Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 22 сентября 2011 г. N 511-П
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" на 2012-2015 годы
30 декабря 2011 г., 15 марта, 25 июня, 25 июля, 17 сентября, 29 декабря 2012 г., 26 февраля, 30 мая, 6, 7 августа 2013 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 7 августа 2013 г. N 387-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" на 2012-2015 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Саратовской области от 27 апреля 2011 года N 102-Пр "О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" на 2012-2015 годы" |
Государственный заказчик Программы |
министерство экономического развития и торговли области, министерство экономического развития и инвестиционной политики области |
Основные разработчики Программы |
министерство экономического развития и торговли области |
Цель Программы |
обеспечение условий устойчивого развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на основе модернизации действующих и создания новых, инновационных и высокотехнологичных производств, стимулирования спроса на производимые ими товары (работы, услуги) |
Задачи Программы |
обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым, информационным, имущественным ресурсам; стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства к модернизации основных средств и внедрению новых технологий на производстве; развитие и создание условий для реализации экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства, продвижение продукции местных товаропроизводителей на внешние рынки; концентрация средств государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в секторах экономики, обеспечивающих практическое внедрение результатов интеллектуальной деятельности, увеличение производства инновационной продукции; создание новых и развитие действующих объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства; сохранение существующих и создание новых рабочих мест, создание условий для организации собственного бизнеса, вовлечение в него безработных граждан и других социально незащищенных групп населения; повышение уровня жизни и благосостояния занятых в сфере малого и среднего предпринимательства; стимулирование органов местного самоуправления области к развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований; увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства области, применяющих специальные режимы налогообложения; снижение административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности; формирование положительного имиджа предпринимателя |
Важнейшие оценочные показатели |
Важнейшие оценочные показатели: вклад малого и среднего предпринимательства в валовой региональный продукт области (процентов); доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций (процентов); количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения области (ед.); объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства области, применяющих специальные режимы налогообложения (млрд. рублей); средняя заработная плата в субъектах малого предпринимательства (тыс. рублей); объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства области (млрд. рублей); объем привлеченных заемных ресурсов в экономику малого и среднего предпринимательства в результате оказания поддержки (млрд. рублей); доля продукции производственной сферы экономики в общем объеме продукции, произведенной малыми и средними предприятиями области (процентов); количество субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, - получателей поддержки (ед.); количество субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность (ед.); объем отгруженной инновационной продукции субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность (млн рублей); доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность (процентов); объем гарантий, предоставленных субъектам малого предпринимательства (млн рублей); объем микрозаймов, предоставленных субъектам малого предпринимательства (млн рублей); количество новых рабочих мест, созданных получателями поддержки (ед.); количество муниципальных образований, получивших софинансирование из областного бюджета в рамках реализации Программы (ед.); количество субъектов малого и среднего предпринимательства области, принявших участие в российских и международных мероприятиях (ед.); количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (ед.); количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тысячу существующих субъектов малого и среднего предпринимательства (ед.); количество субъектов малого и среднего предпринимательства области, получивших поддержку (ед.) |
Сроки реализации Программы |
2012-2015 годы |
Исполнители основных мероприятий |
министерство экономического развития и торговли области, министерство экономического развития и инвестиционной политики области, комитет капитального строительства области, органы местного самоуправления области (по согласованию), некоммерческая организация "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области" (по согласованию), ОАО "Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области" (по согласованию), некоммерческая организация "Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Саратовской области" (по согласованию), ГУП Саратовской области "Бизнес-инкубатор Саратовской области" (по согласованию), МАУ "Бизнес-инкубатор Балаковского муниципального района" (по согласованию) |
Объемы и источники обеспечения Программы |
общий объем финансирования Программы составляет 9499714,1 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета (прогнозно) - 1120402,4 тыс. рублей; из областного бюджета - 338639,1 тыс. рублей; из местных бюджетов (прогнозно) - 12809,0 тыс. рублей; из внебюджетных источников (прогнозно) - 8027863,6 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
содействие структурной перестройке экономики малого и среднего предпринимательства за счет увеличения производственного сектора; увеличение капитализации организаций и модернизация производственной базы субъектов малого и среднего предпринимательства путем привлечения инвестиционных ресурсов; повышение конкурентоспособности местной продукции на внешних рынках; развитие качественно новых видов предпринимательской деятельности, в первую очередь инновационно ориентированных; обеспечение занятости молодежи, безработных и других социально незащищенных групп населения посредством создания новых и развития действующих субъектов малого и среднего предпринимательства |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за исполнением Программы осуществляется министерством экономического развития и торговли области, министерством экономического развития и инвестиционной политики области в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ" |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Одним из основных направлений развития экономики области является развитие предпринимательства. Малый и средний бизнес способен активно генерировать новые рабочие места, новые точки роста, оказывать действенное влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики в целом.
