Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 27 июня 2014 г. N 368-П
"Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 8 мая 2013 г. N 239-П
Инвестиционная стратегия
Саратовской области до 2020 года
Введение. Общие положения
Настоящая Инвестиционная стратегия Саратовской области до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее - Стандарт), утвержденного во исполнение пунктов 5, 6а перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 31 января 2013 года N Пр-144 ГС.
Стратегия разработана с учетом Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года и определяет приоритетные направления деятельности органов исполнительной власти области с участием по согласованию органов местного самоуправления муниципальных образований области, бизнес-сообщества, общественных организаций, населения области в инвестиционной сфере.
При разработке Стратегии использовался ресурсно-инвестиционный сценарий социально-экономического развития Саратовской области, предусмотренный Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, который предполагает наиболее полное вовлечение в хозяйственный оборот и рациональное использование имеющихся ресурсов, смену технологической платформы и расширение уже действующих производств, рост доли инновационной составляющей в экономике области.
Стратегия определяет систему мер институционального, правового, организационного характера, направленных на обеспечение условий устойчивого социально-экономического развития, повышение инвестиционной привлекательности и усиления позиций Саратовской области, а также позволяет обеспечить прозрачность работы органов исполнительных власти области в сфере развития инвестиционной и предпринимательской деятельности в области.
1. Цель, задачи Стратегии
Миссией Стратегии социально-экономического развития области до 2025 года является становление области к 2025 году как одного из ведущих промышленно-аграрных центров России, привлекательного и комфортного для жизни населения. Одной из стратегических целей Стратегии социально-экономического развития области до 2025 года является реализация инвестиционного потенциала области, привлечение крупных стратегических инвесторов.
Стратегия является важнейшим инструментом реализации целей, поставленных Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года.
В рамках реализации Стратегии определена ее основная цель, которая заключается в формировании и поддержании благоприятного инвестиционного климата в регионе для обеспечения устойчивого экономического роста и качества жизни населения области.
Результатом реализации Стратегии должно стать:
увеличение объема инвестиций в основной капитал области с 117,6 млрд рублей (2012 год) до 166,7 млрд рублей в 2015 году и до 288,4 млрд рублей к 2020 году;
поэтапная диверсификация экономики области с учетом территориального разреза области в направлении:
создания и дальнейшего развития на территории области производств, нацеленных на выпуск конечной продукции, в которых будет создаваться система активного и эффективного областного маркетинга продукции, а также формирование единой цепочки добавленной стоимости готовой продукции;
развития высокотехнологичных инновационных производств;
развития сферы услуг, обеспечивающих комфортное проживание на территории области.
Реализация Стратегии будет способствовать:
повышению эффективности взаимодействия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области с бизнес-сообществом;
максимальному использованию источников инвестирования и повышению их эффективности;
поэтапной модернизации региональной инфраструктуры путем оптимального использования механизмов государственно-частного партнерства;
эффективному использованию системы государственной поддержки инвесторов;
кадровому обеспечению инвестиционного процесса путем развития региональной системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, удовлетворяющих потребностям инвесторов.
Целевые ориентиры Стратегии
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2020 год |
Объем инвестиций в основной капитал, млрд рублей |
145,0 |
166,7 |
188,7 |
288,4 |
Иностранные инвестиции, млн долларов США |
197,8 |
222,8 |
237,1 |
306,9 |
Реализации указанной цели способствует решение следующих задач:
1. Формирование образа Саратовской области как региона, привлекательного для бизнеса и открытого для взаимовыгодного сотрудничества.
2. Создание условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов в экономику региона.
3. Развитие производств с высокой долей добавленной стоимости как эндогенного фактора повышения качества жизни населения.
4. Сокращение дифференциации в инвестиционной привлекательности муниципальных районов области и городского округа муниципального образования "Город Саратов" (далее - город Саратов).
2. Оценка количественных и качественных характеристик инвестиционного развития Саратовской области
2.1. Характеристика инвестиционного развития Саратовской области
Саратовская область представляет собой регион с развитой экономикой. Значительная часть добавленной стоимости формируется базовыми секторами экономики области - промышленностью, сельским хозяйством и транспортным комплексом.
Основные показатели развития области с 2008 года представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика основных показателей экономики области за 2008-2012 годы
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Валовой региональный продукт, млрд рублей |
321,7 |
326,4 |
376,2 |
427,3* |
476,9* |
в процентах к предыдущему году |
108,4 |
97,8 |
102,1 |
108,0* |
105,0* |
Инвестиции в основной капитал, млрд рублей |
83,2 |
67,8 |
80,0 |
101,4 |
117,6 |
в процентах к предыдущему году |
125,9 |
80,2 |
115,1 |
117,6 |
108,0 |
Иностранные инвестиции, млн долларов США, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в долларах США |
110,9 |
197,4 |
150,5 |
172,0 |
186,9 |
в процентах к предыдущему году |
120,5 |
178,1 |
76,2 |
114,3 |
108,6 |
Индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году |
102,0 |
96,3 |
110,3 |
109,5 |
104,1 |
Производство продукции сельского хозяйства, млрд рублей |
67,5 |
64,0 |
70,7 |
89,5 |
89,2 |
в процентах к предыдущему году |
107,9 |
95,3 |
77,4 |
134,8 |
87,4 |
Объем работ по виду деятельности "Строительство", млрд рублей |
42,4 |
33,4 |
38,7 |
46,6 |
52,5 |
в процентах к предыдущему году |
109,7 |
80,0 |
106,5 |
110,6 |
101,7 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв.м |
1112,5 |
1129,9 |
1144,3 |
1169,6 |
1235,9 |
в процентах к предыдущему году |
108,8 |
101,6 |
101,3 |
102,2 |
105,7 |
Индекс потребительских цен, в процентах |
111,7 |
108,5 |
108,5 |
105,3 |
106,0 |
Оборот розничной торговли, млрд рублей |
159,1 |
163,5 |
184,0 |
214,5 |
243,9 |
в процентах к предыдущему году |
116,6 |
94,8 |
106,7 |
108,7 |
109,2 |
Среднемесячная заработная плата, рублей |
12008,3 |
13110,1 |
14554 |
16204,7 |
18803,3 |
По итогам социально-экономического развития в 2012 году Саратовская область заняла:
3 место в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) по объему произведенной продукции сельского хозяйства. Саратовская область входит в десятку российских регионов - лидеров по производству продукции сельского хозяйства и традиционно находится в первой тройке регионов Приволжского федерального округа по производству зерна, подсолнечника, молока, мяса и других видов сельскохозяйственной продукции. Удельный вес сельского хозяйства в валовом региональном продукте области в 2012 году составил 12,2 процента и значительно превышает российский показатель в структуре валовой добавленной стоимости (около 4,9 процента);
5 место в ПФО по вводу в действие жилых домов;
6 место в ПФО по объему работ, выполненных по виду деятельности "Строительство";
6 место в ПФО по обороту розничной торговли;
7 место в ПФО по индексу промышленного производства;
7 место в ПФО по объему инвестиций в основной капитал.
