Единый налог на вмененный доход - явление позитивное
Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" привнес в налоговую теорию и практику бесспорно позитивные моменты. Во-первых, данный закон позволяет отменить целый ряд мелких региональных и местных налогов и платежей. Во-вторых, он позволяет упорядочить хозяйственно-коммерческую деятельность как организаций - юридических лиц, так и предпринимателей - физических лиц. В-третьих, с введением единого налога в казну пошли немалые дополнительные суммы.
На Кубани единый налог уплачивается с декабря прошлого года в соответствии с Законом Краснодарского края от 27.10.98 N 155-КЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 155-КЗ). Вслед за принятием этого акта департаментом по финансам, бюджету и контролю краевой администрации совместно с Государственной налоговой инспекцией по Краснодарскому краю была разработана инструкция по практическому применению Закона N 155-КЗ.
Введение единого налога, как и следовало ожидать, вызвало довольно резкие споры. Это вполне понятно, ибо территория края достаточно обширна и доходы населения весьма значительно разнятся. Оппоненты считали, что не в полной мере были учтены интересы субъектов налоговых отношений и что новый налог стал для малого бизнеса непосильным бременем.
Однако вскоре бурная критическая реакция на новшество сменилось конструктивным диалогом, в ходе которого удалось найти ответы на целый ряд вопросов: о величине базовой доходности, о конкретизации физических показателей и видов деятельности и т.д. Тем не менее полностью снять разногласия не удалось, поэтому работа продолжается и мы стремимся учесть интересы всех участников налоговых отношений.
Редакции Закона N 155-КЗ
В первом варианте Закона N 155-КЗ, казалось, было предусмотрено все: плательщики налога, порядок его расчета, уплаты и зачисления, выдача свидетельств об уплате. На основе валового дохода условного прошедшего года, скорректированного на индекс инфляции, были рассчитаны нерегистрируемый оборот, средний процент расходов и базовая доходность для различных видов деятельности; определены физические показатели; разработаны понижающие коэффициенты. При этом предоставлялись налоговые льготы: для организаций сумма единого налога уменьшалась на фактические перечисления благотворительных взносов, но не более чем на 5%, а для индивидуальных предпринимателей - на четыре (в некоторых случаях - на два) минимальных размера месячной оплаты труда, установленной федеральным законом.
Инструкция по применению закона давала расшифровку перечня бытовых услуг, определение общей площади, используемой предприятиями общественного питания, розничной торговли, содержала методику определения среднесписочной численности по различным видам деятельности с учетом управленческого персонала. К плательщикам единого налога по транспортным услугам были отнесены предприятия, выручка которых от оказания транспортных услуг составляет более 30% от общей суммы выручки предприятия. Была установлена уплата единого налога: для головных организаций за филиалы - по месту их нахождения, для предпринимателей - физических лиц - по месту регистрации.
Вскоре, однако, потребовались уточнения по вопросу о налоговом периоде - квартале, с авансовой помесячной оплатой. В целях единообразного применения Закона N 155-КЗ на территории края специальным письмом разъяснялось, что в случае прекращения налогоплательщиком вида деятельности, облагаемого единым налогом на вмененный доход, сумма единого налога за оставшиеся до конца квартала месяцы с налогоплательщика не взыскивается. В случае уменьшения физических показателей в течение налогового периода сумма налога, подлежащего уплате за оставшиеся до конца квартала месяцы, корректируется соответственно этому уменьшению. При этом налогоплательщик не позднее 5 дней до начала месяца, в котором он собирается прекратить свою деятельность или изменить физические показатели, характеризующие вид деятельности, должен представить в налоговую инспекцию уточненный расчет единого налога и документы, подтверждающие изменение физического показателя. А в случае прекращения облагаемой налогом деятельности - также заявление с приложением документов и формулировкой мотивов прекращения данной деятельности. Если же налогоплательщик начинает деятельность, облагаемую налогом на вмененный доход, не с начала налогового периода, то единый налог уплачивается с того момента, когда была начата указанная деятельность.
Следующая корректировка касалась налогообложения транспортных предприятий. На Кубани существует большое число транспортных организаций с парком грузовых автомобилей в 50-80 единиц. Они более всего загружены в период уборки урожая, то есть в III-IV кварталах, а в зимние месяцы используется около 30% транспортных единиц. Поэтому единый налог был установлен для данной категории плательщиков с учетом фактического количества единиц используемого транспорта, а на каждый используемый автомобиль стали выдавать персональное свидетельство с указанием в нем госномера машины.
