Изменения в порядке исчисления ставок земельного налога в 1998 г. и перечисления платежей за землю в бюджеты различных уровней в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.07.98 г. N 854 "Об индексации ставок земельного налога" и Федеральным законом от 25.07.98 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю"
Существенные изменения в налогообложении земельных участков и в порядке перечисления средств, поступающих от взимания земельного налога и арендной платы, приняты в июле 1998 г.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 18.07.98 г. N 854 "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что за земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, взимается земельный налог в двукратном размере, а также с 1 сентября 1998 г. введена индексация действующих ставок земельного налога:
с коэффициентом 2 - для земельных участков в границах городской (поселковой) черты, занимаемых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами;
с коэффициентом 4 - для земельных участков прочих категорий земель.
Индексация ставок земельного налога производилась и в предыдущие годы. Федеральным законом от 9.08.94 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" (ст. 2) Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно начиная с 1995 г. ставки земельного налога. В связи с этим в 1995-1997 гг. Правительство РФ увеличивало ставки земельного налога в 1,5-2 раза по отношению к предыдущему году, а индексация ставок по всем категориям земель в 1997 г. была произведена в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 26.02.97 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год". Это давало возможность удерживать стабильный удельный вес поступающих в бюджет средств от платы за землю в общих налоговых поступлениях.
Целесообразность индексации ставок в 1998 г. объясняется их достаточно низким уровнем. Например, самая высокая ставка в России в Краснодарском крае составляла в 1997 г. 22,3 руб., а во многих областях и краях Нечерноземной зоны и Сибири - 4-5 руб. за 1 га пашни (в новых ценах с учетом индексации прошлых лет). За садовые участки (площадью 500-600 кв. м) в основных зонах России граждане уплачивают 20-30 коп. за весь участок. В результате поступающие налоги не компенсируют даже затраты по их администрированию. Остаются невысокими ставки земельного налога и за городские земли. Для городов до 250 тыс. населения ставки земельного налога составляют 20-50 коп. за 1 кв. м.
Следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации N 854 повышение затрагивает земли, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяйствам (в том числе колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйственным товариществам, совхозам) и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства.
Повышаются ставки земельного налога и на земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства, а также предоставленные кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства. Это касается и земельных участков для жилищного, дачного, гаражного строительства, земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и всех остальных земель, подлежащих налогообложению.
Повышение ставок земельного налога не коснется земель лесного фонда. Законом Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено, что налог за земли лесного фонда взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню. Однако согласно Указу Президента РФ ставки земельного налога за земли сельскохозяйственных угодий в составе лесного фонда должны быть повышены. Особое внимание обращаем на то, что ставки и размеры земельного налога увеличиваются в 1998 г. с 1 сентября, т.е. на последние четыре месяца текущего года. В связи с этим до 1 сентября 1998 г. (за 8 месяцев) необходимо применять ставки и средние размеры земельного налога, действовавшие в 1997 г. С 1 сентября 1998 г. (за 4 месяца) для земельных участков в границах городской (поселковой) черты, занимаемых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами, к ставкам и средним размерам земельного налога, действовавшим в 1997 г., применяется коэффициент 2, а для земельных участков прочих категорий земель - коэффициент 4.
Исходя из указанного ставки и средние размеры земельного налога для земельных участков в границах городской (поселковой) черты, занимаемых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами, для каждого плательщика увеличиваются в расчете в целом на 1998 г. не в 2 раза, а только в 1,33 раза, для других земельных участков
- не в 4, а в 2 раза.
Рассмотрим на конкретном примере, как формируются ставки земельного налога.
Ставка земельного налога по предприятию, расположенному в Центрально-Черноземном районе России на землях вне населенного пункта, в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" в новых деноминированных ценах составила в 1997 г. 10 руб. 80 коп. за 1 га.
В соответствии с Указом Президента РФ N 854 ставки земельного налога для земель, рассматриваемых в нашем примере, с 1 сентября 1998 г. увеличиваются в 4 раза.
