Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 30 апреля 2013 г. N 218-П
План
мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Саратовской области на 2013-2018 годы"
I. Общее описание "дорожной карты"
1. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Саратовской области на 2013-2018 годы" (далее - Дорожная карта) представляет собой комплекс мер и приоритетов региональной политики по формированию эффективной системы социального обслуживания населения.
Основной целью Дорожной карты является обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания.
Для полного удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов, семей и детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных, педагогических и медицинских работников учреждений социального обслуживания необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты их труда.
Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Саратовской области, обусловлены следующими обстоятельствами.
2.1. Развитие системы социального обслуживания населения определяется, в первую очередь, потребностями граждан в социальных услугах, особенностями региональной социальной политики, законодательства, а также внутренним состоянием самой системы.
Социальное обслуживание населения Саратовской области базируется на основе федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих сферу предоставления социальных услуг. Основополагающими законами в области социального обслуживания населения являются Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
Названные федеральные законы сыграли важную роль в развитии системы социального обслуживания населения в Саратовской области. На их основе сформирована законодательная база области.
Принят Закон Саратовской области от 10 января 2000 года N 7-ЗСО "О социальной защите населения в Саратовской области". Нормативные правовые акты на долгосрочную перспективу до 2025 года:
Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 18 июля 2012 года N 420-П;
Концепция демографической политики Саратовской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 23 мая 2008 года N 214-П;
Концепция развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 18 июля 2011 года N 369-П;
Концепция семейной политики Саратовской области до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 2 ноября 2011 года N 610-П.
Реализуется Стратегия модернизации политики в отношении пожилых людей в Саратовской области, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 7 июня 2010 года N 218-П, и План действий по повышению качества жизни пожилых людей на 2011-2013 годы, утвержденный распоряжением Правительства Саратовской области от 29 марта 2011 года N 74-Пр.
В качестве нормативных и регламентирующих документов для учреждений социального обслуживания признаны 26 Национальных стандартов социального обслуживания Российской Федерации. Постановлением Правительства Саратовской области от 27 октября 2011 года N 590-П "Об утверждении государственных стандартов Саратовской области в сфере социального обслуживания населения" утверждены 8 государственных стандартов Саратовской области в сфере социального обслуживания населения.
Вместе с тем, созданная в настоящее время модель организации социального обслуживания населения, базирующаяся на положениях федерального законодательства, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества. В законодательстве отсутствует исчерпывающий перечень конкретных оснований для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Права граждан на социальное обслуживание определяются через описания основных видов социального обслуживания, при этом содержание социальных услуг не конкретизировано.
В подзаконных актах Российской Федерации, регулирующих деятельность по социальному обслуживанию, значительно устарели нормы и нормативы социального обслуживания.
Как следствие, на уровне субъекта Российской Федерации невозможно принять отдельные нормативные правовые акты области.
Население Саратовской области, как и Российской Федерации в целом, переживает устойчивый период демографического старения.
За последние пять лет численность постоянного населения области сократилась на 3 процента (с 2558,3 тыс. человек на 1 января 2008 года до 2503,6 тыс. человек на начало января 2013 года).
Сокращение общей численности населения области сопровождается процессом его старения. Если на 1 января 2008 года в области проживало 594,5 тыс. человек в возрасте старше трудоспособного, что составляло 23,2 процента населения, то на начало 2013 года - 625,4 тыс. человек или 24,9 процента населения.
Динамика старения населения отчетливее выражена в сельской местности. С 2008 года сельское население уменьшилось на 4,3 процента, городское - на 1,1 процента.
Согласно прогнозу официальной статистики к 2025 году численность пожилых граждан достигнет 722,7 тыс. человек. Продолжительность жизни увеличится до 73,1 лет (у мужчин - 67,5 лет, у женщин - 78,4 лет).
Сохраняется высокий уровень инвалидизации населения. В 2008 году доля инвалидов в общей численности населения области превысила 5 процентов (152 тыс. человек), а в 2012 году составила уже 6,2 процента населения области (155,6 тыс. человек). Следует отметить, что численность детей-инвалидов за последние 5 лет снизилась: на начало 2008 года - 6291 ребенок, на январь 2012 года - 6258 детей.
От общего числа инвалидов 26,3 процента (41 тыс. человек) имеют нарушения способности к передвижению, в том числе вынуждены использовать кресло-коляску 3,3 процента (5,1 тыс. человек).
На начало 2013 года в области проживало 427,2 тыс. семей с несовершеннолетними детьми, в которых воспитывалось 381,8 тыс. детей.
По сравнению с 2008 годом численность детей и подростков снизилась почти на 3,6 тыс. человек, или на 0,9 процента. Удельный вес детского населения области составил 15,2 процента численности всего населения.
