатели) эффективности реализации Программы |
в результате реализации мероприятий Программы - довести объем производства полуфабрикатов высокой степени готовности с 15,8 тыс. тонн до 17 тыс. тонн, хлебобулочных изделий с 96,7 тыс. тонн до 100 тыс. тонн, в том числе продукции функционального назначения: хлебобулочных изделий с 580 до 670 тонн; - довести долю местных пищевых продуктов в общем объеме пищевых ресурсов, поставляемых в организации и учреждения социальной сферы, в соответствии с рациональными нормами питания с 56 до 70%; - создать дополнительно 45 рабочих мест. |
Характеристика мероприятий Программы |
Возмещение части стоимости на приобретение технологического оборудования, специализированного автотранспорта сельхозтоваропроизводителям области, осуществляющим производство глубокой переработки растительного и животного сырья и полуфабрикатов высокой степени готовности, при проведении реконструкции, модернизации и (или) строительства соответствующих производств. |
Сроки реализации Программы |
2013-2015 годы |
Объемы финансового обеспечения Программы (с разбивкой по годам и источникам) |
объем финансирования на реализацию Программы в 2013-2015 годах составит 445000 тыс. руб., в том числе: средства областного бюджета - 45000 тыс. руб., из них 2013 год - 15000 тыс. руб., 2014 год - 15000 тыс. руб., 2015 год - 15000 тыс. руб.; внебюджетные средства (прогнозно)- 400000 тыс. руб., из них 2013 год - 133000 тыс. руб., 2014 год - 134000 тыс. руб., 2015 год - 133000 тыс. руб. Финансирование программных мероприятий будет осуществляться главным распорядителем бюджетных средств в объёмах, предусмотренных законом Саратовской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
в результате реализации мероприятий Программы организации и учреждения социального питания будут обеспечены высококачественным, безопасным, сбалансированным питанием: - довести объем производства полуфабрикатов высокой степени готовности с 15,8 тыс. тонн до 17 тыс. тонн, хлебобулочных изделий с 96,7 тыс. тонн до 100 тыс. тонн, в том числе продукции функционального назначения: хлебобулочных изделий с 580 до 670 тонн; - довести долю местных пищевых продуктов в общем объеме пищевых ресурсов, поставляемых в организации и учреждения социальной сферы, в соответствии с рациональными нормами питания от 56 до 70%; - создать новые и модернизировать существующие производственно-логистические центры; - создать дополнительно 45 рабочих мест. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Ведомственная целевая программа "Развитие товаропроизводящей инфраструктуры социального питания и продовольственной помощи в Саратовской области" на 2013-2015 годы является одним из инструментов выполнения положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120, мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 N 559-р, плана мероприятий по реализации Основ государственной политики в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 1134-р, Концепции здорового питания населения Саратовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 года N 805-П.
Программа разработана с учетом требований постановления Правительства Саратовской области от 3 октября 2012 г. N 590-П "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
1.1. Основные понятия, применяемые в настоящей Программе
Внутренняя продовольственная помощь - система государственной социальной поддержки населения, направленная на улучшение питания и достижение его сбалансированности с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов.
Социальное питание - организация питания отдельных групп населения на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов за счет или с участием бюджетов различных уровней непосредственно в государственных (муниципальных) учреждениях.
Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).
Адресная продовольственная помощь - обеспечение населения продуктами питания соответствующими по составу физиологическим потребностям организма с учетом возраста, вида деятельности, физического состояния и нагрузок, патологии, окружающей среды, в том числе, продуктами, содержащими биологически активные добавки к пище, оказывающие регулирующее воздействие на организм в целом или на определенные его функции, предназначенными для детского, диетического, функционального питания, питания подростков и молодежи, беременных и кормящих женщин, спецконтингента.
Услуга социального питания - совокупность комплексных мероприятий, направленных на организацию качественного и безопасного питания, включая осуществление производства, транспортировку, формирование рационов питания, производство полуфабрикатов, изготовление кулинарной готовой продукции для предприятий питания, а также обеспечение организации приема пищи в учреждениях социального питания.
Система социального питания - совокупное взаимодействие органов государственной власти, учреждений и исполнителей услуги социального питания, обеспечивающих организацию качественного и безопасного питания в государственных (муниципальных) учреждениях в соответствии с требованиями регламентирующих документов.
