О налогообложении прибыли иностранных юридических лиц
В связи с вступлением в силу с 1 апреля 1999 г. Федерального закона от 31.03.99 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах" иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, ожидают значительные изменения, касающиеся порядка исчисления, сроков уплаты налога на прибыль и представления налоговой отчетности. Так, в соответствии с Законом N 64-ФЗ в ст. 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", положениями которой установлен порядок исчисления и уплаты налога, внесены изменения, непосредственно относящиеся к иностранным юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в Российской Федерации. Прежде всего введена норма, обязывающая иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, встать на налоговый учет в налоговом органе по месту ее осуществления независимо от того, будет ли в дальнейшем их деятельность признана осуществляемой через постоянное представительство (в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными налоговыми соглашениями). Необходимо отметить, что Закон N 2116-1 содержал норму, в соответствии с которой иностранное юридическое лицо подлежало учету в налоговом органе по месту нахождения постоянного представительства. Таким образом, были взаимоувязаны обязанности постановки на учет в налоговом органе иностранного юридического лица и его налоговый статус. Между тем квалифицировать налоговый статус иностранного юридического лица (ответить на вопрос, подпадает ли его деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями об избежании двойного налогообложения под определение "постоянное представительство") в начале его деятельности в России достаточно затруднительно, особенно в случаях, когда ее осуществление по условиям контракта предполагается в течение нескольких месяцев (недолгосрочно). Сделать обоснованный вывод о наличии или отсутствии постоянного представительства иностранного юридического лица в связи с деятельностью в Российской Федерации возможно лишь на основе анализа всех аспектов фактического ее осуществления, т.е. постфактум. В этой связи прежняя формулировка Закона, о которой идет речь, зачастую вызывала разногласия между иностранными компаниями, осуществляющими деятельность в России, и налоговыми органами по поводу необходимости постановки на учет, а также создавала возможность избегать ее вообще. Поэтому вопрос постановки на учет иностранных компаний независимо от их налогового статуса всегда являлся и является для налоговых органов одним из принципиальных. Следует отметить, что п. 2.1 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 г. N 34 (ред. от 31.12.97 г.) "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (зарегистрирована Минюстом России 5 июля 1995 г. N 897) содержит норму, обязывающую иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, встать на учет в налоговом органе независимо от того, будет ли в дальнейшем их деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению или нет. Таким образом, по сути, с вступлением в силу Закона N 64-ФЗ перенесена и узаконена норма, содержащаяся в подзаконном акте - инструкции N 34. Другим важным изменением, внесенным в ст. 8 Закона N 2116-1, непосредственно связанным с рассмотренным выше, является введение нормы, предусматривающей для иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган по месту постановки на учет отчет о деятельности в Российской Федерации, а также налоговую декларацию по установленной форме. Следовательно, обязанность представлять налоговую декларацию и отчет о деятельности в Российской Федерации возложена на всех иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в России, вне зависимости от их налогового статуса, а не только на иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в России через постоянное представительство, как это было установлено прежде. Важность и принципиальность такого изменения непосредственно связаны с вопросом определения налогового статуса иностранного юридического лица в Российской Федерации, как было сказано выше. С 1 апреля 1999 г. для иностранных юридических лиц введен принцип самообложения, т.е. самостоятельное определение суммы налога на прибыль, действующий в отношении юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации: изменена редакция п. 5 ст. 8 Закона N 2116-1, в котором исключено положение, предусматривающее исчисление налога на прибыль иностранного юридического лица ежегодно налоговым органом. Напомним, что в соответствии с ранее действующим порядком налоговый орган исчислял сумму налога на прибыль иностранного юридического лица и выписывал платежное извещение в месячный срок с даты представления декларации о доходах с указанием срока уплаты налога. Срок уплаты налога в платежном извещении устанавливался в один месяц с даты его выписки. В соответствии с Законом N 2116-1 в редакции Закона N 64-ФЗ сумма налога определяется плательщиками, к числу которых относятся и иностранные юридические лица, именуемые (дабы достичь единообразия терминологии с Налоговым кодексом Российской Федерации) в Законе N 64-ФЗ как иностранные организации, самостоятельно в соответствии с Законом N 2116-1. Целесообразно обратить внимание иностранных юридических лиц плательщиков налога на прибыль на то, что самостоятельное исчисление суммы налога предполагает ответственность иностранного юридического лица не только за декларирование доходов, как это было ранее, но и за правильность определения налогооблагаемой прибыли и суммы налога. При этом ответственность применяется в соответствии с положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введенной