Серьезным фактором, влияющим на благополучие семьи, является уровень ее материального благосостояния. Для многодетных и неполных семей характерны максимальные риски бедности. Из общего числа многодетных семей доходы ниже величины прожиточного минимума имеют 9,5 тыс. семей, или 79,9 процента.
Несовершеннолетних детей воспитывал каждый пятый безработный, или 17,9 процента от общей численности безработных (2530 человек). В их числе преобладали женщины - 1924 человека, или 76 процентов от общего числа безработных граждан, имеющих детей. В числе безработных, имеющих детей, 13,8 процента составляли многодетные и одинокие родители.
За последние 5 лет доля неполных семей возросла на 3,3 процента. Неполные семьи, включая вдовствующих и разведенных, составляют 19,6 процента от общего числа семей с несовершеннолетними детьми области. В каждом десятом случае детей воспитывают одинокие матери.
В связи с размыванием традиционных для России семейных ценностей, ослаблением института семьи сохраняется проблема социального сиротства.
Основными причинами социального сиротства остаются крайняя степень семейного неблагополучия, асоциальное поведение родителей, случаи насилия в семье.
От общего числа детей, проживающих в области (381,8 тыс. детей), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют 2,7 процента (10105 человек). Порядка 1,4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в интернатных учреждениях области. Остальные дети устроены на различные формы семейного воспитания.
Анализ демографического и социально-экономического развития области позволяет сделать вывод о том, что влияние внешних условий приводит к значительной дифференциации потребностей различных возрастных и социальных групп в услугах, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения области.
В настоящее время сеть учреждений социального обслуживания населения области представлена 88 учреждениями и включает в себя 13 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 2749 мест, 10 психоневрологических интернатов на 1916 мест, 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей на 410 мест, 4 центра социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства на 209 мест, 3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних (коечной мощностью 353 места), 7 центров помощи семье и детям "Семья", из которых 4 учреждения (коечной мощностью 246 мест), 6 реабилитационных центров для инвалидов, 4 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями, областную комплексную детско-юношескую спортивно-адаптивную школу инвалидов с 15 отделениями по области, профессиональное училище-интернат для инвалидов на 110 мест, 36 комплексных центров социального обслуживания населения во всех муниципальных районах области и в муниципальном образовании "Город Саратов".
В 2012 году в учреждениях социального обслуживания населения области социальные услуги получили 550 тыс. граждан (22 процента населения области).
Социальные услуги в стационарных условиях получили 5,3 тыс. пожилых граждан и инвалидов. В центрах социального обслуживания населения обслужено более 300 тыс. жителей области, в том числе 48 тыс. человек получили все виды помощи в домашних условиях (из них более половины - жители сельских районов области). Охват граждан пожилого возраста и инвалидов всеми видами надомного обслуживания в Саратовской области составляет 668 человек на 10 тыс. пенсионеров.
Реабилитационными мероприятиями в 15 реабилитационных учреждениях области охвачено 19,7 тыс. человек, в том числе 4,7 тыс. детей с ограниченными возможностями.
В центрах социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства различные виды помощи (ночлег, восстановление утраченных документов, трудоустройство, питание, санитарно-гигиеническая обработка и другие виды помощи) получили 1,8 тыс. человек, в том числе 40 граждан, вернувшихся из мест лишения свободы. В учреждениях (отделениях) социального обслуживания семьи и детей обслужено 91,7 тыс. семей и 127,5 тыс. детей.
Несмотря на развитую сеть действующих учреждений социального обслуживания населения, увеличение объема ежегодно предоставляемых социальных услуг и численности их получателей, потребность в таких услугах возрастает опережающими темпами.
Остаются не в полной мере решенными вопросы качества, эффективности и доступности социальных услуг. Это связано со значительной численностью потенциальных потребителей социальных услуг, монополизацией сферы социального обслуживания государственными поставщиками социальных услуг, различиями в результатах деятельности отдельных учреждений, вызванных разницей располагаемых ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых) и отсутствием единой нормативной правовой базы.
В связи с этим по состоянию на 1 января 2013 года сложилась очередность в учреждения психоневрологического профиля, которая составила 75 человек. Отсутствуют свободные места в домах-интернатах общего типа. Имеется потребность в расширении реабилитационных услуг для инвалидов, в первую очередь среди молодежи в возрасте от 18 до 35 лет.
В целях расширения спектра предоставляемых услуг в учреждениях социального обслуживания внедряются разнообразные социальные технологии и формы социального обслуживания.