Объекты социального питания - учреждения, находящиеся в ведении исполнительных органов государственной власти, входящие в системы образования, здравоохранения, отдыха и оздоровления, социального обслуживания населения, в которых оказываются услуги социального питания.
Социально незащищенные слои населения - семьи с низким денежным доходом на 1 члена семьи (чаще всего это многодетные семьи и пенсионеры, получающие недостаточное пособие); семьи, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в одиночку; инвалиды; престарелые; студенты, живущие на стипендию; безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов.
Исполнитель услуги социального питания - организация, предоставляющая услуги социального питания.
Государственный заказчик - исполнительный орган государственной власти, имеющий право заключения государственных контрактов на оказание услуг социального питания в подведомственных ему учреждениях.
Получатели услуги социального питания - льготные категории граждан, имеющие право на получение услуг питания за счет средств бюджета.
Продовольственная помощь - способ государственной поддержки незащищенных слоев населения, направленный на улучшение питания и достижение его сбалансированности с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов.
Малоимущие группы населения - это специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно необходимое для жизнедеятельности потребление.
Организованный коллектив - группа, или совокупность людей, работающих, обучающихся в одной организации, на одном предприятии или живущие в одном учреждении (организации).
1.2. Получатели социального питания и другие льготные категории населения в Саратовской области
Социальное питание предоставляется льготным категориям граждан, определяемым на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Саратовской области.
Право на получение социального питания предоставляется следующим категориям граждан:
- обучающимся младших классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы;
- обучающимся из многодетных и социально незащищенных семей в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. В соответствии с Законом Саратовской области от 1 августа 2005 г. N 74-ЗСО "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области" многодетными признаются семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, а также и совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
- обучающимся и студентам государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по очной форме обучения;
- детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (законных представителей);
- детям из семей, находящихся в социально опасном положении;
- несовершеннолетним беременным и матерям, новорожденным и малолетним детям;
- пациентам, находящимся на стационарном обследовании и лечении в учреждениях здравоохранения;
- престарелым гражданам и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов;
- детям дошкольного и школьного возраста, находящимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающимся в социальной реабилитации;
- неработающим пенсионерам, инвалидам, ветеранам труда, престарелым людям из числа малообеспеченных граждан;
- гражданам без определенного места жительства;
- беженцам с несовершеннолетними детьми, гражданам, подлежащим депортации;
- гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Под трудной жизненной ситуацией следует понимать ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно и нуждается в материальной поддержке;
- гражданам, находящимся в экстремальной жизненной ситуации, под которой подразумеваются утрата жилья вследствие пожара или другого стихийного бедствия, кража имущества, похороны, получение медицинской помощи сверх видов и объемов медицинской помощи, предусмотренных программой государственных гарантий оказания в Саратовской области гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и другие подобные ситуации, которые гражданин не может преодолеть самостоятельно и нуждается в материальной поддержке;
- малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам. В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим).
1.3. Характеристика проблемы и необходимость ее программного решения
Саратовская область, как аграрный регион, имеет достаточно высокий уровень продуктового самообеспечения (соотношение производства продукции к внутреннему потреблению). В 2012 году объем произведенной сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения области составил более 33 тыс. рублей, это 4-й результат в ПФО.
Общая численность населения Саратовской области составляет 2503,3 тыс. человек. Численность населения области, входящего в организованные коллективы социального питания и потребителей пищевых продуктов в рамках адресной продовольственной поддержки, оценивается в 1446654 человека.
Развитие системы производства и товаропроводящей инфраструктуры социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения является одним из инструментов поддержки отечественного сельского хозяйства и предприятий пищевой промышленности.
Социальное питание организовано по ведомственному принципу. Соответствующие объекты инфраструктуры находятся в ведении государственных (муниципальных) структур, ими финансируются и контролируются в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами. В системе здравоохранения области насчитывается 111 учреждений, в которых находятся пищеблоки и закупается сельскохозяйственная продукция и продовольствие.
