О порядке уплаты налога на прибыль организациями, имеющими территориально обособленные структурные подразделения
Организация, имеющая в своем составе территориально обособленные структурные подразделения, согласно действующему законодательству, является плательщиком ряда налогов в бюджеты тех территорий, на которых расположены эти подразделения*.
Порядок уплаты налога на прибыль по обособленным структурным подразделениям определен п.3 ст.1 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Согласно этому пункту организации, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, производят зачисление налога на прибыль в части, приходящейся на долю этих подразделений, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту их нахождения. Постановлением Правительством Российской Федерации от 01.07.95 N 660 утвержден Порядок расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета (далее - Порядок расчетов). Этот документ был разъяснен письмом Госналогслужбы России от 04.08.95 N НП-4-01/46н "Методические указания по применению Постановления Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 660 "О Порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" (далее - Методические указания).
На условном примере рассмотрим порядок расчета с бюджетом по налогу на прибыль организации, имеющей структурное подразделение на территории другого субъекта Российской Федерации.
ООО "Секунда" зарегистрирована в г.Коломне Московской области. У него есть территориально обособленное структурное подразделение, находящееся в г.Рязани.
Поскольку структурное подразделение находится в другой области, то есть на территории другого субъекта Российской Федерации, то в соответствии с п.1 Методических указаний налог на прибыль, приходящейся на долю структурного подразделения, подлежит перечислению в доход регионального бюджета по Рязанской области.
Доля прибыли, которая приходится на структурное подразделение, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом. Средняя остаточная стоимость основных производственных фондов определяется как среднее арифметическое из величин остаточной стоимости на начало каждого квартала за отчетный период. Какой из показателей должен применяться (среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда), организации определяют самостоятельно. Выбранный организацией показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.
Данные по стоимости основных средств и среднесписочной численности сотрудников ООО "Секунда" за I квартал текущего года представим в табл.1.
Таблица 1
Показатели | Данные на: | |
01.01.99 | 01.04.99 | |
Остаточная стоимость основных средств - всего, тыс.руб., в том числе: по подразделению по организации без учета структурного подразделения Среднесписочная численность, всего, чел., в том числе: по подразделению по организации без учета структурного подразделения |
94 |
90 |
54 | 52 | |
40 | 38 | |
38 | 41 | |
15 | 16 | |
23 | 25 |
Если организация начисляет и уплачивает налог на прибыль поквартально и не освобождена от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, то согласно п.5.2 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 37) до начала квартала она должна представить налоговому органу справку об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли (приложение N 6 к Инструкции N 37).
Согласно п.2 Методических указаний такие справки предоставляются и налоговым органам по месту нахождения структурных подразделений.
Для простоты изложения допустим, что предполагаемая стоимость основных производственных фондов и предполагаемая численность на 1 апреля совпали с их фактическим значениями, представленными в табл.1. Расчет средней величины удельного веса среднесписочной численности работников и средней остаточной стоимости основных производственных фондов приведен в табл.2.
Таблица 2
N п/п |
Показатели | В целом по орга- низации |
По органи- зации без учета под- разделения |
По под- разде- лению |
1 | Средняя остаточная стоимость основных производственных фондов, тыс.руб. |
92 | 39 | 53 |
2 | Удельный вес средней остаточной стои- мости основных производственных фондов, % |
100 | 42,4 | 57,6 |
3 | Среднесписочная численность, чел. | 39,5 | 24 | 15,5 |
4 | Удельный вес по среднесписочной числен- ности, % |
100 | 60,8 | 39,2 |
5 | Средняя величина удельного веса [(стр.2 + стр.4):2], % |
100 | 51,6 | 48,4 |
Исходя из требований Методических указаний мы считаем целесообразным несколько изменить форму справки, приведенной в приложении N 6 к Инструкции N 37, добавив в нее дополнительные графы, как показано в документе 1 (обращаем внимание читателей на то, что такие изменения обязательно должны быть согласованы с налоговыми органами).
Документ 1
Штамп предприятия (организации) Штамп или отметка
налогового органа
В Государственную налоговую инспекцию "Получено"
по г.Коломне Московской обл. "25" декабря 1998 г.
