Ведение бухгалтерского учета
Особенности документального оформления
и учета операций по договору купли-продажи
Основные требования, предъявляемые к оформлению сделок по договору купли-продажи:
соответствие содержания договора действующему законодательству;
правильность оформления первичных учетных документов по совершенным операциям;
правильность отражения совершенных операций на счетах бухгалтерского учета.
В соответствии со ст.454 ГК РФ по договору купли-продажи продавец обязуется передать товар в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.
Условие договора считается согласованным, если он позволяет определить наименование и количество товара. Следует обратить внимание на то, что покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не указано в договоре. Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью.
Рассмотрим порядок отражения на счетах операций, совершенных оптовым торговым предприятием по договору купли-продажи:
/----------------------------------------------------------\
| Содержание операции | Д-т | К-т |
|------------------------------------------+-------+-------|
| Поступили товары от поставщика | 41 | 60 |
|------------------------------------------+-------+-------|
| Отражен НДС, включенный в счет | 19 | 60 |
| поставщика по приобретенным | | |
| товарам | | |
|------------------------------------------+-------+-------|
| Произведена оплата за полученные | | |
| товары поставщику | 60 | 51 |
|------------------------------------------+-------+-------|
| Отражены расходы, относимые на затраты: | | |
| оплата труда | 44 | 70 |
| отчисления в фонды социального | 44 | 69 |
| страхования и обеспечения | | |
| услуги сторонних организаций | 44 | 76 |
| | 19 | 76 |
|------------------------------------------+-------+-------|
| Оплачены услуги сторонних организаций | 76 | 51 |
|------------------------------------------+-------+-------|
| Отгружен товар покупателю | 62 | 46 |
|------------------------------------------+-------+-------|
| Начислен НДС | | |
| по моменту оплаты | 46 | 76 |
| по моменту отгрузки | 46 | 68 |
|------------------------------------------+-------+-------|
| Списана стоимость товара | 46 | 41 |
|------------------------------------------+-------+-------|
| Списана доля издержек обращения, | 46 | 44 |
| относящаяся к реализованным | | |
| товарам | | |
|------------------------------------------+-------+-------|
| Определен финансовый результат | 46 | 80 |
\----------------------------------------------------------/
В соответствии со ст.567 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первая и вторая) (с изменениями от 20.02, 12.08.96 г., 24.10.97 г.) правила купли-продажи применяются и к договорам мены.
По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой, при этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Предполагается, что товары, подлежащие обмену, равноценные, в противном случае сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.
Право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.
В п.3.1 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (приложение 2 к приказу Минфина России от 12.11.96 г. N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" (с изменениями от 3.02, 21.11.97 г.) также определено, что при договоре мены выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете организаций, выступающих по договору в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.
Указанные положения определяют порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций, совершаемых в рамках договора мены. Документом, регламентирующим данный порядок, является письмо Минфина России от 30.10.92 г. N 16-05/4 "О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе". Руководствуясь данным документом, рассмотрим схему записи на счетах операций по договору мены:
/--------------------------------------------------------------\
| Содержание операции | Д-т | К-т |
|----------------------------------------------+-------+-------|
| Стоимость товаров, поступивших на | 41 | 60 |
| предприятие по договору мены | | |
|----------------------------------------------+-------+-------|
| НДС по приобретенным товарам | | |
| (на предприятиях оптовой торговли) | 19 | 60 |
|----------------------------------------------+-------+-------|
| Отгружены товары в погашение | | |
| задолженности перед поставщиком по | | |
| договору мены | 60 | 46 |
|----------------------------------------------+-------+-------|
| Списана стоимость отгруженных товаров | 46 | 41 |
|----------------------------------------------+-------+-------|
| Начислен НДС по реализованным товарам | 46 | 68 |
|----------------------------------------------+-------+-------|
| Отражены расходы, относимые на затраты: | | |
| оплата труда | 44 | 70 |
| отчисления в фонды социального страхования | 44 | 69 |
| и обеспечения | | |
| услуги сторонних организаций | 44 | 76 |
| | 19 | 76 |
|----------------------------------------------+-------+-------|
| Оплачены услуги сторонних организаций | 76 | 51 |
|----------------------------------------------+-------+-------|
| Списан в уменьшение платежа в бюджет НДС | | |
| по услугам сторонних организаций | 68 | 19 |
|----------------------------------------------+-------+-------|
| Списан в уменьшение платежа в бюджет НДС | 68 | 19 |
| по полученным товарам | | |
|----------------------------------------------+-------+-------|
| Списаны издержки обращения, относящиеся | 46 | 44 |
| к реализованным товарам | | |
|----------------------------------------------+-------+-------|
| Отражен финансовый результат от реализации | 46 | 80 |
\--------------------------------------------------------------/
В соответствии с п.16 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями от 23.01, 14.03, 22.08.96 г., 12.03, 29.12.97 г., 7.08.98 г.) сумма налога на добавленную стоимость выделяется отдельной строкой в первичных учетных документах, на основании которых производятся расчеты при бартерных сделках (счетах, счетах-фактурах, накладных, актах выполненных работ и др.).
