Аудит товарно-материальных ценностей
Цель и задачи аудита
Целью аудита является подтверждение достоверности данных отчетности по наличию и движению товарно-материальных ценностей и установление соответствия оформленных хозяйственных операций действующим нормативным актам.
Задачи аудита:
подтверждение соблюдения порядка документального отражения операций по заготовлению, поступлению и отпуску материалов;
установление наличия контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей в местах хранения и на всех этапах их движения;
подтверждение соответствия израсходованных на производство материалов установленным нормам (внутрихозяйственным и государственным);
установление полноты и своевременности оприходования ТМЦ;
контроль за отсутствием искажения данных при отражении на счетах бухгалтерского учета;
подтверждение соответствия оформленных бухгалтерских операций действующим нормативным актам.
План и программа аудита
Планирование, будучи начальным этапом проведения аудита в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита" (разделы 5, 6), предусматривает подготовку общего плана и программы аудита. В общем плане указывают виды работ и сроки проведения аудита, в программе - виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, период их проведения, исполнителей, рабочие документы. Содержание общего плана и программа аудита приведены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Общий план аудита наличия и движения товарно-материальных ценностей
Проверяемая организация ОАО "Кама"
Период аудита с 1.01.98 по 31.12.98
Количество человеко-часов 80
Руководитель аудиторской группы Иванов И.И.
Планируемый аудиторский риск 5%
Планируемый уровень существенности 1) качественно - соответствие
нормативным актам
2) количественно - 2%
/-------------------------------------------------------------------\
| Планируемые виды работ | Период | Исполнители |
| | проведения | |
|----------------------------------------+------------+-------------|
|1. Аудит учета и сохранности| 10.01.99 | Иванов И.И. |
|товарно-материальных ценностей | |Сидоров Л.И. |
|----------------------------------------+------------+-------------|
|2. Аудит учета МБП и их износа | 10.01.99 | Иванов И.И. |
| | |Сидоров Л.И. |
|----------------------------------------+------------+-------------|
|3. Аудит использования материальных| 12.01.99 | Иванов И.И. |
|ресурсов | |Сидоров Л.И. |
|----------------------------------------+------------+-------------|
|4. Аудит учета готовой продукции | 14.01.99 | Иванов И.И. |
| | |Сидоров Л.И. |
\-------------------------------------------------------------------/
Руководитель аудиторской фирмы | Петров П.П. |
Таблица 2
Программа аудита
Проверяемая организация ОАО "Кама"
Период аудита с 1.01.98 по 31.12.98
Количество человеко-часов 80
Руководитель аудиторской группы Иванов И.И.
Состав аудиторской группы Иванов И.И., Сидоров Л.И.
Планируемый аудиторский риск 5%
Планируемый уровень существенности 1) качественно - соответствие
нормативным актам
2) количественно - 2%
Перечень аудиторских процедур |
Период проведе- ния |
Исполнители | Рабочие документы аудитора |
1. Аудит учета и сохранности товарно-материальных ценностей | |||
1.1. Изучение организации хранения материальных ценностей (соблюдение санитарных норм, состояние противопожарной охраны, оснащение складов весоизмерительными приборами) |
10.01.99 | Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Книга санитарного состояния складских помещений Правила противопожарной охраны |
1.2. Проверка закрепления материальной ответственности за работниками, связанными с приемкой, хранением, отпуском материальных ресурсов |
10.01.99 | Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Положение о материальной ответственности работников, связанных с хранением и отпуском материальных ресурсов |
1.3. Проверка наличия должностных инструкций |
10.01.99 | Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Сборник должностных инструкций |
1.4. Изучение организации пропускной системы при ввозе и вывозе материальных ресурсов с предприятия |
10.01.99 | Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Книга регистрации пропусков Сообщения охранников |
1.5. Проверка согласованности записей между синтетическим и аналитическим учетом по балансовым счетам и субсчетам, учитывающим материальные ценности |
10.01.99 | Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Таблица по анализу хозяйственной операции и остатков по счетам учета ценностей |
Продолжение таблицы 2
Перечень аудиторских процедур |
Период прове- дения |
Исполните- ли |
Рабочие документы аудитора |
1.6. Проверка полноты оприходования ценностей и правильность их оценки |
10.01. 99 |
Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Таблица сверки внутренних документов с сопроводительными документами поставщиков |
2. Аудит учета МБП и их износа | |||
2.1. Изучение организации и постановки учета МБП |
10.01. 99 |
Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Положение о бухгалтерском учете и отчетности Карточки учета МБП |
2.2. Проверка закрепления МБП за конкретными лицами в местах их хранения и использования, а также наличия соответствующей маркировки |
10.01. 99 |
Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Карточки складского учета Приказы Ведомости |
2.3. Проверка правильности и обоснованности отражения в бухгалтерском учете движения МБП |
10.01. 99 |
Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Оборотные ведомости Карточки складского учета Требования-накладные |
2.4. Проверка соблюдения порядка выдачи спецодежды и спецобуви в бесплатное пользование, а также определение материального ущерба, причиненного предприятию в результате использования МБП не по назначению или подмене новых предметов бывшими в эксплуатации |
10.01. 99 |
Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Приказ о списании МБП Реестр и нормы выдачи МБП, сроки их использования Перечень лиц, получающих спецодежду, их профессии |
2.5. Изучение правильности начисления износа и его включения в затраты производства |
10.01. 99 |
Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Приказ об учетной политике Положение о бухгалтерском учете и отчетности |
2.6. Проверка правильности и обоснованности списания МБП |
10.01. 99 |
Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Акты на списание Документы на сдачу их в металлолом или в утиль |