Поскольку большинство налогоплательщиков уплачивают единый налог помесячно, было принято решение не выписывать новые свидетельства, а ставить отметку в прежних о продлении срока их действия.
Таким образом, практика применения Закона N 155-КЗ потребовала подготовки новой редакции, которая была принята 10 февраля и вступила в действие с 1 апреля 1999 г. В соответствии с этим была переработана инструкция по практическому применению обновленного закона.
В краевой закон были внесены значительные изменения и дополнения, а именно:
1. Введен дополнительный коэффициент, учитывающий изменения цен последующего периода времени по сравнению с предыдущим (индекс-дефлятор цен).
2. Изменены корректирующие коэффициенты, учитывающие особенности ведения деятельности предпринимателями и организациями в зависимости от типа населенного пункта, в сторону уменьшения для малых населенных пунктов (см.табл.).
Корректирующие коэффициенты в зависимости от величины населенных пунктов
Населенные пункты | Первая редакция Закона N 155-КЗ |
Новая редакция Закона N 155-КЗ |
Численность населения: | ||
от 20 до 50 тыс. | 0,75 | 0,7 |
от 8 до 20 тыс. | 0,7 | 0,6 |
от 1 до 8 тыс. | 0,6 | 0,5 |
Отдаленные и малые (по перечню, утвержденному районной администрацией) |
0,5 | 0,3 |
3. Уточнены физические показатели:
1) общественное питание, общая площадь: а) стационарная площадь: до 50 кв.м - 2600 руб./кв.м; от 50 до 100 кв.м - 1600 руб./кв.м, свыше 100 кв.м - 1000 руб./кв.м; б) выносная торговля собственной продукцией - 15 000 руб. за рабочее место; в) дополнительные площади - 1125 руб. за посадочное место;
2) розничная торговля, общая площадь: до 5 кв.м - 10 000 руб./кв.м; от 5 до 15 кв.м - 6000 руб./кв.м; свыше 15 кв.м - 3000 руб./кв.м;
3) выносные столики, общая площадь: до 5 кв.м - 10 000 руб./кв.м; от 5 до 15 кв.м - 6000 руб./кв.м, от 15 до 50 кв.м - 3000 руб./кв.м; от 50 до 100 кв.м - 2500 руб./кв.м; от 100 до 400 кв.м - 1500 руб./кв.м; свыше 400 кв.м - 1000 руб./кв.м;
4) бытовое обслуживание: приведены узкий обобщенный перечень бытовых услуг с одинаковой базовой доходностью и широкий перечень бытовых услуг с дифференцированной величиной базовой доходности.
4. Изменены величины базовой доходности по следующим видам деятельности: ремонт мелкой бытовой техники - с 18 000 до 600 руб.; ремонт сложной бытовой техники, веломототранспорта - с 18 000 до 12 000 руб.; ремонт автотранспорта - с 18 000 до 36 000 руб.
5. Из перечня видов деятельности, облагаемых единым налогом, исключены медицинские услуги.
6. Исключены льготы для предприятий, уплачивающих единый налог, в случае перечисления благотворительных взносов. Предоставлены льготы индивидуальным предпринимателям, являющимся инвалидами I, II, III групп и получающим пенсии по инвалидности, в части налога, зачисляемого во внебюджетные фонды.
В инструкции по применению новой редакции Закона N 155-КЗ предусмотрен порядок ведения лицевых счетов по единому налогу. Так, запись о начислении налога производится в момент выдачи свидетельства за указанный период, но не позднее установленного срока уплаты единого налога на вмененный доход, что позволяет начислять пени за несвоевременную его уплату.
Преимущества введения единого налога
Итак, что же дает введение нового налога участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах?
Налогоплательщики, то есть организации и физические лица, уплачивающие единый налог, попадают в более совершенную и здоровую правовую ситуацию. Простота исчисления налога не приводит к значительным несознательным налоговым правонарушениям. Постоянная сумма налога позволяет верно рассчитать свои силы, правильно организовать бизнес. Общеизвестно, что постоянные налоги стимулируют развитие бизнеса: уплачивая единую сумму при увеличении оборота, предприниматели могут уменьшить процент изъятия от выручки. Единый налог, не зависящий от величины реального оборота, позволяет безболезненно легализовать большую часть бизнеса, избавиться от постоянного страха перед приходом чиновников из контролирующих органов.
Для предпринимателей существенно упростился учет доходов и расходов: им теперь нет необходимости вести учет всех закупленных и реализованных товаров.