В целом в Саратовской области в рамках реализации областных целевых программ поддержки предпринимательства в последние годы были сделаны реальные шаги по созданию условий, благоприятных для развития предпринимательства, созданы механизмы и инструменты поддержки малого и среднего бизнеса, выделены значительные финансовые ресурсы, которые были направлены на создание объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и поддержку приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса.
С 2005 года область участвует в конкурсах, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации, на софинансирование мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета. Это позволило привлечь в период с 2005 по 2010 годы на указанные цели почти 600 млн. рублей.
С каждым годом сумма государственной поддержки увеличивается, расширяются география и категории ее получателей. Объем бюджетных средств, предусмотренных на поддержку предпринимательства, в 2010 году (168 млн. рублей) увеличился по сравнению с 2005 годом (1,99 млн. рублей) почти в 85 раз.
Если в 2005 году финансовая поддержка была оказана 5 субъектам малого предпринимательства, то в 2010 году - 550 субъектам из 35 районов области.
Все меры поддержки обеспечили создание потенциала развития бизнеса в области, отдача от которого будет расти год от года. Заработали реальные инфраструктурные механизмы поддержки бизнеса: гарантийный фонд, фонд микрокредитования, областной бизнес-инкубатор для стартующих малых предприятий, венчурный фонд, первый в области муниципальный бизнес-инкубатор в г. Балаково.
Создана нормативно-правовая база, направленная на стимулирование развития предпринимательства путем создания налоговых преференций, облегчения доступа к имущественным объектам муниципальной и областной собственности, предоставления финансовой государственной поддержки. Законом области "Об установлении налоговых ставок для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" снижены до 7 процентов налоговые ставки для организаций 12 видов экономической деятельности и до 10 процентов для организаций еще 2 видов экономической деятельности. В целях оказания имущественной поддержки субъектам предпринимательства принят Закон области "О мерах по реализации в Саратовской области субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественных прав на приобретение арендуемого имущества". В декабре 2009 года принят Закон области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Саратовской области".
Сегодня уже можно видеть первые итоги предпринятых мер. По итогам 2010 года ОАО "Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области" выдано гарантий более чем на 100 млн рублей, некоммерческой организацией "Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Саратовской области" выдано 67 займов на 45 млн. рублей.
Всего, начиная с 2008 года, получателями финансовой поддержки привлечено порядка 4 млрд. рублей внебюджетных ресурсов в экономику собственных предприятий.
По итогам 2010 года в области действует 22,3 тыс. малых и микропредприятий (100,3 процента к уровню 2009 года), на которых занято более 135 тыс. человек (101,4 процента к уровню 2009 года). Кроме того, в области действует 449 средних предприятий с численностью занятых около 40 тыс. человек. Всего на малых и средних предприятиях области занято 24,7 процента от общей численности занятых в экономике области (по итогам 2009 года - 21,3 процента).
В структуре малого предпринимательства области преобладают предприятия, занимающиеся торговлей и бытовыми услугами (42,3 процента), предприятия обрабатывающих производств - 9,1 процента, строительства - 7,9 процента.
В структуре продукции, произведенной малыми предприятиями области, лидирующее положение занимает производственный сектор (доля промышленной продукции - 24,2 процента, строительства - 23 процента, транспорта и связи - 6,9 процента), доля торговли и услуг составляет 7,5 процента.
За 2010 год оборот малых и микропредприятий области составил 171,2 млрд. рублей (129 процентов к уровню 2009 года). По средним предприятиям данный показатель составил 46 млрд. рублей (111 процентов к 2009 году).
Согласно данным статистики по итогам 2010 года уровень средней заработной платы работников малых предприятий области составил 9604,7 рубля или 112,4 процента к уровню 2009 года (по итогам 2009 года - 8545,3 рубля).
Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий области по итогам 2010 года составили 3678,7 млн. рублей, или 111,4 процента к уровню прошлого года.