В связи с этим до 1 сентября 1998 г. (за 8 месяцев) применяем ставки, действовавшие в 1997 г., т.е. 10,8 руб. за 1 га, а с 1 сентября 1998 г. (за 4 месяца) к ставкам, действовавшим в 1997 г., применяем коэффициент 4.
В связи с этим ставка будет рассчитываться следующим образом:
10,8 руб. x 8 мес.
------------------ +
12 мес.
10,8 руб. x 4 мес. x 4(коэф.)
+ ----------------------------- = 21,6 руб.
12 мес.
Таким образом, предприятию придется платить земельный налог по ставке 21,6 руб. за 1 га.
В соответствии с Указом Президента РФ N 854 за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота), размер земельного налога составит до 1 сентября 1998 г. (за 8 месяцев) 3 коп. за 1 кв. м, с 1 сентября 1998 г. (4 месяца) - 12 коп. за 1 кв. м. В расчете на 1998 г. размер земельного налога составит 6 коп. за 1 кв. м.
Минимальный размер земельного налога за земли, занятые жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, составит до 1 сентября 1998 г. (за 8 месяцев) не менее 6 коп. за 1 кв. м, а с 1 сентября 1998 г. (за 4 месяца) - не менее 12 коп. за 1 кв. м. В расчете на 1998 г. минимальный размер земельного налога составит не менее 8 коп. за 1 кв. м. За земли, занятые под личное подсобное хозяйство и дачные участки в границах городской (поселковой) черты, минимальный размер земельного налога до 1 сентября 1998 г. (за 8 месяцев) составит не менее 6 коп. за 1 кв. м, а с 1 сентября 1998 г. (за 4 месяца) - не менее 24 коп. за 1 кв. м. В расчете на 1998 г. минимальный размер земельного налога составит не менее 12 коп. за 1 кв. м.
Размер земельного налога за земли, предоставленные для садоводства, огородничества, животноводства в пределах городской (поселковой) черты, составит до 1 сентября 1998 г. (за 8 месяцев) 6 коп. за 1 кв. м, после 1 сентября 1998 г. (за 4 месяца) - 24 коп. за 1 кв. м. В расчете на 1998 г. размер земельного налога составит 12 коп. за 1 кв. м.
Пример.
Гражданин, проживающий в поселке Кировской области и имеющий в личной собственности домовладение с земельным участком 1000 кв. м, приобрел земельный участок в том же поселке под гараж площадью 30 кв. м. Рассчитаем сумму земельного налога за 1998 г. по двум земельным участкам в связи с индексацией ставок земельного налога в текущем году.
За земли, занятые под личным подсобным хозяйством в границах поселковой черты, налог взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в поселках городского типа, но не менее 6 коп. за 1 кв. м до 1 сентября 1998 г. и не менее 24 коп. за 1 кв. м с 1 сентября 1998 г. (предполагается, что ставки земельного налога, установленные в этом поселке, сложились на уровне минимальных размеров земельного налога).
За земельный участок площадью 1000 кв. м сумма земельного налога составит:
6 коп. х 8 мес.
1000 кв.м. х (--------------- +
12 мес.
6 коп. х 4 мес. x 4 (коэф.)
+ ---------------------------) = 120 руб.
12 мес.
Сумма земельного налога за второй земельный участок рассчитывается следующим образом:
6 коп. х 8 мес.
30 кв.м. х (---------------
12 мес.
6 коп. х 4 мес. x 2 (коэф.)
+ --------------------------- )= 2 руб. 40 коп.
12 мес.
Общая сумма земельного налога по двум участкам равна 122 руб. 40 коп.
По данным Минземстроя России значительные площади земель (в основном земель сельскохозяйственного назначения) не используются в соответствии с целевым назначением или же вообще не используются. Земельный кодекс РСФСР (ст. 125) и ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации предусматривают административную ответственность в форме штрафа за нецелевое использование земель или за их неосвоение в установленные законодательством сроки. Тем не менее механизм чисто административного воздействия оказался недостаточно эффективен.
