Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 6 сентября 2012 г. N 537-П
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие местного самоуправления в Саратовской области" на 2013-2017 годы
10 декабря 2012 г., 4 июля, 25 сентября 2013 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 25 сентября 2013 г. N 502-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Развитие местного самоуправления в Саратовской области" на 2013-2017 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Саратовской области от 3 августа 2012 года N 264-Пр "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Развитие местного самоуправления в Саратовской области" на 2013-2017 годы" |
Государственный заказчик Программы |
министерство по делам территориальных образований области |
Основной разработчик Программы |
министерство по делам территориальных образований области |
Цель, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели |
Цель Программы - содействие органам местного самоуправления в реализации полномочий, определенных законодательством, повышении качества и эффективности административно-управленческих процессов, повышении уровня удовлетворенности населения предоставляемыми муниципальными услугами, содействие созданию комфортных условий проживания во всех населенных пунктах. Задачи Программы: содействие в решении вопросов местного значения, в том числе путем укрепления материально-технической базы органов местного самоуправления; поддержка развития кадрового потенциала органов местного самоуправления, в том числе путем содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров органов местного самоуправления; содействие в развитии территориальных и организационных основ местного самоуправления; информационно-аналитическое и методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления. Важнейшие оценочные показатели Программы: степень укомплектованности органов местного самоуправления материально-техническими средствами для решения вопросов местного значения; доля муниципальных образований области, имеющих утвержденные в установленном порядке границы; доля муниципальных служащих в администрациях муниципальных образований области, прошедших переподготовку и (или) повышение квалификации; количество изданной информационно-методической и аналитической литературы по вопросам, касающимся деятельности органов местного самоуправления |
Срок реализации Программы |
2013-2017 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы |
министерство по делам территориальных образований области, управление делами Правительства области, комитет по информатизации области, органы местного самоуправления области (по согласованию), Ассоциация "Совет муниципальных образований Саратовской области" (по согласованию) |
Объем и источники обеспечения Программы |
Общий объем финансового обеспечения мероприятий Программы - 725100,0 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета - 410100,0 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов (прогнозно) - 315000,0 тыс. рублей; на 2013 год - 161700,0 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета - 161700,0 тыс. рублей; на 2014 год - 60100,0 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета - 2900,0 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов (прогнозно) - 57200,0 тыс. рублей; на 2015 год - 60700,0 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета - 2900,0 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов (прогнозно) - 57800,0 тыс. рублей; на 2016 год - 205200 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета - 113200 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов (прогнозно) - 92000 тыс. рублей; на 2017 год - 237400 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета - 129400 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов (прогнозно) - 108000 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
реализация мероприятий Программы в 2013-2017 годах позволит: повысить уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры до 50 процентов от потребности за счет приобретения автотранспорта и коммунальной техники; за счет описания границ муниципальных образований области в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства увеличить долю муниципальных образований, имеющих утвержденные в установленном порядке границы, до 50 процентов; в результате проведения ежегодных конкурсов муниципальных образований области, сопровождения, модернизации и актуализации портала муниципальных образований Саратовской области, приобретения специализированного программного обеспечения для органов местного самоуправления обеспечить повышение информационной открытости органов местного самоуправления; в результате научно-методического, учебно-методического и информационно-аналитического обеспечения реформирования местного самоуправления, подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений обеспечить повышение качества муниципального управления и выполнение требований законодательства в части периодичности повышения квалификации; повысить уровень обеспеченности территорий области средствами пожарной безопасности до 100 процентов за счет приобретения мобильных пожарных комплексов |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за исполнением Программы осуществляет министерство по делам территориальных образований области совместно с министерством экономического развития и торговли области, министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ" |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его значение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения.
Президент Российской Федерации В.В.Путин уделяет большое внимание развитию местного самоуправления. Это нашло отражение в ряде программных вступлений, например, в статье "Демократия и качество государства" им было отмечено, что муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными, иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем.
На Втором Всероссийском форуме сельских поселений 10 июня 2011 года В.В.Путин также поставил ряд задач по государственной поддержке развития местного самоуправления, в том числе отметил, что "регионам следует расширить своё участие в подготовке и повышении квалификации муниципальных служащих - прежде всего, конечно, в сельской местности".
