Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства сельского хозяйства
Саратовской области
от 18 ноября 2013 г. N 298-пр
"Приложение
к приказу министерства сельского хозяйства
Саратовской области
от 13 мая 2013 г. N 127-пр
Ведомственная целевая программа
"Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области" на 2013-2015 годы
Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области" на 2013-2015 годы
Раздел 1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации программы
Ведомственная целевая программа "Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области" на 2013-2015 годы - очередной шаг в решении поставленных Правительством Саратовской области задач и направлена на реализацию проектов и программ агропромышленных предприятий по реконструкции и модернизации производства, на увеличение объемов производства продуктов питания для обеспечения населения области, на повышение рентабельности и конкурентоспособности продукции сельхозтоваропроизводителей, перерабатывающих продукцию животноводства.
В результате реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012 годы" с 2006 по 2009 годы увеличено производство мяса на 47,6 тыс. тонн, или на 23,3 процента, молока на 89,6 тыс. тонн, или на 10,1 процента. Рост объемов производства животноводческой продукции до 2015 года представлен в таблице 1.
Таблица 1
Производство животноводческой продукции в хозяйствах всех форм собственности |
Ед. изм. |
2009 год (факт) |
2010 год (факт) |
2011 год (факт) |
2012 год (факт) |
2013 год (прогноз) |
2014 год (прогноз) |
2015 год (прогноз) |
Молоко всего |
тыс. тонн |
978,1 |
998,8 |
1015,7 |
964,4 |
994 |
1003,9 |
1014 |
Скот и птица в живом весе |
тыс. тонн |
250 |
256,5 |
260,8 |
233,9 |
251,2 |
253,6 |
256,1 |
За счет средств областного бюджета и средств, поступивших из федерального бюджета в виде субсидии, предполагается возмещать часть стоимости приобретенного технологического, холодильного и санитарно-гигиенического оборудования, оборудования для выработки пара для технологических нужд, специализированного автотранспорта сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности (за исключением граждан, ведущих личные подсобные хозяйства), при условии оснащения нового или модернизации существующего производства.
1.1. Анализ состояния и потенциал развития отрасли
Полноценное развитие отраслей животноводства возможно только с одновременным развитием переработки продукции животноводства.
Только 50 процентов активной части фондов предприятий соответствует современному уровню, около 35 процентов подлежат реконструкции и модернизации, а 28 процентов - полной замене. В отдельных отраслях достаточно высокий износ оборудования. Так, в молочной отрасли - от 30 процентов до 50 процентов, по первичной переработке скота - 90 процентов.
Использование в 2012 году производственных мощностей составило: по производству цельномолочной продукции - 75 процентов, мяса - 54 процента. Неполная загрузка мощностей связана с необходимостью модернизации и технического перевооружения имеющихся основных фондов.
В 2010-2012 годах в основной капитал сельхозтоваропроизводителями, осуществляющими переработку продукции животноводства, были привлечены инвестиции в объеме 2,5 млрд рублей. Необходимо отметить, что во многом благодаря государственной поддержке, оказанной предприятиям отрасли в рамках областной целевой программы "Развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010-2015 годы", возрос объем привлеченных инвестиций в основной капитал (объем инвестиций в 2010 году составил 0,6 млрд рублей, в 2011 году - 0,9 млрд рублей, в 2012 году - 1,0 млрд рублей).
Современное экономическое состояние сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку продукции животноводства в области, характеризуется:
необходимостью повышения конкурентоспособности продукции за счет проведения реконструкции предприятий, внедрения передовых образцов технологического оборудования, новых технологий и видов продуктов питания;
необходимостью расширения сети цехов по первичной переработке скота и молокоприемных пунктов;
высокой степенью изношенности технологического оборудования на многих предприятиях, осуществляющих переработку продукции животноводства;
недостатком инвестиций для модернизации оборудования.