в действие с 1 января 1999 г. Федеральным законом от 31.07.98 г. N 147-ФЗ. Законом N 64-ФЗ изменена редакция п. 2 ст. 8 Закона N 2116-1, в соответствии с которым в отношении иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, устанавливается обязанность (так же как для юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации) уплачивать в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы указанного налога. В связи с этим в целях осуществления контроля за правильностью определения и полнотой перечисления в бюджет авансовых сумм налога на прибыль для иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, в подзаконном акте - инструкции N 34 - будет предусмотрено представление налоговому органу по месту осуществления деятельности (постановки на учет) до начала соответствующего квартала справки о предполагаемой сумме прибыли на квартал по специально разработанной форме. Законом установлено также, что предприятия, в том числе иностранные юридические лица, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании I квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале. Иностранным юридическим лицам плательщикам налога на прибыль необходимо будет представлять налоговым органам по месту осуществления деятельности (постановки на учет) расчеты налога по фактически полученной прибыли. Уплата налога на прибыль по квартальным расчетам должна осуществляться плательщиками налога, в том числе иностранными юридическими лицами, в пятидневный срок со дня, установленного для представления отчетности за квартал (не позднее 30 дней по окончании квартала), а по годовым - в десятидневный срок со дня, установленного для представления отчетности за год (в течение 90 дней по окончании года). В соответствии с положениями НК РФ излишне внесенные суммы налога будут засчитываться в счет очередных платежей или возвращаться плательщику, в том числе иностранному юридическому лицу, в двухнедельный срок со дня получения его письменного заявления. Кодексом предусмотрено также, что переплата может быть направлена налоговым органом самостоятельно на погашение недоимки налогоплательщика по другим налогам, на погашение штрафов и пени, причитающихся в бюджет. Таким образом, для иностранных юридических лиц одним из нововведений является установление обязанности уплачивать налог на прибыль по фактически полученной прибыли за квартал, а также вносить авансовые взносы налога ежемесячно исходя из предполагаемой суммы прибыли за квартал и ставки налога. Это - значительное изменение для иностранных юридических лиц, поскольку ранее налог на прибыль уплачивался ими ежегодно по фактически полученной прибыли за год, что ставило их в финансовом отношении в несравнимо более выгодные условия по сравнению с теми, которые складываются в связи с изменением законодательства. К тому же это ставило иностранные юридические лица в неравные условия с российскими предприятиями и не отвечало потребностям российского бюджета. В связи с изменением по сути периодичности уплаты налоговых платежей иностранными юридическими лицами возникает проблема, связанная с определением их налогового статуса в Российской Федерации - является ли данное лицо в принципе плательщиком налога на прибыль в России. Как уже отмечалось выше, с полной долей уверенности сделать какой-либо вывод и ответить на этот вопрос возможно лишь на основе анализа фактически осуществляемой иностранным юридическим лицом деятельности за достаточно длительный период. В соответствии с Законом иностранные юридические лица обязываются до наступления срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налога в бюджет. Напомним, что согласно НК РФ обязанность налогоплательщика по уплате налога в бюджет считается исполненной с момента предъявления в соответствующее учреждение банка платежного поручения на уплату налога в бюджет при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Следует помнить также, что если ранее иностранные юридические лица имели возможность уплачивать налог на прибыль в иностранной валюте, покупаемой банками Российской Федерации в установленном порядке и пересчитанной в рубли по курсу Банка России, действующему на день уплаты налога, то в соответствии с положениями НК РФ обязанность по уплате налога исполняется налогоплательщиком в валюте Российской Федерации.
Резюмируя вышеизложенное, назовем еще раз изменения, которые ожидают иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, начиная с 1 апреля 1999 г.: переход на самостоятельное определение налогооблагаемой прибыли и исчисление суммы налога иностранными юридическими лицами, внесение ими ежемесячных авансовых взносов налога на прибыль исходя из предполагаемой суммы прибыли на квартал и ставки налога; ежеквартальное исчисление и уплата налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, нарастающим итогом с начала года с учетом предоставленных льгот и ставки налога; обязанность постановки на учет в налоговом органе и представления отчета о деятельности и декларации о доходах всеми иностранными юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в Российской Федерации независимо от того, будет ли такая деятельность в дальнейшем признана осуществляемой через постоянное представительство или не будет в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными налоговыми соглашениями. Следует добавить, что в связи с вступлением в силу с 1 апреля 1999 г. Закона N 64-ФЗ в ближайшее время будут внесены изменения и дополнения в инструкцию N 34.
Л. Полежарова,
советник налоговой службы II ранга
"Финансовая газета", N 17, апрель 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71