Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 26 июля 2013 г. N 366-П
Программа
Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2015 годы
Паспорт Программы
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Статус территории, принимающей переселенцев, определен как целевая территория вселения - Саратовская область.
Саратовская область имеет выгодное географическое положение, обусловленное близким расположением основных рынков сбыта Центральной России и Республики Казахстан, расположена на пересечении крупнейших транспортных Евроазиатских коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток" и на протяжении многих лет является крупным транспортным узлом России, представленным разветвленной сетью железных и автомобильных дорог, трубопроводов, а также внутренними водными судоходными путями и воздушными авиалиниями, связывающими ее центр с Уралом, Сибирью и Средней Азией.
Саратовская область, являясь крупнейшим промышленным и сельскохозяйственным регионом Поволжья, обладает значительным энергетическим, экономическим, научным, инвестиционным, культурным и кадровым потенциалом.
Экономика области отличается высокой степенью диверсификации, представлена развитым промышленным производством, сельским хозяйством, транспортным комплексом, строительством.
Преобладающий вклад в промышленный прирост вносят высокотехнологичные виды деятельности: производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, а также производство машин и оборудования.
Основой производственного потенциала области является промышленный комплекс, который включает более 5,5 тыс. предприятий и организаций.
Область входит в десятку российских регионов - лидеров по производству продукции сельского хозяйства (удельный вес в ВРП области - 14 процентов) и среди субъектов Российской Федерации занимает первое место по производству подсолнечника и маргарина, второе место - по производству растительного масла, третье место - по производству колбасных изделий.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области в области осуществляют деятельность 3,1 тыс. малых предприятий, 294 средних предприятия, 68 тыс. индивидуальных предпринимателей. Саратовская область занимает 6 место по количеству малых предприятий среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа (ПФО), что составляет 7 процентов от их общего количества.
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий области составила 113,1 тыс. человек или 16 процентов от общей численности работающих в экономике. Уровень средней заработной платы на малых предприятиях составил 11,9 тыс. рублей.
В настоящее время в области разработан комплекс мер по улучшению среды для развития малого бизнеса, в частности:
реализуется долгосрочная областная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" на 2012-2015 годы;
активно привлекаются средства федерального бюджета на дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. На условиях паритетного финансирования созданы ГУП СО "Бизнес- инкубатор Саратовской области", ОАО "Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области", НО "Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Саратовской области", НО "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области", Евро Инфо Корреспондентский Центр (ЕИКЦ);
формируется инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства на муниципальном уровне;
формируется система повышения квалификации и переподготовки кадров для малых предприятий.
Развитие системы образования входит в число приоритетов социально-экономической политики области, что позволяет динамично и комплексно развивать отрасль и достичь положительных тенденций по многим направлениям деятельности.
Участники Программы и члены их семей имеют возможность получения профессионального, послевузовского и дополнительного образования.
Образовательная инфраструктура области представлена 1025 дошкольными образовательными учреждениями, 1124 общеобразовательными учреждениями, 41 государственным учреждением начального профессионального образования области (НПО), 42 самостоятельными учреждениями среднего профессионального образования (СПО), 8 самостоятельными высшими учебными заведениями, а также филиалами российских университетов.
Удельный вес детей дошкольного возраста, имеющих возможность получать услуги дошкольного образования, от общего количества детей в возрасте от 1 до 6 лет составляет 57,3 процента, при этом численность детей, посещающих дошкольные учреждения, не превышала числа мест в них: на каждые 100 мест в среднем по области приходилось 94 ребенка.
В 2012 году наблюдалась положительная динамика большинства показателей социально-экономического развития области.
Индекс промышленного производства в 2012 году составил 104,5 процента.
Оборот розничной торговли вырос на 9,2 процента, объем бытовых услуг населению - на 17,2 процента.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", увеличился по сравнению с 2011 годом на 3,6 процента. Введено в действие 11154 квартиры общей площадью 1235,9 млн квадратных метров (105,7 процентов к уровню 2011 года). По этому показателю регион занимает пятое место в ПФО. В IV квартале 2012 года средняя стоимость 1 квадратного метра общей площади квартир на первичном рынке жилья составила 36909 рублей, в том числе квартиры среднего качества (типовые) продавались по цене 32152 рубля, квартиры улучшенного качества - 39165 рублей, элитные квартиры - 51716 рублей за один квадратный метр. На вторичном рынке жилья стоимость 1 квадратного метра общей площади квартир составила 33322 рубля, в том числе квартиры низкого качества продавались по цене 29509 рублей, квартиры среднего качества (типовые) - 33113 рублей, квартиры улучшенного качества - 34825 рублей, элитные квартиры - 39313 рублей за один квадратный метр.
На протяжении последних двух лет область занимает первые и вторые места в Российской Федерации по стоимости минимального набора продуктов питания (в декабре 2012 года - 2089,8 рубля).
Среднедушевые денежные доходы населения в 2012 году выросли на 6,5 процента и составили 13,9 тыс. рублей, их покупательная способность обеспечивает 2,5 прожиточных минимума на душу населения (5545 рублей).
Среднемесячная заработная плата в целом по области возросла на 15,1 процента и составила 18,8 тыс. рублей, ее реальное содержание увеличилось на 10,4 процента. Покупательная способность обеспечивает 3,1 прожиточных минимума трудоспособного населения (6013 рублей).
На регистрируемом рынке труда численность безработных граждан в 2012 году сократилась на 18,9 процента и на 1 января 2013 года составила 14,2 тыс. человек. По уровню регистрируемой безработицы, который составляет 1,1 процента, область занимала 5 место в ПФО и 19 место среди регионов России. Напряженность на рынке труда составила 0,5 незанятых на вакансию или 3 место в ПФО и 13 в России.
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) снизился с 6 до 5,4 процента или 69 тыс. незанятых граждан, среди них 2,6 тыс. человек составили студенты, учащиеся и пенсионеры, 34,9 тыс. - женщины, 29,6 тыс. - проживающие в сельской местности.
Численность населения области продолжает начавшуюся с 1996 года тенденцию к сокращению и за это время уменьшилась на 224,9 тыс. человек или на 8,2 процента, составив в 2012 году 2,5 млн человек. При этом 37 процентов убыли населения области (83,4 тыс. человек) приходится на последнюю пятилетку.
