Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства сельского хозяйства
Саратовской области
от 19 ноября 2013 г. N 302-пр
"Приложение
к приказу министерства сельского хозяйства
Саратовской области
от 15 мая 2013 г. N 128-пр
Ведомственной целевой программы "Развитие переработки растениеводческого сырья. Развитие системы овощехранилищ, логистических, оптовых распределительных центров по сбыту картофеля, овощей и фруктов, прочей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2015 годы
Раздел 1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации программы
Предлагаемая ведомственная целевая программа "Развитие переработки растениеводческого сырья. Развитие системы овощехранилищ, логистических, оптовых распределительных центров по сбыту картофеля, овощей и фруктов, прочей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2015 годы направлена на реализацию проектов и программ по развитию агропромышленных предприятий в сфере переработки растениеводческой продукции, проведению технического перевооружения производства с целью увеличения объемов переработки и производства продуктов питания и повышения эффективности работы сельхозтоваропроизводителей по переработке растениеводческого сырья.
Программа разработана в соответствии с требованиями и критериями отбора постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" и приказа Минсельхоза России от 12 марта 2013 года N 131 "Об утверждении порядка отбора экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации".
1.1. Анализ состояния и потенциал развития отрасли
Сектор агропромышленного комплекса области, осуществляющий деятельность по переработке растениеводческого сырья, занимает одно из ведущих мест в промышленном секторе экономики области по созданию валового продукта, темпам роста налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Доля переработки растениеводческого сырья области в общем объеме пищевой и перерабатывающей промышленности составляет 57 процентов. По состоянию на 1 января 2013 года, в ее состав входят около 200 сельхозтоваропроизводителей по переработке растительного сырья, на которых трудится более 11 тыс. человек.
Обеспечение населения области овощами, плодами и картофель, производимыми сельхозтоваропроизводителями области, является одной из задач по обеспечению продовольственной безопасности области.
Современная экономическая ситуация в сфере хранения и переработки овощей, плодов и картофеля характеризуется:
необходимостью повышения конкурентоспособности продукции за счет проведения реконструкции сельскохозяйственных предприятий, внедрения передовых образцов технологического оборудования, новых технологий и видов продуктов питания;
необходимостью реконструкции существующих овощехранищ#, строительства логистических центров;
недостатком собственных средств для инвестиций на модернизацию оборудования.
В 2012 году в области произведено продукции из растениеводческого сырья на 27,1 млрд рублей, индекс производства составил 117,3 процента к 2011 году.
Динамика объемов производства отдельных растениеводческой продукции приведена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в 2008-2012 годах
Показатели |
Ед. изм. |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2012 г. к 2008 г. в % |
Картофель |
тыс. т |
428 |
409,3 |
180,6 |
425,8 |
354,6 |
82,9 |
Лук |
тыс. т |
117,3 |
83,3 |
87,9 |
114,5 |
112,5 |
96 |
Морковь |
тыс. т |
21,4 |
22,1 |
18 |
26,1 |
22,6 |
105,6 |
Свекла |
тыс. т |
14,8 |
16,9 |
13,7 |
18,9 |
15,7 |
106,1 |
Капуста |
тыс. т |
86,9 |
91,5 |
68,7 |
98,4 |
81,9 |
94,3 |
Прочая овощная продукция |
тыс. т |
124,7 |
142 |
116,6 |
146,8 |
159,2 |
127,7 |
Переход на новые рыночные отношения, вопросы востребованности продукции на потребительском рынке, а также изношенность материальной базы ставят перед сельхозтоваропроизводителями задачи по обновлению основных фондов, замене оборудования. В целях повышения конкурентоспособности продукции необходимо техническое перевооружение производства.
Для своевременного и в полном объеме исполнения мероприятий технического перевооружения и модернизации сельхозтоваропроизводителям по хранению и переработке овощей, плодов и картофеля необходима государственная поддержка на возмещение части стоимости приобретенного технологического оборудования.
Основными причинами, сдерживающими развитие переработки растениеводческого сырья в области, являются:
недостаточная государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, направленная на модернизацию и техническое перевооружение;
недостаток собственных средств, сдерживающий внедрение новых технологий, техническое перевооружение и модернизацию производства, сложное финансовое состояние большинства сельхозтоваропроизводителей;
постоянное повышение цен на энергоносители и транспортировку сырья и продукции.
