Экономический анализ туристской деятельности
Согласно ст.1 Закона Российской Федерации от 24.11.96 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" под туристской индустрией понимается совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Анализ прогнозируемых результатов туроператорской деятельности
Рассмотрим один из методов анализа целесообразности туроператорской деятельности по организации отдыха и продаже путевок в пансионат, расположенный на побережье. Предположим, что цена путевки за один тур на 12 дней отдыха в пансионате составляет 4176 руб. Стоимость трехразового питания в сумме с прочими переменными затратами, включая расходы за проживание в гостинице, составляет 272 руб. в сутки. За время тура переменные затраты составят 3264 руб. (272?12). Постоянные расходы, в том числе затраты на аренду помещений, организацию развлечений, за этот период в сумме равны 63000 руб.
маржинальный доход на одну путевку составит 912 руб. (разница между ценой путевки и переменными затратами).
Организаторам отдыха необходимо знать, какое количество проданных путевок обеспечит турфирме покрытие затрат. Для этого величину постоянных затрат следует разделить на маржинальный доход:
р
N = FC : М = 63000 : 912 = 69 шт. кн
р
где N - объем продаж в натуральных показателях; кн
FC - постоянные затраты;
М - маржинальный доход.
Этот объем продаж называют точкой безубыточности. Он показывает, что каждая проданная после 69 шт. путевка будет приносить прибыль, равную 912 руб.
Для определения точки безубыточности в денежном выражении натуральный объем продаж следует умножить на цену за одну путевку:
р р
N = N х p = 69 х 4176 = 288144 руб. кд кн
р
где N - объем продаж в денежном выражении; кд
p - цена путевки.
Если турфирма, например, собирается отменить организацию отдыха, не получив минимум 100000 руб. прибыли, то потребуется рассчитать количество путевок, необходимое для получения планируемой прибыли (NРН), по формуле:
р
N =(FC+P ) : M,
н т
где P - требуемая прибыль.
т р
N = (63000 + 100000) : 912 = 179 шт. н
Таким образом, предприниматели будут знать, что если они не продадут 179 путевок, то им следует отменить мероприятие.
Предположим, организаторы продали 190 путевок. В этом случае реализовано на 121 путевку больше, чем необходимо для достижения точки безубыточности (190 - 69). Они имеют запас прочности, равный 121 путевке, или 505296 руб. (4176 х 121), т.е. запас прочности определяют как разность между достигнутым объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности. Часто запас прочности выражают в процентном отношении к достигнутому объему продаж. В данном случае запас прочности при продаже 190 путевок составит в процентах:
(190 - 69) : 190 х 100 = 63%.
Запас прочности показывает, на сколько процентов может уменьшиться объем продаж от достигнутого, прежде чем мероприятие перестанет давать прибыль.
Анализ выбора собственной или арендованной площади
В туроператорской деятельности может возникнуть вопрос, стоит ли расширять собственные площади для размещения отдыхающих или лучше использовать арендованные помещения. Рассмотрим пример решения такой задачи.
Для размещения дополнительного контингента в пансионате требуются 1000 койко-суток в год. Если расширять собственные площади, то дополнительные постоянные затраты составят 34000 руб., а переменные расходы на койко-сутки будут равны 391,68 руб. В случае размещения отдыхающих в арендованных помещениях расходы составят 415,40 руб. за койко-сутки. Что выгоднее в данной ситуации - расширять собственные площади или использовать арендованные?
Выразим стоимость проживания дополнительного контингента в арендуемых помещениях (C) через стоимость и количество койко-суток:
C = pq, (1)
где p - стоимость койко-суток при аренде;
q - количество койко-суток.
Себестоимость использования собственной площади (CC) выразим через постоянные и переменные затраты:
CC = FC + VC х q, (2)
ед
где VC - переменные затраты на койко-сутки.
ед
Приравняв стоимость и себестоимость, получим уравнение:
pq = FC + VC х q.