По итогам 2010 года объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства области по специальным налоговым режимам составил 2748,9 млн. рублей (115 процентов к уровню 2009 года), в том числе:
по упрощенной системе налогообложения - 1410,4 млн. рублей;
по единому налогу на вмененный налог - 1235,9 млн. рублей;
по единому сельскохозяйственному налогу - 102,6 млн. рублей.
По оценочным данным по итогам 2010 года вклад малого и среднего бизнеса в валовой региональный продукт области составляет 26,4 процента.
При оценке вклада малого бизнеса в экономику области необходимо учитывать, что органами статистики не учитываются показатели деятельности индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств.
Программа, являющаяся логическим продолжением ранее реализованных в области в 2005-2011 годах областных целевых программ поддержки предпринимательства, разработана с учетом приоритетов государственной поддержки предпринимательства, принятых на федеральном уровне, и стратегических целей развития экономики области.
Новацией настоящей Программы является значительное расширение мер государственной поддержки и привлечение средств внебюджетных источников (прогнозно) к решению проблем внедрения результатов инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и увеличения выпуска инновационной продукции.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Целью Программы является обеспечение условий устойчивого развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на основе модернизации действующих и создания новых, инновационных и высокотехнологичных производств, стимулирования спроса на производимые ими товары (работы, услуги).
Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым, информационным, имущественным ресурсам;
стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства к модернизации основных средств и внедрению новых технологий на производстве;
развитие и создание условий для реализации экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства, продвижение продукции местных товаропроизводителей на внешние рынки;
концентрация средств государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в секторах экономики, обеспечивающих практическое внедрение результатов интеллектуальной деятельности, увеличение производства инновационной продукции;
создание новых и развитие действующих объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства;
сохранение существующих и создание новых рабочих мест, создание условий для организации собственного бизнеса, вовлечение в него безработных граждан и других социально незащищенных групп населения;
повышение уровня жизни и благосостояния занятых в сфере малого и среднего предпринимательства;
стимулирование органов местного самоуправления области к развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований;
увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства области, применяющих специальные режимы налогообложения;
снижение административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности;
формирование положительного имиджа предпринимателя.
Реализация Программы осуществляется в период 2012-2015 годов.
Постановлением Правительства Саратовской области от 6 августа 2013 г. N 384-П в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3. Система (перечень) программных мероприятий
В Программе предусматриваются мероприятия по следующим разделам.
Правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Основные мероприятия настоящего раздела направлены на совершенствование нормативного правового регулирования в сфере предпринимательства с учетом комплексного анализа федерального и областного законодательства, мониторинга состояния малого и среднего бизнеса и результатов маркетинговых исследований по проблемам развития предпринимательства. Результатом реализации мероприятий настоящего раздела должна стать система нормативных правовых актов области, направленных на защиту прав и законных интересов предпринимателей.
Модернизация производственной базы субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях технического перевооружения производства, увеличения капитализации субъектов малого и среднего бизнеса Программой предусмотрено предоставление государственной поддержки, направленной на модернизацию производства, обновление основных фондов и стимулирование привлечения инвестиционных ресурсов из внебюджетных источников (прогнозно) в экономику области. Указанный вид государственной поддержки расширяет круг заемщиков, снижает риски кредитных организаций и лизинговых компаний, сокращает расходы бизнеса по обслуживанию долга.
Возмещение части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным субъектами малого и среднего предпринимательства области, предусматривает возмещение части лизинговых платежей, уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства области в год получения поддержки, и первого лизингового взноса (авансового платежа). Эта поддержка является наиболее востребованной предпринимателями и делает доступной возможность обновления и модернизации производства значительно большему количеству предпринимателей.
Возмещение части процентной ставки по банковским кредитам на приобретение (создание) основных средств, заключенным субъектами малого и среднего предпринимательства области, предусматривает возмещение части процентов по банковским кредитам на приобретение (создание) основных средств, уплаченных субъектами предпринимательства в год получения поддержки, снижает стоимость кредитных ресурсов и обеспечивает доступ к ним более широкому кругу заемщиков.
Предоставление грантов субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договоров лизинга оборудования предусматривает возмещение первого лизингового взноса (авансового платежа) при приобретении начинающими предпринимателями оборудования в лизинг. Этот вид поддержки снижает риски лизинговых компаний и позволяет начинающим предпринимателям, не имеющим "кредитной истории", приобретать оборудование с использованием механизма финансовой аренды.