В рамках программы "Патронажная служба", осуществляемой совместно с международной католической организацией "Каритас России", организованы курсы обучения социальных работников и родственников, имеющих в семье больного человека, приемам ухода. В г. Энгельсе открыт демонстрационный зал современной реабилитационной техники, оборудована демонстрационная комната для лежачего больного.
Для пожилых граждан, проживающих в удаленных сельских населенных пунктах, работают мобильные социальные службы, которые открыты во всех муниципальных образованиях области. В 2012 году завершено оснащение мобильных бригад специализированным транспортом. Данной формой охвачено около 12 тыс. человек.
Реализуются программы здорового образа жизни, работают более 80 клубов и кружков различной направленности.
В период с 2008 по 2012 годы проведена оптимизация сети учреждений социального обслуживания. Реорганизованы путем присоединения или слияния 34 учреждения социального обслуживания. В 2010 году на основе проведенного анализа трудозатрат рабочего времени увеличена нагрузка на социальных работников с 4 до 6 клиентов на одну ставку, медицинских работников - с 5 до 8 клиентов.
Средства, высвобожденные в результате проведенных мероприятий, направлены на повышение качества государственных услуг в сфере социального обслуживания. За счет этого развивались услуги, которые наиболее востребованы гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации, и не удовлетворяли на них 100-процентный спрос.
За 4 года удалось полностью ликвидировать очередность на надомное обслуживание (до 2009 года очередность составляла в среднем 200 человек), в стационарных учреждениях для пожилых и инвалидов ввести дополнительно 500 койко-мест, в учреждениях реабилитации - 83 койко-места. Площади спальных помещений в стационарных учреждениях для пожилых граждан и инвалидов приведены в соответствие с установленными нормативами. Основные требования, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан, выполнены.
Кроме того, в 2011 году в Саратовской области открыты два учреждения реабилитации. Центр реабилитации "Лазурный" в Балаковском районе на 180 мест, где организуется круглогодичный отдых и оздоровление интегрированных групп детей. В г. Саратове открыт Центр по обучению и реабилитации молодых инвалидов с ежегодным охватом более 2 тыс. человек.
2.2. Материально-техническая база действующих 88 учреждений социального обслуживания включает 721 здание и сооружение социального и хозяйственного назначения, в том числе 114 зданий с круглосуточным пребыванием людей. Большинство зданий учреждений социального обслуживания являются приспособленными или построенными по типовым проектам, разработанным в середине 50-70 годов прошлого столетия, в соответствии с действующими на момент проектирования и ввода в эксплуатацию строительными, санитарными нормами и правилами. В этой связи имеется проблема соответствия ряда зданий и помещений социального обслуживания действующим санитарным нормам и правилам.
С 2008 года на капитальный ремонт учреждений направлено более 600 млн. рублей. В 84 процентах учреждений выполнены работы по замене системы отопления, водопровода, канализации, ремонтные и отделочные работы, ремонт кровли. Осуществлена перепланировка площадей в ряде учреждений в соответствии с СНиП. Оснащенность учреждений социальной защиты приборами учета воды, газа, тепловой и электрической энергии, котельных автоматикой безопасности составляет 100 процентов.
За последние пять лет приобретено более 17 тыс. единиц мебели и медицинского оборудования на сумму более 58,5 млн. рублей, на реализацию противопожарного режима направлено более 109,6 млн. рублей.
Вместе с тем необходимы строительство нового корпуса в Сосновском психоневрологическом интернате на 100 койко-мест, введение в эксплуатацию в 2013 году после проведения капитального ремонта Шиханского дома-интерната для престарелых и инвалидов на 50 койко-мест, увеличение в 2015 году коечной мощности Черкасского психоневрологического интерната на 53 койко-места за счет проведения капитального ремонта здания, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления, в с. Спасское.
2.3. В системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров. На конец 2012 года количество занятых штатных единиц по учреждениям социального обслуживания составило 86 процентов. Причинами неукомплектованности являются низкий уровень оплаты труда, большая психологическая и физическая нагрузки, малая привлекательность профессии. Кроме того, наблюдается отток молодых специалистов из сельской местности, где непосредственно расположены более половины учреждений социального обслуживания.
В 2012 году средняя заработная плата работников в учреждениях социального обслуживания населения оставалась самой низкой среди учреждений бюджетной сферы Саратовской области - 9732 рубля.
Среднемесячная заработная плата в 2012 году социальных работников составляла 7380 рублей, педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания населения, оказывающих услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей - 8812 рублей.
На конец 2012 года среднесписочная численность работников учреждений социального обслуживания составляла 14585 человек, в их числе социальные работники - 6311 человек, педагогические работники - 960 человек.
2.4. Недостаточно развит рынок социальных услуг негосударственного сектора. Все учреждения социального обслуживания находятся в государственной собственности.