Инвестиционная деятельность на территории Саратовской области в последние годы имеет тенденцию к развитию. В силу объективных финансово-экономических причин общемирового масштаба в 2009-2010 годах было отмечено снижение объемов инвестирования в область, однако в последующие годы наблюдается рост инвестиций в основной капитал (рисунок 1).
В 2012 году на развитие экономики и социальной сферы области использовано 117,6 млрд рублей инвестиций в основной капитал или 108,0 процента к 2011 году. По указанному показателю Саратовская область заняла 7 место в ПФО, уступая Республике Татарстан, Нижегородской области, Республике Башкортостан, Самарской области, Пермскому краю и Оренбургской области. Темп роста инвестиций в целом по России составил 106,6 процента.
Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте является одним из показателей инвестиционной активности. В 2008 году данный показатель составил 25,9 процента, а в 2012 году - 24,7 процента. В целом по России в 2012 году указанный показатель составляет 21,8 процента.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности наибольшая доля инвестиций в основной капитал принадлежит транспорту и связи, невзирая на снижение с 36,1 процента (2008 год) до 27,7 процента (2012 год), на втором месте - обрабатывающие производства. Здесь вложения инвестиций увеличились с 17,5 процента в 2008 году до 27,2 процента в 2012 году, третье место - это инвестиции в производство и распределение электроэнергии, газа и воды - с 12,8 процента (2008 год) до 18,9 процента (2012 год).
Доля инвестиций в добычу полезных ископаемых за анализируемый период уменьшилась с 3,7 до 2,7 процента.
Таким образом, можно говорить о модернизации промышленного производства, постепенном переходе от "нефтегазосырьевой" направленности экономики на инновационные рельсы.
За период 2008-2012 годов прослеживается тенденция к увеличению количества инвестиционных проектов с участием иностранного капитала. Если в 2008 году объем иностранных инвестиций составил 110,9 млн долларов США, то в 2012 году было привлечено 186,9 млн долларов США (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США), что на 8,6 процента выше уровня 2011 года** (рисунок 2). По указанному показателю Саратовская область заняла 7 место в ПФО, уступая Самарской и Нижегородской областям, Пермскому краю, Республикам Татарстан и Башкортостан, Оренбургской области.
Наиболее привлекательными с точки зрения вложения средств для иностранных инвесторов являются организации, которые осуществляют свою деятельность в области обрабатывающих производств - 46 процентов, добычи полезных ископаемых - 23,6 процента, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 9,2 процента, финансовой деятельности - 9 процентов, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг- 8,1 процента.
В 2013 году область принимала участие в различных конгрессно-выставочных мероприятиях. В результате в области наблюдается усиление инвестиционной активности иностранных инвесторов.
2.2. Основные факторы конкурентоспособности
2.2.1. Конкурентные преимущества
Саратовская область отличается высоким инвестиционным потенциалом, базирующимся на следующих конкурентных преимуществах:
1. Выгодное транспортно-географическое положение.
2. Благоприятные почвенно-климатические условия, позволившие развиться здесь высокоэффективному сельскому хозяйству и сдерживающие отток населения из сельской местности.
3. Высокая обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами.
4. Человеческий капитал (наличие квалифицированных трудовых ресурсов при относительно низкой стоимости трудовых ресурсов и имеющемся высоком культурном, медицинском и образовательном потенциале).
5. Диверсифицированная структура экономики и наличие экспортно-ориентированных отраслей.
6. Развитый электроэнергетический комплекс.
7. Политическая стабильность в области. Межэтническое и межконфессиональное согласие. Низкая криминогенность. Наличие в области законодательства, обеспечивающего льготный налоговый режим для инвесторов.
8. Полицентричное развитие.
2.2.2. Административная среда
Субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности оказывается комплексная системная административная поддержка.
В целях активизации инвестиционной деятельности в области действует режим наибольшего благоприятствования для инвесторов (Закон Саратовской области от 28 июня 2007 года N 116-ЗСО "О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области"), приняты нормативные правовые акты области, обеспечивающие благоприятные условия, в том числе льготный режим налогообложения для участников инвестиционной деятельности:
Закон Саратовской области "О ставках налога на прибыль организаций в отношении инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Саратовской области";
Закон Саратовской области "О введении на территории Саратовской области транспортного налога";
Закон Саратовской области "О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций".
В течение года министерство экономического развития и инвестиционной политики области осуществляет мониторинг предоставления налоговых льгот с учетом определенных приоритетов инвестиционного развития региона.
Ежегодно Губернатор области утверждает План развития инфраструктуры области, позволяющий определить приоритеты развития инфраструктуры в муниципальных образованиях.
Инвестиционный Меморандум Саратовской области, утвержденный Губернатором области, способствует четкой организации взаимодействия между органами государственной власти области и субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности. Меморандум является документом, направленным на защиту прав инвесторов.