Таблица 1
Количество больничных учреждений Саратовской области
Наименование |
Число учреждений |
Численность 2012 г. |
Больничные учреждения |
111 |
158898* |
_____________________________
* Число больных, получивших стационарное лечение на койке круглосуточного пребывания
Таблица 2
Численность категорий граждан системы социального обслуживания по Саратовской области, входящих в организованные коллективы и нуждающихся в продовольственной помощи
Категории граждан |
Численность 2012 г. (оценка) |
Пенсионеры, |
721983 человека |
из них престарелые граждане возраста от 80 лет и старше, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания населения |
758 человек |
Инвалиды |
162308 человек |
в том числе инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания населения (всего) |
3594 человека |
- дети-инвалиды; |
410 человек |
- инвалиды (старше 18 лет) |
3184 человека |
Престарелые граждане (мужчины - старше 60 лет, женщины - старше 55 лет) и инвалиды (старше 18 лет), проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов (всего) |
4585 человек |
Семьи с детьми-инвалидами |
5590 семей |
Многодетные семьи |
13401 семья |
в них детей |
43222 человека |
Одинокие матери (малоимущие) |
23934 человека |
в них детей |
29253 человека |
Неполные семьи (малоимущие), за исключением одиноких матерей |
37387 семей |
в них детей |
47038 человек |
Неполные семьи с детьми-инвалидами |
4525 семей |
Беременные женщины и кормящие матери* |
1926 человек |
дети до трех лет* |
24756 человек |
Дети, оставшиеся без попечения родителей |
263 человека |
дети-сироты |
15 человек |
в том числе проживающие в интернатах: |
263/15 человек |
Итого |
1120186 человек |
_____________________________
* в соответствии с Законом Саратовской области от 27.09.05 г. N 95-ЗСО "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет".
Таблица 3
Обеспеченность питанием организованных коллективов системы образования в Саратовской области
Наименование учреждений |
Число учреждений |
Число предприятий питания |
Количество мест |
Охват питанием, % |
Дошкольные образовательные учреждения |
1000 |
1000 |
78787 |
100 |
Дневные муниципальные общеобразовательные учреждения |
931 |
939 (школьных столовых и буфетов) |
70234 |
96,2 |
Общеобразовательные школы-интернаты |
5 |
5 (школьных столовых) |
712 |
100 |
Специальные (коррекционные) школы-интернаты |
17 |
17 (школьных столовых) |
1543 |
100 |
Детские оздоровительные лагеря (областного подчинения) |
1 |
1 |
280 |
100 |
Учреждения начального профессионального образования |
31 |
28 |
2710 |
100 |
Учреждения среднего профессионального образования, в т.ч. негосударственные и филиалы государственных вузов, реализующих программы среднего специального образования |
56 |
56 |
8400 |
100 |
Учреждения высшего профессионального образования, в т.ч. филиалы (без заочников и вечерников) |
32 |
40 |
4904 |
84,1 |
Всего |
2073 |
2086 |
167570 |
|
Таким образом, численность категорий граждан, находящихся в организованных коллективах системы здравоохранения, образования и социальной защиты, составляет 335668 человек, численность категорий граждан, нуждающихся в специализированном питании, не находящихся в организованных коллективах - 1112240 человек.
Таблица 4
Категории граждан |
Министерство здравоохранения области |
Министерство образования области |
Министерство социального развития области |
Всего |
Численность категорий граждан, находящихся в организованных коллективах |
158898 |
167570 |
9200 |
335668 |
Численность категорий граждан, нуждающихся в специализированном питании, не находящихся в организованных коллективах |
- |
- |
1112240 |
1112240 |
Итого |
|
|
|
1446654 |
Учреждения системы здравоохранения, образования и социальной защиты в среднем в год закупают 5856,1 т овощей, 839,2 т фруктов, 2926,2 т молока и молокопродуктов, 1273,8 т мяса и мясопродуктов, 1303,9 т хлеба и хлебобулочных изделий, 415,7 т муки, 732,9 т крупы, 679,5 т соков и плодоовощных консервов.