2.7. Проверка полноты и качества проводимых инвентаризаций |
10.01. 99 |
Иванов И.И. |
Порядок проведения инвентаризации Приказы о проведении инвентаризации и результатах инвентаризации Приказ об учетной политике |
3. Аудит использования материальных ресурсов | |||
3.1. Установление соответствия данных складского учета данным синтетического учета по счетам учета товарно-материальных ценностей |
12.01. 99 |
Иванов И.И Сидоров Л.И. |
Сальдовые ведомости Ведомости учета ТМЦ, товаров и тары Главная книга |
Продолжение таблицы 2
Перечень аудиторских процедур |
Период прове- дения |
Исполните- ли |
Рабочие документы аудитора |
3.2. Проверка совершенных операций по отпуску материалов в производство на основе расходных документов |
12.01. 99 |
Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Накопительная ведомость по расходу ТМЦ Лимитно-заборные карты Требования калькуляции |
3.3. Проверка обоснованности списания отклонений в стоимости материалов на выпуск готовой продукции |
12.01. 99 |
Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Ведомость учета материальных ценностей, товаров и тары |
4. Аудит учета готовой продукции | |||
4.1. Анализ взаимосогласованности договоров-поставок с производственной программой выпуска продукции |
14.01. 99 |
Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Наличие договоров на поставку продукции Программа реализации продукции Накопительная ведомость учета выпуска продукции |
4.2. Проверка согласованности графиков выпуска продукции со сроками отгрузки продукции покупателям согласно заключенному договору |
14.01. 99 |
Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Договор на поставку продукции График выпуска продукции |
4.3. Проверка операций по бухгалтерскому учету выпуска продукции. Правильность оформления документами приемки выпущенной продукции (заполнение требуемых реквизитов) |
14.01. 99 |
Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Приемо-сдаточные накладные, накопительные ведомости Журнал учета показаний счетчиков по объему выпущенной продукции и потребленных энергоресурсов и сырья |
4.4. Проверка согласованности итоговых показателей себестоимости продукции, приведенных в накопительной ведомости, с аналогичными показателями в журналах-ордерах N 16 |
14.01. 99 |
Иванов И.И. Сидоров Л.И. |
Регистры синтетического и аналитического учета Калькуляция себестоимости продукции |
4.5. Подготовка альтернативного баланса (для получения доказательства реальности и полноты отражения в учете готовой продукции составить баланс израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выпуска продукции, что позволит выявить отклонения от нормативного расхода сырья и материалов и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата) |
14.10. 99 |
Иванов И.И. |
Утвержденные нормы расхода сырья и материалов по видам продукции Накопительная ведомость учета выпуска продукции Приемо-сдаточные накладные |
Руководитель аудиторской фирмы | Петров П.П. |
Описания использованных аудиторских процедур и их результатов
Описания использованных аудиторских процедур и их результатов предусмотрены правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Документирование аудита" (п. 2.1.6). Составление описания аудиторских процедур представлено на примере аудита сохранности и учета материально-производственных запасов (см. табл. 3).
Таблица 3
Описания использованных аудиторских процедур и их результатов
N п/ п |
Перечень аудиторских процедур |
Объем информа- ции |
Способ выполнения | Результат |
1 | Изучение организации хранения товарно-материа- льных ценностей |
За первое полугодие 1998 г. |
Прослеживают соблюдение санитарных и противопожарных норм, наличие весоизмерительных приборов, заполнение журналов по сдаче объектов под охрану, укрепление дверей и окон |
Весоизмеритель- ные приборы не опломбированы |
2 | Проверка наличия приказа о закреплении материальной ответственности за работниками, связанными с приемкой, хранением и отпуском ТМЦ |
Папка подшивки приказов |
Прослеживают содержание приказов за отчетный период и журнал регистрации выписок из приказов |
Журнал регистрации выписок из приказов не ведется |
3 | Проверка наличия договоров о полной материальной ответственности с материально-от- ветственными лицами |
Реестр договоров Папка с договорам и |
Прослеживают реестр и содержание договоров и их соответствие тактическим должностям, связанным с приемкой, хранением и отпуском ТМЦ |
Не заключены договоры о материальной ответственности с 5 должностными лицами |
4 | Взаимный контроль платежных и товарных документов |
Выборочно за март 1998 г. |
Заполняют таблицу определения соответствия сумм и дат по платежным и товарным документам |
Данные платежных документов соответствуют данным товарных документов |
5 | Установление соответствия данных складского учета данным синтетического учета |
За II квартал 1998 г. |
Сверяют данные сальдовой ведомости с ведомостью учета ТМЦ |
Данные соответствуют |
Продолжение таблицы 3
N п/ п |
Перечень аудиторских процедур |
Объем информа- ции |
Способ выполнения | Результат |
6 | Проверка правильности корреспонденции счетов по движению ТМЦ платежных, товарных документов и отраженных в регистрах аналитического и сводного учета |
Все операции по счетам ТМЦ за декабрь 1998 г. |
Прослеживают правильность корреспонденции - счетов по всем документам в соответствии с Планом счетов и инструкцией по его применению |
Нарушений не установлено |
7 | Проверка фактического наличия материалов на складе |
Склад N 2 | Проводят инвентаризацию ТМЦ, составляют инвентаризационную опись |
Установлены излишки краски фисташковой на сумму 200 руб. и недостача краски зеленой на сумму 200 руб. |
8 | Проверка полноты и качества проведенных инвентаризаций |
За год | Проводят устный опрос материально ответственных лиц и членов инвентаризационной комиссии Прослеживают соответствие данных инвентаризационных описей и материальных отчетов на соответствующую дату. Проверяют приказы и протоколы по инвентаризации |
Отсутствуют протоколы заседаний инвентаризацион ной комиссии и приказ по результатам инвентаризации |
Для сокращения сроков аудиторской проверки и повышения ее эффективности можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной форме счетоводства (см. приложение 1) и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершенным хозяйственным операциям (см. приложение 2).
