Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 5 апреля 2010 г. N 114-П в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 3 июня 2003 г. N 61-П
Положение
о порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ
30 января 2006 г., 21 декабря 2007 г., 17 февраля, 26 августа 2009 г., 5 апреля 2010 г., 29 октября 2012 г.
I. Общие положения
1. Долгосрочные областные целевые программы (далее - программы) представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и результатам комплекс мероприятий, ориентированных на эффективное решение приоритетных для социально-экономического развития области задач посредством консолидации ресурсов и их целенаправленного использования для достижения ожидаемых конечных результатов программ.
Программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление программы на подпрограммы осуществляется, исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их реализации.
2. Целевые программы являются одним из важнейших рычагов активного воздействия на социально-экономическое развитие области и должны быть сосредоточены на реализации наиболее важных для Саратовской области социальных, научно-технических и инвестиционных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в компетенцию органов исполнительной власти области.
3. Настоящее Положение устанавливает:
порядок разработки программ;
полномочия, обязанности и последовательность действий органов исполнительной власти области, инициирующих решение проблем программно-целевым методом и участников подготовки и реализации программ;
обязательные требования к структуре и формам программных документов;
механизмы управления, контроля и финансового обеспечения программ;
ответственность исполнителей за реализацию программ.
4. В работе с программами выделяются следующие этапы:
подготовка обоснования необходимости разработки программы и принятие решения о разработке программы;
подготовка проекта программы;
экспертиза и оценка проекта программы;
финансовое обеспечение программы;
управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения;
завершение программы.
5. Настоящее Положение не распространяется на программные документы, представляющие комплекс взаимоувязанных мероприятий, не имеющих межведомственного характера, ориентированных на решение задач отраслевой направленности, стоящих перед органами исполнительной власти области в установленной сфере деятельности.
6. В процессе разработки, утверждения и реализации программ участвуют следующие субъекты:
инициаторы разработки программы - любые юридические и физические лица, выходящие с предложениями и обоснованиями о программной разработке проблемы на областном уровне;
государственный заказчик программы (далее - государственный заказчик) - орган исполнительной власти области, ответственный за исполнение программы и осуществляющий, координацию действий исполнителей программы по реализации ее мероприятий;
исполнители программы - органы исполнительной власти области, по согласованию органы местного самоуправления, организации, предприятия и учреждения, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся непосредственными участниками программных мероприятий.
II. Подготовка обоснования необходимости разработки программы и принятие решения о разработке программы
7. Орган исполнительной власти области, инициирующий разработку программы, готовит соответствующее обоснование и проект правового акта Правительства области о разработке программы.
8. Обоснование должно включать следующие основные разделы:
наименование предлагаемой к разработке программы;
характеристика сложившейся ситуации, анализ состояния и причин возникновения проблем (представляется аналитический материал, в том числе приводятся основные оценочные показатели и сведения, обосновывающие необходимость решения указанной проблемы; динамика показателей по данной проблеме за предыдущие годы; сравнение с действующими нормативами, аналогичными показателями в других субъектах Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа; итоги исполнения предшествующей аналогичной программы);
уровень проблемы (федеральный, областной, муниципальный);
обоснование соответствия решения проблемы и поставленных задач приоритетам социально-экономического развития области;
обоснование невозможности решения проблемы в рамках текущей деятельности органов исполнительной власти и необходимость применения программно-целевого метода;
обоснование необходимости межотраслевой (межведомственной) и межтерриториальной координации для реализации выбранного варианта решения проблемы;
возможные варианты решения Проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
предложения по целям и задачам программы (цели и задачи должны быть направлены на полное или частичное решение проблемы), предполагаемым основным направлениям мероприятий;
предложения по срокам и этапам реализации программы с обоснованием оптимальных сроков достижения поставленных целей и предполагаемых показателей социально-экономической эффективности исполнения программы;
предложения по объемам, источникам финансового обеспечения программы в целом (в том числе по годам) и основным направлениям расходования средств с учетом темпов экономического развития области;
предложения по государственным заказчикам и разработчикам программы;
предварительную оценку ожидаемой результативности и эффективности реализации программы с указанием целевых показателей и индикаторов, позволяющих оценивать ход реализации программы по годам и этапам исполнения.
9. В проекте правового акта о разработке программы должны быть определены: наименование и сроки реализации программы, срок разработки проекта программы, государственный заказчик.
Для целевых программ, имеющих более одного государственного заказчика, определяется государственный заказчик-координатор.
10. Проект правового акта о разработке программы с приложением обоснования необходимости разработки программы вносится на согласование в установленном порядке в срок не позднее 15 февраля года, предшествующего году, в котором планируется начало реализации программы.