Следует отметить, что не получили должного развития негосударственные социальные службы, создаваемые общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами, отдельными гражданами, коммерческие социальные службы. Это ограничивает круг субъектов предоставления социальных услуг, возможность для многих граждан выбора поставщиков социальных служб в соответствии с их ценой, количеством и качеством.
Рыночные механизмы слабо используются в повышении эффективности социального обслуживания. Отсутствие рынка социальных услуг при расширении спектра и повышении требований к качеству их предоставления не позволяет задействовать механизмы конкуренции. Важным аргументом в пользу развития негосударственного сектора социального обслуживания является реальная возможность привлечения частных инвестиций и внедрения передового отечественного и зарубежного опыта управления в сфере предпринимательства и государственно-частного партнерства.
Необходима разработка механизмов взаимодействия государства, общества и частного бизнеса в процессе обеспечения населения доступными и качественными социальными услугами, применения наряду с сохранением гарантированного государством бесплатного предоставления необходимых социальных услуг рыночных механизмов предоставления услуг на основе оплаты, вносимой гражданами, их родственниками, работодателями, общественными и благотворительными организациями. Должно быть обеспечено сочетание рыночного механизма и мер государственного регулирования объема и качества предоставляемых социальных услуг. Это тесно связано с защитой прав потребителей социальных услуг, введением института государственного и независимого контроля.
3. Целями Дорожной карты являются:
совершенствование правоотношений в сфере социального обслуживания;
оптимизация структуры и штатной численности учреждений в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений;
развитие кадрового потенциала системы социального обслуживания путем проведения эффективной кадровой политики, повышение заинтересованности работников в труде, в том числе путем проведения обучения;
повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, до 100 процентов от средней заработной платы в Саратовской области;
повышение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания населения, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100 процентов от средней заработной платы в Саратовской области;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг.
4. Ожидаемые результаты реализации Дорожной карты:
4.1. Подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания на основе детального анализа положения дел в сфере социального обслуживания и выявления существующих проблем в отрасли.
4.2. Подготовка новой законодательной и нормативной правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения.
4.3. Доведение уровня оплаты труда социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", к 2018 году до 100 процентов средней заработной платы в Саратовской области.
4.4. Доведение уровня оплаты труда педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания населения, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", до 100 процентов от средней заработной платы по Саратовской области.
4.5. Повышение уровня и качества предоставления социальных услуг на основе:
реализации перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Саратовской области, в которой запланированы строительство и реконструкция объектов социального обслуживания населения, что приведет к увеличению коечной мощности на 180 мест к 2018 году (в 2013 году - 50 мест, в 2015 году - 30 мест, в 2018 году - 100 мест);
укрепления материально-технической базы стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе в рамках софинансирования региональных социальных программ за счет субсидий из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Саратовской области;
привлечения в установленном порядке негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;
развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому;
оптимизации структуры и штатной численности учреждений, ликвидации неэффективных подразделений.
5. В качестве контрольных показателей успешной реализации Дорожной карты выбраны:
Наименование контрольного показателя |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Соотношение средней заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания, включая социальных работников медицинских организаций, населения со средней заработной платой в Саратовской области |
% |
47,5 |
58,0 |
68,5 |
79,0 |
89,5 |
100,0 |
Соотношение средней заработной платы педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания населения, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, со средней заработной платой в Саратовской области |
% |
47,5 |
58,0 |
68,5 |
79,0 |
89,5 |
100,0 |
Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения |
% |
98,2 |
98,4 |
98,6 |
98,8 |
99,0 |
99,4 |
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности |
% |
0,3 |
0,9 |
1,5 |
2,0 |
4,0 |
5,0 |
Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий, от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий |
% |
8,4 |
8,4 |
8,4 |
6,02 |
5,4 |
3,0 |
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности |
% |
1,8 |
2,6 |
4,4 |
6,7 |
8,8 |
10 |
Примечание: повышение заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" будет произведено следующим образом:
в 2013 году:
социальным работникам - с 1 января и с 1 октября;
педагогическим работникам, оказывающим социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - с 1 октября;
в период с 2014 по 2017 годы повышение заработной платы по указанным категориям работников будет производиться ежегодно с 1 октября.
В 2018 году для достижения целевого показателя повышение заработной платы по указанным категориям работников будет производиться с 1 января.