В Саратовской области реформа местного самоуправления начиналась в сложных условиях - заново формировался поселенческий уровень. Соответственно на поселенческом уровне опыт самостоятельной работы у муниципальных образований еще только нарабатывается, поэтому для их подготовки к решению полного перечня вопросов местного значения была избрана модель поэтапной передачи полномочий вновь образованным поселениям.
До начала реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) местное самоуправление в Саратовской области осуществлялось на уровне районов (объединенные муниципальные образования), областного центра - города Саратова и трех закрытых административно-территориальных образований. Всего на территории области было 42 муниципальных образования. На поселенческом уровне местное самоуправление отсутствовало.
В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального закона на территории Саратовской области местное самоуправление осуществляется в 439 муниципальных образованиях, в том числе в 4 городских округах, 38 муниципальных районах, 40 городских и 357 сельских поселениях. Из них 42 ранее существовавших муниципальных образования (районы области, город Саратов и 3 закрытых административно-территориальных образования) наделены статусом в соответствии с требованиями Федерального закона. Все 40 городских поселения и 357 сельских поселений являлись вновь образованными.
В Саратовской области была реализована поэтапная модель передачи полномочий вновь образованным поселениям в рамках переходного периода в соответствии с принимаемыми на каждый год законами области. С 1 января 2009 года все поселения на территории области приступили к решению полного перечня вопросов местного значения.
Учитывая актуальность и особую значимость развития местного самоуправления на территории субъектов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются и реализуются различные региональные программы, направленные на развитие и поддержку местного самоуправления.
Проблема государственной поддержки развития местного самоуправления носит межуровневый характер, затрагивая как федеральный, так и региональный и местный уровни. По данным Министерства регионального развития Российской Федерации в настоящее время реализуется порядка 250 подобных программ, причем в каждом субъекте Российской Федерации различаются количество подобных программ, продолжительность их действия и форма реализации. В Пензенской области постановлением Правительства Пензенской области от 24 октября 2008 года N 710-пП (ред. от 23.05.2012) утверждена долгосрочная целевая программа "Государственная поддержка местного самоуправления и развитие муниципальной службы в Пензенской области на 2009-2013 годы" с объемом финансирования мероприятий из областного бюджета в 670 млн рублей, в Оренбургской области реализуется областная целевая программа "Поддержка развития местного самоуправления в Оренбургской области" на 2011-2015 годы.
Разработаны региональные программы, направленные на решение отдельных вопросов на уровне муниципальных образований. Например, в Орловской области реализована программа дорожных работ по приведению в надлежащее состояние автомобильных дорог в муниципальных образованиях и сельских поселениях области, в Самарской области действуют областная целевая программа "Установление на местности границ муниципальных образований Самарской области на 2014-2020 годы" с объемом финансирования 256.7 млн рублей, областная целевая программа "Развитие муниципальной службы в Самарской области на 2012-2015 годы" с объемом финансирования 18,7 млн рублей. Учитывая сложности материально-технического оснащения муниципальных образований, в частности непосредственного осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, разрабатываются программы по информатизации органов местного самоуправления.
В 2006 году Правительством Саратовской области была разработана областная целевая программа "Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2006-2008 годы".
В рамках программы все городские и сельские поселения области оснащены новыми автомобилями, оргтехникой (компьютер, источник бесперебойного питания, модем, многофункциональное устройство лазерный принтер - копир - сканер - факс).
Проведено обучение руководителей и специалистов по основным направлениям работы муниципальных образований. Разработаны программы повышения квалификации для муниципальных образований области с использованием современных методик дистанционного обучения. Программно-методические комплексы, разработанные для обучения представителей муниципальных образований области по программам, связанным с реализацией положений Федерального закона, Саратовским государственным социально-экономическим университетом и Поволжской академией государственной службы им. П.А.Столыпина неоднократно отмечались на всероссийских конкурсах, проводимых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации, Государственным университетом - Высшей школой экономики.
За счет средств программы в целях повышения качества работы и стимулирования деятельности глав администраций муниципальных образований области (городских и сельских поселений) по достижению высоких показателей в социально-экономическом развитии территорий и уровне жизни населения муниципальных образований по итогам работы в 2006 и 2007 годах проведены областные конкурсы глав администраций поселений.