В 2012 году коэффициент естественной убыли населения области (-2,9) превысил показатели в целом по стране (0,0) и в среднем по ПФО (-0,7). Миграционный прирост населения за 2008-2012 годы компенсировал лишь 9,4 процента естественной убыли населения области. Если с 1992 по 1995 годы миграция компенсировала полностью естественную убыль, то в 1997-2000 годах уровень замещения составлял 50 процентов - 90 процентов от естественной убыли населения, а в 2001-2012 годах - всего лишь 0,3 процента - 28 процентов.
Наибольший вклад в миграционном приросте области приходится на внешнюю миграцию, из них более 90 процентов за счет стран Содружества независимых государств.
Миграционный прирост населения более 20 лет наблюдается только из бывших республик СССР. Но если в 1990-2000 годах он составил более 150 тыс. человек, то за 2001-2011 годы - около 46 тыс. человек, то есть в 3,3 раза меньше.
В миграционном обмене с регионами России Саратовская область на протяжении уже 11 лет является донором: в основном, наши жители переезжают в Московскую область и г. Москву, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург, Ленинградскую, Самарскую, Нижегородскую и Тюменскую области.
За последние пять лет из других стран в область прибыло 29,5 тыс. человек (доля во внешней миграции - 12,1 процента), в том числе 28,2 тыс. человек из стран СНГ, из них Казахстан - 29 процентов, Узбекистан - 22 процента, Армения - 13 процентов, Киргизия - 10 процентов, Азербайджан - 10,5 процента, Украина - 7,8 процента, Таджикистан - 5,3 процента.
Миграционный прирост по территориальному признаку в 2012 году распределился между г. Саратовом (62 процента) и другими городами области (38 процентов). Таким образом, г. Саратов является областным центром поселения мигрантов.
В зависимости от уровня демографического неблагополучия и вклада в социально-экономическое развитие региона муниципальные районы можно разделить на три группы: депрессивные (в том числе частично депрессивные), приграничные и благополучные.
Группу депрессивных муниципальных образований составляют западные и северные слабо- и среднезаселенные районы, которые преимущественно удалены от крупных агломераций - Аркадакский, Аткарский, Базарно-Карабулакский, Балтайский, Духовницкий, Романовский, Петровский, Самойловский, Турковский муниципальные районы. Для этой группы характерны самые высокие потери населения, существенное превышение числа умерших над числом родившихся, миграционный отток.
Частично депрессивные муниципальные образования имеют ярко выраженные негативные тенденции по одному - двум параметрам: Воскресенский, Екатериновский, Калининский, Хвалынский (низкая рождаемость и высокая смертность), Ершовский, Краснопартизанский, Новобурасский (высокая смертность и миграционный отток), Ивантеевский, Пугачевский, Советский, Федоровский (отрицательное сальдо миграции) муниципальные районы.
Группу приграничных муниципальных образований составляют юго-восточные районы, граничащие с Республикой Казахстан и поэтому имеющие особое геополитическое значение - Александрово-Гайский, Дергачевский, Новоузенский, Озинский, Перелюбский и Питерский муниципальные районы. Районы этой группы характеризуются высокой рождаемостью и низкой смертностью, но высокими темпами миграционного оттока.
Группу благополучных муниципальных районов составляют приволжские и центральные западные муниципальные районы, в которых сосредоточена основная часть экономического, трудового и интеллектуального потенциала области - Балаковский, Балашовский, Вольский, Красноармейский, Краснокутский, Лысогорский, Марксовский, Ровенский, Ртищевский, Саратовский, Татищевский и Энгельсский муниципальные районы, г. Саратов. Муниципальные районы этой группы характеризуются приростом населения или самыми низкими темпами убыли населения, устойчивой миграционной привлекательностью.
Начиная с 2007 года, в области происходит систематическое уменьшение численности лиц трудоспособного возраста, сократившейся к 2011 году на 100,1 тыс. человек. По прогнозу к 2025 году численность лиц в трудоспособном возрасте сократится на 244,1 тыс. человек или 16 процентов, что в 3,3 раза быстрее темпов снижения общей численности населения области, в то время как численность лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 22,3 до 24,9 процента или на 36,2 тыс. человек (616,8 тыс. человек) и в 1,6 раза превысила численность детей и подростков (380,0 тыс. человек).
Изменение возрастной структуры населения привело к увеличению коэффициента пенсионной нагрузки в 1,1 раза: с 357,1 в 2006 году до 405,1 промилле в 2011 году на 1000 лиц трудоспособного возраста.
Наибольший удельный вес прибывших мигрантов за 2008-2012 годы принадлежит трудоспособному населению (85,1 процента), при этом доля данной группы в составе убывающих мигрантов выше (86,6 процента).
Общий миграционный прирост за 2008-2012 годы составил 4906 человек, из них 59,3 процента составили лица старше трудоспособного возраста, 38,4 процента - младше трудоспособного возраста и 2,3 процента или 111 человек - в трудоспособном возрасте.
Так, по итогам 2012 года на одного прибывшего в область нетрудоспособного гражданина приходится два выбывших в трудоспособном возрасте преимущественно в другие регионы страны.
Сокращение людей, вступающих в трудоспособный возраст, ведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал, к уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров. В связи со старением населения возникает проблема дефицита рабочей силы.
Численность трудовых ресурсов за последние пять лет снизилась на 60,7 тыс. человек или 3,7 процента и составила 1585,6 тыс. человек, в том числе трудоспособное население в трудоспособном возрасте - 93 процента, лица старше трудоспособного возраста - 6,7 процента, иностранные трудовые мигранты - 6,7 процента.
В 2012 году иностранная рабочая сила привлекалась из 7 стран ближнего зарубежья по 70 профессиям (специальностям). В рейтинге основных стран, из которых привлекаются рабочие и специалисты, лидирующие места занимают Узбекистан - 76 процентов (4385 человек), Украина - 8 процентов (458 человек), Таджикистан - 6 процентов (352 человека), Азербайджан - 6 процентов (346 человек).