II. План мероприятий Дорожной карты
N п/п |
Мероприятия |
Ожидаемые результаты |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1. Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения | ||||
1.1. |
Детальный анализ положения дел в сфере социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, выявление существующих проблем и подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
подготовка аналитической записки и представление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (по запросу) |
ежегодно, начиная с 1 мая 2013 года |
министерство социального развития области |
1.2. |
Анализ оптимизации структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения Саратовской области: выявление неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений; оценка возможности перевода ряда обеспечивающих функций и услуг (в том числе медицинских) на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций |
подготовка аналитической записки и представление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (по запросу); поэтапный план оптимизации учреждений социального обслуживания и штатной численности работников учреждений социального обслуживания |
май 2013 года |
министерство социального развития области |
1.3. |
Мониторинг обеспечения комплексной безопасности и санитарно-эпидемиологического состояния в учреждениях социального обслуживания населения: ведение паспортов комплексной безопасности; принятие мер по устранению вскрытых недостатков; анализ расходов на повышение безопасности и улучшение санитарно-эпидемиологического состояния в учреждениях социального обслуживания населения |
подготовка аналитической записки и представление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (по запросу); обеспечение контроля за безопасностью граждан, проживающих в учреждениях социального обслуживания населения, сохранностью и безопасностью учреждений социального обслуживания населения в целях предупреждения непредвиденных расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и восстановление утраченного имущества |
ежегодно, начиная с IV квартала 2013 года |
министерство социального развития области, учреждения социального обслуживания населения (по согласованию) |
1.4. |
Анализ кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания населения, в том числе: динамика заполнения вакантных должностей; обучение и повышение квалификации работников; развитие наставничества в социальной сфере |
подготовка аналитической записки и представление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (по запросу); рекомендации учреждениям социального обслуживания населения по улучшению кадрового обеспечения в целях повышения качества предоставления социальных услуг в условиях оптимизации системы социального обслуживания |
ежегодно, начиная со II квартала 2013 года |
министерство социального развития области |
1.5. |
Анализ качества и доступности предоставления социальных услуг населению в учреждениях социального обслуживания (проведение социологического исследования среди получателей услуг) |
подготовка аналитической записки и представление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (по запросу); доведение уровня удовлетворенности граждан качеством и доступностью получения социальных услуг к 2018 году не менее 95% |
II квартал 2013 года, далее ежегодно, март |
министерство социального развития области, учреждения социального обслуживания населения (по согласованию) |
1.6. |
Анализ эффективности расходования средств, полученных от взимания платы с граждан за предоставление социальных услуг, проведенный на основе методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 января 2013 года N 21 (далее - методические рекомендации) |
подготовка аналитической записки и представление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (по запросу); подготовка рекомендаций по повышению эффективности расходования средств, полученных от взимания платы с граждан за предоставление социальных услуг, в учреждения социального обслуживания населения |
II квартал 2013 года |
министерство социального развития области |
1.7. |
Анализ исполнения государственных заданий учреждениями социального обслуживания. Выявление существующих проблем и принятие мер по их решению |
подготовка информации по результатам проведенного анализа; рекомендации учреждениям социального обслуживания населения |
ежеквартально |
министерство социального развития области |
2. Совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания | ||||
2.1. |
Своевременное приведение нормативных правовых актов Саратовской области в соответствие с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"; формирование плана подготовки законодательных и нормативных правовых актов Саратовской области |
формирование новой нормативной правовой базы Саратовской области, регулирующей правоотношения в сфере социального обслуживания населения; представление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации о реализации плана подготовки проектов нормативных правовых актов Саратовской области |
2014-2015 годы |
министерство социального развития области |
2.2. |
Внедрение в систему социального обслуживания механизма государственно-частного партнерства и привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания, в том числе развитие служб "Социальное такси" |
разработка проектов нормативных правовых актов Саратовской области; увеличение объема и качества социальных услуг |
2014-2018 годы |
министерство социального развития области |
2.3. |
Подготовка предложений по совершенствованию статистического учета, характеризующего состояние системы социального обслуживания населения |
представление предложений в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; совершенствование статистического учета, характеризующего состояние системы социального обслуживания населения |
II квартал 2013 года |
министерство социального развития области |
3. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию | ||||
3.1. |
Обобщение и анализ результатов реализации в 2011-2013 годах областных целевых программ, направленных на повышение качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, в том числе: постановление Правительства Саратовской области от 8 сентября 2010 года N 421-П "О долгосрочной областной целевой программе "Доступная среда" на 2011-2013 годы"; постановление Правительства Саратовской области от 6 сентября 2010 года N 418-П "О долгосрочной областной целевой программе "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Саратовской области" на 2011-2013 годы" |