Особенности документального оформления
и учета операций по договору комиссии
Правовые основы действия по договору комиссии определены в гл.51 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первая и вторая) (с изменениями от 20.02, 12.08.96 г., 24.10.97 г.). В соответствии со ст.990 по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, даже если комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение. Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен и размер вознаграждения не может быть определен исходя из условий договора, оно уплачивается после исполнения договора комиссии в сумме, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.
Для определения налогооблагаемой базы по НДС необходимо руководствоваться инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями от 23.01.96 г., 14.03, 22.08.96 г., 12.03, 29.12.97 г.), в которой указано, что в случае, если заготовительные, оптовые, снабженческо-сбытовые и другие организации, занимающиеся продажей и перепродажей товаров, реализацию своих товаров (работ, услуг) осуществляют через посредников по договорам комиссии или поручения, плательщиками налога на добавленную стоимость являются как комиссионеры или поверенные, так и комитенты или доверители. Облагаемым оборотом у этих организаций (предприятий) являются:
у комитента или доверителя - стоимость товаров, передаваемых комиссионеру или поверенному без налога на добавленную стоимость. При этом сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, исчисляется в виде разницы между суммами налога по товарам, передаваемым комиссионеру или поверенному, и суммами налога, уплаченными поставщикам товаров (работ, услуг);
у комиссионера или поверенного - стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых покупателям исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость. При этом сумма налога, подлежащая взносу в бюджет комиссионером или поверенным по этим оборотам, исчисляется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей товаров, и суммами налога, указанными комитентом или доверителем при передаче этих товаров комиссионеру или поверенному;
у комиссионера или поверенного - сумма комиссионного вознаграждения в случае реализации товаров (работ, услуг) без участия в расчетах комиссионера или поверенного.
Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет комиссионером или поверенным, определяется в виде разницы между суммами налога, исчисленными с комиссионного вознаграждения по соответствующим расчетным ставкам, и суммами налога по материальным ценностям (работам, услугам), оплаченным комиссионером или поверенным соответствующим поставщикам и в установленном порядке относимым у комиссионера или поверенного на издержки обращения.
В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями от 22.01, 12.02.96 г., 18.03.97 г., 25.08.98 г.) деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения, относится к посредническим операциям и сделкам (по договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия за вознаграждение, по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента (лица, по поручению которого совершается сделка) совершить одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента за вознаграждение). Порядок документального оформления, в частности счетами-фактурами, операций по договору комиссии разъяснен в письме Департамента налоговой политики Минфина России от 29.12.97 г. N 04-03-11, в котором сообщено, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.07.96 г. N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС" и письму Госналогслужбы России и Минфина России от 25.12.96 г. N ВЗ-6-03/890, 109 "О применении счетов-фактур при расчетах по НДС с 1 января 1997 года" начиная с этой даты все плательщики налога на добавленную стоимость при отгрузке товаров, выполнении работ и оказании услуг обязаны оформлять счета-фактуры.
Собственник товаров (комитент) при передаче товаров комиссионеру составляет счета-фактуры с указанием цены, по которой товары принимаются на забалансовый учет у комиссионера.
Полученные от комитента счета-фактуры по переданным для реализации товарам хранятся у комиссионера в журнале учета получаемых счетов-фактур. При отгрузке товара, принятого на комиссию, комиссионер должен составить счета-фактуры от своего имени с указанием полной цены продажи товара, включая комиссионное вознаграждение.
После перечисления собственнику товара причитающейся ему суммы выручки за реализованный товар комиссионер делает соответствующую запись в книге покупок на основании счета-фактуры, ранее полученного от комитента.