Трудовые мигранты распределились между г. Саратовом - 36 процентов (2090 человек) и 27 муниципальными районами области, в том числе: Энгельсский район - 18,3 процента (1064 человека), г. Балаково - 10,2 процента (594 человека), Саратовский район - 7,3 процента (425 человек), Татищевский район - 4,8 процента (276 человек), Марксовский район - 3,8 процента (218 человек) и другие.
Согласно данным уведомлений о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в 2012 году был привлечен 6071 иностранный гражданин, в том числе по видам экономической деятельности: "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" - 31,6 процента (1835 человек), "строительство" - 24,7 процента (1437 человек), "предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" - 12,9 процента (752 человека), "обрабатывающие производства" - 11,7 процента (678 человек), "оптовая, розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" - 7,6 процента (440 человек), "гостиницы и рестораны" - 1,9 процента (108 человек), другие виды деятельности - 9,6 процента (558 человек).
По сравнению с 2011 годом привлечение иностранных работников уменьшилось на 1,7 процента, в том числе в строительство - на 25 процентов, обрабатывающие производства - на 22 процента, сельское хозяйство - на 4 процента.
Внешняя трудовая миграция составляет 0,5 процента от общей численности населения, занятого в экономике, что не оказывает существенного влияния на рынок труда. 75 процентов трудовых мигрантов были заняты малоквалифицированным трудом, из них устроены подсобными рабочими - 31,1 процента от общей численности мигрантов, овощеводами - 26,2 процента, рабочими по благоустройству - 10,7 процента и другие. Среди специалистов привлекались: арматурщиком - 2,9 процента, бетонщиком, монтажником - по 2,6 процента, помощником бурильщика - 2,1 процента, плотником - 2 процента, инженером - 1 процент, каменщиком - 0,9 процента и другие.
Несмотря на то, что численность населения и трудовых ресурсов сокращается, число занятых в экономике за последние годы неуклонно возрастает. При этом уровень занятости населения региона остается явно недостаточным - 62 процента от численности населения в возрасте экономической активности. По данному показателю область занимает 12 место в Приволжском федеральном округе и 55 место среди субъектов Российской Федерации.
Наибольшая доля занятых приходится на сферу торговли (16,6 процента или 200,7 тыс. человек), обрабатывающих производств (14,8 процента или 178,5 тыс. человек) и сельского хозяйства (13,5 процента или 162,7 тыс. человек).
В структуре занятых снижается численность работающих в организациях и увеличивается сектор занятых индивидуальным трудом.
В основных видах экономической деятельности рост численности работающих отмечен в торговле (на 26 процентов к уровню 2007 года), добыче полезных ископаемых (на 9,5 процента), финансовой деятельности (на 8 процентов), операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (на 6,3 процента), в том числе наибольшее развитие получили предприятия страхования - рост численности работников в 1,6 раза, торговли автотранспортными средствами и мотоциклами - в 1,4 раза.
Снижение работающих произошло в сельском хозяйстве (на 26,5 процента), гостиницах и ресторанах (на 20,3 процента), обрабатывающих производствах (на 18,4 процента), образовании, транспорте и связи (на 12 процентов), государственном управлении (9,9 процента), в том числе по подразделам: на предприятиях по производству автомобилей, прицепов и полуприцепов (на 60 процентов), химическом производстве (на 39 процентов), текстильном производстве (на 25 процентов).
Наиболее привлекательными с точки зрения оплаты труда являются финансовая деятельность - 34,7 тыс. рублей, добыча полезных ископаемых - 30,5, государственное управление - 28,7, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь - 23,5, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 22,2 тыс. рублей. Обеспечивается среднеобластной уровень в строительстве - 18,8 тыс. рублей, обрабатывающих производствах - 18,7, в торговле - 13,7, сельском хозяйстве - 11,4 тыс. рублей.
С учетом повышения заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, определенным Указами Президента Российской Федерации, средний размер заработной платы педагогических работников общего и дошкольного образования составил 20,0 и 14,7 тыс. рублей соответственно, врачей, среднего и младшего медперсонала - 25,1, 14,3 и 9,0 тыс. рублей, работников учреждений культуры - 11,5 тыс. рублей, социальных работников - 10,0 тыс. рублей.
Как показывает статистическое исследование за последние три года нереализованный спрос на вакансии, в основном, увеличился в сельском хозяйстве в 5,5 раза, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - на 36,3 процента. Наибольшая доля нереализованных вакансий (на конец года) приходится на обрабатывающие производства - 23,7 процента, здравоохранение и социальное обслуживание - 20,1 процента, государственное управление - 15,5 процента.
Среди вакансий, зарегистрированных в службе занятости населения, более 70 процентов приходятся на рабочие профессии, при этом более востребованы представители неквалифицированного труда. Из рабочих, имеющих специальную подготовку, наибольшим спросом пользовались строители (11,4 процента от общего числа вакансий для рабочих), водители, трактористы, машинисты (9,5 процента), продавцы (7,4 процента), слесари различных специальностей (5,1 процента).
Среди специалистов и служащих наибольший интерес у работодателей вызывали медицинские работники (17,1 процента от общего числа вакансий для специалистов), специалисты инженерных направлений деятельности высшего и среднего уровня квалификации (15,8 процента), экономисты, бухгалтеры (8,2 процента).
Влияние на спрос рабочей силы также оказывает реализация федеральных, областных, муниципальных целевых программ, национальных и инвестиционных проектов на территории области, в рамках которых ожидается создание новых рабочих мест.
В области действуют Закон Саратовской области от 3 августа 2011 года N 96-ЗСО "О социальной поддержке молодых специалистов учреждений бюджетной сферы в Саратовской области", устанавливающий единовременные выплаты молодым специалистам в первые три года работы - 40, 35 и 30 тыс. рублей, и Закон Саратовской области от 31 мая 2011 года N 54-ЗСО "О предоставлении социальной поддержки работникам бюджетной сферы, приобретающим жилые помещения с привлечением заемных средств".
В целях привлечения молодых специалистов в сельскую местность в области действует Закон Саратовской области от 28 октября 2012 года N 148-ЗСО "О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Саратовской области", предусматривающий молодым специалистам, прибывшим на работу в сельскохозяйственную организацию, единовременные выплаты в первые три года работы: со средним профессиональным образованием - 20, 30 и 40 тыс. рублей, с высшим профессиональным образованием - 50, 60 и 70 тыс. рублей.
