Организация службы занятости населения
Верховный Совет РСФСР 19.04.91 г. принял Закон Российской Федерации N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон). С тех пор в него неоднократно вносились изменения (15.07.92 г., 24.12.93 г., 20.04.96 г., 21.07.98 г., 30.04.99 г.). В настоящее время Закон действует в редакции Федерального закона от 17.07.99 г. N 175-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В первой статье Закона провозглашен основополагающий принцип, определяющий, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, если иное не предусмотрено законом.
В Законе раскрываются такие понятия, как занятость, безработный, подходящая и неподходящая работа, общественные работы, государственная политика занятости, определены полномочия органов государственной власти в области содействия занятости населения. В соответствии со ст.7 эти полномочия четко разделены между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.
Раздел II посвящен вопросам, связанным с правами граждан в области занятости, среди которых право на выбор места работы, на бесплатную консультацию, бесплатную профессиональную ориентацию, профподготовку, переподготовку и повышение квалификации, на профессиональную деятельность за пределами Российской Федерации, на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.
Гарантии государства в области занятости закреплены в разделе III Закона. Они определены как для граждан в целом, так и для безработных и граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Вопросам регулирования и организации занятости населения посвящен раздел IV Закона. Здесь определяются полномочия органов федеральной государственной службы занятости населения, условия лицензирования деятельности негосударственных организаций, оказывающих платные услуги в сфере занятости, условия профессиональной подготовки безработных граждан, организации общественных работ и участия в них граждан. В ст.22 речь идет о финансировании мероприятий по содействию занятости населения, раскрывается понятие Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
Законом предусматривается широкое участие работодателей в обеспечении занятости населения, закрепляются их права и обязанности в этой области.
Раздел VI озаглавлен "Социальные гарантии и компенсации". В нем указано, какие гарантии предоставляет государство безработным гражданам, каковы условия и порядок выплаты пособия по безработице, стипендии на период профподготовки, материальной помощи безработным и лицам, находящимся на их содержании, условия и порядок оформления досрочной пенсии безработным гражданам, ответственность работодателей. Законом предусмотрено добровольное страхование на случай потери работы.
Заключительный раздел Закона посвящен вопросам контроля за исполнением Закона и ответственности за его нарушение.
В развитие Закона в настоящее время приняты десятки законодательных и иных нормативных правовых актов в форме указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Федеральной службы занятости населения России, постановлений и приказов Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Органом, непосредственно осуществляющим реализацию Закона о занятости, являются Министерство труда и социального развития Российской Федерации и его территориальные органы по вопросам занятости населения, которые объединены в общее понятие Федеральной государственной службы занятости населения.
Впервые понятие государственной службы занятости появилось в принятых в январе 1991 г. Основах законодательства СССР и союзных республик о занятости населения, а 6 мая 1991 г. было утверждено Примерное положение о государственной службе занятости.
В настоящее время в соответствии с Законом о занятости федеральная государственная служба занятости является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации. Ее деятельность возглавляет и организует Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Основными направлениями деятельности службы занятости являются:
- разработка и реализация федеральной, территориальных и иных целевых программ занятости населения;
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
- организация профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
- обеспечение социальных гарантий в виде выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.
Для осуществления указанных функций Министерство труда и социального развития Российской Федерации создает свои органы по вопросам занятости населения на территориальном и местном уровнях.
Приказом от 22.10.98 г. N 282 Минтруд России утвердил Положение о департаменте федеральной государственной службы занятости населения. Согласно Положению департамент является юридическим лицом, осуществляет оперативное управление средствами фонда занятости на соответствующей территории, имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютный счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.
Имущество департамента, приобретенное за счет средств фонда занятости, является федеральной собственностью и находится в его оперативном управлении.
Департамент, находясь на территории субъекта Российской Федерации, является территориальным органом федерального органа исполнительной власти (Минтруда России), а не структурным подразделением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, однако взаимодействует с ними по всем вопросам, относящимся к сфере занятости и защиты граждан от безработицы.
К основным задачам департамента относятся разработка и финансирование территориальной программы содействия занятости; организация работы по содействию занятости населения в городах и районах.