Регистрация счетов-фактур в книге продаж у комитента и комиссионера производится в хронологическом порядке по мере реализации товаров, т.е. по мере их отгрузки или по мере оплаты в зависимости от учетной политики, установленной в целях налогообложения.
При реализации товаров в рамках договоров комиссии без участия в расчетах комиссионера счета-фактуры, полученные комиссионером от поставщиков товаров, оприходованных в учете комиссионера и находящихся у него на хранении, находятся у него в журнале учета получаемых счетов-фактур, но в книге покупок у комиссионера не регистрируются.
Счета-фактуры покупателям товаров составляются комиссионером на полную сумму отгружаемого в их адрес товара и сумму дохода, получаемого в виде вознаграждения (платы) за оказание посреднических услуг. При этом счета-фактуры, составленные комиссионером, регистрируются у комиссионера в книге продаж только в части полученного дохода (вознаграждения), являющегося оборотом, облагаемым налогом на добавленную стоимость у этих организаций.
В п.3.1 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (приложение 2 к приказу Минфина России от 12.11.96 г. N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" (с изменениями от 3.02, 21.11.97 г.) также определен момент отражения выручки от реализации у комитента:
"В случае реализации товаров по договорам комиссии или поручения (кроме розничной торговли, общественного питания и аукционной торговли) с участием в расчетах в бухгалтерском учете комитента (доверителя) выручка от реализации товаров отражается по времени получения извещения комиссионера или поверенного об отгрузке товаров покупателю (заказчику). При этом время получения извещения не должно превышать разумный срок прохождения таких документов".
Кроме того, часто возникают проблемы, связанные с порядком расчетов по НДС с бюджетом. Подробно данный порядок изложен в п.6 письма Минфина России от 12.11.96 г. N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами":
"В случае реализации товаров по договорам комиссии или поручения с участием в расчетах сумма, подлежащая оплате за товары покупателями (заказчиками) с учетом налога на добавленную стоимость по этим товарам, отражается комиссионером или поверенным на дату отгрузки товаров покупателям (заказчикам) по кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" на отдельном субсчете в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет комиссионером или поверенным и определяемая в соответствии с налоговым законодательством, списывается комиссионером или поверенным с дебета счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" в части вознаграждения за оказанные услуги по реализации товаров и (или) 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в части задолженности комитенту за товар, оплаченный покупателем, в кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".
Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная комиссионером или поверенным при оказании услуги по реализации товаров, отражается по дебету соответствующего субсчета счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", в корреспонденции с кредитом счетов учета расходов (задолженности), связанных с оказанием услуги. Списание этих сумм в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" производится в общеустановленном порядке.
Особенности отражения на счетах бухгалтерского учета
авансовых расчетов с покупателями и поставщиками
Отражение хозяйственных операций, связанных с получением или предоставлением авансов, определяется Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утв. приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. N 56) (с изменениями от 28.12.94 г., 28.07.95 г., 27.03.96 г., 17.02.97 г.). Для учета расчетов по авансам выданным применяется счет 61 "Расчеты по авансам выданным".
Суммы выданных авансов отражаются по дебету счета 61 "Расчеты по авансам выданным" в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
Суммы выданных авансов, зачтенные поставщиком при оплате, отражаются по кредиту счета 61 "Расчеты по авансам выданным" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Аналитический учет по счету 61 ведется по каждому дебитору.
Таким образом, делаются следующие записи на счетах бухгалтерского учета:
/-------------------------------------------------------\
| Содержание операции | Д-т | К-т |
|----------------------------------------+-------+------|
| Перечислен в соответствии с условиями | 61 | 51 |
| договора аванс под поставку товаров | | |
|----------------------------------------+-------+------|
| Поступили товары от поставщика | 41 | 60 |
|----------------------------------------+-------+------|
| НДС, включенный в счет поставщика | 19 | 60 |
|----------------------------------------+-------+------|
| Произведен зачет задолженности | 60 | 61 |
| поставщику на сумму ранее | | |
| перечисленного аванса | | |
|----------------------------------------+-------+------|
| Списан НДС в уменьшение суммы, | 68 | 19 |
| причитающейся к уплате в бюджет | | |
\-------------------------------------------------------/
Обращаем внимание на то, что возмещение суммы НДС по факту перечисления средств в виде аванса не производится. Недопустимо также применять счет 61 вместо счета 31 "Расходы будущих периодов", который предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, так как это приводит к искажению налогооблагаемой базы по налогу на имущество.