Для упрощения работы с потенциальными и действующими инвесторами в области действует Регламент действий органов исполнительной власти области по сопровождению инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории области, утвержденный постановлением Правительства Саратовской области от 28 октября 2013 года N 579-П (далее - Регламент). В соответствии с Регламентом каждый инвестор по принципу "одного окна" получает организационную и методическую помощь, которая особенно важна на этапе старта проекта.
С целью активизации работы по привлечению инвестиций в экономику региона, обеспечения проведения последовательной и скоординированной государственной политики в сфере инвестиционной деятельности в области функционирует Совет по инвестициям при Губернаторе области.
В регионе действует Положение о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти Саратовской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Саратовской области от 17 октября 2013 года N 560-П.
На территории области действует ряд организаций инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательской деятельности.
Созданный комфортный деловой климат и привлечение крупных инвесторов послужили стимулом к укреплению позиций региона на экономической карте России.
2.2.3. Инвестиционный климат
По данным рейтинга бизнес-привлекательности регионов страны, проведенного экспертами журнала "Генеральный директор", по итогам 2013 года Саратовская область занимает 15-е место. При этом по показателю региональной налоговой политики регион находится на 4-м месте после Калининградской, Амурской, Свердловской областей. По показателю "рабочая сила" - на 12-м месте, по состоянию экономики региона - на 22-м месте.
Также положительно охарактеризовало указанные выше критерии оценки и рейтинговое агентство "Эксперт РА", которое в декабре 2013 года подготовило 18-й ежегодный Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2013 года.
Саратовская область по инвестиционному рейтингу попадает в самую многочисленную группу российских регионов - 3 В1, что значит "пониженный потенциал - умеренный риск". В этой группе область находится последние три года. В 2013 году по показателю риска область занимала 53-е место, по потенциалу - 25-е место (в 2012 году - 29 и 21-е места соответственно). Среди частных инвестиционных потенциалов, используемых при определении рейтинга, лидируют наиболее значимые для инвесторов трудовой и институциональный (17 и 20-е места соответственно).
По мнению рейтингового агентства "Эксперт РА", позитивное влияние на инвестиционную привлекательность регионов в 2014 году продолжит оказывать внедрение регионального инвестиционного стандарта автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее - Агентство).
На 1 апреля 2014 года в Саратовской области по результатам экспертизы Экспертной группы по мониторингу внедрения Стандарта в Саратовской области (далее - Экспертная группа) на основании результатов ведомственной экспертизы, проведенной Министерством регионального развития Российской Федерации и Агентством, подтверждено, что требования Положений 14 разделов Стандарта органами исполнительной власти области выполнены полностью.
Также следует особо выделить создание инвестиционного климата в городе Саратове как в областном центре Саратовской области.
Так, Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил повышение инвестиционной привлекательности в 2013 году города Саратова (новостная лента Saratovnews). Указанное обстоятельство является высокой оценкой целенаправленной работы, в том числе по созданию максимально благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
Указанный факт подтверждается и тем, что в последнее время город Саратов регулярно занимает высокие места в различных рейтингах крупнейших российских городов. Он вошел в ТОП-100 лучших городов России, получив 17-е место. В интернет-голосовании "Национальный символ России" в общем рейтинге из 81 города город Саратов находится на 13-м месте. Эксперты журнала "Форбс" включили Саратов в 2013 году в число лучших городов России по удобству для ведения бизнеса, присвоив 10-е место.
2.3. Негативные факторы, сдерживающие инвестиционную деятельность на территории области, и пути их устранения
По мнению инвесторов, осуществляющих реализацию крупных инвестиционных проектов на территории области, к основным негативным факторам, носящим как всероссийский, так и региональный характер, следует отнести:
1. Высокие административные издержки (длительность процедур прохождения государственной экспертизы проектно-сметной документации и выдачи администрациями муниципальных образований градостроительного плана, разрешений на строительство, согласования кредитными организациями заявок на получение финансовых средств).
Снижение административных барьеров и повышение качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых бизнесу, путем оценки качества предоставления услуг (совершенствование административного регламента по каждой предоставляемой услуге) с учетом гармонизации процесса внедрения на территории области института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
2. Низкие темпы создания новых объектов инженерной инфраструктуры и обновления существующих объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов в области.
Текущее положение консолидированного бюджета Саратовской области не позволяет в достаточной мере проводить финансирование строительства новых объектов и модернизацию существующих за счет бюджетных средств. Развитие механизма государственно-частного партнерства является основой преодоления инфраструктурных ограничений в регионе.
3. Отсутствие инфраструктурно подготовленных площадок.
Подведение необходимых коммуникаций к "зеленым площадкам" на условиях государственно-частного партнерства.
4. Недостаточно развитая транспортная инфраструктура.
Текущее состояние транспортной инфраструктуры диктует необходимость создания частных, платных автодорог, мостов и т.д.
5. Недостаточная обеспеченность требуемыми квалифицированными кадрами на территориях муниципальных образований области.
Решение указанной проблемы в Саратовской области возможно путем организации прямого взаимодействия инвестора с министерством занятости, труда и миграции области, а также с профильными образовательными организациями.
2.4. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности области и выделение приоритетных направлений развития
Комплексная оценка инвестиционной привлекательности области (SWOT-анализ), приведенная в приложении 1 к Стратегии, позволяет сделать вывод о том, что Саратовская область обладает достаточным инвестиционным потенциалом, умеренными рисками и проработанной нормативно-правовой базой в сфере инвестиций.
Результаты проведенного SWOT-анализа позволяют выделить основные инвестиционные приоритеты области, представленные в разделе 3.
3. Инвестиционные приоритеты Саратовской области
3.1. Отраслевые приоритеты
Учитывая цель и задачи Стратегии, оценку количественных и качественных характеристик инвестиционного развития региона и комплексную оценку инвестиционной привлекательности Саратовской области, следует выделить следующие приоритетные направления для инвестирования:
1. Развитие высокотехнологичного и промышленно-производственного направления путем коммерциализации идей в сфере нано-, био-, лазерных и информационных технологий.