Таблица 5
Объем закупаемых продуктов питания учреждениями социального обслуживания населения Саратовской области в 2012 году
|
Наименование продуктов питания |
Ед. изм. |
Объем |
Сумма средств, направленных на приобретение продуктов питания, тыс. руб. |
||
Всего |
обл. бюджет |
внебюджетные источники |
||||
1 |
Картофель |
т |
719,3 |
7881,4 |
5579,9 |
2301,5 |
2 |
Капуста |
т |
253 |
3317,0 |
2584,2 |
732,8 |
3 |
Морковь |
т |
134,9 |
1778,3 |
1422,4 |
335,9 |
4 |
Лук |
т |
137,7 |
1408,1 |
1196,8 |
211,2 |
5 |
Свекла |
т |
83,4 |
813,8 |
643,6 |
270,2 |
6 |
Другие овощи |
т |
136,2 |
5231,1 |
4207,1 |
1024,0 |
7 |
Фрукты |
т |
378,5 |
16535,7 |
14443,9 |
1909,8 |
8 |
Мясо |
т |
260,8 |
46106,0 |
37136,9 |
8969,1 |
9 |
Мясная продукция |
т |
140,1 |
10701,7 |
8517,8 |
2183,9 |
10 |
Молоко |
т |
373,6 |
9919,9 |
9517,9 |
402,0 |
11 |
Молочная продукция |
т |
504,1 |
30850,8 |
27105,8 |
3745,0 |
12 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
т |
746,3 |
15836,3 |
12090,6 |
3745,7 |
13 |
Мука |
т |
163,8 |
3261,4 |
2613,2 |
648,2 |
14 |
Крупа |
т |
190,5 |
4313,9 |
3933,8 |
380,1 |
15 |
Соки |
л |
93,8 |
2345,5 |
1876,4 |
469,1 |
16 |
Консервы |
т |
108,2 |
6845,2 |
5129,1 |
1716,1 |
|
|
|
|
167146,1 |
137999,4 |
29146,7 |
Таблица 6
Информация об объемах продуктов питания, закупаемых учреждениями здравоохранения в 2012 году
N |
Наименование продуктов питания |
Количество закупленных продуктов за счет всех источников (в т.ч. бюджет, ОМС, пред. деят-ть) |
Сумма средств, направленных на приобретение продуктов питания, тыс. руб. |
||||
Масса, кг |
Объем, ед, тыс. литров |
Всего: |
Бюджет |
ОМС |
Предпр. и приносящ. доход деят-ть |
||
1. |
Картофель |
939,5 |
|
10873,13 |
3955,42 |
6714,93 |
202,78 |
2. |
Капуста |
532,0 |
|
4954,71 |
1943,23 |
2949,26 |
62,22 |
3. |
Морковь |
181,9 |
|
2385,43 |
936,45 |
1427,12 |
21,86 |
4. |
Лук |
126,8 |
|
1385,02 |
579,64 |
786,66 |
18,72 |
5. |
Свекла |
101,5 |
|
1113,69 |
505,99 |
586,5 |
21,20 |
6. |
Иные вощи |
38,8 |
|
1598,58 |
937,06 |
579,62 |
81,90 |
7. |
Фрукты |
160,3 |
|
8798,03 |
5744,19 |
2889,74 |
164,10 |
8. |
Мясо |
411,1 |
|
65317,83 |
28543,20 |
35464,43 |
1310,20 |
9. |
Мясная продукция |
68,6 |
|
9088,26 |
3386,57 |
5482,29 |
219,40 |
10. |
Молоко |
25,5 |
680,2 |
15486,68 |
6489,49 |
7663,23 |
1333,96 |
11. |
Молочная продукция |
429,1 |
133,4 |
38281,49 |
20409,42 |
17399,38 |
472,69 |
12. |
Хлеб и хлебобулочная продукция |
910,7 |
|
19571,69 |
6142,18 |
13186,11 |
243,40 |
13. |
Мука |
83,2 |
|
1369,36 |
848,91 |
448,94 |
71,51 |
14. |
Крупа |
326,1 |
|
7282,69 |
2118,34 |
5059,35 |
105,00 |
15. |
Соки |
4,5 |
168,1 |
4810,44 |
2663,13 |
2061,01 |
86,30 |
16. |
Консервы |
147,4 |
0,5 |
6517,94 |
4604,27 |
1703,57 |
210,10 |
Итого: |
|
|
198834,97 |
89807,49 |
104402,14 |
4625,34 |
Таблица 7
Информация о закупленных продуктах питания учреждениями образования Саратовской области в 2012 году
N п/п |
Наименование продуктов питания |
Объем, т |
Сумма средств, направленных на приобретение продуктов питания, тыс. руб. |
||
всего |
обл. бюджет |
внебюджетные источники |
|||
1. |
Картофель |
1879,3 |
27025,7 |
26894 |
150,9 |
2. |
Капуста |
213,7 |
2698,56 |
2510,36 |
188,2 |
3. |
Морковь |
120,5 |
1864,06 |
1834 |
30,05 |
4. |
Лук |
151,2 |
1613,44 |
1579,65 |
63,84 |
5. |