Для учета расчетов по авансам полученным применяется счет 64 "Расчеты по авансам полученным". Суммы полученных авансов отражаются по кредиту счета 64 в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
Средства полученных авансов, зачтенные при предъявлении покупателям (заказчикам) счетов, отражаются по дебету счета 64 "Расчеты по авансам полученным" и кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" или счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в зависимости от порядка учета реализации. Аналитический учет по счету 64 ведется по каждому кредитору.
Порядок отражения операций в бухгалтерском учете существенно влияет на формирование налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями от 23.01, 14.03, 22.08.96 г., 12.03, 29.12.97 г., 7.08.98 г.) в облагаемый оборот включаются также любые получаемые организациями (предприятиями) денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (оказания услуг) на счета в учреждения банков либо в кассу, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги). При этом особое внимание обращено на то, что сумма налога на добавленную стоимость выделяется отдельной строкой в первичных учетных документах, на основании которых производятся расчеты при предварительной оплате (авансах) (в счетах, счетах-фактурах, накладных, актах выполненных работ и др.).
Однако при авансовых расчетах, например, очень часто покупатель производит платеж в два приема: в одном платежном поручении - часть суммы за товары по предъявленному счету, а во втором - оставшаяся часть плюс НДС, относящийся ко всей сумме, или оплачивает авансом как льготируемый, так и нельготируемый товар или товар со ставкой НДС 10% и т.д.
Одним из основных документов, определяющих порядок отражения налога на добавленную стоимость в бухгалтерском учете, является письмо Минфина России от 12.11.96 г. N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами". Согласно п.7 данного документа при получении авансов (предварительной оплаты) при поставке товаров вся сумма, указанная в документах по полученным авансам (оплате), отражается по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 64 "Расчеты по авансам полученным".
Одновременно сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная по установленной ставке на основании документов о полученных авансах (оплате), отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 64 "Расчеты по авансам полученным" и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость". При отгрузке товаров на сумму ранее учтенного налога на добавленную стоимость корректируется ранее сделанная запись (дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" и кредит счета 64 "Расчеты по авансам полученным") и отражаются все операции, связанные с реализацией товаров в установленном порядке.
Таким образом, при получении аванса должны быть сделаны следующие записи на счетах бухгалтерского учета:
/-----------------------------------------------------------------\
| Содержание операции | Д-т | К-т |
|-----------------------------------------------+--------+--------|
| Получен аванс за предстоящую поставку | | |
| товаров | 51 | 64 |
|-----------------------------------------------+--------+--------|
| Начислен НДС по полученному авансу | 64 | 68 |
|-----------------------------------------------+--------+--------|
| Отгружен товар | 62 | 46 |
|-----------------------------------------------+--------+--------|
| Корректируется запись по НДС начисленному | 68 | 64 |
|-----------------------------------------------+--------+--------|
| Произведен зачет суммы ранее полученного | | |
| аванса | 64 | 62 |
|-----------------------------------------------+--------+--------|
| Начислен НДС по реализованным товарам | 46 | 68 |
|-----------------------------------------------+--------+--------|
| Списаны реализованные товары | 46 | 41 |
|-----------------------------------------------+--------+--------|
| Списаны издержки обращения, относящиеся к | | |
| реализованным товарам | 46 | 44 |
|-----------------------------------------------+--------+--------|
| Определен финансовый результат от реализации | 46 | 80 |
\-----------------------------------------------------------------/
Порядок учета недостач
товарно-материальных ценностей
Для обобщения информации о наличии сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей, выявленных в процессе их заготовления, хранения и реализации, независимо от того, подлежат они отнесению на счета издержек производства (обращения) или виновных лиц, предназначен счет 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утв. приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. N 56) (с изменениями от 28.12.94 г., 28.07.95 г., 27.03.96 г., 17.02.97 г.). При этом определено, что порядок списания сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законодательством и учредительными документами. В частности, достаточно сложный вопрос о порядке отражения сумм недостач в том случае, когда виновное лицо не установлено. Рассмотрим порядок отражения сумм недостач в соответствии с действующим законодательством.
Нормативный документ: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н).
Комментарий. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства (обращения) у организации.
Нормативный документ: Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49), п.5.1.
Комментарий. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации.
Нормативный документ: Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ст.12, п.3, п.п."б".
