Наша общественная организация инвалидов сдает в аренду помещение. Мы освобождены от уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, но наш бухгалтер по ошибке выделил в платежном поручении сумму налога в стоимости арендной платы. При этом в учете и отчетности нашей организации налог не отражался и в бюджет не уплачивался. Является ли указание НДС в платежных документах основанием для утверждения о неправомерном пользовании предусмотренной законом льготы по налогу на добавленную стоимость? Предусмотрена ли законом в этом случае ответственность за нарушение налогового законодательства?
Обязанность уплачивать налоги возлагается на плательщика законодательными актами. Установление и отмена налогов и льгот налогоплательщикам осуществляются органами государственной власти в соответствии с Законом РСФСР от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Исходя из содержания ст. 3 и 13 названного закона финансовые санкции за нарушение налогового законодательства - сокрытие (занижение) дохода (прибыли) или иного объекта налогообложения - применяются только к плательщикам налогов. Законом Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 (ст. 5, п. 1 (ф) "О налоге на добавленную стоимость" освобождены от налога на добавленную стоимость товары (работы, услуги), производимые и реализуемые общественными организациями инвалидов. При реализации этих товаров (работ, услуг) отсутствует объект обложения налогом на добавленную стоимость. Соответственно и не возникает обязанность организации уплачивать налог на добавленную стоимость. Статья 11.1 Закона "Об основах налоговой системы" гласит: "Обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами". Письмом Госналогслужбы России от 6.10.93 г. N ВГ-6-14/344 "Рекомендации по применению санкций за нарушения налогового законодательства" разъясняется, что финансовые санкции за нарушение налогового законодательства, предусмотренные Законом "Об основах налоговой системы", не должны применяться по платежам, не имеющим объектов налогообложения. Статьей 5 (я) Закона "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции от 27.12.95 г. N 211-ФЗ) предусмотрено право не применять общественными организациями инвалидов указанную льготу. Но законом не указан порядок прекращения действия льготы. Вывод об отказе организации от применения льготы по налогу на добавленную стоимость на основании того, что в платежном документе была указана сумма налога, из закона не следует.
Указание суммы налога в расчетно-платежных документах на реализуемые товары (работы, услуги) является элементом порядка исчисления налога, предусмотренного для предприятий, реализующих товары (работы, услуги) по ценам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. Обязанность исчислять налог, подлежащий внесению в бюджет, появляется при наличии налогооблагаемой базы. Само по себе выделение НДС в цене, указанной в платежном документе, не является достаточным основанием для того, чтобы утверждать, что льгота, освобождающая от налогообложения, прекращает действие. (Заметим, что законодательством предусмотрена ситуация, когда налогоплательщик не указывает в платежном документе сумму налога. Но это не освобождает его "в добровольном порядке" от исчисления подлежащего уплате в бюджет НДС.) Кроме того, надо принять во внимание, что организация не заявляла в налоговый орган об отказе от льготы по НДС. В приказах по организации не было положений о неприменении льготы и указаний по исчислению налога и отражению его в бухгалтерском учете. Налоговые декларации по исчислению и уплате в бюджет НДС не представлялись. Таким образом, можно утверждать, что в данной ситуации действие льготы, предусмотренной для организации нормой закона, не прекращалось, а обязанности по уплате налога не возникали. Основания для применения санкций за нарушение налогового законодательства отсутствуют.
Ответ на вопрос подготовлен
Ю.В. Жолобовым
Общественное объединение "Общество налогоплательщиков"
Контактный телефон (095) 163-78-43
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а