Развитие экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях содействия росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов предпринимательской деятельности на внешние рынки Программой предусматривается поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Выход на внешние рынки требует от предпринимателей дополнительных затрат, связанных с выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации и стран-импортеров. Программой предусматривается расширение экспортных возможностей в секторе малого и среднего предпринимательства путем компенсации части затрат по осуществлению экспорта продукции.
В рамках указанного направления планируются следующие мероприятия:
предоставление грантов субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, в целях частичного возмещения затрат на осуществление первой экспортной поставки. Реализация этого мероприятия будет способствовать увеличению числа субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, увеличению количества стран - внешнеторговых партнеров области;
возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта. Результатами проводимых мероприятий станут расширение экспортного сектора экономики, увеличение объемов экспорта готовой продукции субъектами малого и среднего предпринимательства;
возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях за рубежом. Этот вид поддержки будет содействовать расширению внешнеэкономического сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом задач модернизации экономики и перевода ее на инновационный путь развития.
Развитие инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Одним из важнейших факторов модернизации экономики является интенсификация инновационной деятельности, под которой подразумевается трансформация идей, результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт (услугу), используемый в практической деятельности.
Саратовская область обладает высоким научно-техническим потенциалом, основой которого является вузовская, академическая, отраслевая наука, а также высококвалифицированными научными и инженерными кадрами, необходимыми для развития инновационной деятельности. Однако существуют факторы, ограничивающие инновационную активность организаций. Это недостаток собственных средств, недостаточность государственной финансовой поддержки, высокая стоимость интеллектуальной собственности, подлежащей практическому применению (внедрению).
По статистическим данным научную деятельность на конец 2009 года в Саратовской области осуществляли 49 научных организаций, численность работников, занятых в сфере науки, составила 5099 человек, затраты на научные исследования и разработки достигли 2263 млн. рублей, из них 82,5 процента - внутренние текущие и капитальные затраты. В реальном секторе экономики по данным на конец 2009 года инновационную деятельность осуществляли 54 крупных и средних организаций и 19 малых организаций. Финансирование инновационной деятельности осуществлялось в основном за счет собственных средств предприятий (84,4 процента и 76,8 процента соответственно). В общем объеме отгруженной инновационно активными крупными и средними предприятиями продукции доля инновационной составляет 17,6 процента, малыми предприятиями - всего лишь 1,1 процента.
С целью увеличения количества инновационных организаций на территории области, а также стимулирования развития их инновационной деятельности Программой предусмотрена система последовательных мероприятий государственной поддержки, направленных на внедрение результатов интеллектуальной деятельности в производство и увеличение выпуска инновационной продукции.
Первые шаги государственной поддержки направлены на выявление инновационных идей, создание благоприятных условий для детей, молодежи и малого инновационного предпринимательства в реализации собственных инновационных предложений и создании результатов интеллектуальной деятельности путем осуществления следующих мероприятий:
организация и проведение ежегодного конкурса инновационных проектов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Целью этого мероприятия является поиск и отбор лучших инновационных идей для их дальнейшей коммерциализации. Участие в конкурсе смогут принять субъекты малого и среднего предпринимательства, имеющие охранные документы на результаты интеллектуальной деятельности;
создание на территории области сети центров молодежного инновационного творчества с целью обеспечения свободного доступа детей, молодежи и субъектов инновационного предпринимательства к современному оборудованию, ориентированному на технологии прямого цифрового производства и позволяющему выполнять на основе современных технологий быстрое прототипирование, изготовление опытных образцов, единичной и мелкосерийной продукции. Результатом создания и работы центров молодежного инновационного творчества станет вовлечение школьников, студентов и изобретателей в инновационный процесс, возможность объединения центров в межрегиональную и международную сеть Fab-lab.
Обеспечение финансирования инновационных проектов начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства из различных источников планируется осуществлять путем:
создания регионального фонда посевных инвестиций в целях софинансирования инновационных проектов из внебюджетных источников (прогнозно). Целью реализации этого мероприятия является привлечение к финансированию региональных инновационных проектов средств ОАО "Российская венчурная компания" (по согласованию) и иных венчурных инвесторов (по согласованию);
организации и проведения ежегодной ярмарки инновационных проектов с привлечением к участию в ней по согласованию иногородних инвесторов (венчурных, посевных фондов, бизнес-ангелов). Целью проведения этих публичных мероприятий является презентация существующих в области инновационных проектов широкому кругу инвесторов.