Комментарий. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.
Таким образом, в законодательной базе не предусмотрено единства положений по данному вопросу.
В Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утв. постановлением Правительства РФ от 5.08.92 г. N 552) определено, что в состав внереализационных расходов сумма недостачи не включена, а в соответствии с п.3 недостачи материальных ценностей в производстве и на складах при отсутствии виновных лиц включаются в состав себестоимости.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов по дебету счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" отражаются:
по недостающим (похищенным) или полностью испорченным товарно-материальным ценностям - их фактическая себестоимость (в снабженческих, сбытовых, торговых предприятиях - стоимость по продажным ценам при ведении учета по этим ценам);
по частично испорченным материальным ценностям - сумма определившихся потерь.
Записи производятся по дебету счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и кредиту счетов учета ценностей.
Когда покупатель при приемке товаров, поступивших от поставщиков, выявляет недостачу или порчу, сумма недостачи отражается по дебету счета 63 "Расчеты по претензиям" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При отказе органами арбитража во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных организаций сумма, ранее отнесенная в дебет счета 63 "Расчеты по претензиям", списывается на счет 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
По кредиту счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" отражается списание:
недостач ценностей, потерь от порчи, а также похищенных ценностей - в дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба");
недостач ценностей и потерь от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников, а также недостач и хищений товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков - на счета издержек производства или обращения.
По кредиту счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" отражаются суммы в размерах и величинах, принятых на учет по дебету указанного счета. При этом на счета издержек производства и обращения списываются недостающие, похищенные или испорченные материальные ценности по их фактической себестоимости. Снабженческие, сбытовые и торговые предприятия, которые по дебету счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" отражают стоимость указанных ценностей по продажным ценам, сумму, списанную на издержки обращения, корректируют дополнительной записью со счета 42 "Торговая наценка" на суммы скидок (накидок), приходящихся на такие товары.
Если с виновных лиц взыскивается стоимость недостающих или похищенных ценностей по ценам, превышающим их балансовую стоимость, разница между стоимостью недостающих ценностей, зачисленной на счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", и их стоимостью, отраженной на счете 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей", относится в кредит счета 83 "Доходы будущих периодов". По мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы указанная разница списывается со счета 83 "Доходы будущих периодов".
Недостачи ценностей, выявленные в текущем году, но относящиеся к прошлым периодам, которые признаны материально ответственными лицами или на которые имеются решения судебных органов о взыскании с виновных лиц, отражаются по дебету счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и кредиту счета 83 "Доходы будущих периодов". Одновременно на эти суммы дебетуется счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба") и кредитуется счет 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей". По мере погашения задолженности кредитуется счет 80 "Прибыли и убытки" и дебетуется счет 83 "Доходы будущих периодов".
Таким образом, схема записи на счетах основных операций выглядит следующим образом:
/--------------------------------------------------------------\
| Содержание операции | Д-т | К-т |
|-------------------------------------------------+-----+------|
| Выявлена порча ценностей при инвентаризации | | |
| на складе торгового предприятия | 84 | 41 |
|-------------------------------------------------+-----+------|
| Списана недостача к погашению виновным | | |
| материально ответственным лицом | 73 | 84 |
|-------------------------------------------------+-----+------|
| На сумму разницы между стоимостью, | | |
| отраженной на счете 84, и суммой к взысканию | 73 | 83 |
|-------------------------------------------------+-----+------|
| Погашена задолженность материально | | |
| ответственным лицом путем внесения наличных | | |
| денежных средств в кассу предприятия | 50 | 73 |
|-------------------------------------------------+-----+------|
| Удержана из заработной платы материально | | |
| ответственного лица сумма недостачи | 70 | 73 |
|-------------------------------------------------+-----+------|
| На сумму разницы между стоимостью, отраженной | | |
| на счете 84, и суммой взысканной | 83 | 80 |
|-------------------------------------------------+-----+------|
| Списана сумма недостачи в случае, если | | |
| виновное лицо не установлено | 44 | 84 |
\--------------------------------------------------------------/
Что касается спорности отнесения недостачи в случае, если виновное лицо не установлено, то необходимо учитывать, что приемка товара осуществлена по качеству и количеству и претензий к поставщику нет, а ценности приняты под материальную ответственность работника (заведующего складом), несущего ответственность за сохранность переданных ему ценностей. Потому контролирующим органам необходимо представить убедительные сведения о невозможности установления виновного лица.