В 2012 году сельхозтоваропроизводителями области из животноводческого сырья произведено продукции на 20,3 млрд рублей, индекс производства составил 117,3 процента к 2011 году. Динамика производства продукции приведена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика производства продукции в 2008-2012 годах
Показатели |
Ед. изм |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2012 год в процентах к 2011 году |
Колбасные изделия |
тыс. тонн |
88,7 |
86,7 |
84,8 |
112,7 |
121,5 |
108 |
Мясные полуфабрикаты |
тыс. тонн |
20,3 |
13,4 |
11,2 |
13,4 |
15,8 |
117,9 |
Цельномолочная продукция |
тыс. тонн |
80,5 |
102 |
110 |
145 |
175,0 |
120,6 |
Масло животное |
тыс. тонн |
2,7 |
1,9 |
1,7 |
2,2 |
2,2 |
100 |
Рыба |
тыс. тонн |
4,1 |
4,3 |
5,7 |
7,5 |
8,9 |
118,7 |
В области осуществляют производственную деятельность 180 сельхозтоваропроизводителей, перерабатывающих продукцию животноводства, в том числе мясную - 140, молочную - 28.
Несмотря на позитивные изменения в развитии переработки продукции животноводства в Саратовской области, произошедшие в 2008-2012 годах, имеется ряд проблемных вопросов.
Острым остается вопрос по первичной переработки скота. По состоянию на 1 января 2012 года мощности по переработке скота составляли 25 тыс. тонн мяса в год. Износ оставшегося оборудования по переработке скота составляет 90 процентов.
В связи с большим износом оборудования и сложностью с реализацией сыров, мощности по производству сыров снизились с 5 тыс. тонн в год в 2008 году до 1,5 тыс. тонн в 2012 году.
Отличительной особенностью Саратовской области является то, что значительная часть молока производится в личных подсобных хозяйствах населения области. Существующая сеть молокоприемных пунктов не обеспечивает сбор молока в хозяйствах населения в полном объеме и необходимого качества.
Для своевременного и в полном объеме исполнения мероприятий технического перевооружения и модернизации перерабатывающих мощностей необходима государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей по возмещению в виде субсидий части стоимости приобретенного технологического, холодильного и санитарно-гигиенического оборудования, оборудования для выработки пара для технологических нужд, специализированного автотранспорта сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности, (за исключением граждан, ведущих личные подсобные хозяйства), при условии оснащения нового или модернизации существующего производства.
Основными причинами, сдерживающими развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области, являются:
использование малопроизводительного, морально устаревшего оборудования. Удельный вес изношенного оборудования, находящегося в эксплуатации свыше 10 лет, составил 40 процентов. Особенно это имеет место на производственных объектах по первичной переработке скота и молока;
недостаточная государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку продукции животноводства в Саратовской области, направленная на модернизацию и техническое перевооружение;
недостаток собственных средств у сельхозтоваропроизводителей, сдерживающий внедрение новых технологий, техническое перевооружение и модернизацию производства;
постоянное повышение цен на энергоносители и транспортировку сырья и продукции.
К актуальным проблемам развития переработки продукции животноводства в Саратовской области относятся:
рыночные - резкие колебания цен на сельскохозяйственное сырье, сезонность производства сельскохозяйственного сырья, наращивание объёмов импорта продуктов питания в связи со вступлением России в ВТО;
финансово-экономические - труднодоступность долгосрочных кредитных ресурсов и недостаток залогового обеспечения.
1.2. Необходимость программного решения развития перерабатывающей промышленности в сфере животноводства
Планомерная реализация программы, подкрепленная государственной поддержкой областного бюджета, позволит увеличить объем производства конкурентоспособной продукции, повысить инвестиционную привлекательность в реализации проектов внедрения современных технологий переработки животноводческого сырья в области. Наиболее проблемные направления в мясной и молочной отраслях следующие:
необходимость строительства и модернизации цехов по первичной переработке скота, расширение сети молокоприемных пунктов;
реконструкция и модернизация предприятий, осуществляющих переработку животноводческого сырья (молока).
Работа будет направлена на обновление и модернизацию производственной базы сельхозтоваропроизводителей, что позволит увеличить объемы вырабатываемой и реализуемой продукции. Более 40 сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку продукции животноводства в Саратовской области, наметили на 2013-2015 годы проведение технического перевооружения и модернизации производства.
Внедрение новейших технологий также положительно влияет на качество выпускаемой продукции, на снижение ее себестоимости и увеличение объемов производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции. Ежегодно предприятиями обновляется 15-20 процентов вырабатываемого ассортимента продуктов питания. В 2011-2012 годах внедрено более 50 наименований новой конкурентоспособной мясной, рыбной и молочной продукции. К 2015 году на 30 процентов будет обновлен ассортимент выпускаемой продукции, внедрено более 50 наименований изделий, в основном функционального назначения, обогащенных витаминами, микронутриентами и пробиотиками.