Свекла |
46,7 |
528,16 |
486,56 |
41,6 |
6. |
Иные овощи |
59,7 |
2727,6 |
2721,6 |
6 |
7. |
Фрукты |
300,4 |
14367,03 |
14354,3 |
12,75 |
8. |
Мясо |
267,8 |
37364,6 |
36599,9 |
764,7 |
9. |
Мясная продукция |
125,4 |
22024,9 |
21447,8 |
577,1 |
10. |
Молоко |
270,1 |
7426,94 |
7384,44 |
42,6 |
11. |
Молочная продукция |
1323,8 |
22815 |
22681,8 |
133,2 |
12. |
Хлеб и хлебобулочная продукция |
474,4 |
11383,64 |
11287,2 |
96,44 |
13. |
Мука |
168,7 |
3534 |
3374,2 |
139,42 |
14. |
Крупа |
216,3 |
5499,44 |
5418,44 |
81,4 |
15. |
Соки |
231,3 |
6344,85 |
6225,15 |
27,7 |
16. |
Консервы |
94,3 |
5619,41 |
5568,91 |
50,5 |
17. |
Иная продукция |
|
53123,6 |
54891,4 |
|
|
|
|
227665,7 |
225259,3 |
2406,4 |
В области функционируют 1004 детских сада (87045 детей). Организация питания осуществляется непосредственно образовательными учреждениями. Отличительными особенностями питания дошкольников являются 100% охват питанием, строгий режим приема пищи, соблюдение соотношения в суточном рационе пищевых веществ, при достаточном их общем количестве, хорошая кулинарная обработка продуктов.
В области функционируют 1108 общеобразовательных учреждений, в которых обучаются 222,2 тыс. школьников, 17 специальных (коррекционных) школ-интернатов (1889 детей), 5 общеобразовательных школ-интернатов (652 ребенка).
Система начального и среднего профессионального образования области включает 31 учреждение начального (8,6 тыс. детей) и 56 учреждений среднего профессионального образования (43,8 тыс. человек). Горячим питанием охвачено 100% обучающихся по программам начального профессионального образования и около 100% обучающихся среднего профессионального образования.
Региональная система высшего профессионального образования в Саратовской области включает 32 государственных вуза, в том числе филиалы. Контингент обучающихся в 2011/2012 учебном году составил 48,8 тыс. человек, без студентов-заочников и вечерников. Охват студентов горячим питанием составляет 84,1%.
В 2011-2012 годах в рамках экспериментального проекта по совершенствованию организации питания в 31 учреждении образования (школы) области проведен капитальный ремонт школьных пищеблоков с заменой технологического оборудования на более современное.
Производство отдельных продуктов питания превышает обеспечение населения области по рациональным нормам потребления: по хлебопродуктам в 1,45 раза, макаронным изделиям в 2 раза, крупе в 1,9 раза, маслу растительному в 8,5 раза, яйцу в 1,4 раза, картофелю в 1,5 раза, овощам в 1,3 раза.
Несмотря на наличие производственных возможностей, фактическое потребление полуфабрикатов и обогащенных микронутриентами продуктов, специальных продуктов детского и лечебного питания осуществляется в объемах, не достаточных для удовлетворения потребностей соответствующих социально-демографических групп населения, и составляет по отдельным категориям 60-90%. Обеспечение же продовольственными ресурсами (сельскохозяйственной продукцией: овощами, фруктами; местными продуктами питания) в организованных группах населения составляет 50-80%.
Динамика потребления основных продуктов питания на душу населения Саратовской области и общее состояние питания свидетельствуют о наличии отклонений от принципов здорового питания, особенно у граждан с доходами ниже прожиточного минимума.