К актуальным проблемам развития производств сельхозтоваропроизводителей области, осуществляющих хранение и переработку овощей, плодов и картофеля, относятся:
рыночные: резкие колебания цен на продукцию растениеводства, сезонность ее производства, расширение рынков сбыта продукции;
финансово-экономические: труднодоступность долгосрочных кредитных ресурсов и недостаток залогового обеспечения на ряде предприятий.
1.2. Необходимость программного решения развития в сфере переработке продукции растениеводства
Планомерная реализация программы, подкрепленная государственной поддержкой областного бюджета, позволит увеличить объем производства конкурентоспособной овощной и плодовой продукции и картофеля, повысить инвестиционную привлекательность производств сельхозтоваропроизводителей по переработке овощей и плодов.
Работа по развитию отраслей в сфере производства и переработки овощей, плодов и картофеля направлена на обновление и модернизацию производственной базы, что позволяет увеличить объемы вырабатываемой и реализуемой продукции.
Большая часть инвестиционных средств направляется на обновление технологического оборудования, модернизацию производства, что положительно влияет на качество выпускаемой продукции, на снижение ее себестоимости и увеличение объемов производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции. Ежегодно обновляется 15-20 процентов вырабатываемого ассортимента продуктов питания.
Для реализации инвестиционных проектов сельхозтоваропроизводителей по переработке растительного сырья как крупных поставщиков продовольствия на потребительский рынок области и других регионов Саратовская область располагает необходимыми условиями:
наличие сельхозтоваропроизводителей по переработке растительного сырья с развитой инфраструктурой, обеспечивающей стабильную работу производства (коммуникации, вспомогательные цеха, автотранспорт и т.д.);
развивающаяся сырьевая база сельскохозяйственного сырья (овощей, плодов и картофеля) для производства продуктов питания.
Раздел 2. Основные цели и задачи программы
Основная цель программы - улучшение финансово-экономического состояния сельхозтоваропроизводителей путем увеличения объемов производства и реализации продукции растениеводства через развитие товаропроводящей инфраструктуры.
Задачи программы:
- организация переработки продукции растениеводства в сельскохозяйственных предприятиях;
- обеспечение конкурентоспособности отрасли растениеводства;
- создания оптовых распределительных центров с внедрением современных технологий в систему хранения и переработки продукции растениеводства;
- развитие и модернизация производственной и товаропроводящей инфраструктуры.
Решение данной проблемы позволит увеличить привлечение инвестиций в отрасли по переработке растительного сырья к 2015 году в 1,2 раза на следующие направления:
строительство, реконструкция и модернизация производств по переработке и хранению плодов и овощей, логистических центров;
реализация мер по внедрению энергосберегающих и малоотходных ресурсосберегающих технологий.
В результате выполнения намеченных мероприятий в области планируется построить два логистических центра, 6 овощехранилищ, провести модернизацию на действующих овощехранилищах.
Производственные мощности сельхозтоваропроизводителей по переработке растительного сырья увеличатся по хранению овощей - на 23 процента.
При условии реализации программы объем производства овощной и плодовой продукции и картофеля увеличится с 2164,1 млн рублей в 2012 году до 2434 млн рублей в 2015 году, выручка от реализации продукции переработки овощей и плодов, увеличится с 805,2 млн рублей в 2012 году до 905,7 млн рублей в 2015 году.
Реализация программы рассчитана на 2013-2015 годы. Приоритетными направлениями в реализации инвестиционных проектов сельхозтоваропроизводителей по переработке растительного сырья являются строительство, реконструкция и модернизация овощехранилищ, логистических центров, предприятий по переработке и хранению плодов и овощей.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований и внебюджетных источников.
Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий по программе, рассчитан с учетом фактических цен на сельскохозяйственное сырье, материалы и энергоносители в 2012 и 2013 годах, экспертных оценок стоимости капитальных вложений на проведение реконструкции, модернизации и строительства производств сельхозтоваропроизводителей по переработке растительного сырья, приобретение и установку технологического оборудования.
Потребность в ассигнованиях для реализации программы представлена в таблице 2.
Таблица 2
Объем финансирования мероприятий программы на 2013-2015 годы
тыс. руб.
|
Всего |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего по программе, в том числе: |
1076530,4 |
442877,4 |
421056,0 |
212597,0 |
областной бюджет |
83500,0 |
47250,0 |
25000,0 |
11250,0 |
внебюджетные источники (прогнозно) |
993030,4 |
395627,4 |
396056,0 |
201347,0 |
Удельный вес средств областного бюджета в общем планируемом объеме финансирования мероприятий программы составит 7,8 процента, из внебюджетных источников - 92,2 процента.