В ходе выполнения аудиторских процедур аудитор по каждому разделу проверки составляет специальную таблицу (рабочий документ аудитора), в которой отражается соответствие данных бухгалтерских операций содержанию хозяйственных операций (см. приложения 3, 4, 5). Рабочие документы аудитора используются при составлении аудиторского отчета.
Состав основных нормативных документов и документов бухгалтерского учета по движению товарно-материальных ценностей приведен соответственно в приложениях 6 и 7.
Методы получения аудиторских доказательств
При проведении аудита операций по учету и сохранности товарно-материальных ценностей используют следующие методы и приемы: инвентаризация, пересчет, подтверждение, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, устный опрос, проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.
Инвентаризация используется для подтверждения фактического наличия товарно-материальных ценностей. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут сами проводить инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения.
Пересчет используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета.
Подтверждение используется для получения информации о правильном отражении в бухгалтерском учете проведенных хозяйственных операций и реальности остатков на счетах учета ТМЦ.
Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций используется при контроле за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению ТМЦ.
Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора по предварительной оценке состояния учета ТМЦ, а также в процессе их проверки при уточнении у специалистов отдельных положений совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение, или неясных.
Проверка документов используется аудитором для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования ТМЦ, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки (взаимный контроль документов).
Прослеживание используется в ходе проверки операций, отраженных в первичном учете, в журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге, бухгалтерской отчетности. При этом особое внимание обращается на правильность корреспонденции счетов, соответствие сумм оборотов и остатков в регистрах синтетического и аналитического учета.
Аналитические процедуры используются при сопоставлении наличия товарно-материальных ценностей в различные периоды, данных отчета о движении товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета, оценке соотношений между различными статьями отчета и сопоставлении их с данными за предыдущие периоды.
Предложения для аудиторского заключения
На основе используемых аудиторских процедур аудитор составляет мнение о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии проверяемых хозяйственных операций действующему законодательству. Описания используемых аудиторских процедур содержат сведения для составления аудиторского заключения "Без оговорок" (безусловно положительного), "С оговорками" (условно положительного), других вариантов.
Приложение 1
Схема аудита синтетического и аналитического учета
при журнально-ордерной системе счетоводства
N п/ п |
Номер и наименование счета |
Регистры синтетичес- кого учета |
Регистры аналитического учета |
Документы, на основании которых производятся записи |
1 | 10 "Материалы" |
Ж/о 10, 10 с Ж/о 10-АПК Главная книга |
Ведомость движения ТМЦ N 10 Ведомость ф. 46-АПК Сальдовые ведомости ф. 41, 41а |
Лимитно-заборные карты складов, накладные на отпуск и перемещение материалов Отчеты материально ответственных лиц о движении материалов, производственные отчеты, отчет ф. М-29 "Отчет о списании основных строительных материалов на производство работ", ведомости ф.46-АПК, отчеты о движении материальных ценностей ф. 120, 121 Главная книга, ж/о 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 17-АПК |
2 | 12 "Малоценные и быстроизна- шивающиеся предметы" |
Ж/о 10, 10 с Ж/о 10-АПК Главная книга |
Карточка учета МБП Ведомость ф. 46-АПК Сальдовые ведомости Ведомость ф. 47-АПК |
Лимитно-заборные карты складов, накладные на отпуск и перемещение материалов Отчеты материально ответственных лиц о движении материалов, производственные отчеты, отчеты о движении материальных ценностей ф.121 Ведомости 46-АПК, 47-АПК Главная книга, ж/о 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 15, 17-АПК |
3 | 13 "Износ малоценных и быстроизна- шивающихся предметов" |
Ж/о 10, 10 с Ж/о 10-АПК Главная книга |
Ж/о 10 и ведомость 10 Лицевые счета (производствен- ные отчеты подразделений) Сводные ф. 63-АПК Ведомость ф. 47-АПК |
Расчет износа МБП, акты на списание, ведомость 44-АПК Главная книга, ж/о 10, 11, 17-АПК |
4 | 14 "Переоценка товарно-ма- териальных ценностей" |
Ж/о 17 Ж/о 17, 17-АПК Главная книга |
Ведомость 10 Ведомости переоценки материальных ценностей |
Акты переоценки, справки-расчеты бухгалтерии, ведомости переоценки материальных ценностей Главная книга, ж/о 4, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 17-АПК |
5 | 16 "Отклонение в стоимости материалов" |
Ж/о 10, 10-АПК Главная книга |
Ведомости ф. 31-АПК |
Бухгалтерские справки ф. 8-АПК Главная книга, ж/о 6, 9, 10, 10с, 10-АПК |
6 | 40 "Готовая продукция" |
Ж/о 10, 10с Ж/о 11-АПК, 10-АПК Главная книга |
Ведомость 46-АПК Сальдовые ведомости ф. 41, 41а |
Акты приемки выполненных работ ф. 2, акты приемки выпущенной продукции в цеховой склад Отчеты о движении материальных ценностей ф. 120, ведомости ф. 120, ведомость ф. 46-АПК Главная книга, ж/о 8, 10, 11, 15, 16, 17-АПК |
Аудитору Сидорову Л.И. для использования в ходе аудиторской проверки
Руководитель группы Иванов И.И.
