Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к постановлению Правительства Саратовской области
от 27 октября 2011 г. N 590-П
Государственный стандарт Саратовской области "Социальное обслуживание детей и подростков с ограниченными возможностями в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних"
1. Паспорт государственного стандарта
1.1. Название государственной услуги.
Социальное обслуживание детей и подростков с ограниченными возможностями в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.
1.2. Определение государственной услуги с ее целеполагающей установкой.
Социальное обслуживание детей, подростков с ограниченными возможностями, несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, осуществляется путем оказания комплексной помощи по организации и проведению социальной адаптации и реабилитационных мероприятий психолого-педагогического, медицинского и социального характера, организации отдыха и досуга.
1.3. Потребители государственной услуги.
1.3.1. Дети-инвалиды (от рождения до 18 лет) и дети с ограниченными возможностями, семьи, воспитывающие детей и подростков с ограниченными возможностями.
Организация социального обслуживания детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями и семей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями, осуществляется в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями.
1.3.2. Дети, подростки и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Организация социального обслуживания детей, подростков и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, проходящих курс реабилитации в стационарном отделении, полустационарном и нестационарном отделениях:
в стационарном отделении круглосуточного пребывания, где временно проживают несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет;
в отделении дневного пребывания, где предоставляется государственная услуга детям в возрасте от 3 до 18 лет;
в нестационарном отделении оказывается государственная услуга как несовершеннолетним, так и членам их семей.
1.4. Содержание и составные части государственной услуги.
1.4.1. Содержание государственной услуги для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями и семей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями:
прием и регистрация документов для получения государственной услуги;
оказание государственной услуги в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями (реализация индивидуальной программы социальной реабилитации);
завершение процесса оказания государственной услуги осуществляется в связи с окончанием срока реабилитации.
1.4.2. Содержание государственной услуги для несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении:
выявление проблем семьи и детей;
комплексное обследование потребителя государственной услуги и разработка индивидуальной программы социальной реабилитации (участие в разработке межведомственной программы реабилитации на семью, находящуюся в социально опасном положении);
прием и регистрация документов для получения государственной услуги;
оказание государственной услуги в условиях патронажа, стационара, полустационара (реализация индивидуальной программы социальной реабилитации или межведомственной программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении);
завершение процесса оказания государственной услуги осуществляется в связи с окончанием срока реабилитации, расторжением договора с потребителем государственной услуги.
1.4.3. Составные части государственной услуги:
социально-бытовые услуги;
социально-психологические услуги;
социально-экономические услуги;
социально-правовые услуги;
социально-педагогические услуги;
социально-медицинские услуги.
1.5. Результат оказания государственной услуги:
преодоление потребителями государственной услуги проблем, лежащих в основе сложившейся трудной, кризисной и экстремальной жизненной ситуации, реализация законных прав и интересов потребителей государственной услуги, улучшение их социального и материального положения, психологического статуса, поддержание жизнедеятельности потребителя государственной услуги, состояния их здоровья, осуществление социальной реабилитации и адаптации.
2. Требования к содержанию и процедуре оказания государственной услуги
2.1. Государственная услуга оказывается следующими учреждениями:
реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями;
социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних.
2.2. Содержание и процедура оказания государственной услуги.
2.2.1. Составными частями государственной услуги являются:
социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
социально-психологические услуги, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
социально-экономические услуги, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
социально-правовые услуги, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан;
социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан.
2.2.2. Содержание государственной услуги отражено в приложениях N 1, 2 к настоящему Стандарту.
Нормы обеспечения мягким инвентарем, одеждой, обувью и продуктами питания утверждаются нормативными правовыми актами области.
2.2.3. Порядок приема и регистрации документов, подготовки и принятия решения о предоставлении государственной услуги, а также определение клиентов в стационарное (полустационарное) отделение утверждается административным регламентом предоставления государственной услуги.
2.2.4. Поступление в реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями осуществляется самостоятельно.