За счет средств областного бюджета предполагается возмещать часть стоимости приобретенного технологического, холодильного оборудования сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности и сельскохозяйственным потребительским кооперативам, кроме граждан ведущих личные подсобные хозяйства, при условии проведения реконструкции, модернизации и (или) строительства логистических, оптовых распределительных центров, нового производства в сфере хранения и переработки продукции растениеводства.
Возмещение части стоимости приобретенного оборудования будет осуществляться сельхозтоваропроизводителям, осуществляющим производство, хранение и переработку плодов, овощей и картофеля. Не субсидируются часть стоимости приобретенного оборудования для производства, хранения и переработки других растениеводческих культур.
Не субсидируются также проектно-изыскательские и строительные работы.
Таблица 3
Структура финансирования программных мероприятий
тыс. руб.
Наименование мероприятия |
Годы |
в том числе за счет средств |
|||
Объем финансового обеспечения, всего |
федерального бюджета (прогнозно) |
областного бюджета |
внебюджетных источников (прогнозно) |
||
Всего |
2013-2015 |
1076530,4 |
|
83500,0 |
993030,4 |
Субсидии на возмещение части стоимости приобретенного технологического оборудования в рамках проведения строительства, реконструкции модернизации овощехранилищ |
2013 |
219540,6 |
|
27000,0 |
192540,6 |
2014 |
163404,0 |
|
9700,0 |
153704,0 |
|
2015 |
114197,0 |
|
4500,0 |
109697,0 |
|
2013-2015 |
497141,6 |
|
41200,0 |
455941,6 |
|
Субсидии на возмещение части стоимости приобретенного технологического и холодильного оборудования для хранения и переработки плодов и овощей |
2013 |
139596,9 |
|
10250,0 |
129346,9 |
2014 |
129668,0 |
|
7700,0 |
121968,0 |
|
2015 |
31889,0 |
|
4150,0 |
27739,0 |
|
2013-2015 |
301153,9 |
|
22100,0 |
279053,9 |
|
Субсидии на возмещение части стоимости приобретенного технологического оборудования в рамках проведения строительства, реконструкции и модернизации логистических, оптовых, распределительных центров |
2013 |
83739,9 |
|
10000,0 |
73739,9 |
2014 |
127984,0 |
|
7600,0 |
120384,0 |
|
2015 |
66511,0 |
|
2600,0 |
63911,0 |
|
2013-2015 |
278234,9 |
|
20200,0 |
258034,9 |
Подробно система программных мероприятий представлена в приложении 1 к ведомственной целевой программе "Развитие переработки растениеводческого сырья. Развитие системы овощехранилищ, логистических, оптовых распределительных центров по сбыту картофеля, овощей и фруктов, прочей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2015 годы.
Раздел 4. Описание ожидаемых конечных результатов реализации программы и целевые индикаторы программы
В результате реализации намеченных программой мероприятий к концу 2015 года в отраслях по переработке продукции растениеводства будут достигнуты следующие результаты:
выручка от реализации овощной и плодовой продукции увеличится с 2164,1 млн рублей в 2012 году до 2434,0 млн рублей в 2015 году (112,5 процента), выручка от реализации продукции переработки овощей и плодов, увеличится с 805,2 млн рублей в 2012 году до 905,7 млн рублей в 2015 году (112,5 процента);
дополнительно будет создано 170 рабочих мест.
Система показателей и индикаторов эффективности программы представлена в приложении 2 к ведомственной целевой программе "Развитие переработки растениеводческого сырья. Развитие системы овощехранилищ, логистических, оптовых распределительных центров по сбыту картофеля, овощей и фруктов, прочей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2015 годы.
Раздел 5. Перечень и характеристика основных мероприятий программы
Для дальнейшего развития подотрасли растениеводства в Саратовской области необходимо обеспечение стабильного сбыта продукции. Одним из направлений является развитие (строительство, реконструкция и модернизация) товаропроводящей инфраструктуры, т.е. сети овощехранилищ, логистических и оптово-распределительных центров для обеспечения населения Саратовской области, в том числе в организованных коллективах. Главная задача организация поставки овощной продукции в социальную сеть.
Структура сельскохозяйственного производства показывает, что основными производителями сельскохозяйственной продукции являются средние и малые сельхозтоваропроизводители. В настоящее время доступ таких производителей на рынок ограничен из-за проводящей инфраструктуры, монополизации торговых сетей, недосточного# развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Проблему можно решить путем создания производственно-логистические центров, предназначенных для обеспечения замкнутой цепи агропромышленного производства, включая производство продуктов питания.