Для реализации инвестиционных проектов предприятий, осуществляющих переработку продукции животноводства в Саратовской области, как крупных поставщиков продовольствия на потребительский рынок области и других регионов Саратовская область располагает необходимыми условиями:
наличие предприятий, с развитой инфраструктурой, обеспечивающей стабильную работу производства (коммуникации, вспомогательные цеха, автотранспорт и т.д.);
имеется развивающаяся сырьевая база животноводческого сырья для производства продуктов питания.
Раздел 2. Основные цели и задачи программы
Основная цель программы - развитие глубокой переработки животноводческого сырья в области, увеличение объемов производства продукции для обеспечения населения области качественными многофункциональными продуктами питания.
Задача программы сформирована на основании анализа факторов и проблем, оказывающих воздействие на эффективность деятельности предприятий, и прогноза развития отраслей.
Основной задачей программы является:
повышение конкурентоспособности мясной, рыбной и молочной продукции на областном и межрегиональном рынке на основе улучшения материально-технической базы сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку продукции животноводства, внедрения на предприятиях энергосберегающих и безотходных ресурсосберегающих технологий.
Направления деятельности по решению задач:
создание благоприятного инвестиционного климата - стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и содействие в поиске потенциальных инвесторов;
содействие развитию приоритетных отраслей промышленности на основе обновления и модернизации основных фондов, роста эффективности использования производственного потенциала;
повышение финансовой устойчивости предприятий, осуществляющих переработку продукции животноводства за счет мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, расширению их доступа к кредитным ресурсам.
В результате выполнения намеченных мероприятий в области производственные мощности предприятий, осуществляющих переработку животноводческого сырья, увеличатся: по переработке скота на 34,3 процентав#, объем производства продукции увеличится с 20,3 млрд рублей в 2012 году до 23,8 млрд рублей в 2015 году. Вырастет к 2015 году производство цельномолочной продукции на 7 процентов, масла животного в 1,8 раза, сыра и сырных продуктов - в 3 раза, колбасных изделий - на 7 процентов, рыбы - на 12 процентов.
Реализация программы рассчитана на 2013-2015 годы.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований и внебюджетных источников.
Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий по программе, рассчитан с учетом фактических цен на сельскохозяйственное сырье, материалы и энергоносители в 2011 и 2012 годах, экспертных оценок капитальных вложений на проведение реконструкции и модернизации предприятий, осуществляющих переработку животноводческого сырья, приобретение и установку технологического оборудования.
Потребность в денежных средствах для реализации программы представлена в таблице 3
Таблица 3
Объем финансирования мероприятий программы на 2013-2015 годы
тыс. руб.
|
Всего |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего по программе, в том числе: |
721217,1 |
408837,1 |
151500,0 |
160880,0 |
областной бюджет |
64850,0 |
39850,0 |
15000,0 |
10000,0 |
федеральный бюджет (прогнозно) |
|
|
|
|
внебюджетные источники (прогнозно) |
656367,1 |
368987,1 |
136500,0 |
150880,0 |
Удельный вес средств областного бюджета в общем планируемом объеме финансирования мероприятий программы составит 9,0 процентов, из внебюджетных источников - 91,0 процент.
Таблица 4
Структура финансирования программных мероприятий
тыс. руб.