представление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (по запросу) |
май, ежегодно, начиная с 2013 года |
министерство социального развития области |
3.2. |
Пролонгация долгосрочных областных целевых программ "Доступная среда", "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Саратовской области" на период 2014-2016 годов с учетом выявленных проблем по результатам анализа |
разработка проектов нормативных правовых актов |
август 2013 года |
министерство социального развития области |
3.3. |
Обобщение и анализ результатов реализации в 2011-2013 годах Плана действий по повышению качества жизни пожилых людей на 2011-2013 годы, утвержденного распоряжением Правительства Саратовской области от 29 марта 2011 года N 74-Пр |
представление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
май, ежегодно, начиная с 2013 года |
министерство социального развития области |
3.4. |
Разработка Плана действий по повышению качества жизни пожилых людей на период 2014-2018 годов |
разработка проекта нормативного правового акта Саратовской области |
июнь 2013 года |
министерство социального развития области |
3.5. |
Обобщение и анализ результатов реализации в 2011-2013 годах социальных и культурных проектов, направленных на повышение качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, в том числе реализуемых некоммерческими организациями |
подготовка сборника наилучших практик по реализации социальных и культурных проектов с рекомендациями по их разработке |
2013 год |
министерство социального развития области |
3.6. |
Обеспечение взаимодействия между организациями здравоохранения, аптечными организациями и организациями социального обслуживания по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям врачом (фельдшером), в том числе по доставке на дом |
подготовка информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (по запросу); полный охват маломобильных одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста услугой по доставке лекарственных препаратов на дом |
постоянно |
министерство здравоохранения области, министерство социального развития области |
3.7. |
Обеспечение межведомственного взаимодействия между исполнителями индивидуальных программ реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
разработка проекта соглашения о межведомственном взаимодействии; совершенствование деятельности по реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2013 год |
министерство социального развития области |
3.8. |
Изучение, обобщение и внедрение опыта работы по социальному сопровождению граждан (семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе: работы участковой социальной службы; сопровождения социальным работником семей, имеющих детей-инвалидов, начиная с момента их рождения; социального сопровождения семей, воспитывающих несовершеннолетних, попавших в систему уголовного правосудия; социальное сопровождение мам, планирующих отказаться от новорожденных детей |
представление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; выработка рекомендаций учреждениям социального обслуживания области |
постоянно |
министерство социального развития области |
3.9. |
Разработка проекта типового кодекса профессиональной этики работников, оказывающих социальные услуги в учреждениях социального обслуживания, и организация общественного обсуждения |
утверждение кодекса профессиональной этики работников, оказывающих социальные услуги |
2013-2014 годы |
министерство социального развития области |
4. Сокращение очереди на получение социальных услуг | ||||
4.1. |
Анализ результатов реализации в 2012-2018 годах перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов |
представление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; введение в период 2013-2018 годов не менее 180 койко-мест в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов |
май 2013 года, февраль 2014 года, далее ежегодно |
министерство социального развития области |
4.2. |
Анализ строительных, эпидемиологических и гигиенических правил и нормативов, правил комплексной безопасности, регламентирующих деятельность учреждений социального обслуживания населения, и представление предложений, направленных на внесение изменений в действующие нормативы и правила, исходя из практики их применения в учреждениях социального обслуживания области и современных требований жизнеустройства в учреждениях социального обслуживания |
подготовка предложений в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по внесению изменений на федеральном уровне в нормативные документы, регламентирующие нормы (правила) антитеррористической защищенности учреждений социального обслуживания населения (по запросу) |
2013-2015 годы |
министерство социального развития области |
4.3. |
Разработка новых механизмов финансирования в учреждениях социального обслуживания области, направленных на повышение эффективного использования бюджетных средств на основании методических рекомендаций |
разработка проектов нормативных правовых актов Саратовской области |
2015 год |
министерство социального развития области |
4.4. |
Переход на нормативно-подушевое финансирование социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения Саратовской области в соответствии с методическими рекомендациями |
возможность выбора поставщика социальных услуг; развитие конкурентной среды в системе социального обслуживания населения |
2014-2015 годы |
министерство социального развития области |
4.5. |
Укрепление материально-технической базы стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе проведение капитального и текущего ремонта, закупка мебели и оборудования |
сокращение очереди на получение социальных услуг, повышение качества предоставляемых социальных услуг |
ежегодно, начиная с 2013 года |
министерство социального развития области, учреждения социального обслуживания населения (по согласованию) |
4.6. |