Логистические центры создаются для приобретения у сельхозтоваропроизводителей области овощной продукции, ее хранения в период межсезонья и реализации ее в учреждения и организации социальной сферы и торговые предприятия. Логистические центры включают складские помещения с терморегулируемыми камерами, технологические линии по предпродажной подготовке (сортировке, выбраковке, очистке упаковке, штабелированию и т.д.), зон оформления документов и информационного центра.
В результате выполнения намеченных мероприятий в Саратовской области планируется построить:
- два логистических центра в Северной и Центральной зонах области;
- провести модернизацию действующего логистического центра;
- 6 овощехранилищ.
В двух районах области на базе сельскохозяйственных предприятий планируется построить оптово-распределительные (логистические) центры.
В 4 районах области будут построены 6 овощехранилищ в 5 крестьянско-фермерских хозяйствах и на 1 сельхозпредприятии с возможностью единовременного хранения до 12,4 тыс. тонн картофеля и овощей.
Планируется провести модернизацию и реконструкцию на 19 овощехранилищах, расположенных в 8 районах.
Для проведения мероприятий модернизации будет осуществляться закупка линий по первичной обработке овощей и плодов, вентиляционное и холодильное оборудование, оборудование для мойки и резке овощей.
5.1. Переработка и хранение плодов и овощей
Для обеспечения населения области свежей овощной продукцией по рациональным нормам потребления требуется ежегодно производить не менее 310 тыс. тонн картофеля, 323 тыс. тонн овощей. Одной из проблем является обеспечение сохранности выращенной плодоовощной продукции и картофеля и обеспечения населения этими продуктами в зимний и весенний периоды, в том числе в организованных коллективах.
В настоящее время в овощеводческих хозяйствах области имеется 32 овощехранилища емкостью 34,4 тыс. тонн, из них 27 овощехранилищ емкостью 28 тыс. тонн подлежат реконструкции и модернизации. В результате потери скоропортящейся овощной продукции и картофеля при хранении и транспортировке составляют до 30-40 процентов от объема их производства.
Для решения этой проблемы необходима реализация мероприятия по созданию логистических центров, реконструкции и модернизации имеющихся овощехранилищ. Задача логистического центра - комплексная система заготовки, хранения, предпродажной подготовки и реализация овощеводческой продукции и картофеля, в том числе для обеспечения граждан в организованных коллективах.
В 2012 году открыт логистический центр в г. Энгельсе мощностью 8 тыс. тонн единовременного хранения овощной продукции. Центр работает со многими фермерскими хозяйствами области и сетевой торговлей.
В 2013-2015 годах планируется строительство двух логистических (оптово-распределительных) центров, 6 овощехранилищ, а также реконструкция действующих хранилищ.
К 2015 году будет обеспечена сохранность в осенне-весенний период овощной продукции в объеме до 100 тыс. тонн (с учетом существующих овощехранилищ).
Проводится большая работа по техническому перевооружению, закупке и установке новых линий. В планах - увеличение мощности по переработке сельскохозяйственной продукции, расширение ассортимента продукции.
Поддержку предполагается осуществлять посредством возмещения части стоимости приобретенного технологического оборудования при условии реконструкции, модернизации овощехранилищ, а также строительства новых овощехранилищ и логистических центров.
5.2. Развитие производства продуктов питания и товаропроводящей инфраструктуры для социальной сферы и населения области
Основным направлением государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности является повышение экономической доступности пищевых продуктов для обеспечения приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания, а также на организацию здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, здорового питания в учреждениях социальной сферы. В целях повышения доступности пищевых продуктов для обеспечения групп населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание, необходимо формирование механизмов оказания адресной помощи, организация товаропроводящей инфраструктуры.
Госпрограммой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусмотрена господдержка развития производства и товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения.
Для решения задач по улучшению обеспечения питанием отдельных категорий жителей области, нуждающихся в социальном питании, обеспечению организаций социальной сферы во многом зависит от развития и модернизации всех элементов производственной инфраструктуры и товаропроводящей сети агропромышленного комплекса области, в том числе от развития существующих производств переработки растениеводческого сырья и производства продовольствия.