Вклад несбалансированного питания в смертность составляет 12,9%, а излишнего веса - 12,5%. По Саратовской области заболеваемость ожирением в 2 раза превышает среднероссийский показатель (Саратовская область - 15,4 на тыс. населения, РФ - 7,9 на тыс. населения).
Территория Саратовской области является эндемичной по содержанию йода. В области более 62,5 тысяч больных заболеваниями щитовидной железы, ежегодно данная патология выявляется впервые у 8,5-9,5 тысяч жителей области. Одна из причин - низкий уровень потребления йода с пищей. Болезни органов пищеварения в структуре областной заболеваемости школьников стоят на втором месте (после заболеваний органов дыхания). Заболеваемость желудочно-кишечного тракта у выпускников школ в два раза выше, чем у первоклассников. Одна из основных причин этого - далекое от здоровой нормы питание как дома, так и в школе. Значительная часть работающего населения лишена возможности правильно питаться в рабочее время.
В связи с этим в сфере переработки продукции растениеводства и животноводства необходимо решить задачи по увеличению производства и реализации в социальную сферу продуктов питания, обогащенных необходимыми микронутриентами, повышению качества продукции путем установки современного ресурсосберегающего оборудования, расширению выпуска продукции для системы социального питания в порционной упаковке. Мероприятия, направленные на решение этих задач, частично прописаны в ведомственных целевых программах "Развитие переработки растениеводческого сырья в Саратовской области" на 2013-2015 годы и "Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области" на 2013-2015 годы. В данной Программе будет осуществляться поддержка предприятий агропромышленного комплекса, по направлениям, не охваченным в вышеуказанных ведомственных программах.
В сфере повышения экономической доступности пищевых продуктов для уязвимых слоев населения особое внимание необходимо уделить осуществлению мер, направленных на обеспечение продовольственной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание.
Основные проблемы организации системы социального питания относятся к сфере государственно-правового регулирования, обновления производственных фондов и повышения технико-технологического уровня производства, укрепления производственно-экономических связей социальной сферы с сельским хозяйством и пищевой промышленностью, совершенствования управления и мониторинга процессов развития.
В области государственно-правового регулирования:
1. В существующих правовых актах не предусмотрены обязанность региональных органов исполнительной власти и муниципальных органов власти по организации социального питания в соответствии с рациональными нормами и обеспечение соответствующего финансирования.
2. Необходимо принятие нормативных актов, в которых установлены обязательные рациональные нормы потребления пищевых продуктов для отдельных групп потребителей социального питания.
3. Требуется внесение изменений в ряд действующих нормативных актов, связанных с организацией производства пищевых продуктов и питания в организованных коллективах, для создания благоприятных условий осуществления инвестиционной деятельности в сфере социального питания.
В области обновления производственного потенциала и повышения технологического уровня производства:
1. Препятствием для решения задач по организации полноценного питания является состояние материально-технической базы ряда пищеблоков образовательных, лечебных, социальных и других учреждений и предприятий. Технологическое оборудование для приготовления пищи в целом по отрасли морально и физически устарело. Мероприятия Программы направлены на создание и развитие производства и товаропроводящей инфраструктуры для обеспечения системы социального питания.
2. Применяемые технологии производства продукции коллективного питания неэффективны, в части использования материальных, энергетических, трудовых и иных видов ресурсов, сопровождаются большими отходами и дороги при их воспроизводстве. Потенциал имеющихся современных пищевых производств для обеспечения бюджетных учреждений используется недостаточно.
В области укрепления производственно-экономических связей отрасли с сельским хозяйством:
1. Долгосрочная областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Саратовской области" на 2013-2020 годы слабо увязана с развитием социального (корпоративного) питания.
2. Возможности обеспечения систем питания в организованных коллективах за счет отечественной сельскохозяйственной продукции и продуктов высокой степени готовности используются не в полном объеме.
3. Не задействован в полной мере потенциал организаций потребительской кооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования для обеспечения пищевыми продуктами системы коллективного питания в сельской местности.
В области совершенствования системы управления и мониторинга процессов развития:
1. Система управления отраслью (социального питания) имеет ведомственный характер и требует совершенствования.
2. Отсутствует надежная статистическая информация о протекающих в отрасли процессах.