10.01.99 г.
Приложение 2
Схема аудита финансово-хозяйственных операций и их учета
Наименование операции |
Дебет | кредит | В каких документах операция отражена |
Цели и процедуры аудита |
Операции по учету материалов | ||||
Получение из вспомогательных производств |
10 | 23 | Ж/о 10-АПК Ведомости 10, 10с Производственные отчеты Накладные |
Проверить полноту оприходования, используя накладные на внутрихозяйственное перемещение и материальные отчеты |
Получение от поставщика |
10 | 60 | Ведомость 10, ж/о 6, 6-АПК |
Проверить полноту оприходования материалов выборочно по наименованиям, количеству и суммам, используя результаты инвентаризации |
Получение от подотчетного лица |
10 | 71 | Ведомость 10, ж/о 7, 7-АПК |
Проверить авансовые отчеты, приложенные к ним документы (товарные и кассовые чеки) и акты на оприходование материалов |
Отпуск в производство |
20 | 10 | Ж/о 10, 10-АПК Ведомость 10 Производственные отчеты Отчет о списании основных строительных материалов на производство работ Лимитно-заборные карты, накладные, ведомость 12 |
Проверить, соответствует ли отпуск материала в производство нормам (внутрихозяйственным или государственным); не искажены ли его стоимость и соответственно размер производственных затрат, например за счет включения НДС, учет которого ведется отдельно. Выборочно на небольшой группе материалов выполнить процедуру их "движения" в проверяемом периоде. В качестве точек отсчета использовать результаты инвентаризации. Цель убедиться в полноте оприходования материалов производственными участками и цехами, а также в том, что используемый в производстве материал действительно имелся в наличии на дату проведения работ в достаточном количестве. Результаты процедуры целесообразно использовать при аудите реализации продукции, незавершенного производства, затрат и, как следствие, прибыли |
Продолжение приложения 2
Наименование операции |
Дебет | Кредит | В каких документах операция отражена |
Цели и процедуры аудита |
Операции по учету МБП | ||||
Перевод материалов в МБП |
12 | 10 | Ведомость 10 Акт перевода Карточки учета МБП Ж/о 10-АПК |
Проверить соблюдение установленных норм и правил. Необоснованный перевод МБП, осуществленный в больших количествах, может повлиять на показатель затрат. Использовать ж/о 10, 10с, так как износ начисляется в размере от 50 до 100% их стоимости непосредственно в момент перевода материалов в МБП. Проверить, не нарушены ли положения учетной политики предприятия |
Приобретение МБП за наличный расчет |
12 | 50 | Ж/о 1, 1-АПК Материальные отчеты Карточки складского учета МБП |
Проверить полноту оприходования путем сверки документов, прилагаемых к авансовым отчетам (ж/о 7), с данными складского учета и т.п. При возможности убедиться, что оправдательные документы не фиктивные, проведя для этого проверку у продавца |
Приобретение МБП по безналичному расчету |
12 | 51 | Ж/о 2, 2-АПК | Проверить полноту оприходования по стоимости и количеству. Следует обратить внимание на факты включения в материальных отчетах и других учетных регистрах в стоимость МБП налога на добавленную стоимость и акцизов. Такие действия приводят к искажению показателя затрат в ж/о 10 (10с) и, как следствие, прибыли |
Получение МБП от поставщика |
12 | 60 | Ж/о 6, 6-АПК | То же |
Получение МБП от подотчетного лица |
12 | 71 | Ж/о 7, 7-АПК | -"- |
Получение МБП от прочих кредиторов |
12 | 76 | N 7, 8, 8-АПК | -"- |
Передача МБП со склада в эксплуатацию |
12/2 | 12/1 | Карточки складского учета |
Убедиться в отсутствии искажения данных при их переносе с субсчета на субсчет |
Продолжение приложения 2
Наименование операции |
Дебет | Кредит | В каких документах операция отражена |
Цели и процедуры аудита |
Начисление износа МБП используемых: |
||||
а) в основном производстве |
20 | 13 | Ж/о 1с,10-АПК, расчет |
Проверить правильность расчета |
б) во вспомогательных производствах |
23 | 13 | То же | То же |
в) управленческими службами |
26 | 13 | -"- | -"- |
Списание первоначальной стоимости полностью изношенных МБП |
13 | 12/2 | Расчет, акт списания МБП, ж/о 10-АПК |
Проверить правильность оформления акта и соответствие стоимости списываемых МБП первоначальной |
Реализация МБП на сторону |
48/2 | 12 | Ж/о 11, 10-АПК | Проверить, своевременно ли отражена операция в учете |
Приемка готовой продукции | ||||
Принятие готовой продукции основного производства на склад |
40 | 20 | Ж/о 10, 10-АПК, 11, 11-АПК, производственные отчеты и материальные отчеты |
Сопоставить данные между собой и с данными учета на складе |
Принятие на склад полуфабрикатов собственного производства |
40 | 21 | То же | То же |
Принятие на склад готовой продукции обслуживающих производств |
40 | 29 | -"- | -"- |
Принятие на склад готовой продукции по нормативной себестоимости |
40 | 37 | -"- | То же, учитывая, что себестоимость в данных документах двух видов: фактическая и учетная (нормативная) |
Аудитору Сидорову Л.И. для использования в ходе аудиторской проверки
Руководитель группы | Иванов И.И. |
10.01.99 г.