Наименование мероприятия |
Годы |
в том числе за счет средств |
|||
Объем финансового обеспечения, всего 2013-2015 |
федерального бюджета (прогнозно) |
областного бюджета |
внебюджетных источников (прогнозно) |
||
Финансирование мероприятий технического перевооружения, реконструкции и модернизации |
2013 |
408837,1 |
|
39850,0 |
368987,1 |
2014 |
151500,0 |
|
15000,0 |
136500,0 |
|
2015 |
160880,0 |
|
10000,0 |
150880,0 |
|
2013-2015 |
721217,1 |
|
64850,0 |
656367,1 |
|
в том числе: по молочной отрасли |
2013 |
199114,5 |
|
17600,0 |
181514,5 |
2014 |
78700,0 |
|
7000,0 |
71700,0 |
|
2015 |
64200,0 |
|
4500,0 |
59700,0 |
|
2013-2015 |
342014,5 |
|
29100,0 |
312914,5 |
|
по мясной отрасли |
2013 |
189462 |
|
17750,0 |
171712,0 |
2014 |
59400,0 |
|
7000,0 |
52400,0 |
|
2015 |
83675,2 |
|
5000,0 |
78675,2 |
|
2013-2015 |
332537,2 |
|
29750,0 |
302787,2 |
|
по рыбной отрасли |
2013 |
20260,6 |
|
4500,0 |
15760,6 |
2014 |
13400,0 |
|
1000,0 |
12400,0 |
|
2015 |
13004,8 |
|
500,0 |
12504,8 |
|
2013-2015 |
46665,4 |
|
6000,0 |
40665,4 |
Раздел 4. Описание ожидаемых конечных результатов реализации программы и целевые индикаторы программы
В результате реализации намеченных программой мероприятий к концу 2015 года в отраслях по переработке продукции животноводства будут достигнуты следующие результаты:
выручка увеличится с 20,3 млрд рублей в 2012 году до 23,8 млрд рублей в 2015 году (на 17 процентов);
производство цельномолочной продукции возрастет на 7 процентов, сыра - в 3,0 раза, масла животного - в 1,8 раза, колбасных изделий - на 7 процентов, рыбы - на 12 процентов и составит соответственно 187,5 тыс. тонн, 3,0 тыс. тонн, 4,0 тыс. тонн, 129,5 тыс. тонн, 10,0 тыс. тонн;
прирост производственных мощностей по первичной переработке скота составит 9,6 тыс. тонн (34,3 процента);
дополнительно будет создано 84 рабочих места.
Раздел 5. Перечень и характеристика основных мероприятий программы
5.1. Переработка продукции животноводства (скота)
По состоянию на 1 января 2012 года, мощности предприятий агропромышленного комплекса по переработке скота составляли 25 тыс. тонн мяса в год.
В 2012 году, за счет ввода в эксплуатацию новых убойных цехов на базе ООО "Основа", ИП Даврещан А.К. Ртищевского района, ИП Магдеев И.Д. Петровского района, СПССК "Первый" Вольского района мощности по первичной переработке скота увеличены на 3,0 тыс. тонн мяса в год.
Саратовская область занимает по России третье место по объему производства колбасных изделий, первое место среди регионов ПФО.
Наряду с позитивными изменениями в отрасли остается сложным вопрос по первичной переработке скота. В связи с этим одним из приоритетных направлений программы является строительство новых мясохладобоен и реконструкция имеющихся предприятий по забою скота в муниципальных районах области, что позволит увеличить мощность предприятий по первичной переработке скота на 9,6 тыс. тонн к концу 2015 года.
В направлении развития мощностей по первичной переработке скота в ряде муниципальных районов области сельхозтоваропроизводителями запланировано приобретение и пуск в эксплуатацию нового технологического оборудования по переработке свиней и крупного рогатого скота, холодильного оборудования и оборудования по утилизации биоотходов.
В 2013 году ожидается введение в работу новой мясохладобойни СПССК "Амир" Советского района и стационарного убойного цеха СПССК "Север" в Романовском районе.
Для обеспечения потребностей населения высококачественной свининой на территории области реализуются инвестиционные проекты:
по строительству свинокомплекса ООО "Рамфуд Поволжье" на территории Калининского муниципального района с выходом к 2015 году на годовую мощность 150,0 тысяч голов откормочного поголовья с производством 11 тыс. т свинины в живой массе (срок реализации 2013-2015 годы);
строительство свинокомплекса, осуществляемое компанией-инвестором ООО "КоПитания" на территории Энгельсского муниципального района, с выходом к 2014 году на годовую мощность 108,0 тысяч голов откормочного поголовья с производством 12 тыс. т свинины в живой массе.
Строительство современных мясохладобоен и одновременное приобретение оборудования для разделки и упаковки мяса позволит наладить производство натуральных мясных полуфабрикатов, повысить конкурентоспособность продукции и постепенно вытеснить с рынков России импортное мясо.