Изучение передовых, инновационных методов работы по предоставлению социальных услуг пожилым гражданам, инвалидам, семьям с детьми и внедрение их в работу учреждений социального обслуживания области, в том числе: организации работы университетов третьего возраста, в том числе с привлечением студентов 4-5 курсов вузов; создание системы подготовки волонтеров, принимающих участие в предоставлении социальных услуг; внедрение технологий, направленных на профилактику вторичного сиротства среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие служб реабилитации детей-инвалидов на дому; развитие дистантных услуг населению: службы экстренной психолого-педагогической помощи, сети Интернет-приемных, обеспечение функционирования консультативных кабинетов в селах |
представление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; подготовка информационных писем с рекомендациями в учреждения социального обслуживания |
ежегодно, начиная с 2013 года |
министерство социального развития области, учреждения социального обслуживания области (по согласованию) |
4.7. |
Распространение наилучших практик деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров, добровольцев и благотворителей в сфере социального обслуживания |
представление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (по запросу); повышение доступности и качества предоставления социальных услуг |
постоянно |
министерство социального развития области |
5. Повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания на основе контроля и оценки качества работы организаций | ||||
5.1. |
Разработка плана мероприятий с учетом методических рекомендаций по внедрению независимой системы оценки качества работы учреждений социального обслуживания области |
утверждение плана мероприятий по внедрению независимой системы оценки качества работы учреждений социального обслуживания области |
III квартал 2013 года |
министерство социального развития области |
5.2. |
Формирование комиссий по повышению качества предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания с участием представителей медико-социальной экспертизы, органов управления здравоохранением, образования, внутренних дел и иных организаций (по согласованию) |
разработка проектов нормативных правовых актов Саратовской области |
IV квартал 2014 года |
министерство социального развития области |
5.3. |
Создание попечительских советов в государственных учреждениях социального обслуживания населения области |
издание локальных актов учреждений социального обслуживания |
2013 год |
учреждения социального обслуживания населения области (по согласованию) |
5.4. |
Разработка и утверждение системы показателей эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения и критериев оценки эффективности и результативности деятельности работников и руководителей, включая механизм увязки размера оплаты труда работников и руководителей учреждений с конкретными показателями качества и количества оказываемых услуг, с учетом методических рекомендаций |
разработка проектов нормативных правовых актов Саратовской области; повышение эффективности и качества работы учреждений социального обслуживания и ответственности их руководителей |
2013 год |
министерство социального развития области |
5.5. |
Организация информационно-разъяснительной работы (в том числе в соответствии с медиа-планом) о системе социального обслуживания в области, видах и условиях предоставления социальных услуг: определение состава информации, подлежащей обязательному опубликованию; принятие дополнительных мер по информированию населения и официальных структур о деятельности по социальному обслуживанию, включая Интернет-ресурсы; установление ответственности за неисполнение предусмотренных требований |
повышение информированности населения о системе социального обслуживания в области и обоснованности принимаемых решений о предоставлении социальных услуг |
постоянно |
министерство социального развития области |
6. Сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности профессии социальных работников, совершенствование оплаты труда социальных работников | ||||
6.1. |
Реализация мер по повышению заработной платы работникам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
|||
6.1.1. |
Разработка показателей эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и основных категорий работников, задействованных в предоставлении социальных услуг в соответствии с методическими рекомендациями |
разработка локального акта министерства социального развития области |
2013 год |
министерство социального развития области |
6.1.2. |
Разработка и принятие мер по повышению кадрового потенциала работников учреждений социального обслуживания населения, предусматривающих проведение обучения и повышения квалификации на базе средних профессиональных и высших учебных заведений, семинаров, конкурсов профессионального мастерства |
разработка плана мероприятий по повышению кадрового потенциала работников учреждений социального обслуживания населения области |
II квартал 2013 года, далее в сроки, предусмотренные планом |
министерство социального развития области |
6.1.3. |
Мониторинг численности социальных работников, педагогических работников, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, занятых на штатных должностях в учреждениях социального обслуживания населения, и их средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
представление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с предложениями для прогнозных расчетов (по запросу) |
постоянно |
министерство социального развития области |
6.1.4. |
Расчет потребности и учет при формировании областного бюджета в части расходов на повышение заработной платы социальным работникам, включая социальных работников медицинских организаций, педагогическим работникам, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, учреждений социального обслуживания населения в соответствии с утвержденными планами-графиками реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
участие в разработке проектов законов об утверждении областного бюджета |
ежегодно, начиная с 2013 года |
министерство социального развития области |
6.1.5. |
Подготовка нормативных правовых актов, регламентирующих поэтапное повышение оплаты труда социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, педагогических работников, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
разработка проектов нормативных правовых актов Саратовской области |
начиная со II квартала 2013 года |
министерство социального развития области |
6.1.6. |