Реализация мероприятий программы предполагает создание в области условий для развития производства продуктов питания и товаропроводящей инфраструктуры продовольствия для социальной сферы области. В общем объеме производства овощей и картофеля потребность учреждений социальной сферы составляет 1,2 процента и 1,6 процента соответственно. Потребность социальной сферы в других продуктах питания из растениеводческого сырья в общем объеме производства данных видов продукции составляет: мука пшеничная - 0,3 процента, хлеб пшеничный - 10 процентов, хлеб ржаной - 31,3 процента, крупа (гречка и пшено) - 1,7 процента, плодоовощные консервы - 1,5 процента, масло растительное - 0,5 процента. Несовершенство законодательной базы создает ситуацию, благоприятную для перекупщиков, участвующих в аукционах социальной сферы по закупке продовольствия, т.к. продукция растениеводства не выделяется в отдельные лоты.
Предприятиями агропромышленного комплекса области производится широкий ассортимент продовольственных товаров общего назначения. Поэтому основная доля продукции, производимой в области, свободно реализуется. Для обеспечения сохранности сельхозпродукции и доведения ее до потребителя необходимо создание товаропроводящей инфраструктуры, включающей в себя производства, обеспечивающие хранение сельхозпродукции, переработку ее и производство продуктов питания, формирование партий продукции и реализацию в предприятия торговли.
Проблема участия сельхозтоваропроизводителей области в аукционах по обеспечению учреждений социальной сферы может быть решена путем внесения изменений в техническое задание и аукционную документацию, организации мониторинга поставщиков продовольствия для обеспечения учреждений социальной сферы, привлечения широкого числа сельхозтоваропроизводителей области, развития товаропроводящей инфраструктуры.
Работа по развитию отраслей промышленности, осуществляющих переработку продукции растениеводства, направлена на обновление и модернизацию производственной базы, что позволяет увеличить мощность по переработке сельскохозяйственной продукции и объемы вырабатываемой и реализуемых продуктов переработки. В настоящее время многие предприятия агропромышленного комплекса области создают производственно-логистические центры, предназначенные для создания замкнутой цепи агропромышленного производства, включая производство продуктов питания.
Поддержка сельхозтоваропроизводителей, всех форм собственности, за исключением граждан ведущих личные подсобные хозяйства, будет осуществляться посредством возмещения части стоимости приобретенного технологического и холодильного оборудования для хранения и переработки сельскохозяйственного растениеводческого сырья при условии организации новых и модернизация существующих хранилищ и производств по переработке плодов и овощей.
Раздел 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, оценка рисков ее реализации
Реализация мероприятий программы создаст условия и предпосылки для хранения растениеводческой продукции и развития переработки овощной продукции, что позволит в перспективе снизить зависимость области от импорта в снабжении населения области и других регионов России качественной продукцией.
Целевой характер программы позволит добиться следующих результатов, характеризующих ее экономическую эффективность (приложение 2):
выручка от реализации овощной и плодовой продукции увеличится с 2164,1 млн рублей в 2012 году до 2434 млн рублей в 2015 году (112,5 процента), выручка от реализации продукции переработки плодов и овощей увеличится с 805,2 млн рублей в 2012 году до 905,7 млн рублей в 2015 году (112,5 процента);
будет создано дополнительно 170 рабочих мест.
Реализация программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона путем внедрения безотходных технологий, организации переработки технических отходов.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны сельхозтоваропроизводителей из собственных и заемных средств;
колебания рыночной конъюнктуры, которые могут привести к изменению цен на сырье, энергоресурсы, а также другие непредвиденные сложности, которые могут привести к существенному удорожанию растениеводческой продукции и трудностям с ее реализацией;
изменения внешнеэкономической ситуации, которые могут привести к изменению квот и таможенных пошлин;
б) внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (выход из строя и простой технологического оборудования).
6.1. Соответствие отрасли растениеводства и производств природно-климатическим особенностям и традиционным формам ведения сельского хозяйства
Нормальная деятельность АПК во многом зависит от производственно-экономического и природно-климатического потенциалов Саратовской области.
Земельный фонд области составляет 10123,9 тыс. га. Основную долю земельного фонда занимают земли сельскохозяйственного назначения, их размер составляет 8555,8 тыс. га (84,5 процента).
Природно-климатические условия области отличаются большим разнообразием и рядом особенностей. Протекающая по территории река Волга делит область на две почти равные части - Правобережье и Левобережье, резко отличающиеся между собой по природным условиям. Разнообразны и производственно-экономические условия. Под ними понимается совокупность земельных, материальных и трудовых ресурсов.
Наиболее благоприятные природно-климатические условия районов Правобережья. Содержание гумуса при значительном валовом количестве азота, фосфора, калия здесь почти вдвое выше, чем в районах Левобережья.