Таблица 5
Производство мяса в убойной массе и ввод мощностей по переработке скота сельхозтоваропроизводителями области
тыс. тонн
Наименование показателей |
Ввод мощностей, всего |
в том числе по годам |
||||||
2009 факт |
2010 факт |
2011 факт |
2012 факт |
2013 прогноз |
2014 прогноз |
2015 прогноз |
||
Производство мяса скота и птицы |
|
168,2 |
176,5 |
164,5 |
147,1 |
152,5 |
163,0 |
167,8 |
В т.ч. в сельхозпредприятиях и КФХ |
|
34,2 |
33,8 |
34,2 |
33,0 |
39,7 |
42,0 |
42,9 |
Ввод мощностей по переработке скота |
23,6 |
0 |
1,2 |
9,8 |
3,0 |
3,1 |
3,2 |
3,3 |
При условии успешной реализации мероприятий программы будет решена проблема промышленного забоя скота.
За счет средств областного бюджета предполагается осуществлять возмещение части стоимости приобретенного специализированного автотранспорта, технологического и холодильного оборудования для производства, охлаждения и хранения мяса и мясных продуктов сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности, за исключением граждан ведущих личные подсобные хозяйства, при условии модернизации существующего или оснащении нового производства.
5.2. Переработка продукции животноводства (молока)
Производственные мощности предприятий агропромышленного комплекса позволяют переработать около 300 тыс. тонн молока. В 2012 году в области произведено молочной продукции на сумму 4,2 млрд рублей. Приоритетными направлениями развития переработки молока является развитие оптимальной сети молокоприемных пунктов, реконструкция и модернизация производственных мощностей по переработке молока.
Таблица 6
Производство молока
тыс. тонн
Наименование показателя |
Годы: |
|||||
2010 (факт) |
2011 (факт) |
2012 (факт) |
2013 (прогноз) |
2014 (прогноз) |
2015 (прогноз) |
|
Произведено молока в хозяйствах всех форм собственности, всего тыс. т |
998,8 |
1015,7 |
964,4 |
994,0 |
1003,9 |
1014,0 |
В том числе произведено сельхозпредприятиями и КФХ, тыс. т |
207,5 |
203,4 |
196,3 |
202,2 |
208,3 |
214,6 |
Переработка молока, тыс. т |
170,2 |
175,1 |
195,5 |
207,3 |
228,5 |
300,0 |
Почти весь объем молока, произведенного в сельхозпредприятиях и крестьянско-фермерских хозяйствах, перерабатывается промышленным способом. Недостаточно используются ресурсы молока - сырья личных подсобных хозяйств, так как существует проблема с реализацией молочных продуктов, особенно в летнее время. За 2010-2012 годы введено в действие 28 молокоприемных пунктов, что на сегодняшний день обеспечивает потребность предприятий в молоке - сырье. Строительство новых молокоприемных пунктов и модернизация существующих будет осуществляться по мере увеличения реализации молочных продуктов и соответственно увеличения объемов закупки сырья.
Предприятия, осуществляющие переработку продукции животноводства (молока) в условиях жёсткой конкуренции на рынке готовой продукции, вынуждены заниматься обновлением своих технологических линий, практически, в ежегодном режиме. Большинство сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку молока, заменили устаревшее холодильное оборудование на современное, что позволило снизить энергозатраты на производство и хранение продукции на 30-50%.
Продолжается модернизация производственных объектов, осуществляющих переработку молока в Вольском, Воскресенском, Хвалынском, Екатериновском и других районов, где ведется замена упаковочного и холодильного оборудования, сепараторов, пастеризационных установок, оборудования для производства творога и кисломолочных продуктов.
В результате проводимой работы значительно расширяется ассортимент молочной продукции, творожных изделий, йогуртов. Внедряются все виды упаковки, которые присутствуют на российском рынке молочной продукции.
Выполнение намеченных программой мероприятий по реконструкции и модернизации производства позволит увеличить объёмы производства и расширить ассортимент молочной продукции, повысить ее конкурентоспособность, увеличить загрузку имеющихся мощностей.
За счет средств областного бюджета предполагается осуществлять возмещение части стоимости приобретенного технологического и холодильного оборудования, оборудования по производству пара для технологических нужд, специализированного автотранспорта сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности, за исключением граждан ведущих личные подсобные хозяйства, при условии модернизации существующего или оснащении нового производства.