При поступлении потребителя государственной услуги в реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями проводится первичный доврачебный медицинский осмотр, первичный врачебный медицинский осмотр.
2.2.5. Комплексное обследование потребителя государственной услуги и разработка индивидуальной программы социальной реабилитации.
В период нахождения потребителя государственной услуги в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями проводится комплексное обследование потребителя государственной услуги специалистами, участвующими в разработке индивидуальной программы социальной реабилитации.
По результатам комплексного обследования разрабатывается индивидуальная программа социальной реабилитации, которая утверждается руководителем учреждения.
Мероприятия индивидуальной программы социальной реабилитации должны быть направлены на создание потребителям государственной услуги наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, на проведение реабилитационных мероприятий социального характера, медицинской помощи, организации их отдыха и досуга.
2.2.6. Реализация индивидуальной программы социальной реабилитации.
Реализация индивидуальной программы социальной реабилитации осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, включенных в программу, и в установленные сроки.
Индивидуальная программа социальной реабилитации является обязательной для исполнения.
При реализации индивидуальной программы социальной реабилитации обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.
Потребитель государственной услуги (или его законный представитель) вправе отказаться от тех или иных мероприятий индивидуальной программы социальной реабилитации, если это не повлечет ухудшения состояния его здоровья.
Отказ от тех или иных мероприятий индивидуальной программы социальной реабилитации оформляется в письменном виде на руководителя учреждения с личной подписью потребителя государственной услуги (его законного представителя).
Отказ потребителя государственной услуги (его законного представителя) от тех или иных мероприятий индивидуальной программы социальной реабилитации освобождает стационарное отделение от ответственности по исполнению данных мероприятий.
В период реализации индивидуальной программы социальной реабилитации потребитель государственной услуги (его законный представитель) имеет право ознакомиться с индивидуальной программой в рабочее время в день обращения.
2.2.7. Прекращение реализации индивидуальной программы социальной реабилитации.
Предоставление государственной услуги прекращается в связи с выбытием из реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями потребителя государственной услуги.
2.2.8. Социальное обслуживание несовершеннолетних и членов их семей осуществляется в стационарных, полустационарных и нестационарных отделениях, адаптированных к возрасту, состоянию здоровья несовершеннолетних.
Зачисление детей и подростков в стационарное отделение социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних осуществляется на основании следующих документов:
личного обращения несовершеннолетнего;
заявления родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
направления органа управления социальной защитой населения или согласованного с этим органом ходатайства должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
постановления уполномоченного лица в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, ограничения свободы, лишения свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
акта оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолетнего в учреждение. Копия указанного акта направляется в органы опеки и попечительства.
2.2.9. Зачисление детей и подростков в отделение дневного пребывания социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних осуществляется на основании следующих документов:
заявления родителей;
ходатайств учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
документов, подтверждающих низкий доход семьи (справок о доходах, актов обследования жилищно-бытовых условий и др.);
копий свидетельства о рождении или паспорта несовершеннолетнего;
договора, заключенного между родителями (лицами их заменяющими) и социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, о приеме ребенка на социальную реабилитацию;
приказа директора социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних о зачислении несовершеннолетнего в отделение дневного пребывания для оказания комплекса социальных услуг.
2.2.10. Постановка семей на социальный патронаж в качестве находящихся в социально опасном положении осуществляется на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Отказ социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних от предоставления социальных услуг возможен в случае, когда несовершеннолетний находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.
2.2.11. Реализация индивидуальной программы социальной реабилитации.
Реализация индивидуальной программы социальной реабилитации (межведомственной программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении) осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, включенных в программу, и в установленные сроки.
Индивидуальная программа социальной реабилитации (межведомственная программа реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении) является обязательной для исполнения.
При реализации индивидуальной программы социальной реабилитации (межведомственной программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении) обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.
Потребитель государственной услуги (или его законный представитель) вправе отказаться от тех или иных мероприятий индивидуальной программы социальной реабилитации (межведомственной программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении), если это не повлечет ухудшения состояния его здоровья.