2. Стимулирование развития обрабатывающих производств путем развития металлургического производства и производства готовых металлических изделий, производства нефтепродуктов и органических химических веществ.
3. Планомерное развитие агропромышленного комплекса области для обеспечения потребности физических и юридических лиц области в основных продуктах питания за счет развития основных направлений (молочное и мясное животноводство, птицеводство, производство технических и зернобобовых культур, овощей закрытого грунта, строительство логистических центров по хранению и переработке овощей, переработка сельскохозяйственной продукции, развитие мелиорации сельскохозяйственных земель) путем повышения производительности труда, внедрения ресурсосберегающих технологий и инновационных технологий производства продукции АПК, создания современной инфраструктуры хранения, переработки, транспортировки и сбыта продукции АПК.
4. Наращивание производства строительных материалов с учетом требований энергоэффективности и экологичности.
5. Строительство новых транспортно-логистических комплексов, обеспечивающих повышение эффективности использования транспортного потенциала.
3.2. Территориальные приоритеты
Инвестиционная политика области должна осуществляться с учетом факторов пространственного развития, направленного на сглаживание территориальных диспропорций в экономико-социальном развитии районов, с учетом повышения экономической активности муниципальных образований области и улучшения инфраструктурной обустроенности области.
Особенности социально-экономического развития муниципальных районов области и города Саратова будут учитываться при реализации основных инвестиционных проектов, предусматривающих обязательную территориальную привязку, обусловленную ресурсными и технологическими характеристиками соответствующих муниципальных районов области и города Саратова, что представлено в Территориальном разрезе Стратегии (приложение 2 к Стратегии).
4. План мероприятий, направленных на достижение цели и решение задач Стратегии
N п/п |
Наименование мероприятия |
Взаимосвязь с показателями Стратегии |
Сроки реализации, годы |
Источник финансирования мероприятия |
Ожидаемый результат |
Ответственные исполнители |
||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||||
Задача. Формирование образа Саратовской области как региона, привлекательного для бизнеса и открытого для взаимовыгодного сотрудничества | ||||||||||||
1. |
Организация участия области в приоритетных конгрессно-выставочных мероприятиях, презентациях, форумах и иных мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации и за рубежом |
экспорт, импорт |
2014-2020 |
финансирование в рамках подпрограммы 2 "Развитие инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, международного сотрудничества и межрегиональных связей Саратовской области" государственной программы Саратовской области "Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 года N 546-П |
формирование образа области как региона, привлекательного для бизнеса и открытого для взаимовыгодного сотрудничества |
министерство экономического развития и инвестиционной политики области |
||||||
2. |
Информационное наполнение и поддержание в актуальном состоянии официального двуязычного интернет-портала "Инвестиционный портал Саратовской области" |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2020 |
финансирование в рамках подпрограммы 2 "Развитие инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, международного сотрудничества и межрегиональных связей Саратовской области" государственной программы Саратовской области "Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 года N 546-П |
формирование образа области как региона, привлекательного для бизнеса и открытого для взаимовыгодного сотрудничества |
министерство экономического развития и инвестиционной политики области |
||||||
3. |
Подписание соглашений о содействии в реализации инвестиционных проектов на территории области |
Объем инвестиций в основной капитал |
2014-2020 |
финансирование не требуется |
подтверждение инвестором факта реализации инвестиционного проекта на территории области |
министерство экономического развития и инвестиционной политики области |
||||||
4. |
Проведение ежегодного областного конкурса "Инвестор года" |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2020 |
финансирование в рамках подпрограммы 2 "Развитие инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, международного сотрудничества и межрегиональных связей Саратовской области" государственной программы Саратовской области "Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 года N 546-П |
привлечение инвесторов в область для вложения инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности области, поощрение инвесторов, осуществивших наибольший вклад в социально-экономическое развитие области |
министерство экономического развития и инвестиционной политики области |
||||||
5. |
Присвоение и поддержание кредитного рейтинга области |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2020 |
финансирование в рамках подпрограммы 2 "Развитие инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, международного сотрудничества и межрегиональных связей Саратовской области" государственной программы Саратовской области "Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 года N 546-П |
информационная прозрачность Правительства области, обеспечение мониторинга финансового положения области, описание существующих долговых инструментов является рекламой инвестиционных возможностей области |
министерство экономического развития и инвестиционной политики области |
||||||
Задача. Создание условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов в экономику региона | ||||||||||||
6. |
Организация процедуры взаимодействия инициаторов инвестиционных проектов, инвесторов, органов исполнительной власти области по принципу "одного окна" при сопровождении инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории области |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2020 |
финансирование не требуется |
снижение административных барьеров |
министерство экономического развития и инвестиционной политики области, министерство промышленности и энергетики области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство сельского хозяйства области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области |
||||||
7. |
Проведение заседаний Совета по инвестициям при Губернаторе области |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2020 |
финансирование в рамках подпрограммы 2 "Развитие инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, международного сотрудничества и межрегиональных связей Саратовской области" государственной программы Саратовской области "Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 года N 546-П |
придание инвестиционным проектам статуса приоритетного; выявление проблемных вопросов, возникающих при реализации инвестиционных проектов и требующих их оперативного решения |
министерство экономического развития и инвестиционной политики области |
||||||
8. |
Ведение единой информационной базы свободных производственных площадок и оборудования, территорий для застройки, информационно-аналитической базы данных инвестиционных проектов на официальном двуязычном интернет-портале "Инвестиционный портал Саратовской области" |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2020 |
финансирование не требуется |
представление инвесторам оперативной информации о свободных инвестиционных площадках и проектах области, требующих инвесторов |
министерство экономического развития и инвестиционной политики области |
||||||
9. |
Стимулирование создания промышленных индустриальных парков и технопарков на территории области |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2020 |
финансирование в рамках подпрограммы 2 "Развитие инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, международного сотрудничества и межрегиональных связей Саратовской области" государственной программы Саратовской области "Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 года N 546-П |
создание условий для реализации инвестиционных проектов на подготовленных инфраструктурно-инженерных площадках |
министерство экономического развития и инвестиционной политики области, министерство промышленности и энергетики области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
||||||
10. |
Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2020 |