5.3. Переработка продукции животноводства (рыбы)
В области ведется большая работа по развитию производства и переработки рыбы. До 2015 года планируется провести модернизацию производств 7 сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку рыбы.
Таблица 7
Динамика производства рыбной продукции
|
2011 год |
2012 год |
2013 год (прогноз) |
2014 год (прогноз) |
2015 год (прогноз) |
Производство рыбной продукции, тыс. тонн |
7,5 |
8,9 |
9,3 |
9,6 |
10,0 |
В т.ч. сельхозпредприятия и КФХ |
1,65 |
1,7 |
1,8 |
1,9 |
2,0 |
За счет средств областного бюджета предполагается осуществлять возмещение части стоимости приобретенного технологического и холодильного оборудования сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности, за исключением граждан ведущих личные подсобные хозяйства, при условии модернизации существующего или оснащении нового производства.
Система программных мероприятий изложена в таблице (приложение 1 к ведомственной целевой программе "Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области" на 2013-2015 годы).
Раздел 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, оценка рисков ее реализации
Реализация мероприятий программы создаст условия и предпосылки для развития первичной и глубокой переработки продукции животноводства, что позволит в перспективе снизить зависимость области от импорта в снабжении населения мясными, молочными и рыбными продуктами питания.
Целевой характер программы позволит добиться следующих результатов, характеризующих ее экономическую эффективность (приложение 2):
объем производства продукции увеличится с 20,3 млрд рублей в 2012 году до 23,8 млрд рублей;
увеличится производство цельномолочной продукции и колбасных изделий - на 7 процентов, рыбы - на 12 процентов, масла животного в 1,8 раза, сыра - в 3 раза;
будет создано дополнительно 84 рабочих места.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона путем внедрения безотходных технологий, организации переработки технических отходов.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны сельхозтоваропроизводителей из собственных и заемных средств;
колебания рыночной конъюнктуры, которые могут привести к изменению цен на сырье, энергоресурсы, а также другие непредвиденные сложности, которые могут привести к существенному удорожанию конечного продукта и трудностям с его реализацией;
изменения внешнеэкономической ситуации, которые могут привести к изменению квот и таможенных пошлин;
б) внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (выход из строя и простой технологического оборудования).
Раздел 7. Оценка эффективности реализации программы
Реализация программы будет способствовать улучшению финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку животноводческого сырья на основе стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, проведения реконструкции и модернизации предприятий, осуществляющих переработку продукции животноводства и повышения конкурентоспособности отечественной пищевой продукции.
Система показателей и индикаторов эффективности реализации программы приведена в приложении N 2 к программе.
В соответствии с прогнозными показателями развития сельхозтоваропроизводителей на 2010-2015 годы одним из показателей уровня достижения стратегической цели программы является объем производства продукции. В результате реализации программных мероприятий планируется стабилизация и увеличение объемов производства продуктов питания из отечественного сырья. К 2015 году вырастет производство основных видов пищевой продукции: цельномолочной продукции и колбасных изделий - на 7 процентов, сыра - в 3 раза, масла животного - в 1,8 раза.
Кроме увеличения объемов производства высококачественной продукции и наполнения внутреннего рынка продуктами питания реализация программы обеспечит к 2015 году рост объема производства на 17 процентов, повышение производительности труда в среднем на 15 процентов, мощности по первичной переработки скота увеличатся на 34,3 процента.
Таблица 8
Расчет экономической эффективности программы
Показатели |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 к 2012 году, % |
Выручка, млрд руб. |
20,3 |
21,2 |
22,1 |
23,8 |
117,2 |
в т.ч. выручка сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку продукции животноводства - участников пилотного проекта |
5,6 |
6,2 |
6,7 |
7,2 |
128,5 |
Прибыль |
570 |
590 |
640 |
670 |
117,5 |
Численность работающих |
8700 |
8712 |
8739 |
8784 |
101 |
Производительность труда, тыс. руб. |
2333,3 |
2433,4 |
2528,9 |
2709,5 |
116,1 |
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Росстатом.
