"На основе новых статей вообще ничего взыскать нельзя ..."
- Владимир Иосифович, как вы оцениваете отмену Федерального закона от 20 июля 1998 г. N 116-ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" и одновременное включение в Налоговый кодекс Российской Федерации трех статей, которые устанавливают налоговый контроль за расходами физических лиц (статьи 86.1, 86.2, 86.3)?
- Я оцениваю это положительно. Объясню почему. Я считаю, что отмененный закон был грубейшим произволом по отношению к гражданам. Ведь в нем недвусмысленно говорилось о том, что только на базе тех данных, которые могли получить налоговые органы, в результате покупок на 84 тыс.руб. и выше можно было предъявить требования по уплате налога и всех штрафов, которые существовали в нашем налоговом законодательстве. Таким образом, на базе косвенных данных гражданам могли вменить доход. А ведь доказать законность происхождения этих доходов физическому лицу было весьма сложно.
У нас был целый ряд необлагаемых доходов. Например, в течение многих лет подоходным налогом не облагались проценты по вкладам. Кроме того, те крупные покупки, которые были объектом налогового контроля, те крупные расходы, которые ставили под сомнение законность получаемых доходов, являются, по существу, результатом многолетних накоплений. Документально доказать такие доходы было бы очень сложно. И это не учитывалось в положениях отмененного закона. Очевидно, что возникали предпосылки для налогового произвола.
- Ситуация с отмененным законом ясна, а что же ждет нас в связи с внесением поправок в Налоговый кодекс, которые вступают в действие с 1 января и во многом дублируют положения этого закона?
- Я считаю, что положения этих статей стоят ближе к проведению принципа справедливости. На основе новых статей вообще ничего взыскать нельзя. Сегодня можно только накопить информацию о том, что граждане что-то купили, но взыскать ничего нельзя, поскольку нет необходимых механизмов. Ведь в этих поправках не говорится о подоходном налоге, не говорится и о том, что на основе собранных данных можно определить размер требования об уплате дополнительного налога. Этого нигде нет.
А это значит, что закон может быть использован только для того, чтобы знать, что Иванов, Петров, Сидоров или там имярек купил какую-то вещь. Установили несоответствие расходов продекларированным доходам, а что дальше?
- Министерству по налогам и сборам предоставлено право подготавливать инструкции, разъясняющие порядок обложения тем или иным налогом. Возможно ли сегодня только на основе, скажем, такой инструкции восполнить недостающие положения?
- Статьей 86.3 устанавливается, что МНС России разрабатывает формы специальной декларации. Поэтому оно может потребовать заполнения таких деклараций. Но на этом все кончается. Дело в том, что никакими инструкциями Министерство не вправе установить налогообложение на основе этих новых статей Налогового кодекса.
Для того чтобы эти положения как-то заработали, должен быть изменен закон о подоходном налоге с физических лиц, и только тогда можно будет предъявлять гражданам требования об уплате налогов, если они не смогут доказать происхождение своих доходов. Никакая инструкция не сможет восполнить того, чего нет в законе.
- Как вы считаете, когда подобные положения налогового законодательства могли бы начать работать и в каком виде?
- Я считаю, что надо издать закон, которым контролировались бы наиболее крупные расходы. Например, для нашей страны, может быть, где-то в пределах 50 - 100 тыс. долларов. Под этот закон подпадал бы ограниченный круг лиц. Практика его применения дала бы нам некоторый опыт. В то же время я думаю, что этот закон нужно принять, а вводить его в действие - с большим временным лагом, который может составлять пять лет. В течение этого периода гражданин должен будет сохранять необходимые документы и другую информацию о предполагаемых покупках. Тогда он легко сможет доказать, откуда у него взялись на это деньги.
Такой подход позволит соблюсти принцип дешевизны налогообложения, о котором писал еще Адам Смит. Ведь что сегодня предлагается: ГИБДД - должна сообщать, нотариусы - должны сообщать, те, кто регистрирует сделки с золотыми слитками, - тоже должны сообщать. Когда рынок ценных бумаг оживет, каждый брокер должен будет сообщать почти о каждой сделке с ценными бумагами. Граждане должны будут подавать специальные декларации. Налоговые органы должны будут все это регистрировать. Объем работы и, следовательно, затраты по ее выполнению будут расти просто лавинообразно. Конечно же, нельзя будет говорить ни о какой дешевизне налогообложения.
Обобщая все это, хочу сказать, что я не отрицаю необходимости такого закона, он действительно нужен для того, чтобы в определенных случаях осуществлялся контроль за расходами. Однако сегодня все непродуманно.
В.И.Слом
Интервью подготовил Алексей Баландин
"Российский налоговый курьер" N 10, октябрь 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99