В сфере здравоохранения также реализуется проект "Сельский доктор", в рамках которого молодым врачам, прибывшим для работы в сельскую местность, выплачиваются подъемные в размере 1,1 млн рублей и стимулирующая надбавка. По данным министерства здравоохранения области потребность во врачебных кадрах по итогам 2011 года составила 2600 человек, всего необходимо привлечь в область более 1000 врачей, из них 750 молодых специалистов.
В сфере образования молодым специалистам, прибывшим на работу в образовательные учреждения, расположенные в сельской местности, единовременно выплачивается 50 тыс. рублей.
На потребность в кадрах на рынке труда значительное влияние оказывает реализация инвестиционных проектов на территории области. Так, в 2013-2015 годах продолжится реализации наиболее крупных инвестиционных проектов в муниципальных районах области, а также планируется начало реализации новых инвестиционных проектов на территории региона, среди них:
строительство металлургического комбината ЗАО "Северсталь - Сортовой завод Балаково" в Балаковском районе;
строительство завода по производству технических газов ООО "ЭРЛикид Балаково" в Балаковском районе;
строительство завода по производству заготовок для вагоностроения ЗАО "Балаково Центролит" в Балаковском районе;
строительство маслоэкстракционного завода ООО "Волжский терминал" (ГК "Солнечные продукты") в Балаковском районе;
строительство современного свиноводческого комплекса ООО "КоПИТАНИЯ" в Энгельсском районе;
строительство завода по производству гидроагрегатов ОАО "РусГидро" в Балаковском районе;
строительство аэропортового комплекса "Центральный", г. Саратов;
строительство завода по производству строительных материалов, изделий и конструкций ООО "Мод Холдинг" в Саратовском районе;
строительство пивоваренного завода ООО "Даллас 2002" на территории Саратовской области;
создание производства акриламида и цолиакриламида ООО "СНФ Балтреагент" в г. Саратове;
строительство завода по переработке фосфогипса и производству гипсокартона ООО "Стройкомплект" в Балаковском районе;
выполнение концессионного соглашения по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в муниципальных районах левобережья;
строительство тепличного комплекса по производству овощей защищенного грунта ООО "Отдых 2010" в Саратовском районе и другие.
Под влиянием стратегии на модернизацию экономики и создания условий для развития бизнеса на рынке труда предполагаются качественные изменения. В результате ввода в строй высокотехнологичных современных производств произойдет расширение спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп, тогда как потребность в низкоквалифицированных работниках может значительно сократиться.
По прогнозу министерства занятости, труда и миграции области на официальный рынок труда в 2013-2015 годах ожидается поступление 424 тыс. вакансий, из них каждая пятая вакансия (85 тыс.) будет предназначена для неквалифицированного рабочего.
Согласно прогнозу наибольшую потребность в кадрах будут испытывать обрабатывающие производства (20,1 процента от общего числа вакансий), организации, занятые торговлей и ремонтом автотранспортных средств и бытовых изделий (18,1 процента), предприятия строительства (12,2 процента).
В профессионально-квалификационной структуре спроса на рабочую силу существенных изменений не произойдет. Большинство вакансий регистрируемого рынка труда (71 процент) будет предназначаться для граждан, имеющих рабочие профессии.
Среди квалифицированных рабочих наиболее востребованными на рынке труда останутся профессиональные группы строителей (8,9 процента от общего числа вакансий для рабочих), водителей, машинистов, трактористов (7,5 процента), продавцов (6,6 процента), слесарей различных специальностей (5,7 процента).
Среди специалистов и служащих наибольшим спросом со стороны работодателей будут пользоваться: врачи - 8,4 процента от общего числа вакансий для специалистов, инженеры - 7,9 процента, бухгалтеры, экономисты - 7,8 процента, менеджеры - 5,9 процента, страховые и рекламные агенты - 5,6 процента, техники - 5,3 процента, преподаватели, методисты, воспитатели, средний медицинский персонал - по 5,2 процента.
Таким образом, основной проблемой будет не количественный недостаток заявленных вакансий, а профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы.
Дефицит квалифицированных рабочих кадров будет отмечаться по таким группам профессий, как сантехники, газоэлектросварщики, строители, станочники, электрики. Среди специалистов спрос превысит предложение у медицинских работников высшего и среднего уровня квалификации, страховых и рекламных агентов.
Дополнительный спрос в выпускниках профучреждений в 2013-2015 годах ожидается по профессиям слесарь, водитель, газосварщик и электросварщик, овощевод, механизатор, каменщик, токарь и другие (приложение N 1 к Программе).
Решению указанных проблем способствовала реализация программы Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в 2010-2012 годах.
За три года действия программы переселения на территорию области прибыл 3041 человек, из них 1521 член семьи участника Программы, в основном, из стран ближнего зарубежья: Казахстан - 46 процентов, Узбекистан - 24 процента, Армения - 10 процентов.
Из числа прибывших в область соотечественников трудоспособными являются 70 процентов, в основном, это молодые люди в возрасте 25-35 лет, знающие русский язык, с высшим и средним специальным или техническим образованием, опытом работы.
В рамках программы по направлению органов службы занятости населения было трудоустроено 73 процента переселенцев, в том числе двое получили субсидию на открытие собственного дела.
В рамках реализации программы трудоустройство участников программы осуществляется на текущие вакансии территории вселения. Возможно самостоятельное трудоустройство участников Программы, прибывающих на территорию вселения, в соответствии с законодательством.
Накопленный опыт программно-целевого подхода к привлечению соотечественников из-за рубежа подтверждает целесообразность и необходимость продолжения работы в рамках данной программы. Ее реализация позволит привлечь не менее 7500 соотечественников, что компенсирует к 2016 году 25,2 процента убыли населения области.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года численность постоянного населения области с учетом тенденций постепенного увеличения рождаемости, снижения смертности и отсутствия миграционного прироста к 2015 году снизится на 22 тыс. человек, что составит 2484,2 тыс. человек в среднегодовом исчислении. Следовательно, для восполнения населения области в течение 2013-2015 годов необходимо обеспечить миграционное сальдо в размере 7,3 тыс. человек ежегодно.