Оценка состояния целевых индикаторов основана на балльном принципе и отражает степень достижения показателя результата реализации программы при фактически достигнутом уровне расходов областного бюджета за отчетный период (год). Для оценки состояния целевого индикатора используется матрица оценки:
Таблица 9
Состояние целевого индикатора на конец отчетного периода |
Оценка состояния целевого индикатора |
||
при росте уровня расходов* |
при сохранении уровня расходов |
при снижении уровня расходов |
|
Положительное изменение запланированного значения целевого индикатора (рост/снижение) |
1 |
2 |
3 |
Достижение запланированного значения целевого индикатора |
0 |
1 |
2 |
Отрицательное изменение запланированного значения целевого индикатора (рост/снижение) |
0 |
0 |
1 |
_____________________________
* Под расходами понимается объем средств, выделенных главному распорядителю средств из областного бюджета в отчетном году на реализацию программы.
Оценка состояния целевого индикатора определяется путем установления соответствия между:
фактическим уровнем расходов главного распорядителя средств в отчетном периоде и объемом ассигнований, первоначально утвержденным в областном бюджете на реализацию программы в отчетном году;
фактически полученным значением целевого индикатора в отчетном периоде и плановым значением целевого индикатора в отчетном периоде.
Полученные оценки суммируются по соответствующим целевым индикаторам, и определяется итоговая сводная оценка состояния целевых индикаторов по следующей форме:
Таблица 10
Наименование целевого индикатора |
Оценка состояния целевого индикатора (баллов) |
Прирост производственных мощностей по первичной переработке скота |
состояние целевого индикатора |
Объем отгруженной продукции |
состояние целевого индикатора |
Создание дополнительных рабочих мест |
состояние целевого индикатора |
Производство цельномолочной продукции |
состояние целевого индикатора |
Производство колбасных изделий |
состояние целевого индикатора |
Производство масла сливочного |
состояние целевого индикатора |
Производство сыров и сырной продукции |
состояние целевого индикатора |
Производство рыбной продукции |
состояние целевого индикатора |
Итоговая сводная оценка |
сумма баллов по строкам |
Эффективность программы определяется по следующей форме:
Таблица 11
Вывод об эффективности программы |
Итоговая сводная оценка (баллов) |
Эффективность программы снизилась по сравнению с предыдущим годом |
менее X |
Эффективность программы находится на уровне предыдущего года |
X |
Эффективность программы повысилась по сравнению с предыдущим годом |
более X |
X - итоговая сводная оценка состояния целевых индикаторов программы за предыдущий год. В случае если программа не реализовывалась в предыдущем году, то значение X принимается равным количеству целевых индикаторов оцениваемой программы.
Реализация мероприятий программы создаст условия и предпосылки для развития перерабатывающей промышленности, что позволит в перспективе обеспечить население области и организации социальной сферы мясными, молочными и рыбными продуктами.
Эффективность реализации программы определяется путём оценки целевых показателей (приложение N 2 к ведомственной целевой программе "Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области" на 2013-2015 годы).
Раздел 8. Меры по обеспечению эффективности реализации программы
Государственная поддержка мероприятий настоящей программы увязана с устойчивым развитием сельских территорий Саратовской области.
Финансовые средства в рамках программы будут направлены на развитие переработки продукции животноводства тех муниципальных районов Саратовской области, которые имеют и развивают социальную и инженерную инфраструктуру.
В настоящее время разработана государственная программа Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" которая включает подпрограмму "Устойчивое развитие сельских территорий Саратовской области на 2014-2020 годы" в рамках которой предусматривается государственная поддержка мероприятий по строительству и приобретению жилья для граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности; строительство общеобразовательных учреждений и фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики; учреждений культурно-досугового типа; распределительных газовых сетей и локальных водопроводов. Рассматривается возможность поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов и грантовой поддержки местных инициатив по решению отдельных общественно значимых вопросов местного значения. В целях поддержки развития сельских территорий, создания новых рабочих мест вышеуказанной программой предусматривается реконструкция и модернизация действующих производств и строительство новых.
Во всех муниципальных районах области разработаны и утверждены схемы территориального планирования, которые размещаются на официальных сайтах администраций муниципальных районов области.