В Государственную налоговую инспекцию
по г.Рязани
ООО "Секунда"
по -----------------------------------
(полное наименование предприятия,
организации)
Справка
об авансовых взносах налога в бюджет
исходя из предполагаемой прибыли
на I квартал 1999 года
ООО "Секунда"
---------------------------------------
(наименование предприятия, организации)
(тыс.руб.)
Показатели | По данным плательщика | ||
1 | 2 | ||
Всего по ор- ганизации |
По организации без учета структурных подразделений |
По под- разделе- нию |
|
1. Сумма прибыли, исчисленная ис- ходя из планового объема реализа- ции продукции (работ, услуг) и внереализационных доходов и рас- ходов |
10 000 |
5 160 |
4 840 |
2. Установленная ставка налога на прибыль - всего %% в том числе: |
35 |
22 |
22 |
а) в федеральный бюджет | 13 | ||
б) в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, городов Моск- вы и Санкт-Петербурга, авто- номных образований |
15 |
8 |
|
в) в бюджеты районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов |
7 |
14 |
|
3. Сумма налога на прибыль, ис- численного исходя из предполага- емой прибыли и установленной ставки налога - всего в том числе: |
3 500 |
1 135 |
1 064 |
а) в федеральный бюджет | 1 300 | ||
б) в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, городов Моск- вы и Санкт-Петербурга, авто- номных образований |
774 |
387 |
|
в) в бюджеты районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов |
361 |
678 |
Примечание. Уплата авансовых платежей производится не позднее 15
числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной
суммы налога всеми плательщиками.
Руководитель предприятия (организации) (подпись)
Главный бухгалтер (подпись)
В соответствии с п.5.2 Инструкции N 37 эта справка представляется в двух экземплярах, один из которых передается в финансовое управление, а другой - в налоговую инспекцию. В рассматриваемой ситуации следует приготовить четыре экземпляра: два - в финуправление и ГНИ по г.Коломне и два - в финуправление и ГНИ по г.Рязани.
Ежемесячно не позднее 15 числа организация обязана перечислять авансовые платежи в доходы бюджета. Авансовый платеж за месяц будет производиться пятью платежными поручениями:
1) в федеральный бюджет по месту нахождения организации - 433,3 тыс.руб. [1300 тыс.руб.:3];
2) в бюджет Московской области по месту нахождения организации - 258 тыс.руб. [774 тыс.руб.:3];
3) в бюджет Коломенского района Московской области по месту нахождения организации - 120,3 тыс.руб. [361 тыс.руб.:3];
4) в бюджет Рязанской области по месту нахождения подразделения - 129 тыс.руб. [387 тыс.руб.:3];
5) в бюджет г.Рязани по месту нахождения подразделения - 226 тыс.руб. [678 тыс.руб.:3].
He позднее 20 дней до окончания квартала, то есть до 12 марта, организация имеет право по согласованию с финансовым органом уточнить размер предполагаемой прибыли и представить справки об этих изменениях (соответственно в финуправление и госналогинспекцию).
В случае увеличения величины предполагаемой прибыли и увеличения авансовых взносов доплата за истекшие месяцы (январь и февраль) должна быть произведена в течение 5 дней со дня получения налоговой инспекцией уточненной справки об авансовых взносах. Если, например, уточненный расчет налога на прибыль в Государственную налоговую инспекцию по г.Коломне поступил 5 марта, а в Государственную налоговую инспекцию по г.Рязани - 9 марта (размер прибыли и соответственно налога увеличили вдвое), то доплату за январь-февраль в федеральный, московский областной и коломенский районный бюджеты нужно произвести не позднее 9 марта, а в рязанские областной и городской бюджеты - не позднее 15 марта, в день перечисления платежей за март.
По окончании квартала организация в установленный срок (до 30 апреля) представляет в налоговую инспекцию по месту своего нахождения квартальную бухгалтерскую и налоговую отчетность и перечисляет в доход бюджета сумму налога на прибыль в течение 5 дней со дня срока представления расчета (до 5 мая). Расчет налога на прибыль по структурным подразделениям представляется и перечисляется в 10-дневный срок после срока сдачи расчета (до 11 мая).