Численность трудоспособного населения снизится на 76,0 тыс. человек, а лиц старше трудоспособного возраста увеличится на 27,7 тыс. человек. Коэффициент общей нагрузки возрастет с 654,7 до 736,3 промилле, пенсионной нагрузки - с 405,1 до 445,6 промилле.
Для рассмотрения сильных и слабых сторон принимающей стороны, возможностей и угроз реализации Программы проведен SWOT-анализ, представленный в таблице 1.
Таблица 1
SWOT-анализ миграционной привлекательности Саратовской области
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Миграционная привлекательность области в связи с благоприятным географическим положением |
Неравномерность социально- экономического развития муниципальных образований |
Многонациональный состав населения области и сложившиеся культурно-исторические традиции. Наличие на территории области 49 национально-культурных объединений |
Низкий уровень производительности труда в отдельных секторах экономики |
Наличие нормативной правовой базы, обеспечивающей режим наибольшего благоприятствования для осуществления инвестиционной деятельности |
Относительно низкие доходы населения, обусловленные сложившейся отраслевой структурой экономики и ее демографическими особенностями |
Достаточно развитая инфраструктура рынка жилья и социальная инфраструктура |
Сложившиеся в структуре воспроизводства трудовых ресурсов системные перекосы: избыточная подготовка невостребованных производством непрофильных специалистов, недостаток квалифицированной рабочей силы |
Развитая сеть учреждений высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования, высокий образовательный уровень экономически активного населения |
Низкий уровень обеспеченности бюджетных учреждений кадрами, особенно в сельской местности |
Развивающиеся институты гражданского общества |
Административные барьеры при осуществлении трудовыми ресурсами территориальных перемещений |
Возможности |
Угрозы |
Реализация Концепции демографического развития области до 2025 года, в рамках которой изложены стратегические направления миграционной политики. Содействие добровольному переселению на территорию области соотечественников, проживающих за рубежом |
Сохранение негативных демографических тенденций, которые в перспективе приведут к росту дефицита трудовых ресурсов и увеличению демографической нагрузки на работающее население |
Реализация инвестиционных проектов на территории области в 2013-2015 годах позволит привлечь инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в объеме 450 млрд рублей, что будет способствовать экономическому выравниванию территорий |
Продолжающийся процесс урбанизации районов области, ускоряющий депопуляцию и процесс старения населения. Усиление диспропорций экономического развития территорий |
Обеспечение экономики области и ее районов необходимыми трудовыми и кадровыми ресурсами за счет добровольного переселения в область соотечественников |
Сохранение дисбаланса спроса и предложения на рынке труда в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах |
Реализация в рамках Программы мероприятий по содействию переселившимся соотечественникам в жилищном обустройстве (частичная компенсация арендной стоимости жилья многодетным семьям, предоставление зарезервированного муниципальными образованиями жилых фондов для временного проживания и др.) |
Из-за недостатка рабочих мест с высоким уровнем заработной платы, а также из-за недостатка собственных средств возможны проблемы с жилищным обустройством участников Программы и членов их семей |
Возможность трудоустройства у любого работодателя на открытые вакансии в территориях вселения и подбор подходящей работы для переселенцев, используя банк вакансий службы занятости населения, а также содействие им в самостоятельном поиске работы. Содействие переселенцам в открытии собственного дела (после получения статуса безработного) при финансовой поддержке службы занятости. Организация профессионального обучения соотечественников по профессиям, востребованным на рынке труд |
Несоответствие уровня квалификации и специальности переселенцев потребностям работодателей, а также трудности, связанные с необходимостью подтверждения дипломов (нострификации) и получением сертификатов для работников здравоохранения и образования, могут приводить к отсутствию работы в территории вселения и попадание переселенцев в категорию безработных граждан |
Переселение соотечественников преимущественно в районы с низким уровнем безработицы |
Возможный рост безработицы и напряженности на локальных рынках труда |
Предоставление соотечественникам в рамках Программы медицинских и социальных услуг |
Дезинтеграция переселенцев и конкуренция с местным населением по доступу к обеспечению объектами инфраструктуры городов и районов области |
Организация информационно-разъяснительной работы с населением о задачах Программы в целях формирования толерантного отношения к переселенцам, а также о задачах миграционной политики области, о категориях переселенцев, территориях вселения, механизме поддержки, выделении материальной помощи |
Возможный рост межнациональной напряженности, обособление переселенцев, создание этносоциальных групп |
Решение проблем, связанных с бюджетной обеспеченностью мероприятий Программы, будет осуществляться в рамках заседаний Межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Саратовскую область соотечественников, проживающих за рубежом, в части изменения численности участников Программы, а также предоставляемых услуг (медицинских, социальных и т.д.) |
Недостаточная бюджетная обеспеченность мероприятий Программы |
По итогам проведенного SWOT-анализа реализации Программы можно сделать следующие выводы.
Ресурсные конкурентные преимущества экономики области и трудового потенциала, а также миграционная привлекательность региона достаточно высоки. Однако относительно невысокий уровень жизни и значительная дифференциация городского и сельского населения и негативные демографические тенденции в ближайшем будущем будут выступать в качестве ограничений экономического роста области.
Стабилизация демографической ситуации, в том числе за счет добровольного привлечения в область соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из путей повышения трудового и экономического потенциала области. Вместе с тем социально-культурная адаптация соотечественников и их интеграция в российское общество будет происходить не только за счет обеспечения их работой на территории вселения и соответственно, заработной платой, но и потребует дополнительных мер по их жилищному обустройству, обеспечению соотечественников и членов их семей набором социальных, медицинских и образовательных услуг. Кроме того, важным является недопущение межнациональной и социальной напряженности на территориях вселения, а также роста уровня безработицы на локальных рынках труда.
Осуществление вышеназванных задач возможно при наличии достаточного финансового обеспечения Программы и организации ее реализации в рамках межведомственного взаимодействия различных структур - органов государственной власти и местного самоуправления, организаций бизнеса, общественных организаций, средств массовой информации.
Для участников Программы служба занятости населения области подбирает вакансии с предоставлением временного жилья. На 1 апреля 2013 года имеется возможность предоставить жилье 20 семьям соотечественников и трудоустроить их механизаторами, водителями, животноводами, агрономом, ветеринарным врачом. Рассматриваются варианты покупки жилья участником Программы за счет собственных средств, а также участие в жилищных программах Саратовской области.
