О применении контрольно-кассовых машин
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3.09.98 г. N 1027 "О внесении изменений в Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745" утверждена новая редакция Перечня, согласно которому в значительной степени ужесточены требования по обязательному применению контрольно-кассовых машин.
В новой редакции Перечня отсутствуют такие понятия, как мелкорозничная торговля с ручных тележек, из цистерн (при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин, в развал овощами и бахчевыми культурами.
В принципе весь Перечень можно разделить на две группы. В одной из них выделяются организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (ККМ), но при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утверждаемым Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, в части оказания населению:
услуг предприятий бытового обслуживания, предприятий и учреждений почтовой связи при производстве мелкого ремонта, а также услуг медицинских, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических учреждений с выездом к заказчику. Однако следует помнить, что расчет с заказчиком в случае предварительной оплаты, производимой в указанных учреждениях, осуществляется в обязательном порядке через контрольно-кассовые машины;
услуг по закупке у населения драгоценных металлов и драгоценных камней, сельскохозяйственной продукции;
услуг по обеспечению передвижными уличными туалетами мест массового посещения горожан;
услуг ломбардов при приеме имущества в залог и на хранение;
услуг по основной деятельности учреждений кино и кинопроката, театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций и филармоний, цирковых предприятий, зоопарков, музеев, планетариев, библиотек, парков (садов) культуры и отдыха, спортивных сооружений, спортивных, музыкальных, художественных и хореографических школ, клубных учреждений;
услуг выставочного характера;
услуг судебно-экспертных учреждений системы Минюста России при производстве экспертиз и иных экспертных исследований.
К первой группе можно отнести также организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций по форме, разработанной и утвержденной Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. Порядок использования квитанций устанавливается Госналогслужбой России.
Ко второй группе следует отнести организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, в части:
продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50%. При этом ассортимент сопутствующих товаров должен быть утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
продажи ценных бумаг;
продажи лотерейных билетов;
продажи проездных билетов и талонов на проезд в городском общественном транспорте (за исключением такси, а также транспорта, работающего в режиме маршрутного такси);
обеспечения питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий.
К этой же группе относятся:
организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа) по Перечню, определяемому органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
религиозные объединения (организации), зарегистрированные в порядке, установленном законом, и их предприятия в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний;
учреждения почтовой связи в части реализации по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек), предназначенных для оплаты услуг почтовой связи.
В связи с многочисленными запросами налоговых органов, связанными с реализацией постановления Правительства Российской Федерации от 3.09.98 г. N 1027 "О внесении изменений в Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745", Госналогслужба России письмом от 28.09.98 г. N ВК-6-16/659 рекомендовала налоговым органам на местах:
срочно организовать через средства массовой информации по предварительному согласованию с органами исполнительной власти широкую разъяснительную работу по применению положений указанного Перечня с одновременным уведомлением заинтересованного круга предприятий и организаций, а также частных предпринимателей о необходимости обязательного применения ККМ при денежных расчетах с населением. Внести в необходимых случаях органам исполнительной власти на местах предложения об уточнении порядка оформления и выдачи ими юридическим и физическим лицам - предпринимателям права на осуществление предпринимательской деятельности при условии предварительного приобретения и регистрации кассовых аппаратов в налоговых органах;
для пользователей ККМ, у которых возникает необходимость дооснащения значительным количеством ККМ, по согласованию с органами исполнительной власти утвердить взаимосогласованные графики их дооснащения в срок до 15 ноября 1998 г. недостающими ККМ. Внести органам исполнительной власти предложения о принятии соответствующих постановлений и решений об упорядочении торговли и осуществлении предпринимательской деятельности, направленные на повышение культуры обслуживания населения и соблюдение федерального законодательства о применении ККМ, защиту законных интересов и прав граждан.
Одновременно Госналогслужба России напомнила, что при регистрации кассовых аппаратов в налоговых органах необходимо учитывать соответствие предъявляемой к регистрации модели ККМ требованиям Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, а также руководствоваться Классификатором ККМ, которым разрешается применение конкретной модели ККМ для той или иной сферы деятельности.
В. Коротяев,
заместитель начальника Управления методологии
и организации контрольной работы Госналогслужбы России государственный
советник налоговой службы III ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71