финансирование не требуется |
улучшение инвестиционного климата региона |
министерство экономического развития и инвестиционной политики области |
||||||
11. |
Реализация дорожной карты "Повышение доступности энергетической инфраструктуры" |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2017 |
финансирование не требуется |
снижение административных барьеров |
министерство промышленности и энергетики области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития и инвестиционной политики области | |
||||||
12. |
Реализация дорожной карты "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2017 |
финансирование не требуется |
снижение административных барьеров |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития и инвестиционной политики области |
||||||
13. |
Организация взаимодействия инвесторов с институтами развития |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2020 |
финансирование не требуется |
поиск дополнительных источников финансирования реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов |
министерство экономического развития и инвестиционной политики области |
||||||
14. |
Создание эффективных механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим потребностям инвесторов |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2018 |
Финансирование в рамках подпрограммы 4 "Развитие профессионального образования" государственной программы Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года N 643-П |
соответствие структуры профессионального образования потребностям экономики области |
министерство образования области |
||||||
15. |
Участие в обеспечении профессионального образования и дополнительного профессионального образования в области инвестиционной деятельности сотрудников органов местного самоуправления, ответственных за привлечение инвестиций |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2018 |
финансирование в рамках подпрограммы 1 "Развитие местного самоуправления в Саратовской области до 2017 года" государственной программы Саратовской области "Развитие государственного и муниципального управления до 2017 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года N 647-П |
повышение уровня компетентности сотрудников органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ответственных за привлечение инвестиций |
министерство по делам территориальных образований области, министерство экономического развития и инвестиционной политики области |
||||||
16. |
Проведение мониторинга показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в области |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2020 |
финансирование не требуется |
оперативное отслеживание показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в области |
министерство экономического развития и инвестиционной политики области |
||||||
17. |
Возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2020 |
финансирование в рамках подпрограммы 3 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" государственной программы Саратовской области "Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 года N 546-П |
создание центров молодежного инновационного творчества |
министерство экономического развития и инвестиционной политики области |
||||||
18. |
Формирование плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в области |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2018 |
финансирование не требуется |
исполнение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного климата в регионе |
министерство экономического развития и инвестиционной политики области, министерство промышленности и энергетики области, комитет капитального строительства области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство образования области, министерство здравоохранения области, министерство культуры области, комитет по управлению имуществом области |
||||||
Задача. Развитие производств с высокой долей добавленной стоимости как эндогенного фактора повышения качества жизни населения | ||||||||||||
19. |
Техническое перевооружение и реконструкция оборудования на предприятиях промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2020 |
финансирование осуществляется за счет внебюджетных источников (прогнозно) (программы развития предприятий промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта) (прогнозно) |
повышение конкурентоспособности предприятий промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта |
министерство промышленности и энергетики области, предприятия промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта (по согласованию) |
||||||
20. |
Создание системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Саратовской области |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2016 |
финансирование осуществляется за счет внебюджетных источников (прогнозно) |
создание системы коммунальной инфраструктуры в области обращения с твердыми бытовыми отходами. Размещение 450 тыс. т/год ТБО на полигонах, переработка 150 тыс. т/год ТБО |
министерство природных ресурсов и экологии области |
||||||
21. |
Строительство нового аэропортового комплекса "Центральный" (г. Саратов) |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2017 |
финансирование в рамках подпрограммы 1 "Модернизация и развитие транспортного комплекса Саратовской области" в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие транспортной системы до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года N 641-П |
новый аэропортовый комплекс города Саратова, отвечающий современным требованиям авиационной безопасности и обслуживания потребителей аэропортовых услуг |
комитет капитального строительства области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области |
||||||
22. |
Развитие переработки растениеводческого сырья |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2015 |
финансирование в рамках подпрограммы 1 "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства на 2014-2020 годы" в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 2 октября 2013 года N 520-П |
рост обеспеченности продукцией собственного производства; обеспечение потребности населения области в муке, крупах, хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделиях, растительном масле |
министерство сельского хозяйства области |
||||||
23. |
Развитие переработки продукции животноводства |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2015 |
финансирование в рамках подпрограммы 2 "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства на 2014-2020 годы" в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 2 октября 2013 года N 520-П |
рост обеспеченности продукцией собственного производства, обеспечение потребности населения области |
министерство сельского хозяйства области |
||||||
Задача. Сокращение дифференциации в инвестиционной привлекательности муниципальных районов и городских округов области | ||||||||||||
24. |
Содействие в формировании инвестиционных паспортов муниципальных образований области |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2020 |
финансирование не требуется |
раскрытие инвестиционного потенциала муниципальных районов области |
министерство экономического развития и инвестиционной политики области |
||||||
25. |
Разработка перечня мер, направленных на стимулирование органов местного самоуправления к привлечению инвестиций и связанных с обеспечением благоприятного инвестиционного климата, созданием и развитием инфраструктуры поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности |
объем инвестиций в основной капитал |
2014 |
финансирование не требуется |
создание благоприятного инвестиционного климата в каждом муниципальном районе |
министерство экономического развития и инвестиционной политики области, министерство по делам территориальных образований области |
||||||
26. |
Содействие в разработке и внедрении Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата |
объем инвестиций в основной капитал |
2014-2015 |
финансирование не требуется |
создание благоприятного инвестиционного климата в каждом муниципальном районе |
министерство экономического развития и инвестиционной политики области, министерство по делам территориальных образований области |
5. Механизм реализации Стратегии. Внесение изменений
Стратегия реализуется с учетом положений государственных программ Российской Федерации, государственных программ Саратовской области и иных нормативно-правовых актов, в том числе документов стратегического планирования области.