Соотношение типов почв на землях сельскохозяйственного назначения следующее: черноземные почвы - 50,4 процента, каштановые - 30 процентов, солонцовые комплексы - 11,5 процента, аллювиальные почвы - 6,3 процента, прочие - 1,8 процента.
Территория Саратовской области характеризуется резким различием природно-климатических и экономических условий, которые непосредственно влияют на продуктивность и эффективность сельскохозяйственного производства, прежде всего, продукции растениеводства. Годы с повышенным, умеренным и средним увлажнением почв в районах Правобережья составляют от 53 до 74% вместо 32-18% в Левобережье. Продолжительность вегетационного периода в Правобережье не ниже, чем в районах Левобережья.
Большие различия природно-климатических и производственно-экономических условий, значительные особенности сельскохозяйственного производства создают разнообразие видов и форм специализации в зонах и микрозонах области. Характер сельскохозяйственной деятельности определяется множеством различных условий и факторов. Среди них основными ученые считают природные (климат, почвы, рельеф и др.), экономические (обеспеченность трудовыми ресурсами, близость городов и промышленных центров, наличие и состояние транспортных связей и т.д.) и общественную деятельность.
В связи с этим в области выделено 7 природно-климатических микрозон, которые включают следующие административные районы, которые представлены на схеме:
I. Западная - Аркадакский, Балашовский, Романовский, Ртищевский, Самойловский, Турковский.
II. Центральная правобережная - Аткарский, Екатериновский, Калининский, Петровский.
III. Северная правобережная - Базарно-Карабулакский, Балтайский, Вольский, Воскресенский, Новобурасский, Хвалынский.
IV. Южная правобережная - Саратовский, Татищевский, Лысогорский, Красноармейский.
V. Северная левобережная - Балаковский, Духовницкий, Ивантеевский, Марксовский, Пугачевский.
VI. Центральная левобережная - Ершовский, Краснокутский, Краснопартизанский, Ровенский, Советский, Федоровский, Энгельсский.
VII. Юго-восточная - Перелюбский, Озинский, Дергачевский, Питерский, Новоузенский, Александрово-Гайский.
Климатической особенностью микрозон Саратовской области является то, что по направлению с северо-запада (1 микрозона) на юго-восток (7 микрозона) наблюдается явно выраженный переход от районов с хорошим обеспечением влагой (1-3 микрозоны) к слабозасушливым (4-5 микрозоны) и с острым дефицитом влаги (6-7 микрозоны). Наряду с этим наблюдается изменение почвенного плодородия - от лесостепных районов с типичными черноземами к полупустынным с каштановыми почвами, солонцами и солончаками.
Доля области в общем объеме производства продукции сельского хозяйства по Российской Федерации составляет 3,4%, в том числе овощей - 2,7%, картофеля - 1,2%.
Область является лидером в Приволжском федеральном округе по объемам производства подсолнечника и овощей, по России на 3-м и 8-м местах соответственно. По картофелю - 9-е место в ПФО и 30-е - в России.
В расчете на 1 человека в области приходится 156 кг овощей, 141 кг картофеля. В целом по округу показатели составляют: овощи - 107 кг на 1 человека, картофель - 259 кг. По России: овощи - 103 кг на 1 человека, картофель - 207 кг.
Объемы сельскохозяйственного производства определяют в значительной степени уровень потребления основных продуктов питания.
Раздел 7 Оценка эффективности реализации программы
Реализация программы будет способствовать улучшению финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей по переработке растительного сырья на основе стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, проведения реконструкции и модернизации производства и повышения конкурентоспособности отечественной пищевой продукции.
Система показателей и индикаторов эффективности реализации программы приведена в приложении 2 к программе.
В результате реализации программных мероприятий планируется стабилизация и увеличение объемов производства продуктов питания из отечественного сырья.