Особенности налогообложения
Налог на добавленную стоимость
Нормативный документ: Инструкция Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями от 23.01, 14.03, 22.08.96 г., 2.04, 29.12.97 г., 7.08.98 г.).
Комментарий. У организаций розничной торговли облагаемым оборотом является:
по товарам, включая импортные, реализуемым по свободным рыночным (розничным) ценам, - сумма разницы между ценами реализации товаров и ценами, по которым они оплачиваются поставщикам, включая сумму налога. В таком же порядке исчисляется облагаемый оборот по товарам, реализуемым по регулируемым розничным ценам, сформированным исходя из отпускных цен промышленности с учетом налога и торговой надбавки;
по товарам, реализуемым по государственным регулируемым розничным ценам, приобретенным по ценам с учетом налога, за вычетом торговых скидок, - сумма торговых скидок. При реализации товаров, по которым производится дотирование из бюджета, облагаемым оборотом является также сумма торговых скидок.
Исчисление налога производится по расчетным ставкам в размере 16,67 и 9,09% к указанному выше облагаемому обороту.
Торговая надбавка (скидка) применяется к ценам, включающим налог на добавленную стоимость.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет организациями розничной торговли, определяется в виде разницы между суммами налога, исчисленными с реализованного торгового наложения по соответствующим расчетным ставкам, и суммами налога, уплаченными поставщикам материальных ресурсов, стоимость которых относится на издержки обращения.
При наличии раздельного аналитического учета товаров в разрезе установленных ставок налога на добавленную стоимость исчисление и уплата налога производятся исходя из полученного дохода от реализации товаров каждого вида по соответствующим расчетным ставкам.
В случае отсутствия аналитического учета по видам реализуемых товаров исчисление и уплата налога на добавленную стоимость производятся с полученного дохода по ставке 16,67%.
При комиссионной торговле с населением облагаемым оборотом является доход, полученный в виде комиссионного сбора. Исчисление налога производится по ставке 16,67% к сумме полученного дохода.
Налог на прибыль
Нормативный документ: Инструкция Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями от 22.01, 12.02.96 г., 18.03.97 г., 25.08.98 г.).
Комментарий. Плательщики налога на прибыль - предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
Следует обратить внимание на то, что действующим законодательством определены критерии отнесения предприятий к малым (включая среднюю численность работников) (Федеральный закон от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"). Под субъектами малого предпринимательства согласно указанному Закону, понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает в оптовой торговле 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек. При этом нужно иметь в виду, что к малым предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года. Предприятие самостоятельно устанавливает, какой из показателей должен применяться - объем оборота (объем реализации продукции, товарооборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.
Для целей налогообложения критерии отнесения предприятий к малым определяются исходя из фактических показателей за соответствующие отчетные периоды нарастающим итогом с начала года.
Не являются плательщиками налога на прибыль организации, переведенные нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Плательщиками единого налога являются организации, осуществляющие розничную торговлю через магазины, с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
По предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации.
В случае реализации продукции (работ, услуг) по цене не выше фактической себестоимости, но выше рыночной цены для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации. В том случае, если фактическая цена реализации ниже рыночной цены, для целей налогообложения принимается рыночная цена.
Под сложившимися рыночными ценами понимаются цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки. Регион - это сфера обращения продукции в данной местности, которая определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ближайшей по отношению к нему территории. При этом под ближайшей территорией понимается конкретный населенный пункт, группа населенных пунктов или иные территории, находящиеся в пределах границ национально- и административно-территориальных, национально-государственных образований.
При определении и признании рыночной цены продукции (работ, услуг) используются официальные источники информации о рыночных ценах на продукцию (работы, услуги) и биржевых котировках, информационная база органов государственной власти и органов местного самоуправления и информация, предоставляемая налоговым органам налогоплательщиками.
Предприятия при формировании рыночных цен могут руководствоваться Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Минэкономики России 6.12.95 г. N СИ-484/7-982 (доведены до налоговых инспекций письмом Госналогслужбы России от 08.02.96 г. N ВЗ-6-03/79).
При осуществлении предприятиями обмена продукцией (работами, услугами) либо ее передачи безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется исходя из средней цены реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка, а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) за месяц исходя из цены последней реализации.