ед
Подставим исходные данные:
415,40 q=34000+391,68 q.
q=1433
Расчеты показывают, что при годовом количестве 1433 койко-суток расходы на арендованные помещения совпадут с себестоимостью использования собственных площадей. При реализации свыше 1433 койко-суток в год более экономным будет расширение собственных площадей, а при меньшей потребности выгоднее их арендовать. Так как в нашем примере потребность турфирмы (1000 койко-суток в год) ниже критического количества (1433 койко-суток), предприятию выгодно арендовать, а не расширять площади. Покажем это на графике, используя выражения 1 и 2 подставив различные значения годовой потребности в койко-сутках q (от 800 до 2000) в указанные выражения, получим значения стоимости аренды (C) и себестоимости использования собственных помещений (СС) (табл. 1). Таким образом, использование собственных площадей менее выгодно, чем аренда, если реализация койко-суток не превышает критического объема. С превышением критической точки результат меняется на противоположный, и увеличение гостиничных койко-суток приводит к экономии использования собственных площадей по сравнению с арендой.
Таблица 1
Оценка изменения стоимости с увеличением объемов реализации гостиничных койко-мест
/------------------------------------------------------------------------\
|Количество койко-суток| 800 | 1000 | 1200 |1400 | 1600 | 1800 |2000 |
|----------------------+------+------+------+------+------+------+-------|
|Стоимость аренды, руб.|332320|415400|498480|581560|664640|747720|830800 |
|----------------------+------+------+------+------+------+------+-------|
|Себестоимость |347344|425680|504016|582352|660688|739024|817360 |
|собственных | | | | | | | |
|площадей, руб. | | | | | | | |
\------------------------------------------------------------------------/
"Рисунок 1. Оценка выбора "расширять или арендовать гостиничные площади"
Рис. 1. Оценка выбора "расширять или арендовать гостиничные
площади"
Анализ выбора собственного или привлеченного транспорта
В гостиничном и туристском бизнесе широко используется транспорт. Это могут быть собственные автобусы или транспорт сторонних организаций. В зависимости от ситуации может быть выгоднее приобретать собственные транспортные средства или использовать привлеченные автобусы. Рассмотрим это на примере.
Фирме-туроператору требуется автобус для экскурсий. Организовывать экскурсии планируется в среднем через каждые 7 туро-дней. Общий объем пассажирооборота за год составит 1050 км. Предприятие может использовать автобус автотранспортной организации (первый вариант). При этом стоимость 1 км перевозки составляет 22 руб. Если приобрести транспорт (второй вариант), то постоянные затраты по его использованию за год составят 4750 руб., включая расходы на покупку автотранспортного средства (с учетом процентов за кредит и процентов по акциям) и суммы его амортизации. Переменные затраты будут равны 11 руб. на 1 км. Требуется выбрать более эффективный вариант: пользоваться автомобилем сторонней организации или собственным транспортом; рассчитать критический объем пассажирооборота, при превышении которого предприятию выгоднее иметь свой транспорт, чем пользоваться услугами сторонней организации.
Определим расходы предприятия при использовании автотранспорта сторонней организации с помощью выражения (1):
C = pq,
где p - цена 1 км перевозки сторонней организацией;
q - пассажирооборот.
При использовании собственного автомобиля затраты определяются по формуле (2):
CC = FC + VC х q,
км
где VC - переменные затраты на 1 км.
км
Подставим исходные данные в приведенные выражения:
затраты по первому варианту: 22 х 1050 = 23100 руб.;
затраты по второму варианту: 4750 + 11 х 1050 = 16300 руб.
Очевидно, что использование собственного автобуса при пассажирообороте 1050 км в год более эффективно, так как требует меньших затрат, чем привлеченный транспорт.
При определении критического объема пассажирооборота, ниже которого использование собственного транспорта будет невыгодно, также используем выражения 1 и 2. Для этого приравняем затраты по первому и второму вариантам:
4750 + 11q = 22q
q = 432 км.