предоставления грантов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения части затрат на создание субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций. Этот вид поддержки направлен на сокращение затрат начинающих предпринимателей при создании собственного бизнеса, заключающегося в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.
Поддержку действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся разработкой и внедрением инновационной продукции, планируется осуществлять следующими способами:
возмещение части произведенных капитальных и текущих затрат действующим субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций, осуществляющим инновационную деятельность более 1 года на дату принятия решения о предоставлении поддержки, фактически осуществляющим затраты на технологические, продуктовые и процессные инновации. Целью оказания этого вида поддержки является увеличение объемов производства инновационных товаров, работ, услуг за счет снижения общих затрат инновационной организации;
возмещение действующим малым и средним инновационным компаниям-эмитентам расходов, связанных с допуском их ценных бумаг к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения и (или) обращения.
Целью этого вида поддержки является облегчение условий доступа инновационных предприятий к финансовым ресурсам фондового рынка для привлечения долгосрочных инвестиций в организацию производства инновационной продукции.
Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. В рамках реализации областных целевых программ поддержки предпринимательства в области созданы и функционируют организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В 2012-2015 годах будет продолжена работа по развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства в целях расширения спектра и увеличения объемов услуг, оказываемых предпринимателям области.
Основными мероприятиями указанного раздела являются:
приобретение в государственную собственность области акций ОАО "Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области", размещаемых при увеличении уставного капитала;
имущественный взнос в некоммерческую организацию "Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Саратовской области";
обеспечение деятельности Евро Инфо Консультационного (Корреспондентского) Центра (ЕИКЦ), оказывающего информационно-консультационные услуги экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства;
создание центра коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием в агропромышленном комплексе в Энгельсском муниципальном районе с целью обеспечения коллективного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к высокотехнологичному оборудованию сельскохозяйственного назначения.
Реализация этих мероприятий приведет к увеличению капитализации вышеназванных финансовых организаций и объемов предоставленных гарантий и микрозаймов, усилению мер поддержки экспортно-ориентированных малых и средних предприятий при выходе на внешние и межрегиональные рынки, созданию благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства и внедрения современных технологий в организацию производства и передовых методов использования сельхозтехники.
В рамках настоящего раздела Программы также будет осуществляться поддержка сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, предоставляющих микрозаймы субъектам малого предпринимательства в сельской местности путем возмещения части затрат потребительских кооперативов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предоставляющих займы своим членам - субъектам малого и среднего предпринимательства. Реализация этого мероприятия позволит повысить доступность заемных средств субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в отдаленных районах области.
Инфраструктура имущественной поддержки предпринимательства включает в себя два бизнес-инкубатора - областной и муниципальный в г. Балаково. Под бизнес-инкубатором в рамках настоящей Программы понимается организация инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, учрежденная органом государственной власти области или органом местного самоуправления, осуществляющая поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания необходимых для ведения предпринимательской деятельности услуг, в том числе консультационных, бухгалтерских, юридических, и соответствующая следующим требованиям:
общая площадь нежилых помещений бизнес-инкубатора должна составлять не менее 900 кв. метров, при этом площадь, предназначенная для размещения субъектов малого предпринимательства, должна составлять не менее 85 процентов от полезной площади бизнес-инкубатора, а оставшаяся часть полезной площади предоставляется организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства (при наличии их потребности), а также используется для обеспечения уставной деятельности бизнес-инкубатора. При этом под полезной площадью бизнес-инкубатора понимаются общие площади нежилых помещений бизнес-инкубатора для размещения в бизнес-инкубаторе субъектов малого предпринимательства, за исключением площади подвальных, технических и иных помещений, которые в силу конструктивных или функциональных особенностей не могут быть использованы в соответствии с целевым назначением бизнес-инкубатора;
помещения бизнес-инкубаторов предоставляются субъектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, на конкурсной основе в соответствии с приказом ФАС России от 10 февраля 2010 года N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса";
максимальный срок предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора, оборудованных компьютерной техникой, мебелью, телефонами, доступом к сети Интернет, в аренду субъектам малого предпринимательства не должен превышать трех лет;
площадь нежилых помещений, предоставленных в аренду одному субъекту малого предпринимательства, не должна превышать 15 процентов от площади нежилых помещений бизнес-инкубатора, предназначенной для размещения субъектов малого предпринимательства;
наличие не менее 70 рабочих мест, при этом каждое рабочее место должно быть оснащено компьютером, принтером (индивидуального или коллективного доступа) и телефоном с выходом на городскую линию и междугородную связь;
не менее 80 процентов рабочих мест бизнес-инкубатора должны быть обеспечены доступом к сети Интернет;
наличие оргтехники для коллективного доступа: факс, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, телефонная мини-АТС;
наличие не менее одной оборудованной (мебель, телефон) переговорной комнаты;
наличие не менее одного оборудованного (мебель, проектор и телефон) зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий;
в бизнес-инкубаторе не допускается размещение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих следующие виды деятельности:
финансовые, страховые услуги;
розничная/оптовая торговля;
строительство, включая ремонтно-строительные работы;
услуги адвокатов, нотариат;
ломбарды;
бытовые услуги;
услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, размещение рекламы на транспортных средствах;
оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;
медицинские и ветеринарные услуги;
общественное питание (кроме столовых для работников бизнес- инкубатора и субъектов малого предпринимательства, размещенных в нем);
операции с недвижимостью, включая оказание посреднических услуг;
производство подакцизных товаров, за исключением изготовления ювелирных изделий;
добыча и реализация полезных ископаемых;
игорный бизнес.