Налог на пользователей автомобильных дорог
Нормативный документ: Инструкция Госналогслужбы России от 15.05.95 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с изменениями от 17.07, 7.09, 7.12.95 г., 12.01, 23.08.96 г., 27.03, 17.12.97 г., 31.03.98 г.).
Комментарий. Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Под фактической себестоимостью продукции (работ, услуг) понимается совокупность всех затрат организации, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Фактическая себестоимость приобретенных для дальнейшей реализации товаров включает стоимость приобретения этих товаров, расходы по их транспортировке, хранению, реализации, другие издержки обращения.
Сложившиеся рыночные цены - это цены, сложившиеся в регионе на момент реализации товаров, продукции (работ, услуг) при совершении сделки. Под регионом следует понимать сферу обращения товаров, продукции (работ, услуг) в данной местности, которая определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести товары, продукцию (работы, услуги) на ближайшей по отношению к покупателю территории. Ближайшая территория - это конкретный населенный пункт, группа населенных пунктов или иные территории, находящиеся в пределах границ национально- и административно-территориальных, национально-государственных образований.
При осуществлении плательщиками налога обмена товарами, продукцией (работами, услугами) выручка от реализации продукции (работ, услуг) и продажные цены товаров для целей налогообложения определяются исходя из цен товаров, продукции (работ, услуг), но не ниже рыночных цен обмениваемых товаров, продукции (работ, услуг), сложившихся на момент совершения сделки (в том числе на биржах).
Возможность включения расходов по таре и транспортировке товаров, продукции (работ, услуг) в выручку от реализации этой продукции (работ, услуг) и в продажные цены товаров зависит от принятого плательщиками метода формирования цены на товары, продукцию (работы, услуги).
При установлении цены реализации товаров, продукции (работ, услуг) на условиях их доставки до пункта назначения за счет поставщика расходы по таре и доставке товаров, продукции (работ, услуг) до пункта назначения подлежат включению в состав коммерческих расходов или издержек обращения организаций-поставщиков и учитываются в составе продажных цен товаров и в выручке от реализации продукции (работ, услуг).
В случае, если такие расходы выделяются в счетах-фактурах отдельной строкой, они также подлежат включению в состав продажных цен товаров и в выручку от реализации продукции (работ, услуг) и учету при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог.
Аналогично учитываются при налогообложении расходы по таре и доставке товаров, продукции (работ, услуг) при установлении отпускной цены на условиях доставки товаров, продукции (работ, услуг) до пункта отправления за счет поставщика. При установлении отпускной цены на условиях доставки товаров, продукции (работ, услуг) за счет поставщика до пункта отправления расходы по таре и доставке товаров, продукции (работ, услуг) от пункта отправления до пункта назначения, возмещаемые покупателями сверх отпускной цены, у поставщика в выручку от реализации продукции (работ, услуг) и в продажные цены товаров не включаются и налогом на пользователей автомобильных дорог не облагаются.
При исчислении налогооблагаемой базы из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключаются налог на добавленную стоимость, налог на реализацию горюче-смазочных материалов (по организациям, реализующим горюче-смазочные материалы), экспортные пошлины (по организациям, осуществляющим экспортную деятельность), лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции, суммы установленных процентных надбавок к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры.
По заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности при исчислении налогооблагаемой базы из суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров исключается налог на добавленную стоимость, исчисленный от разницы между продажной и покупной ценами реализованных товаров.
По организациям, осуществляющим перепродажу горюче-смазочных материалов, при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог из суммы разницы между продажной и покупной ценами этих материалов исключается налог на реализацию горюче-смазочных материалов, исчисленный от суммы разницы между их продажной и покупной ценами.
Ставка налога устанавливается в размере:
2,5% выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);
2,5% суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Средства налога зачисляются в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации по ставке 0,5%, в территориальные дорожные фонды - по ставке 2,0%.
При исчислении налога на пользователей автомобильных дорог необходимо учитывать следующие особенности налогообложения.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг), полученная в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу организации.
Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности.
От уплаты налога освобождаются субъекты малого предпринимательства (юридические лица), применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Сумма налога на пользователей автомобильных дорог определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно.
Уплата налога производится ежемесячно на основании данных бухгалтерского учета о реализации продукции (работ и услуг) и продаже товаров за истекший месяц до 15 числа следующего месяца.
Учет расчетов с дорожными фондами по налогу на пользователей автомобильных дорог осуществляется на счете 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" на отдельном субсчете "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог".