Приложение 3
Рабочий документ аудитора Форма N РД-6
Аудит операций по движению МБП
Организация ОАО "Кама"
Аудитор Сидоров Л.И.
Дата начала проверки 10.01.99 г.
Дата окончания проверки 15.01.99 г.
Проверяемый период 1.01.98 г. - 31.12.98 г.
Счет 12 "МБП"
_______________________________________________
номер счета наименование счета
N п/ п |
Дата провер- ки |
Наименование проверяемого документа учетного регистра |
Дата состав- ления |
N доку- мента |
Сумма по доку- менту, руб. |
Бухгалтер- ская про- водка |
Содержание хозяйственной операции |
Замечания аудитора |
|
Де- бет |
Кре- дит |
||||||||
1 | 10.01. 99 |
Накладная внутрихозяй- ственного назначения |
16.01. 98 |
5 | 500 | 12/1 | 12/1 | Внутренние перемещения МБП с одного склада на другой |
Накладная не подписывается материально ответствен- ными лицами |
2 | 10.01. 99 |
Лимитнo-зaбop нaя карта на получение материальных ценностей |
31.03. 98 |
91 | 160 | 12/2 | 12/1 | Передача МБП со склада в эксплуатацию |
В лимитно-забор ной карте нет подписи получателя |
3 | 11.01. 99 |
Накладная внутрихозяйст венного назначения |
14.04. 98 |
41 | 960 | 12/1 | 60 | Принятие к оплате счета поставщиков за приобретение МБП |
|
4 | 11.01. 99 |
Отчет о движении материальных ценностей и счета-фактуры на сумму НДС |
19.05. 98 |
5 | 192 192 |
19 68 |
60 19 |
Отражение НДС по полученным материальным ценностям |
Продолжение приложения 3
N п/ п |
Дата Провер- ки |
Наименование проверяемого документа учетного регистра |
Дата состав- ления |
N доку- мента |
Сумма по доку- менту, руб. |
Бухгалтер- ская про- водка |
Содержание хозяйственной операции |
Замечания аудитора |
|
Де- бет |
Кре- дит |
||||||||
5 | 12.01. 99 |
Авансовый отчет с приложением документов: на покупку МБП и на сумму НДС |
21.06. 98 |
38 | 120 | 12/1 | 71 | Оприходование МБП с оплатой подотчетными лицами |
Приобретение материалов не подтверждено кассовы- |
24 | 68 | 71 | ми чеками ККМ | ||||||
6 | 12.01. 99 |
Накладная внутрихозяй- ственного назначения Отчет о движении материальных ценностей |
28.06. 98 |
96 | 90 | 12/1 | 88 | Оприходование МБП, безвозмездно поступивших от других предприятий |
Не составлен акт оценки поступивших МБП |
7 | 13.01. 99 |
Акт на списание производ- ственного и хозяйственно- го инвентаря МБП (ф. 126) |
30.06. 98 |
53 | 250 | 13 | 12/2 | Списание стоимости выбывших МБП со склада |
|
Начисление износа |
250 | 20 | 13 | Применен процент износа, не предусмотрен- ный учетной политикой предприятия |
|||||
8 | 13.01. 99 |
Накладная внутрихозяй- ственного назначения (ф. 87) Отчет о движении материальных ценностей (ф. 121) |
15.07. 98 |
4 | 420 | 73 | 12/1 | Отнесение на работников предприятия стоимости выданных им форменной и специальной одежды и обуви |
Продолжение приложения 3
N п/ п |
Дата провер- ки |
Наименование проверяемого документа учетного регистра |
Дата состав- ления |
N доку- мента |
Сумма по доку- менту, руб. |
Бухгалтер- ская про- водка |
Содержание хозяйственной операции |
Замечания аудитора |
|
Де- бет |
Кре- дит |
||||||||
9 | 14.01. 99 |
Сличительная ведомость результатов инвентариза- ции ТМЦ (ф. N ИНВ-Г9) Инвентариза- ционная опись ТМЦ (ф. N ИНБ-3) |
20.09. 98 |
14 | 120 | 84 | 12/1 | Списание недостач МБП, выявленных на складе (по фактической стоимости) |
Не приняты меры к взысканию с виновных лиц |
10 | 14.01. 99 |
Инвентариза- ционная опись ТМЦ (ф. N ИНВ-3) Акт приема-пере- дачи материальных ценностей |
5.10.98 | 9 | 140 | 84 | 12/2 | Списание недостач МБП, бывших в эксплуатации |
Материалы инвентари зации не утвержден ы |
11 | 15.01. 99 |
Акт на списание МБП |
14.11. 98 |
105 | 50 | 13 | 48 | Списание износа по реализованным МБП, бывшим в эксплуатации |
|
12 | 15.01. 99 |
Накладная внутрихозяй- ственного назначения (ф. 87) |
18.11. 98 |
33 | 320 | 08 | 13 | Начисление износа МБП, используемых при осуществлении капитальных вложений, в размере 100% стоимости при передаче их со склада в эксплуатацию |
Рабочий документ использован (не использован) при составлении аудиторского отчета
Аудитор Сидоров Л.И.