Основные направления деятельности департамента следующие:
- анализ ситуации на территориальном рынке труда и разработка мер по предупреждению или сокращению негативных последствий массового высвобождения граждан;
- формирование проекта бюджета фонда занятости, распределение и использование средств фонда занятости;
- осуществление мероприятий по сбору страховых взносов в фонд занятости;
- организация работы по приему безработных граждан, их регистрации, признанию безработными, назначению и выплаты пособий, стипендий, иной материальной помощи;
- организация профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан:
- содействие в опережающем профессиональном обучении высвобождаемых работников;
- содействие в поддержке и развитии малого бизнеса, организации предпринимательской деятельности и самозанятости граждан;
- создание территориальных банков данных о вакансиях рабочих мест, а также о наличии свободных учебных мест;
- содействие работодателям в подборе необходимых работников;
- рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан и организаций по вопросам, относящимся к деятельности департамента;
- организационно-методическое взаимодействие с негосударственными организациями, оказывающими платные услуги в содействии трудоустройству, профориентации и психологической поддержке.
С целью реализации указанных и иных видов деятельности департамент наделен определенными правами, среди которых можно выделить право:
- запрашивать и получать в установленном порядке у соответствующих органов, организаций, граждан информацию для выполнения своих функций;
- совместно с налоговыми органами осуществлять работу по обеспечению своевременного и полного поступления страховых взносов в фонд занятости;
- посещать в установленном порядке организации для ознакомления с условиями труда, а также для решения иных вопросов в пределах своей компетенции;
- финансировать мероприятия по территориальным программам содействия занятости;
- осуществлять информационно-издательскую и рекламную деятельность по вопросам занятости населения;
- давать в пределах своей компетенции консультации гражданам и организациям;
- участвовать в пределах своей компетенции в организации международного сотрудничества по решению проблем занятости.
Департамент вправе учреждать учебные и социально-деловые центры, центры профориентации и психологической поддержки, а также другие организации, способствующие содействию занятости населения.
До недавнего времени на городском и районном уровнях действовали городские и районные центры занятости населения на правах юридических лиц. После издания приказа N 282 городские и районные центры занятости были преобразованы в отделы занятости в качестве структурных подразделений департамента на правах филиалов. Департамент наделяет филиалы необходимыми функциями, полномочиями и имуществом. Руководитель департамента по согласованию с Минтруда России и с учетом мнения соответствующего органа местного самоуправления принимает решения об увеличении или уменьшении числа филиалов.
Непосредственную работу с населением осуществляют отделы занятости. В настоящее время в органах государственной службы занятости работают свыше 35 тыс. специалистов. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, органы службы занятости предоставляют бесплатно.
Наряду с государственной службой занятости трудоустройством граждан занимаются и негосударственные организации. В соответствии с Законом деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляют юридические лица на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии заключения органов службы занятости. В отличие от государственных органов службы занятости, которые предоставляют все услуги бесплатно, негосударственные организации оказывают гражданам и работодателям платные услуги.
Обращение граждан в негосударственные организации по содействию занятости не влечет за собой каких-либо взаимных обязательств у граждан и государства. Граждане вправе самостоятельно решать, куда обращаться за содействием в трудоустройстве - в государственную службу занятости или в негосударственную организацию. Допускается и одновременное обращение в указанные организации.
Правила лицензирования деятельности негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан на территории Российской Федерации определены соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.95 г. N 1046 с учетом принятого позднее Федерального закона от 25.09.98 г. N 158-ФЗ (ред. от 26.11.98г.) "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Выдача лицензий осуществляется уполномоченными органами при наличии заключений органов федеральной службы занятости России. Лицензии действительны на всей территории Российской Федерации.
Для получения лицензии негосударственная организация представляет в органы исполнительной власти ряд документов, среди которых заявление, копии учредительных документов и документов о регистрации, справка о постановке на налоговый учет. После регистрации документы направляются в департамент федеральной государственной службы занятости населения соответствующей территории для рассмотрения и подготовки экспертного заключения. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней. Лицензия выдается на срок не менее 3 лет, если отсутствует заявление соискателя о выдаче лицензии на более короткий срок. Передача лицензии другому юридическому лицу запрещается.
Законодательством предусмотрены основания приостановки или аннулирования лицензии в случаях:
- представления организацией заявления;
- обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии:
- нарушения организацией условий действия лицензии;
- невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов;
- ликвидации негосударственной организации.
Контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией, осуществляется органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, выдавшим лицензию или зарегистрировавшим ее.
Следует обратить внимание на то, что осуществлять платную деятельность в содействии трудоустройству гражданам вправе только юридические лица.
В соответствии с законодательством регулированием отношений в сфере занятости могут заниматься также профессиональные союзы, объединения работодателей, общественные организации.
И.И.Шкловец,
заместитель руководителя
Правового департамента Минтруда России
------------------------------
Данная проблема будет подробно освещаться в процессе работы "круглого стола" на тему "Занятость и организация рабочих мест" в рамках конференции "Влияние региональной политики на углубление экономических связей" в октябре 1999 г. во время проведения выставки "Управление-99".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71