Отказ от тех или иных мероприятий индивидуальной программы социальной реабилитации (межведомственной программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении) оформляется в письменном виде на руководителя учреждения с личной подписью потребителя государственной услуги (его законного представителя).
Отказ потребителя государственной услуги (его законного представителя) от тех или иных мероприятий индивидуальной программы социальной реабилитации (межведомственной программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении) освобождает стационарное отделение от ответственности по исполнению данных мероприятий.
В период реализации индивидуальной программы социальной реабилитации (межведомственной программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении) потребитель государственной услуги (его законный представитель) имеет право ознакомиться с программой в рабочее время в день обращения.
2.2.12. Отчисление несовершеннолетних из стационарного отделения осуществляется на основании:
разрешения органов опеки и попечительства о возвращении ребенка в семью;
полученной путевки в государственное учреждение;
приказа по заявлению законных представителей несовершеннолетних;
личного заявления несовершеннолетнего (в случае личного обращения несовершеннолетнего в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних).
2.2.13. Отчисление несовершеннолетних из отделения дневного пребывания осуществляется:
по окончании срока реабилитационной работы;
по личному заявлению родителей о прекращении договора по семейным обстоятельствам;
по расторжению договора в одностороннем порядке в случае несоблюдения родителями условий договора;
при переводе несовершеннолетнего в стационарное отделение социально-реабилитационного центра.
2.2.14. Причиной снятия семей с социального патронажа является:
лишение родительских прав;
оформление опеки над несовершеннолетним;
улучшение семейной ситуации;
оформление несовершеннолетнего в государственное учреждение;
достижение совершеннолетия;
оформление в специальное учреждение;
смена места жительства.
3. Требования к обеспечению прав и интересов потребителей государственной услуги
3.1. Потребители услуги имеют право на:
выбор учреждения (при наличии свободных мест в учреждении);
обеспечение доступности и качества предоставляемой государственной услуги;
свободное посещение их законными представителями, родственниками, священнослужителями и другими лицами, с которыми потребители государственной услуги желают встретиться, в соответствии с установленным распорядком дня учреждения;
обеспечение права на свободу от наказаний, на недопущение в целях их наказания или создания удобств для персонала учреждений использования лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляции потребителей под угрозой ответственности лиц, виновных в нарушении указанной нормы;
получение достоверной и своевременной информации о своих правах, обязанностях, об условиях проживания и других условиях предоставления государственной услуги;
конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работникам учреждения социального обслуживания при оказании государственной услуги;
уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
обеспечение неприкосновенности личности и безопасность проживания потребителей государственной услуги.
3.2. Несовершеннолетние, находящиеся в стационарных отделениях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, имеют право на:
выбор учреждения (при наличии свободных мест в учреждении);
обеспечение им условий проживания и быта в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, отвечающих государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
посещение их законными представителями, родственниками, согласно внутреннему распорядку учреждения;
уход, первичную медико-санитарную помощь;
медико-социальную реабилитацию и социальную адаптацию;
получение достоверной и своевременной информации о своих правах, обязанностях, об условиях проживания и других условиях предоставления государственной услуги;
конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работникам социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних при оказании государственной услуги;
уважительное и гуманное отношение со стороны работников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;
защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.
3.3. Клиенты, находящиеся в условиях отделения дневного пребывания, и состоящие на социальном патронаже, имеют право на:
обеспечение своих прав и законных интересов в процессе осуществления социальной реабилитации;
получение информации о социальных услугах и мерах социальной поддержки, которые могут быть ему предоставлены;
получение качественной государственной услуги;
обеспечение конфиденциальности и неразглашения информации, касающейся получения услуги;
удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении, развитии творческих способностей и интересов.
4. Требования к информированию потребителей государственной услуги
4.1. Предоставление информации о государственной услуге должно соответствовать требованиям законодательства.
Информация о государственной услуге должна быть открытой, доступной, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и иных маломобильных групп населения, достоверной и предоставляться своевременно.
