Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика сферы реализации государственной программы
Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления охраны окружающей среды, природопользования, экологии, развития лесного хозяйства области, использования ресурсного, кадрового и научно-технического обеспечения, механизмы реализации мероприятий и показатели оценки их результативности.
Реализация государственной программы направлена на формирование условий социально-экономического развития области.
В настоящее время качество окружающей среды области является неудовлетворительным, что обусловлено как текущим негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, так и экологическим ущербом, нанесенным и накопленным в результате прошлой хозяйственной деятельности.
Общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2012 году составило 360,4 тыс. тонн, в том числе:
от стационарных источников - 127,8 тыс. тонн;
от автотранспорта - 232,6 тыс. тонн.
При интенсивной урбанизации и росте мегаполисов автомобильный транспорт стал самым неблагоприятным экологическим фактором в охране атмосферного воздуха. На его долю приходится более половины всех загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду.
Динамика последних лет показывает устойчивую тенденцию увеличения количества автотранспортных средств, зарегистрированных на территории региона.
Количество выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта находится в прямой зависимости от экологического класса автомобилей и количества зарегистрированных автотранспортных средств. В структуре регионального парка автотранспортных средств постоянно увеличивается количество легковых автомобилей новых моделей импортного и российского производства, имеющих более высокие экологические стандарты.
Данное обстоятельство привело к снижению в 2012 году выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в атмосферный воздух, несмотря на увеличение общего количества автотранспорта.
Проблема твердых бытовых отходов. По данным Регионального кадастра отходов на территории области зарегистрировано 643 объекта размещения отходов, из них:
25 - полигонов ТБО, из них 20 лицензированных;
397 - санкционированных свалок;
221 - несанкционированная свалка.
Площадь земель, занятых под полигонами и свалками - более 2 тыс. га.
Ежегодно на полигоны и свалки области в среднем поступает 900 тыс. тонн твердых бытовых отходов без предварительной сортировки.
На свалках и полигонах области уже размещено более 20 млн тонн ТБО.
Кроме этого, на территории области в 2012 году образовалось 4,65 млн тонн промышленных отходов. Сохраняется тенденция ежегодного увеличения образования отходов. За последние 5 лет ежегодное образование отходов увеличилось на 1,331 млн тонн (из них 65 процентов составляет фосфогипс).
Всего на конец 2012 года на территории области в объектах размещения отходов, принадлежащих предприятиям, накоплено более 53 млн тонн производственных отходов, сохраняется тенденция их увеличения.
Самым многотоннажным объектом размещения (хранения) отходов на территории области является отвал фосфогипса, принадлежащий ООО "Балаковские минеральные удобрения". Всего в отвале накоплено 50,621 млн тонн фосфогипса, что составляет 95,6 процента к общей массе накопленных отходов.
Проблема - сброс загрязненных сточных вод в водные объекты.
Объем сброшенных загрязненных сточных вод предприятиями области в 2012 году составил 112,2 млн куб. м (доля загрязненных стоков в общем объеме сбрасываемых стоков составляет 55,9 процента). Сброс загрязненных сточных вод в 2012 году увеличился на 94,6 млн куб. м. Основными загрязнителями реки Волги являются предприятия, входящие в структуру жилищно-коммунального хозяйства.
Основной объем сброса сточных вод приходится на бассейн реки Волги (более 90 процентов). Со сточными водами в поверхностные воды поступает около 100 тыс. тонн загрязняющих веществ.
Таким образом, основными проблемами в сфере охраны окружающей среды, на решение которых будет направлена реализация государственной программы, являются:
низкая эффективность действующей системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду;
высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, образования отходов производства и потребления;
низкий уровень обезвреживания и использования отходов производства и потребления;
недостаточный уровень развития индустрии экологического назначения, производства экологически эффективного оборудования, оказания экологических услуг;
угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов.
Итогом влияния перечисленных текущих и накопленных экологических проблем является ухудшение качества окружающей среды, снижение качества жизни граждан и, как следствие, повышение заболеваемости и смертности населения, снижение темпов экономического роста. По экспертным оценкам ежегодный экономический ущерб в результате ухудшения состояния окружающей среды составляет 4-6 процентов валового внутреннего продукта Российской Федерации.
Леса являются одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являются стратегически важной задачей.
В связи с передачей отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации возникает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижения уровня их повреждения неблагоприятными факторами (прежде всего, лесными пожарами), достижения требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижения нарушений лесного законодательства.
Несмотря на изменения в лесном законодательстве, произошедшие за последние годы, требуется его дальнейшее совершенствование в части лесоуправления, использования лесов, охраны, защиты и воспроизводства защитных лесов, доработки действующих и разработки новых нормативных правовых актов.
В лесном хозяйстве области накопились системные проблемы, решение которых требует скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных усилий органов государственной власти разного уровня.
Почти вся площадь лесного фонда нуждается в лесоустройстве. Отсутствие современной проектной документации значительно усложняет назначение лесохозяйственных мероприятий.
В последние годы наибольший ущерб лесному хозяйству области нанесли пожары 2010 года, связанные с аномальными погодными условиями, в связи с этим ухудшилось санитарное состояние лесов. В настоящее время поврежденные пожарами насаждения нуждаются в срочном проведении санитарно-оздоровительных мероприятий и лесовосстановлении. Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций от лесных пожаров.
Малочисленность лесов в засушливой зоне Поволжья имеет важную экологическую значимость - сохранение плодородия почв, защита от суховеев, предотвращение эрозий почв.
Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы по реализации всех направлений ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий организационный и технический уровень, обеспечения непрерывного, многоцелевого и неистощительного использования лесов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.