Проведено оснащение муниципальных образований комплексами программного обеспечения для функционирования системы закупок для муниципальных нужд.
Всего на реализацию программных мероприятий в 2006 году было выделено 19,6 млн рублей, в 2007 году - 85,9 млн рублей, в 2008 году - 59,6 млн рублей из областного бюджета и 69,3 млн рублей из местных бюджетов. За время реализации указанной программы в целом созданы условия для организации деятельности муниципальных образований.
С 2009 года реализовывалась областная целевая программа "Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2009-2012 годы", в рамках которой удалось решить ряд задач по следующим направлениям:
формирования нормативной правовой базы местного самоуправления;
содействия в развитии территориальных и организационных основ местного самоуправления;
укрепления материально-технической базы органов местного самоуправления;
содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров органов местного самоуправления;
информационно-методического обеспечения муниципальной службы;
методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Однако требуется продолжение решения данных задач и дальнейшее содействие в развитии местного самоуправления. При этом перечень вопросов местного значения поселений, предусмотренный статьей 14 Федерального закона, с момента принятия закона был значительно расширен, в 2003 году в него входили 22 вопроса, только в течение 2011 года в него было дополнительно включено 6 вопросов, и в настоящее время он содержит 38 вопросов, относящихся к сферам деятельности практически всех органов государственной власти области, то есть проблема государственной поддержки решения этих вопросов носит межведомственный характер.
В рамках текущей деятельности органов государственной власти области не может быть решен вопрос о реализации мер государственной поддержки развития местного самоуправления, так как для решения значительной части вопросов требуются скоординированные усилия ряда министерств, ведомств и органов местного самоуправления.
Так, например, статьей 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлен принцип единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Статьей 62 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Учитывая, что в органах местного самоуправления Саратовской области работают около 6,5 тыс. муниципальных служащих, для выполнения требования Федерального закона ежегодно должны проходить повышение квалификации не менее 2,2 тыс. муниципальных служащих.
Пунктом 63 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что вопрос участия в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений отнесен к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В ходе проверки реализации положений Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", проводившейся в декабре 2011 года аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, была отмечена необходимость активного участия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов местного самоуправления.
Решение данных задач требует программного подхода и участия всех заинтересованных органов государственной власти.
Учитывая положения бюджетного законодательства, формирование доходной базы местных бюджетов зависит от полноты оформления земельных ресурсов, четкости установления границ муниципальных образований и актуальности кадастровой оценки земель. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по установлению границ муниципальных образований. Часть 3 указанной статьи устанавливает, что границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2015 года. Проведение данных работ, как и актуализация кадастровой оценки земель, требует значительных затрат и межведомственных усилий ряда органов исполнительной власти как регионального, так и федерального уровней.
Сохраняет актуальность вопрос укрепления материальной базы муниципальных образований для решения вопросов местного значения, связанных с организацией водоснабжения населения, благоустройства территории, содержания автомобильных дорог местного значения и вывоза мусора. В рамках целевой программы 2009-2012 годов с использованием средств областного бюджета и субсидии из федерального бюджета на приобретение автотранспорта и коммунальной техники, предоставлявшейся в 2009-2010 годах, органам местного самоуправления были приобретены 328 единиц автотранспорта и коммунальной техники, в том числе 84 экскаватора-бульдозера, 75 погрузчиков, 64 мусоровоза и т.д. Однако на территории области насчитывается 401 муниципальное образование, к вопросам местного значения которых отнесены указанные выше вопросы, и для оперативного решения возникающих проблем необходимо дооснащение муниципальных образований коммунальной техникой и приобретение для их нужд более 800 единиц коммунальной техники. При этом выделение средств на данные цели из областного бюджета может способствовать получению субсидии из федерального бюджета на условиях софинансирования, что позволит ускорить решение данной проблемы.
Кроме того, одной из важнейших задач Правительства области является стимулирование органов местного самоуправления на достижение высоких результатов своей деятельности, в связи с чем в рамках программы планируется проведение конкурса муниципальных образований области.
В рамках реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 28 апреля 2010 года был принят Закон Саратовской области N 66-ЗСО "О взаимодействии органов государственной власти Саратовской области с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Саратовской области". Принятый Закон конкретизировал пути эффективного сотрудничества сторон для реализации совместных задач по содействию развитию местного самоуправления на территории Саратовской области и предоставил возможность оказания всесторонней поддержки Совету муниципальных образований области как единственному правомочному представителю муниципального сообщества области.
2. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации
Цель Программы - содействие органам местного самоуправления в реализации полномочий, определенных законодательством, повышении качества и эффективности административно-управленческих процессов, повышении уровня удовлетворенности населения предоставляемыми муниципальными услугами, содействие созданию комфортных условий проживания во всех населенных пунктах.
Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих основных задач:
содействие в решении вопросов местного значения, в том числе путем укрепления материально-технической базы органов местного самоуправления;
поддержка развития кадрового потенциала органов местного самоуправления, в том числе путем содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров органов местного самоуправления;
содействие в развитии территориальных и организационных основ местного самоуправления;
информационно-аналитическое и методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления.
Реализация мероприятий Программы рассчитана на период 2013-2017 годов.
3. Система (перечень) мероприятий Программы
Программа предусматривает следующие основные мероприятия:
приобретение автотранспорта и коммунальной техники в целях развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований области;
подготовка необходимых материалов для описания границ муниципальных образований области в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства;
проведение ежегодных конкурсов муниципальных образований области;
сопровождение, модернизация и актуализация портала муниципальных образований Саратовской области;
приобретение специализированного программного обеспечения, включая региональный и муниципальный компоненты;
научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального обучения муниципальных служащих;
участие в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;
оказание государственной поддержки Ассоциации "Совет муниципальных образований Саратовской области".
Постановлением Правительства Саратовской области от 25 сентября 2013 г. N 502-П в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Ресурсное обеспечение Программы
Источником обеспечения Программы являются средства областного бюджета и местных бюджетов (прогнозно).
Общий объем финансового обеспечения мероприятий Программы - 725100,0 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета - 410100,0 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов (прогнозно) - 315000,0 тыс. рублей;
на 2013 год - 161700,0 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета - 161700,0 тыс. рублей;
на 2014 год - 60100,0 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета - 2900,0 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов (прогнозно) - 57200,0 тыс. рублей;
на 2015 год - 60700,0 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета - 2900,0 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов (прогнозно) - 57800,0 тыс. рублей;
на 2016 год - 205200 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета - 113200 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов (прогнозно) - 92000 тыс. рублей;
на 2017 год - 237400 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета - 129400 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов (прогнозно) - 108000 тыс. рублей.
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения будут осуществляться министерством по делам территориальных образований области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
Постановлением Правительства Саратовской области от 10 декабря 2012 г. N 728-П в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
6. Оценка эффективности реализации Программы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения цели Программы и ее результативность
Реализация Программы в 2013-2017 годах реализация мероприятий Программы в 2013-2017 годах позволит:
за счет приобретения автотранспорта и коммунальной техники для нужд муниципальных образований области повысить уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований путем увеличения оснащенности коммунальной техникой и автотранспортными средствами до 50 процентов от потребности;
за счет описания границ муниципальных образований области в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства увеличить долю муниципальных образований, имеющих утвержденные в установленном порядке границы, до 50 процентов;
в результате проведения ежегодных конкурсов муниципальных образований области, сопровождения, модернизации и актуализации портала муниципальных образований Саратовской области, приобретения специализированного программного обеспечения для органов местного самоуправления обеспечить повышение информационной открытости органов местного самоуправления;
в результате научно-методического, учебно-методического и информационно-аналитического обеспечения дополнительного профессионального образования муниципальных служащих, подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений обеспечить повышение качества муниципального управления и выполнение требований законодательства в части периодичности повышения квалификации.
Важнейшие оценочные показатели:
степень укомплектованности органов местного самоуправления материально-техническими средствами для решения вопросов местного значения;
доля муниципальных образований области, имеющих утвержденные в установленном порядке границы;
доля муниципальных служащих в администрациях муниципальных образований области, прошедших переподготовку и (или) повышение квалификации;
количество изданной информационно-методической и аналитической литературы по вопросам, касающимся деятельности органов местного самоуправления;
за счет приобретения 401 мобильного пожарного комплекса повысить уровень обеспеченности территорий области средствами пожарной безопасности до 100 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.