11. В ходе согласования документов, указанных в пункте 10 настоящего Положения, обоснование необходимости разработки программы оценивается в соответствии с пунктами 18, 19 настоящего Положения.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 октября 2012 г. N 641-П пункт 12 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со подписания названного постановления
12. После принятия Правительством области правового акта о разработке программы государственный заказчик в течение 3 рабочих дней размещает текст обоснования необходимости ее разработки в сети Интернет на официальном портале Правительства области с целью обеспечения возможности участия в разработке проекта программы всех заинтересованных лиц.
III. Подготовка проекта программы
13. Государственный заказчик (государственный заказчик - координатор):
согласовывает с заинтересованными органами исполнительной власти области, бюджетными и иными организациями программные мероприятия, возможные сроки их выполнения, объемы и источники исполнения;
организует привлечение в установленном порядке к подготовке проекта программы научных учреждений, проведение в соответствии с законодательством специализированных экспертиз проекта программы и по результатам этих экспертиз производит его доработку;
по мероприятиям, предусматривающим финансовое обеспечение за счет средств внебюджетных источников, подписывает соглашения о намерениях;
разрабатывает перечень целевых показателей и индикаторов, необходимых и достаточных для проведения мониторинга исполнения программы, а также для проведения предварительной, текущей и завершающей оценки ее реализации;
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку проекта программы.
14. Программа состоит из паспорта программы (приложение N 1 к настоящему Положению) и следующих разделов:
первый раздел - содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами;
второй раздел - основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации;
третий раздел - система (перечень) программных мероприятий (приложение N 2 к настоящему Положению);
четвертый раздел - ресурсное обеспечение программы (сведения о распределении объемов и источников исполнения по мероприятиям и по годам);
пятый раздел - организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения;
шестой раздел - оценка эффективности реализации программы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения целей программы и ее результативность.
Требования к содержанию подпрограмм аналогичны требованиям, установленным к содержанию программы в целом.
15. К содержанию разделов программы предъявляются следующие требования.
Первый раздел должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на региональном уровне, а также обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, в том числе описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.
Второй раздел должен заключать в себе развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
Требования, предъявляемые к целям программы:
специфичность (цели должны соответствовать компетенции органов исполнительной власти области - государственных заказчиков и исполнителей программы);
реалистичность достижения поставленных целей (цели должны быть потенциально достижимы);
измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
привязка к временному графику (должны быть установлены сроки достижения целей и этапы реализации программы с определением соответствующих целей).
Цели программы формируются на основе анализа развития проблемной ситуации, возможных способов ее решения и направлены на полное или частичное решение. Цели должны быть потенциально достижимы и количественно оценены индикаторами и показателями.
Задачи представляют собой проблемные вопросы, разрешение которых направлено на достижение целей программы в заданных временных рамках. Цели и задачи программы должны быть четкими, конкретными, контролируемыми и проверяемыми. Их соотношение должно соответствовать принципу необходимости и достаточности.
Достижение целей программы должно означать решение проблемы к концу реализации программы или достижение конкретного этапа решения проблемы.
Третий раздел должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач программы и достижения поставленных целей. Программные мероприятия содержат информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием объемов и источников исполнения по каждому исполнителю программы), сроках, ответственных исполнителях и ожидаемых конкретных результатах.
Не допускается включение в проекты программ:
мероприятий, дублирующих аналогичные по сути мероприятия действующих программ (либо разработанных проектов программ);
расходов, отражаемых по следующим статьям операций сектора государственного управления:
статья 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда";
статья 220 "Оплата работ, услуг" подстатья 223 "Коммунальные услуги";
статья 230 "Обслуживание государственного (муниципального) долга";
статья 260 "Социальное обеспечение", за исключением расходов на оплату путевок на санаторно-курортное лечение и в детские оздоровительные лагеря, предоставление социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилья;
расходов, возникающих при реализации полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
В случае включения в программу мероприятий, предусматривающих бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности области, в программе формируется перечень объектов с указанием объемов бюджетных ассигнований по годам реализации программы. Объекты капитального строительства включаются в программу только при положительном заключении министерства экономического развития и торговли области об эффективности инвестиционного проекта, полученном в соответствии с постановлением Правительства области от 16 ноября 2009 года N 572-П "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения".
В четвертом разделе следует отразить финансовое обеспечение программы, с распределением расходов по годам, источникам обеспечения и направлениям расходования. В случае если ресурсное обеспечение программы предусмотрено за счет разных источников обеспечения, раздел должен включать в себя обоснование возможности прогнозного учета (помимо средств областного бюджета) средств федерального и местных бюджетов, внебюджетных средств для реализации программных мероприятий, а также описание механизмов привлечения этих средств. При этом средства федерального, местного бюджетов и внебюджетных источников указываются прогнозно. Объемы финансового обеспечения указываются в тысячах рублей с одним десятичным знаком.