В целях повышения привлекательности агропромышленного комплекса области для выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, закрепления на селе молодых специалистов; стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей области на вовлечение в производственный процесс молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, принят Закон Саратовской области от 28 октября 2011 года N 148-ЗСО "О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Саратовской области", в рамках которого молодым специалистам, окончившим образовательные учреждения среднего или (и) высшего профессионального образования и трудоустроившимся в сельскохозяйственной организации или являющимися индивидуальными предпринимателями - главами крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляется единовременная денежная выплата и выплачивается ежегодное денежное пособие.
Начиная с 2014 года указанная поддержка будет осуществляться в государственной программе "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" в рамках подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие".
При реализации крупных инвестиционных проектов осуществляется создание современной инженерной инфраструктуры, инвесторами решаются жилищные вопросы для привлекаемых специалистов.
В результате реализации мероприятий программы "Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области" на 2013-2015 годы будет дополнительно создано 84 рабочих места, что позволит повысить уровень занятости сельского и городского населения области.
Продукция отрасли востребована как на внутриобластном, так и на межрегиональных рынках, является конкурентоспособной и рентабельной.
Перерабатывающая промышленность занимает ведущее место в агропромышленном комплексе области, имеет существенное значение для устойчивого социально-экономического развития сельских территорий области. В каждом муниципальном районе области расположены предприятия и цеха, осуществляющие производство продуктов питания. В последние годы развитие сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку животноводческого сырья, всех форм собственности идет быстрыми темпами.
В рамках программы предусматриваются мероприятия по модернизации предприятий, осуществляющих переработку продукции животноводства. Приоритетом ведомственной целевой программы в сфере переработки животноводческой продукции и производства продуктов питания является технологическая модернизация производства и повышение конкурентоспособности продукции.
Ключевыми задачами остаются обеспечение продовольственной безопасности, поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности предприятий АПК области, а также комплексное развитие социальной сферы села.
На реализацию мероприятий программы предусмотрено привлечение финансовых средств из внебюджетных источников.
Раздел 9. Механизм управления реализацией программы
Контроль за исполнением программы осуществляется в установленном порядке в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 октября 2012 года N 590-П "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
Приложение 1
к ведомственной целевой программе
"Развитие переработки продукции животноводства
в Саратовской области" на 2013-2015 годы
Система программных мероприятий
Приложение 2
к ведомственной целевой программе
"Развитие переработки продукции животноводства
в Саратовской области" на 2013-2015 годы
Система показателей
и индикаторов эффективности реализации ведомственной целевой программы "Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области" на 2013-2015 годы
N |
Перечень целевых показателей, индикаторов |
2012 год, базовое значение |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Целевое значение |
|
Задача. Повышение конкурентоспособности мясной, рыбной и молочной продукции на областном и межрегиональном рынке на основе улучшения материально-технической базы сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку продукции животноводства, внедрение на предприятиях энергосберегающих и безотходных ресурсосберегающих технологий |
|||||
1 |
Выручка, млрд руб. |
20,3 |
21,2 |
22,2 |
23,8 |
23,8 |
2 |
в т.ч. выручка сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку продукции животноводства - участников пилотного проекта Прирост выручки сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку продукции животноводства - участников пилотного проекта, млрд руб.; |
5,6 |
6,2 |
6,7 |
7,2 |
7,2 |
|
0,6 |
0,5 |
0,5 |
1,6 |
||
3 |
Производство, цельномолочной продукции, тыс. тонн: |
175,7 |
177,3 |
180,5 |
187,5 |
187,5 |
4 |
Масла животного, тыс. тонн |
2,2 |
2,5 |
3,0 |
4,0 |
4,0 |
5 |
Сыра и сырных продуктов, тыс. тонн |
1,0 |
1,3 |
2,1 |
3,0 |
3,0 |
6 |
Прирост производственных мощностей по убою скота и первичной переработке продуктов убоя, тыс. тонн |
3,0 |
3,1 |
3,2 |
3,3 |
9,6 |
7 |
Колбасных изделий, тыс. тонн |
121,5 |
123,0 |
125,0 |
129,5 |
129,5 |
8 |
Рыбы, тыс. тонн |
8,9 |
9,3 |
9,6 |
10,0 |
10,0 |
9 |
Создание рабочих мест, ед. |
10 |
12 |
27 |
45 |
84". |
<< Назад |
||
Содержание Приказ министерства сельского хозяйства Саратовской области от 18 ноября 2013 г. N 298-пр "О внесении изменений в приказ... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.