15.01.99 г.
Рабочий документ принят
Руководитель группы Иванов И.И.
16.01.99 г.
Приложение 4
Рабочий документ аудитора Форма N РД-8
Аудит операций по материально-производственным запасам
Организация ОАО "Кама"
Аудитор Сидоров Л.И.
Дата начала проверки 10.01.99 г.
Дата окончания проверки 14.01.99 г.
Проверяемый период 1.01.98 г. - 31.12.98 г.
Счет 10 "Материалы"
_______________________________________________
номер счета наименование счета
N п/п |
Дата провер- ки |
Наименование проверяемого документа учетного регистра |
Дата состав ления |
N доку- мента |
Сумма по доку- менту, руб. |
Бухгалтер- ская про- водка |
Содержание хозяйственной операции |
Замечания аудитора |
|
Дебет | Кредит | ||||||||
1 | 10.01. 99 |
Накладная внутрихозяйствен ного назначения (ф. 87) Отчет о движении материальных ценностей |
30.05. 98 |
39 | 500 | 10 | 10 | Отражение внутренней передачи материалов со склада на склад |
Накладная не подписыва- ется материально ответственн ым лицом |
2 | 10.01. 99 |
Реестр приема зерна (ф. 78) |
7.06. 98 |
65 | 2400 | 10/9 | 20/1 | Оприходование семенного и фуражного зерна, полученного от урожая текущего года по плановой себестоимости |
Нет данных лаборатор- ного анали- за |
3 | 11.01. 99 |
Акт приема грубых и сочных кормов (ф. 92) |
5.08. 98 |
14 | 3800 | 10/9 | 20/1 | Оприходование грубых и сочных кормов, полученных от урожая текущего года |
Значитель- ные отклонения от плановой себестоимо- сти |
Продолжение приложения 4
N п/п |
Дата провер- ки |
Наименование проверяемого документа учетного регистра |
Дата состав- ления |
N доку мен- та |
Сумма по доку- менту, руб. |
Бухгалтер- ская проводка |
Содержание хозяйственной операции |
Замечания аудитора |
|
Дебет | Кредит | ||||||||
4 | 11.01. 99 |
Накладная внутри хозяйственного назначения (ф. 87) |
9.08.98 | 40 | 2100 | 10/3 | 20/3 | Оприходование дров, заготовленных хозяйственным способом |
Не приложены наряды за выполненную работу |
5 | 12.01. 99 |
Акт комиссии на перевод товарной сельскохозяйстве нной продукции в корма и семена |
12.08. 98 |
5 | 1800 | 10/9 | 40 | Перевод части товарной сельскохозяй- ственной продукции в корма и семена |
Отсутствует расшифровка подписей членов комиссии |
6 | 12.01. 99 |
Расходный кассовый ордер с приложением документов на покупку |
1.09.98 | 20 | 450 | 10 | 50 | Оплата приобретенных материалов из кассы |
Заполнены не все реквизиты в расходном ордере (серия и номер документа) |
7 | 12.01. 99 |
Лимитно-заборная карта на получение материальных ценностей |
9.09.98 | 31 | 6400 | 08 | 10 | Списание строительных материалов, израсходован- ных на строительство коровника |
Нет сметы расходова- ния материалов |
8 | 12.01. 99 |
Акт об использовании минеральных удобрений |
20.10. 98 |
24 | 1800 | 20/1 | 10/1 | Списание минеральных удобрений и химикатов, использован- ных в растениевод- стве |
Акт не утвержден руководите- лем |
Продолжение приложения 4
N п/п |
Дата провер- ки |
Наименование проверяемого документа учетного регистра |
Дата состав- ления |
N доку мен- та |
Сумма по доку- менту, руб. |
Бухгалтер- ская прово- дка |
Содержание хозяйственной операции |
Замечания аудитора |
|
Дебет | Кредит | ||||||||
9 | 13.01. 99 |
Ведомость дефектов на ремонт машин (ф. l30), накладная внутрихозяйствен ного назначения (ф. 87) |
29.10. 98 |
36 | 1250 | 23/1 | 10/5 | Расход запасных частей на ремонт тракторов и другой сельскохозяй- ственной техники |
Использова- на ведомос- ть дефектов произволь- ной формы, отсутствует дата ее составления |
10 | 13.01. 99 |
Накладная внутрихозяйствен ного назначения (ф. 87) |
7.11.98 | 49 | 630 | 26 | 10 | Списание строительных и других материалов, израсходованн ых на содержание конторы |
Не составлена смета расхода материалов |
11 | 14.01. 99 |
Лимитно-заборная карта на получение материальных ценностей (ф. 117) Отчет о движении ГСМ (ф. 120) |
6.12.98 | 106 | 100 | 29 | 10/3 | Расход топлива на содержание обслуживающих производств (детского сада) |
Отчет о движении ГСМ не утвержден руководи- телем хозяйства |
Рабочий документ использован (не использован) при составлении аудиторского отчета
Аудитор Сидоров Л.И.