Следовательно, при величине пассажирооборота до 432 км в год выгоднее пользоваться услугами автотранспорта сторонней организации. При годовом пассажирообороте свыше 432 км предприятию стоит приобрести автобус, так как себестоимость 1 км и общая сумма затрат на перевозку пассажиров в этом случае будут ниже, чем при использовании услуг автотранспортного предприятия.
Рассчитаем стоимость привлеченного (первый вариант) и себестоимость собственного транспорта (второй вариант) при разных объемах пассажирооборота с помощью выражений (1) и (2) (табл. 2). Точка перечения линий на графике отражает критический пассажирооборот, ниже которого использование собственного транспорта нецелесообразно.
Таблица 2
Изменение эффективности использования собственного транспорта с ростом пассажирооборота перевозок
/-------------------------------------------------------------------\
|Пассажирооборот, км | 0 | 200|400 |600 | 800 |1000 |1200 |
|--------------------------+-----+----+----+-----+-----+-----+------|
|Стоимость привлеченного | 0 |4400|8800|13200|17600|22000|26400 |
|транспорта, руб. | | | | | | | |
|--------------------------+-----+----+----+-----+-----+-----+------|
|Себестоимость собственных | 4750|6950|9150|11350|13550|15750|17950 |
|перевозок, руб. | | | | | | | |
\-------------------------------------------------------------------/
"Рисунок 2. Критический пассажирооборот при использовании собственного и привлеченного транспорта"
Рис. 2. Критический пассажирооборот при использовании
собственного и привлеченного транспорта
Факторный анализ эффективности использования площадей
Наибольший удельный вес в структуре основного капитала в гостинично-туристской индустрии занимают здания - более 70%. Международный и отечественный опыт свидетельствует о том, что туристические компании чаще всего не являются собственниками помещений и офисов, в которых работают. Как правило, часть основного капитала, относимого к зданиям, арендуется. Поэтому в оценке эффективности использования основных средств особое внимание следует уделить эффективности использования площадей гостинично-туристского хозяйства и анализу влияния разных факторов на степень изменения.
Взятые в аренду объекты в отличие от собственных основных средств учитываются за балансом, и к основным затратам по их использованию относится арендная плата, а не стоимость, списываемая в результате износа. Поэтому в отличие от анализа собственного основного капитала в анализе арендованных основных средств обычно применяют только часть показателей, связанную с величинами площадей предприятия. Анализ собственного основного капитала в гостиничном хозяйстве и туризме проводят по той же схеме, что и в других отраслях.
Для более полного и точного анализа эффективности использования площадей их следует разделить на предоставляемые клиенту (гостиничные номера, площади, используемые для питания, отдыха и развлечений туристов), занимаемые персоналом турфирмы и используемые для управления гостинично-туристской деятельностью.
Выделим три категории площадей гостинично-туристической индустрии:
располагаемая площадь (Пр) - площадь, которую имеет фирма;
производственная площадь (Ппр) - площадь, на которой осуществляется обслуживание контингента (площади гостиниц, подразделений общественного питания и развлечений в санаториях, пансионатах);
площадь, занятая контингентом (Пзк) - часть производственной площади, предназначенной непосредственно для отдыхающих и занятой оборудованием, которое предназначено для непосредственного использования контингентом (гостиничные номера, залы предприятий общепита, игровые, концертные залы и др.).
Определим структурные показатели использования площадей.
Коэффициент занятости производственной площади (Кзпр):
Кзпр = Пзк : Ппр.
Он показывает долю площади, предназначенной непосредственно для контингента в объеме производственной площади.
Коэффициент занятости располагаемой площади производственной площадью (Кзр):
Кзр = Ппр : Пр.
Обобщающий показатель занятости - доля располагаемой площади, занятой контингентом. Она равна произведению коэффициентов занятости производственной и располагаемой площадей.