В главе 17 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изъятия земельного участка, используемого с нарушением его целевого назначения или неиспользуемого сверх предусмотренного Кодексом срока. Однако глава 17 ГК РФ не вступила в силу.
В связи с этим Указом Президента Российской Федерации N 854 начиная с 21 июля 1998 г. (с момента опубликования Указа в "Российской газете" от 21.07.98 г. N 136) предусмотрено взимание земельного налога в двукратном размере за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению. Эта мера должна способствовать созданию системы рационального и эффективного землепользования.
Скорейшая реализация и введение в действие настоящего положения Указа при условии проведения инвентаризации неиспользуемых земель или используемых не по целевому назначению также позволят увеличить поступление в 1998 г. платежей в бюджеты всех уровней.
При этом следует иметь в виду, что повышающий коэффициент 2 за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, применяется к ставкам земельного налога, проиндексированным в 2 и 4 раза в соответствии с Указом Президента Российской Федерации.
Например, многие организации сдают части своих земельных участков в аренду, получая за них более низкую арендную плату, чем за аналогичные земельные участки, а земельный налог с площади, переданной в аренду, уплачивают по более низким размерам, чем арендная плата. Теперь для таких организаций за земельные участки, переданные в аренду, предусмотрен повышающий коэффициент.
Порядок отнесения земельных участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению должны определять городские, районные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству и направлять информацию о таких землях в государственные налоговые инспекции.
Федеральным законом от 25.07.98 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" изменен действовавший до настоящего времени порядок централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю. До принятия указанного Закона платежи за земли зачислялись на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления, а именно: сельских органов местного самоуправления - за земли в пределах черты сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение; поселковых, городских органов местного самоуправления - за земли в пределах поселковой, городской черты и другие земли, переданные в их ведение; районных органов местного самоуправления - за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских, поселковых и городских органов местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления направляли средства от платы за землю в бюджеты субъектов Российской Федерации, которые должны были в свою очередь соответствующую часть этих средств по установленной законодательством норме перечислять в федеральный бюджет.
Такой порядок перечисления платы за землю не обеспечивал полного и своевременного поступления земельного налога и арендной платы за землю в бюджеты субъектов Российской Федерации и особенно в федеральный бюджет. Ежегодные бюджетные назначения в федеральный бюджет по плате за землю выполнялись не более чем на 50%. Органы исполнительной власти многих субъектов Российской Федерации в нарушение законодательства оставляли средства, поступающие от уплаты земельного налога и арендной платы, в своих бюджетах, не направляя эти средства в федеральный бюджет.
За счет средств от платы за землю финансируются крайне необходимые в каждом регионе мероприятия по землеустройству, ведению земельного кадастра, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, а также инженерному и социальному обустройству территорий. Таким образом, назрела необходимость изменить порядок перечисления платежей за землю по соответствующим уровням бюджетов.
Начиная с 1 августа 1998 г. в соответствии с Федеральным законом No 132-ФЗ плата за землю вносится в доход бюджетов соответствующего уровня самим плательщиком.
За земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли сельскохозяйственных угодий в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, - в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации долями плательщик (как юридическое, так и физическое лицо) направляет средства от платы за землю на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации, соответствующую часть средств - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.
За земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, плательщик направляет средств от платы за землю на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления одним платежным поручением.
Действующим Законом Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 (ред. от 25.07.98 г.) "О плате за землю" (приложение 1 к Закону) предусмотрены конкретные доли средств, направляемых в федеральный бюджет за земли сельскохозяйственного назначения по субъектам Российской Федерации в размере от 20 до 50% суммы платы за землю за сельскохозяйственные угодья. Например, по Краснодарскому краю определено, что 50% суммы земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья должны быть отправлены в федеральный бюджет непосредственно самим плательщиком, по Воронежской области эта цифра составляет 30%, а по Астраханской области доля перечисления средств от платы за землю в федеральный бюджет не определена.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.98 г. N 42-ФЗ (ред. от 21.07.98 г.) "О федеральном бюджете на 1998 год" доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет от земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, составляет 50%, из которых 30% должны перечисляться в федеральный бюджет и 20% - в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливают долю средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, направляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации. Вместе с тем на мероприятия, централизованно выполняемые субъектом Российской Федерации, перечисляется не более 10% от суммы средств земельного налога административного района.