3. Не исследуются вопросы охвата и фактической обеспеченности рациона (сбалансированности) в социальном питании.
4. Не регистрируется и не анализируется доля поставок в отрасль социального питания отечественных пищевых продуктов.
5. Рыночные отношения и механизмы государственно-частного партнерства по осуществлению инвестиционной деятельности в данной сфере производства развиты недостаточно.
Таким образом, текущее состояние социального питания требует принятия и реализации ряда долгосрочных программных мероприятий межведомственного и межотраслевого характера, концентрации финансовых и материально-технических ресурсов на решении важных социально-экономических задач развития Саратовской области.
Без осуществления программных мер ситуация в проблемной области экономики будет консервироваться, принимать хронический характер. Будет деградировать материально-техническая база отрасли, для восстановления которой потребуются более существенные финансовые ресурсы, чем на осуществление Программы. Использование старых технологий в условиях роста стоимости энергетических ресурсов, труда, других факторов производства сформирует потребность в существенном росте бюджетных расходов только для поддержания текущих показателей охвата и сбалансированности питания. Возможности роста бюджетной эффективности будут утрачены. Не будет задействован новый сегмент рынка для сельскохозяйственных производителей.
1.4 Возникновение рисков и их устранение
Основными предпосылками возникновения рисков и угроз при разработке и реализации Программы являются:
потребность в масштабном и долгосрочном финансировании из бюджетных средств и внебюджетных источников;
необходимость координации работ между различными органами исполнительной власти отраслевого управления в центре и на местах, между предприятиями и организациями различных форм собственности;
высокие технические требования предлагаемой технологии организации современного социального питания;
необходимость масштабной организации обучения персонала.
Возникающие при этом риски могут выражаться:
в отсутствии прогресса в принятии законодательных и нормативных актов, закрепляющих государственные гарантии и корпоративные обязательства в области питания организованных коллективов;
в отсутствии надлежащей координации действий и персональной ответственности за получаемые результаты;
в недофинансировании социального питания и государственных заказов на закупку продовольствия для питания организованных коллективов из-за бюджетных ограничений;
в невозможности привлечения инвестиционного капитала в требуемых объемах;
в затягивании сроков строительства и реконструкции объектов производства и инфраструктуры из-за ограничений и противодействия со стороны разрешающих (регистрирующих) органов и местных предпринимателей.
Для устранения подобного рода рисков предлагается сформировать действенный механизм управления Программой и создать целостную систему её реализации, включающей частно-государственное партнерство и органы управления Программой.
2. Основная цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Основная цель - качественное улучшение обеспечения питанием основных категорий жителей области, нуждающихся в социальном питании путем развития и модернизации всех элементов производственной инфраструктуры и товаропроводящей сети агропромышленного комплекса области.
Указанная цель достигается посредством решения задач:
роста производства продуктов питания для обеспечения социального питания путем создания новых и развития существующих производств глубокой переработки растительного и животного сырья и производства полуфабрикатов, формирования сети производственно-логистических центров, обеспечивающих производство и транспортировку продуктов питания для социального питания, а также формирования системы продовольственной помощи.
Основными оценочными показателями реализации Программы являются:
- довести объем производства полуфабрикатов высокой степени готовности с 15,8 тыс. тонн до 17 тыс. тонн, хлебобулочных изделий с 96,7 тыс. тонн до 100 тыс. тонн, в том числе продукции функционального назначения: хлебобулочных изделий с 580 до 670 тонн;
- довести долю местных пищевых продуктов в общем объеме пищевых ресурсов, поставляемых в организации и учреждения социальной сферы, в соответствии с рациональными нормами питания с 56 до 70%;.
- создать дополнительно 45 рабочих мест.
Исходя из значимости здоровья населения для развития области, важности рационального питания подрастающего поколения, а также необходимости принятия срочных мер, направленных на решение задач продовольственной безопасности, укрепление здоровья населения, улучшение демографической ситуации, снятие социальной напряженности в обществе, определены цель, задачи и меры по реализации Программы.
Основными принципами реализации Программы являются:
комплексный подход к решению задач развития в сфере производства, переработки, реализации и потребления пищевых продуктов для социального питания;
учет специфики различных групп организованных коллективов и мониторинг оказания продовольственной помощи уязвимым слоям населения;
учет приоритетов развития.