Для завершения строительства областного бизнес-инкубатора и создания сети муниципальных бизнес-инкубаторов Программой предусмотрено создание и расширение сети бизнес-инкубаторов для вновь созданных и работающих не более одного года субъектов малого предпринимательства на территории области (реконструкция, разработка проектно-сметной документации, обеспечение технической возможности эксплуатации).
Создание бизнес-инкубаторов в муниципальных районах расширит географию и обеспечит равный доступ субъектов малого предпринимательства - получателей их услуг.
В рамках этого раздела предусматриваются следующие мероприятия:
возмещение затрат или недополученных доходов при оказании услуг субъектам малого предпринимательства областным бизнес-инкубатором;
обеспечение деятельности муниципальных бизнес-инкубаторов для вновь созданных и работающих не более одного года субъектов малого предпринимательства на территории области.
Указанный вид поддержки позволяет субъектам малого предпринимательства, занимающимся приоритетными видами деятельности, снижать издержки, связанные с началом предпринимательской деятельности.
Для расширения перечня и объема услуг, оказываемых бизнес-инкубаторами на территории области, Программой предусмотрены мероприятия, направленные на развитие процессов бизнес-инкубирования:
поддержка деятельности областного бизнес-инкубатора (развитие процессов бизнес-инкубирования);
поддержка деятельности муниципальных бизнес-инкубаторов (развитие процессов бизнес-инкубирования).
Мероприятия направлены на обеспечение бизнес-инкубаторами предоставления предпринимателям образовательных услуг, услуг по трансферту технологий и коммерциализации технологий и иных мероприятий, направленных на совершенствование процессов бизнес-инкубирования и стимулирование привлечения молодежи к использованию услуг бизнес-инкубатора.
Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства. В рамках настоящей Программы планируется осуществление поддержки начинающих предпринимателей путем предоставления стартового капитала, обеспечения доступа к финансовым и информационным ресурсам для создания и развития бизнеса. Поддержка начинающих предпринимателей в виде предоставления грантов на начало собственного бизнеса, осуществляемая в области в 2009-2010 годах, оказалась очень востребованной (за 2 года было подано порядка 1700 заявок, удовлетворено - 474).
В условиях финансовой нестабильности, ставшей следствием мирового финансово-экономического кризиса, указанное мероприятие способствовало решению насущных задач по обеспечению самозанятости населения и созданию дополнительных рабочих мест.
По этой причине основными мероприятиями этого раздела Программы являются:
предоставление грантов субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат при создании собственного бизнеса. Новацией указанного направления поддержки является усиление социальной ориентации.
Приоритетная категория получателей грантов на создание собственного бизнеса дополнена предпринимателями, осуществляющими социально ответственную деятельность и решающими проблемы занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других социально незащищенных групп населения.
В целях оказания помощи начинающим предпринимателям в выборе направлений деятельности, оценке востребованности планируемого бизнеса на рынке Программой предусматривается расширение перечня услуг, оказываемых бизнес-инкубаторами области;
оказание услуг по созданию бизнеса, в том числе на условиях аутсорсинга, использования франшизы, экспорта продукции. Бизнес-инкубаторы будут оказывать услуги по содействию развитию франчайзинговых схем, внедрению аутсорсинга, а также информационно-консультационные услуги малым компаниям для их выхода на внешние рынки.
Поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. В настоящее время подавляющее большинство муниципальных образований области имеет собственные муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства, но, как правило, они реально не финансируются, в том числе из-за дефицита местных бюджетов. Поэтому важным элементом является координация усилий органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления в разработке и реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
В целях обеспечения роста предпринимательской активности в муниципальных образованиях области, в том числе в сельской местности, Программой предусмотрены следующие мероприятия:
софинансирование в соответствии с законодательством реализации мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства монопрофильных муниципальных образований;
софинансирование в соответствии с законодательством расходных обязательств муниципальных районов (городских округов) области по реализации мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Цели, условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются Законом Саратовской области "О предоставлении бюджетам муниципальных районов и городских округов области субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов и городских округов области по реализации мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства". Объем субсидии определяется в зависимости от оценочных баллов муниципального района (городского округа) области, присвоенных муниципальному району (городскому округу) области министерством экономического развития и инвестиционной политики области на основании статистических данных по итогам года, предшествующего году предоставления субсидий, и данных реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, ведение которых осуществляется министерством экономического развития и инвестиционной политики области и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области, в соответствии со следующими критериями оценки:
N п/п |
Наименование критерия |
Единица измерения |
Весомость критерия, % |
Диапазон значений критерия |
Балл по критерию |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Доля трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального района (городского округа) в общем числе трудоспособного населения области |
процентов |
40 |
от 30,0 |
5 |
более 20,0 до 30,0 включительно |
4 |
||||
более 10,0 до 20,0 включительно |
3 |
||||
более 5,0 до 10,0 включительно |
2 |
||||
от 0,85 (включительно) до 5,0 |
1 |
||||
менее 0,85 |
0 |
||||
2. |
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированного на территории муниципального района (городского округа) в общем числе субъектов малого и среднего предпринимательства области |
процентов |
40 |
более 36,0 |
5 |
более 27,0 до 36,0 включительно |
4 |
||||
более 18,0 до 27,0 включительно |
3 |
||||
более 9,0 до 18,0 включительно |
2 |
||||
9,0 (включительно) и менее |
1 |
||||
3. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку* в году, предшествующем году получения субсидии |
единиц |
20 |
более 30 |
5 |
от 21 до 30 |
4 |
||||
от 11 до 20 |
3 |
||||
от 6 до 10 |
2 |
||||
5 и менее |
1 |
_____________________________
* субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие в году, предшествующем году предоставления субсидий, поддержку в рамках долгосрочной областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" на 2012-2015 годы.
Информационное обеспечение реализации Программы. Информационное сопровождение Программы является необходимым условием ее успешной реализации. Публичность, открытость Программы обеспечит привлечение максимального количества участвующих в ее реализации субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций финансового рынка, производственных и инновационных предприятий области.
Для обеспечения открытости Программы планируется реализация следующих мероприятий:
организация кампании по информационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Изготовление информационных материалов;
создание и сопровождение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет официального портала малого и среднего бизнеса в Саратовской области.
В рамках проведения работы по сопровождению официального портала малого и среднего бизнеса в Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, целью создания которого явилось обеспечение доступа предпринимателей к информационной, маркетинговой, консалтинговой, образовательной и другим системам поддержки предпринимательства, необходимо осуществить информационное наполнение и регулярное обновление разделов портала, функционирование региональных Интернет-витрин товаров (работ, услуг), консультационной поддержки предпринимательства по правовым вопросам и другие виды работ.
В рамках этого раздела Программы также предусмотрено мероприятие, расширяющее возможности доступа предпринимателей к системе обучающих услуг, а именно организация подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства области, реализация образовательных программ, развитие кадрового потенциала в предпринимательстве.
Предоставление образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства будет осуществляться на основе отбора образовательных учреждений по четырем основным направлениям:
повышение квалификации кадров для действующих субъектов малого и среднего предпринимательства;
обучение начинающих предпринимателей основам ведения бизнеса, в том числе претендентов на получение грантов на начало собственного бизнеса;
обучение начинающих предпринимателей, намеренных привлекать венчурные инвестиции, и начинающих индивидуальных венчурных инвесторов;
компенсация затрат, связанных с оплатой обучения руководящих работников субъектов малого и среднего предпринимательства.