15.01.99 г.
Рабочий документ принят
Руководитель группы Иванов И.И.
16.01.99 г.
Приложение 5
Рабочий документ аудитора | Форма N РД-7 |
Аудит операций по готовой продукции
Организация ОАО "Кама"
Аудитор Сидоров Л.И.
Дата начала проверки 10.01.99 г.
Дата окончания проверки 15.01.99 г.
Проверяемый период 10.01.98 г. - 15.01.99 г.
Счет 40 "Готовая продукция"
_______________________________________________
номер счета наименование счета
N п/ п |
Дата провер- ки |
Наименование проверяемого документа учетного регистра |
Дата состав- ления |
N доку мен- та |
Сумма по доку- менту, руб. |
Бухгалтер- ская проводка |
Содержание хозяйственной операции |
Замечания Аудитора |
|
Дебет | Кредит | ||||||||
1 | 10.01. 99 |
Реестр отправки зерна с поля (ф. 77) |
20.08. 98 |
15 | 6800 | 40 | 20/1 | Оприходование товарного зерна (в первоначальной бункерной массе) |
Ведомость не утверждена руководителем хозяйства |
Реестр приема зерна (ф.78) |
20.08. 98 |
15 | 6800 | 40 | 20/1 | ||||
Ведомость движения зерна (ф. 80) |
31.08. 98 |
2 | |||||||
2 | 10.01. 99 |
Журнал учета надоя молока (ф. 112) |
31.08. 98 |
8 | 4250 | 40 | 20/2 | Оприходование молока, полученного от основного дойного стада |
|
3 | 11.01. 99 |
Накладная внутрихозяй- ственного назначения |
15.02. 98 |
30 | 850 | 40 | 20/3 | Оприходование продукции, полученной от убоя коровы |
Отсутствует расшифровка подписей кладовщика |
Продолжение приложения 5
N п/ п |
Дата проверк и |
Наименование проверяемого документа учетного регистра |
Дата состав- ления |
N доку мен- та |
Сумма по докуме нту, руб. |
Бухгалтер- ская проводка |
Содержание хозяйственной операции |
Замечания аудитора |
|
Дебет | Кредит | ||||||||
4 | 11.01. 99 |
Накладная на приемку (закупку) сельхозпроду- кции от граждан по договорам (ф. 95-е) |
16.02. 98 |
32 | 1750 | 40 | 76/6 | Оприходование продукции, принятой от населения для реализации |
Не приложен акт закупки сельхозпродукци и |
5 | 13.01. 99 |
Накладная внутрихозяй- ственного назначения (ф. 87) Отчет о движении материальных ценностей (ф. 121) |
16.02. 98 |
34 | 720 | 41 | 40 | Отпуск продукции собственного производства в столовую |
|
6 | 15.01. 99 |
Счет-фактура (ф. 868) |
18.05. 98 |
86 | 3250 | 45 | 40 | Отгрузка готовой продукции покупателям |
К счету-фактуре не приложена товарно-транс- портная накладная |
7 | 15.01. 99 |
Накладная внутрихозяй- ственного назначения Ведомость на выдачу сельхозпроду- кции |
25.04. 98 |
140 |
800 |
46 |
70 |
Выдача сельхозпродукции в счет оплаты труда: а) по фактической себестоимости |
|
800 | 70 | 46 | б) на сумму выручки |
||||||
8 | 15.01. 99 |
Акт на списание продукции |
28.12. 98 |
10 | 450 | 65 | 40 | Списание товарной продукции, погибшей от стихийного бедствия |
Акт на списание не подтвержден страховой организацией, следовало отразить Д 80 К 40 |
Продолжение приложения 5
N п/ п |
Дата провер- ки |
Наименование проверяемого документа учетного регистра |
Дата состав- ления |
N доку мен- та |
Сумма по докуме нту, руб. |
Бухгалтер- ская проводка |
Содержание хозяйственной операции |
Замечания Аудитора |
|
Дебет | Кредит | ||||||||
9 | 15.01. 99 |
Инвентариза- ционные описи ТМЦ (ф. N Инв-3) |
20.11. 98 |
б/н | 150 | 84 | 40 | Списание товарной продукции вследствие ее порчи |
Инвентариза- ционные описи не пронумерованы |
10 | 15.01. 99 |
Ведомость на выдачу товарной продукции в порядке единовремен- ной помощи |
30.04. 98 |
б/н | 200 | 88 | 40 | Выдача работникам товарной продукции в порядке единовременной помощи пенсионерам |
Ведомость не пронумерована не утверждена руководителем хозяйства |
Рабочий документ использован (не использован) при составлении аудиторского отчета
Аудитор Сидоров Л.И.