Таблица 4
Расчет экономической эффективности программы
Показатели |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 к 2012 году, % |
Выручка от реализации продукции растениеводства (в ценах 2012 года), млн руб. |
2164,1 |
2250,6 |
2340,6 |
2434,0 |
112,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
выручка от реализации овощей (в ценах 2012 года), млн руб. |
1952,8 |
2030,8 |
2112,3 |
2197,1 |
112,5 |
объем реализации овощей, тыс. т |
177,3 |
184,4 |
191,8 |
199,5 |
|
среднегодовая цена на овощи (2012 год), руб./т |
11013 |
11013 |
11013 |
11013 |
|
выручка от реализации картофеля (в ценах 2012 года), млн руб. |
109,3 |
114,0 |
118,5 |
123,2 |
112,7 |
объем реализации картофеля, тыс. т |
15,3 |
16,0 |
16,64 |
17,3 |
|
среднегодовая цена на картофель (2012 год), руб./т |
7124 |
7124 |
7124 |
7124 |
|
выручка от реализации плодов (в ценах 2012 года), млн руб. |
102,0 |
105,8 |
109,8 |
113,7 |
111,5 |
объем реализации плодов, тыс. т |
10,4 |
10,8 |
11,2 |
11,6 |
|
среднегодовая цена плодов (2012 год), руб./т |
9800 |
9800 |
9800 |
9800 |
|
Выручка от реализации продукции переработки из растениеводческого сырья (овощей и плодов), млн руб. |
805,2 |
837,4 |
870,9 |
905,7 |
112,5 |
Прибыль от реализации продукции переработки растениеводческой продукции, млн руб. |
35,4 |
37,2 |
39,4 |
41,5 |
117,2 |
Численность работающих, человек |
11025 |
11042 |
11142 |
11195 |
101,5 |
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Росстатом и оперативная отчетность сельхозтоваропроизводителей, участвующих в программе.
Оценка состояния целевых индикаторов основана на балльном принципе и отражает степень достижения показателя результата реализации программы при фактически достигнутом уровне расходов областного бюджета за отчетный период (год). Для оценки состояния целевого индикатора используется матрица оценки:
Таблица 5
Состояние целевого индикатора на конец отчетного периода |
Оценка состояния целевого индикатора |
||
при росте уровня расходов* |
при сохранении уровня расходов |
при снижении уровня расходов |
|
Положительное изменение запланированного значения целевого индикатора (рост/снижение) |
1 |
2 |
3 |
Достижение запланированного значения целевого индикатора |
0 |
1 |
2 |
Отрицательное изменение запланированного значения целевого индикатора (рост/снижение) |
0 |
0 |
1 |
_____________________________
* Под расходами понимается объем средств, выделенных главному распорядителю средств из областного бюджета в отчетном году на реализацию программы.
Оценка состояния целевого индикатора определяется путем установления соответствия между:
фактическим уровнем расходов главного распорядителя средств в отчетном периоде и объемом ассигнований, первоначально утвержденным в областном бюджете на реализацию программы в отчетном году;
фактически полученным значением целевого индикатора в отчетном периоде и плановым значением целевого индикатора в отчетном периоде.
Полученные оценки суммируются по соответствующим целевым индикаторам, и определяется итоговая сводная оценка состояния целевых индикаторов по следующей форме:
Таблица 6
Наименование целевого индикатора |
Оценка состояния целевого индикатора (баллов) |
Выручка |
состояние целевого индикатора |
Создание дополнительных рабочих мест |
состояние целевого индикатора |
Производство и переработка овощной продукции |
состояние целевого индикатора |
Количество реконструируемых овощехранилищ и строительство логистических центров |
состояние целевого индикатора |
Итоговая сводная оценка |
сумма баллов по строкам |
Эффективность программы определяется по следующей форме:
Таблица 7
Вывод об эффективности программы |
Итоговая сводная оценка (баллов) |
Эффективность программы снизилась по сравнению с предыдущим годом |
менее X |
Эффективность программы находится на уровне предыдущего года |
X |
Эффективность программы повысилась по сравнению с предыдущим годом |
более X |
X - итоговая сводная оценка состояния целевых индикаторов программы за предыдущий год. В случае если программа не реализовывалась в предыдущем году, то значение X принимается равным количеству целевых индикаторов оцениваемой программы.
Раздел 8. Меры по обеспечению эффективности реализации программы
Государственная поддержка мероприятий настоящей программы увязана с устойчивым развитием сельских территорий Саратовской области.
Финансовые средства в рамках программы будут направлены на развитие переработки плодоовощной продукции и картофеля тех муниципальных районов Саратовской области, которые имеют и развивают социальную и инженерную инфраструктуру.
В рамках Государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" с 2014 года будет действовать подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Саратовской области" на 2014-2020 годы, в которой предусматривается государственная поддержка мероприятий по строительству и приобретению жилья для граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности; распределительных газовых сетей и локальных водопроводов. Рассматривается возможность поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов и грантовой поддержки местных инициатив по решению отдельных общественно значимых вопросов местного значения. В целях комплексной реализации мероприятий по развитию сельских территорий разработана настоящая ведомственная целевая программа, которая в рамках "пилотного" проекта по апробации мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках "зеленой корзины" ВТО, будет способствовать закреплению молодых специалистов в сельской местности и развитию инфраструктуры.
