Зачет излишне уплаченных страховых взносов с заработка (дохода) плательщиков страховых взносов
Законодательными актами Российской Федерации в число плательщиков страховых взносов включены: индивидуальные предприниматели и адвокаты с 1991 г. (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 30.01.91 г. и постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 8.07.91 г. N 1560-1), нотариусы, занимающиеся частной практикой, - с 1993 г. (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 9.07.93 г. N 5357-1). Данными актами определено, что поименованные категории плательщиков страховых взносов уплачивают страховые взносы в размере 5% дохода (заработка). В последующие годы (по 1996 г. включительно) вышеназванная норма подтверждалась соответствующими федеральными законами. Федеральным законом от 5.02.97 г. N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" (п.п. "б" и "в" ст. 1 и ст. 5) установлено, что с 1 января 1997 г. данные категории плательщиков уплачивают страховые взносы в размере 28% с доходов (заработков). Это было обусловлено необходимостью приведения в соответствие условий назначения и размеров пенсий в зависимости от участия в пенсионном страховании каждого застрахованного лица, выражаемого в величине уплаченных им страховых взносов и продолжительности страхового стажа. Таким образом, законодатель установил для этих плательщиков обязанность производить уплату страховых взносов в установленных размерах исходя из социальных гарантий пенсионного обеспечения каждого гражданина и единых принципов исчисления пенсий. Данная норма была сохранена на 1998 г. Федеральным законом от 8.01.98 г. N 9-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год". В феврале 1998 г. Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел на открытом заседании дело о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 и 5 Федерального закона N 26-ФЗ и постановил (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 24.02.98 г. N 7-П): признать положения п.п. "б" и "в" ст. 1 не соответствующими Конституции Российской Федерации, ст. 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3); признать ст. 5 не соответствующей Конституции Российской Федерации (принципу, вытекающему из ст. 57); положения Федерального закона N 9-ФЗ, признанные не соответствующими Конституции, поскольку сохраняют нормы Федерального закона N 26-ФЗ, должны быть пересмотрены в установленном порядке и не подлежат исполнению по истечении шести месяцев с момента провозглашения настоящего постановления. В связи с чем законодателю в течение указанного периода надлежит внести изменения в Федеральный закон N 9-ФЗ. При этом следует отметить, что Конституционный суд, признав не соответствующими Конституции Российской Федерации вышеназванные положения Федерального закона N 26-ФЗ и установив, что положения Федерального закона N 9-ФЗ как воспроизводящие неконституционные нормы должны быть пересмотрены в установленном порядке, тем не менее не определил, исходя из какого тарифа страховых взносов должны начисляться и уплачиваться страховые взносы указанными категориями плательщиков. Поэтому в отношении данных категорий плательщиков Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) было принято решение не производить перерасчет страховых взносов до соответствующего законодательного решения, а начисление и уплату страховых взносов в ПФР до внесения изменений в Федеральный закон N 9-ФЗ производить исходя из тарифа 28% (письмо ПФР от 17.03.98 г. N ЕВ-09-28/1860). Как показала последующая арбитражная и судебная практика, совершенно иначе понимают указанное постановление Конституционного суда Российской Федерации нотариальные конторы, коллегии адвокатов и индивидуальные предприниматели. Так, суды рассматривали исковые требования упомянутых категорий плательщиков по вопросам, касающимся применения в 1997 г. тарифа в размере 5%, возврата излишне уплаченных страховых взносов. Подробный анализ судебных решений, принятых по этим вопросам, представлен в июльском и октябрьском номерах журнала "Пенсия" за 1998 г. в разделе "Судебная и арбитражная практика". В связи с неоднозначным трактованием органами ПФР, заинтересованными категориями плательщиков и судебными органами постановления Конституционного суда N 7-П Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел в открытом заседании вопрос об официальном разъяснении п.п. 1-5 резолютивной части названного постановления и вынес определение в части его применения (определение Конституционного суда Российской Федерации от 26.11.98 г. N 144-О), согласно которому: не уплаченные индивидуальными предпринимателями, занимающимися частной практикой нотариусами, а также адвокатами суммы страховых взносов в ПФР в 1997 г. после 24 февраля 1998 г. не могут быть взысканы; названные категории плательщиков: имеют право на зачет в счет будущих платежей сумм страховых взносов в ПФР, уплаченных с их заработка (дохода) за период с 1 января по 10 февраля 1997 г.; обязаны были платить страховые взносы в ПФР с заработка (дохода) за 1998 г., полученного до 24 августа 1998 г., в размере 28%. При этом зачет в счет будущих платежей излишне уплаченных сумм страховых взносов может быть произведен после установления законодателем тарифа страховых взносов на 1998 г. Помимо этого Конституционный суд определил, что поскольку законодатель не осуществил должное правовое регулирование тарифа на 1998 г., то законных оснований для взыскания страховых взносов с заработка (дохода) данных категорий плательщиков за период с 25 августа по 31 декабря 1998 г. не имеется. Учитывая многочисленные обращения по вопросу о расчетах с индивидуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, и адвокатами в связи с постановлением Конституционного суда Российской Федерации N 7-П и определением Конституционного суда Российской Федерации N 144-О ПФР подготовлены и направлены в его региональные отделения соответствующие разъяснения по их применению, которые приводятся ниже. Обращаем внимание читателей, что реализация положений определения Конституционного суда Российской Федерации N 144-0 в части, касающейся приведения в соответствие взаиморасчетов за 1997 г. между органами ПФР, индивидуальными предпринимателями и занимающимися частной практикой нотариусами, в настоящее время проблематична, поскольку с налоговыми органами не решен вопрос об определении ими доходов указанных плательщиков за период с 1 января по 10 февраля 1997 г. Помимо этого, как указывалось выше законодателем, до сих пор не установлен тариф страховых взносов на 1998 г. для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов. Таким образом, зачет излишне уплаченных страховых взносов с заработка (дохода) за период до 24 августа 1998 г. в счет будущих платежей также не представляется возможным.
Е.Бондарева,
начальник отдела Управления методологии и организации сбора
страховых взносов Пенсионного фонда Российской Федерации
"Финансовая газета", N 14, апрель 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71