По результатам проведенного социологического опроса участников Программы и в связи с увеличением на областном уровне значимости проблем в сфере миграции и необходимости координации межведомственных усилий по их решению, в настоящем проекте Программы включены новые направления работы с переселенцами:
оказание содействия в дополнительном обучении и переобучении (повышения квалификации) до получения переселенцами статуса безработного;
компенсация части арендной стоимости жилья многодетным семьям; оказание содействия муниципальными районами в приобретении участниками Программы земельных участков и жилья для постоянного проживания.
Таким образом, регион готов продолжить успешную практику по приему соотечественников, сложившуюся в 2010-2012 годах, и в дальнейшем принимать не менее 2500 человек в год, обеспечив переселенцев возможностью обустройства, в том числе частичной оплаты жилья в течение 3 месяцев для многодетных семей, и трудоустройства, в том числе переобучения по востребованным на рынке труда Саратовской области специальностям. В ближайшее время ожидается прибытие в область 1243 участников Программы и членов их семей, получивших свидетельства в прошлые годы (приложение N 2 к Программе).
Ответственность Саратовской области в реализации настоящей Программы включает следующие направления:
определение потребности региона в переселенцах;
информационное обеспечение Программы через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, в том числе портал автоматизированной информационной системы "Соотечественники";
первичное размещение переселенцев на территории региона;
в случае необходимости переобучение переселенцев профессиям, востребованным на рынке труда;
содействие в трудоустройстве переселенцев;
поиск жилья для переселенца на основе имеющегося жилищного фонда муниципальных образований и государственных механизмов обеспечения жильем;
обустройство и социальная поддержка членов семьи переселенца.
Соответствующие органы исполнительной власти области во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями, органами местного самоуправления (по согласованию) обеспечивают:
участие в программах улучшения жилищных условий и ипотечного кредитования;
предоставление медицинских услуг в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
предоставление социально-психологических консультаций на базе центров занятости населения;
доступ переселенцев и членов их семей к учреждениям дошкольного, общего, начального, среднего и высшего профессионального образования;
доступ переселенцев к социокультурным комплексам, спортивным сооружениям;
организацию транспортных услуг, услуг связи (почтовые, телефонные, доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет);
социальную поддержку отдельных категорий населения на основании принятых в установленном порядке нормативных правовых актов;
оказание услуг по трудоустройству;
поддержку, включающую предоставление переселенцам социального обеспечения.
В результате реализация Программы будет способствовать:
компенсации убыли населения области;
обеспечению возрастающих потребностей экономики в притоке квалифицированных кадров;
сокращению дефицита трудовых ресурсов и повышению уровня обеспеченности бюджетных учреждений кадрами, особенно в сельской местности;
обеспечению потребности в квалифицированных кадрах для реализации инвестиционных проектов;
привлечению населения в сельскую местность, сокращению дефицита рабочей силы в сельском хозяйстве;
оптимизации системы расселения трудовых ресурсов на территории области.
2. Цель, задачи, сроки (этапы) и показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач Программы
Цель Программы - организация и стимулирование процесса добровольного переселения в Саратовскую область соотечественников на основе создания на территории области необходимых условий для их проживания и трудоустройства с целью улучшения демографической ситуации и обеспечение возрастающих потребностей экономики региона в притоке квалифицированных кадров.
Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач:
увеличение миграционного притока населения; сокращение дефицита трудовых ресурсов;
увеличение доли молодежи среди прибывающих соотечественников;
закрепление переселенцев в Саратовской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции;
организация информационного сопровождения процесса переселения соотечественников.
Реализация мероприятий Программы рассчитана на период 2013-2015 годов.
Реализация мероприятий Программы в 2013-2015 годах позволит:
оказать содействие добровольному переселению в область 3000 участников Программы;
оказать содействие добровольному переселению в область не менее 7500 участников Программы с учетом членов их семей (из расчета коэффициента семейственности - 2,5);
оказать содействие в трудоустройстве 70 процентам участников Программы и членам их семей, от общего числа трудоспособных участников Программы и членов их семей;
оказать содействие в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации, до признания соотечественника безработным, 160 участникам Программы и членам их семей;
увеличить численность молодежи до 35 процентов от общего числа участников Программы;
предоставить компенсацию части арендной стоимости жилья 40 многодетным семьям участников Программы;
предоставить 45 земельных участков для поселения и расселения переселившихся участников Программы;
охватить 20 процентов участников Программы и членов их семей различными мероприятиями по социально-культурной адаптации и интеграции соотечественников;
обеспечить долю расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий 70 процентов;
предоставить участникам Программы и членам их семьи не менее 900 памяток о Программе;
подготовить и разместить в средствах массовой информации не менее 500 информационных материалов о реализации Программы.
3. Основные мероприятия по реализации Программы
Реализация основных положений Программы обеспечивается путем выполнения мероприятий, предусмотренных Программой.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 3 к Программе.
Для достижения цели и решения задач Программы предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
1. Нормативно-правовое обеспечение реализации Программы.
1.1. Подготовка и совершенствование нормативной правовой базы, необходимой для реализации мероприятий Программы.
2. Совершенствование системы приема и регистрации участников Программы.
2.1. Ведение и постоянная актуализация в соответствии с задачами Программы единой базы данных мигрантов, находящихся на территории Саратовской области.
2.2. Проведение организационных и информационных мероприятий, направленных на своевременное получение разрешения на временное проживание на территории Саратовской области и гражданства Российской Федерации.
3. Организация занятости, повышения квалификации и переподготовки участников Программы.
3.1. Предоставление участникам Программы услуг в области содействия занятости населения в части содействия в поиске подходящей работы, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных работ, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирование о положении на рынке труда в области.
3.2. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации на период до признания участника Программы (члена его семьи) безработным.
3.3. Оказание государственных услуг в области содействия занятости населения участникам Программы из числа студентов.
4. Социальная защита участников Программы и членов их семей.
4.1. Социальное обеспечение.
4.2. Единовременная финансовая поддержка.
5. Предоставление услуг в сфере образования и здравоохранения.
5.1. Предоставление мест в детских дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с очередностью и оказание услуг в получении соответствующего уровня образования в учреждениях общего и профессионального образования.