Теперь плательщики земельного налога (юридические лица) представляют в налоговые органы новый расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку, в котором предлагаемая к уплате сумма земельного налога по двум срокам уплаты (15 сентября и 15 ноября) будет распределена по уровням бюджетов (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет соответствующего органа местного самоуправления).
Государственные налоговые инспекции, осуществляя контроль за правильностью начисления земельного налога и его уплаты, при приеме сводного расчета земельного налога от налогоплательщика проверяют правильность указанной суммы земельного налога, подлежащей уплате с разбивкой в соответствии с установленными законодательством долями, по уровням бюджетов. Количество платежных поручений на уплату налога, заполняемых плательщиком, будет зависеть от количества уровней бюджетов, указанных в сводном расчете земельного налога.
Например, сумма земельного налога, подлежащая уплате, составляет 120 руб. В сводном расчете земельного налога указано, что до 15 сентября 1998 г. подлежит уплатить 60 руб., в том числе в федеральный бюджет - 18 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - 12 руб., в бюджет соответствующего органа местного самоуправления - 30 руб. В связи с этим плательщик будет уплачивать земельный налог по трем платежным поручениям. Что касается физических лиц, то в платежных извещениях на уплату налогов, вручаемых гражданам государственными налоговыми инспекциями, по строке "Земельный налог" сумма земельного налога, предлагаемая к уплате, также должна быть разбита по соответствующим уровням бюджетов - в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и в бюджет соответствующего органа местного самоуправления. Количество платежных поручений по уплате земельного налога будет зависеть от количества уровней бюджетов, указанных в платежном извещении.
Например, сумма земельного налога, подлежащая уплате за земельный участок, расположенный в поселке, предоставленный гражданину для садоводства, составляет 72 руб. В платежном извещении на уплату налога сумма земельного налога должна быть рассчитана по трем уровням бюджета, а именно: в федеральный бюджет - 21,6 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - 14,4 руб. и в бюджет соответствующего органа местного самоуправления - 36 руб.
Следует отметить, что в связи с устанавливаемым данным Законом порядком перечисления средств, поступающих от взимания платы за землю, предусматривающим уплату налогоплательщиками данного платежа в разные уровни бюджета отдельными платежными поручениями, должны быть открыты отдельные лицевые счета по каждому бюджету. При этом по указанному платежу начисление пени на недоимку по одному из бюджетов производится независимо от наличия переплаты по другим бюджетам.
В целях реализации Указа Президента РФ N 854 и Федерального закона N 132-ФЗ Госналогслужбой России совместно с Минфином России и Минземстроем России в адрес налоговых и финансовых органов, а также комитетов по земельным ресурсам и землеустройству направлены телеграмма о порядке введения индексации ставок земельного налога и письмо об изменении порядка перечисления в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю. Изменения и дополнения к инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 г. N 29 (ред. от 27.02.98 г.) "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю", в которых отражены порядок индексации ставок земельного налога и новый порядок централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю, согласованы с Минфином России, Минземстроем России, утверждены приказом Госналогслужбы России и направлены на государственную регистрацию в Минюст России.
В настоящее время плательщики земельного налога должны уточнить сводные расчеты по земельному налогу с учетом индексации ставок земельного налога и измененного порядка перечисления платы за землю по уровням бюджетов и представить их в налоговые органы. Физическим лицам налоговые органы должны вручить новые платежные извещения на уплату земельного налога, в которых сумма налога пересчитана с учетом Указа Президента РФ N 854 и Федерального закона N 132-ФЗ.
Б. Меламед,
заместитель начальника Управления
ресурсных платежей Госналогслужбы России
Н. Голубева,
заместитель начальника отдела налога на
недвижимость Управления ресурсных платежей
Госналогслужбы России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71