Основными механизмами реализации настоящей Стратегии служат:
1) государственные программы Саратовской области;
2) инструменты государственно-частного партнерства и партнерство с бизнесом;
3) инвестиционные программы естественных монополий;
4) участие в деятельности Совета по инвестициям при Губернаторе Саратовской области;
5) система взаимодействия с инвесторами через официальный двуязычный интернет-портал "Инвестиционный портал Саратовской области" http://invest.saratov.gov.ru;
6) система мер государственной поддержки инвесторов, действующая в Саратовской области;
7) развитие на территории области института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности;
8) региональные институты развития Саратовской области.
Участниками реализации Стратегии могут являться (по согласованию) хозяйствующие субъекты, осуществляющие (планирующие осуществлять) деятельность на территории области и другие организации, территориальные органы федеральных органов государственной власти, органы государственной власти области, органы местного самоуправления области и города Саратова, общественные объединения.
Органом, координирующим процесс реализации настоящей Стратегии, является Правительство области в лице министерства экономического развития и инвестиционной политики области.
Комплексное управление реализацией Стратегии осуществляет Правительство области, которое:
1) определяет эффективные способы достижения стратегических целей инвестиционной политики области;
2) координирует работу ответственных исполнителей мероприятий раздела 4 настоящей Стратегии;
3) определяет приоритеты, принимает меры по привлечению средств внебюджетных источников для финансирования настоящей Стратегии.
Исполнительные органы государственной власти области предусматривают мероприятия по улучшению инвестиционного климата Саратовской области при разработке и исполнении государственных программ области, участвуют в выполнении мероприятий настоящей Стратегии. Персональную ответственность за выполнение мероприятий настоящей Стратегии и достижение целевых значений плановых показателей несут руководители исполнительных органов государственной власти области в соответствии с Планом мероприятий, направленных на достижение цели и решение задач Стратегии (раздел 4 настоящей Стратегии).
Мониторинг реализации настоящей Стратегии осуществляет министерство экономического развития и инвестиционной политики области, которое ежегодно в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом, размещает отчет о реализации настоящей Стратегии за отчетный год на официальном двуязычном интернет-портале "Инвестиционный портал Саратовской области" http://invest.saratov.gov.ru.
Министерство экономического развития и инвестиционной политики области в срок до 1 октября года, следующего за отчетным годом, осуществляет корректировку с обязательным публичным обсуждением положений настоящей Стратегии. Внесение изменений в действующую Стратегию размещаются на официальном двуязычном интернет-портале "Инвестиционный портал Саратовской области" http://invest.saratov.gov.ru.
В случае необходимости в процессе реализации настоящей Стратегии Экспертная группа вправе формулировать предложения по корректировке положений настоящей Стратегии. Сформулированные предложения учитываются министерством экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области при разработке проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в настоящую Стратегию, проходящих процедуру оценки регулирующего воздействия в соответствии с законодательством.
6. Показатели результативности реализации Стратегии
Результативность реализации мероприятий и достижение цели и задач Стратегии оценивается с помощью следующих показателей:
N п/п |
Показатель |
Значение показателя по годам (прогноз) |
||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
1. |
Объем инвестиций в основной капитал, млрд рублей |
145,6 |
166,7 |
188,7 |
212,9 |
233,1 |
259,6 |
288,4 |
2. |
Иностранные инвестиции, млн долларов США |
209,5 |
222,8 |
237,1 |
257,9 |
274,4 |
291,1 |
306,9 |
3. |
Энергоемкость валового регионального продукта, кг у.т. на тыс. рублей |
32,86 |
31,38 |
30,28 |
29,19 |
28,1 |
27,00 |
25,99 |
4. |
Затраты на технологические инновации организаций, млрд рублей |
5,5 |
5,8 |
6,1 |
6,4 |
6,8 |
7,2 |
7,6 |
5. |
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. рублей |
119,2 |
131,6 |
145,3 |
159,5 |
175,6 |
193,1 |
211,4 |
6. |
Оборот общественного питания на душу населения, тыс. рублей |
4,3 |
4,6 |
4,9 |
5,0 |
5,2 |
5,4 |
5,7 |
7. |
Объем бытовых услуг на душу населения, тыс. рублей |
3,6 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
5,6 |
6,2 |
6,9 |
8. |
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность |
11 |
11,5 |
12,0 |
13,5 |
14 |
14,5 |
15 |
9. |
Стоимость основных фондов, млрд рублей |
1493,5 |
1592,7 |
1703,1 |
1827,6 |
1964,0 |
2115,9 |
2284,6 |
10. |
Коэффициент обновления основных фондов, % |
6,6 |
6,8 |
7,2 |
7,6 |
7,7 |
8,0 |
8,2 |
_____________________________
* Данные представлены по оценке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области.
** Данные приведены с учетом иностранных инвестиций, осваиваемых инвесторами из других субъектов Российской Федерации на территории Саратовской области.