5.2. Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, стационарной медицинской помощи, скорой медицинской помощи, а также медицинской помощи при заболеваниях социального характера в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Обеспечение участников Программы жильем и земельными ресурсами, в том числе для создания крестьянских (фермерских) хозяйств.
6.1. Содействие в первичном жилищном обустройстве отдельным категориям участников Программы (компенсация части арендной стоимости жилья многодетным семьям).
6.2. Предоставление земельных участков для расселения участников Программы, в том числе создания крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.
6.3. Трудоустройство участников Программы на вакансии с предоставлением жилья.
7. Информационная поддержка процесса добровольного переселения.
7.1. Информирование местного населения, соотечественников, проживающих за рубежом, о реализации Программы, через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, в том числе на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники", издание памяток, буклетов, организация online-приемов специалистами министерства занятости, труда и миграции области соотечественников, организация работы телефонной "горячей линии" для переселенцев, проведение презентаций региональной программы через видеоконференции с уполномоченными органами за рубежом.
7.2. Формирование "положительного образа" переселенца, пропаганда благоприятных последствий от реализации Программы.
8. Социально-культурная адаптация переселенцев из-за рубежа на территории области, в том числе организация адаптационных курсов по повышению правовой, языковой, культурной грамотности пребывающих соотечественников.
8.1. Проведение специальных мероприятий по социально-культурной адаптации переселенцев из-за рубежа на территории области.
9. Повышение квалификации работников органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, участвующих в реализации Программы.
9.1. Организация и проведение курсов по повышению квалификации работников органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений по вопросам миграционного законодательства
10. Создание системы мониторинга и контроля процесса добровольного переселения.
10.1. Анализ результатов деятельности органов власти, органов местного самоуправления и работодателей по реализации Программы и выработка соответствующих рекомендаций.
Прибытие участников Программы и членов их семей на территорию вселения осуществляется самостоятельно, предоставление общежитий и социального жилья Программой не предусмотрено.
Возможно размещение участников Программы и членов их семей в создаваемом на базе Красноармейского ЦВР - первого в России комбинированного центра временного размещения иностранных граждан и вынужденных переселенцев.
По прибытии в территорию вселения участник Программы и члены его семьи обращаются в государственное казенное учреждение Саратовской области центр занятости населения (далее - ГКУ СО ЦЗН) для получения консультационной и другой помощи.
Уполномоченным органом по предоставлению услуг участникам Программы и членам их семей по содействию трудоустройству, профессиональному обучению является министерство занятости, труда и миграции области (далее - Министерство), ГКУ СО ЦЗН.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, (далее - Государственная программа) и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Российскую Федерацию, имеют право осуществлять трудовую деятельность без оформления разрешения на работу.
Участники Программы (и члены семьи) могут воспользоваться всем спектром услуг, включая профориентационные, информационные услуги, предоставляемые центрами самостоятельного поиска работы, находящимися в ГКУ СО ЦЗН городов и районов.
Министерством, ГКУ СО ЦЗН осуществляется подбор вакантных рабочих мест для участников Программы и членов их семей.
Ежемесячно Министерство направляет координатору Государственной программы - Федеральной миграционной службе - сведения банка вакансий рабочих мест Саратовской области для их предложения участникам Государственной программы и членам их семей, обратившихся в представительства Федеральной миграционной службы за рубежом.
Порядок работы органов исполнительной власти области, центров занятости населения по приему и обустройству участников Программы на территории области представлен в приложении N 4 к Программе.
4. Объемы финансовых ресурсов на реализацию Программы
Источником обеспечения Программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования Программы составляет 3230,0 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 615,0 тыс. рублей, в 2014 году - 940,0 тыс. рублей, в 2015 году - 1675,0 тыс. рублей.
Финансирование Программы будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству занятости, труда и миграции области.
Содействие в жилищном обустройстве (компенсация части арендной стоимости жилья многодетным семьям) - 600,0 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 150,0 тыс. рублей, в 2014 году - 225,0 тыс. рублей, в 2015 году - 225,0 тыс. рублей.
Расчет средств на содействие в жилищном обустройстве (компенсацию части арендной стоимости жилья многодетным семьям) произведен исходя из количества прибывших в год (в среднем) многодетных семей в рамках реализации предыдущей Программы (15 семей). Предполагается компенсация стоимости аренды жилья 40 многодетным семьям (10 семей в 2013 году, 15 семей в 2014 году, 15 семей в 2015 году) по 5 тыс. рублей в месяц в течение 3 месяцев.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации на период до признания гражданина безработным - 1680 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 315,0 тыс. рублей, в 2014 году - 315,0 тыс. рублей, в 2015 году - 1050,0 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации на период до признания гражданина безработным предусмотрено для 160 участников Программы (30 человек в 2013 году, 30 человек в 2014 году, 100 человек в 2015 году) из расчета стоимости обучения одного человека 10,5 тыс. рублей.
Информационное обеспечение Программы - 950,0 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 150,0 тыс. рублей, в 2014 году - 400,0 тыс. рублей, в 2015 году - 400,0 тыс. рублей.
Объемы финансовых ресурсов на реализацию основных мероприятий Программы представлены в приложении N 5 к Программе.
Финансирование услуг в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания, физической культуры и спорта будет осуществляться в рамках текущей деятельности государственных и муниципальных учреждений, оказывающих данные услуги.
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Губернатор области и министерство занятости, труда и миграции области осуществляют общее руководство и контроль за реализацией Программы.
Уполномоченный межведомственный орган Саратовской области по осуществлению общей координации действий и контролю за реализацией Программы - областная межведомственная координационная комиссия по вопросам миграционной политики, привлечения и использования иностранных работников и реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Саратовскую область соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 4 июля 2013 года N 324-П, (далее - Комиссия).