Однако следует отметить, что небольшая часть предпринимателей сейчас не в состоянии уплачивать единый налог по причине отсутствия оборота или заказов. В основном это те, кто действительно занимается "копеечным" бизнесом. Предусмотреть для них какое-либо освобождение от уплаты налога, по-видимому, невозможно, так как через этих людей моментально будут организованы потоки "большого" бизнеса.
Министерство Российской Федерации по налогом и сборам и его территориальные подразделения смогут теперь лучше исполнять свою главную задачу - осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
В этом смысле основным достоинством единого налога является простота его изъятия, поскольку на практике более 70% предпринимателей своевременно и в полном объеме производят его уплату. Даже те, которые не платили никогда, сдавая нулевые балансы и декларации. Таким образом, для налоговиков появилась возможность усилить контроль в других сферах своей деятельности. Авансовые платежи при уплате данного налога не создают недоимки, трудности взыскания которой общеизвестны. Постепенно исчезают и "мертвые души" - налогоплательщики, не отчитывающиеся в инспекциях о своей работе.
Государственные органы исполнительной власти получили надежный и стабильный источник формирования доходной части бюджета, причем налоговые поступления довольно легко прогнозируются.
Предварительная оценка поступления единого налога от предпринимателей Краснодарского края в 1999 г., если судить по I кварталу, довольно оптимистична. Предполагается его увеличение в 2,5-3 раза, а по отдельным районам - в 4 раза по сравнению с традиционным подоходным налогом.
Проблемы и пути их решения
Несмотря на значительное упрощение процедуры исчисления налога, его уплата вызывает определенные трудности. Во-первых, налог уплачивается по нескольким платежным документам: юридические лица заполняют шесть платежных поручений, предприниматели - четыре. В этой связи представляется целесообразным зачисление налога на один счет, с последующим разделением поступивших на него средств по уровням бюджетной системы. Во-вторых, если предприниматели уплачивают налог наличными через отделения банков, то предприятия этой возможности лишены. Не имея права уплатить налог наличными в банке, юридическое лицо может произвести почтовый перевод на бюджетный счет, однако почтовые переводы довольно дороги. В этой ситуации мелкие предприятия открывают расчетный счет, который используется только для перечисления налоговых и внебюджетных платежей. Предприятия, стоящие на картотеке, используют счета третьих лиц для перечисления единого налога. Государство, разрешая производить платежи наличными между юридическими лицами, наверное, должно предусмотреть и уплату налогов наличными, через отделения банков.
Если юридических лиц действительно не имеет смысла переводить поголовно на уплату единого налога, то предпринимателей - весьма целесообразно. Дело в том, что они либо продолжают не показывать до 80-90% реального оборота, либо переходят на патентную систему, предусматривающую замену патентом только подоходного налога.
Полагаем, что определенные лоббистские проявления привели к тому, что под закон не подпадают некоторые виды деятельности, отличающиеся сверхвысоким уровнем доходности. Если розничная торговля горюче-смазочными материалами подпадает под действие федерального закона и есть надежда на скорейшее принятие аналогичных изменений на краевом уровне, то в отношении оптовой торговли вопрос даже не обсуждается. Хотя, конечно, никак не сравнить "левые" обороты при торговле оптом и в розницу. Определенные сложности с установлением для оптовой торговли физических показателей и базовой доходности, естественно, имеются, но задача эта вполне разрешима.
В федеральном законе предусматривается замена единым налогом других налогов и платежей, за исключением специально оговоренных в ст.1. Однако практика показала, что сегодня платежи юридических лиц по единому налогу с трудом покрывают общую сумму налогов, начисляемых ранее, хотя единый налог и не "зависает" в недоимке. Отдельные предприятия уплачивают его всего лишь в объеме 50% от ранее причитающихся налогов и платежей. В чем же причина? Видимо, в искусственном, позволенном законом, уменьшении физических показателей (используется только часть торговой площади, часть автомобилей и т.д.). Целесообразно исключить такую возможность, предусмотрев начисление налога на имущество в отношении не используемых в хозяйственной деятельности основных средств.
В заключение отметим, что с введением единого налога в России становится реальностью то, о чем говорится на протяжении ряда лет, - простота и доступность налоговой системы для всех налогоплательщиков. Несомненно, на первых порах неизбежны перекосы: одни лица вынуждены будут прекратить бизнес, другие, наоборот, станут уплачивать суммы в меньших размерах в сравнении с получаемым доходом. Однако только практический опыт поможет в перспективе учесть интересы всех субъектов налоговых отношений.
Государственный советник | И.А.Перонко |
Советник налоговой службы II ранга | В.В.Кузнецов |
"Российский налоговый курьер" N 8, август 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99