Формирование положительного имиджа предпринимателя Саратовской области. С целью популяризации в обществе положительного образа предпринимателя, распространения среди молодежи идеи самореализации в бизнесе настоящей Программой предусмотрены следующие мероприятия:
возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат на участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях. Поддержка осуществляется с целью содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в достойном представлении потенциала области и продвижении их продукции на региональные, межрегиональные ярмарки и выставки;
проведение ежегодного областного конкурса публикаций в средствах массовой информации на лучшее освещение темы предпринимательства;
проведение ежегодного областного конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства "Предприниматель Саратовской губернии";
проведение регионального этапа всероссийского конкурса "Молодой предприниматель России".
Проведение конкурсов на лучшего предпринимателя области осуществляется с целью пропаганды и популяризации предпринимательской деятельности, выявления и поощрения лучших субъектов малого предпринимательства, вносящих значительный вклад в развитие экономики области, распространения опыта их работы и дальнейшего развития сферы предпринимательской деятельности.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежат включению в Программу после вступления в силу закона области об областном бюджете на очередной финансовый год, предусматривающего случаи предоставления субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
В целях развития на территории области негосударственного сектора дошкольного образования детей Программой предусмотрены следующие мероприятия:
возмещение части затрат индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми. Поддержка направлена на увеличение количества мест в системе детского дошкольного образования области и снижение уровня родительской платы за содержание ребенка в частных детских садах. Результатом оказания поддержки станет организация индивидуальными предпринимателями, получившими лицензию на образовательную деятельность, негосударственных дошкольных образовательных центров, оказывающих полный спектр услуг по дошкольному образованию и присмотру за детьми;
возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на организацию центров (групп) дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста. Поддержка направлена на стимулирование предпринимательской деятельности по организации детского досуга и присмотра за детьми. Результатом оказания поддержки станет создание и обеспечение деятельности частных детских студий с кратковременным пребыванием в них не менее 50 детей от 3 до 5 часов.
Система (перечень) программных мероприятий представлена в приложении N 1 к Программе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 7 августа 2013 г. N 387-П в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы обеспечивается за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального (прогнозно), местных (прогнозно) бюджетов и внебюджетных источников (прогнозно).
Общий объем финансового обеспечения Программы в 2012-2015 годах составляет 9499714,1 тыс. рублей.
(тыс. рублей)
Источники финансирования |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Итого |
Средства федерального бюджета (прогнозно) |
115998,4 |
323168,0 |
340168,0 |
341068,0 |
1120402,4 |
Средства областного бюджета |
36659,1 |
100010,0 |
100760,0 |
101210,0 |
338639,1 |
Средства местных бюджетов (прогнозно) |
3055,0 |
4940,0 |
2457,0 |
2357,0 |
12809,0 |
Средства внебюджетных источников (прогнозно) |
1357350,0 |
1917663,0 |
2383550,3 |
2369300,3 |
8027863,6 |
Итого: |
1513062,5 |
2345781,0 |
28269353 |
28139353 |
9499714,1 |
Объемы финансирования мероприятий Программы на 2012-2015 годы носят прогнозный характер.
В целях привлечения средств федерального бюджета (прогнозно) в годы действия Программы Правительством области будет принято участие в конкурсах, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации, по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления в соответствующих годах субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Саратовской области от 6 августа 2013 г. N 384-П в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Организацию выполнения Программы осуществляет государственный заказчик - министерство экономического развития и торговли области, министерство экономического развития и инвестиционной политики области.
Контроль за исполнением Программы осуществляется министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
6. Оценка эффективности реализации Программы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения целей Программы и ее результативность
Реализация Программы обеспечит получение следующих результатов:
увеличение вклада малого предпринимательства в валовой региональный продукт области до 30 процентов;
содействие структурной перестройке экономики малого и среднего предпринимательства за счет увеличения производственного сектора;
увеличение капитализации организаций и модернизация производственной базы субъектов малого и среднего предпринимательства области путем привлечения инвестиционных ресурсов;
повышение конкурентоспособности местной продукции на внешних рынках;
развитие качественно новых видов предпринимательской деятельности, в первую очередь инновационно ориентированных;
увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства области, применяющих специальные режимы налогообложения, с 2,7 до 5,5 млрд. рублей;
обеспечение занятости молодежи, безработных и других социально незащищенных групп населения посредством создания новых и развития действующих субъектов малого и среднего предпринимательства.
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям и индикаторам, представленным в приложении N 2 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.