Начисление суммы налога на пользователей автомобильных дорог отражается по кредиту счета 67 в корреспонденции со счетами 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Издержки обращения" и другими счетами.
Перечисление сумм налога в соответствующий дорожный фонд отражается по дебету счета 67 и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
Нормативный документ: письмо Госналогинспекции по г.Москве от 25.09.96 г. N 11-13/20835 "О налоге на пользователей автомобильных дорог".
Комментарий. При исчислении налога на пользователей автомобильных дорог по заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности из показателя товарооборота исключается сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная от всего товарооборота.
Предприятия розничной торговли исключаемый из товарооборота налог на добавленную стоимость рассчитывают от суммы разницы между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров.
Налог на имущество
Нормативный документ: Инструкция Госналогслужбы России от 8.06.95 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с изменениями от 12.07, 9.10.95 г., 29.05.97 г., 2.04.98 г.).
Комментарий. Плательщики налога на имущество - предприятия, учреждения и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.
Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. За отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) она определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.
Для определения налогооблагаемой базы принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета:
01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (за минусом суммы износа);
04 "Нематериальные активы" (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 05 "Амортизация нематериальных активов");
10 "Материалы";
11 "Животные на выращивании и откорме";
12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов");
15 "Заготовление и приобретение материалов";
20 "Основное производство";
21 "Полуфабрикаты собственного производства";
23 "Вспомогательные производства";
29 "Обслуживающие производства и хозяйства";
30 "Некапитальные работы";
31 "Расходы будущих периодов";
36 "Выполненные этапы по незавершенным работам";
40 "Готовая продукция";
41 "Товары" (покупная цена). Предприятия розничной торговли и общественного питания (и при аукционной продаже товаров) стоимость товаров, поступивших от поставщиков, учитывают в расчетах налогооблагаемой базы без налога на добавленную стоимость и специального налога для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей (порядок исчисления сумм налогов, подлежащих исключению из налогооблагаемой базы, регулируется инструкцией, изданной Государственной налоговой службой Российской Федерации);
44 "Издержки обращения".
45 "Товары отгруженные";
16 "Отклонение в стоимости материалов".
В налогооблагаемой базе учитываются также прочие запасы и затраты, отражаемые по статье "Прочие запасы и затраты" раздела II актива баланса.
Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% от налогооблагаемой базы.
Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности предприятия.
Сумма налога исчисляется плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из определяемой за отчетный период фактической среднегодовой стоимости имущества.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период.
Учет расчетов предприятий с бюджетом (кроме банков и других кредитных организаций) по налогу на имущество ведется на балансовом счете 68 "Расчеты с бюджетом" на отдельном субсчете "Расчеты по налогу на имущество". Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, отражается по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" и дебету счета 80 "Прибыли и убытки".
Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.
Налог на содержание жилищного фонда
и объектов социально-культурной сферы
Нормативный документ: Закон г. Москвы от 16.03.94 г. N 5-25 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы" (с изменениями от 24.05.95 г., 29.04, 29.05.96 г., 4.06, 10.12.97 г., 15.07.98 г.).
Комментарий. Плательщики налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - расположенные на территории города Москвы предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами на основании законодательства Российской Федерации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также иностранные юридические лица; юридические лица по законодательству Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность через филиалы и иные обособленные подразделения, расположенные на территории города Москвы.
Объектом налогообложения является объем реализации продукции (работ, услуг), под которым понимается выручка (валовой доход от реализации продукции (работ, услуг), определяемая исходя из отпускных цен без налога на добавленную стоимость, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и акцизов.
Для заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организаций объектом обложения является объем реализованных (выполненных) услуг, под которым следует понимать их валовой доход от реализации продукции.
По посредническим операциям и сделкам объектом обложения является сумма полученного вознаграждения по договору комиссии или поручительства.
Ставка налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы устанавливается в размере 1,5% от объема реализации продукции (работ, услуг).
Освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы следующие плательщики: предприятия со среднесписочной численностью работающих, не превышающей в оптовой торговле 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек.
По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики самостоятельно на основании данных бухгалтерской отчетности исчисляют сумму налога нарастающим итогом с начала года. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.
Материалы рубрики "Бухгалтеру
торговой организации" подготовлены
экспертной группой Международного
еженедельника "Финансовая газета"
"Финансовая газета. Региональный выпуск" N 9, февраль 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71