Согласно приложению N 8 к Инструкции N 37 расчет налога на прибыль в ГНИ по г.Коломне и в ГНИ по г.Рязани следует представить по форме, приведенной нами в документе 2.
Документ 2
Штамп предприятия (организации) Штамп или отметка
налогового органа
В Государственную налоговую инспекцию "Получено"
по г.Коломне Московской обл. "25" декабря 1998 г.
В Государственную налоговую инспекцию
по г.Рязани
ООО "Секунда"
по -----------------------------------
(полное наименование предприятия,
организации)
Расчет налога от фактической прибыли за 1 квартал 1999 года
(тыс.руб.)
Показатели | По данным плательщика | По данным налоговой инспекции |
||
Всего по ор- гани- зации |
В том числе: | |||
по органи- зации без структурно- го подраз- деления |
по струк- турному подразде- лению |
|||
1 | 2 | 2а | 2б | 3 |
1. Валовая прибыль - всего | 15 000 | |||
6. Налогооблагаемая прибыль (стp.1 - стp.2 - стp.3 - стp.4 - стр.5) |
15 000 |
|||
6а. Средняя величина удельного веса - в % |
100 |
51,6 |
48,4 |
|
6б. Налогооблагаемая прибыль ис- ходя из средней величины удель- ного веса |
15 000 |
7 740 |
7 260 |
|
7. Ставка налога на прибыль - всего в % в том числе: |
13 |
22 |
22 |
|
а) в федеральный бюджет | 13 | |||
б) в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, городов Мос- квы и Санкт-Петербурга, авто- номных образований |
15 |
8 |
||
в) в бюджеты районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов |
7 |
14 |
||
8. Сумма налога на прибыль - всего в том числе: |
5 250 |
1 703 |
1 597 |
|
а) в федеральный бюджет (стр.5 х стр.6"a"):100 |
1 950 |
|||
б) в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, городов Мос- квы и Санкт-Петербурга, авто- номных образований (стр.5 х стр.6"б"):100 |
1 161 |
581 |
||
в) в бюджеты районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов (стр.5 х стр.6"в"):100 |
542 |
1 016 |
||
10. Причитается в бюджет налога на прибыль - всего (стр.8 - стр.9) в том числе: |
5 250 |
1 703 |
1 597 |
|
а) в федеральный бюджет | 1 950 | |||
б) в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, городов Мос- квы и Санкт-Петербурга, авто- номных образований |
1 161 |
581 |
||
в) в бюджеты районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов |
542 |
1 016 |
||
11. Начислено в бюджет налога на прибыль - всего в том числе: |
3 500 |
1 135 |
1 064 |
|
а) в федеральный бюджет | 1 300 | |||
б) в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, городов Мос- квы и Санкт-Петербурга, авто- номных образований |
774 |
387 |
||
в) в бюджеты районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов |
361 |
678 |
||
12. K доплате по сроку 5(11) мая 1999 г. |
||||
а) в федеральный бюджет | 650 | |||
б) в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, городов Мос- квы и Санкт-Петербурга, авто- номных образований |
387 |
194 |
||
в) в бюджеты районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов |
181 |
338 |
Согласно расчету по налогу организация должна доплатить 1750 тыс.руб. в доходы бюджета, причем 1218 тыс.руб. - до 5 мая (из них 650 тыс.руб. - в доход федерального бюджета, 387 тыс.руб. - в доход московского областного и 181 тыс.руб. - в доход коломенского районного бюджетов) и 532 тыс.руб. - до 11 мая (194 тыс.руб. - в доход рязанского областного и 338 тыс.руб. - в доход рязанского городского бюджетов).
Согласно п.5.2 Инструкции N 37 разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за квартал (в приведенном примере - 1750 тыс.руб.) подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на 15 число второго месяца квартала (то есть 15 февраля).
В соответствии с приложением N 7 к Инструкции N 37 сумма дополнительного платежа в бюджет за I квартал будет равна произведению доплаты по налогу и одной четвертой ставки рефинансирования Банка России по состоянию на 15 февраля 1999 г.