Реализация Программы обеспечит:
выполнение основных целей и задач Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, в части обеспечения продовольственной безопасности, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, обеспечения финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;
развитие сельских территорий и развитие подотраслей сельского хозяйства.
Сроки реализации мероприятий Программы: 2013-2015 годы.
Выделяются два этапа реализации Программы:
на первом этапе (2013-2014 годы) предполагается:
осуществление пилотных и первоочередных инвестиционных проектов (по основным направлениям развития сельского хозяйства), в том числе мероприятия по развитию сырьевых зон, сельскохозяйственного производства и переработки, его кооперирования и интеграции в новые технологические цепочки;
разработка плана мероприятий, регулирующих отношения в сфере социального питания, а также внесение изменений в действующие нормативные акты, обеспечивающие развитие производства отечественных пищевых продуктов для обеспечения организованных коллективов, увеличение охвата участников сферы социального питания;
реализация мер по совершенствованию организации управления и мониторинга процессов развития.
На втором этапе (2014-2015 годы) будут реализовываться мероприятия Программы в полном объеме.
В 2013 году для реализации мероприятий по развитию социального питания, товаропроизводящей инфраструктуры в учреждениях Энгельсского, Марксовского и других районов области с последующим охватом других учреждений социальной сферы.
Предполагается создать условия для организации и развития системы социального питания и товаропроводящей инфраструктуры с последующим внедрением в учреждениях социальной сферы и здравоохранения.
На первом этапе, проанализировав опыт применения механизмов внутренней продовольственной помощи для поддержки производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, предполагается предложить их к апробированию в других районах области.
Реализация Программы будет способствовать увеличению доли производства продуктов массового потребления регионального производителя, включая продукты функционального, специального и диетического назначения, увеличению количества региональной сельхозпродукции, поступившей на переработку до 50%.
3. Система (перечень) программных мероприятий
Система основных программных мероприятий, планируемых к реализации, разработана исходя из приоритетов развития АПК Саратовской области и стратегии социально-экономического развития области до 2020 года, на основе анализа проблем развития производства пищевой продукции для обеспечения социального питания.
Структура программных мероприятий представлена разделами, которые обеспечивают координацию деятельности исполнителей Программы и решение поставленных задач по достижению основных целей Программы.
Система программных мероприятий по решению задачи "Развитие материально-технической базы социального питания" представлена в приложении 1 к Программе.
Для создания товаропроизводящей инфраструктуры сельскохозяйственной продукции, формирования устойчивого спроса на сельхозпродукцию регионального производства необходимо решить задачи по увеличению производства и реализации качественных продуктов питания, в том числе обогащенных микронутриентами, путем установки современного ресурсосберегающего оборудования, расширения выпуска продукции для системы социального питания в порционной упаковке.
В целях поддержки настоящей Программы разработаны две ведомственные программы на 2013-2015 годы "Развитие переработки растениеводческого сырья в Саратовской области" и "Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области". Мероприятия, направленные на решение поставленных задач, прописаны в этих ведомственных целевых программах. В данной Программе будет осуществляться поддержка сельхозтоваропроизводителей по направлениям, не охваченным в вышеуказанных ведомственных программах.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований и внебюджетных источников.
Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий по Программе, рассчитан с учетом фактических цен на сельскохозяйственное сырье в 2011 и 2012 годах, экспертных оценок капитальных вложений на проведение реконструкции и модернизации сельхозтоваропроизводителей области, приобретение и установку технологического оборудования.
Потребность в денежных средствах для реализации Программы:
Таблица 8
(тыс. рублей)
Источники |
Объем финансового обеспечения, всего тыс. руб. |
в т. ч. по годам |
||
2013 |
2014 |
2015 |
||
Всего |
445000,0 |
148000,0 |
149000,0 |
148000,0 |
в т.ч. внебюджетные источники (прогнозно) |
400000,0 |
133000,0 |
134000,0 |
133000,0 |
областной бюджет (прогнозно) |
45000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
Удельный вес из бюджета области в планируемом объеме финансирования мероприятий по созданию системы социального питания на период 2013-2015 годов составит 10,1 процента, из внебюджетных источников - 89,9 процента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.