Коэффициент занятости располагаемой площади контингентом (Кзк):
Пзк Ппр Пзк
Кзк = Кзпр х Кзр = --- х --- = ---.
Ппр Пр Пр
Рассчитанные коэффициенты сравнивают в динамике. Увеличение их значений при прочих равных условиях свидетельствует об улучшении состава площадей.
О степени рационального использования площадей гостиничного хозяйства и туризма можно судить по показателю объема реализации или выпуска турпродукта, приходящегося на единицу площади. Можно также определять объем продаж на одно рабочее место путем деления объема реализации на количество рабочих мест работающего персонала. Величину реализации (выпуска) турпродукта на 1 м2 площади рассчитывают по каждой категории классификации площадей организации. Для этого объем продаж (выпуска) делят на соответствующую категорию площадей (занятую контингентом, производственную, располагаемую). Результаты сравнивают в динамике и оценивают направление изменений.
Показатели отдачи площадей связаны с показателями их занятости:
p p
N Пзк Ппр N
--- х --- х --- = --. (3)
Пзк Ппр Пр Пр
р
где N - объем продаж (выручка).
Приведенная взаимосвязь позволяет применить факторный анализ по
методу цепных подстановок, где каждое из отношений в приведенной формуле
p
отражает фактор, влияющий на отдачу располагаемой площади (N : Пр);
p
первое отношение в сомножителях выражения (3) N : Пзк - отдача
площади, непосредственно занятой контингентом.
Методом цепных подстановок последовательно заменяют по очереди сомножители выражения (3) отчетными значениями в каждом последующем расчете. Затем, вычитая из каждого последующего результата расчетов предыдущий, определяют соответствующее влияние приведенных в формуле факторов на отдачу располагаемой площади.
Сумма влияния факторов в результате должна дать общее изменение отдачи располагаемой площади в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Факторный анализ рентабельности
С целью определения рентабельности деятельности гостинично-туристских организаций их следует разделить на два типа:
1. Организации-туроператоры, занимающиеся формированием, продвижением и реализацией туристского продукта.
2. Организации в числе турагентов, занимающихся закупкой готовых путевок у другой туристской организации и их перепродажей.
Содержание основного источника информации для анализа рентабельности в составе финансовой отчетности (форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках") будет существенно различаться по содержанию в зависимости от указанных типов. Так, в отличие от организаций первого типа организации второго типа будут составлять указанный отчет в порядке, предусмотренном для предприятий торговли согласно действующей Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, т.е. в Отчете о прибылях и убытках по стр. 010 приводится объем товарооборота без НДС и аналогичных обязательных платежей, по стр. 020 - покупная стоимость товаров, по стр. 030 - издержки обращения. Для получения финансового результата при первом типе из валового дохода вычитают себестоимость, а при втором - издержки обращения. В расчетах важно помнить, что для первого типа валовой доход равен сумме выручки от реализации турпродукта, а для второго, подобно предприятиям торговли, этот показатель определяется как разница между продажной и покупной ценами реализованных товаров (турпродукта), т.е. стр. 010 стр. 020 формы N 2.
Различия между фирмами производящими и фирмами, перепродающими турпродукт, возникают и в расчетах влияния факторов на рентабельность, определяемую отношением результата от реализации продукции к объему продаж.
Рассмотрим влияние основных факторов на показатель рентабельности туристической фирмы, занимающейся приобретением и перепродажей турпродукта.
Таблица 3
Основные показатели фирмы-турагента
(согласно форме N 2 Отчета о прибылях и убытках)
/---------------------------------------------------\
| Наименование показателя | Период |
| |------------------|
| |прошлый| отчетный |
|--------------------------------+-------+----------|
|Выручка (нетто) от реализации | 6300 | 6477 |
|товаров, продукции (работ, | | |
|услуг) без НДС и акцизов | | |
|--------------------------------+-------+----------|
|Себестоимость реализации | 4600 | 4541 |
|товаров (покупная стоимость) | | |
|--------------------------------+-------+----------|
|Коммерческие расходы | 800 | 1176 |
|--------------------------------+-------+----------|
|Прибыль (убыток) от реализации | 900 | 760 |
\---------------------------------------------------/
На основе приведенных данных о деятельности турагента (табл. 3) определим валовой доход (разницу между продажной и покупной ценами реализованного турпродукта) (D):
D0 = 6300 - 4600 = 1700 тыс. руб.;
D1 = 6477 - 4541 = 1936 тыс. руб.