Приложение N 1
к Инвестиционной стратегии
Саратовской области до 2020 года
Комплексная оценка инвестиционной привлекательности области (SWOT-анализ)
|
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
Внутренние факторы |
Значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов, прежде всего строительного сырья. Выгодное географическое расположение. Избыточное энергоснабжение. Высокий уровень газификации городских и сельских населенных пунктов. Наличие высококвалифицированных кадровых ресурсов. Высокая научно-инновационная база. Наличие земель, пригодных для сельскохозяйственного использования. Наличие нормативной правовой базы, обеспечивающей режим наибольшего благоприятствования для осуществления инвестиционной деятельности. Сложившаяся специализация муниципальных районов и городских образований. Развитая финансовая инфраструктура. Относительно высокий инновационный потенциал. |
Недостаточное вовлечение в хозяйственный оборот минерально-сырьевого потенциала. Диспропорции развития региона в разрезе муниципальных районов и городских образований. Системные перекосы в структуре воспроизводства трудовых ресурсов: избыточная подготовка невостребованных производством непрофильных специалистов, недостаток квалифицированной рабочей силы по специальностям, необходимым в рамках реализации инвестиционных проектов. Наличие дисбаланса между сельскохозяйственным производством и сферой переработки, недостаточная глубина переработки сельскохозяйственной продукции. Малая доля конечного производства в выпуске готовой промышленной продукции, низкая доля добавленной стоимости. Низкий уровень производительности труда в отдельных отраслях экономики. Значительный физический и моральный износ основных производственных фондов предприятий. Изношенность коммунальной инфраструктуры. Недостаточно высокая доля предприятий, перешедших на новую технологическую платформу. Недостаточное количество предприятий с полным инновационным циклом (от разработки до промышленного использования инноваций). Недостаточное финансовое обеспечение сферы науки и высоких технологий. Недостаточный уровень конкурентоспособности производимой на территории области продукции |
Внешние факторы |
Реализация стратегий и проектов транснациональных, отечественных компаний и государственных корпораций, предполагающих возможность участия региональных предприятий. Продолжение мирового продовольственного кризиса, формирующего повышенный спрос на продукцию аграрного сектора и пищевой промышленности области. Увеличение транзитного грузопотока из стран Юго-Восточной Азии и Китайской Народной Республики в страны Европы. Расширение межрегиональной кооперации, развитие международного экономического сотрудничества в рамках Таможенного союза |
Наличие территориальных диспропорций на рынке труда. Усиление международной конкуренции, сужающей возможности предприятий области по привлечению инвестиций и расширению рынков сбыта. Вступление в силу норм Всемирной торговой организации, ограничивающих формы, методы и общий объем поддержки российских и региональных товаропроизводителей. Снижение доступности финансовых ресурсов вследствие колебания конъюнктуры мировых финансовых рынков (удорожание ресурсов). Резкие изменения конъюнктуры зарубежных и отечественных сырьевых рынков. Усиление диспропорций экономического развития территорий |
Приложение N 2
к Инвестиционной стратегии
Саратовской области до 2020 года
Территориальный разрез Инвестиционной стратегии Саратовской области до 2020 года
Район |
Отраслевые приоритеты |
Специфика |
Александрово-Гайский |
овцеводство; мясное скотоводство; строительство новых мясохладобоен и реконструкция имеющихся предприятий по забою скота; мясопереработка и производство мясной продукции |
зона рискового земледелия; значительные площади пастбищ; наличие государственной границы протяженностью 165 км с Республикой Казахстан с выходом в Центральную и Среднюю Азию |
Аркадакский |
животноводство; растениеводство (зерновое производство) |
потенциал для развития туризма (Хопер - байдарочная река); невостребованные запасы углеводородного сырья и минерально-сырьевых ресурсов (фосфориты) |
Аткарский |
растениеводство (зерновое производство); переработка сельскохозяйственной продукции (зерно, семена подсолнечника); производство муки, крупы, масла подсолнечного, хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских изделий; птицеводство; логистика |
г. Аткарск - крупный ж/д узел; месторождения нефти, кирпичных глин, стекольных песков, запасы глины "охра"; потенциал для развития туризма (Медведица - байдарочная река) |
Базарно-Карабулакский |
молочное и мясное животноводство; свиноводство; растениеводство (зерновое производство, картофель, подсолнечник); птицеводство; переработка сельскохозяйственной продукции; производство кирпича, керамической и тротуарной плитки |
залежи кварцевого песка |
Балаковский |
энергетика; химическое производство; нефтехимическое производство; автомобильное и транспортное машиностроение; металлургия; птицеводство; утилизация отходов; производство овощей закрытого грунта; переработка сельскохозяйственной продукции; мясное животноводство; молочное скотоводство; свиноводство; птицеводство |
г. Балаково - транзитная станция между западными и восточными районами страны, имеется речной порт; высокая обеспеченность электроэнергией; месторождения нерудных полезных ископаемых (керамзитовое сырье, кирпичные глины, известняк, песок) |
Балашовский |
птицеводство; растениеводство; переработка сельскохозяйственной продукции |
значительные запасы мореного дуба; значительные запасы полезных ископаемых (песчаное сырье, глинистое сырье, фосфоросодержащее сырье); потенциал для развития туризма |
Балтайский |
мясное животноводство; перерабатывающая промышленность |
запасы минерально-сырьевых ресурсов (мел, кирпичное сырье, песок для силикатных изделий, песок строительный, камень строительный) |
Вольский |
производство строительных материалов; машиностроение; металлопереработка; пищевая и перерабатывающая промышленность; легкая промышленность; мукомольная промышленность; молочное скотоводство; мясное животноводство |
район - центр производства цемента; запасы нерудных полезных ископаемых (суглинки, глины, пески, мел, мергели, опоки, песчаник) |
Воскресенский |
растениеводство (зерно, подсолнечник); пищевая и перерабатывающая промышленность; производство строительных материалов; производство по переработке древесины; птицеводство |
потенциал для развития туризма; запасы нефти, газа, глин, песка, ракушечника; запасы древесины |
Дергачевский |
топливная промышленность; мясное скотоводство; овцеводство; пищевая и перерабатывающая промышленность; строительная индустрия |
