Президент Российской Федерации 25 сентября 1998 г. подписал Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (N 158-ФЗ). Настоящим нормативным актом решены многие вопросы, возникающие в процессе лицензирования, регламентирована вся процедура лицензирования, урегулированы многие спорные моменты, что обеспечит единую позицию государственных органов по отношению к предприятиям.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, содержится в ст. 17 настоящего Закона и охватывает более 200 различных направлений. Но в ст. 2 Закона предусмотрено, что лицензированию подлежат также работы, услуги по видам деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг, лицензирование которых было введено иными федеральными законами, вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона (например, лицензирование оценочной деятельности, введенное Федеральным законом от 29.07.98 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; лицензирование банковской деятельности - Федеральный закон от 2.12.90 г. N 395-1 (в редакции от 31.07.98 г.) "О банках и банковской деятельности"; лицензирование частной детективной и охранной деятельности - Закон Российской Федерации от 11.03.92 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и т.д.). Вместе с тем данным Законом отменено лицензирование тех видов деятельности, которое ранее было введено Указами Президента Российской Федерации (лицензирование торговли товарами, облагаемыми акцизами, Указ Президента Российской Федерации от 29.10.92 г. N 1311 "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции"; лицензирование платных юридических услуг Указ Президента Российской Федерации от 15.12.91 г. N 261 и др.).
Наряду с ранее установленным трехлетним сроком действия лицензии настоящий Закон предусматривает бессрочное действие лицензии, что может устанавливаться федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (ст. 8).
Как за рассмотрение заявления о выдаче лицензии, так и за выдачу самой лицензии Законом четко установлен размер платы, который за рассмотрение заявления не может превышать трехкратного минимального размера оплаты труда (ст. 10), установленного федеральным законом, а за выдачу лицензии (ст. 15) - десятикратного минимального размера оплаты труда, а индивидуальный размер лицензионного сбора будет устанавливать Правительство Российской Федерации в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Освобождений от уплаты сборов за рассмотрение заявлений о выдаче лицензии и за выдачу лицензии Закон не предусматривает. Суммы платы за рассмотрение заявлений соискателей лицензий (ст. 10) и лицензионных сборов за выдачу лицензий (ст. 15) Законом определено зачислять в соответствующие бюджеты и исходя из положений ст. 16 Закона, что "финансирование лицензирования проводится в пределах средств, выделяемых на содержание лицензирующих органов из соответствующих бюджетов", то можно сделать вывод и о зачислении сумм сборов в доход того бюджета, из которого финансируется орган, на который возложены обязанности по рассмотрению заявлений о выдаче лицензии и выдаче самой лицензии.
Что касается перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, то он настоящим Законом значительно расширен (ст. 17) по сравнению с тем, который был предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.94 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также введенными отдельными законодательными актами. Принципиально новый подход в Законе определен по вопросам разработки, производства, изготовления, переработки, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации и т.д. наркотических и психотропных веществ; введено лицензирование заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов; распространения и ремонта контрольно-кассовых машин; публичного показа аудиовизуальных произведений, осуществляемого в кинозале; деятельности по производству и розливу минеральной и природной питьевой воды и ее оптовой реализации и др. Со дня вступления в силу настоящего Закона виды деятельности, не включенные в ст. 17, осуществляются без лицензии, за исключением случаев, когда лицензирование проводится в соответствии с другими федеральными законами.
Надзор за соблюдением лицензиатом требований и условий Законом установлено осуществлять государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.
Т. Белокурова,
советник налоговой службы I ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71