Для потребителя государственной услуги должна быть обеспечена свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о предоставлении государственной услуги.
Информация об оказании государственной услуги размещается:
в стационарных учреждениях;
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на официальном сайте министерства социального развития области;
в средствах массовой информации;
в информационно-справочных изданиях (брошюрах, буклетах, памятках);
в иных организациях, предоставляющих услуги населению.
Информация должна содержать следующие обязательные сведения:
название государственной услуги;
определение государственной услуги с ее целеполагающей установкой;
категории потребителей государственной услуги, показания и основания ее оказания;
содержание и составные части государственной услуги;
результат оказания государственной услуги;
порядок подачи жалоб.
По устному или письменному запросу потребителя услуги или его законного представителя должна быть представлена дополнительная информация по государственной услуге.
5. Требования к персоналу стационарного учреждения
5.1. Персонал реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних должен:
иметь профессиональную подготовку, подтвержденную документом установленного образца;
знать и соблюдать законы, иные правовые акты и нормативные документы, касающиеся профессиональной деятельности, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, приказы и распоряжения администрации учреждений;
нести ответственность за качество предоставляемой потребителю государственной услуги;
проходить инструктаж;
знать и соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;
знать и соблюдать правила эксплуатации оборудования, приборов и аппаратуры, с которыми он работает, а также правила техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности;
владеть навыками работы на персональном компьютере;
проходить обязательный медицинский осмотр в установленные сроки;
повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство;
сохранять конфиденциальность информации;
соблюдать профессиональную этику;
обладать высокими моральными качествами;
иметь чувство ответственности;
соблюдать принципы объективности и доброжелательности;
при оказании государственной услуги учитывать психологическое состояние, возраст, интеллектуальные и физиологические особенности несовершеннолетних.
6. Требования к процедуре подачи жалоб
6.1. Потребитель государственной услуги (законный представитель потребителя государственной услуги) имеет право на письменное или устное обжалование действий (бездействия) любого сотрудника реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, рассмотрение жалобы и получение официального ответа руководства учреждения или вышестоящей организации.
Письменное обращение направляется средствами почтовой и (или) электронной связи либо фиксируется в Книге жалоб и предложений.
В жалобе потребитель государственной услуги (законный представитель потребителя государственной услуги) в обязательном порядке указывает свой почтовый и (или) электронный адрес, по которому будет информирован о результатах рассмотрения жалобы.
Жалоба адресуется на имя руководителя стационарного учреждения, руководителя вышестоящей организации.
Поступившая в учреждение жалоба регистрируется в Журнале учета обращений граждан.
Срок рассмотрения письменной жалобы не должен превышать 30 календарных дней со дня ее регистрации в Журнале учета обращений граждан.
Информирование потребителя государственной услуги (законного представителя потребителя государственной услуги) о результатах рассмотрения и разрешения жалобы осуществляется в письменной форме и (или) в электронном виде.
Гражданин имеет право обжаловать действия (бездействие) любого сотрудника учреждения и решения руководства учреждения или вышестоящей организации в судебном порядке.
7. Показатели выполнения требований Стандарта
N п/п |
Наименование требований Стандарта |
Наименование показателей выполнения требований Стандарта |
1. |
Требования к содержанию и процедуре оказания государственной услуги |
соблюдение нормативов предоставления государственной услуги; наличие документальных подтверждений оказания государственной услуги; оценка удовлетворенности доступностью и качеством государственной услуги |
2. |
Требования к обеспечению прав и интересов потребителей государственной услуги |
соблюдение прав и интересов потребителей государственной услуги |
3. |
Требования к информированию потребителей государственной услуги |
соответствие информации требованиям законодательства; оценка удовлетворенности доступностью и качеством информации |
4. |
Требования к персоналу стационарных учреждений |
соответствие персонала квалификационным и иным требованиям, установленным законодательством |
5. |
Требования к процедуре подачи жалоб |
соблюдение процедуры подачи жалоб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.