запасы газа, нефти, глины, мела и песка |
Духовницкий |
кормопроизводство; мясное скотоводство; свиноводство; овцеводство; птицеводство; переработка животноводческой продукции |
лучшие в Левобережье черноземные почвы |
Екатериновский |
растениеводство; животноводство; перерабатывающая промышленность |
проходит федеральная автотрасса; ж/д станция |
Ершовский |
топливная промышленность; производство стройматериалов (щебня); животноводство; переработка животноводческой продукции |
месторождение песка строительного и месторождение глиностроительное |
Ивантеевский |
сельскохозяйственное производство зерно-маслично-животноводческого направления; пищевая и перерабатывающая промышленность; химическое производство; производство резиновых и пластмассовых изделий |
запасы строительного песка, глины, бутового камня, углеводородного сырья |
Калининский |
растениеводство; свиноводство; птицеводство; мясное скотоводство; молочное скотоводство; овцеводство |
|
Красноармейский |
легкая промышленность; пищевая и перерабатывающая промышленность; керамическое производство; птицеводство; мясное скотоводство; молочное скотоводство; овцеводство |
месторасположение на транспортном коридоре "Север - Юг" и на границе ПФО и ЮФО; имеются две неиспользуемые волжские пристани |
Краснокутский |
мясное скотоводство; птицеводство; перерабатывающая промышленность; кормопроизводство на орошаемых землях; машиностроение, металлообработка |
запасы песка и глины; развитая транспортная инфраструктура: ж/д станция, автомобильная дорога межобластного значения, грунтовый аэродром |
Краснопартизанский |
растениеводство (производство зерновых и кормовых культур); животноводство мясомолочного направления; овцеводство; производство стройматериалов; пищевая промышленность |
запасы полезных ископаемых (известняк, песчаник, мергель, пески, фосфориты, глина, горючие сланцы) |
Лысогорский |
растениеводство (зерно, подсолнечник); птицеводство; рыбоводство; перерабатывающая промышленность |
месторождения нефти и газа, добываются глины, щебень и глауконитовый песок |
Марксовский |
молочное скотоводство; перерабатывающая промышленность; мясное животноводство; овцеводство |
потенциал для развития туризма |
Новобурасский |
растениеводство (зерно, подсолнечник, картофель); молочное скотоводство; рыбоводство; переработка древесины |
запасы известняков; потенциал для развития туризма (горнолыжный комплекс) |
Новоузенский |
производство и переработка зерна; развитие мясного скотоводства; овцеводство; строительство новых мясохладобоен и реконструкция имеющихся предприятий по забою скота |
запасы невостребованных минерально-сырьевых ресурсов (песка и глин, в том числе пригодных для производства керамики, нефтяные месторождения) |
Озинский |
топливная промышленность; развитие мясного скотоводства |
запасы калийно-магниевых солей, горючие сланцы, строительные материалы; Озинский район имеет выгодное географическое положение (близость с Республикой Казахстан, наличие пограничного и таможенного пропусков) |
Перелюбский |
растениеводство (зерно); мясное скотоводство |
запасы нефти, газа, горючих сланцев; наличие государственной границы с Республикой Казахстан с выходом в Центральную и Среднюю Азию |
Петровский |
растениеводство (зерновые, зернобобовые, подсолнечник, картофель и овощи); животноводство; машиностроение |
запасы невостребованных минерально-сырьевых ресурсов, месторождение кирпично-черепичного сырья, керамзитового сырья, пески строительные, камень строительный |
Питерский |
растениеводство; мясное скотоводство; овцеводство; мясопереработка и производство мясных изделий; овцеводство |
месторождения газа, глины |
Пугачевский |
растениеводство (производство зерновых культур, подсолнечника); животноводство; производство стройматериалов; пищевая промышленность; перерабатывающая промышленность |
запасы кирпично-черепичного сырья, камня строительного, песка строительного, известняка, доломитов |
Ровенский |
мясное скотоводство; растениеводство (производство зерновых культур, овощей); бахчеводство; мясопереработка и производство мясных изделий |
благоприятные условия для выращивания бахчевых культур |
Романовский |
растениеводство (производство зерновых культур, подсолнечника, сахарной свеклы, овощей); мясное и молочное скотоводство |
высокопродуктивные черноземные почвы; запасы сырья для производства строительных материалов: песок, глина |
Ртищевский |
растениеводство; свекловодство; производство стройматериалов; переработка древесины |
бонитет почвы самый высокий в области; запасы глины, песка, питьевых подземных вод; Ртищево - крупный ж/д узел |
Самойловский |
переработка сельхозпродукции; производство стройматериалов; коневодство |
запасы кирпично-керамического сырья, песков строительных и керамзитового сырья |
Саратовский |
растениеводство (производство зерновых культур, подсолнечника, кукурузы); овощеводство закрытого грунта; переработка сельхозпродукции; производство мебели; производство строительных материалов |
выгодное географическое положение (район примыкает к административному центру области) |
Советский |
нефтегазодобыча |
запасы нефти и природного газа |
Татищевский |
птицеводство; растениеводство; логистика; мясное животноводство; молочное животноводство; свиноводство; овцеводство |
запасы нефти, газа, агроруды, месторождения песков, глины, минеральных красок, пресных подземных вод |
Турковский |
мясное животноводство; молочное животноводство |
плодородные почвы, запасы минерально-сырьевых ресурсов (песка и глин, в том числе пригодных для производства стекла и керамики), древесины, мореного дуба |
Федоровский |
растениеводство |
почвы каштановые и темно-каштановые; железная дорога и автомагистраль "Саратов - Энгельс - Ершов - Озинки", магистральные газопроводы Средняя Азия - Центр, Мокроус - Тольятти |
Хвалынский |
свиноводство; мясное животноводство; молочное скотоводство; птицеводство; овцеводство |
месторождения мела, мергеля, опоки песчаника, песка, гравия, глины минеральных красок; национальный парк "Хвалынский" |
Энгельсский |
автомобильное и транспортное машиностроение; свиноводство; мясное животноводство; молочное скотоводство; птицеводство |
промышленность; близость к административному центру - г. Саратову |
г. Саратов |
нефтехимия; автомобильное и транспортное машиностроение; стекольная промышленность |
обеспечение эффективного промышленного, торгового, инфраструктурного, финансового развития, создание благоприятной среды населению города, формирование устойчивой социальной и культурной сферы. |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 27 июня 2014 г. N 368-П "О внесении изменения в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.