О налогах на имущество физических лиц
Федеральный закон от 17.07.99 г. N 168-ФЗ внес изменения и дополнения в Закон Российской Федерации от 9.12.91 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Это четвертый такого рода закон с 1992 г., и он вступил в действие с 21 июля 1999 г., с момента опубликования в "Российской газете". Статьи 1, 2 и 3 изложены в новой редакции, а в ст. 4 и 5 внесены изменения и дополнения.
Остановимся на основных изменениях и дополнениях в исчислении имущественных налогов.
С целью более точного понимания, кто является плательщиком налогов, в ст. 1 Закона N 168-ФЗ дано более подробное понятие этой категории физических лиц при различных формах собственности на имущество, облагаемое налогом. Так, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле собственности в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических и юридических лиц. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, все собственники этого имущества несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Вместе с тем налогоплательщиком может стать одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
В новой редакции ст. 2 Закона объекты налогообложения разделены на две категории:
жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;
самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).
Соответственно и налог на имущество физических лиц состоит из двух налогов:
налога на строения, помещения и сооружения;
налога на водно-воздушные транспортные средства.
По ранее действовавшему порядку ставку налога на строения, помещения и сооружения устанавливали органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации в размере, не превышающем 0,1% их инвентаризационной стоимости, а по налогу на водно-воздушные транспортные средства ставки налога были установлены Законом.
Теперь с введением в действие нового Закона, устанавливающего дифференцированный размер ставок налогов как по налогу на строения, помещения и сооружения, так и по налогу на водно-воздушные транспортные средства, право устанавливать ставки налогов предоставлено представительным органам местного самоуправления. И это правильно, так как налог этот местный, полностью зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения, да и эти органы лучше учтут местную специфику (доходность, размеры, месторасположение и использование имущества владельцами).
Дифференцированные ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Предельные ставки налога на строения, помещения и сооружения определены Законом и не могут превышать следующих размеров:
/----------------------------------\
| Стоимость | Ставка |
| имущества, | налога, |
| тыс. руб. | % |
|--------------+-------------------|
|До 300 | До 0,1 |
|--------------+-------------------|
|От 300 до 500 | От 0,1 до 0,3 |
|--------------+-------------------|
|Свыше 500 | От 0,3 до 2,0 |
\----------------------------------/
Ставки налога на водно-воздушные транспортные средства устанавливаются в процентах от минимального размера оплаты труда, действующего на 1 января года, за который начисляется налог с каждой лошадиной силы (с каждого киловатта мощности), с каждого пассажиро-места, с каждой регистровой тонны валовой вместимости транспортного средства, и не должны превышать следующих значений, в %:
Вертолеты, самолеты, теплоходы
с каждой лошадиной силы 10
(с каждого киловатта 13,6
мощности) Яхты, катера и другие транспортные средства (с мощностью
двигателя свыше 100 лошадиных сил)
с каждой лошадиной силы 5
(с каждого киловатта 6,8
мощности) Парусные судна
с каждого пассажиро-места 30
Мотосани, катера, моторные лодки и другие транспортные средства (с
мощностью двигателя до 100 лошадиных сил)
с каждой лошадиной силы 3
(с каждого киловатта 4,1
мощности) Несамоходные (буксирные) суда
с каждой регистровой тонны 10
валовой вместимости
Водно-воздушные транспортные 5
средства, не имеющие двигателей (за исключением весельных лодок)
Например, за моторную лодку мощностью двигателя 30 киловатт собственнику придется уплатить налог по 4,1% минимального размера оплаты труда (сегодня это 3 руб. 42 коп.) за каждый киловатт, т.е. 102 руб. 60 коп.
Статья 4 Закона предусматривает как полное, так и частичное освобождение граждан от уплаты налогов на имущество физических лиц. Например, полностью от уплаты этих налогов освобождаются Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, инвалиды I и II групп, участники Великой Отечественной войны, "чернобыльцы". От уплаты налога на строения, помещения и сооружения освобождаются пенсионеры, "афганцы", родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. В данную статью внесено дополнение, расширяющее категорию граждан, подлежащую освобождению от уплаты налога на строения, помещения и сооружения. Этот налог не будет взиматься с жилых строений жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м, расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан. Лица, имеющие право на льготы, должны самостоятельно представить в налоговый орган документы, подтверждающие такое право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Что касается ст. 5 Закона, устанавливающей порядок исчисления и уплаты налогов, то в ней отдельные нормы Закона уточнены и конкретизированы. Налоги на имущество физических лиц исчисляются налоговыми органами на основании необходимых сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации, Главным управлением воздушной авиации, инспекциями речного и морского пароходства и другими организациями. Новым Законом конкретизирован срок предоставления необходимых для налогообложения сведений - до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года. За непредставление в срок необходимых сведений применяются штрафные санкции, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговые платежи исчисляются в рублях и копейках. Платежное извещение на уплату налога вручается до 1 августа собственникам имущества. Если строение, помещение и сооружение находятся в общей совместной собственности без определения долей, то платежное извещение может быть вручено одному из собственников по согласованию между всеми. Если транспортное средство находится в собственности нескольких физических лиц, то платежное извещение на уплату налога предъявляется тому, на кого зарегистрировано это транспортное средство.
Сроки уплаты налога остались прежними: 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налогов в установленный срок начисляется пеня за каждый день просрочки. Процентная ставка пени равна одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,1% в день; сегодня она равна 0,1%. Сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога.
Л. Крыканова,
советник налоговой службы I ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71