Поскольку значение указанной ставки составляет 60%, то сумма дополнительного платежа составит 262,5 тыс.руб. [1750 тыс.руб. х 60%:4]. Эта сумма также подлежит перечислению в доходы бюджетов как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения подразделения в те же сроки, что и доплата по налогу.
Для ее расчета считаем необходимым (по согласованию с налоговыми органами) несколько изменить форму расчета, приведенную в приложении N 7. Расчет уточненного платежа по налогу на прибыль представлен в документе 3.
Документ 3
Штамп предприятия (организации) Штамп или отметка
налогового органа
В Государственную налоговую инспекцию "Получено"
по г.Коломне Московской обл. "25" декабря 1998 г.
В Государственную налоговую инспекцию
по г.Рязани
ООО "Секунда"
по -----------------------------------
(полное наименование предприятия,
организации)
Расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета),
исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль
и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную
ставку Центрального банка Российской Федерации за пользование
банковским кредитом за I квартал 1999 г.
(тыс.руб.)
Показатели | По данным плательщика | По данным налоговой инспекции |
||
Всего по ор- гани- зации |
В том числе: | |||
по органи- зации без структурно- го подраз- деления |
по струк- турному подразде- лению |
|||
1 | 2 | 2а | 2б | 3 |
1. Сумма налога, причитающаяся в бюджет исходя из фактически по- лученной прибыли за I квартал |
5 250 |
3 654 |
1 596 |
|
2. Сумма авансовых платежей за истекший квартал |
3 500 |
2 436 |
1 064 |
|
3. Сумма налога, подлежащая к доплате (+), к уменьшению (-) по результатам деятельности за ис- текший квартал (стр.1 - стр.2) |
1 750 |
1 218 |
532 |
|
4. Учетная ставка, установленная Центральным банком Российской Федерации за пользование банков- ским кредитом на 15 число второ- го месяца истекшего квартала, деленная на четыре |
15% |
|||
5. Суммы средств, подлежащие дополнительному внесению в бюд- жет (+), возмещению из бюджета налогоплательщику (-) (стр.3 х стр.4), - всего в том числе: |
263 |
183 |
80 |
|
а) в федеральный бюджет | 98 | |||
б) в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, городов Мос- квы и Санкт-Петербурга, авто- номных образований |
58 |
29 |
||
в) в бюджеты районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов |
27 |
51 |
Перечисление дополнительных платежей в бюджет производится в те же сроки, что и перечисление налога на прибыль по итогам отчетного периода. Обычно дополнительные платежи перечисляют не отдельными платежными поручениями, а вместе с налогом на прибыль.
Таким образом, в срок до 5 мая организация должна произвести три платежа на сумму 1401 тыс.руб., из них:
1) в доход федерального бюджета - 748 тыс.руб. [650 тыс.руб. + 98 тыс.руб.];
2) в доход московского областного бюджета - 445 тыс.руб. [387 тыс.руб. + 58 тыс.руб.];
3) в доход коломенского районного бюджета - 208 тыс.руб. [181 тыс.руб. + 27 тыс.руб.].
До 11 мая следует произвести два платежа на сумму 612 тыс.руб., из них:
1) в доход рязанского областного бюджета - 223 тыс.руб. [194 тыс.руб. + 29 тыс.руб.];
2) в доход рязанского городского бюджета - 389 тыс.руб. [338 тыс.руб. + 51 тыс.руб.].
Поскольку все пять платежей направляются в различные бюджеты, следует иметь в виду, что переплата в один бюджет (допустим, в федеральный) не может перекрыть недоплату в другой (областной или местный), так как в соответствии с п.5 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате других налогов, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Необходимо внимательно отслеживать изменения в распределении платежей между областными и местными бюджетами, так как это может привести к образованию недоимки и взысканию штрафных санкций.
Эксперт-консультант по вопросам
методологии налогообложения
и бухгалтерского учета
Издательско-консультационной
компании "Статус-Квo 97"
И.А. Николаева
"Российский налоговый курьер" N 6, июнь 1999 г.
----------------------------------------------------
* О порядке исчисления и уплаты налога на имущество организацией, имеющей структурное подразделение в другом регионе, см. статью С.А.Верещагина в газете "Советы налогоплательщику" N 9 за май 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99