Мониторинг достижения целевых показателей повышения оплаты труда социальным работникам, включая социальных работников медицинских организаций, педагогическим работникам, оказывающих социальные услуга детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, учреждений социального обслуживания населения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с обсуждением доклада в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации на заседании региональной трехсторонней комиссии |
представление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (по запросу) |
1 июля, 31 декабря, 1 раз в полгода |
министерство социального развития области |
6.1.7. |
Анализ лучших практик по повышению оплаты труда социальным работникам, включая социальных работников медицинских организаций, педагогическим работникам, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, учреждений социального обслуживания населения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
подготовка информационно-аналитического письма в учреждения социального обслуживания населения |
ежегодно |
министерство социального развития области |
6.1.8. |
Проведение разъяснительной работы в учреждениях социального обслуживания населения об этапах проведения мероприятий по повышению оплаты труда, перехода на "эффективный контракт", соотношениях заработной платы и другим вопросам с участием профсоюзов |
выступления и публикации руководителей и специалистов министерства социального развития области, проведение разъяснительной работы в трудовых коллективах, совещаний, в том числе селекторных, семинаров и др. |
2013-2018 годы |
министерство социального развития области, учреждения социального обслуживания населения (по согласованию) |
6.1.9. |
Организация заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений социального обслуживания населения области в рамках поэтапного внедрения "эффективного контракта" в соответствии с методическими рекомендациями |
подписание дополнительных соглашений (трудовых договоров) с работниками учреждений социального обслуживания населения; повышение эффективности работы в учреждениях социального обслуживания области |
2013-2018 годы |
министерство социального развития области, учреждения социального обслуживания населения (по согласованию) |
6.1.10. |
Организация мероприятий по приведению трудовых договоров руководителей учреждений социального обслуживания населения в соответствии с типовой формой трудового договора, утвержденной Правительством Российской Федерации, заключаемого с руководителем учреждения |
повышение эффективности работы руководителей учреждений социального обслуживания области |
2013 год |
министерство социального развития области |
6.1.11. |
Повышение квалификации (обучение) работников учреждений социального обслуживания, занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда работников, по вопросам поэтапного внедрения "эффективного контракта" |
повышение эффективности исполнения обязанностей работниками учреждений социального обслуживания |
2013-2018 годы |
министерство социального развития области, учреждения социального обслуживания населения (по согласованию) |
6.2. |
Обеспечение предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей граждан, претендующих на замещение должностей руководителя государственного учреждения социального обслуживания населения, а также граждан, замещающих указанные должности |
исключение случаев коррупции |
ежегодно, начиная с 2013 года |
министерство социального развития области, учреждения социального обслуживания населения (по согласованию) |
6.3. |
Проведение проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должности руководителя учреждения социального обслуживания населения, а также гражданами, замещающими указанные должности |
исключение случаев коррупции |
ежегодно, начиная с 2013 года |
министерство социального развития области |
6.4. |
Разработка систем нормирования труда в учреждениях социального обслуживания области с учетом методических рекомендаций |
утверждение норм труда в учреждениях социального обслуживания области |
начиная с 2014 года |
министерство социального развития области |
6.5. |
Осуществление мероприятий, направленных на оказание содействия учреждениям социального обслуживания населения по определению систем нормирования труда |
обеспечение методической помощи учреждениям социального обслуживания населения |
начиная с IV квартала 2013 года |
министерство социального развития области |
6.6. |
Осуществление контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания населения норм статьи 159 Трудового кодекса Российской Федерации |
разработка проекта локального акта министерства социального развития области |
2013-2018 годы |
министерство социального развития области |
6.7. |
Подготовка нормативных правовых актов об увеличении (индексации) оплаты труда работников государственных учреждений Саратовской области |
разработка проекта нормативного правового акта |
2013-2018 годы |
министерство труда, занятости и миграции области |
6.8. |
Установление предельной доли средств оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения (не более 40%) и определения целевых соотношений средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания до 1:0,7-1:0,5 (с учетом типа учреждений социального обслуживания населения) |
разработка проекта локального акта министерства социального развития области |
2013-2018 годы |
министерство социального развития области |
6.9. |
Установление предельного (не превышающего более чем в 8 раз) уровня соотношения средней заработной платы руководителей учреждений социального обслуживания населения и средней заработной платы работников учреждений за отчетный год |
разработка проекта нормативного акта |
2013 год |
министерство социального развития области |
6.10. |
Организация проведения областного конкурса профессионального мастерства среди работников учреждений социального обслуживания, участие во Всероссийском конкурсе на звание "Лучший работник учреждения социального обслуживания" |
повышение престижа профессии в сфере социального обслуживания населения |
постоянно |
министерство социального развития области, учреждения социального обслуживания населения (по согласования) |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 30 апреля 2013 г. N 218-П "Об утверждении плана мероприятий ("дорожная... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.