Формами и методами осуществления контроля за реализацией Программы являются:
рассмотрение проектов нормативных правовых актов области, необходимых для реализации Программы, и выработка соответствующих рекомендаций;
рассмотрение вопросов эффективности содействия участникам Программы в обустройстве на территории вселения, трудоустройстве, переобучении, профессиональной адаптации, в социальном обеспечении,
в оказании услуг здравоохранения и образования, их социально-культурной адаптации и последующей интеграции в российское общество;
анализ результатов деятельности органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на территории области, органов местного самоуправления и работодателей по реализации Программы и выработка соответствующих рекомендаций;
внесение предложений об уточнении мероприятий Программы, корректировке показателей и индикаторов Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации и хода реализации Программы;
заслушивание на заседаниях Комиссии информации руководителей органов исполнительной власти области о выполнении мероприятий Программы;
взаимодействие с печатными и электронными средствами массовой информации, подготовка информационных сообщений о Программе и ходе ее реализации на территории области;
обобщение и распространение положительного опыта других субъектов Российской Федерации по реализации программ по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Не реже 1 раза в полугодие Комиссия подводит итоги реализации Программы и согласовывает мероприятия на предстоящий период. Комиссия рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий Программы, проводит проверку выполнения мероприятий, целевого и эффективного использования программных средств, возможную корректировку принципов и инструментов государственной политики в сфере миграции, а также конкретных пунктов данной Программы.
Уполномоченным органом исполнительной власти области, ответственным за реализацию Программы, (далее - уполномоченный орган) является министерство занятости, труда и миграции области.
Основные функции уполномоченного органа по реализации Программы:
организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления с федеральными органами исполнительной власти и их подразделениями на территории области по вопросам реализации Программы;
участие в подготовке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы в Саратовской области;
взаимодействие с работодателями, предоставляющими рабочие места для участников Программы;
проведение работы по согласованию кандидатур участников Программы, приему, размещению и трудоустройству участников Программы и членов их семей;
содействие участникам Программы и членам их семей во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их
подразделениями на территории области, исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления, работодателями, учреждениями здравоохранения, образования, социальной защиты и другими исполнителями Программы;
содействие участникам Программы и членам их семей в получении пакета документов для переезда, трудоустройства, переобучения, профессиональной адаптации и обустройства на месте вселения, а также их социально-культурной адаптации и последующей интеграции в российское общество;
информирование участников Программы и членов их семей о последовательности действий при въезде на территорию области и места вселения;
информирование переселенцев о возможностях трудоустройства и переобучения;
подготовка отчета о ходе реализации Программы для рассмотрения на заседании Комиссии;
внесение на рассмотрение Губернатора области и Комиссии предложений по мерам, обеспечивающим реализацию мероприятий Программы.
Уполномоченный орган в установленном порядке разрабатывает и направляет сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета на очередной финансовый год, ежеквартально направляет информацию о ходе реализации Программы в Правительство области.
Исполнителями Программы являются уполномоченный орган, иные органы исполнительной власти области, а также по согласованию территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные в сфере организации работы с соотечественниками и иностранными гражданами, органы местного самоуправления и другие заинтересованные органы и организации.
Организацию текущего оперативного управления Программой осуществляет Комиссия.
Комиссия, уполномоченный орган и Управление Федеральной миграционной службы по Саратовской области тесно взаимодействуют с уже существующими институтами гражданского общества - Общественной палатой Саратовской области, национально-культурными объединениями, религиозными конфессиями и иными некоммерческими организациями.
6. Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы
Реализация Программы в 2013-2015 годах позволит частично компенсировать убыль населения области и восполнить дефицит трудовых ресурсов в регионе.
В результате реализации мероприятий Программы ежегодно на территорию области планируется переселение 2500 соотечественников, проживающим за рубежом, что обеспечит к началу 2016 года переселение в регион 7500 соотечественников.
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, представленным в приложении N 6 к Программе.
В ходе реализации Программы могут возникнуть следующие риски:
несоответствие (неполное соответствие) квалификации переселенца требованиям вакантного рабочего места;
обособление переселенцев, создание замкнутых этносоциальных групп;
предоставление переселенцам лучших условий и социальных гарантий по сравнению с жителями области.
Для управления рисками возможно принятие следующих мер:
а) проведение разъяснительной работы о целях и задачах государственной миграционной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;
б) организация разъяснительной работы о целях и задачах Программы в среде местного населения для формирования толерантного отношения к участникам Программы;
в) взаимодействие государственных и общественных институтов с представителями диаспор;
г) организация культурных мероприятий, направленных на единение народов, проживающих в Саратовской области.
С целью нейтрализации рисков, связанных с ненадлежащим исполнением переселенцами обязательств перед принимающей стороной, к ним могут быть применены санкции вплоть до депортации участников Программы, не имеющих российского гражданства. В случае, если нарушители условий переселения имеют российское гражданство, к ним применяются иные санкции при условии обязательного возмещения переселенцем затрат на его участие в Программе.
Для предупреждения роста безработицы расселение прибывающих соотечественников предполагается осуществлять преимущественно в населенных пунктах, где планируется строительство новых производственных объектов, основанных на реализации инвестиционных проектов.
В рамках реализации Программы планируется развитие общественных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, с целью осуществления работы с предполагаемыми переселенцами. Предварительно собираемая информация об истинных мотивах переезда соотечественников в Саратовскую область снизит возможность их переселения в область с целью осуществления незаконной деятельности.
Участники Программы должны соответствовать следующим условиям: достигнуть 18-летнего возраста;
обладать дееспособностью и трудоспособностью в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обладать квалификацией и опытом работы, достаточным для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации;
владеть русским языком (устным и письменным) на уровне, достаточном для быстрой адаптации среди принимающего сообщества;
соответствовать требованиям на получение разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (в случае, если получение такого разрешения является необходимым).
При определении участника Программы уполномоченным органом будет отдаваться приоритет гражданам, находящимся в трудоспособном возрасте, имеющим начальное, среднее и высшее профессиональное образование, а также непрерывный подтвержденный трудовой стаж. Особый приоритет будет отдаваться гражданам, планирующим занятость в сферах образования и здравоохранения в сельской местности.
Участник Программы и члены семьи участника Программы обязаны:
соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Саратовской области;
пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата. Если данные лица отказываются проходить обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, то их правовое положение и правоотношения с ними определяются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
сообщать в Управление Федеральной миграционной службы по Саратовской области достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц переселенцами;
сообщать в соответствующий орган миграционной службы об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, приобретении гражданства Российской Федерации, гражданства (подданства) иного государства;
соблюдать условия и обязательства заключенных соглашений и договоров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.