15.01.99 г.
Рабочий документ принят
Руководитель группы Иванов И.И.
16.01.99 г.
Приложение 6
Состав основных нормативных документов,
регулирующих правила ведения учета по движению
товарно-материальных ценностей
Федеральный закон "О бухгалтерском учете".
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н).
Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98) (утверждено приказом Минфина России от 15.06.98г. N 25н).
Инструкция о порядке выдачи доверенностей на получение ТМЦ и отпуска их по доверенности (утверждена Минфином СССР 14.01.67 г. N 17).
О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с НДС и акцизами (приказ Минфина России от 12.11.96 г. N 96).
По-видимому в тексте настоящего документа допущена опечатка. В предыдущем абзаце речь идет о письме Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами"
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.96 г. N 914 "Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС".
Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 25.12.96 г. N ВЗ-6-03/890, 104 "О применении счетов-фактур при расчетах по НДС с 1 января 1997 г.".
Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утверждены приказом Минфина России от 21.12. 98 г. N 64н).
Инструкция по учету поступления и расходования ГСМ и единых талонов на отпуск нефтепродуктов... (утверждена Госкомнефтепродуктом СССР 3.02.84 г. N 01/21-8-72).
Основные положения по учету материалов на предприятиях и стройках (приложение к письму Минфина СССР от 30.04.74 г. N 103).
Инструкция о порядке исчисления и уплаты НДС (Госналогслужба России от 11.10.95 г. N 39).
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приложение к приказу Минфина России от 13.06.95 г. N 49).
Положение по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов (приложение к письму Минфина СССР от 18.10.79 г. N 166).
Инструкция о порядке приемки, хранения, отпуска, транспортировки и организации учета этилового спирта (утверждена Министерством химического и нефтяного машиностроения СССР 27.12.89 г. N 2-17-5/1623).
См. также Инструкцию по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта, утвержденную Минпищепромом СССР 25 сентября 1985 г.
Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утверждена постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 г. N П-6).
Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утверждена постановлением Госарбитража СССР от 25.04.65 г. N 17).
Приложение 7
Состав основных документов бухгалтерского учета по движению
товарно-материальных ценностей
Бухгалтерский баланс.
Главная книга.
Журналы-ордера N 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.
Ведомость N 1.
Ведомость N 5 по поставщикам и подрядчикам.
Ведомость N 6с по неотфактурованным поставкам.
Ведомости N 6 и 6с материалов в пути.
Ведомость N 7 по каждому кредитору и дебитору.
Ведомость аналитического учета по каждому дочернему предприятию, филиалу, представительству.
Ведомость N 10 учета материалов на складах.
Ведомость N 10с движения материалов в денежном выражении в строительстве.
Ведомость N 11 учета материалов в цехах.
Ведомость N 12 учета затрат цехов.
Ведомость N 13 учета затрат обслуживающих производств.
Ведомость N 14 учета потерь.
Ведомость N 15 учета общехозяйственных расходов.
Ведомость учета затрат вспомогательных производств.
Ведомость аналитического учета по подразделениям и статьям расходов.
Ведомости распределения материалов.
Ведомость распределения возвратных отходов.
Ведомость аналитического учета по счету 84.
Ведомость аналитического учета по материально ответственным лицам.
Ведомости аналитического учета по видам продукции.
Материалы по переоценке.
Акты сверки расчетов.
Инвентаризационные ведомости.
Приказ по проведению инвентаризации.
Доверенность (М-2).
Доверенность (М-2а).
Книга учета выданных доверенностей.
Приходный ордер (М-4).
Акт о приемке материалов (М-7).
Лимитно-заборная карта (М-8).
Требование-накладная (М-11).
Накладная на отпуск материалов на сторону (М-15).
Карточка учета материалов (М-17).
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (М-35).
Приходный кассовый ордер (КО-1).
Расходный кассовый ордер (КО-2).
Карточка учета МБП (МБ-2).
Акт выбытия МБП (МБ-4).
Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (МБ-7).
Акт на списание МБП (МБ-8).
График выпуска готовой продукции.
Приемо-сдаточная накладная.
Приемо-сдаточные акты.
Договор на поставку продукции.
Приказ-накладная на отпуск.
Книга регистрации счетов-фактур.
Платежное требование.
Авансовые отчеты.
Материальный пропуск.
Журнал учета материальных пропусков.
Договор о полной материальной ответственности.
Журнал регистрации показаний счетчиков по учету сырья и выхода готовой продукции.
Л.П. Копылова,
генеральный директор
аудиторской фирмы АПК "Вектор-Плюс",
кандидат экономических наук
(г. Пермь)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а