Расчет влияния разных факторов на уровень рентабельности продаж производят методом цепных подстановок.
Определим влияние изменения объемов выручки:
D0 - И0 D0 - И0
(дельта)k = ------- - ------- ,
1RN N1 N0
где (дельта)k - изменение рентабельности;
1RN
И - сумма коммерческих расходов.
1700 - 800 1700 - 800
(дельта)k = ---------- - ---------- = -0,004
1RN 6477 6300
Определим влияние валового дохода
D1 - И0 D0 - И0
(дельта)k = ------- - ------- ,
1RD N1 N1
1936 - 800 1700 - 800
(дельта)k = ---------- - ---------- = 0,036
1RD 6477 6477
Определим влияние коммерческих расходов
D1 - И1 D1 - И0
(дельта)k = ------- - ------- ,
1RC N1 N1
1936 - 1176 1936 - 800
(дельта)k = ----------- - ---------- = -0,058,
1RC 6477 6477
Таким образом, сумма влияния факторов равна:
(дельта)k + (дельта)k + (дельта)k = k - k ,
1rn 1rd 1rc 1r1 1r0
D0 - И0 D1 - И1
где k = -------; k = -------
1R0 P 1R1 P
N N
0 1
- рентабельность соответственно отчетного и прошлого годов.
-0,004 + 0,036 - 0,058 = 760 : 6477 - 900 : 6300 = -0,026.
Полученное равенство подтверждает верность расчетов.
В факторном анализе организаций-туроператоров уровни рентабельности прошлого и отчетного периодов следует выражать формулами:
P P
N - S N - S
0 0 1 1
k = -------; k = -------.
1R0 P 1R1 P
N N
0 1
где S - себестоимость продукции (в сумме с коммерческими расходами).
Влияние разных факторов на рентабельность продаж находят также методом цепных подстановок. Влияние изменения объема продаж рассчитывают с помощью выражения:
P P
N - S N - S
1 0 0 0
(дельта)k = ------- - -------.
1RN P P
N N
1 0
Влияние изменения себестоимости продукции определяют по формуле:
P P
N - S N - S
1 1 1 0
(дельта)k = ------- - -------.
1RS P P
N N
1 1
Сумма влияния рассмотренных факторов должна равняться абсолютному изменению рентабельности продаж в отчетном периоде по сравнению с прошлым:
Dk + Dk = k - k .
1RN 1RS 1R1 1R0
Не нашедшие отражения в нашей статье разделы экономического анализа в гостиничном и туристском бизнесе во многом сходны с методами анализа в других отраслях. Они подробно рассмотрены в литературе по экономическому анализу.
При использовании в гостиничном хозяйстве и туризме методов анализа, характерных для других отраслей, следует иметь в виду, что капиталоотдачу, определяемую как отношение результата производства к средней за период стоимости элементов капитала, можно рассчитывать по показателю стоимости туристского продукта как в денежном, так и в натуральном выражении (количество предоставленных койко-суток, количество предоставляемых туро-дней).
Нередко гостиничный и туристский бизнес связан с выездами российских граждан за рубеж, принятием иностранных граждан и, следовательно, с валютными операциями. В этих случаях в анализе следует уделить внимание оценке доходов и расходов по курсовым разницам в операциях с иностранной валютой, сравнить отраженные в бухгалтерском учете доходы, расходы, а также результаты от доходов и расходов по курсовым разницам в динамике.
В.А. Чернов,
к.э.н., доцент Нижегородского коммерческого института
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71