Во всех муниципальных районах области разработаны и утверждены схемы территориального планирования, которые размещаются на официальных сайтах администраций муниципальных районов области.
В целях повышения привлекательности агропромышленного комплекса области для выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, закрепления на селе молодых специалистов; стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей области на вовлечение в производственный процесс молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, принят Закон Саратовской области от 28 октября 2011 года N 148-ЗСО "О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Саратовской области", в рамках которого молодым специалистам, окончившим образовательные учреждения среднего или (и) высшего профессионального образования и трудоустроившимся в сельскохозяйственной организации или являющимися индивидуальными предпринимателями - главами крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляется единовременная денежная выплата и выплачивается ежегодное денежное пособие с 2014 в рамках Государственной программы.
При реализации крупных инвестиционных проектов осуществляется создание современной инженерной инфраструктуры, инвесторами решаются жилищные вопросы для привлекаемых специалистов.
В целях поддержки развития сельских территорий, создания новых рабочих мест настоящей программой предусматривается реконструкция и модернизация действующих и строительство новых логистических центров, а также производств сельхозтоваропроизводителей по хранению и переработке плодов и овощей.
В результате реализации мероприятий программы "Развитие переработки растениеводческого сырья. Развитие системы овощехранилищ, логистических, оптовых распределительных центров по сбыту картофеля, овощей и фруктов, прочей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2015 годы будет дополнительно создано 170 рабочих мест, что позволит повысить уровень занятости сельского и городского населения области.
Производство, хранение и переработка плодоовощной продукции и картофеля занимает одно из ведущих мест в агропромышленном комплексе области, имеет существенное значение для устойчивого социально-экономического развития сельских территорий области. В каждом муниципальном районе области расположены сельхозтоваропроизводители, осуществляющие переработку сельскохозяйственного сырья и производство продуктов питания. Продукция отрасли востребована как на внутриобластном, так и на межрегиональных рынках, является конкурентоспособной и рентабельной.
Приоритетом ведомственной целевой программы в сфере производства, хранения и переработки плодоовощной продукции является технологическая модернизация производства и повышение конкурентоспособности продукции.
Ключевыми задачами остаются обеспечение продовольственной безопасности, поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности предприятий АПК области, а также комплексное развитие социальной сферы села.
На реализацию мероприятий программы предусмотрено привлечение финансовых средств из внебюджетных источников.
Раздел 9. Механизм управления реализацией программы
Контроль за исполнением программы осуществляется в установленном порядке в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 октября 2012 года N 590-П "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
Приложение 1
к ведомственной целевой программе
"Развитие переработки растениеводческого сырья.
Развитие системы овощехранилищ, логистических, оптовых
распределительных центров по сбыту картофеля, овощей
и фруктов, прочей сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2015 годы
Система программных мероприятий
Приложение 2
к ведомственной целевой программе
"Развитие переработки растениеводческого сырья.
Развитие системы овощехранилищ, логистических, оптовых
распределительных центров по сбыту картофеля, овощей
и фруктов, прочей сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия в Саратовской области"
на 2013-2015 годы
Система показателей
и индикаторов эффективности реализации ведомственной целевой программы "Развитие переработки растениеводческого сырья. Развитие системы овощехранилищ, логистических, оптовых распределительных центров по сбыту картофеля, овощей и фруктов, прочей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2015 годы
N |
Перечень целевых показателей, индикаторов |
2012 год, базовое значение |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Целевое значение |
1 |
Выручка от реализации овощей, плодов и картофеля (в ценах 2012 года), млн руб. |
2164,1 |
2250,6 |
2340,6 |
2434 |
2434 |
2 |
Прирост выручки от реализации продукции растениеводства сырья, млн руб. |
|
86,5 |
90,0 |
93,4 |
93,4 |
4 |
Выручка от реализации продукции переработки овощей и плодов (в ценах 2012 года) - всего, млрд руб. |
805,2 |
837,4 |
870,9 |
905,7 |
905,7 |
5 |
Количество реконструируемых и модернизируемых овощехранилищ |
4 |
7 |
8 |
4 |
23 |
6 |
Строительство логистических центров |
1 |
1 |
|
1 |
3 |
7 |
Производство плодоовощных консервов, муб |
117,9 |
118 |
118,5 |
119 |
119 |
8 |
Создание рабочих мест |
166 |
17 |
100 |
53 |
170". |
<< Назад |
||
Содержание Приказ министерства сельского хозяйства Саратовской области от 19 ноября 2013 г. N 302-пр "О внесении изменений в приказ... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.