Пятый раздел должен отражать формы и методы организации управления программой и контроля за ее выполнением
Шестой раздел должен включать в себя показатели, которые (с учетом индивидуальности и специфики программ) необходимы для анализа и оценки:
конкретных результатов выполнения программы по годам;
использования средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований области и внебюджетных источников;
эффективности реализации программных мероприятий.
Раздел должен содержать систему показателей и индикаторов эффективности реализации программы (приложение N 3 к настоящему Положению) для мониторинга реализации программы. Ответственность за разработку необходимого и достаточного перечня показателей и индикаторов возлагается на государственного заказчика.
При указании значений показателей/индикаторов необходима ссылка на источник получения данной информации; ведомственная, статистическая отчетность, результаты обследований и т.д.
Система показателей может содержать следующие направления:
экономическое (показатели, характеризующие рост производства, объемы сбыта продукции, технический уровень и качественные характеристики выпускаемой продукции);
социальное (показатели, характеризующие уровень жизни населения области, степень социальной защиты населения, ввод в действие объектов социально-культурной сферы);
экологическое (показатели, характеризующие состояние окружающей среды);
иные направления в зависимости от специфики сферы действия программы.
16. К проекту программы должны быть приложены:
финансово-экономическое обоснование с указанием всех источников исполнения расходных обязательств областного бюджета в соответствии с требованиями статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Финансово-экономическое обоснование включает анализ, расчет, оценку экономической целесообразности осуществления предлагаемого проекта, основанную на сопоставительной оценке затрат и результатов, установление эффективности использования финансовых средств;
пояснительная записка, включающая описание ситуации дел в соответствующей области, обоснование выбора территории для реализации программных мероприятий, обоснование включения объектов капитального строительства государственной собственности области, объем предполагаемых затрат на решение имеющихся проблем, ожидаемый эффект от реализации программы;
заключение специализированной экспертизы (в случаях, установленных законодательством);
методика оценки эффективности целевой программы, разработанная государственным заказчиком программы с учетом ее специфики;
положительное заключение министерства экономического развития и торговли области об эффективности инвестиционного проекта, полученное в соответствии с постановлением Правительства области от 16 ноября 2009 года N 572-П "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения" (в случае включения в проект программы объектов капитального строительства).
IV. Экспертиза и оценка проекта программы
17. Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) вносит проект программы с приложением проекта правового акта об одобрении проекта программы и документами, указанными в пункте 16 настоящего Положения, на согласование в установленном порядке.
18. Министерство экономического развития и торговли области, министерство финансов области, иные заинтересованные органы исполнительной власти области оценивают представленный проект программы, обращая особое внимание на:
приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения;
соответствие средств на реализацию программы возможностям областного бюджета, исходя из показателей перспективного финансового плана Саратовской области;
оптимальные сроки достижения поставленных целей;
сравнение с действующими на территории области федеральными и долгосрочными областными целевыми программами с целью, исключения дублирования аналогичных по сути и направленности мероприятий;
невозможность решения проблем в приемлемые сроки в рамках текущей деятельности органов исполнительной власти либо за счет использования действующего рыночного механизма;
обоснованность и комплексность программных мероприятий, сроки их реализации;
возможность привлечения внебюджетных средств, средств федерального бюджета, средств местных бюджетов для реализации программы в увязке с возможностями ее финансового обеспечения за счет средств областного бюджета;
социальную и бюджетную эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы и ее влияние на структурную перестройку экономики области;
возможность объединения поступивших заявок для разработки комплексной целевой программы.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 октября 2012 г. N 641-П пункт 19 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со подписания названного постановления
19. При наличии отрицательных заключений министерства экономического развития и торговли области, министерства финансов области, иных заинтересованных органов исполнительной власти области государственный заказчик программы совместно с ее разработчиками обеспечивает доработку проекта программы в соответствии с полученными замечаниями и предложениями до представления проекта правового акта на согласование в правовое управление Правительства области. Одновременно государственный заказчик готовит отзыв с указанием учтенных замечаний. Доработанный проект программы повторно направляется для дальнейшей экспертизы в министерство экономического развития и торговли области, министерство финансов области, иные заинтересованные органы исполнительной власти области.
После согласования проекта правового акта министерством финансов области проект программы направляется на финансово-экономическую экспертизу в Счетную палату Саратовской области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 октября 2012 г. N 641-П пункт 19 настоящего приложения дополнен подпунктом 19.1, вступающим в силу со подписания названного постановления
19.1. Если замечания по проекту программы государственным заказчиком не принимаются, составляется протокол разногласий по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению и прилагается к проекту.
Проект программы при наличии противоречий (протокола разногласий) рассматривается обла
<< Назад |
Приложение >> N 1. Паспорт программы |
|
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 г. N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.